Корнилий (с 1649), по др. сведениям, старец Иона (ок. 1648). Затем обитель возглавляли настоятели в сане игуменов: Трофим (ок. 1650), Исаия (1652-1655), Никон (1656-1677), Иаков (1678-1680), Никон (1682-1684), Амвросий (1685-1687), Сергий (1687-1688), Авраамий (1688-1691), Павел (Сниторцев). В 1719 г. в К. м. была введена архимандрития. Когда в 1725 г. архим. Иоасаф (Шамаев) был переведен в донецкий во имя Иоанна Предтечи муж. мон-рь , обитель возглавил игум. Сергий. По настоятельному ходатайству братии и вкладчиков (87 чел.) он был возведен в сан архимандрита (ОДДС. Т. 8. С. 140). Одним из достойнейших настоятелей (1738-1748; 1753-1760) К. м. был архим. Варлаам, 13 сент. 1748 г. переведенный в московский Чудов в честь Чуда арх. Михаила в Хонех мон-рь . В 1751 г. по ходатайству Синода он был награжден имп. Елизаветой Петровной правом ношения панагии, архиерейским жезлом и правом служения литургии с отверстыми царскими вратами до Великого входа. Нек-рое время архим. Варлаам являлся наместником московского Донской иконы Божией Матери мон-ря , затем вновь возглавил К. м., где и скончался. В 1751-1753 гг. настоятелем К. м. был архим. Феодосий, в 1763-1774 гг.- архим. Исаакий, сын священника г. Шацка Тамбовской губ., принявший постриг в Саровской пуст. В 1764 г. мон-рь был причислен ко 2-му классу, в 1774 г. подвергнут разграблению участниками Пугачёвского восстания. По легенде, насельники спрятали в монастырских подвалах самые ценные предметы церковной утвари. За встречу Пугачёва в обители архим. Исаакий был лишен сана, монашества и сослан в Сканов во имя Св. Троицы мон-рь , где вскоре скончался. В 1779 г. настоятелем К. м. был назначен архим. Иоанникий (Никифорович-Полонский) , переведенный из владимирского Константино-Еленинского монастыря. «За усердие к просвещению» архим. Иоанникий был награжден архиерейским жезлом; он первым из настоятелей К. м. стал обладателем мантии со скрижалями. Последующие настоятели К. м. назначались из ректоров семинарии, имели право носить мантию со скрижалями и служить до Херувимской песни при открытых царских вратах и с архиерейским жезлом.

http://pravenc.ru/text/1319856.html

Державин был старшим сыном – и всегда верховодил в ребячьих делах. Младший его брат Андрей умрёт в молодые годы, сестра Анна – и вовсе во младенчестве. Гавриил считался резвым, смышлёным ребёнком, Андрей – ласковым и смирным. Первый стал любимцем отца, второй крепче держался за материнскую юбку. Ганюшка рано выучился читать – ему и пяти лет не было, когда, на радость матери, он принялся декламировать по книжке священные тексты. Более сложным навыкам чтения и письма учил Державина местный дьячок. Ганя бойко постигал науки, снова и снова перечитывал и не без артистизма декламировал малопонятные строки… Державины кочевали по России, такова офицерская судьба. Как только родился Андрей, семья переехала в Яранск, под Вятку. Потом Роман Николаевич служил в Ставрополе-на-Волге, а в 1749 году царская служба довела их до Оренбурга. Между тем, Ганюшке шёл седьмой годок – приближалось время первого экзамена. Первый русский император, ратуя за просвещение, считал начальное образование обязательным для каждого дворянина. Воспетая в одах Тредиаковского императрица Анна Иоанновна, покровительствуя просвещению, ввела обязательные экзаменационные «смотры» семилетних недорослей. Что ж, первый смотр прошёл благополучно, в оренбургском губернаторском доме. «Гаврила по седьмому, а Андрей по шестому году уже начали обучаться своим коштом словесной грамоте и писать, да и впредь де их, ежели время и случай допустит, желает оный отец их своим же коштом обучать арифметике и прочим указным наукам до указных лет». Следующий смотр – через пять лет, к двенадцатилетию. Оренбургским губернатором в те годы был знаменитый Иван Иванович Неплюев – выдвиженец Петра Великого, дипломат, энергичный управленец. Оренбург в те годы отстраивался заново, на новом месте – чуть ниже по течению Урала, который в те времена – до разгрома Пугачёвского восстания – ещё назывался Яиком. В тех краях лучшие работники для казённых нужд – арестанты и ссыльные. Предприимчивый каторжанин, немец Иосиф Розе, выдававший себя чуть ли не за учёного, учредил в Оренбурге частную школу. Из всех наук Розе знал только немецкий язык – да и то хаотично, без представлений о грамматике. Буйный нрав учителя не оставлял сомнений: на каторге он оказался вполне заслуженно, Фемида в этом случае не сплоховала.

http://pravmir.ru/byiv-u-nyanki-na-rukah...

с. Канадей (упраздненный город) при ррч. Канадейке и Сызрани. Храм каменный, построен в 1739 г. тщанием священника этого города Петра Яковлева. Престолов три: главный (холодн.) в честь Покрова Пресвятые Богородицы, в правом приделе (тепл.) во имя Святителя и Чудотворца Николая и в левом (тепл.) во имя св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Церк.-приход. попечительство существует в селе с 1878 года. Школ в селе три: две земская мужская (с 1835 года) и женская (с 1874 г.) и одна церк.-приходская (с 1898 года, помещается в церковной сторожке). Ближайшия села: Шереметевка в 3 вер. и Теплый Стан в 8 вер. Информационный портал Ульяновского Областного отделения Русского географического общества и Н. Баженов «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года (Приложение к Симбирским Епархиальным Ведомостям за 1903 год)» Симбирск, Типо-литография А.Т. Токарева. 1903) В сети есть разные версии назначения башни, однако за версию часовни прекрасно говорят вертикальные штрабы - характерные выкладки под тябловый иконостас, бывший как раз на восточной стене. На торчащей из руин связи обнаружено клеймо с датой - " 1740 " , что вполне укладывается в местную строительную эпоху, когда были построены церкви Троицкого, Богородского (ныне в черте Троицкого) Сызранского района Самарской области, Верхнего Аблязова (ныне Радищева), Нижнего Аблязова, Анненкова и Русской Пенделки Кузнецкого района Пензенской области и др., а также самого Канадея, где незадолго перед этой башней-часовней также была построена церковь (надо полагать, что и выглядела она похоже - кораблём, восьмерик на четверике - и декор у неё был схож). Башня обрушалась в 2 этапа, нынешний вид приобрела в 2012 г. Посёлок городского типа Канадей расположен у впадения речки Канадейки в реку Сызранку, вблизи железной дороги Пенза-Кузнецк-Сызрань, в 30 км. к востоку от райцентра Николаевка. Основано сиё поселение в 1680-х годах как крепость, не раз стены крепости с каменной воротной башней подвергались нападению ногайцев. По преданию, в период пугачёвского восстания в селе и его окрестностях действовали повстанческие отряды. В уездном городе Канадей (с 1780 г., позже упразднённый в 1796-м году, далее село Сызранского уезда Симбирской губернии) имелись две каменные церкви, но они не сохранились.

http://sobory.ru/article/?object=24022

    Семейное чтение: Александр Ткаченко . Горы в Евангелии. Голгофа, Фавор, Елеон и Каранталь . (Читаем вместе с детьми. 9+). Иллюстрации Галины Воронецкой//Фома. - – декабрь 2018. – С.72-80. – (раздел « Культура », рубрика « Семейное чтение »).   Реклама: С.81.   Школа «Фомы». Стоит «Фомы» выбирают и советуют читателям книги, которые стоит прочесть. Александр Пушкин. Капитанская дочка. Книги о любви  рекомендует поэт, драматург, адвокат, композитор и переводчик произведений Пушкина на английский язык Джулиан Генри Лоуэнфельд . Фото Владимира Ештокина. - С.82. [Информация о книге]. Автор : Александр Пушкин (1799-1837) «Капитанская дочка» стала одним из последних произведений, опубликованных при жизни автора; Жанр : Несмотря на то, что по объему книга больше напоминает повесть, «Капитанскую дочку» принято относить к жанру исторического романа. Однако содержание, форма и проблематика выводят ее за пределы этого жанра. Это и роман-биография, и роман воспитания, и семейная хроника и даже роман-притча (судьбы героев по-своему обрисовывают смысл эпиграфа  к роману: «Береги честь смолоду»); Содержание : Основное действие романа происходит во времена восстания Емельяна Пугачева (1773-1775). В книге рассказывается о судьбе молодого дворянина Петра Гринёва, на долю которого выпадает немало испытаний; История создания и публикация : Роман был опубликован в 1936 году, за месяц до гибели Пушкина, в журнале «Современник». Книга  выросла из трудов Пушкина по истории России. Чтобы лучше разобраться в событиях 1773-1775 годов, автор едет на места, где они происходили, - в оренбургские степи и Поволжье, собирает свидетельства стариков-очевидцев, рассказы и предания о Пугачёве. Из собранных материалов сложилась «История Пугачёва», опубликованная в 1834 году под названием «История Пугачёвского бунта». Роман «Капитанская дочка» является своеобразным художественным осмыслением этого труда; Христианский взгляд на роман : В романе Пушкин поднимает проблемы нравственности, милосердия, многие «вечные» темы, важные в любые исторические времена: сочувствия, самолюбия, чести, предательства и добра;  Интересные факты . Подготовила Ася Занегина. Ил.: А. С. Пушкин. Портрет; Казнь Пугачёва. Виктор Маторин. 2000; Обложка одного из изданий книги (М.: АСТ, 2015); Кадр из художественного фильма «Капитанская дочка» (1958, реж. В. Каплуновского, с Ией Арепиной и Олегом Стриженовым в главных ролях)//Фома. - –  декабрь 2018. – С.82-83. – (раздел « Культура », рубрика « Школа “Фомы”. Стоит прочесть »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-12-188...

Казанская Алексиево-Сергиевская пустынь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Казанская Алексиево-Сергиевская пустынь находится на юго-востоке Пензенской области, в Сазанье — небольшом посёлке, расположенном в 2,5 км от города Сердобска. Там она находилась и более ста лет назад. Содержание История [ править править код ] Зарождение монастыря [ править править код ] По одной из легенд ещё в XVIII веке монахи-отшельники вырыли в глухом лесу пещеру, где молились о спасении мира. Во время пугачёвского восстания (1773–1775 г.г.) они приняли в убежище, по заповедям Христовым, скрывавшихся от властей пугачёвцев, наткнувшихся на пещеру случайно. Об этом вскоре узнали жители Сердобинской слободы и донесли властям. Присланный карательный отряд изрубил всех, живших в пещере, без разбора… Новая история Сазанских пещер [ править править код ] Новая история Сазанских пещер началась в XX веке. Сердобчане помнят о том, как перед октябрьской революцией 1917 г. на Сазань-горе находился мужской пещерный монастырь. Известно также, что в монастыре был старец Андрей, который исцелял людей, в том числе и от беснования… В силу разных обстоятельств новая история монастыря, как и история его основания, была практически утеряна и восстанавливалась по крупицам. Вот что удалось выяснить исследователям. В 1901 году в 6-ти верстах от Сердобска у речной излучины возник мужской монастырь. Его началом послужила келья в пещере, вырытая 70-летним старцем Силой Жулиным. Он был местным крестьянином. В видении отцу Силе Жулину явилась Матерь Божия, которая благословила его пойти в Сазанские леса, найти пещеры, поселиться в них, а также она сказала: «Спасёшься сам и спасутся рядом с тобою». Так он и сделал. В 1913 году Сила стал монахом (Серафимом) и, по благословению Саратовского епископа Гермогена, всю жизнь рыл под землёй пещеры, где были устроены храм, кельи для затворников и ниши для погребения умерших монахов… Основателем же монастыря считается сердобский мещанин Андрей Николаевич Грузинцев (1839 – 1935). Он основал пустынь, попросив Сердобскую Думу «уступить ему, для молитвы и подвигов в лесном овраге на грани городских урочищ со владениями князя Куракина, место». С тех пор Грузинцева называли старцем Андреем, хотя монашеского пострига он не принимал. (Однако существует и иная версия: владыка Гермоген рукоположил старца в сан священника и постриг его.)

http://azbyka.ru/palomnik/Казанская_Алек...

Ратово. Церковь Вознесения Господня. Церковь. Действует.   Престолы: Вознесения Господня Год постройки:1792. Адрес: Нижегородская область, Сеченовский район, село Ратово Координаты: 55.326323, 46.177108 Проезд:Из Сеченово по шоссе через Красный Остров; есть грунтовая дорога из д. Барятино Пильнинского района Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Ратово – село в Сеченовском районе. По данным ратовского краеведа Геннадия Михайловича Маланецкого, Ратово возникло около 1371 года, когда здесь появились монахи Нижегородского Печерского монастыря. Первоначально называлось Ратаевкой, по имени первопоселенца или первого владельца. После казанской кампании 1552 года Иван Грозный пожаловал эти земли трём братьям Бурцевым. Во время пугачёвского восстания один из тогдашних Бурцевых был казнён в Алатыре, его ратовская усадьба сожжена, после чего помещики перебрались на окраину села (сельцо Бурцовка или «хутор»). Позднее Ратовом владели Дурасовы, родственники Н.А. Мотовилова, биографа преподобного Серафима Саровского. Последние владельцы «хутора» – Петровичи (ударение на первый слог). Сохранилась часть их усадьбы – оригинальный деревянный флигель на каменном фундаменте. Согласно «Государственным спискам памятников истории и культуры Нижегородской области», в селе есть памятник градостроительства и архитектуры – Вознесенская церковь (датировка объекта – конец XVIII – начало XIX вв., документ о принятии на госохрану 286). По данным, предоставленным краеведом Владимиром Бакуниным, каменный храм в селе был построен в 1785 году помещиком Михаилом Яковлевичем Бурцевым. Престолов в нём три: главный (холодный) – в честь Вознесения Господня, в приделах (тёплых): в правом – во имя святителя и чудотворца Николая и в левом – во имя святой великомученицы Ефимии Всехвальныя. http://www.gttp.ru/map_NN/sechenovo.htm Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=10396

Н.Н. Кудрявцев являлся одним из наиболее влиятельных и состоятельных людей в г. Казани и Казанской губернии. В родстве с ним состояли многие известные русские общественные и государственные деятели, литераторы и учёные, в том числе: денщик Императора Петра I, инициатор постройки «Ледяного дома» императрицы Анны Иоанновны, впоследствии - генерал-аншеф А.Д. Татищев (1697 - 1760) (женатый на дочери Н.Н. Кудрявцева - Анастасии-Марии Нефедьевне Кулрявцевой), соратник Императрицы Екатерины II, полководец Семилетней войны 1756 - 1763 гг., Русско-турецкой войны 1768 - 1774 гг., командовавший подавлением Пугачёвского восстания (Крестьянской войны 1773 - 1775 гг.), генерал-аншеф граф П.И. Панин (1721 - 1789) (женатый первым браком на дочери А.Д. Татищева - внучке Н.Н. Кудрявцева Анне Алексеевне Татищевой), крупный деятель русского масонства, издатель П.А. Татищев (1730 - 1810) (внук Н.Н. Кудрявцева - сын его дочери А.-М.Н. Кудрявцевой), участник Русско-турецкой войны 1787 - 1791 гг., генерал-майор Н.А. Чирков (1753 - 1806) (женатый на правнучке Н.Н. Кудрявцева - дочери П.А. Татищева - Елизавете Петровне Татищевой), русский поэт, герой Отечественной войны 1812 г. генерал-лейтенант Д.В. Давыдов (1784 - 1839) (женатый на праправнучке Н.Н. Кудрявцева - дочери Н.А. Чиркова - Софье Николаевне Чирковой), сенатор эпохи Императора Николая I, тайный советник, полковник И.П. Поливанов (1773 - 1848) (женатый на праправнучке Н.Н. Кудрявцева - дочери Н.А. Чиркова - Екатерине Николаевне Чирковой), генерал-майор Л.Н. Энгельгардт (1766 - 1836) (женатый на правнучке Н.Н. Кудрявцева - дочери П.А. Татищева Екатерине Петровне Татищевой), русский поэт и переводчик Е.А. Боратынский (Баратынский) (1800 - 1844) (женатый на праправнучке Н.Н. Кудрявцева - дочери Л.Н. Энгельгардта Анастасии Львовне Энгельгардт), мемуарист и историк Н.В. Путята (1802 - 1877) (женатый на праправнучке Н.Н. Кудрявцева - дочери Л.Н. Энгельгардта Софье Львовне Энгельгардт), поэт, статс-секретарь, тайный советник В.И. Панаев (1792 - 1859) (женатый на правнучке Н.Н. Кудрявцева - дочери его внучки В.Я. Кудрявцевой и и.д. Казанского губернатора А.Я. Жмакина Прасковье Александровне Жмакиной) и другие.

http://ruskline.ru/analitika/2017/12/06/...

Церковь в честь Воскресения Христова в иргизском Нижне-Воскресенском мон-ре. Фотография. Кон. XIX в. И. м. юридически считался сельским поселением Дворцового (Удельного) ведомства с правами на собственность и владения, с платежами и повинностями. Права иноков определялись их сословной принадлежностью на время поступления в обитель (напр., настоятель Прохор числился мещанином г. Вольска и платил подушную подать по месту приписки). Монаршие привилегии иргизские монахи-староверы (освобождение в 1797 от рекрутской повинности, право на общинное поземельное владение с 1804) получали в виде исключений. По свидетельству майора К. Вилимсона, в 1775 г. проводившего перепись на Иргизе, первые деревянные постройки сильно пострадали во время Пугачёвского восстания: «...скит… весьма беден, в 1773 году киргисцами сожжон». При преемнике Авраамия мон. Андриане в обители была построена и 15 авг. 1787 г. освящена 5-главая деревянная холодная ц. Воскресения Христова с 3-ярусной колокольней. В нач. XIX в. (до 1812) к храму пристроили боковые галереи. По преданию, иконы для Воскресенской ц. написал знаменитый тверской мастер И. Пешехонов. От благотворителей, саратовских и вольских купцов, а также от винного откупщика В. А. Злобина храм получил богатое убранство: уникальный 7-ярусный иконостас, 6-пудовую дарохранительницу, 18-пудовое 6-ярусное медное высеребренное паникадило. По описи еп. Иакова (Вечеркова) , в храме хранилось до 20 дониконовских антиминсов, самый древний из к-рых был освящен в 1536 г. На средства Злобина в 1795 г. была построена деревянная теплая ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы с приделом во имя ап. Иоанна Богослова (разобрана в 1863, на ее месте возведен каменный храм). К кон. 20-х гг. XIX в. в обители были построены настоятельский корпус, ризница, б-ка, больница, гостиница для паломников, более 60 келий (в т. ч. 2-этажные), деревянная ограда с каменными воротами. В 1791 г. за монастырской оградой, на хуторе, построили амбары для хранения хлеба и проч. припасов, хозяйственные постройки, 2 ветряные и водяную мельницы, а также 10 деревянных келий. В версте от хутора располагалась монастырская пасека. Во время генерального межевания 1801-1804 гг., проводившегося по указу имп. Павла I, обитель получила 2660 дес. 1664 саж. земли, занятой пашней, сенокосными лугами, степными пастбищами и лесом. В 1828 г. монастырь владел 107 лошадьми и 316 головами рогатого скота. В 1-й четв. XIX в. выручка от продажи продуктов животноводства составляла 2-3 тыс. р. в год. В 1818-1819 гг. мон-рь организовал подворье в Вольске. Со времени основания в совместном пользовании обители и окрестных крестьян были рыбные ловли на реках Б. Иргиз, Б. Кушум и на ближайшем к мон-рю озере, за к-рые иноки вносили часть платежа в Дворцовую (Удельную) контору. После перевода И. м. в единоверие (1828) они платили деньги в местную казенную палату, что было обусловлено передачей в 1828 г. удельных земель на Иргизе в казну.

http://pravenc.ru/text/673917.html

А) внутри монастыря: 1) главная СОБОРНАЯ ЦЕРКОВЬ во имя Спасова Преображения и святого Варсонофия, Епископа Тверского, построена в 1601 году, а при Архимандрите Гepмahe II распространены в оной окна и устроен новый иконостас. Потом, после пожара, возобновлена Архимандритом Феофиолом и покрыта белым железом, поставлены пять глав, и с трёх сторон построены коридоры каменные, а именно: с северной – со сводами крыты листовым железом, а с южной и западной – не покрыты. В 1774 году при Архимандрите Платоне, после опустошения Пугачёвского, церковь сия вновь перекрыта и украшена. 2) К западу от этой соборной церкви – другая, тёплая соборная ЦЕРКОВЬ во имя Св. Николая Ратника с трапезой; церковь сия с соборной Спасо-Преображенской соединяется крытым коридором с северной стороны, а с южной – глухой стеной; 3) Над восточными воротами – ЦЕРКОВЬ во имя Св. Великомученицы Варвары, построена при Архимандрите Гepмahe II вместо ветхой, бывшей во имя Положения ризы Пресвятой Богородицы. При этой церкви на южной стороне под крыльцом имеется часовня; 4) От тёплой соборной церкви к северу – ЦЕРКОВЬ во имя Св. Николая Ратника древняя, построенная ещё при Царе Иоанне Васильевиче. Она была первым каменным зданием в этом монастыре; 5) КЕЛЬИ Настоятельские с западной стороны от тёплой соборной Церкви, примыкающие к оной, в два этажа. Возобновлены при Архимандрите Антонии Соколове; 6) На северной стороне монастыря – КЕЛЬИ братские двухэтажные. Нижний этаж построен при Архимандрите Гeopruu II, а верхний – при Архимандрите Гepмahe II; 7) На восточной стороне от Варваринской церкви к северу – казначейские КЕЛЬИ и КЛАДОВЫЕ; 8) На юго-восточном углу – КОМНАТЫ пустые; 9) С южной стороны ограждён монастырь СТЕНОЙ кремлёвской, подле которой сад и ЛАВКИ деревянные купеческие; 10) С западной стороны – также кремлёвская СТЕНА в недалёком расстоянии от настоятельских келий; 11) В северо-западном углу монастыря, близ церкви Николая Ратного – певческий ФЛИГЕЛЬ. Б) Вне монастыря: 1)  ЦЕРКОВЬ святого священномученика Киприана и св. мученицы Иустины, построена первой по взятию города Казани в память о дне сего, а в 1801 году дворянством Казанским в возблагодарение Господу Богу, и в признательность Государю Императору, восстановившему возобновлённые права дворянства;

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Пугачёвское восстание 1773-1775 годов вновь обратило казанский кремль в крепость, которую восставшие обстреливали пушками в течение двух дней. 14 июля 1774 года войска Емельяна Пугачёва были вынуждены отступить от Казани. Тем не менее, Емельян Пугачёв всё же побывал в кремле Казани — он содержался там в одном из казематов перед отправкой на казнь в Москву. C 1774 года архитектор В. И. Кафтырев начал воплощать в жизнь высочайше утвержденный регулярный план городской застройки Казани, в котором предусматривалось возведение в кремле ансамбля Присутственных мест. Началась комплексная застройка прилегающих к кремлю площадей и улиц. Он стал её отправной точкой — от него радиально отходили широкие улицы. XIX век [ править править код ] В 1800 году издатель и просветитель Максим Невзоров оставил описание главной крепости обширной Казанской губернии: «В ней находится соборная Благовещенская церковь, Спасо-Преображенский 2-го класса мужской монастырь, церковь Киприана и Иустины, архиерейский дом с духовною консисториею, присутственные места и соединенный с ними генерал-губернаторский дом со всеми службами, артиллерийский цейхгауз, гауптвахта, старый оберкомендантский дом, колодничьи казематы, деревянные старые провиантские и соляные магазины». Во время Наполеоновского нашествия, на территории Казанского кремля действовал завод по изготовлению и ремонту пушек. К концу XIX века сложился как сам внутренний архитектурный комплекс кремля, так и окружавший его современный городской ансамбль. XX век [ править править код ] После революции 1917 года, в 1920—1930-х годах, в период борьбы с религией, в Казанском кремле были разрушены колокольня и соборный храм Спасского монастыря, колокольня Благовещенского собора, церковь Киприана и Иустинии, Спасская часовня при Спасской башне, утрачены иконостасы, чтимые иконы и реликвии кремлёвских церквей. В советский период продолжается археологическое изучение кремля (с 1917 года: Н. Бороздин, Н. Калинин, с 1976 года — А.Х. Халиков), начатое ещё в XIX веке профессором Казанского университета Н. П. Загоскиным, П. А. Пономаревым и другими казанскими краеведами. В1960-е была образована Татарская реставрационная мастерская. С образованием Республики Татарстан в 1992 году казанский кремль становится резиденцией Президента Республики Татарстан.

http://azbyka.ru/palomnik/Казанский_Крем...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010