Через два дня пугачёвцы начали наступление на г. Казань: «12 июля, - отмечал Д.А. Корсаков, - завладев на Арском поле под Казанью рощей, кирпичными сараями и загородным домом Кудрявцева (из которого перестроена теперешняя приходская церковь св[ятой] великомученицы Варвары, близ Родионовского института), мятежники устроили в нём свои батареи, с которых и открыли огонь по первому высланному против них отряду войск».(29) «Внутри города, по Арской улице, недалеко от Богородицкого монастыря, - писал в своих очерках " Казань в её прошлом и настоящем " казанский общественный деятель, педагог и краевед М.И. Пинегин, - поставлен был гимназический отряд под командою директора фон-Каница; дорога была перекопана, а за насыпью поместились две шеренги, из коих первая имела карабины, а задняя - пики; к гимназистам присоединились художники и ремесленники из немцев, вооружённые 50 карабинами; они разместились группами по флангам и на аванпостах по окраинам оврагов к Казанке».(30) Утром 12 июля 1774 г., не встретив должного сопротивления, пугачёвцы начали стремительно продвигаться к «Крепости» (Казанскому Кремлю), за стенами которой под защитой остатков гарнизона в спешке укрылись представители губернской власти, дворянства, духовенства и многие обыватели. При этом захват находившегося на подступах к Казанскому Кремлю КБМ стал одной из основных целей пугачёвцев. Из-за «неописанной робости», в которую, по словам прибывшего 8 июля 1774 г. в Казань начальника Казанской и Оренбургской секретных комиссий по расследованию и наказанию участников Пугачёвского бунта графа П.С. Потёмкина (1743 - 1796), известия о приближении пугачёвцев привели «почти всех жителей», начиная от Казанского губернатора, генерал-аншефа Я.Л. фон Брандта (1716 - 1774),(31) бездарной организации обороны и открытого сочувствия Е.И. Пугачёву части представителей низших сословий и татар, положение представлялось катастрофическим. «Народ будучи предан по большой части злодеям итти не препятствовали, - писал, в частности, 12 июля 1774 г. граф П.С. Потёмкин своему троюродному брату графу Г.А. Потёмкину (1739 - 1791), - а татар находящихся у меня половина злодеям отдались, и так осталось мне с имеющимися при мне двумя пушками к крепости пробиваться, что и удалось мне зделать: в крепость ввёл я 300 человек пехоты с крайней трудностью. Теперь защищаемся мы в крепости: уповают что Михельсон севодни будет, однако трудно ему будет в городе их поражать: сказывают, что Гагрин и Жолобов дни через три будут; я в жизнь мою так нещастлив не бывал: имея губернатора ничего не разумеющего и артиллерийского генерала дурака, должен был, по их распоряжению к защите самой скверной, помогать на семи верстах дистанции».(32)

http://ruskline.ru/analitika/2017/12/06/...

Поливанов «с чувством глубокого сожаления» упоминал «о пропаже у нас в доме, в 1867 г.» этой «дорогой семейной древности».(44) При этом у разных авторов имеются заметные расхождения в части указания конкретного места гибели Н.Н. Кудрявцева. Так, И.И. Дмитриев писал, что: «Злодеи ворвались в монастырь, нашли его сидящим подле раки с мощами святого угодника».(45) Однако А.И. Артемьев и, вслед за ним, Е.А. Малов усомнились в этом. Первый заметил, что И.И. Дмитриев «несправедливо говорит об убиении Кудрявцева при раке мощей: в Казанском Богородицком монастыре никаких мощей не почивает».(46) Второй фактически воспроизвёл его слова, также указав, что «в Казанском Богородицком монастыре никаких мощей нет».(47) А.С. Пушкин, на которого затем сослался тот же Е.А. Малов,(48) писал, что Н.Н. Кудрявцев погиб на паперти. «Генерал-Маиор Кудрявцов, старик сто-десяти-летний, не хотел скрыться в крепость, несмотря на всевозможные увещания, - сообщалось в " Истории Пугачёвского бунта " . - Он на коленях молился в Казанском девичьем монастыре. Вбежало несколько грабителей. Он стал их увещевать. Злодеи умертвили его на церковной паперти».(49) Очевидно при этом, что к сохранившимся свидетельствам и семейным преданиям о событиях в КБМ, как и в целом к рассказам о последствиях учинённого пугачёвцами в Казани погрома, нужно относиться с очень большой осторожностью. «Нефёд Никитич Кудрявцев в памяти ближайших к нему поколений являлся героем, мучеником за убеждения, - пояснял Д.А. Корсаков. - В преданиях о его смерти действительность прикрашивалась фантазиею. Так например, по этим преданиям, в Казанском девичьем монастыре является сам Пугачёв, и его в глаза обличает Кудрявцев; между тем как на самом деле, Пугачёв не был в Казанском монастыре, а во время его разрушения овладел гостинным двором, близ крепости».(50) Яркая сцена обличения Н.Н. Кудрявцевым Е.И. Пугачёва фигурирует, в частности, в «Руской истории» С.Н. Глинки. «Во время новых замешательств, - писал он, - возникших по смерти Бибикова, Пугачёв со всеми скопищами своими двинулся к Казани.

http://ruskline.ru/analitika/2017/12/06/...

(Амасийский Николай Васильевич; 6.12.1859, г. Бугуруслан Самарской губ.- 31.01.1945, мон-рь Черника близ Бухареста (по др. сведениям, г. Яссы), Румыния), архиеп. бывш. Ростовский и Таганрогский, отец свящ. сщмч. Николая Амасийского . В 1878 г. окончил Самарскую учительскую семинарию. Служил учителем, затем был псаломщиком Михаило-Архангельской ц. с. Савельевка Николаевского у. Самарской губ. 14 марта 1888 г. рукоположен во диакона к той же церкви. В 1900 г. рукоположен во иерея к Михаило-Архангельской ц. с. Давыдовка близ г. Николаевска Самарской губ. (с 1918 Пугачёв). Впосл. настоятельствовал в давыдковском храме, овдовел. В 1922 г. собранием духовенства и мирян градского и пригородного благочиний Пугачёва избран кандидатом в архиерея. В Москве, куда отправился для архиерейской хиротонии, примкнул к обновленцам. Был пострижен в монашество с сохранением прежнего имени. 9 дек. 1922 г. обновленческий «митрополит Московский» Антонин (Грановский) возглавил «хиротонию» Н. во «епископа Пугачёвского», викария обновленческой Уральской епархии. Видимо, пугачёвское духовенство в тот момент не было достаточно осведомлено об обстоятельствах рукоположения Н. Однако, когда по приезде в Пугачёв он был торжественно встречен на вокзале председателем уездного исполкома, сказавшим приветственную речь, это вызвало у народа неоднозначную реакцию. Встречавший Н. в пугачёвском Иоанно-Предтеченском соборе прот. Павел Попов во всеуслышание спросил его: «Дверьми ли входишь, владыко, или прелазишь инуде?» Вскоре прот. П. Попов был переведен из кафедрального собора в сельский приход. Священников, отказавшихся присоединиться к обновленчеству, Н. запрещал в служении, при этом, по нек-рым сведениям, осуждал обновленцев в частных беседах. Фактическое руководство Пугачёвским викариатством осуществлял уполномоченный обновленческого Высшего церковного управления прот. Иоанн Варин, а Н., по мнению знавших его лично, производил впечатление человека слабовольного, не принимающего самостоятельных решений.

http://pravenc.ru/text/2565960.html

Белебей. Церковь Михаила Архангела. Михаило-Архангельская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Михаила Архангела Год постройки:приблизительно 1815 - 1828. Ссылки:   Адрес: 452000, Россия, Республика Башкортостан, г. Белебей, ул. Красноармейская, 78 Координаты: 54.11187, 54.133868 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Михаило-Архангельский собор города Белебея При основания города Белебея была построена в селе Белебее в 1757 году церковь Архистратига Михаила для утверждения в православии перовых поселенцев новокрещённых чуваш. Во время пугачёвского бунта в 1774 году возмутились против православных и Белебеевские чуваши и сожгли означенную церковь. В 1828 году освящается новопостроенный каменный, однопрестольный Михаило-Архангельский собор, возведённый на средства прихожан. Причт, состоящий из протоиерея, двух священников и двух псаломщиков, получает 329 рублей 28 копеек в год казённого жалования. Приход состоит из города Белебея и 12 деревень с 5962 душами обоего пола (2965 мужского и 2997 женскаго), в том числе до 450 чуваш и 136 душ раскольников. В приходских деревнях Дмитриевке, Инькиной, Глумиловке и Алексеевке есть земския школы. Из книги И.Е. Златоверховникова «Уфимская епархия. Географический, этнографический, административно – исторический и статистический очерк». Уфа, 1899 год. Библиографический список. Уфимская епархия Русской Православной Церкви: справочник – путеводитель. – М.: Уфимская епархия РПЦ: Общество сохранения лит. наследия, 2005г.  Город основан в царствование Елизаветы Петровны в 1757 г., первопоселенцами стали новокрещённые чуваши, по имени одного из которых и получил название город. Вскоре в Белебее была построена первая деревянная церковь во имя св. Архангела Михаила, но в пугачёвщину чуваши примкнули к бунту и сожгли свою церковь год). В 1781 г. Белебей утверждён уездным городом Уфимского наместничества Оренбургской губернии, и на месте сожжённой была построена вторая деревянная Михаило-Архангельская церковь.

http://sobory.ru/article/?object=22374

Оренбург. Церковь Троицы Живоначальной (старая). /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Свято-Троицкая церковь была из первых временных церквей четвёртой по счёту, после Успенской соборной, Воскресенской госпитальной и Никольской казачьей (не считая Иоанно-Предтеченской домовой церкви И.И. Неплюева в его загородном доме). Построенная и освящённая в 1740 году на первый случай для Пензенского полка, «…в 1745 в Оренбург была перенесена из Самары, где до 1743 года находился центр управления Оренбургским краем». В 1744 году Троицкая стала военной церковью для переведённого из Уфы батальона Нижегородского полка. Сначала она была также деревянной, а потом в 1781-1786 годах (после пугачёвщины) перестроена заново в каменном виде. Из четырёх первых церквей только Троицкая сохранялась до советского периода. Другие же церкви прекратили своё существование: Успенская – в 1758 году с устройством взамен её Введенского каменного собора; Никольская – за сгоранием в 1786 году, а Воскресенская – за крайнею ветхостью и по случаю устройства в 1770 году взамен её Крестовоздвиженской церкви, перенесённой из упразднённой Воздвиженской крепости (на Сакмаре). Каменная Троицкая церковь начата была строительством в 1774 году на казённый счёт и на пожертвования горожан в память освобождения от полугодовой осады Оренбурга отрядами пугачёвского войска. По недостатку средств у прихожан после длительной и чрезвычайно бедственной осады города строительство церкви продолжалось восемь лет. Освящена она была по завершении строительства в 1783 году. Здание церкви неоднократно повреждалось во время городских пожаров, особенно 1786 и 1879 годов. Колокольню к церкви пристроили в 1807 году. В 1828-м были сооружены два придела: правый – в честь Успения Пресвятой Богородицы, левый – во имя святителя Николая Чудотворца, т.е. приделы воздвигли в память исчезнувших первых церквей – Успенской и Николаевской, главный же престол посвящён «имени Святыя Живоначальныя Троицы». В 1876 году на личные средства старосты церкви мещанина Григория Пожарского храм «обнесли чугунной оградой, основанной на широком фундаменте из местного гребенского камня, решётка которого отделялась чрез каждые четыре аршина каменными столпами: установили двое ворот, северные и южные, на обоих углах ограды северных ворот устроены были две небольшие лавки».

http://sobory.ru/article/?object=49338

Малый Красный Яр, урочище. Старообрядческая моленная. Беглопоповский молельный дом /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Год постройки:1912. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Саратовская область, Балаковский район, урочище Малый Красный Яр (3,8 км к северо-западу от с. Матвеевка) Координаты: 52.192222, 47.978056 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В начале XX века в деревне работали две раскольнические моленные. Административно Малый Красный Яр входил в Николевскую волость Николаевского уезда Самарской губернии. Помимо православия в селе традиционно был распространён раскол. В 1906 году в Красном Яре насчитывалось православных: 776 мужчин и 822 женщины; беспоповцев: 41 мужчина и 39 женщин; беглопоповцев: 129 мужчин и 143 женщины. Община последних в том же году построила молитвенный дом на собственной усадебной земле. В 1910 году в селе в 510 домохозяйствах проживали 1097 мужчин и 1126 женщин. Беглопоповская моленная закрылась в 1930-х годах. В 1911 году тщанием епископа Уральского Тихона и других жертвователей в Малом Красном Яре построили единоверческую церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. Её здание было деревянным на каменном фундаменте, имело колокольню, железную крышу и один престол. В штат причта входили священник и псаломщик. Единоверческий приход на тот момент насчитывал 28 дворов, 70 мужчин и 71 женщину. Раскольников австрийского толка в селе проживало 78 мужчин и 90 женщин (25 дворов), беспоповцев – 170 мужчин и 180 женщин (60 дворов), беглопоповцев – 150 мужчин и 155 женщин (44 двора). Последние в 1912 году успешно ходатайствовали о постройке своего деревянного молитвенного дома, который через год был возведён и открыт. При Советской власти село стало центром Мало-Красноярского сельсовета Николевской волости Пугачёвского уезда. В 1926 году в Малом Красном Яре насчитывалось 210 домохозяйств, 504 мужчины и 571 женщина. Вместо приходской открылась новая начальная школа, богослужения в молитвенных домах и единоверческой церкви прекратились. По материалам: Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=52740

Наконец летом 1864 года Городская Дума сообщила «приговор оренбургского городского общества о согласии уступить из городской выгонной земли в количестве 10 дес… от бывшего Пугачёвского редута до места летнего госпитального лагеря… (ибо) для города по щебенетскому грунту участок пользы не приносит, а монастырской обители удобно пользоваться водой, только чтобы монашествующие не стесняли сплаву леса…». С получением участка земли был назначен попечителем по строительству монастыря монах Архиерейского дома Палладий, которому выдали сборную (для пожертвований) книгу сроком на один год и приходо-расходную книгу, чтобы он представлял ежегодно отчёты по ним в консисторию. Из-за тесноты для братии в Архиерейском доме Палладию позволили приступить к постройке на пожертвованной земле деревянного дома с церковью внутри и необходимых служб, чтобы эти здания «обращены были в монастырь, когда последует разрешение на открытие его, а до того считать оные загородным Архиерейского дома». 2 марта 1865 года Епископ Оренбургский и Уральский Варлаам (1862–1866) подал отношение Святейшему Синоду «О построении при городе Оренбурге православного мужского монастыря» с пояснением конкретной необходимости открытия монастыря в Оренбурге, кроме религиозных целей, указывая на следующие причины: «1. При малочисленности в Оренбурге священников, которые притом почти все заняты законоучительскими должностями, и по неимению семинарии епархиальное начальство встречает немало затруднений в выборе лиц на епархиальные должности. С открытием же монастыря старшие из монастырской братии… могли бы участвовать в делах епархиального управления. 2. По условиям здешнего (пограничного) края бывают по временам от начальства местных войск требования священников в военные отряды, находящиеся постоянно в степи, или временно назначенные в пограничные местности… при недостатке в епархии священников эти затребования крайне затруднительны, а по устроению здесь монастыря появилась бы возможность назначать в такие командировки монашествующих…

http://sobory.ru/article/?object=49352

Правда, наверное, для того чтобы меньше слышать упрёков в свой адрес, устроители всех указанных «голубых огоньков», насколько можно судить по поступающей информации, в отдельные передачи в качестве исключения пригласили Николая Расторгуева и Ярослава Дронова (Шаман). Хотелось бы пожелать Николаю и Ярославу, а также иным достойным серьёзным артистам отказаться от участия в этих концертиках, дабы не компрометировать себя в таком составе «звезденей». Желательно им дождаться, когда будет совсем иной подход в праздничных эстрадных мероприятиях, тогда и они будут выглядеть органично, а не белыми воронами в стае «чёрной примадонны». И вообще, почему у нас до сих пор крутят одних и тех же «звезденей»? Даже только одна программа Андрея Малахова «Песни от всей души» на «Россия-1», появившаяся относительно недавно, чуть более года назад, показала, сколько у нас в стране талантливейших и уникальных исполнителей, но мало известных широкой публике. Особенно это касается исполнения новыми певцами и артистами русской народной песни в вариациях, оригинальных подходов в исполнении произведений на темы любви к Родине и ближним или хитов советских времен великих советских композиторов и поэтов-песенников. Оказалось, что никакой зацикленности, замшелости в народном творчестве и патриотических произведениях вообще не существует, в них – неиссякаемый источник, а массовый слушатель соскучился по настоящему искусству. Новые яркие исполнители демонстрируют и уникальные произведения своего сочинения, которые могут стать популярными, но им не дают хода, всё до сих пор закупорено «звезденями», пугачёвской мафией. Да и открытие молодых исполнителей в передаче «Песни от всей души» относится в основном к первым выпускам этой программы (первого полугодия), когда чувствовалось, что действительно, демонстрировали новых исполнителей, которые сразу полюбились телезрителям. Но сам ведущий Малахов, к сожалению, давно и прочно поражён «креативностью» и почтительностью к «звезденям» типажа пугачёвых-киркоровых, что всё в большей степени стало проявляться в более поздних выпусках программы. Поэтому и здесь потихоньку всё в большей степени стало сводиться к «ширпотребу». Всё чаще стали звучать те же песенки из «пугачёвщины» или демонстрироваться малопривлекательные напевы и искусственные «шлягеры», скажем, кавказской направленности, которые априори не могут претендовать на то, чтобы по-настоящему полюбились в общенародном (общегосударственном) масштабе.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/09/na...

Приговор был обжалован. На заседании президиума ВЦИК от 16 ноября 1929 года приговор в отношении Малова Ф.А., Дорофеева И.О., Пряхина А.А. и Молодых К.Ф. – оставлен в силе (расстрел). Журавлеву И.П. и Турапину С.А. расстрел заменён 10 годами лишения свободы со строгой изоляцией, с зачётом предварительного заключения, поражением прав на 5 лет и конфискацией всего принадлежащего им имущества . 5 декабря 1995 года на основании действия ст. 3, ст. 5 Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 года Галкин И.С., Сметанкин И.Т., Пряхин А.А., Журавлев И.П., Молодых К.Ф., Дорофеев И.О., Турапин С.А., Афанасьева Е.М., Малов Ф.А. были реабилитированы. Таким образом, следствию и суду из уголовного дела об убийстве М. Нещадиной, совершенного группой крестьян посёлка Горно-Шишканский, находящихся из-за действий религиозных шарлатанов К. Молодых и С. Турапина в состоянии изменённого сознания, удалось раздуть политический процесс над «святой контрреволюцией», на котором главными обвиняемыми стали насельники и священнослужители Вавилова Дола. V. Послесловие В конце обвинительного акта сообщается, что по решению крестьян села Ивановки вынесено постановление о сносе строений Вавилова Дола и об использовании разобранных материалов для строительства местной амбулатории . Организовать «инициативу с мест» и «откликнуться на просьбы трудящихся» советская власть умела мастерски. Церковь Вавилова Дола, постройки, колодец – всё было стёрто с лица земли. Когда, воспользовавшись однодневным перерывом между заседаниями, суд в полном составе, кинооператоры, представитель Роста, корреспонденты «Безбожника» и «Средне-Волжской коммуны» отправились в Вавилов дол, «чтобы ещё подробнее уяснить картину контрреволюционной работы вавиловцев», они проехали 125 вёрст зря – от Вавилова Дола не осталось ничего, кроме следов фундаментов. Но не смогли уничтожить самого главного – памяти народа. Скорее всего, паломничество в Вавилов Дол не прекращалось никогда. Во всяком случае, во время хрущёвских гонений на Церковь , когда 28 ноября 1958 года ЦК КПСС принял постановление «О мерах по прекращению паломничества к так называемым „святым местам“», в Саратовской области таким местом был именно Вавилов Дол. Сроки ставились жёсткие, через полгода местные партийные организации должны были отчитаться о проделанной работе. Ивантеевский райком КПСС, выполняя постановление Обкома КПСС, «предпринял ряд мер по ликвидации паломничества в так называемом „святом месте“ „Вавилова“ дола. Как известно, этот „Вавилов“ дол расположен на землях зерносовхоза „Тракторист“, но лес, а значит и дол, принадлежит Пугачёвскому лесхозу. Поэтому, по договорённости с лесхозом, в настоящее время вокруг дола вспахано и осенью будет произведена посадка леса, а отсюда будет запрещён вход в этот дол.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но Казанский монастырь был разрушен и почти 100-летний старец Нефёд Никитич был умерщвлён на церковной паперти Пугачёвцами, под предводительством предавшегося Пугачёву осинского гарнизонного подпоручика Миняева(40). Дом Кудрявцева, находившийся близ церкви Николы Тульского, - сгорел, а имущество из него было разграблено, причём погибло много фамильных документов и деловых бумаг».(41) Откуда граф П.И. Панин узнал об обстоятельствах гибели Н.Н. Кудрявцева - не известно. Однако эти сведения вполне сообразуются с семейными преданиями «о мученической и геройской кончине Кудрявцева», на что, в частности, указывал в 1887 г. В.Н. Поливанов. «Нельзя, мне кажется, также не допустить, - подчёркивал он, - возможности обращения Н.Н. Кудрявцева с увещанием к пугачёвцам, ворвавшимся в храм, иначе трудно объяснить отказ его укрыться в стенах крепости, где в эту страшную для города минуту нашли своё спасение большая часть именитых жителей. Подвиг этот вполне согласуется с мужественным и непоколебимым характером Нефёда Никитича, решившегося принести этим свою посильную жертву отечеству».(42) Из рассказа В.Н. Поливанова известно и об обстоятельствах обнаружения тела убитого Н.Н. Кудрявцева. По его словам, опознать погибшего старика помог «образ-панагия с мощами», который «Нефёд Никитич имел всегда обыкновение носить на себе». «Образок этот, - уточнял В.Н. Поливанов, - представлял с лицевой стороны Спасителя на престоле славы, а с противоположной, за стеклянной дверкой, находились св[ятые] мощи. Рамку образа составляли довольно крупные самоцветные камни, оправленные в золоте. Нефёд Никитич, удалившись искать себе убежище во время пугачёвского разгрома Казани в Девичий монастырь, только благодаря этому образу был узнан в груде обезображенных и обуглившихся трупов. В рассказе этом нет ничего невозможного, в виду того, что храм бунтовщиками после разграбления был подожжён, и полусгоревшее тело страдальца с трудом было отыскано и погребено его внуком, Петром Алексеевичем Татищевым. От последнего образ перешёл к Чирковой (его дочери), а от неё к бабке моей Поливановой, как старшей в роде».(43) Однако здесь же В.Н.

http://ruskline.ru/analitika/2017/12/06/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010