«Ты думаешь, у меня нет помыслов и искушений, — говорил как-то отец Алексей Мечев одному диакону, сетовавшему на то, что его одолевают нечистые мысли и плотские искушения. — И у меня есть они, но они не владеют мною, потому что я все время занят: или молюсь, или принимаю народ, или служу. Так и ты будь все время в кипении, в работе — и будешь свободен от дурных мыслей… Мысли нехорошие гони чтением Слова Божия, и труд физический тут нужен» ( 50 . С. 309, 66). При искушениях плотских, в борьбе с греховными помыслами не надейся на себя, а призывай в помощь Бога, памятуя, что выше сил Господь не попускает искушений (см. 1Кор.10:13 ). «…Воззри на Небо, если можешь, душевным оком, а если нет, то хоть телесным; простри крестовидно руки, и держи их неподвижно, чтобы и сим образом посрамить и победить мысленного Амалика. Возопий к Могущему спасти, и возопий не красноречивыми словами, но смиренными вещаниями, начиная прежде всего сим воззванием: Помилуй меня, Господи, ибо я немощен… ( Пс.6:3 .)» ( 13 . Слово 15. § 80). Страсти тела погашаются только в том случае, если и тело примет соответствующее участие в трудах подвижничества 5 . Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною ( 1Кор.6:12 ). «Я господин над пищею и питием; но если буду употреблять их не в меру, то из господина сделаюсь их рабом. Ибо кто пользуется ими как должно, тот господин над ними; напротив, кто впадает в неумеренность, тот уже не господин, а раб их, потому что в этом случае пресыщение делается его тираном… Итак, позволено мне есть и пить, но вредно для меня принимать пищу и питие не в меру» ( 18 . С. 431). «Знай, — читаем у преподобного Иоанна Лествичника , — что часто бес приседит желудку и не дает человеку насытиться, хотя бы он пожрал все снеди Египта и выпил всю воду в Ниле. По пресыщении нашем сей нечистый дух отходит, и посылает на нас духа блудного… Сей, пришедши, улыбается и, связав нам руки и ноги сном, уже все, что хочет, делает с нами, оскверняя душу мерзкими мечтаниями и тело истечениями» ( 13 . Слово 14. § 26, 27). «Страшись особенно невоздержности и нетрезвости, потому что они скоро и легко могут отнять у тебя все добродетели и особенно лишить драгоценного сокровища — чистоты и целомудрия… Если хочешь быть целомудренным, храни воздержание и прерви вредные свидания. В какой мере приближается человек к тому, что производит соблазн, в такой мере невозможно сердцу его пребыть без смятения помыслов и без воспламенения лукавых пожеланий, потому что видимое лицо и речи возбуждают его к страсти» ( 8 . С. 86–87) 6 . Целомудрие не воспитывается в развращенной среде. Поэтому не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы ( 1Кор.15:33 ) 7 .

http://azbyka.ru/mysli-hristianina-o-bra...

Глава 85 Кто, увидев когда-нибудь, что другой пошел по стезе и впал на ней (идя по) в смерть, не побежит прочь от этой стези, чтобы не подвергнуться тому же падению?! Глава 86 Не прельщайся, брат, пресыщением чрева и не упивайся «вином, в нем же есть блуд» ( Еф.5:18 ). Ни в чем нет тебе пользы, кроме одного – исполнять волю Господню. Глава 87 Охраняй, брат, непорочность тела своего. Если сохранишь его в любви Христовой, то удобно возможешь преуспевать во всякой добродетели. Обитающий в тебе Дух Святый возрадуется о тебе, что храм Божий наполняешь благоуханием невинности и правого изволения, и укрепит тебя на всякое дело благое. А для преуспеяния в добродетелях и в божественной невинности имеешь следующие три пособия: воздержание чрева, и языка, и обуздание ока. Если сохранишь первые, но глаза не сохранишь от скитания, то не приобретешь прочной невинности. Как разломанный водопровод не удерживает в себе воды, так рассеянное око не удержит целомудренного ума. Когда же родится в тебе пожелание снеди, скажи помыслу: «Рассуди, что если бы вчера насладился бы этой снедью, то ныне не встал бы постником?» – А если внушает тебе спросить о чем-либо бесполезном, то скажи помыслу: «Думай, что ты уже спросил, и тебе ответил ближний, и молчи». Если же внушает тебе рассеянность, то скажи помыслу: «Для того ты здесь, чтобы не назирать «чуждыя доброты» (красоту) ( Сир.9:8 ). Будь внимательнее к себе и не предавайся нерадению, чтобы ум твой был пригвожден к страху Божию, по слову сказавшего: «Пригвозди страху Твоему плоти моя, от судеб бо Твоих убояхся» ( Пс.118:120 ). Глава 88 Думаю, что монаху, особенно молодому, неприлично выходить из кельи без нарамника (одна из одежд ветхозаветных первосвященников, имела вид наплечного покрывала – ред.) или другого покрывала, потому что без этого неблагообразен вид его. Ходить в одном левитоне или камзоле монаху срамно, ибо написано: «препояшися, и вступи в плесницы твоя... облецыся в ризу твою, и последствуй ми» ( Деян.12:8 ). Не должно монаху с особенной тщательностью мыть тело или ноги. Как сластолюбцы в изяществе тела и одежд ищут себе удовольствий, так подвижник благочестия в противоположном этому ополчается на сопротивников.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tv...

4. Смерть. Как и в других системах богословия, искажающих истину, свидетели Иеговы сформировали особую и абсолютно небиблейскую концепцию смерти физического тела и души и духа человека. На с. 86 книги «Уверьтесь во всем» смерть определяется как «потеря жизни, предел существования, окончательное прекращение интеллектуальной или физической деятельности, небесной, человеческой или любой другой». Верные своему методу подтасовки текстов и передергивания терминов, свидетели Иеговы берут несколько кусков из Ветхого и Нового Заветов, где говорится о смерти как о сне или бессознательном состоянии, и этими вырванными из контекста цитатами пытаются доказать, что после физической смерти человек, подобно животному, перестает существовать вплоть до воскресения. Упирая на такие стихи, как Ек. 9:5–6 и 10; Пс. 12:4 ; Дан. 12:2 и другие, свидетели Иеговы громогласно уверяют, что до воскресения умершие пребывают в бессознательном состоянии в своих могилах, не проявляя никакой активности, и таким образом одним махом расправляются с учением об аде и истинно библейским учением о душе человека. Невозможно из-за ограниченности объема книги восстановить здесь все смысловые герменевтические связи фрагментов, которые свидетели Иеговы вырывают из контекста, и доказать таким образом, как чудовищно они пренебрегают экзегетическими принципами. Но мы в состоянии отметить следующее. Хотя в Ветхом Завете слово «сон» обозначает смерть, оно никогда не используется в описаниях нематериальной природы человека, которая, как учит Писание, была сотворена по образу Божию ( Быт. 1:26–27 ). Факт этот остается в силе и для Нового Завета, на что укажут симфонии Стронга или Янга. Термин «сон» всегда относится к телу, так как в состоянии смерти тело принимает вид спящего. Но нигде в Писании нет сочетаний типа «спящая душа» или «сон души», ибо нигде не указывается, что душа когда-либо спит или пребывает в бессознательном состоянии. Свидетели Иеговы могли прийти к такому выводу, лишь предварительно посчитав, что смерть означает сон или бессознательное состояние. Следовательно, каждый раз, когда они сталкиваются со словом «смерть», они приписывают ему значение временного отсутствия сознания и таким образом просто выбрасывают из Писания учение, которого они более всего боятся и которое ненавидят – учение о сознательном наказании не возрожденной души после смерти, продолжающей жить в вечности ( Иуд. 10–13 ; 2Петр. 2:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tsarstvo...

Христиане! много говорено нам о рае. Говорили много пророки, Апостолы, учители, и Сам Христос: все величественно, все возвышенно, все предивно. Преславная глаголашася о тебе, граде Божий ( Пс.86:3 ). Мы не то, чтобы этому не верим; но не понимаем: ум наш весьма тесен, – в себя этого вместить не может; он весьма тяжел и вверх взлететь не имеет сил. Когда же мы удостоимся воочию увидеть несозданную красоту горнего Иерусалима; когда увидим невечерний свет, озаряющий нескончаемый день вечного блаженства; когда узрим чины Ангелов, лики Святых, мучеников, преподобных, праведных, кои суть блаженные жители небесных селений; когда увидим Владычицу Богородицу Марию, Царицу Ангелов, одесную Бога восседающую и, наконец, само Трисиятельное Божество, Самого Бога лицом к лицу; приникнем в свойства Его естества, не имеющего ни начала, ни конца (будем созерцать) три Ипостаси Его, Отца, Сына и Святого Духа, кои суть три, хотя Бог един; когда уразумеем Его все могущество, премудрость, благость Его, славу Его, величие Его, – тогда-то мы уразумеем, что такое рай! Боже мой! скажем мы тогда Ему, много я слышал о рае, но слышанное не составляет и половины. И се несть ниже половины из того, что я вижу. Слышал я много, но не понимал: теперь же все видя, я понимаю. Слухом убо уха слышах Тя первее, ныне же око мое виде Тя ( Иов.42:5 ). Вижу – и весь радости исполняюсь, весь блаженствую, весь прославляюсь. Такова-то слава райская; а я так любил славу мирскую? Не глуп ли я был, что тысячи миров я не презрел для того, чтобы стяжать один только рай? Такова-то жизнь вечная? А я так сильно любил какую-то временную жизнь! Не глуп ли я был, что не отдал тысячи тех жизней, чтобы наследовать эту жизнь? Не глуп ли я был, что столько лет подвергал себя опасности потерять такой рай и такую жизнь, только для того, чтобы мне повеселиться со скверною блудницей, чтобы мне мое жадное сребролюбие насытить, чтобы презренную мерзкую свою склонность удовлетворить. Но премного благодарю милосердие Твое, Боже мой, что спасен я от толиких бед и нахожусь ныне в раю, где живу жизнью бессмертною, радуюсь радостью бесконечною. Так-то мы можем сказать там, где будем понимать, потому что увидим. А здесь, где мы не видим, а потому не понимаем, мы можем сказать только: О раю! Мы можем тебя приобресть, но мы не в силах тебя умом постигнуть.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilija_Minjatij...

Посему должно верить, что узнает брат брата, отец дитя, жена мужа, друг друга и, прибавил бы я, аскет аскета, исповедник исповедника, мученик сподвижника, апостол соапостола – все всех, чтобы веселящихся всех жилище ( Пс.86:7 ) было в Боге, Который со всеми другими благами дарует и способность узнать друг друга. Увещание. Поэтому увещеваю, братия, будем твердо хранить веру. Ибо видите, сколько уклонений от нее и сколько мы должны быть благодарны Богу, что не были увлечены в какое-либо заблуждение, но получили веру православную, а также будем вести и жизнь непорочную. Ибо знаете, каким ветром диавол веет на нас день и ночь. Но никогда он не осилит нас, всегда находя огражденными любовью к Богу и верой. Поэтому будем стоять еще, и убежит от нас диавол (ср. Иак.4:7 ). Будем плакать, и угасим его разжженные стрелы страстей (ср. Еф.6:16 ). Смиримся убо под крепкую руку Божию ( 1Пет.5:6 ), и вознесет нас. Потерпим до конца, и диавол удалится, а мы спасемся в Царстве Небесном, во Христе, Господе нашем, Которому слава и держава с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Оглашение 23. О духовном празднестве в настоящей жизни и о достижении Царства Небесного 75 Братия и отцы. По временам там и здесь, как и теперь в Никомидии, совершаются празднества, на которые стекаются люди, продавая и покупая, но это ненадолго, и снова расходятся. Духовный же праздник, продолжаясь в течение жизни каждого, один есть и непрерывный. На нем предмет купли и продажи – не золото, не серебро, не одежда и не другое что-либо преходящее и тленное, но спасение души, вечная жизнь, Царство Небесное, к достижению которого люди должны бы приложить все усердие, но многие мало заботятся о нем, употребляя весь труд и усердие на суетные и тленные вещи. Наша цель и добрая купля. Мы же, братия, не удалимся от цели нашей и от доброй купли, но, слушая Господа, говорящего: Царствие Божие внутрь вас есть ( Лк.17:21 ), будем старательно домогаться его всякий день, приобретая не золото и не серебро, но веру правую и жизнь непорочную, послушание, стойкость, смиренномудрие, долготерпение, любовь, яже есть соуз совершенства ( Кол.3:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

«Ты же се разумей, яко хульные помыслы ничтоже суть, и никакоже могут вредити тых, иже я небрегут, и не смущают о сем своего сердца; тых бо точию оные вредят, иже сущее малодушни и невежи, грех себе я почитающее, изнемогают скорбию суетною, и собывается на них Давидское слово: тамо убояшася страха, идеже не бе страх ( Пс.13:5 ), (от жития блаженной Марии, яже от Лаодикии)». «Помыслы хульные не находят на человека, во гресех смертных валяющагося, нерадива, не Богобоязлива, ленива, и о своем спасении небрегуща: но на тех нападают, иже суть во исправленном житии, в трудех покояния, и в любви Божией». «Тем хульным искушением диавол человека ведеть до сего, да устрашит его: и аще от иных грехов свободен, то да возмутит совесть его; и аще есть в покоянии, то да прервет покояние его; и аще от добродетели в добродетель восходить, да препнет, и низринет его: аще же не возможет, то да точию оскорбить и смутить его». «Да не мнит, яко тыи мысли его суть, и от его самаго происходят, но от диавола наносятся, и он сам их начало и изобретатель». «Молити Господа Бога требе, да удалит тое искушение, и отженет духа хульнаго. Аще же ни, то терпети кротце с благодарением, извещавающеся, яко ни от гнева, но от благодати Божия попущено бысть сие искушение, да терпеливии и несмущеннии обрящемся в нем». «Всяк, иже страждеши от духа хульнаго, елико аще придут на тя помыслы хульные и нечистые, добре можеши их избыти, и отогнати от себе сим словом: не соизволяю! Несоизволяю, о диаволе! На твои хуления, твои то, а не мои мерзости; аз же на ня не точию не соизволяю, но и ненавижду их». «Темже да никтоже смущается, ниже отчаявается, имущи наваждение от помыслов хульных, ведущи, яко нам суть сия в пользу паче, а не в соблазн, самым же бесом в посрамление (Соч. Димитрия Ростовского ч.1 стр. 85–86)». Возвращаюсь к окончанию автобиографии. Между тем, племянницы мои, достигли совершеннолетия, вступили в супружество из моего дома, и я тогда остался я один. Тогда то я окончательно решился исполнить обет, мною данный.

http://azbyka.ru/otechnik/Evstratij_Golo...

4, 7) туне, или непосредственно от Бога, или помощию других и посредством их молитвы. Итак, да внимают они себе, и да стараются о том, чтобы умертвить вышепоказанного змия многим смиренномудрием, и извергнуть его из сердца; дабы, избавившись от него, возмогли и они некогда совлечься кожаных риз (сладострастия) и воспеть Господу победную песнь чистоты, как некогда оные Евангельские целомудренные дети. И без сомнения воспоют, аще совлекшеся не нази обрящутся незлобия и смирения, свойственного младенцам (2 Кор. 5, 3). 79. Сей бес тщательнее всех других наблюдает времена, какие удобнее для уловления нас; и когда видит, что мы не можем помолиться против него телесно. тогда сей нечистый в особенности старается нападать на нас. 80. Тем, которые еще не стяжали истинной сердечной молитвы, в телесной молитве способствует подвиг понуждения, например: распростертие рук, биение в грудь. умиленное взирание на небо, глубокие воздыхания, и частое преклонение колен. Но как часто случается, что они в присутствии других людей не могут сего делать, что бесы и стараются тогда на них нападать; а так как они еще не в силах противиться им мужеством ума и невидимою силою молитвы, то, может быть, по нужде и уступают борющим их. В таком случае, если можно, скорее отойти от людей. скройся на малое время в тайное место, и там воззри на небо, если можешь, душевным оком, а если нет, то хоть телесным; простри крестовидно руки, и держи из неподвижно. чтобы и сим образом посрамить и победить мысленного Амалика. Возопий к Могущему спасти, и возопий не красноречивыми словами. но смиренными вещаниями, начиная прежде всего сим воззванием: помилуй мя, яко немощен есмь (Пс. 6, 3). Тогда опытом познаешь силу Всевышнего, и невидимою помощию. невидимо. обратишь в бегство невидимых (врагов). Кто обучился таким образом с ними бороться. тот вскоре начнет и одною душою отгонять сих врагов; ибо Господь дает делателям сие второе дарование, в награду за первые подвиги. И справедливо! 86. Каким образом и способом связать мне плоть свою, сего друга моего, и судить ее по примеру прочих страстей? Не знаю.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/937/...

Печальное состояние любостяжательного увеличивается еще теми опасностями, которые угрожают ему и сокровищам его. Приидите богатии, скажем им словами апостола, плачитеся и рыдайте о лютых скорбех ваших, грядущих на вы: богатство ваше изгни, и ризы ваша молие поядоша; злато ваше и сребро изоржаве, и ржа их в послушество на вас будет и снесть плоти ваша, аки огнь ( Иак.5:1–3 ). Даже законные средства приобретения, например, торговля, – как часто сопряжены с потерей и вредом! Кто хочет много приобрести, должен многим рисковать. Как часто неотвратимые несчастные случаи, как то: война, буря на море, пожар, похищают у стяжателя все сокровища его, приобретенные долгими годами, многими лишениями! А что сказать о средствах непозволенных и преступных, которыми иногда люди любостяжательные стараются увеличить свое состояние? Такие люди живут в постоянном страхе потерять неправедно приобретенное; их мучат всегдашние опасения, что откроются обманы, допущенные ими, сделаются явными обиды и несправедливости, от которых пострадали люди бедные. Таким образом доброе имя, остаток чести, которым все еще дорожат стяжатели, находится в постоянной опасности, а вскоре и совсем отнимается у них, когда рука правосудия открывает их незаконные дела. К этим мучениям любостяжательного присоединяются еще заботы, которые в возрастающей степени окружают душу его. Сначала стяжатель мог думать, что он, имея известное состояние, будет доволен, успокоится и будет считать свою цель достигнутой. Но – увы! – как часто, при всем желании, он не может остановиться на своем скользком пути! Имея много, любостяжательный желает еще большего – и в этом отношении даже нет меры и предела желаниям его; он хотел бы приобрести весь мир ( Мк.8:86 ). Но вместе с тем, как богатство течет ( Пс.61:11 ) рекою, и сделанные приобретения подстрекают к новым и большим, является в душе горькое чувство пресыщения: то, в чем стяжатель полагал истинную цель своей жизни, чем думал утолить жажду своего бессмертного духа, оказывается недостойной суетой, напрасным крушением духа. В этом отношении разительным примером служит для нас Соломон. Собрах ми, говорит он, злато и сребро, и имения царей и стран... возвеличихся... все, егоже просиста очи мои, не отъях от них, и не возбраних сердцу моему от всякаго веселия... и призрех аз на вся творения моя, яже сотвориста руце мои, и на труд, имже трудихся творити, – и се вся суета! ( Еккл.2:8–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Raev/...

385. Херимону, Зосиме, Марону. О том, что душа бессмертна. Придерживаясь той мысли, наилучшие, будто бы души угасают с телами, не грешите безбоязненно, как не ожидающие себе наказания, но отступитесь от этой мысли, научившись у Судии той истине, что души и бессмертны, и будут наказаны. Ибо сказано: не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити, — вот самое неоспоримое свидетельство о бессмертии души! — убойтесь же паче могущаго и душу и тело погубити в геенне (Мф.10:28). Это самое нелживое доказательство и воскресения, и мучения! Ибо определение Создателя надлежит признать более сильным, чем всякое доказательство. А что и в Ветхом Завете люди благоискусные и знаменитые знали о бессмертии, — выслушайте, как говорят о сем три отрока в печи: благословите, дуси и души праведных, Господа (Дан.3:86). Конечно же, достойны доверия те, которые не убоялись мучителя, но доказали свое благочестие и пристыдили огонь. А узревший Серафимов, взывая: кто возвестит вам, яко огнь горит? (Ис.33:14), — что иное проповедует, как не геенну и бессмертие душ, и воззвание к жизни тел? Посему, не почитайте баснями возвещенных вам Писанием словес, но придите в себя, ибо возможно это, пока мы здесь. Бог не хочет смерти грешнику, но еже обратитися ему от пути своего лукавого и жити ему жизнью достославною (Иез.18:32). Ибо если предварим лице Его во исповедании (Пс.94:2), то есть если прежде назначенного срока оправдаемся в этом делами, то будем помилованы на Суде. Ибо, как сказал я, определение Создателя надлежит признавать более сильным, чем всякое доказательство. 386. Пресвитеру Агафну. Как должно понимать сказанное Аврааму: умножая умножу (Быт.22:17)? Бог обетовал Аврааму семя его приравнять к звездам небесным и песку морскому, указывая сим на то, что иные из его потомков просияют, каковы были Пророки и праведники, Апостолы и через них уверовавшие и отличившиеся делами, которым изрек Спаситель: да просветится свет ваш пред человеки (Мф.5:16), и Апостол сказал: в нихже является, яко светила в мире (Фил.2:15), а иные окажутся пресмыкающимися по земле и привязанными к земному. И таковые, как нетвердые и носимые всяким ветром, будут уничижены и сочтены за морской и бесплодный песок.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

4. См . примеры соответствующих практик в главе «Кровь в язычестве». Очевидно, что гематоген , как явное исключение из этого «пищевого перечня», явление и продукт уже нашего времени; древности такой способ употребления крови был наверняка не свойственен. 5. «Ссылка на поедание вместе с мясом указывает на то, что имеется в виду само поедание крови вместе с мясом, а не на отдельное распитие крови». Ср. Gilders W. K. Blood ritual in Hebrew Bible. London, 2004. S. 16. Многочисленные скрупулезные правила «кашрута», включающие «высаливание» и «выпаривание» крови из мяса, уже после того как животное было профессионально обескровлено резником на бойне, доказывают сколь буквально этот библейский запрет был воспринят в позднем иудаизме. См. Гринберг Б. Указ. Соч., глава: «Ритуальный забой скота». М., 2002. С. 86–89. 6. Разумеется наряду с «туком». 7. Phillips A. Deuteronomy. Cambridge Bible Commentary. Cambridge University Press, 1973. S. 90–91. 8. У многих язычников ритуальное «употребление крови мотивировалось желанием заполучить жизненную силу другого создания». Noordtzij A. «Leviticus». Bible Students Commentary. Zondervan, 1982. S. 203. См. так же стр. 57. 9. Rad G. von, Genesis. А Соттептагу. Old Testament Library. Philadelphia: Westminster Press, 1966. S. 128. 10.  « Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее. Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов? Принеси в жертву Богу хвалу, и воздай Всевышнему обеты твои » ( Пс. 49:12–14 ). 11. Чтобы не повторять уже сказанное на эту тему в главе «Кровь в язычестве», приведем лишь одно очередное свидетельство. «Народ Хуа, живущий в Новой Гвинее, приписывает положительный эффект употреблению человеческой крови некоторыми людьми. Так, например, человек, употребивший кровь своего отца или кровь «названного отца», берет на себя его жизненную силу. В древности Хуа практиковали ритуальный каннибализм, при котором люди поедали тела своих мертвых родственников, полагая, что эта пища увеличит рост жизненной силы участников обряда. Например, считалось, что тот, кто съел тело своего родителя аналогичного пола, обретал избыточное «наследование жизненной энергией». По представлениям Хуа, плоть и кровь содержали «ну» – жизненную эссенцию, поедание которой передавало каннибалу соответствующую силу. Удивительно само концептуальное сходство между «ну» u «nefesh». Ср. Meigs A. S. Food, sex, pollution: A New Guinea Religion ( Еда, секс, осквернение: религия в Новой Гвинее ). New Brunswick, N. J. Rutgers Univ. Press, 1984. S. 57, 61, 89, 110, 115, 127.

http://azbyka.ru/krov

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010