Иваново. Церковь Иоанна Предтечи. Карта и ближайшие объекты Храм был возобновлён в строительстве в 1863-1866 гг. Церковь была крестообразная в плане, с восьмериком на средокрестии и четырёхугольной колокольней над западным руковом. Двухярусная. Верхний придел Св. Екатерины. Церковь выдержана в строгом классицизме. Нынешний храм - место службы, бывшая колхозная пристройка. Церковь выстроена генералом от инфантерии, главнокомандующим русскими войсками в Молдавии и Валахии, белорусским военным губернатором, усмирителем пугачёвского восстания И.И. Михельсоном, который был похоронен в склепе под храмом. До присоединения Восточной Белорусси к России в 1772 г. земли усадьбы принадлежали крупному польскому магнату князю Радзивиллу. После присоединения они некоторое время считались государственными, пока не были подарены императрицей Екатериной II генералу И.И. Михельсону. Церковь построена в 1805 году по заказу и на средства И.И. Михельсона. Долгое время на западном фасаде церкви сохранялась деревянная доска с металлическим текстом, где было указано время постройки церкви. До конца 40-х годов XX столетия церковь была действующей и перестройкам не подвергалась. После Великой Отечественной войны в течение 1948-1965 гг. церковь постепенно приспособили под клуб, библиотеку и учреждения совхоза, в связи с чем ее внешний облик значительно изменился. Полностью перестроен южный фасад, частично - западный и восточный фасады, а также интерьер церкви. В плане представляет собой крестообразный прямоугольник (северное и южное крылья креста выражены очень слабо). Церковь состоит из четверика, прямоугольного алтаря, притвора и паперти, разделенный на три помещения. Центральный вход в церковь с запада, северная и южная двери ведут в основной четверик. В настоящее время целостность объемно-пространственной композиции нарушена, т.к. отсутствуют барабан и купол, перекрывавший основной четверик, а также большая часть объемов ярусной колокольни. Сохранившийся объем церкви монументален за счет вытянутых приземистых фасадов с дорическими портиками с запада и востока.

http://sobory.ru/article/?object=12961

Казанская Алексиево-Сергиевская пустынь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Казанская Алексиево-Сергиевская пустынь находится на юго-востоке Пензенской области, в Сазанье — небольшом посёлке, расположенном в 2,5 км от города Сердобска. Там она находилась и более ста лет назад. Содержание История [ править править код ] Зарождение монастыря [ править править код ] По одной из легенд ещё в XVIII веке монахи-отшельники вырыли в глухом лесу пещеру, где молились о спасении мира. Во время пугачёвского восстания (1773–1775 г.г.) они приняли в убежище, по заповедям Христовым, скрывавшихся от властей пугачёвцев, наткнувшихся на пещеру случайно. Об этом вскоре узнали жители Сердобинской слободы и донесли властям. Присланный карательный отряд изрубил всех, живших в пещере, без разбора… Новая история Сазанских пещер [ править править код ] Новая история Сазанских пещер началась в XX веке. Сердобчане помнят о том, как перед октябрьской революцией 1917 г. на Сазань-горе находился мужской пещерный монастырь. Известно также, что в монастыре был старец Андрей, который исцелял людей, в том числе и от беснования… В силу разных обстоятельств новая история монастыря, как и история его основания, была практически утеряна и восстанавливалась по крупицам. Вот что удалось выяснить исследователям. В 1901 году в 6-ти верстах от Сердобска у речной излучины возник мужской монастырь. Его началом послужила келья в пещере, вырытая 70-летним старцем Силой Жулиным. Он был местным крестьянином. В видении отцу Силе Жулину явилась Матерь Божия, которая благословила его пойти в Сазанские леса, найти пещеры, поселиться в них, а также она сказала: «Спасёшься сам и спасутся рядом с тобою». Так он и сделал. В 1913 году Сила стал монахом (Серафимом) и, по благословению Саратовского епископа Гермогена, всю жизнь рыл под землёй пещеры, где были устроены храм, кельи для затворников и ниши для погребения умерших монахов… Основателем же монастыря считается сердобский мещанин Андрей Николаевич Грузинцев (1839 – 1935). Он основал пустынь, попросив Сердобскую Думу «уступить ему, для молитвы и подвигов в лесном овраге на грани городских урочищ со владениями князя Куракина, место». С тех пор Грузинцева называли старцем Андреем, хотя монашеского пострига он не принимал. (Однако существует и иная версия: владыка Гермоген рукоположил старца в сан священника и постриг его.)

http://azbyka.ru/palomnik/Казанская_Алек...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАЙГАРМСКИЙ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ ПАРАСКЕВЫ И В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья ПАЙГАРМСКИЙ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ ПАРАСКЕВЫ И В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Саранской епархии Мордовской митрополии), находится близ с. Пайгарма Рузаевского р-на Респ. Мордовия, в 35 км от г. Саранска. Основан первоначально как жен. община решением Синода от 20 июля 1865 г. по инициативе местных крестьян при поддержке пензенской дворянки Марии Михайловны Киселёвой (1798-1887), статской советницы, почетного члена имп. Палестинского православного об-ва (ИППО), крупной благотворительницы. Указ имп. Александра II Николаевича об открытии общины подписан 19 июня 1866 г. В XVIII в. земли, на к-рых расположен П. м., нек-рое время принадлежали поэту Н. Е. Струйскому (1749-1796), владельцу с. Рузаевка Шишкеевского у. Крестьяне с. Пайгарма принимали участие в пугачёвском восстании летом 1774 г.; известно, что в авг. того же года Струйский просил священника рузаевской Свято-Троицкой (?) ц. (1731) «учинить увещевание» по окончании Божественной литургии крестьянам Рузаевки, Пайгармы и Шебдаса. Вскоре бесплодный заросший участок близ с. Пайгарма он продал помещикам Дятковым, а те - 4 состоятельным мордвинам. Поводом к основанию общины близ с. Пайгарма послужило почитание местными жителями чудотворного источника вмц. Параскевы. В кон. XVIII в. некий увечный солдат, уроженец с. Рузаевка, пребывавший в лазарете, исцелился от болезни ног после 3-кратного явления во сне вмц. Параскевы, которая заповедовала ему отправиться на родину и разыскать в пайгармском источнике ее чудотворный образ. Покинув лазарет, он обрел здесь, в «яме с водой», икону мученицы и вскоре обустроил источник: «...вырыл глубокую и широкую яму, опустил сруб, и вода быстрою струей потекла из родника; построил часовню и перенес в нее икону» ( Бурлуцкий. 1882. 21. С. 8). С нач. XIX в. к часовне ежегодно совершали крестные ходы из ближайших селений. После реформы 1861 г. владельцы пайгармских дач решили основать при источнике обитель и обратились с ходатайством о помощи в осуществлении этого намерения к Киселёвой, к-рая пожертвовала им 20 дес. пашенной земли близ с. Пайгарма; в 1863-1865 гг. неск. состоятельных крестьян (в т. ч. В. Губков из с. Болдова, Н. Росланкин, Д. и П. Костины, Семен и Степан Захаровы из с. Мордовская Пишля) передали обители еще 26 дес.; всего у обители оказалось 46 дес. пашни и леса. В авг. 1866 г. Пензенский гражданский суд утвердил эти земельные дарения. Позже, в 1878 г., имп. Александр II Николаевич пожертвовал обители 75 дес. земли в 7 верстах от мон-ря (т. н. Царская дача). К 1882 г. община владела 769 дес. земли, в т. ч. 395 дес. пашни.

http://pravenc.ru/text/2578692.html

Н.Н. Кудрявцев являлся одним из наиболее влиятельных и состоятельных людей в г. Казани и Казанской губернии. В родстве с ним состояли многие известные русские общественные и государственные деятели, литераторы и учёные, в том числе: денщик Императора Петра I, инициатор постройки «Ледяного дома» императрицы Анны Иоанновны, впоследствии - генерал-аншеф А.Д. Татищев (1697 - 1760) (женатый на дочери Н.Н. Кудрявцева - Анастасии-Марии Нефедьевне Кулрявцевой), соратник Императрицы Екатерины II, полководец Семилетней войны 1756 - 1763 гг., Русско-турецкой войны 1768 - 1774 гг., командовавший подавлением Пугачёвского восстания (Крестьянской войны 1773 - 1775 гг.), генерал-аншеф граф П.И. Панин (1721 - 1789) (женатый первым браком на дочери А.Д. Татищева - внучке Н.Н. Кудрявцева Анне Алексеевне Татищевой), крупный деятель русского масонства, издатель П.А. Татищев (1730 - 1810) (внук Н.Н. Кудрявцева - сын его дочери А.-М.Н. Кудрявцевой), участник Русско-турецкой войны 1787 - 1791 гг., генерал-майор Н.А. Чирков (1753 - 1806) (женатый на правнучке Н.Н. Кудрявцева - дочери П.А. Татищева - Елизавете Петровне Татищевой), русский поэт, герой Отечественной войны 1812 г. генерал-лейтенант Д.В. Давыдов (1784 - 1839) (женатый на праправнучке Н.Н. Кудрявцева - дочери Н.А. Чиркова - Софье Николаевне Чирковой), сенатор эпохи Императора Николая I, тайный советник, полковник И.П. Поливанов (1773 - 1848) (женатый на праправнучке Н.Н. Кудрявцева - дочери Н.А. Чиркова - Екатерине Николаевне Чирковой), генерал-майор Л.Н. Энгельгардт (1766 - 1836) (женатый на правнучке Н.Н. Кудрявцева - дочери П.А. Татищева Екатерине Петровне Татищевой), русский поэт и переводчик Е.А. Боратынский (Баратынский) (1800 - 1844) (женатый на праправнучке Н.Н. Кудрявцева - дочери Л.Н. Энгельгардта Анастасии Львовне Энгельгардт), мемуарист и историк Н.В. Путята (1802 - 1877) (женатый на праправнучке Н.Н. Кудрявцева - дочери Л.Н. Энгельгардта Софье Львовне Энгельгардт), поэт, статс-секретарь, тайный советник В.И. Панаев (1792 - 1859) (женатый на правнучке Н.Н. Кудрявцева - дочери его внучки В.Я. Кудрявцевой и и.д. Казанского губернатора А.Я. Жмакина Прасковье Александровне Жмакиной) и другие.

http://ruskline.ru/analitika/2017/12/06/...

Десять чудес Лермонтова В его наследии есть немало поводов для счастливого удивления. Поговорим о некоторых из них 15 октября, 2014 В его наследии есть немало поводов для счастливого удивления. Поговорим о некоторых из них Поэзия и судьба Лермонтова – из области необъяснимого. К нему в большей степени, чем к любому поэту подходит слово «чудо». Если мы любим Лермонтова – то относимся к нему именно как к чуду. Даже научные исследования о Лермонтове часто напоминали захватывающий приключенческий роман или исповедь. Вивисекции он не поддаётся, риторике сопротивляется. О 200-летие поэта агитационная машина почему-то заявляет скромным субтоном. Только музеи остаются святилищами литературы и, к счастью, пребывают не в запустении. Хочется, чтобы Лермонтова в России знали в лицо – не только те, «кому за тридцать», а и ровесники поэта. Чтобы читали. В его наследии есть, на что опереться, а ещё больше – поводов для счастливого удивления. Первое и, пожалуй, основополагающее чудо – оно из хрестоматий и отрывных календарей. Мы к нему так привыкли, что и не обращаем внимания. А повторить его невозможно. Михаил Юрьевич Лермонтов прожил двадцать шесть лет – и оставил обширное литературное наследие. В лирике встал вровень с Пушкиным. Оставил классические образцы поэмы. «Маскарад» остаётся загадкой и высоким взлётом русской сцены. «Герой нашего времени» предвосхищает расцвет русской прозы – Тургенева, Толстого, Достоевского. Там многое припрятано! Да и если отрешиться от историко-литературной азбуки, «Герой…» – это книга на все времена, хотя и не всеми временами понятая. Навсегда останется нашим собеседником и Лермонтов-мыслитель. Классик в двадцать шесть лет – разве это не чудо? Второе чудо пришло под свист сабель. Из великих русских поэтов Лермонтов первый стал воином, прошёл опасные, кровопролитные бои, пролил кровь. Героика для него была не только поэтической традицией, а эпос – не страницей в хрестоматии. Да, Державин тоже был солдатом и офицером, служил в гвардии и участвовал в разгроме пугачёвского восстания. Сражался. Однажды чуть не попал в плен к пугачёвцам, рисковал головой. И всё-таки там не было столь масштабных сражений, как бои на берегах горной реки Валерик.

http://pravmir.ru/desyat-chudes-lermonto...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Колпашевская епархия Томской митрополии РПЦ, учреждена решением Свящ. Синода от 12 марта 2013 г. в границах районов Томской обл.: Александровского, Бакчарского, Верхнекетского, Каргасокского, Колпашевского, Кривошеинского, Молчановского, Парабельского и Чаинского, включает городской округ Стрежевой; отделена от Томской и Асиновской епархии. Центр - г. Колпашево. Кафедральный собор - в честь Вознесения Господня в Колпашеве (построен в 2014). С 24 марта 2022 г. епархией временно уплавляет митр. Ростислав (Девятов). Епархия разделена на 3 благочиния: Северное (Александровский р-н и городской округ Стрежевой), Центральное (Верхнекетский, Каргасокский, Колпашевский, Парабельский районы) и Южное (Бакчарский, Кривошеинский, Молчановский, Чаинский районы). Насчитывает 40 приходов и 2 мон-ря (мужской и женский). В клире епархии состоят 37 священников и 7 диаконов. При ЕУ действуют отделы: по взаимодействию с армией и правоохранительными органами, информационный, образовательный, миссионерский, молодежный, благотворительный. К. и С. е. охватывает территорию исторического Нарымского края с центром в древнейшем поселении Томской обл.- Нарыме (основан в 1596, в 1601-1925 город). К 1917 г. в этих границах действовали 2 благочиния Томской епархии, включавшие 20 приходских церквей. Практически с самого основания Нарым стал местом ссылки; среди ссыльных - участники стрелецких бунтов (1682, 1695), Разинского (1670-1671) и Пугачёвского (1773-1775) восстаний, декабристы, участники польск. восстаний, народники, революционеры (в т. ч. И. В. Сталин , Я. М. Свердлов). В 1932-1944 гг. Нарымский окр. с центром в Колпашеве входил в Сибирское отделение ГУЛАГ, стал основным местом размещения спецпереселенцев в Зап. Сибири. Назинская трагедия (1933) и массовые расстрелы в урочище Колпашевский Яр близ Колпашева - наиболее трагические страницы истории нарымской ссылки. К 1989 г. на территории К. и С. е. действовала только Воскресенская ц. в с. Тогур Колпашевского р-на.

http://pravenc.ru/text/1841798.html

Протоиерей Андрей Ткачев: «Чтобы народ и завтра устоял на краю, им нужно заниматься» 27.06.2023 19:38:56 «Русский бунт. Бессмысленный и беспощадный. Пушкин сказал это, изучая Пугачёвское восстание. Там тень Петра Третьего маячила за беглым казаком. Подобно тому, как тень царевича Димитрия маячила за спиной обоих Самозванцев. Это первый вариант русского бунта – прикрыться именем умершего/исчезнувшего царя и попить крови», - пишет в тлг-канале клирик храма святителя Василия Великого, Патриаршего подворья в селе Зайцево Одинцовского района Московской области, проповедник и миссионер, телеведущий митрофорный протоиерей Андрей Ткачёв. «Второй вариант менее идеологичный. Как ни смирен русский крестьянин, а время от времени брал в руки вилы или топор не для того, чтобы сено косить или дрова рубить, а для того, чтобы раскроить барину череп. Видимо, перед этим долго и нудно мужика унижали и сдирали с него кожу, не видя в нем ничего кроме рабочей скотины», - продолжил он. «Есть ещё дворянский бунт, бунт очень молодых и образованных на западный манер людей. Эти прочитали модные книжки политэкономического содержания и пошли на Сенатскую, по-пугачёвски прикрываясь именем Константина. Все эти виды бунтов отошли в прошлой по большей части. Например, на Майдане не было образованных дворян, не было прикрытия царскими именами и никто с " лыцарей " кожу отродясь не драл. Хорошо им жилось, оттого они, в лучших традициях безумного плебса, захотели большего. У нас сейчас нечто другое. Во-первых " винтовка рождает власть " . Трудно представить, чтобы люди, видящие смерть в упор и спящие с автоматом в обнимку, не имели своего собственного взгляда на историю. Они не слушают Первый канал. И чтобы им не соблазниться вариантом личного и силового участия в судьбе страны, они должны быть умны и патриотичны», - пишет священник. «Аналитики в один голос сравнили произошедшее недавно с событиями Февраля 17-го. Вооружённый мятеж внутри воюющей страны с благими лозунгами на устах. А потом получите потерю территорий, гражданскую войну, ГУЛАГи, колхозы и прочие пряники. Но чтобы это все знали не только аналитики, но и весь народ, нужно что-то делать. Если весь официальный патриотизм полностью вмещается в народные песни в исполнении, скажем, Бабкиной, трудно понять, почему мы вообще не растворились до сих пор на карте мира», - считает он.

http://radonezh.ru/2023/06/27/protoierey...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 События Пушкин и история Поэт-историк А.С Пушкин. Пушкин и история! Что их связывает?! Странный вопрос. Ведь сегодня это понятно каждому школьнику! Пушкин стал нашей историей! Но! Но когда-то всё было по-другому. Когда-то в 19 веке современники Пушкина не всегда ожидали от него исследовательского рвения в серьёзных областях знаний. Пушкин-историк?! Да, он и историк! И это открытие смогли сделать наши восьмиклассники. Где же ребята убедились в этом?  На занятии в государственном литературном музее Александра Сергеевича " Пушкин в работе над пугачёвской темой " . Оказывается, поэт не только сочинял! Он написал серьёзный исторический труд! 9 февраля 1833 года Пушкин обратился с просьбой к военному министру Александру Ивановичу Чернышёву дать ему разрешение поработать в архиве. Предлог - поиск материалов, связанных с имением графа Суворова. Хитрость, если так можно выразиться, была в том, что ему нужны были документы, относящиеся к Пугачёву, а Суворов, принимавший участие в борьбе с пугачёвским восстанием " был прикрытием " .  Этот и много других и интересных фактов ждали ребят в музейных залах. Экспонаты " рассказывали свои истории " . Ребята ловили каждое слово научного сотрудника музея Насоновой Галины Анатольевны. Вдумайтесь! Своей рукой поэт сделал около 200 копий различных подлинных документов! Кропотливое переписывание! При таком копировании (переписывании) важна каждая мелочь и каждая запятая. Это настоящий поступок Пушкина. А 18 томов документов?! Которые проработал Пушкин! " История Пугачёва " - история эта Пушкиным была представлена очень точно, отражала всю военную сторону дела. Вышла в свет под другим заглавие " История пугачёвскаого бунта " (по цензурным соображениям заглавие было изменено). 40 дней путешествовал А.С.Пушкин, он проехал около 3000 вёрст по России. Он увидел своими глазами места пугачёвского восстания. Проверял сведения полученные им ранее у очевидцев событий. Корректировал их.После путешествия Александр Сергеевич издаёт свой исторический труд.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/103...

Ратово. Церковь Вознесения Господня. Церковь. Действует.   Престолы: Вознесения Господня Год постройки:1792. Адрес: Нижегородская область, Сеченовский район, село Ратово Координаты: 55.326323, 46.177108 Проезд:Из Сеченово по шоссе через Красный Остров; есть грунтовая дорога из д. Барятино Пильнинского района Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Ратово – село в Сеченовском районе. По данным ратовского краеведа Геннадия Михайловича Маланецкого, Ратово возникло около 1371 года, когда здесь появились монахи Нижегородского Печерского монастыря. Первоначально называлось Ратаевкой, по имени первопоселенца или первого владельца. После казанской кампании 1552 года Иван Грозный пожаловал эти земли трём братьям Бурцевым. Во время пугачёвского восстания один из тогдашних Бурцевых был казнён в Алатыре, его ратовская усадьба сожжена, после чего помещики перебрались на окраину села (сельцо Бурцовка или «хутор»). Позднее Ратовом владели Дурасовы, родственники Н.А. Мотовилова, биографа преподобного Серафима Саровского. Последние владельцы «хутора» – Петровичи (ударение на первый слог). Сохранилась часть их усадьбы – оригинальный деревянный флигель на каменном фундаменте. Согласно «Государственным спискам памятников истории и культуры Нижегородской области», в селе есть памятник градостроительства и архитектуры – Вознесенская церковь (датировка объекта – конец XVIII – начало XIX вв., документ о принятии на госохрану 286). По данным, предоставленным краеведом Владимиром Бакуниным, каменный храм в селе был построен в 1785 году помещиком Михаилом Яковлевичем Бурцевым. Престолов в нём три: главный (холодный) – в честь Вознесения Господня, в приделах (тёплых): в правом – во имя святителя и чудотворца Николая и в левом – во имя святой великомученицы Ефимии Всехвальныя. http://www.gttp.ru/map_NN/sechenovo.htm Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=10396

Село Кленовское Материал из Азбука паломники Перейти к навигации Перейти к поиску Первые поселенцы появились здесь в 1692 году. Верхотурский воевода Р. Павлов поручил чусовскому крестьянину Я.Соколову выбрать удобное место под крепость. Такое место было найдено: при впадение р.Пут в р.Бисерть. Вместе с Я.Соколовым были переселены ещё 70 семей: Лутковы, Екимовских, Стахеевы и т.д. В 1734 году поселение для защиты от башкир было обнесено деревянной крепостью с четырьмя башнями и пушкой в каждой. С этого времени Кленовская слобода стала называться крепостью. Во время Пугачёвского восстания (1773 г.) деревянные стены были разрушены и сожжены нападавшими. В 1738 году начинается строительство тракта, получившего название Сибирский. Здесь проходит губернская почтовая дорога, по которой везли почту, гнали ссыльных каторжников. В селе была даже своя тюрьма (сгорела в январе 1853 году). Ослабленных арестантов нередко оставляли на попечение местных жителей, записывая их как умерших в дороге. Выжившие каторжане оставались в Кленовой, создавали семьи. Так что и среди кленовчан есть потомки бывших ссыльных. А в 1773 году на средства жителей была построена деревянная церковь «простой древней архитектуры» св. Николая Чудотворца. Колокольня, тоже деревянная, стояла отдельно. В этом же году указом Тобольской духовной консистории, по рапорту Екатеринбургского духовного правления, во вновь построенную Николаевскую церковь был определен вдовый священник Дмитрий Максимов и пономарский сын С.Осипов. Жалованья от государства не полагалось, в связи с этим через кленовского церковного старосту Мартына Селянина до прихожан доведён указ о содержании священнослужителей « в денежной или хлебной руге», а именно: С венчания священнику по десяти, а причетникам каждому по пяти копеек, а с холостых в половину, кроме других епархиальных доходов числом в год оной руги. На священника и причетника собираться будет окромя холостых семнадцать рублёв восемьдесят копеек. Вместе с тем, предписывалось отвести церкви пашенные и сенокосные угодья. Кроме исправления служб, церковнослужители должны были вести метрические книги, в которые заносились сведения о рождение, смерти, крещения и бракосочетании прихожан данного храма. Все сведения заносились в клировую ведомость. Из клировой же ведомости, узнаём, что с 1820 года в Николаевской церкви начал служить священник Я. Грамолин, заменивший священника Иоанна Богомолова, который по причине болезни (чахотка) ушёл в монастырь. Село Кленовское, благодаря своему выгодному местоположению, быстро развивается. Так если в 1801 году здесь проживало 298 человек, то в 1815 уже 946 человек. Население занималось извозом, разводили скот, выращивали зерновые культуры, в лесах устанавливали борти для сбора мёда от диких пчёл. Мужчины уходили на заработки на рудничные и судоплавленные работы. Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Село_Кленовско...

  001     002    003    004