6. Non enim per luxuriam nobis Christus, sed per ieiunium salutem adtulit neque ille emerendae gratiae suae causa, sed nostrae eruditionis gratia ieiunauit neque infirmitate corporis uictus est, ut esuriret, sed esuriendo suscepti corporis fidem praestitit, ut non solum corpus, sed etiam infirmitates nostri corporis doceret a se esse susceptas, sicut scriptum est quoniam infirmitates nostras suscepit et aegritudines nostras portauit. Христос даровал нам спасение в воздержании, а не в роскоши, и постился Он не ради стяжания благодати, но ради нашего научения. Он взалкал, но не был побеждён телесной слабостью, удостоверив нас в подлинности воспринятого тела и показав, что воспринял не только наше тело, но и наши телесные немощи, как написано: Он взял на Себя наши немощи и понёс болезни ( Мф.8:17 ; Ис.53:4 ). 2. 7. Corporis est igitur, hoc est nostrum est, quod esuriuit, nostrum est, quod fleuit, quod tristis fuit usque ad mortem. Cur ad diuinitatem, quae sunt nostra, referuntur? Corporis est, quod etiam factus adseritur; denique sic habes: Mater Sion, dicet homo, et homo factus est in ea, et ipse fundauit eam altissimus. Homo, inquit, factus est, non «deus factus est». Свойственно телу, то есть нам, что Он алкал, что Он плакал и скорбел даже до смерти 330 . Зачем приписывать божественной природе то, что свойственно нам? К телу относится слово «стал», как ты читаешь: Мать Сион, скажет человек, и Человек стал в ней, и Сам Всевышний основал её ( Пс.86:5 ). Человек стал, а не «Бог родился». 8. Qui autem idem altissimus, idem homo, nisi mediator dei et hominum, homo Christus Iesus, qui dedit semet ipsum redemptionem pro nobis? Et hoc utique ad incarnationem pertinet; redemptio enim nostra per sanguinem, remissio per potestatem, uita pergratiam. Quasi altissimus donat, quasi homo precatur: aliud creatoris, aliud redemptoris est. Distincta licet, unius tamen auctoris beneficia sunt; «decuim enim, ut ille nos redimeret, qui creauit». Кто же называется и «Всевышним», и «Человеком», как не Посредник между Богом и человеками, человек Иисус Христос, отдавший Себя для нашего искупления ( 1Тим.2:5–6 )? И здесь тоже речь о Его воплощении, мы искуплены Его кровью, прощены Его властью, живём Его благодатью. Он дарует как Всевышний и просит как человек: одно относится к Творцу, другое – к Искупителю. Хотя они и различны, однако все эти благодеяния дарует один Творец: ведь надлежало, чтобы нас искупил Тот, Кто нас сотворил 331 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Ведая да ведаем и мы, для чего вышли из мира, и к достижению того да напрягаемся всеусильно, украшая жизнь свою красотою добродетелей и готовя души свои в невесты Владыке Богу чрез соблюдение благолепия пресветлого девства и сохранение себя чистыми, непорочными и неоскверненными: ибо мы храмами Божиими именуемся; а кто храм Божий растлит, растлит того Бог, говорит Писание (1 Кор. 3, 17). Сего-то ради я плачу и рыдаю о некиих, что как они не искусиша имети Бога в разуме спасительном, то Он предаде их в неискусен ум творити неподобная (Рим. 1, 28). Щажду же сказать, что и вы возгордесте, и не паче плакасте, да измется от среды вас содеявый дело сие (1 Кор. 5, 2). От сего нападает небрежность, а далее и тождестрастие: ибо вы не отвращаетесь от него, как должно. Вы сходитесь с ним и смеетесь вместе, уподобляясь тому, о ком обличительно говорит пророк: аще видел еси татя, текл еси с ним, и с прелюбодеем участие твое полагал еси (Пс. 49, 18). Не гневайтесь впрочем на меня за такое обличение: ибо горе мне, если я не стану обличать вас и стоять пред вами за праведное действование; горе и вам, если не будете устраняться от худо живущих. 77. 1) Многоволненна жизнь; но во 1-х молитесь, чтобы кормчий ваш был бодрен и мудр; потом веселите себя упованием достигнуть благого конца. – 2) Слышу, что у вас много речей бывает из-за малостей, – по недостатку смирения. – 3) Свв. Дорофей, Досифей, Акакий и другие молча, смиренно все принимали и были покойны. – 4) Нас тревожат свои желания, и неудовлетворение их беспокоит: ибо забыли о воздаянии за отречение от них. – 5) многие у нас заболевают: терпите, болящие, и больничники, потрудитесь смиренно. Смотрите, чтоб не было беспорядков при приеме врача. И по выздоравлении не оставайтесь праздными и не вольничайте. 86] 1) Еще и еще пребудьте благодушны, потерпите, помужайтесь, перенося находящие напасти невидимые и видимые, от демонов и людей. Кто не видит, как многоборительна жизнь ваша? Кто не засвидетельствует, как многоскорбен путь ваш? Отсюда каждодневно восстают на вас брани, оттуда поражают мучительные беды, то столкновения с братиями, то по исполнению послушаний неприятности и непрестанные толчки, со всех сторон натиски, как по пучине носимы бываем, преплывая это великое и многобедственное море мира, подняв парус надежды и направляясь к небесам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Ведая да ведаем и мы, для чего вышли из мира и к достижению того да напрягаемся всеусильно, украшая жизнь свою красотою добродетелей, и готовя души свои в невесты Владыке — Богу чрез соблюдение благолепия пресветлаго девства, и сохранение себя чистыми, непорочными и неоскверненными: ибо мы храмами Божиими именуемся; а кто храм Божий растлит, растлит того Бог, говорит Писание (1 Кор. 3, 17). Сего–то ради я плачу и рыдаю о некиих, что как они не искусиша имети Бога в разуме, спасительном, то Он предаде их в неискусен ум творити неподобная (Рим. 1, 28). Щажду же сказать, что и вы возгордесте, и не паче плакасте, да измется от среды вас содеявый дело сие (1 Кор. 5, 2). От сего нападает небрежность, а далее и тождестрастие: ибо вы не отвращаетесь от него, как должно. Вы сходитесь с ним и смеетесь вместе, уподобляясь тому, о ком обличительно говорить Пророк: аще видел еси татя, текл еси с ним, и с прелюбодеем участие твое полагал еси (Пс. 49, 18). Не гневайтесь впрочем на меня за такое обличение: ибо горе мне, если я не стану обличать вас и стоять пред вами за праведное действование; горе и вам, если не будете устраняться от худо живущих.. 1) Многоволненна жизнь; но во 1–х молитесь, чтобы кормчий ваш был бодрен и мудр; потом веселите себя упованием достигнуть благаго конца. — 2) Слышу, что у вас много речей бывает из–за малостей, — по недостатку смирения. — 3) Свв. Дорофей, Досифей, Акакий и другие, молча, смиренно все принимали и были покойны. — 4) Нас тревожат свои желания, и неудовлетворение их безпокоит: ибо забыли о воздаянии за отречение от них. — 5) Многие у нас заболевают: терпите болящие, и больничники потрудитесь смиренно. Смотрите, чтоб не было безпорядков при приеме врача. И по выздоравлении не оставайтесь праздными, — и не вольничайте. 86]. 1) Еще и еще пребудьте благодушны, потерпите, помужайтесь, перенося находящия напасти невидимыя и видимыя, от демонов и людей. Кто не видит, как многоборительна жизнь ваша? Кто не засвидетельствует, как многоскорбен путь ваш? Отсюда каждодневно возстают на вас брани, оттуда поражают мучительныя беды, то столкиовения с братиями, то по исполнению послушаний неприятности и непрестанные толчки, со всех сторон натиски, как по пучине носимы бываем, преплывая это великое и многобедственное море мира, подняв парус надежды и направляясь к небесам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

" Вообще, отношение Бога к миру и особенно к человеку должно объясняться исходя из начал Божественной любви. И со стороны человека богопознание его может быть основано и развито лишь силой любви. О любви Божественной мы знаем гораздо более, чем о прочих свойствах и совершенствах Его существа, ибо в любви выражается существо и жизнь Божества особенно широко. А потому и само Божественное Откровение есть слово любви о любви же " 5 . Как увидим далее, " сама любовь человеческая есть не только отображение, но даже проявление Божественной жизни любви в человеке. Любовь в Боге есть не действие одной только свободы, но натуральная необходимость и жизнь Его, равно как и свобода Его. Любовь есть стремление к тому, чтобы содержание существа Духа и жизнь Его получили место в жизни иных личностей и тварей. А все это совершается не ради самолюбия, но ради самообщения для развития жизни и блаженства. В любви же сокрыто стремление и ко взаимообщению для сохранения единства жизни в мыслях и чувствах " 6 . Таковы свойства Божественной жизни любви. 1. Т ак объясняют любовь психологи и философы последнего времени. 2. Беляев. Любовь Божественная. С. 86. 3. Саблуков. Об именах Божиих. С. 33. 4. Блаженный Августин. Беседы о Св. Троице. 5. Беляев. Любовь Божественная. С. 96. 6. Там же. БОЖЕСТВЕННАЯ СВОБОДА Божественное Существо совершенно свободно, т.е. открыто проявляет Свои совершенства и не встречает никаких препятствий для самораскрытия и проявления свойств и сил во всей их совокупности. Божественная жизнь свободно проявляется, созидает все и вместе с тем сохраняет созидаемое в единстве жизни с собой. Свободное, беспрепятственное стремление Божественной жизни к самооткровению и самопроявлению тождествено с волей Бога. Это стремление и воля в Боге едины, т.е. проявляют только прекрасные свойства Существа Божия и совершенства Его, или самую жизнь Его. Хотя иногда говорят, что Бог делает, что хочет: Бог все, что захотел, сотворил (Пс. 113:11), - и будто может сотворить все, но здесь нужно разуметь, что Бог хочет лишь сокрытого в Его Существе и сродного свойствам Его, и это проявляется в Его жизни любви.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2324...

Все четыре вышеуказанные причины упоминаются в 118-м псалме, в котором говорится о том, что «устав Господа непорочен» 19 (80), то есть не допускает порчи греха; «преобразовывает души» 20 (81), поскольку он [(т. е. божественный закон)] направляет не только внешние, но и внутренние действия; «все свидетельства Господа истинны» 21 (86) – в связи с несомненностью в его истинности и правильности; «дарует мудрость простым» 22 (130), поскольку направляет человека к сверхъестественной и божественной цели. Ответ на возражение 1. Естественный закон причастен вечному закону адекватно способности человеческой природы. Но к своей сверхъестественной цели человек должен определяться куда более возвышенным способом. Поэтому для того, чтобы человек стал причастным вечному закону более совершенно, Бог дополнительно даровал нам [божественный] закон. Ответ на возражение 2. Принятие решения – это своего рода исследование, и потому оно должно опираться на некоторые начала. Однако по причинам, о которых шла речь выше, для него не достаточно тех начал, которые сообщены нам природой, а именно предписаний естественного закона, но необходимы ещё некие дополнительные начала, а именно предписания божественного закона. Ответ на возражение 3. Неразумные твари не определяются к цели, которая бы превышала их природные способности, и потому приведенная аналогия неудачна. Раздел 5. СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ТОЛЬКО ОДИН БОЖЕСТВЕННЫЙ ЗАКОН? С пятым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что существует только один божественный закон. В самом деле, в царстве, в котором [правит] один царь, может быть только один закон. Но о Боге говорится как о едином Царе всего человечества, согласно сказанному [в Писании]: «Бог – царь всей земли» ( Пс. 46, 8 ). Следовательно, существует только один божественный закон. Возражение 2. Далее, всякий закон определен к цели, которую законодатель предназначает тем, для кого он утверждает закон. Но Бог предназначает всем людям одну и ту же [цель], поскольку, согласно сказанному [в Писании], Он «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим. 2, 4 ). Следовательно, существует только один божественный закон.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Душа беснуется грехом, просит исцеления у Господа (4:249, см. ДУША , 331). Общие грехи общими молитвами и покаянием врачуются Общие бо грехи общим и публичным наказанием наказуются, чего ради общим и покаянием умилостивлять Бога должно (3:118). Сразу каяться в грехе Аще по действу диавольскому и слабости случится согрешить, тотчас кайся, и проси прощения у Бога со всяким смирением и воздыханием, и надеждою (1:108). Христианин должен каяться и жалеть, что своими грехами прогневляет Бога (5:17, см. ПОКАЯНИЕ , 709). Кающимся и перестающим грешить оставляются грехи, ради заслуг Христовых Кающимся, престающим грешить, жалеющим за грехи, и просящим отпущения, грехи от Бога оставляются, то делает Бог от единаго милосердия Своего и ради заслуг Христовых, ради которых в слове Своем обещал всем кающимся и верующим во Христа подать отпущение грехов, якоже сие милосердие Божие изображается во пс. 102: «Благослови душе моя Господа» (3:110). Грех прощается человеку по милости Божией Удобно грех сотворить: но не удобно от греха свободиться. Надобно неотменно к освобождению Тому придти, Который глаголет: «аще Сын вы свободит, воистинну свободни будете» ( Ин. 8, 36 ). Бывает, что когда должник не может отдать долга заимодавцу, то заимодавец по единой милости своей оставляет ему долг, и тако должник свободен бывает. Христианине! мы должники Божии; мы не могли, и не можем долгов наших отдать Богу, Которому и были и есмы должны, но, по безприкладной милости Своей оставляет нам долги грехов наших. Мы есмы оный должник, тьмою талант обдолжившийся Царю своему, над которым, яко не имел чем отдать долга своего, «умилосердился царь, и отпустил ему весь долг» ( Мф. 18, 24–28 ). Нам должникам Своим Царь небесный оставляет многие и тяжкие долги грехов, как тьму талант, яко не имеем чем отдать: но оставляет чистым сердцем к Нему обращающимся и за сотворенные грехи кающимся, и падающим пред Ним и милости от Него просящим; оставляет благодатию и человеколюбием единороднаго Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа, «Иже предан бысть за прегрешения наша, и воста за оправдание наше; Иже язвен бысть за грехи наша и мучен бысть за беззакония наша» ( Рим. 4, 25 ; Ис. 53, 5 ) (4:86).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Ниже к реке несколько белых хижин мелькало из-за развесистых ракит, и в них слышался как будто говор, а вдали на Днепре – протяжная песнь. – На скате противолежащей горы, где был некогда Боричев взвоз, отдыхал народ, трудившийся над новою дорогою с Подола, и мимо проходили путники. С верховья долины, малороссийский отрок, ловко управляя конем, гнал ещё несколько других к водопою, и две киевлянки с кувшином в руках, в своих живописных одеждах, пришли зачерпнуть воды из священного источника. Впрочем, всё вокруг было тихо: ветер не шевелил листьями ракит, не журчала вода; безмолвие уединённой юдоли умножалось ещё всею тяжестью знойно налегшего полудня, но свежо было над устьем кладезя. – Мне казалось, я сижу опять под знойным небом Палестины, над купелью Силоамскою или над кладезем Неемии, там, где у подошвы Сиона юдоль Иосафатова сходится с долиною Геенны, и вот отроки и девы арабские, в длинных своих покрывалах, приходят черпать предо мною заветную воду. – И точно, купель сия была Силоамскою, для прозревшей Руси; и точно, надо мною возвышался отечественный Сион, Старый Киев, мать городов наших, о коем и мы можем воскликнуть стихами псалмов: «мати Сион, речет человек!» ( Пс.86:5 ). – Ах! Я был опять, на несколько мгновений, в Иерусалиме, и град Владимиров казался мне градом Давида. Тогда же, с умилением благодарного сердца, вспомнил я и то, как однажды, на самой заре моей жизни, долина Крещатика послужила мне пристанью спасения, когда разлившийся Днепр бил меня сердитою волной, в утлом челноке, меня, юного и неопытного путника, доверившегося его бурной пучине, со всею беспечностью своего возраста. Уже я отчаивался одолеть сие весеннее море разлившихся вод, когда одна благодетельная волна двинула наконец челн мой к крутому берегу, и я ступил на землю, несколько ниже Крещатика, там, где его долина впадает в Днепр. – Столько долгих протекших лет мелькнуло предо мною, как бы несколько вчерашних дней; я стоял опять на том же месте, хотя сам уже иным, – и вот воспоминания ранней юности, невольно уступили впечатлениям позднейшим; опять Киев казался мне Сионом, а долинка Крещатика – юдолью Иосафатовой, которая именем своим напоминает последний суд! – Когда же, по звуку одной страшной трубы, соберутся все почивающие по вселенной, – блажен, кто услышав глас сей, воспрянет в той одежде нетления, которою облёкся от святой купели, бывшей для него Крещатиком или Иорданом!

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   Тогда душа успокаивается и будет жить по Писанию: «Яко веселящихся всех жилище в Тебе» (Пс. 86:7). Тогда исполнятся слова Писания: «Отбеже болезнь, печаль и воздыхание» (Ис. 35:10). Тогда освободившаяся душа восходит в ту неизглаголанную радость и славу, в которой водворится. Если же душа будет застигнута в нерадивой жизни: то услышит ужасный глас: «Да возьмется нечестивый, да не видит славы Господней» (Ис. 26:10). Тогда постигает ее день гнева, день скорби, день тьмы и мрака. Преданная во тьму кромешную и осужденная в вечный огнь, она будет терпеть наказание в бесконечные веки. Где будет тогда радость мирская? где тщеславие? где роскошь? где наслаждение? где величание? где нега? где пышность? где богатство? где благородство? где отец? где мать? где брат? кто возможет избавить от мук душу, горящую в огне и терпящую ужасные мучения? Если так, то как свято и благочестиво должно быть наше житие? какую любовь должны мы стяжать? какою должна быть наша жизнь, каким обращение с ближними, каким — поведение, каким — прилежание, какою — молитва, каким — постоянство? «Сих чающе, — говорит Апостол, — потщимся нескверни и непорочни тому обрестися в мире» (2 Пет. 3:14), чтоб удостоиться нам услышать глас Господа, говорящего: «Приидите, благословении Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира» (Мф. 25:34) во веки веков. Аминь.    3. Спросила амма Феодора у архиепископа Феофила: какое значение имеет изречение Апостола: «Искупующе время» (Еф. 5:16)? Он отвечал: «Это значит, что вся земная жизнь наша подобна производству торговли. Например: когда настанет время, в которое посыплются на тебя поношения, — ты искупи это время смиренномудрием и приобрети для себя пользу (прибыль, барыш). Таким образом все противное и неприязненное нам может обратиться, если захотим, в пользу нам.    Алфавитный Патерик.    Алфавитный Патерик.    Алфавитный Патерик. Амма Феодора    1. Амма Феодора сказала: «Постарайтесь взойти тесными вратами.    Как дерева не могут принести плода, если не подвергнутся зиме и снегу: так и для нас эта жизнь зима и снег, и если не подвергнемся многим скорбям и напастям, то не возможем наследовать царство небесное».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3179...

Так, Вагнер упоминает, к примеру, бывшего министра внутренних дел США Джеймса Уатта, который полагал, что «к Белому Дому приставлены определенные темные ангелы. Ясно, какое влияние это может оказывать на социальную справедливость, мир и принимаемые там решения, а также на евангелизацию». (ebd., S. 82). Как библейское основание для этой гипотезы цитируют Даниила 10, где речь идет о князе царства Персидского и о князе Греции ( Дан.10:13:20 ), которые находились в состоянии борьбы с Ангелами Божьими. Все другие места Библии, на которые обычно ссылаются ( Втор.32:8 ; Пс.17:29–43 ; Лк.11:21–22 и др.), ничего не говорят о «территориальных бесах». 3. Идентификация духов Для того чтобы успешно бороться против сатанинских сил, рекомендуется посредством молитвы и поста прежде всего узнать задачи и имена соответствующих бесов. Вагнер поясняет: «Многие из тех, кто совершает служение освобождения, прежде всего узнают имена бесов, а затем именем Иисуса изгоняют их. Когда Иисус пришел на помощь бесноватому в стране Гадаринской, Он спросил имя беса и выяснил, что имя ему легион ( Мк.5:9 ). Если этот метод был применен к бесам, которые мучили отдельного человека, то есть все основания действовать так же в отношении территориальных духов».( ebd., S. 85). В другом месте Вагнер пишет: «Я видел, как совершают служение освобождения некоторые из моих друзей, что послужило мне образцом того, как надо совершать это служение. Вначале они вызывают бесов на разговор, так как хотят узнать их имена и образ их действий. Они полагают, что в процессе диалога смогут с уверенностью сказать, одержали ли они победу в этой борьбе и когда бес действительно вышел». (C. Peter Wagner: «Das offensive Gebet», a.a.O., S. 116). Рита Кабезас заявляет, что на основании «слова знания» ей было открыто следующее: «под предводительством сатаны находятся шесть всемирных властителей, имена которых: Дамиан, Асмодей, Менгулеш, Арос, Веельзевул и Носфераст». (C. Peter Wagner: «Der Kampf mit satanischen Engeln», a.a.O., S. 86). Этим властителям, в свою очередь, подчиняются другие властители, каждому из которых дана власть над определенным народом. Каждый из них ответственен за определенную область действий. Так, например, поставленный над США властитель Анорито ответственен за прелюбодеяния, пьянство, распутство, объедение, жадность, гомосексуализм, лесбиянство, проституцию, соблазны, секс.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ostorozh...

Христиане! Много говорили нам о рае. Говорили много пророки, апостолы, учители и Сам Христос: все величественно, все возвышенно, все предивно. «Преславная глаголашася о тебе, граде Божий» ( Пс.86:3 ). Мы не то чтобы этому не верим; но не все понимаем: ум наш весьма тесен, в себя этого вместить не может; он весьма тяжел и вверх возлететь не имеет сил. Когда же мы удостоимся воочию увидеть несозданную красоту горнего Иерусалима; когда увидим невечерний свет, озаряющий нескончаемый день вечного блаженства; когда узрим чины ангелов, лики святых, мучеников, преподобных, праведных, кои суть блаженные жители небесных селений; когда увидим Владычицу Богородицу Марию, Царицу ангелов, одесную Бога восседающую, и наконец Само Трисиятельное Божество, Самого Бога лицом к лицу; приникнем в свойства Его естества, не имеющего ни начала, ни конца, будем созерцать три Ипостаси Его, Отца, Сына и Святого Духа, Кои суть три, хоть Бог един, тогда уразумеем Его всемогущество, премудрость, благость Его, славу Его, величие Его, – тогда-то мы уразумеем, что такое рай! Боже мой! скажем мы тогда Ему, много я слышал о рае, но слышанное не составляет и половины, – «се, несть ни пол того», что я вижу. Слышал я много, но не понимал, теперь же, все видя, я понимаю – «слухом убо ухо слышах Тя первее, ныне же око мое виде Тя» ( Иов.42:5 ). Вижу – и весь радости исполняюсь, весь блаженствую, весь прославляюсь. Такова-то слава райская; а я так любил славу мирскую? Не глуп ли я был, что тысячи миров я не презрел для того, чтобы стяжать один только рай? Такова-то жизнь вечная? А я так сильно любил какую-то временную жизнь! Не глуп ли я был, что не отдал тысячи тех жизней, чтобы наследовать эту жизнь? Не глуп ли я был, что столько лет подвергал себя опасности потерять такой рай и такую жизнь только для того, чтобы мне повеселиться со скверной блудницей, чтобы насытить мое жадное сребролюбие, чтобы презренную свою мерзкую склонность удовлетворить. Но премного благодарю милосердие Твое, Боже мой, что спасен я от стольких бед и нахожусь ныне в раю, где живу жизнью бессмертной, радуюсь радостью бесконечной. Так-то мы можем сказать там, где будем понимать, потому что увидим. А здесь, где мы не видим, а потому не понимаем, можем сказать только: «О, Раю! Мы можем тебя приобресть, но не в силах умом тебя постигнуть».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilija_Minjatij...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010