36:4. Желание сердца. В аккадских текстах это выражение означало получение благоприятного предзнаменования. В одном тексте говорится о том, что если человек обращается с молитвой к богам, то само его желание даровано богами. Если израильтянам были близки подобные представления, то здесь говорится не о любом, а именно о том желании, которое испытывает псалмопевец (ст. 6; см.: Пс. 19:5 , в котором выражена просьба об исполнении намерений). Псалмы 41–71 Книга вторая 41. Заголовок. Сынов Кореевых. В заголовках псалмов 41, 43–48, 83, 84, 86 и 87 содержится выражение «Учение. Сынов Кореевых». Сыны Кореевы упоминаются в Чис. 26среди основных левитских родов. В описании храмового служения сынам Кореевым отведена роль «привратников» ( 1Пар. 26:1 ). Участие сынов Кореевых в прославлении Господа ( 2Пар. 20:19 ) может также служить основанием для их упоминания в Псалтири в качестве неотъемлемого элемента культовой псалмодии. 41:1. Лань. На многих иудейских печатях VIII-IX вв. до н. э. изображена лань у источника. Кил (О. Keel) полагает, что популярность этого сюжета связана с метафорой, использованной в этом псалме. 41:2. Душа. В Ветхом Завете слову, переведенному как «душа», соответствует евр. nephesh. Это слово обозначает самого человека, «живую душу» (см.: Быт. 2:7 ), а не «бессмертную душу» новозаветных Писаний. Таким образом, здесь не содержится аллюзии на то, что nephesh, душа, сохранится после смерти человека. Это слово родственно аккадскому слову napasu, которое обозначает «горло», а в расширительном смысле – дыхание. В древнееврейском мышлении тело и дыхание жизни неразделимы, а потому в таких отрывках, как, например, 3Цар. 19:4 , nephesh обозначает человеческую жизнь. Физическая энергия, или жизненная сила, может «изливаться», как об этом сказано в 1Цар. 1и в Пс. 41:5 . В египетском мышлении жизненная сила воплощалась в ba, которое изображалось в виде птицы с человеческой головой. Считалось, что в момент смерти ba отделяется от тела и продолжает жить вечно. Его место на небесах, а не в преисподней, которая предназначена для тела. В египетском сочинении «Спор между человеком и его ава» обсуждается вопрос о возможности самоубийства. В отличие от ba, египетское понятие ка значительно больше напоминает тень того, что остается от человека после смерти. Ка обитает в погребальной статуе и принимает предназначенные мертвым жертвоприношения, а потому больше похоже на дух мертвого. В Месопотамии этот дух называли etemmu; он принимал жертвоприношения и требовал, чтобы его умилостивляли. По существу, etemmu считался призраком, бесплотным духом. Еще один элемент человеческого существа в Месопотамии называется zaqiqu, и, по-видимому, это ближе всего к понятию души. Подобно etemmu, он также остается после смерти человека, но о нем почти ничего неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Человечество, однако, так разнообразно в своих вкусах, в умственном и душевном складе, что и храм ветхозаветный, как ни исключительно должен был относиться к нему между всеми народами древнего и нового мира Израиль, не мог внушать всем тех же чувств. Уже и в авторах псалмов, как ни часто сердце их обращается к Сионской святыне, можно заметить далеко не одинаковое отношение к ней. Кроме Давида, такою же сильною любовью к храму горят только псалмисты из священников и левитов; большинство гимнов храму принадлежат Асафу и, так называемым сынам Кореевым. Первый – автор из цитованных псалмов 73-го, 75 и 77; вторые – 47, 83, 86 (ср. Пс.41:2–3 «как лань желает»..., Пс.42:3–5 «пошли свет Твой и истину Твою, да ведут они меня и приведут на святую гору Твою»...). Привязанность к храму у того и других превосходит и Давидову, что и естественно, если принять во внимание их левитское происхождение и законы исторического развития. Достаточно беглого знакомства с книгою пророка Иезекииля, чтобы увидать, как эта все возраставшая любовь к Храму и к Богу, именно Храма и его культа, достигла в этом пророке, конгениальном Давиду, апогея. Иезекииль не может равнодушно вспомнить о Храме, назвать его обыкновенным именем. Для него он – «сокровенное» Божие ( Иез.7:22 ), имя, которым нигде не называется храм и которое ставит положительно в затруднение толкователей; LXX: «стражбу», πισκοπν). Он – «опора силы» Израиля, «утеха очей» и «отрада души». «Отрада» machmal – παξ λεγμενον, опять показывающее, как пророк не находил слов для выражения своей любви к храму. По взгляду пророка Иезекииля, неоднократно высказываемому им, гибель на Израиль (разрушение царства Иудейского Навуходоносором) навлечена главным образом осквернением храма. Пророк высказывает это и прямо: «за то, что ты осквернил святилище Мое всеми мерзостями твоими, Я умалю тебя, и не пожалеет око Мое, и Я не помилую тебя» ( Иез.5:11 ). Изображает он это и в потрясающей картине известного видения мерзостей во храме. Нужно обратить внимание только на место, которое занимает это видение в целой книге, чтобы оценить всю важность, которую придавал пророк осквернению храма. За исключением последнего виденья о таинственном храме, это самое большое и сложное видение в книге пророка. Следовательно, виденья Иезекиилевы, не считая небольшого в 37 гл. и первого, исключительного по своему характеру и содержанию во всем Ветхом завете, вращаются около храма, не отходят от него, не могут покинуть его.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

1. День этот радует царей, первосвященников и пророков, потому что в день этот совершилось и пришло в исполнение все ими сказанное. Ныне Дева родила Еммануила в Вифлееме; ныне пришло в исполнение изреченное Исаиею слово. Там родился Тот, Кто повесть в писании людей ( Пс.86:6 ). Ныне исполнилась песнь, воспетая Давидом. Ныне совершилось изреченное Михеем слово: Исшел Пастырь из Евфрафы и упас души жезлом Своим ( Мих.5:1–4 ). Вот воссияла звезда от Иакова и восстал Князь от Израиля ( Числ.24:17 ); ныне уяснилось изреченное Валаамом пророчество. Нисшел сокровенный Свет, и из плоти Его воссияла красота Его. Восток, о котором сказано у Захарии ( Зах.6:12 ), ныне возблистал в Вифлееме. Явился свет царский в царском граде Евфрафе. Ныне исполнилось благословение Иаковлево. Явилось древо жизни, даровавшее смертным надежду. Ныне объясняется прикровенное Соломоново слово. Ныне родился Сын, и нарицается имя Его Чудный ( Ис.9:6 ), ибо действительно чудно, что Бог является младенцем. Червю уподобил Его Дух ( Пс.21:7 ), потому что рождается безмужно. Ныне делается понятным образ, предначертанный Духом Святым: восходит яко корень пред ним, яко корень земли жаждущей ( Ис.53:2 ). Что сказано прикровенно, то ныне стало ясным. Царь, скрывавшийся в чреслах Иуды и похищенный Фамарью, ныне во всем великолепии явил красоту, какую возлюбила Его сокровенность. Руфь припала к Воозу, чтобы увидеть таившееся в нем врачевство жизни; ныне исполнилось ее желание, потому что от семени ее произошел Дарующий жизнь всему. Адам был причиною болезней происшедшей от него жены; ныне отъята болезнь ее, потому что Дева родила ей Спасителя. Если родительницу Еву родил нерожденный муж, то не гораздо ли вероятнее, что дщерь Евы могла родить Сына безмужно? Девственная земля родила Адама – владыку земли; ныне Дева родила Адама – Владыку небес. Прозяб жезл Ааронов, и сухое древо принесло плод; тайна эта объясняется ныне, потому что рождает девственное чрево. Да посрамится ныне народ, который признает пророков истинными, но уничижает пришествие Спасителя. Если не пришел Спаситель наш, то ложны вещания пророков. Благословен Истинный, Который пришел от Отца истины, исполнил вещания истинных, подтвердил их истинность!

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Существует три вида контекста. Первый – непосредственный контекст, включающий обычно абзац, предшествующий рассматриваемому тексту и непосредственно следующий за ним. Как это связано с темой? Без контекста Нагорной Проповеди мы могли бы ошибочно предположить, будто Иисус учил не любви, а абсолютному совершенству, подобному совершенству Отца нашего Небесного (Мтф. 5:48). Второй вид контекста – широкий контекст книги в целом. Деление Библии на главы и стихи сделано с учетом удобства поиска нужного места, но не всегда соответствует законченности мысли или предложения. Вне широкого контекста мы можем подумать, что 1Ин. 3:6 утверждает, что все христиане безгрешны, но широкий контекст (1:8–10) говорит нам обратное. Третий вид контекста – полный контекст всей Библии. Ни один стих не похож на стоящий сам по себе остров в море Писания. Иногда нам необходимо обратиться к контексту всей Библии, чтобы понять стих. Прочитав Быт. 3:9 , кто-нибудь может подумать, что у Бога недостаточно знаний, так как он спросил Адама: «Где ты?», но из полного контекста Библии мы видим, что Бог всеведущ ( Ис. 46:10 , Пс. 138:1–6 ). Поэтому мы видим, что вопрос Бога к Адаму вызван не отсутствием у Него знаний, а имел целью признание Адамом своего греха. Мы восприняли отрывок буквально, а полный контекст раскрывает нам его действительный смысл. Библейский фон При изучении текста Писания различают три типа фона. Первый – культурный фон, включающий социальные, правовые, религиозные и политические привычки и обычаи. Только через культуру мы можем объяснить, почему Иосиф стремился развестись с Марией, хотя они были всего лишь обручены (Мтф, 1:18–20) Sosh McBowe11, А Ready Defense, 1990, р. 86). Второй тип – исторические элементы. Это то, что относится к внебиблейской истории и археологии. Ежегодно растет число данных о расположении и облике городов, упомянутых в Библии. Даже притвор Соломонов, существовавший во времена Христа, обнаружен археологами и свидетельствует о храме, построенном Соломоном ( Ин. 10:23 ). Третий тип фона – это элементы окружающий среды, то есть фауна, флора, география и топография. Некоторые из них могут быть обнаружены лишь археологами, а кое-что сохранилось до наших дней. Что касается топографии, то мы читаем буквальный отчет о путешествии Иисуса в Иерусалим ( Лк. 19:28 ), который существует и поныне. Сохранились многие растения и животные ( Пс. 21 , Мтф. 13:26). По мере того как мы анализировали все перечисленные выше пункты, большинство из вас наверняка вспомнили проповеди , в которых применялись эти правила истолкования. Пересказывая соддержание этих проповедей друзьям, мы вольно или невольно сами использовали все те же правила интерпретации. Если приверженец культа подвергнет сомнению вашу интерпретацию Слова Божьего, у вас по крайней мере будет весомое обоснование вашей позиции. Культы, толкование и семантика

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obmanshh...

Уча сему прикровенно притчами, Он не убедил их. Ибо они смежиша очи свои, чтобы не видеть, и ушима тяжко слышаша ( Мф.13:15 ), потому и не озарил их свет евангелия. О странное упорство не святых священников! Они сами себя осуждали, не ведая, что сами на себя произносят приговор. Ибо, быв спрошены, как поступит господин с делателями, они невольно сказали правду: злых зле погубит их ( Мф.21:41 ), – ибо поистине справедливо пострадать тому, кто сделался злым по своей воле, – а виноград предастъ иным делателям, иже воздадят Ему плоды во времена своя ( Мф.21:41 ). Они пророчествуют как иереи и имеющие священный сан, хотя и не знающие истины. Ибо виноград, народ Господень, передан был другим делателям, то есть апостолам, которые отдали Владыке обильный и многочисленный плод. Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их ( Пс.18:5 ). У них красны ноги, как благовествующих мир, благовествующих благая ( Ис.52:7 ; Рим.10:15 ). Они, как овцы ходя среди волков, волков обратили в овец, древних гонителей язычников сделали овцами Христовыми и приобрели Господу народ избранный, ревнующий о добродетелях (1Тит. 2. 14 -?). Итак, братия моя, получив имя веры, сподобившись именоваться народом Христовым, не презрим призвания нашего, не запятнаем веры непристойными делами. Не достаточно считаться только верным, но покажем веру нашу делом. Ибо два сына, – сказано, – были у одного отца; и он сказал одному из них: иди днесь делай в винограде моем. Этот обещался, но не исполнил обещания. Другой же отказался на словах, но на деле исполнил то, что ему повелено было. И первый порицается, последний же восхваляется ( Мф.21:28 и сл.). Итак и мы вспомним отречение, сделанное при крещении; отречемся диавола, и аггел его, и всего служения его, и всего студа его; соблюдем отречение, дабы не возвратиться нам, как псу, на свои блевотины. Дела же диавола суть следующие: прелюбодеяние и любодеяние, нечистота, зависть, убийства, ссоры, прекословия, лицемерие, клеветы, лукавство, ярость, злопамятство, хулы, припевы, прибаутки; неверия признаки, немилосердие, пристрастие, отвращение, скупость, пирушки, пьянство; диавольская пышность, тщеславие, самомнение, надменность, спесь, хвастовство, украшение телесное. Отрекшись от общения со всем этим, мы обещали Богу противоположные им дела. Возлюбить чистоту, целомудрие, нищету, терпение, мир, любовь, сострадательность, милостыню, подаяние нищим, благоустроенный внешний образ, и одежду, и поступь, истинное слово, смирение, ко всему этому поношение Христа, дабы, сделавшись участниками Его страданий, мы могли участвовать и в Его славе, будучи приводимы Богу и Отцу в жертву чистую, в церкви первенцев, где веселящихся всех жилище ( Пс.86:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

потом, а может быть, и одновременно с этим, ставили медальон с иконой Спасителя в центр самого перекрестия креста, которое, таким образом, соответствует сказанным перекладинам сияния. В Лобковской рукописи именно всегда и изображается крест, с медальоном на перекрестии, как предмет поклонения (л. 4, л. 86), в отличие от настоящего распятия, как события исторического, в котором Христос является распят один, иногда между двумя разбойниками, обыкновенно в длинном синем хитоне, без рукавов (как в Сирийском евангелии), например, на л. 45 обор., и как исключение, обнажен до пояса, а от пояса до колен препоясан пурпурной тканью (л. 72). Между установившимися Византийскими типами встречаются и ранние, как остаток древнего стиля. Например, Моисей вместе с Аароном: оба старческие типы (л. 98 об.), и Моисей, извлекающий жезлом из скалы воду, или переходящий через Чермное море – юная безбородая фигура катакомбного стиля (л. 76, л. 148 об.). Двоякий тип Пророка Давида, как царя, с бородой, в царской пурпурной мантии сверх белой туники и в низенькой короне (л. 12) или в пурпурной далматике, подпоясанной золотом (л. 55 об.) и как юного, безбородого пастуха и псалмопевца (л. 24, л. 147 об.), объясняется двояким характером этого лица; но, во всяком случае, последний тип есть очевидное воспроизведение древнейшего образца вантичном стиле. В символических фигурах и олицетворениях очевидно влияние ранних источников христианского искусства. Например, в восхождении Пророка Илии на небо – внизу, как в упомянутом выше барельефе Луврского саркофага, изображен Иордан в виде полуобнаженного старца, в синей шапке с ушами; из уст льется река (л. 41 об.). Как в Равеннской мозаике в Баптистерии, V в., в Крещении олицетворена река тоже в виде старца; так и на миниатюре Лобковской Псалтири (л. 117) пр Пс. 113:5 : «что ти есть море, яко побегло еси, и тебе Иордане, яко возвратился еси вспять» – изображен Спаситель почти по шею в воде, ниже на стороне отвернулась обнаженная фигура старца – это Иордан, а в самом низу стоят два бронзовые идола зеленоватого цвета. Как в Венской рукописи Диоскорида VI в. море изображено в мифологическом образе Амфитриты; так и в Лобковской Псалтири при Пс.88:10 : «ты владычествуеши державою морскою, возмущение же волн его ты укрощаеши» – изображен Христос в ладье с учениками во

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

В Псалтири М. упоминается 8 раз (Пс 76. 21; 89. 1; 98. 6; 102. 7; 104. 26; 105. 16, 23, 32), в т. ч. один раз, в Пс 89. 1,- в качестве автора. Существенно, что все эти упоминания приходятся на 3-ю и 4-ю части Псалтири (по евр. делению Псалтири на 5 частей) и отсутствуют в тех частях, к-рые считаются наиболее древними (1-я и 2-я) (см. в ст. Псалтирь ). М. Г. Селезнёв Образ М. в эллинистическом и раввинистическом иудаизме В эллинистический период образ М. становится одним из центральных как для языческой традиции, начавшей проявлять к евр. религии небывалый прежде интерес, так и для иудаизма. Знакомство с Септуагинтой, рост иудейской диаспоры, взаимопроникновение евр. и греч. культур стали факторами, заставившими греч. и рим. авторов обратиться к евр. истории. Они же подтолкнули и евр. историков к написанию сочинений, целью которых было развеять ставшие популярными мифы. Поскольку иудаизм - во многом религия закона, главным героем евр. истории становится законодатель М.: символ учения, идеальный его представитель, величайший из лидеров общины, философ, пророк, мудрец, царь и священник. У греческих и римских еврейских и нееврейских авторов Прор. Моисей. Фрагмент композиции «Преображение» в апсиде ц. Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне. VI в. Прор. Моисей. Фрагмент композиции «Преображение» в апсиде ц. Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне. VI в. Нек-рые эллинистические авторы, писавшие о евр. истории, видимо, были знакомы с Библией, другие использовали в основном распространенные предрассудки и суеверия. Стремясь прояснить существующие сюжеты, оставшиеся за рамками библейского повествования, историки создавали новые, к-рые впосл. прочно вошли в традицию. Рассказы евр. авторов, писавших по-гречески, часто соотносятся с преданиями нееврейских авторов и вступают с ними в диалог. У наиболее ранних историков (IV-III вв. до Р. Х.) Бероса ( Штерн. 1997. Т. 1. С. 55-61), Манефона (Там же. С. 62-86) и Гекатея Абдерского (Там же. С. 20-44) М. предстает прежде всего в образе иудейского законодателя, составившего для евреев книгу закона. Гекатей рассказывает о М. с большим почтением, несмотря на то что для него М. всего лишь «глава чужеродцев», изгнанных из Египта по причине мора. М. в его «Истории Египта» - мужественный мудрец, пришедший в Иудею, где он основал Иерусалим, построил храм, установил культ, законы, учредил гос. устройство, разделив народ на колена. Он ставит М. в один ряд с Данаем, царем Аргоса, и Кадмом, основателем Фив и создателем греч. алфавита. Т. о., он перемещает М. из истории в мифологию, придавая ему небывало большой вес в традиции.

http://pravenc.ru/text/2563952.html

   Надлежало, чтобы Та, Которая странноприимствовала Бога Слова в чреве Своем, Сама поселилась в божественных скиниях Своего Сына; и как Господь сказал, что Ему «должно быть в том, что принадлежит Отцу» (Лк. 2:49), так и Матери надлежало пребывать в чертогах Сына, «в доме Господнем, во дворах... Бога нашего» (Пс. 134:2), ибо если в Нем жилище всех радующихся (Пс. 86:5), то где же [может быть] причина радости? Надлежало, чтобы Сохранивший в рождестве [Ее] девство нерушимым, соблюл и по смерти [Ее] тело нетленным.    Надлежало, чтобы Носившая в объятиях Творца как младенца жила в божественных селениях.    Надлежало, чтобы Невеста, Которую избрал Отец, пребывала в небесных брачных чертогах.    Надлежало, чтобы Видевшая на кресте Сына Своего и Принявшая в сердце меч страдания (Лк. 2:35), которого избежала при рождении, видела Его совосседающим Отцу.    Надлежало, чтобы Матерь Божия обладала всем, принадлежащим Сыну, и чтобы Она почиталась всей тварью как Матерь и раба Божия. Ибо всегда наследство переходит от родителей к детям, но ныне, как сказал некий мудрец, истоки священных рек текут вспять, ибо Сын подчинил Матери все творение.    15. Итак, придите, будем и мы сегодня праздновать исходный праздник Матери Божией без свирелей и корибантов и не совершая вакхических шествий в честь Матери ложноименуемых богов, которую они, безумцы, измышляют многодетной, а слово истины представляет бездетной. Они [эти боги] суть не что иное, как демоны и призраки, подобные теням, которые зловредно представляются тем, чем не являются, получив себе в помощь несмысленность людей, пребывающих в заблуждении. Ибо как бестелесное [существо] может родить от соития? И каким образом оно может сочетаться? И как может быть богом тот, кто, не быв прежде, был произведен через рождение?    А то, что род демонов является бестелесным, вполне ясно даже для слепых очами разума. Ведь где-то в своих сочинениях Гомер сказал, описывая состояние чтимых им богов: Ибо не брашен не едят, ни от гроздей вина не вкушают. Тем и бескровны они и бессмертными их нарицают.   Не едят они брашен, как он говорит, и не вкушают согревающее душу вино и вследствие того бескровны, то есть не имеют крови, и их называют бессмертыми. Весьма справедливы слова Гомера «их нарицают». Они лишь называются бессмертными, не являясь тем, чем их называют. Ибо они умерли злой смертью.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3245...

А до тех пор будем очищаться и усовершенствоваться Словом, чтобы, как можно больше, облагодетельствовать самих себя, делаясь богоподобными и приемля пришедшее Слово, даже не только приемля, но и содержа в себе, и являя другим. Поскольку же очистили мы словом позорище, то полюбомудрствуем уже несколько о празднике и составим общий праздник с душами любопразднственными и боголюбивыми. И как главное в празднике — память о Боге, то воспомянем Бога, ибо и глас радости (Пс. 41:5) там, где поющих и играющих всех жилище (Пс. 86:7), по моему мнению, не что иное есть, как Бог песнословимый и славословимый удостоившимися тамошнего жительства. Если же настоящее слово будет заключать в себе нечто из сказанного уже прежде, никто не удивляйся, ибо стану говорить не только то же, но и о том же, имея трепетный язык, и ум, и сердце, всякий раз, когда говорю о Боге, и вам желая того же самого похвального и блаженного страха. Когда же произношу слово Бог, вы озаряйтесь единым и тройственным светом — тройственным в отношении к особенным свойствам, или к Ипостасям (если кому угодно назвать так), или к Лицам (нимало не будем препираться об именах, пока слова ведут к той же мысли), — единым же в отношении к понятию сущности и, следственно, Божества. Бог разделяется, так сказать, неразделимо и сочетается разделенно, потому что Божество есть Единое в трех, и единое суть Три, в Которых Божество, или, точнее сказать, который суть Божество. А что касается переизбытка и недостатков, то мы без них обойдемся, не обращая ни единства в слитность, ни разделения в отчуждение. Да будут равно далеки от нас и Савеллиево сокращение и Ариево разделение, ибо то и другое в противоположном смысле худо и одинаково нечестиво. Ибо для чего нужно — или злочестиво соединять Бога, или рассекать на неравных? — Но у нас один Бог Отец, из Которого все, и один Господь Иисус Христос, Которым все (1 Кор. 8:7), и един Дух Святой, в Котором все. Словами: из Него (εξ ου), Им (δι ου) и в Нем (εν ω), не естества разделяем (иначе не переставлялись бы предлоги или не переменялся бы порядок имен), но отличаем личные свойства единого и несоединенного естества.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Ибо помнишь, конечно, об уподоблении Господа, Который называет Себя лозою, а Отца делателем, каждого же из нас именует розгою, чрез веру насажденной в Церкви, и побуждает нас к многоплодию, чтобы не преданы мы были огню по осуждении за бесполезность ( Ин. 15:6 ). И Он не престает везде уподоблять человеческие души виноградным лозам. Ибо сказано: виноград быст возлюбленному в розе, на месте тучне. И: лозу насадих, и оградих ограждением ( Ис. 5:1–2 ). Очевидно, что под виноградом разумеет человеческие души, для которых оградил ограждение – оплот заповедей и охранение ангелов. Ибо ополчится ангел Господень окрест боящихся Его ( Пс. 33:8 ). Потом как бы и окоп сделал около нас, положив в Церкви первее апостолов, второе пророков, третие учителей ( 1Кор. 12:28 ). Примерами же древних и блаженных мужей возводя мысли наши на высоту, не оставил их поверженными долу и достойными попрания. Он хочет также, чтобы мы, как бы некоторыми завивками, соплетались с ближними объятиями любви и упокоевались в них и, всегда стремясь к горнему, как вьющиеся виноградные ветви, старались уравниваться с вершинами самых высоких. Он требует еще, чтобы мы терпели, когда окапывают нас. А душа окапывается чрез отложение мирских забот, которые составляют бремя для наших сердец. Посему отложивший плотскую любовь и привязанность к богатству и признавший презренным и смешным пристрастие к здешней бедственной славе как бы окопался и обновился в силах, свергнув с себя напрасное бремя земного мудрования. Не должно же... разрастаться в ветви, то есть жить напоказ и домогаться похвалы за внешность, но надобно быть благоплодным, предоставляя истинному Земледелателю показание дел. А ты будь и яко маслина плодовита в дому Божии ( Пс. 51:10 ), никогда не совлекаясь упования, но имея в себе всегда цветущее спасение, приобретаемое чрез веру. Ибо таким образом будешь подражать всегдашней зелености сего растения и соревновать его многоплодию, во всякое время подавая обильную милостыню» (бес. 5, стр. 86–87). Представленных выдержек, кажется, достаточно для того, чтобы ясно представить себе главную задачу, какую преследовал св.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010