Итак поспешим и мы, чтобы Он примирился также с нами.   9. Восстань, восстань, облекись крепостью, мышца Господня! Восстань, как в дни древние, в роды давние! Не ты ли сразила Раава, поразила крокодила? По переводу 70 ясно, что это повеление дано было городу. Если всячески должно повиноваться царю, повелевающему что-либо, то тем более Богу, когда Он кому-либо что повелевает. Акила же говорит: восстань, восстань, и крепость облеки в мышцу твою; здесь у него непосредственно читается то слово, которое обозначает имя Господа. Но 70 выражение: восстань, восстань , относят к Иерусалиму, как ясно из последующих слов, потому что прибавляют: не ты ли еси опустошаяй море? (так в ц. сл. тексте). Акила говорит: может быть, ты, опусто­шивший море. Ничто не препятствует понимать эти слова об Иерусалиме: все бывшие чудеса совершались ради народа, как он называет Иерусалим: Бог, говорит, действовал, но все это совершалось для народа. По этой причине пророк обра­щает речь к Богу, чтобы показать, что те чудеса соверша­лись Им ради народа, т.е., ради Иерусалима. Итак, оставив кажущееся сомнение, которое в действительности не есть сомне­ние, и возвращаясь к начатому нами, мы будем объяснять по переводу 70. Облекись крепостью, мышца . Этим пророк обозна­чает отвержение грешников. Подобно тому, как по окончании болезни больной выздоравливает и крепнет, так и после удаления грехов выздоравливают души. Греховная грязь уменьшает душевные силы и часто развивает болезнь. Расслабленная и согбенная жена, а также коринфяне, которые были немощными за грехи (1Кор.11:30), пусть выскажут сви­детельства относительно этого. Не говори, что форма тела не уродуется вследствие грехов. Подобно тому, как вследствие болезни тела уменьшается острота души, так и тело бывает участником в болезни души. И все это есть даже дело мило­сердия Божия: дух с трудом узнает о своей болезни и каз­нях грешников, а потому Бог установил, чтобы тело также чувствовало таковые труды, так чтобы мы побуждались к испра­влению зол, которыми мы связаны, чрез телесные болезни. Если желаешь, то прежде всего исследуем гнев. Не видишь ли ты, каким образом гнев обезображивает тело? Потому и премудрый говорит: муж ярый неблагообразен (Притч.11:25). То, что гнев губит и душу, ясно из следующего: гнев губит и разумных (Притч.15:1). Таким образом, по телу за­метно, когда оно бывает угнетено бременем зол, что и душа также подвержена таким же тягостям. Таким же образом, когда дух находится под бременем, то и тело принимает в том же участие. Добродетель делает здоровыми не только души, но также и тела, сохраняя их от разложения, на подобие острой и холодной зимы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

2 . Затем в Писании сказано: «И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец» ( Лк.2:34–35 ). Подумаем над тем, почему Спаситель пришел «на падение и на восстание многих». Тот, кто объясняет это просто, скажет, что Он пришел «на падение» неверующих и «на восстание» верующих. Но внимательный толкователь заметит, что пасть может только тот, кто прежде стоял. Ответь же мне: кто есть тот, который прежде стоял и на чье падение пришел Спаситель, как не тот, кто восстал. Ибо ясно, что восстал тот, кто прежде был падшим. Таким образом, следует заметить, что, возможно, Спаситель пришел не «на падение» одних и «на восстание» других, а на падение и восстание одних и тех же. Он говорит: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» ( Ин.9:39 ). В нашем понимании одно дело – когда кто-то сперва видел, а потом утратил зрение, и другое – когда тот, кто был слеп, прозрел. Например, я хочу видеть очами, которыми прежде не видел и которые впоследствии открылись, ибо глаза Адама и Евы после их непослушания открылись. Об этих очах мы говорили выше. 3 . А теперь нам должно объяснить значение стиха, в котором говорится: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле» ( Лк.2:34 ). Мне надлежит сначала пасть, а затем, после того, как я пал, восстать, а иначе Спаситель стал бы для меня причиной греховного падения. Но Он привел меня к падению именно для того, чтобы я восстал и получил от своего падения много пользы, гораздо больше, чем тогда, когда мне казалось, что я стою. Ибо тогда я жил грехом и стоял во грехе. И так как я стоял во грехе, первым, что принесло мне пользу, стало мое падение и то, что я умер ко греху. Потому и святые пророки, когда видят перед собой нечто более величественное, падают на лица свои; они падают, чтобы этим еще больше очиститься от грехов. Также и Спаситель сначала дает тебе пасть. Ты был язычником – так пусть язычник в тебе падет; тебя влекли блудницы – пусть блудник в тебе умрет первым. Ты был грешником – пусть грешник в тебе падет. Затем ты снова можешь восстать и сказать: «Если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем» ( 2Тим.2:11 ) и «Если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения» ( Рим.6:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Так что второй брак можно заключать ради деторождения. Но когда у вдовицы, стремящейся к браку, есть дети, то в дальнейшем такое рождение детей будет лишним, поскольку разумные колосья будут спорить между собой. Итак, возвратимся вновь к евангельскому рассказу. Что повествует нам евангелист? Ведь полезно коснуться всего повествования в целом. Только что ты слышал, как евангелист Лука говорит о том, что сказал Симеон Деве: Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой пройдет оружие душу. Что значит и Тебе Самой пройдет оружие душу? Слушай внимательно. Когда Симеон сказал Деве во всеуслышание о Господе, что Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, то, естественно, Мать Господа смутилась от сказанного Симеоном и сказала ему: «О человек, ты не понимаешь, что говоришь. Почему ты так печально возвещаешь о Христе? Тебе неведомо зачатие Младенца, и ты возвещаешь о Нем некое пререкание, как об обычном ребенке. В Нем нет никакого падения, но великая высота и снисхождение к тем, кому Он благодетельствует. Что же ты не благословляешь Его, говоря: «Се, лежит Сей не на падение, но на восстание многих в Израиле», и что значит в предмет пререканий?» Но Симеон ответил Деве: «Довольно Тебе, о Дева, что Ты называешься Матерью. Достаточно для Тебя, что Ты питаешь Питающего мир. Величие для Тебя то, что Ты во чреве носила Того, Кто носит все. Обитавший в Тебе ныне Христос и теперь во мне Сам повелевает произнести о Нем то, что Он лежит на падение и на восстание многих в Израиле: на падение неверующих иудеев и на восстание верующих народов». Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, назвав предметом пререкания крест. Потому что в самом кресте многие из неверующих прекословили Господу, высмеивая Его на делах и на словах, ударяя тростью, давая испить уксус, поднося к устам желчь, возлагая терновый венец, пронзая копьем ребра, ударяя руками по щекам, выкрикивая постыдные слова: Других спасал, а Себя Самого не может спасти.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Спасение это есть «свет к просвещению язычников», то есть для просвещения омраченных язычников, «и в славу... Израиля», ибо Христос есть поистине слава израильского народа, потому что от него Он воссиял и поистине благоразумные находят для себя величие в этом. Так говорит Симеон. А мне кажется, что сему Симеону приличествуют и слова Давида: «долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое» ( Пс. 90, 16 ). Лк.2:33 .  Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. Лк.2:34 .  И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле Симеон благословил обоих, а речь обратил к истинной Матери, оставив мнимого отца. «Се, – говорит, – лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле»; «на падение» неверующим, а верующим – «на восстание». Или иначе: Господь лежит «на падение» зла, гнездящегося в душах наших, и «на восстание» добра; падает блуд, восстает целомудрие. Можно разуметь и еще иначе: Христос «лежит... на падение» вместо: Сам имеет пострадать и подвергнуться смерти, а через Его падение многие имеют восстать. Итак, после слов: «на падение» поставь точку, потом начинай: «И на восстание многих». и в знамение пререкаемо, – «Знамение» есть крест, который доселе находит противоречие себе, то есть не принимается неверными. Называется и воплощение Господа знамением, и знамением чудным, поскольку Бог стал человеком, а Дева – Матерью. И этому знамению, то есть воплощению Христа, противоречат. Ибо одни говорят, что тело – с неба, другие, – что оно призрачно, а иные пустословят еще иное. Лк.2:35 .  и Тебе Самой:(Деве) оружие пройдет душу, – Оружием называет, может быть, скорбь, бывшую при страдании, а может быть, и соблазн, который приразился к Ней, при виде Господа распятым. Ибо Она, быть может, помышляла, как был распят, умерщвлен и оплеван Тот, Кто родился бессеменно, творил чудеса, воскрешал мертвых. да откроются помышления многих сердец. Сие означает то, что «откроются и обнаружатся помышления многих» соблазняющихся, и обличенные они найдут скорое уврачевание. Например, и Ты, Дева, откроешься и обнаружишься в своем мудровании о Христе, потом утвердишься в вере в Него. Подобно и Петр оказался отвергшимся; но явилась сила Бога, снова принявшего его чрез покаяние. И иначе: открылись «помышления многих сердец», когда обнаружился предатель и обнаружились любящие Его, каковы, например, были Иосиф, пришедший к Пилату, и жены, стоявшие у Креста.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Также здесь тоже высокомерие Сирии, то есть философов, с дочерьми иноплеменников, чем указывается на многообразное заблуждение различных учений у язычников, издевается над Иерусалимом и делает предметом укоризны того, кто превзошел ее пороками.    Ст. 59—63. Ибо так говорит Господь Бог: и поступлю Я с тобою так, как ты презрела клятву, чтобы нарушит договор. И вспомню Я о договоре Моем с тобою во дни юности твоей и восстановлю с тобою договор вечный. И ты вспомнишь о путях твоих, и будет стыдно тебе, когда ты будешь принимать сестер твоих с тобою старших с младшими твоими, и Я дам тебе их в дочерей, но не по твоему договору. И восстановлю у тебя договор Мой с тобою, и узнаешь, что Я Господь, для того, чтобы ты вспомнила и стыдилась, и чтобы более нельзя было тебе открыт рта от стыда твоего, когда Я прощу тебе (placamus fuero) все, что ты сделала, говорит Господь Бог. LXX: Так говорит Адонаи Господь: и поступлю Я с тобою так, как ты поступила, как ты презрела это, преступая завет Мой. И вспомню Я о завете Моем, который Я заключил с тобою во дни юности твоей, и восстановлю завет вечный с тобою, и ты вспомнишь о пути твоем и будешь презираемою, когда примешь сестер твоих, старших тебя, вместе с младшими твоими, и дам их тебе для испытания, но не по завету твоему, и восстановлю Я завет Мой с тобою, и узнаешь, что Я Господь, для того, чтобы ты вспомнила и стыдилась и чтобы более нельзя было тебе открыть рта от бесчестия твоего, когда Я прощу тебе все то, что ты сделала, говорит Господь Бог.    Я для того сказал тебе неси злодеяние твое и посрамление твое, или ты понесла или будешь нести, чтобы ты получила то, чего заслуживаешь, потому что ты презрела клятву Мою и нарушила договор Мой. Когда же исполнится [сказанное]: Аз убию и жити сотворю, поражу и Аз исцелю (Второз. 32:39); тогда Я вспомню о завете Моем, который некогда Я заключил с тобою. И восстановлю завет Мой с тобою, — [завет] не закона, который [завет] прешел, а вечный завет Евангелия, чтобы, после того как ты вспомнишь о путях твоих и примешь сестер твоих старших или младших, Самарию и Содому и их союзниц, Я дал их тебе в дочерей или для испытания (ибо подобает и ересем быти, да искуснии явлени бывают, 1 Кор.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Стих: Судите сироту и бедного, смиренного и нищего оправдайте. Хор: Восстань, Боже, суди землю: Стих: Освободите нищего и бедного, из руки грешника избавьте его. Хор: Восстань, Боже, суди землю: Стих: Не познали они и не поняли, во тьме блуждают. Хор: Восстань, Боже, суди землю: Стих: Да потрясутся все основания земли. Я сказал: вы — боги, и все вы — сыны Всевышнего. Но вы, как люди, умираете и, как один из князей, падаете. Хор: Восстань, Боже, суди землю: Чтец: Восстань, Боже, суди землю. Хор: Ибо Ты получишь удел во всех народах. Прокимны и аллилуиарии: Воскресные глас 1 Прокимен Да будет, Господи, милость Твоя на нас,/как мы уповаем на Тебя. Стих: Радуйтесь, праведные, о Господе — правым прилична хвала. Пс 32:22, 1 Аллилуия Стих: Бог совершает мщение за меня и покоряет народы мне. Стих: Величественно спасает царя и творит милость помазаннику Своему Давиду и семени его навеки. Ср. Пс 17:48, 51 Прокимен Крепость моя и пение моё Господь,/и сделался Он мне спасением. Стих: Наставляя, наказал меня Господь, смерти же не предал меня. Пс 117:14, 18 Аллилуия Стих: Да услышит тебя Господь в день печали, да защитит тебя имя Бога Иакова. Стих: Господи, спаси царя и услышь нас в день, когда мы призовём Тебя. Пс 19:2, 10 Прокимен Пойте Богу нашему, пойте,/пойте Царю нашему, пойте. Стих: Все народы, рукоплещите, воскликните Богу гласом радости. Пс 46:7, 2 Аллилуия Стих: На Тебя, Господи, я уповаю, да не постыжусь вовек. Стих: Стань для меня Богом–Защитником и домом прибежища, чтобы спасти меня. Пс 30:2а, 3б Прокимен Как величественны дела Твои, Господи,/всё премудростью Ты сотворил. Стих: Благословляй, душа моя, Господа! Господи Боже мой, возвеличен Ты весьма. Пс 103:24а, 1 Аллилуия Стих: Укрепись, и процветай, и царствуй ради истины, и кротости, и правды. Стих: Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие. Пс 44:5а, 8а Прокимен Ты, Господи, сохранишь нас и сбережёшь нас/от рода сего и вовек. Стих: Спаси меня, Господи, ибо не стало праведного. Пс 11:8, 2а Аллилуия Стих: Милости Твои, Господи, вовек буду петь, в род и род возвещу истину Твою устами моими.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

3 . Что он имеет в виду, когда говорит: «Лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле»? Нечто сходное с этим я нашел в Евангелии от Иоанна: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» ( Ин.9:39 ). Он пришел «на суд», чтобы «невидящие» из язычников увидели, а израильтяне, обладающие зрением, «стали слепы», и, таким образом, Он пришел «на падение и на восстание многих». Ибо с пришествием нашего Господа и Спасителя те, кто раньше стоял, – пали, а падшие – восстали. Это одно из возможных толкований сказанного: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле». 4 . Но есть здесь нечто более существенное, что необходимо понять, особенно в противовес тем, которые тявкают на Творца и из каждого непонятного им места Ветхого Завета собирают доводы «и красноречием обольщают сердца простодушных» ( Рим.16:18 ). Они говорят: «Внимайте Богу закона и пророков! Зрите, какой это Бог ! Он говорит: “Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей”» ( Втор. 32:39 ). Они слышат: «Я умерщвляю», но не слышат: «Я оживляю»; они слышат: «Я поражаю», но отказываются слышать: «Я исцеляю». И подобными высказываниями они злословят Творца. 5 . И поэтому перед тем, как объяснить смысл стиха: «Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю», я обращу свидетельство Евангелия против еретиков – существует несметное множество ересей, которые принимают Евангелие от Луки. Если по этой причине Творец – кровожадный и беспощадный судья, ибо говорит: «Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и исцеляю», то совершенно ясно, что Иисус – Его Сын, так как то же самое сказано о Нем: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле» – не только «на восстание», но и «на падение». Если убивать – зло, то следует признать, что быть причиной чьего-либо падения – тоже зло. Что они ответят на это? Перестанут поклоняться Ему или будут искать другое объяснение, прибегнув к иносказаниям так, что выражение «на падение» будет означать благодеяние, а не суровость?

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

У Бога же этого не бывает; напротив, всегда непременно цель достигается. А постоянная уверенность в достижении цели служит немалым утешением. « Восстань, Господи! Да не преобладает человек, да судятся народы пред Тобою » (ст. 20). Другой переводчик (Акила) говорит: да не будет дерзким . Да судятся народы пред тобою . Другой (неизвестный переводчик. См. Ориг. Экз.): и пред лицом твоим . Сказав о нечестии, которое овладело многими из людей, упомянув о пороках их, хищении, корыстолюбии, убийствах, пророк просит у Бога помощи обижаемым. Таково человеколюбие святых: они заботятся не только о себе самих, но о всей вселенной, как об одном доме, и молят Бога о всех людях, как об одном теле. « Восстань, Господи! Да не преобладает человек ». Что значит: « Восстань, Господи »? Отомсти, говорит, помоги, накажи несправедливых. И хорошо он употребляет такие прямые выражения: « восстань », и « да не преобладает человек », дабы показать, что человек ничтожен, происходит из земли, есть прах и пепел. « Да судятся народы пред Тобою ». Что означают эти слова? Пусть, говорит, будут судимы за грехи свои; они не сделались лучшими от Твоего долготерпения; потребуй же отчета в их преступлениях. « Поставь, Господи, законодателя над ними, да знают народы, что они люди » (ст. 21). Διαψαλμα — перемена тона (в славянском переводе нет этого слова). Другой (Акила): постоянно . Что значит: « Поставь законодателя над ними »? Так как они, говорит, делают все самоуправно, не желая отдавать отчета, то восстань Ты, и да будет для них наказание вместо внушения. Тоже говорит и другой переводчик (Акила), выражаясь так: наведи Господи страх на них . Смотри, как он желает им не наказания, но того, чтобы они научились, исправились и не жили беззаконно. Да будет им, говорит, наказание вместо внушения, и не только им, но и другим. А чтобы ты видел, какая отсюда польза, как это истребляет их болезнь, выслушай следующее. « Да знают народы », говорит, « что они люди ». Смысл слов его такой: многие утратили и это, забыли о своей природе, дошли до безумия, не знают самих себя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

    Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец. Симеон благословил обоих, а речь обратил к истинной Матери, оставив мнимого отца. «Се, — говорит, — лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле»; на падение неверующим, а верующим — на восстание. Или иначе: Господь лежит на падение зла, гнездящегося в душах наших, и на восстание добра; падает блуд, восстает целомудрие. Можно разуметь и еще иначе: Христос лежит «на падение» вместо: Сам имеет пострадать и подвергнуться смерти, а через Его падение многие имеют восстать. Итак, после слов: «на падение» поставь точку, потом начинай: «И на восстание многих». Знамение есть крест, который доселе находит противоречие себе, то есть не принимается неверными. Называется и воплощение Господа знамением, и знамением чудным, поскольку Бог стал человеком, а Дева — Матерью. И этому знамению, то есть воплощению Христа, противоречат. Ибо одни говорят, что тело — с неба, другие, — что оно призрачно, а иные пустословят еще иное. «И Тебе Самой (Деве) оружие пройдет душу». Оружием называет, может быть, скорбь, бывшую при страдании, а может быть, и соблазн, который приразился к Ней, при виде Господа распятым. Ибо Она, быть может, помышляла, как был распят, умерщвлен и оплеван Тот, Кто родился бессеменно, творил чудеса, воскрешал мертвых. «Да откроются помышления многих сердец». Сие означает то, что откроются и обнаружатся помышления многих соблазняющихся, и обличенные они найдут скорое уврачевание. Например, и Ты, Дева, откроешься и обнаружишься в своем мудровании о Христе, потом утвердишься в вере в Него. Подобно и Петр оказался отвергшимся; но явилась сила Бога, снова принявшего его чрез покаяние. И иначе: открылись помышления многих сердец, когда обнаружился предатель и обнаружились любящие Его, каковы, например, были Иосиф, пришедший к Пилату, и жены, стоявшие у Креста.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

По той же самой земле ты ходишь, от нее же питаешься, в нее обращаешься, в ней погребаешься. И куда ты снизойдешь? Не стыдишься страданий Господних? Не стыдишься говорить к равночестному с тобою: я унижусь до этого? Не стыдишься говорить такие слова, зная, что Иисус ради тебя снизошел? На такие мысли и на такое превозношение прилично всегда возглашать вместе с Исаией: «Что гордится земля и пепел?» ( Сир.10:9 ). Однако возвратимся к предмету. Кто даст судью между мною и Тобою? В ответ на это является Праведный Судья, является ему в буре и облаке. Является Иову в облаках Тот, Кто хочет излить дождь благословения. Является ему из облаков Тот, Кто хочет увлажнить семя, утучненное навозом, и воздвигает Иова и призывает его, полагает конец его страданиям; одним мановением воздвигает падшего и говорит ему: «Восстань, препояшь ныне чресла твои, как муж: Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне» ( Иов.38:3 ). Так как ты призывал Меня на суд и сказал: «Кто даст судью между мною и Тобою?» – то восстань, благородный борец, не павший под ударами несчастий, восстань! Так, всегда тот, кто, подвергшись наказанию, мужественно переносит несчастье и наказание, слышит затем от Бога: «восстань», – как, например, говорит Он Иерусалиму: «Воспряни, восстань, Иерусалим, ты, который из руки Господа выпил чашу ярости Его» ( Ис.51:17 ). «Препояшь ныне чресла твои, как муж: Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне». Не сказал: Я буду судить тебя, а ты отвечай Мне. Ты требовал, говорит, не суда над собою, но того, чтобы рассудиться со Мною. Ты искал судью, между Мною и тобою: будь же сам судьей. «Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя?» ( Иов.40:3 ). Ты думаешь, говорит, что ради чего-нибудь другого я наслал на тебя это несчастье, а не для того, чтобы обнаружить пред всеми твою праведность? И заметь, с какой точностью сказаны эти слова. Не сказал: думаешь ли ты, что Я поступил так с тобой с иной целью, чем чтобы ты сделался праведным? Ведь не несчастье сделало его праведным, оно только обнаружило его праведность.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010