82 . Если «милостив Господь и праведен, и Бог наш милует» ( Пс.114:5 ), то по [Своей] благости Создавший нас правосудием воспитывает отступивших [от Него], а милостью привлекает [к Себе]. 83 . Когда ты бежишь подражания дурным, вместе избегай говорить против них, ибо злословие отрицает любовь и презирает страх. 84 . Послушание есть повиновение без рассуждения, окрыляющее к беспечальному исполнению повелений. Или иначе, послушание – совершенное подчинение, лишенное собственной воли и невозмутимо движимое к действию одним кивком настоятеля. 85 . Если ты имеешь в себе волю Божию, то и ты существуешь в Боге. Ведь если воля Божия охватывает все и о ней говорится, что она пребывает в душе, принимающей ее с благоволением и следующей за ней, значит, то, о чем идет речь, существует в ней или около нее не охватываемое ею, но охватывающее ее. 86 . Служащий Господу по страху перед наказаниями, при пришествии искушений, лишающих его житейских наслаждений, не будет обладать абсолютно твердой неколебимостью из-за опасения, как бы расположенность к материи не изгнала страх в нем, поскольку «любовь изгоняет страх» ( 1Ин.4:18 ). К поступающему же добродетельно от любви к Богу не подступит никакое опасение, могущее удержать его от добродетели, [возникающей] по желанию вожделеваемого, как говорит [Павел]: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?», и следующее ( Рим.8:35 ). Следовательно, совершенство служения по страху – действие по любви к добру, а до совершенства несовершенное шатко и нетвердо. 87 . Никто, подвергаясь нападкам злого беса, никогда не сможет потерпеть поражение, если прежде, сам в себе разделившись, не будет побежден страстными желаниями собственной плоти, поддаваясь ее неразумным стремлениям, которыми демон, пользуясь словно вещественными, укрепляет и упрочивает против души страсти и соделывает их неподвижными. 88 . Без общего воздержания невозможно подвизающемуся быть христианином (χριστιανσαι) и достичь предлежащей [цели]. Ведь апостол говорит:«Подвижники воздерживаются от всего» ( 1Кор.9:25 ), – при этом слово «всего», пожалуй, означает воздерживаться всегда и от всех неразумных мыслей и поступков. Ибо насколько ослабнет напряжение подвижничества, настолько усиливается мощь греха, и так бес добивается победы против души.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Karpafsk...

86 Мегх, Archiv 1,274. Место это имеет значение для определения времени составления письма. Что иудеи в это позднейшее время предпринимали большие мореплавания в интересах торговли, следует из Пс.106:23 ср. Притч.31:14 , а равно и 7:19, где не целомудренная жена зазывает юношу в свой дом словами: муж мой отправился в далекое путешествие и взял с собой кошелек денег. 88 В широком смысле можно и членов царской лейб-гвардии причислить к чиновникам, оплачиваемых жалованьем от царя. Так как они часто были иноземцы, то, естественно, содержались вполне на счет царя. Из них и из телохранителей, вероятно, постепенно образовалось постоянное войско. Ср. Wellhausen, Isr. u. Jud. Gesch. 2,85. 89 В древнейшее время жрецы получали плату не только за правильное, в ритуальном смысле, совершение жертв, но и за вопрошание оракула, ср. относительно Арабов Wellhausen, Reste arab. Heid. 133. 91 Jos. Arch. 15,372 cp. Nowack, Archäologie 1,172. В Вавилоне учитель ремесла имел заработок своих учеников и получал, если они выучивались, почетный подарок, Kohler u. Peiser, Aus. d. bab. Rechtsleben 2,52. 99 По видимому, в этом месте говорится о двух экземплярах купчей, открытом и запечатанном. См. Stade, Zeitschr. f. alt. Wissenschaft, 5,165. 100 По Иос. Флав. Arch., 14,23, при дороговизне в последнем до христианском столетии, модий пшеницы ценился 11 драхм. 101 Здесь разумеется, может быть, персидский серебряный сикль, который составлял лишь х/х иудейского. 105 О взыскании долгов в Вавилоне см. Kohler и Peiser, Aus d. ЬаЬуІ. Rechtsleben 2,69 здесь было необходимо посредство судьи. 108 И другие законодатели древности, как известно, пытались разными узаконениями ограничить скопление обширных владений в руках немногих. Так, Аристотель упоминает, что значение равенства владения было понятно многим древним законодателям, и что поэтому Соломон и другие издавали законы, запрещающие – по произволу, увеличивать свой удел (Politika 2,4.4). Эти законы состояли или в том, что вообще было запрещено приобретать землевладения более определенного максимума, или в запрещении покупать лежащие в пределах известного круга городские поля.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Если Оно не допускает превращения, следовательно, надо понимать, что [Слово] так «стало плотью», что Оно существовало, являлось и было доступно зрению во плоти и осязалось посредством плоти, поскольку и всё прочее воспринимается таким образом. Ведь если Слово стало бы плотью благодаря превращению и изменению сущности, то Иисус уже был бы одной сущностью из двух – из плоти и Духа; и был бы некой смесью, наподобие электра, который состоит из золота и серебра, и был бы и ни «золотом», то есть Духом, ни «серебром», то есть плотью, так как одно, перейдя в другое, образует нечто третье. Следовательно, и Иисус не будет Богом, так как Тот, Кто стал плотью, перестал быть Словом, но не стал Он и человеком, то есть плотью; ведь плоть перестала бы быть самой собой, если бы стала Словом. Таким образом, из обоих происходит нечто среднее, скорее нечто третье, нежели они оба. Но ведь мы находим, что Он прямо назван Богом и Человеком, как и сам псалом [это] подтверждает: Ибо Бог родился в ней человеком и создал её по воле Отца ( Пс.86:5 ). Ясно, что Он во всех отношениях является Сыном Божиим и Сыном Человеческим, поскольку, без сомнения, Он есть Бог и Человек согласно двум Своим сущностям, которые различаются по своим особенным свойствам, потому что и Слово есть ничто иное как Бог, и плоть – ничто иное как Человек. Так и Апостол говорит о той и другой Его сущности: Который родился от семени Давидова по плоти (это будет Человеком и Сыном Человеческим) и открылся Сыном Божиим по Духу (это будет Бог и Слово Божие) ( Рим.1:3–4 ). Мы видим двоякое состояние, которое образовалось не благодаря смешению, но благодаря соединению [двух природ] в одном Лице; [мы видим одновременно] Бога и Человека Иисуса (это [имя] я отличаю от [имени] Христос). Таким образом, сохраняются особенности обеих сущностей, так что и Дух являл в Нём Свои дела, то есть силы (virtutes), действия (opera) и знамения (signa), и плоть претерпела свои страдания, то есть испытывала голод в присутствии диавола, жаждала в присутствии самарянки, оплакивала Лазаря, боялась смерти и, наконец, умерла 97 .

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/pro...

54 Таб., I, с. 3078–3079; И. Абу-л-Хадид, т. 1, с. 528 (с небольшими разночтениями). Совершенно иной текст в «Китаб ал-имама ва-с-сийаса», в котором подчеркивается необходимость поддержания родственных связей [Пс.-И. Кут., т. 1, с. 85–86]. 63 Агани, т. 16, с. 325–326. Достоверность письма подтверждается отсутствием в нем ставших традиционными деталей рассказа об убийстве Усмана: свиток Корана, на который пролилась его кровь, отрубленные пальцы Наили, имена убийц – и наличием реалий, обычно отсутствующих в связи с этой темой. 64 Кинди, В., с. 19; Таб., I, с. 3233–3235; И. Абу-л-Хадид, т. 1, с. 294–295. По сведениям Ибн Хаджара ал-Аскалани, восстание Му-хаммада б. (Абу) Хузайфы произошло в шаввале 35/апреле 656 г. [И. Хаджар, И., т. 3, с. 756]. По другим сведениям, Абдаллах б. Ca'д выехал из Египта, когда узнал, что мятежники возвращаются из Медины, подписав соглашение с Усманом, т. е. в зу-л-ка'да/мае 656 г. 76 И. Абу-л-Хадид, т. 1, с. 191; ат-Табари относит это событие ко времени подготовки похода против My'abuu [Таб., I, с. 3094]. 78 Халифа, с. 154; Балаз., А., т. 5, с. 103; это выражение Аиши упоминается и в других обстоятельствах. 79 Автор стихов – Убайд б. Абу Салама (Убайд б. Умм Килаб). Наиболее полный текст стихотворения см.: Куфи, т. 2, с. 249, у ат-Табари отсутствует первая строка [Таб., I, с. 3112] (нами приведены лишь первые четыре строки). 80 Ат-Табари сообщает, что My'abuйa ответил через три месяца, в сафаре [Таб., I, с. 3090], т. е. включая сюда и несколько дней конца зу-л-хиджжа 35 г.х. Реально же между получением My'abueй послания Али (отправлено, скорее всего, в самом начале мухаррама и получено не ранее 10–15 числа этого месяца) и отправлением им ответа (ответ прибыл в Медину 1 paбu' I, значит, был отослан 15–18 сафара) прошло немногим более месяца, а для Али – примерно два месяца. 81 Все мусульманские авторы пишут о том, что была выставлена окровавленная одежда Усмана, и отрубленные пальцы Наили (расходясь только во времени, когда они были выставлены). Однако в письме Наили, сопровождавшем эти свидетельства жестокости врагов Усмана, ее ранение не упоминается. По ее словам, когда упавшему, но еще живому Усману хотели отрубить голову, она и другая жена, Рамла, бросились на мужа и прикрыли его собой: «…и топтали они нас жестоко, и заголили нас и срам повелителя верующих. Убили его в его же доме, на его же постели, да помилует его Аллах. Я послала вам его одежду, на которой его кровь» [Агани, т. 16, с. 326].

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Проповеди свт. Филарета Богослужебный текст Аллюзии из Литургии 1. Если мы любим слушать, как сии видимые небеса в безмолвии поведают славу Божию ( Пс. 18:2 ), малейшее насекомое возвещает величие Творца, то что, если бы в небесах небес, вместо сияния мертвых тел, мы узрели свет бессмертных духов, вняли бы немолчному их славословию , соединили бы с хором их наши гласы, научились бы, изливая, так сказать, хвалы в Бога, почерпать из Бога неиссякаемую радость? (Т. 1. С. 50) Тебе предстоят окрест Серафими, шесть крил единому, и шесть крил единому; и двема убо покрывают лица своя, двема же ноги, и двема летающе, взывают един ко другому, непрестанными усты, немолчными славословеньми (Лит. Вас. Вел. Евх. кан.) 2. Бог упования да совершит сие упование и да призрит с высоты невидимого жилища Своего ... (Т. 2. С. 85) Господи, низпосли руку Твою с высоты святаго жилища Твоего (Служебник. Проском.) 3. И, по мере верности и усердного подвига, по дару же Христа Бога , да сподобится каждый истинного, живого и животворного не только прикосновения, но и вселения благодатной силы ( 2Кор.12:9 ), от Него исходящей и исцеляющей вся. Аминь. (Т. 4. С. 86) По дару Христа Твоего , с Нимже благословен еси, со Пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков (Лит. Прежд. Д.) 4. Душа […] будучи воскриляема верою и любовию […] вземлется горе (Т. 1. С. 171) Молитва духом есть такое молитвенное состояние, в котором человек, воскриляемый верою и любовию , самою […] вершиною существа своего […] стремится и восторгается к Духу Божию... (Т. 2. С. 266) Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем (Лит. Прежд. Д.) Аллюзии из прочих частей богослужения 5. По воле и предопределению Бога Отца Сын Божий, единосущный Отцу...входит во утробу Девы, предочищенную Духом (стихир. на Благовещение) Святым... Когда и как Дух Святый предочистил ее для сего, и возвел до чистоты, достойной непосредственного соприкосновения с чистотою Божества? (Т. 4. С. 250) Отцу Соприсносущный, Собезначальный и Сопрестольный […] Себе постави во истощание […] во утробу вселися Девичу, предочищенную Духом (Благовещ. Стих. на литии)

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

82. Если « милостив Господь и праведен, и Бог наш милует» (Пс.114,5), то по [Своей] благости Создавший нас правосудием воспитывает отступивших [от Него], а милостью привлекает [к Себе]. 83. Когда ты бежишь подражания дурным, вместе избегай говорить против них, ибо злословие отрицает любовь и презирает страх. 84. Послушание есть повиновение без рассуждения, окрыляющее к беспечальному исполнению повелений. Или иначе, послушание — совершенное подчинение, лишенное собственной воли и невозмутимо движимое к действию одним кивком настоятеля. 85. Если ты имеешь в себе волю Божию, то и ты существуешь в Боге. Ведь если воля Божия охватывает все и о ней говорится, что она пребывает в душе, принимающей ее с благоволением и следующей за ней, значит, то, о чем идет речь, существует в ней или около нее не охватываемое ею, но охватывающее ее. 86. Служащий Господу по страху перед наказаниями, при пришествии искушений, лишающих его житейских наслаждений, не будет обладать абсолютно твердой неколебимостью из–за опасения, как бы расположенность к материи не изгнала страх в нем, поскольку « любовь изгоняет страх» (1 Ин.4,18). К поступающему же добродетельно от любви к Богу не подступит никакое опасение, могущее удержать его от добродетели, [возникающей] по желанию вожделеваемого, как говорит [Павел]: « Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или голод, или гонение, или меч?», и следующее (Рим.8,35). Следовательно, совершенство служения по страху — действие по любви к добру, а до совершенства несовершенное шатко и нетвердо. 87. Никто, подвергаясь нападкам злого беса, никогда не сможет потерпеть поражение, если прежде, сам в себе разделившись, не будет побежден страстными желаниями собственной плоти, поддаваясь ее неразумным стремлениям, которыми демон, пользуясь словно вещественными, укрепляет и упрочивает против души страсти и соделывает их неподвижными. 88. Без общего воздержания невозможно подвизающемуся быть христианином (cristian…sai) и достичь предлежащей [цели]. Ведь апостол говорит: « Подвижник воздерживается от всего» (1 Кор.9,25), — при этом слово « всего», пожалуй, означает воздерживаться всегда и от всех неразумных мыслей и поступков. Ибо насколько ослабнет напряжение подвижничества, настолько усиливается мощь греха, и так бес добивается победы против души.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Тарсом на юге М. Азии ( Lessing. 2002), как предлагал еще Иосиф Флавий. С этой гипотезой лучше согласуются упоминания о Фарсисе как в Библии (см., напр.: Пс 47. 8; 3 Цар 10. 22), так и в надписи ассир. царя Асархаддона (ок. 680-669 гг. до Р. Х.), в к-рой говорится, что Асархаддону покорились «цари морских стран от Кипра и Ионии до Таршиша» (Die Inschriften Asarhaddons, Koenigs von Assyrien/Ed. R. Borger. Graz, 1956. S. 86). II. Начало шторма и И. в бушующем море (Иона 1. 4-16). И. отплыл на корабле из Иоппии (Яффы) (   Ιππη) в Фарсис, но Господь устроил на море шторм (или бурю - 1. 4). Испуганные моряки стали молиться своим богам и сбрасывать в море груз или снасти (слово   допускает оба понимания). И. «спустился во внутренность корабля [т. е. в трюм], лег и крепко заснул» (1. 5). Нек-рые комментаторы предполагают, что И. уснул еще до начала шторма ( Bewer. 1999. P. 34), хотя древнеевр. текст не обязательно содержит подобное значение. Парадоксальное поведение свойственно И. с самого начала повествования. Бросив жребии, моряки узнали, что в шторме повинен И., к-рый затем сообщил им, что бежал от Господа, и предложил бросить его в море (Иона 1. 7-12). Вероятно, поведение моряков в этой истории максимально формализовано: именно они должны наказать преступника, к-рый навел на них Божию кару (ср., напр., Нав 7, где израильтяне побивают камнями Ахана, присвоившего заклятую военную добычу и навлекшего Божий гнев на весь народ). В отчаянии с риском для жизни моряки пытались подплыть к берегу во время шторма, но это им не удалось. Наконец, следуя совету И., они бросили его за борт. Шторм тут же прекратился, моряки принесли Богу благодарственные жертвы (Иона 1. 13-16). III. И. во чреве кита (Иона 2. 2-11). Господь послал большую рыбу (    ) проглотить И. (2. 1), которая в синодальном переводе, следующем LXX, именуется китом. Однако греч. κτος означает прежде всего «морское чудовище» и лишь 2-е значение этого слова - животное из отряда китообразных (A Greek-English Lexicon/Ed.

http://pravenc.ru/text/578248.html

Кассиан, Руфин и Палладий говорят о тавеннских иноках как о людях строгого воздержания. Так, по словам Палладия, «за трапезу они садились только для вида, чтобы скрыть друг от друга свое постничество; брали два или три куска хлеба и только дотрагивались до прочего, чтобы нельзя было сказать, что они ничего не ели» 83 . Всем, кто хотел, дозволялось соблюдать строгое воздержание. Тем, которые не желали быть за трапезою, давали по два малых хлеба в келлию, без всякой приправы, за исключением соли и воды; другой приправы для хлеба не позволялось употреблять. Любители поста оставались два, три и четыре дня без пищи, особенно в пост. Среда и пяток для всех иноков были днями поста, исключая времени Пятидесятницы 84 . Так протекала и так должна была протекать по уставу св.  Пахомия Великого  внутренняя жизнь иноков Тавеннских монастырей. Такова ли была внутренняя жизнь иноков и в Понтийской общине? В тех ли самых духовных упражнениях, в тех ли занятиях и трудах должна была протекать вся иноческая жизнь и по уставу св. Василия Великого? В одном из своих Слов о подвижничестве св. Василий дает инокам такое наставление: «Вся жизнь да будет лучше временем молитвы» 85 . Отсюда мы можем заключить, что в основе всей внутренней жизни иноков Понтийской общины лежала молитва, как это действительно и было на самом деле. Но вместе с этим мы встречаем в правилах св. Василия предписания также и о том, чтобы иноческая жизнь, кроме молитвы, проходила в созерцании 86  и богомыслии, в общих беседах 87  и физических трудах 88 . И все эти занятия должны были служить для иноков, так же, как и молитва, главнейшим времяпрепровождением. Вот как проходило время в Понтийской общине между занятиями, по предписанию св. Василия Великого. Хотя молитва и должна быть постоянным занятием иноков, по слову Апостола: «непрестанно молитеся» ( 1Фес.5:17 ) 89 , однако для нее назначены в уставе и определенные часы дня. Иноки, по уставу св. Василия, должны были собираться для молитвы и псалмопения семь раз в сутки, на основании слов Священного Писания: «седмирицею днем хвалих Тя о судьбах правды Твоея» ( Пс.118:164 ).

http://azbyka.ru/ustav-inocheskoj-zhizni...

И сейчас, когда они могли бы пользоваться благодатью на небесах, их голые кости лежат в могиле, а их души раскаиваются в том, что растранжирили данное им время на смех и шутки, а не потратили его на плач о своих грехах. Этот мир называется юдолью слез, так что не стремитесь превратить его в юдоль смеха и шуток. Не смейтесь мне, раз я не даю вам смеяться, чтобы вам не уподобиться безумцам и глупцам, которые хохочут над теми, кто пытается их излечить. Как бы вам, смеясь, не совершить зла, якобы для того лишь, чтобы избежать угрызений совести. Как говорит Соломон, «для глупого преступное деяние как бы забава» ( Притч.10:23 ). Как бы вам за свой смех не угодить прямиком в ад, предостерегает один из святых отцов. Но если кого-нибудь из вас, братья, по наущению диавола или по дурной привычке угораздит случайно по ошибке сострить, пошутить или посмеяться, умоляю вас Господом, не произносите ненавистных Богу и проклятых слов якобы для успокоения своего помысла: «Ну, и что тут такого – я просто пошутил. Что плохого я сделал, если немножко посмеялся?» Ибо это слова дьявола, который никогда не признается и не раскается в содеянном зле, поскольку оно его ничуть не тревожит. Из-за вот таких слов все современные еретики и безбожники впали в свои заблуждения и атеизм. Еще задолго до меня умолял вас великий проповедник покаяния Златоуст, поэтому и я прошу вас сделать все, чтобы не поддаться этому душевредному помыслу и не распахивать широко двери перед всяким пороком со словами: «Ну, и что тут такого». Ибо от этого происходят тысячи зол (Беседа 86 на Евангелие от Матфея). Но если вы по невнимательности когда-нибудь пошутите или посмеетесь, во-первых, покайтесь перед Богом и просите прощения за свои грехи, особенно перед сном. Как заповедал вам пророк Давид, «размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь» ( Пс.4:5 ). Если, говорит любимый ученик Господа, «исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши» ( 1Ин.1:9 ). «Не пренебрегай погрешностью, даже если она будет меньше всяческой никчемности, – поучает Василий Великий , – но более поспешай к исправлению посредством покаяния, даже если и многие, много погрешая большими ли, малыми ли согрешениями, пребудут нераскаянными» (Слово аскетическое).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Ответ на возражение 1. Как объяснено в церковном толковании, эти слова псалма относятся к духовному воскресению, которым нечестивые грешники не воскреснут на суде (ПЛ 191,64, также Августина «На Пс.» ПЛ 86,69). Или же эти слова относятся к тем нечестивым грешникам, которые являются совершенно неверующими, и, которые не воскреснут для Суда, так как они уже осуждены ( Ин. 3:18 ). Ответ на возражение 2. Августин объясняет это ограничительное слово «многие» как означающее «все» («О гр. Бож.» ПЛ 41,696). Действительно, такой образ речи часто встречается в Священном Писании (Ср. Мф. 20:28 ; Рим. 5:15 ). Или еще это ограничение может относиться к детям, назначенным в лимб, которые, хотя и воскреснут, но не считаются по существу пробудившимися, так как они не будут иметь сознания ни страдания, ни славы, а пробуждение есть расковывание или освобождение сознания и чувств. Ответ на возражение 3. Все люди, и добрые, и злые, сообразны Христу, живя в этой жизни, в отношении того, что относится к природе вида, но не в отношении того, что относится к благодати. Поэтому все будут сообразны Ему в восстановлении природной жизни, но не в подобии славы, за исключением одних добрых или праведных. Ответ на возражение 4. Умершие в первородном грехе выполнили своим умиранием обязательство смерти, которая есть наказание за первородный грех. Поэтому, несмотря на него, они могут воскреснуть из мертвых, ибо наказание за первородный грех есть, скорее, подвергнуться смерти, чем быть ею удерживаемым. Ответ на возражение 5. Мы возрождаемся благодатью Христа, которая дается нам, а воскресаем мы благодатью Христа, посредством которой произошло то, что Он принял нашу природу, так как через это мы сделались сообразными Ему в природных вещах. Поэтому те, которые умирают в материнской утробе, хотя они не возрождаются получением благодати, тем не менее, воскреснут – из-за сообразности своей природы с Ним, каковую сообразность они получили, достигнув совершенства человеческого вида. Раздел 3. Является ли воскресение чем-то природно-естественным?

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010