12. Таким образом, Слово, ставшее плотью, есть единый Сын Божий Господь Иисус Христос, Посредник между Богом и человеками (1 Тим 2:5). Потому Посредник, что Один и Тот же — истинный Бог и человек, имеющий со Отцом единую Божественную природу, и единую человеческую сущность с матерью. От нас имеющий наказание за наше беззаконие вплоть до смерти, а от Бога Отца имеющий неизменную праведность; из-за нашего беззакония Он умер во времени, из-за Своей праведности — и Сам всегда Живой, и смертным даровал бессмертие. При этом Он Свое человеческое совершенство сохранил в самом совершенстве Своего Божества, истину же Своей смертности через принятие смерти Он поглотил истиной и неизменностью Своего бессмертия. 13. То есть, как свидетельствует блаженный Петр: Христос прошел через смерть, дабы мы стали наследниками жизни вечной 7 . Также и блаженный Павел учит, что Христос поглотил смерть и освятил жизнь и нетление (см. 2 Тим 1:10) 8 . Христос потому смерти вкусил, что Он — истинный человек; и потому смерть победил, что Он — истинный Бог. Ведь Он, как говорит Апостол, хотя и распят в немощи, но жив силою Божиею (см. 2 Кор 13:4). И Он же — Тот, Кто, согласно пророчеству блаженного Давида, какчеловек родился в Сионе, и Сам Всевышний укрепил его (см. Пс 86:5). 14. Итак, Божество Христа не иное, чем природа Отца, согласно тому, что в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть(Ин 1:1). И человечество Его не иное, чем природа Матери, согласно тому, что Слово стало плотию, и обитало с нами (Ин 1:14). И эта природа, которая всегда пребывает рожденной от Отца, восприняла нашу природу без греха, чтобы родиться от Девы. Ведь природа вечная и Божественная никак не могла бы быть зачатой и родиться во времени от природы человеческой, если бы невыразимое Божество не приняло в Себя истинное зачатие и рождение во времени, восприняв истинного человека. Так вечный и истинный Бог истинно был зачат и рожден во времени от Девы.

http://pravmir.ru/o-vere-ili-o-simvole-i...

(Должники наши) – люди, которые не отдали нам того, что должны были отдать по закону Божию, как, например, не оказали любви, а вражду. (Слова молитвы Господней: как и мы прощаем должникам нашим) требуют, чтобы молящийся никакой не имел вражды и гнева, но имел со всеми мир и любовь. Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя; оставь там дар твой пред жертвенником и пойди, прежде примирись с братом твоим и тогда прийди и принеси дар твой ( Мф.5:23–24 ). (Если того, кто имеет нечто на меня, нельзя найти вскоре или если он окажется нерасположенным к примирению), в таком случае довольно примириться с ним в сердце пред очами Всевидящего Бога. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми ( Рим.12:18 ). (Если мы просим у Бога прощения грехов наших, а сами других не прощаем), то не получим и мы прощения. Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит вам и Отец ваш небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит согрешений ваших ( Мф.6:14–15 ). (Бог не прощает нас, когда мы не прощаем других) потому, что мы чрез сие оказываемся злыми, а тем удаляем от себя благость и милосердие Божие. Катих. стр. 80 – 81. См. ниже (об отношении к неверующим) Апост. Постановл. кн. II, гл. 46. γ) См. выше (стр. 57) Катих. стр. 87, также (об уважении к ближним) Катих. стр. 116. δ) Блаженны кроткие; ибо они наследуют землю. 5-е Блаженство. (Кротость) – тихое расположение духа, соединенное с осторожностью, чтобы никого не раздражать и ничем не раздражаться. Какие должны быть особенные действия кротости христианской? Не роптать не только на Бога, но и на людей, когда происходит что-либо противное желаниям нашим, не предаваться гневу, не превозноситься. Господь обещает кротким то, что они наследуют землю. В отношении к последователям Христовым вообще оно есть предсказание, которое исполнилось буквально; ибо постоянно кроткие христиане вместо того, чтобы истребленными быть яростью язычников, наследовали вселенную, которой прежде обладали язычники. Дальнейшее же значение сего обетования в отношении к христианам вообще и порознь есть то, что они получат наследие, по выражению Псалмопевца, на земли живых, там, где живут и не умирают, т.е., получат вечное блаженство ( Пс.26:13 ) Катих. стр. 85 – 86.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

79 . Поистине, познав пределы свои 103 , ты станешь охотно сокрушаться 104 , сетуя на самого себя подобно Исаии: как, будучи нечистым и находясь среди народа такого, то есть среди супротивников, ты дерзаешь предстоять Господу Саваофу ( Ис.6:5 ). 80 . Если истинно молишься, то обретёшь полноту удостоверенности 105 и Ангелы соберутся к тебе, как к Даниилу, и просветят тебя относительно логосов тварных вещей 106 . 81 . Знай, что святые Ангелы побуждают нас к молитве и стоят рядом с нами, радуясь и молясь о нас. Но если мы нерадивы и восприимчивы к супротивным помыслам, то весьма сердим их, потому что в то время, как они столь подвизаются ради нас, мы не желаем молить Бога о самих себе, но пренебрегаем своим служением 107 и оставляем Владыку и Бога их, идя на встречу с нечистыми бесами. 82 . Молись кротко и невозмутимо, «пой псалмы разумно» ( Пс.46:8 ) и благозвучно 108 – тогда будешь, как молодой орёл, взмывающий в высоту 109 . 83 . Псалмопение усыпляет страсти и успокаивает невоздержанность тела; а молитва приготавливает ум осуществлять то действие, которое ему свойственно 110 . 84 . Молитва есть действие, подобающее достоинству ума, или наилучшее и подлинное его употребление. 85 . Псалмопение относится к многоразличной премудрости 111 , молитва же есть введение в нематериальное и немногоразличное ведение 112 . 86 . Прекраснейшее дело – ведение, ибо оно содействует молитве, побуждая мыслящую силу ума к созерцанию Божественного ведения 113 . 87 . Если ты не получил ещё [благодатного] дара молитвы и псалмопения, будь настойчив и получишь. 88 . «Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать» ( Лк.18:1 ). Поэтому не унывай и не падай духом от того, что до сих пор не получил. Получишь позднее. А к притче [Господь] добавил [также слова]: «Хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как женщина не даёт покоя», сотворю суд ей ( Лк.18:4–5 ), так и Бог «защитит вскоре вопиющих к Нему день и ночь» ( Лк.18:7 ) 114 . Поэтому радуйся, с трудолюбием и терпением пребывая в святой молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontij...

Небо наполнено чинами ангельскими, по слову пророка: " Тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред ним " (Дан. 7:10). Нескудна и святая обитель Печерская, которая имеет столько ангелов, сколько преподобных. Божественный Златоуст написал: " Плохо будет городу, в котором нет святого " , и говорил, что в запустение придет такой город: " Город, в котором нет праведника или где был праведник, да забыли его, приходит в запустение " . Кто же не ублажит тебя, святая обитель Печерская, видя, что не только украшена ты святыми, но на святых Божиих и основана: " Твое основание на горах святых " (Пс. 86:9). Богогласный евангелист Матфей обещает, что здание, основанное человеком на камне, не падет ни от дождя, ни от рек, ни от ветра: " Пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камени " (Мф. 7:25). Как же мы не будем дерзновенно обещать святой Печерской обители, что не только телесные, но и душевные враги не смогут повредить ей, потому что основана она на мощах святых Божиих мучеников. Еврейский историк Филон говорит: " Когда я вижу в доме или городе каком-нибудь святого и благого мужа, ублажаю я и дом тот и город " . Если же такая похвала относится к дому или городу, в котором один только преподобный, какой похвалы достойна святая Печерская обитель, в которой не один, а бесчисленное множество преподобных. Воистину называем ее блаженной. Как не блаженна она, когда непрестанно молится о ней преподобный отец наш Антоний, по обещанию своему: " Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память " (2 Пет. 1:15). Или как не услышит Бог молитвы ходатайствующего о ней святого Антония, которого он сам послал от Святой Горы и воздвигнул на основание монастырю, и так свидетельствует о нем через Исайю: " Я воздвиг его к правде и уровняю все пути его, он построит город мой " (Ис. 5:13). Бог ясно показал при основании небесиподобной святой Печерской церкви, что приятны Ему молитвы преподобного Антония, когда по молению его низвел воду и росу с неба на место святой Печерской церкви, как о том подробнее описано в житии его. Какая же в том была тайна? Если рассмотрим некоторые свойства росы и огня, узнаем причину. Как от росы земля напояется влагой, так и от святой обители Печерской Русская земля напоилась учением святым. " Воды ростили его, бездна поднимала его, реки ее окружали питомник его, и она протоки свои посылала ко всем деревьям полевым. Оттого высота его перевысила все деревья полевые, и сучьев на нем было много, и ветви его умножались, и сучья его становились длинными от множества вод, когда он разрастался " (Иез. 31:4-5). Так и святая обитель Печерская, подавшая из себя начало иноческой жизни другим обителям, облекла их в труд, в подвиги, в праведность, как в зеленые листья.

http://predanie.ru/book/72222-kievo-pech...

Эта перепись – выяснение дел, первое обнажение истины, чтобы род человеческий не был в неизвестности: это – первая перепись. Ужели и сами пророки умолчали об этом? Сделаем отступление в Ветхий Завет , исследуем иудейские дела и дела иудейского неверия. Призываю во свидетельство Давида, мужа достойного доверия, чтимого у иудеев, даже если только сделано о нем одно воспоминание, достойного веры в глазах церкви. Итак, что же говорит Давид? «Господь поведает в писании народов и владык сих " ( Пс.86:6 ) 3 . Это – слова пророка, а вот – дела евангельские: «сие написание первое... взыде же и Иосиф от Галилеи, из града Назарета во Иудею, во град Давидов, иже нарицается Вифлеем, зане быти ему от дому и отечества Давидова, написатися с Мариею обрученою ему женою, сущею непраздною» ( «эта перепись была первая, ...пошел также, – говорит (евангелие), – и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна» ( Лк.2:2, 4–5 ), – потому что при браках только происходит зачатие. «Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» ( Лк.2:6–7 ). Ничего нет более простого, чем это дело, ничего нет беднее, чем рождение Иисусово. Иисус сделался бедным ради нас, хотя и был богат; Мариам положила Спасителя в яслях; не было ничего, что можно было бы подостлать, ничего, чем бы укрыться; Спаситель и не имел нужды в такого рода попечении о Нем и не нуждался во внешней заботливости, подобно тому как и зачинается Он не по закону естества. Достаточно было услужения со стороны Девы; Он сам был устроителем всего. Таким образом, говорит (Писание), «положила Его в ясли» и «в той стране были... пастухи, которые содержали ночную стражу» ( Лк.2:7–8 ). Матфей повествует, что пришли маги; Лука же, что «в той стране были... пастухи, которые содержали ночную стражу»; там маги, здесь пастыри.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим. XII:3-5). «Мы многие составляем одно тело во Христе». Вот жертва христианская! Это-то Церковь и выражает известным для верующих таинством алтаря, которым показывается ей, что в том, что приносит, приносится она сама. Глава VII. Любовь к нам святых Ангелов такова, что они желают, чтобы мы были чтителями не их, а единого истинного Бога    Так как бессмертные и блаженные существа, обитающие в небесных жилищах и вместе утешающиеся общением со своим Творцом, вечностью Которого они крепки, истиной непоколебимы, дарами святы, любят нас, смертных и злополучных, из милосердия, чтобы мы стали бессмертными и блаженными, то они не желают, конечно, чтобы жертву мы приносили им, а не Тому, Кому вместе с нами и они сами приносят жертву. С ними составляем мы один град Божий, к которому обращены слова псалма: «Славное возвещается о тебе, град Божий!» (Пс. 86:3). Одна часть его, которая в нас, странствует; другая, которая в них, подает помощь. Из этого горнего града, в котором законом служит умная и непреложная воля Божия, из этого в своем роде сената (сипа), — так как в нем пребывает забота (сига) о нас, — снизошло к нам при посредстве ангелов то святое Писание, в котором сказано: «Приносящий жертву богам, кроме одного Господа, да будет истреблен» (Исх. XXII:20). Это Писание, этот закон, эти заповеди подтверждаются столькими чудесами, что совершенно очевидно, кому хотели бы видеть нас приносящими жертву те бессмертные и блаженные существа, которые желают нам того же, чего и себе. Глава VIII. О чудесах, которыми Бог при посредстве услуг ангельских благоволил сопровождать Свои обетования для подкрепления веры благочестивых    Если бы я обратился к давно минувшим временам, то вынужден был бы рассказывать гораздо пространнее, чем это нужно, о том, какие совершены были чудеса в подтверждение обетований Божиих, которыми Бог за тысячу лет предсказал Аврааму, что в семени его благословятся все будущие народы (Быт.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Завеса в храме раздралась по средине — слово в переводе Семидесяти означает завесу, которая отделяла в скинии Святое от Святого Святых, см. Исх 26:31–32; Лев 21:23; 24:3, а также у Филона (Моисей 2:86) и Иосифа Флавия (Древ­ности 8:75), и завесу при входе в Святое (Исх 26:36; 38:18; Чис 3:26). Обычно полагают, что имеется в виду первая, однако Ломейер 150 справедливо возражает на это, что здесь скорее речь идет о второй завесе, которую, в отличие от первой, могли видеть многие. О знамениях, предупреждавших за 40 лет о разрушении храма, упоминается в раввинистической литературе. Отче! в руки Твои предаю дух Мой — почти точная цитата из Пс 30:6 в переводе Семидесяти, составлявшая часть вечерней молитвы перед сном. Сотник же, видев происходившее, прославил Бога — в смерти невинного сотник видит мученическую жертву Богу. Истинно Человек Этот был праведник — такое значение слова d…kaioj ‘праведный’ см. в Мф 23:35; 27:19; Иак 5:6; 1 Пет 3:18. И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь — иногда понимается как знак покаяния и признание соучастия в осуждении невиновного. В апокрифическом Евангелии Петра это истолковано как скорбь о неминуемом наказании за совершенный грех, что, однако, еще не является покаянием. Более вероятно, что это лишь обычное выражение скорби по поводу смерти осужденного, может быть, с сознанием незаслуженности ее, и нет убедительных оснований усматривать в этом действии покаянный смысл. Погребение Иисуса Христа (23:50–56) Рассказ о погребении Иисуса Христа представляет собой последний отрывок, в котором Лука следует за Марком; далее его Евангелие опирается на другие источники, отчасти, по-види­мому, на Иоанново предание. Обязанность погребения принимает на себя благочестивый член совета Иосиф Аримафейский; оно занимает остаток дня Приготовления (пятницы), и в нем принимают участие женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи. День тот был пятница, и наступала суббота — Лука указывает на время действия не в начале (как в Мк 15:42), и не в конце (как в Ин 19:42), а в середине отрывка.

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

В Откровении все образы, – глубоко символичны: блудная жена изображает город, а последний служит условным обозначением церкви; ссылки на Сир.24:11 кн. сына Сирахова: Он дал Мне покой в возлюбленном городе и в Иерусалиме власть Моя, – еще не убеждает даже и при еврейском параллелизме членов стиха, что и Апокалипсический «град возлюбленный», – земной Иерусалим; равно странна попытка извлечь тот же эпитет земного Иерусалима из слов псалмопевца: Господь любит врата Сиона более всех селений Иакова ( Пс.86:2 ); Тайнозритель именует земной Иерусалим, запятнавший себя Богоубийством, Сидомом и Египтом ( Отк.11:8 ); ясно, что при такой мрачной точке зрения, Апостол не мог характеризовать земной Иерусалим, как лагерь святых. Последнее выражение, – παρεμβολ των αγων вызывает много различных объяснений. Сначала скажем, какое отношение имеет лагерь святых к возлюбленному граду. Одни толкователи считают, что лагерь, – центр города на основании Деян.21:34 , где παρεμβολ обозначает внутреннюю крепость-цитадель. Другие экзегеты предполагают, что выражение «лагерь» обусловлено мыслью о церкви, как не имеющей пребывающего града, но взыскующей грядущего ( Евр.13:14 , Быт.47:9 ); действительно в Евр.13:13 παρεμβολ является обозначением стана, кочевавшего в пустыне Израиля. Иные ставят слово «лагерь» в зависимости от близости описания похода Гога и Магога в Откровении с речью о том же у пророка, который говорит, что Гог поднимается на беззащитное место, какое легче представить под образом стана, чем обычно укрепленного стенами города: И скажешь: поднимусь на землю не огражденную, пойду на беззаботных, живущих беспечно, все они живут без стен и нет у них ни запоров, ни дверей ( Иез.38:11 ). Но всего вернее ставить слово «лагерь» в связь с глаголом «восходить», если этот глагол обозначает движение неприятельского (атакующего) войска, то вполне естественно и подвергающихся нападению мыслить, как войско; по Евр.11:34 παρεμβολ действительно обозначение войска в боевом строю (ср. Суд.4:16 , Суд.7:14 , 1Мак.5:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Voronc...

Итак, что же говорит Давид? « Господь поведает в писании народов и владык сих » (Пс. 86:6). Это — слова пророка, а вот — дела евангельские: сие написание первое, взыде же и Иосиф от Галилеи, из града Назарета во Иудею, во град Давидов, иже нарицается Вифлеем, зане быти ему от дому и отечества Давидова, написатися с Мариею обрученою ему женою, сущею непраздною « эта перепись была первая, пошел также », говорит (евангелие), « и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна » (Лк. 2:2, 4–5), — потому что при браках только происходит зачатие. « Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице » (Лк. 2:6–7). Ничего нет более простого, чем это дело, ничего нет беднее, чем рождение Иисусово. Иисус сделался бедным ради нас, хотя и был богат; Мариамь положила Спасителя в яслях; не было ничего, что можно было бы подостлать, ничего, чем бы укрыться; Спаситель и не имел нужды в такого рода попечении о Нем и не нуждался во внешней заботливости, подобно тому как и зачинается Он не по закону естества. Достаточно было услужения со стороны Девы; Он сам был устроителем всего. Таким образом, говорит (Писание), « положила Его в ясли » и « в той стране были пастухи, которые содержали ночную стражу » (ст. 7–8). Матфей повествует, что пришли маги; Лука же, что « в той стране были пастухи, которые содержали ночную стражу »; там маги, здесь пастыри. И пришел к ним ангел, возвещая о великих делах: « я возвещаю вам великую радость, ибо ныне родился в городе Давидовом Спаситель » мира (Лк. 2:10–11). И когда один ангел говорил, отверзлись небеса, и явилось единое согласное пение восхваляющих и говорящих: « слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение » (ст. 14). Все должно сочетаваться, небо и земля вступить в единение, для того, чтобы нижнее сделалось верхним, чтобы был мир у тех, которые обитали далеко, и у ближних.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Избранные псалмы, читаемые в различных жизненных ситуациях Об устроении семейной жизни 1. О долголетии хозяина семьи и тех членов семьи, без которых не могут обойтись другие: Пс. 86 2. Чтобы благословил Господь имущество людей, чтобы не впадали они в уныние, но прославляли Бога: Пс. 103 3. Да сохранится в семье любовь и да прославят Бога: Пс.116 4. Когда нет взаимопонимания между родителями и детьми, да просветит их Господь, чтобы дети слушались родителей, а родители любили детей: Пс. 76 5. Да принесет Господь мир в семью, если возникла ссора: Пс.126 6. Чтобы младшие уважали старших: Пс. 109 7. Об усмирении непослушных детей, чтобы не огорчали они родителей: Пс. 22 8. О матери, страшащейся во время родов, да укрепит и защитит ее Господь: Пс. 75 9. Да защитит Господь беременную женщину, чтобы не потере ей плод: Пс. 142 10. Молодым, когда страдают от несчастной любви: Пс. 41 11. Бесплодным супругам, чтобы Господь исцелил их и они не развелись: Пс. 19 О помощи в денежных и других материальных затруднениях, об укреплении благосостояния и справедливости 1. Да найдут брошенные и впавшие в уныние работу, чтобы больше им не скорбеть: Пс. 38 2. Да просветит Господь заимодавцев, чтобы они были сострадательны и не вымогали долги у должников: Пс. 77 3. Чтобы люди покупали продукты земледельцев (крестьян, огородников), чтобы не огорчались они: Пс. 81 4. Да благословит Господь бедную вдову, чтобы она заплатила долги и спаслась от тюрьмы: Пс.112 Об укреплении в духовной жизни 1. Да даст Господь людям благоразумие, чтобы возрастали они духом: Пс. 91 2. Когда кто испрашивает что у Бога, чтобы Он подал просимое без вреда для просящего: Пс. 25 3. Да покаются удалившиеся от Бога и обратятся, чтобы спастись им: Пс. 49 4. Да покаются люди и исповедуют свои грехи: Пс. 104 Об исцелении от болезней 1. Да поможет Господь женщине, страдающей женской немощью: Пс. 102 2. Да исцелит Господь страдающих душевными и нервными болезнями: Пс. 27 3. Да исцелит Господь страдающих головными болями: Пс. 125

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010