21 сентября 1927 г. в Параклитском скиту он был пострижен в монашество. Молодой инок начал здесь путь духовного совершенствования под руководством мудрого наставника архимандрита Кронида. “Здесь я, — говорил Святейший Патриарх Пимен в своем слове при наречении во епископа 16 ноября 1957 г., — насыщался от сладостной трапезы бесед и наставлений, исполненных глубокой мудрости, огромного опыта и духовной настроенности всегда любвеобильного и благостного приснопамятного наместника Лавры архимандрита Кронида, много добрых семян посеявшего в мою душу” 43 ]. Почитателем архимандрита Кронида был протоиерей Тихон Пелих, о чем свидетельствует его дочь Екатерина Тихоновна Кречетова: “Мой отец — протоиерей Тихон Пелих — жил в Сергиевом Посаде с 1930 го­да и очень близко общался с отцом Кронидом. Много пользы и духовной поддержки получал от него. Среди его духовных записей есть строчки (10 апреля 1935 г.): «Был у отца Кронида, он ласково благословил меня и просил молиться за него». К сожалению, сохранились лишь эти скупые строки. Но помню, как папа с любовью и глубоким благоговением всегда вспоминал отца Кронида. И всегда считал себя недостойным того доверия, которое ему оказал отец наместник, поручив хранение святых антиминсов Лавры” 44 . Очень любил отца Кронида и часто ходил к нему для бесед племянник старца иеросхимонаха Алексия (Соловьева) протоиерей Николай. Почти всегда он брал с собой и свою дочь Веру. Она вспоминала, как они бывали с отцом у архимандрита Кронида на Штатно-Нагорной и Штатно-Набережной улицах. Перед входом в комнату отца Кронида стоял гроб, что производило на девочку сильное впечатление. Ее отец подолгу беседовал с отцом Кронидом на духовные темы. И всегда отец Кронид был очень приветлив и ласков в обращении. Он очень любил петь. Часто пел в храме на Кукуевском кладбище. Последние годы он плохо видел и ходил в темных очках 45 . По воспоминаниям Антонины Владимировны Комаровской, жившей в Сергиевом Посаде в 1925–1928 гг., отец Кронид был “очень энергичным, деятельным.

http://pravmir.ru/zhizneopisanie-arhiman...

Закрыть Разведчик Лев Маневич, оперативный псевдоним «Этьен» Тихомир Павлов   03:55 20.12.2023 119 Время на чтение 7 минут В конце сентября 1935 года Постановлениями ЦИК СССР и СНК СССР в РККА были впервые введены персональные военные звания. В конце ноября того же года советским военачальникам В.К. Блюхеру, С.М. Будённому, К.Е. Ворошилову, А.И. Егорову и М.Н. Тухачевскому присвоили прежде невиданные звания «Маршал Советского Союза». Все центральные газеты страны, и даже региональные, вышли с их портретами. Далее, и опять-таки в обстановке широкой гласности последовало присвоение генеральских званий комбригов, комдивов, комкоров, а затем и званий старших офицеров. Одним из первых среди них, кому в СССР было присвоено звание полковника, ранее встречавшееся только в дореволюционные времена, стал Л.Е. Маневич. Уникальность данного случая состоит в том, что приказ Народного комиссариата обороны СССР об этом, подписанный 16 декабря 1935 года, был секретным, а сам Лев Ефимович находился тогда в Италии, под следствием по обвинению в шпионаже. Родился он 20 августа 1898 года в городе Чаусы Могилёвской губернии, ныне Республика Беларусь, в нынешнем году ему исполнился 125-летний юбилей. В разведку пришёл весной 1920-го, имея большой опыт Гражданской войны (прошёл путь от командира отряда особого назначения до комиссара бронепоезда). Но востребованным оказалось иное: знание иностранных языков (немецкого, французского и итальянского), которыми он в совершенстве овладел в детстве, живя у брата Якова, бежавшего от преследования в швейцарский Цюрих. Там же, до революции и возвращения на родину, окончил Политехнический колледж, а от Разведупра в 1920-1924 годах – Высшую школу штабной службы комсостава РККА и Военную академию РККА, где изучил ещё один язык – английский. Первые оперативные задания выполнял в Германии, в 1925-1927 годах, пользуясь псевдонимом «Этьен». Лев Маневич в форме лётчика ВВС РККА Но и учёба продолжалась. Стажировался в войсках на должности командира роты, окончил курсы усовершенствования начсостава ВВС при Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского, получив звание «лётчик-наблюдатель» Воздушного флота РККА. Всё шло к отправке Маневича в США, для работы по легальной линии. Но внезапно руководство решило иначе, и было принято решение о его командировке в Италию в качестве нелегала.

http://ruskline.ru/opp/2023/12/20/razved...

Да и в эмиграции, как уже подчеркивалось, шла своя борьба. Где-то это была простая политическая грызня между различными группами, не успевшими свести счеты еще со времен 1905 г., где-то шел разноуровневый поиск будущего Вертограда. В сущности, интеллектуальная эмиграция продолжала биться над тремя вопросами: кто мы, куда идем, кто виноват? Как правило, ответы были или до обидного традиционно ясными и простыми, или тонули в трясине многословия. Свой путь разрабатывала и православная студенческая молодежь, создавшая свое движение. Вот как пишет об этом Н.М. Зернов, повествуя о 3-м съезде студенческого движения, собравшегося в сентябре 1925 г. в Хопове: «Хозяева съезда – студенты Братства Серафима Саровского из Белграда – высказались за подчинение всего движения контролю епископата и предложили организовать православные братства везде, где существуют студенческие кружки», его участники были «твердо убеждены, что православные братства быстро распространятся во всех слоях русской эмиграции, и что новообращенная интеллигенция и епископат, представленный Карловацким Синодом, будут плодотворно сотрудничать. Безоблачная атмосфера Хоповского съезда продолжалась недолго. Следующее лето принесло с собой Приближение бури. Причиной послужило неожиданное осуждение Собором русским епископов в изгнании протестантских организаций, помогавших Русскому студенческому движению. В июне 1926 г. епископы обнародовали постановление, объявившее американские интерконфессиональные организации враждебными Православной Церкви и в своей основе масонскими... Решение это – результат увеличившихся разногласий между двумя направлениями внутри Русской Церкви. В то время как представители одного из них, возглавляемые С.Н. Булгаковым, Н.А. Бердяевым , А.В. Карташевым , В. В. Зеньковским и другими, провозглашали всемирную миссию Русской Церкви, освободившуюся, наконец, от контроля светских властей, другие с возрастающим упорством настаивали на возвращении к старым порядкам, и с нескрываемой враждебностью следили за установлением дружеских связей между Православной Церковью и западным христианством». 196

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Монахиня Игнатия (Пузик): Ученый с мировым именем, тайная монахиня Родилась Валентина Ильинична, будущая монахиня Игнатия, в Москве в небогатой семье, где и отец и мать работали денно и нощно, чтобы обеспечить безбедную жизнь. В 1915 году отец умер от туберкулеза и для Валентины потянулись трудные годы. После учебы в школе она сумела поступить в Николаевское коммерческое училище. 12 сентября, 2012 Родилась Валентина Ильинична, будущая монахиня Игнатия, в Москве в небогатой семье, где и отец и мать работали денно и нощно, чтобы обеспечить безбедную жизнь. В 1915 году отец умер от туберкулеза и для Валентины потянулись трудные годы. После учебы в школе она сумела поступить в Николаевское коммерческое училище. Удивителен путь монахини Игнатии (Пузик): доктора биологических наук, профессора с мировым именем, большую часть своей научной жизни потрудившейся в науке будучи тайной монахиней.   Родилась Валентина Ильинична, будущая монахиня Игнатия, в Москве в небогатой семье, где и отец и мать работали денно и нощно, чтобы обеспечить безбедную жизнь. В 1915 году отец умер от туберкулеза и для Валентины потянулись трудные годы. После учебы в школе она сумела поступить в Николаевское коммерческое училище. Везде  — и в школе и в училище  — педагоги отмечали у девочки редкие способности и большое прилежание. Наверное, это было одним из стимулов для продолжения образования. По окончании училища Валентина Пузик поступает на естественное отделение Физико-математического факультета Московского университета (впо-следствии отделение было преобразовано в биологический факультет), где быстро проявляется ее стремление к научно-исследовательской работе. На старших курсах даровитую студентку приметил Владимир Германович Штефко, в то время занимавший на биологическом факультете должность профессора антропологии. Первые же его поручения Валентина выполнила безукоризненно  — профессор был доволен, что у него появилась такая помощница.   В те годы  — 1923 -1925  — нагрузка у Владимира Германовича была безмерна: эксперименты, лекции, доклады, написание статей для немецких, французских, американских научных журналов  — все расписано по часам и минутам. От работы он просто задыхался, и знакомство с Валентиной стало для него большим подспорьем.

http://pravmir.ru/monaxinya-ignatiya-puz...

148 . Церковное право и кризис правосознания. (Вступительная лекция, прочитанная на русском юридическом факультете в Праге 17(30) мая 1923 г.). – Ученые записки, (Прага), 1924, I, 3, с. 9–27. 149 . Письмо Велеградскому съезду. – Последние новости, 1924, 13 августа, 1319, с. 14. 150 . Письмо митрополиту Евлогию (по поводу фельетона митрополита Антония Храповицкого) . – Вечернее время, 1924, 20 сентября. 151 . Аскетизм в условиях студенческой жизни. – В сб.: Христианство и современная жизнь. – Духовный мир студенчества, (Париж), 1925, 8. 152 . Ипостась и ипостасность. (Scolia к «Свету Невечернему»). – В сб. статей, посвященных П.Б. Струве ко дню 35-летия его научно-публицистической деятельности, 30 января (1890–1925). Прага, Пламя, 1925, с. 353–371. 153 . «Новозаветное учение о Царствии Божием». Протоколы семинария проф. прот. С. Н. Булгакова. – Духовный мир студенчества, (Прага), 1925, 5, с. 48–60. 154 . The Guardian of the House of the Lord. (To the memory of the Most Holy Patriarch Tikhon). An address delivered at Prague 27 Apr. 1925. Trans, by D.Mirsky. – The Slavonic and East European Review. 1925, vol. 4, 10, p. 156–164. 155 . Östliches Christentum. Dokumente. Herausgegeben von N. V. Bubnoff und Hans Ehrenberg. Bd. 2. Philosophie. Kosmodizee (fragments). München, С H. Beck, 1925. 156 . Очерки учения о Церкви. I. – Путь, 1925, 1, с. 53–78. 157 . Очерки учения о Церкви. II. Обладает ли Православие внешним авторитетом догматической непогрешительности? – Путь, 1926, 2, с. 47–58. 158 . Очерк учения о Церкви. III. Церковь и «инославие». – Путь, 1926, 4, с. 3–26. 159 . Благодатные заветы преподобного Сергия русскому богословствованию. – Путь, 1926, 5, с. 3–19. 160 . Письмо профессору Гансу Эренбергу (по вопросу о православии и протестантизме). – Путь, 1926, 5, с. 87–92. 161 . Does Orthodoxy possess an outward Authority of Dogmatic Infallibility? – The Christian East, avr. 1926, 1, p. 12–24. 162 . Светлый покров над миром. (Слово в день Покрова Пресвятой Богородицы, 1925). – Вестник (Париж), 1926, 10, с. 3–6.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Русские писатели, литература и художество. Н-Й., 1973, 279 стр. Карсавин Лев Платонович (1882–1952). Родился в Петербурге 13 декабря в семье балетмейстера. Профессор средневековой истории Петербургского университета. Выслан из России в 1922 г. Один из основателей Евразийского движения. В 1928 г. получил кафедру в Ковно и стал специалистом по литовской культуре. После занятия Литвы Красной Армией сослан коммунистами в концентрационный лагерь. Умер в заключении 12 июля. Его последние годы жизни и смерть описаны в Orientalia Christiana Periodica XXIV, Roma, 1958. Nodes Petropolitanae. B, 1922, 203 pp. Джордано Бруно. Б., 1923, 271 стр. Философия истории. Б., 1923, 358 стр. Диалоги. Б., 1925, 112 стр. О началах. Б., 1925, 184 стр. О сомнениях в науке и вере. П., 1925, 23 стр. Первые принципы. Б., 1925. Св. Отцы и Учители Церкви. П., 1926, 270 стр. Церковь , личность и государство. П., 1927, 30 стр. Личность. Каунас, 1929, 224 стр. Поэма о смерти. Каунас, 1923, 80 стр. Католицизм. Istorijos Teorija, Kaunas, 1929. Статьи, см. Мат. библ., I, Бл., 1931. Биография и библиография в «Вестнике РСХД», 104–105, П, 1972. Карташев Антон Владимирович (1875–1960). Родился 11 июля в Киштьме, на Урале, в семье рудокопа. В 1894 г. окончил Пермскую семинарию, а в 1899 г. – Петербургскую Духовную академию. Преподавал церковную историю (1900–05). Ушел из академии и преподавал на Высших женских курсах (1906–18). Председатель Религиозно-философского общества в Петербурге (1909). Последний прокурор Св. Синода и первый министр Вероисповеданий Временного правительства (1917). Выехал из России в январе 1919 г. Профессор Богословского института в Париже (1925–60). Видный церковный и общественный деятель. Умер в Париже 10 сентября Реформы, реформация и исполнение церкви. Б., 1922, 66 стр. На путях к Вселенскому Собору. П., 1932,132 стр. Св. Великий князь Владимир. П., 1939, 24 стр. Ветхозаветная библейская критика. П., 1947, 250 стр. Воссоздание Святой Руси. П., 1956, 258 стр. Жизненный путь митрополита Владимира. П., 1957, 16 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

256 Новицкий Юрий Петрович; (10 ноября 1882 – 13 августа 1922). Окончил юридический факультет Киевского университета св. Владимира (1908). С 1 июля 1914 – приват-доцент кафедры истории русского уголовного права Киевского, с 21 сентября 1914 – Петроградского университета, с 1918 – профессор. С 1920 – профессор Института дошкольного образования. Был также ученым секретарем Педагогического института социального воспитания при Психоневрологической академии. 13 октября 1919 – 13 февраля 1920 – член Комиссии духовно-учебных заведений Петроградской епархии. С 23 января 1920 – член Правления, с 14 сентября 1921 – член Президиума Правления Богословского института. Председатель правления Общества православных приходов Петрограда и его губернии. Расстрелян вместе с митрополитом Вениамином. 31 октября 1990 реабилитирован. В апреле 1992 года причислен клику святых. См.: Колосов Ю. Мертвые учат жить.//Нева. 1992. 10. С. 256–262. 216, 217, 219, 220, 221, 224, 225, 226, 236, 237, 238, 249, 249, 250, 257, 266, 273, 276, 277, 279 Новорусский Михаил Васильевич; (28 сентября 1861 – 21 сентября 1925). Сын псаломщика с. Новая Русса Новгородской губернии. Окончил Новгородскую ДС (1882) и С.-Петербургскую ДА (1886) и был оставлен профессором стипендиатом. Революционер-народник. На его квартире был приготовлен динамит для покушения на Александра III. 3 марта 1887 арестован, приговорен к смертной казни, замененной бессрочным одиночным заключением в Шлиссельбургской крепости. В 1905 освобожден из крепости и сослан в Выборг, где его приютил в архиерейском доме архиепископ Финляндский и Выборгский Сергий (Страгородский) . Здесь он прожил больше года, написав «Записки шлиссельбуржца 1887–1905» (изд. М. 1933). С 1907 жил в С.-Петербурге, сотрудничал в прессе. Соч.: Путь моего самообразования.//Вестник знания. 1925. 7. С. 481–191. См.: Красная нива. 1925. 41. С. 978; Красная панорама. 1925. 40 (82). С. 7; Петровский Е. В стенах Духовной академии.//Патриарх Сергий и его духовное наследство. М. 1947. С. 215–217; Соловьева З. П. О некоторых особенностях организации экскурсий в России (1905–1914).//«Петербуржец путешествует». Сборник материалов конференции. СПб. 1995. С. 62–68 (на с. 65).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Эллинский мир и христианство. Варшава, 1933, 76 стр. Die Urchristliche Realismus. Kassel, I–II, 1933–35. Из жизни Ауха. Варшава, 1935, 174 стр. Религиозный опыт ап. Павла. Варшава, 1935, 23 стр. М., 1960. We Beheld His Glory. L, 1937, 220 pp. Монашество и мистицизм восточной Церкви (по-румынски). Cernauti, 1940, 75 pp. The Holy Moscow. L, 1940, 148 pp. (фр. пер. – 1948, нем. пер. – 1940). Из русской культурной традиции. Франкфурт, 1958, 299 стр. Преображение мира и жизни. Н-Й., 1959, 235 стр. (Нем. пер. – 1955). La piété Russe. Neuchâtel, 1963, 141 pp. (Англ. пер. – 1964). Die Geistigen Schicksale des Russischen Volkes. Graz., 1966, 450 pp. О жизни переизбыточествующей. Брюссель, 1966, 285 стр. К книге добавлена полная библиография. О Достоевском. Брюссель, 1972, 64 стр. Единый поток жизни. Брюссель, 1973. Revelation of Life Eternal, 1973, 104 pp. Дары и встречи жизненного пут и. Готовится к печати. Список статей см. Мат. библ. I, Бл., 1931 и II, Бл, 1941. Афанасьев, протоиерей Николай Николаевич (1893–1960). Родился 4 сентября в Одессе. Поступил на математический факультет университета. Участвовал в Первой мировой войне. Покинул Россию в 1920 году. В 1925 году окончил богословский факультет Белградского университета. Преподавал в Скополье (1925–30). С 1930 года – профессор канонического права в Православном богословском институте в Париже. Рукоположен в 1940 году. С 1941 по 1947 год – настоятель русского прихода в Тунисе. Доктор богословия (1950). Умер в Париже 12 декабря. Авторитет государства и вселенские соборы (на сербском языке). Скополье, 1927, 67 стр. Трапеза Господня. П., 1952, 93 стр. Значение мирян в жизни Церкви. П., 1955, 78 стр. Церковь Духа Святого. П., 1971, 332 стр. (Книга содержит краткий биографический очерк и библиографию). Перечень статей можно также найти у Зан. 1937, 1947, 1954, 1965 и Мат. библ., II, Бл. (1941). См. также журнал «Irenikon», 1967, 2. Бердяев Николай Александрович (1874–1948). Родился 6 марта в Киевской губернии. Его отец – гвардейский офицер, мать – урожденная княгиня Кудашева. Вместо Пажеского корпуса поступил в Киевский университет, был исключен в 1898 г. и сослан в Вологду. Стал членом социал-демократической партии. В 1901 г. опубликовал первую книгу «Субъективизм и индивидуализм в социальной философии». Учился в Германии, вернулся в Петербург в 1904 г. Принял участие в сборнике «Вехи» (1909), издал ряд книг по религиозной философии: «Философия свободы» (1911), «Смысл творчества» (1916). Избран профессором философии Московского университета (1917), а в следующем году выгнан из профессуры Лениным. Участвовал в сборнике «Из глубины» (1918). Преподавал в Вольной академии духовной культуры (1918–1922). Выслан из России (1922). Возглавлял Религиозно-философскую академию в Париже (1925–1940). Редактор журнала «Путь» (1925–1940). Умер в Париже 24 марта. О личности и творчестве Бердяева существует обширная литература на английском, немецком и французском языках.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Это не представляется удивительным. Митрополит Петр был неизвестен в эмиграции, и архиереи искренне сомневались в его твердости. В эмиграции распространились слухи о его симпатиях к красному обновленчеству. 71 Однако, после того как митрополит Петр в своем послании осудил обновленцев, а осенью 1925 г. отказался принять участие в их соборе, отношение зарубежной иерархии к преемнику Патриарха Тихона изменилось. В сентябре 1925 г. митрополит Евлогий ввел поминовение митрополита Петра в Западной Европе. 72 12 ноября 1925 г. митрополит Петр был признан в качестве Местоблюстителя и Архиерейским Синодом РПЦЗ. 73 26 июня 1926 г. это решение утвердил Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви. 74 Однако с конца 1925 г. митрополит Петр уже не принимал участия в управлении Церковью и остаток дней своих, вплоть до расстрела в 1937 г., провел в заключении. Отношения Зарубежного Синода и Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) поначалу были ровными. В 1926 г. два иерарха Русской Зарубежной Церкви, архиепископ Феофан (Быстров) и епископ Серафим (Соболев) , обратились к митрополиту Сергию с просьбой дать оценку разделению между Синодом и митрополитом Евлогием, вступившим на путь самостоятельности в 1926 г. В своем письме митрополит Сергий ответил, что не может быть судьей зарубежным иерархам, и предложил им либо подчиниться Поместным Церквам, либо создать для церковной эмиграции единый и всеми признаваемый орган управления. 75 Однако вскоре отношения между митрополитом Сергием и зарубежными иерархами ухудшились. Связано это было с изданием известного «Послания к пастырям и пастве» («Декларации») митрополита Сергия от 29 июля 1927 г. Возмущение вызвало в эмиграции и требование митрополита Сергия дать подписку о лояльности большевикам. 76 Конечно же, как для духовенства, так и для паствы Зарубежной Церкви это было совершенно неприемлемо. Неудивительно, что Архиерейский Синод предпочел в тот период прервать отношения с митрополитом Сергием, сохранив их с Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Петром (Полянским) .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Долгожданный сын стал центром ее жизни. Ей удалось рано приобщить сына к чтению духовной литературы. «Я с детства увлекался творениями «русского златоуста» – архиепископа Херсонского Иннокентия», – вспоминал в 1970-е годы Святейший Патриарх. Вместе с матерью мальчик совершал паломничества по святым местам, особенно часто они бывали в Троице-Сергиевой лавре, Пелагея Афанасьевна исповедовалась у старца Зосимовой пустыни преп. Алексия (Соловьева). Вспоминая свое первое паломничество в Троице-Сергиеву Лавру, Патриарх говорил: «Привезенный своей роди­тельницей в святую Лавру Сергиеву, когда мне исполнилось восемь лет, я впервые исповедовался и причащался Святых Тайн в Зосимо-Савватиевской церкви Лавры» . Когда Сергей немного подрос, он начал ездить по православным обителям один или в сопровождении друзей. Св. митрополит Макарий (Невский), живший на покое в Николо-Угрешском монастыре, сказал ему: «Помолись за меня, у тебя великий, но тяжелый путь». Блаженная Мария Ивановна Дивеевская, увидев юношу, вскочила и запричитала: «Смотрите, смотрите, владыка к нам пришел, владыка. Поставьте его калоши отдельно. Владыка, владыка пришел». Очень рано при помощи опытных наставников овладев секретами регентского и певческого искусства, мальчик пел на клиросе в богородском Богоявленском кафедральном соборе, сам пробовал руководить хором. Был иподиаконом при Богородском епископе викарии Московской епархии Никаноре (Кудрявцеве). 23 сентября 1923 г., по данным ОГПУ, Патриарх Тихон «за резкий отзыв о себе» отстранил епископа Никанора от управления викариатством . Уже после последовавшей вскоре смерти епископа Никанора, в октябре 1923 г., на Богородское викариатство был хиротонисан епископ Платон (Руднев), иподьяконом которого также был Сергей Извеков. В Богородске Сергей Извеков одним из лучших учеников заканчивает школу второй ступени имени В.Г. Короленко, о чем в октябре 1925 г. ему было выдано свидетельство . В этой школе, преобразованной из гимназии, еще работали старые преподаватели. В годы учебы проявился интерес Сергея к изобразительному искусству и поэзии. В августе 1925 г. Сергей приехал в Саровскую пустынь, выразив желание принять здесь монашеский постриг . В это время здесь подвизалось около 150 монахов. Празднование дня памяти преподобного 1 августа собирало огромное число паломников со всей страны. Один из старцев пустыни благословил будущему Патриарху ехать в Москву: «Тебя ждут там». Осень 1925 г. была уникальным временем в истории православной Москвы, после смерти Патриарха, как бы успокоившись, антицерковные органы советского государства ослабили контроль за Церковью, руководитель которой святитель Петр, опираясь на епископов из Даниловского монастыря, действовал все более решительно и смело.

http://pravoslavie.ru/38249.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010