Оппенхейм А. Древняя Месопотамия. М., 1990, с. 240. 75 См. также другие тексты Ветхого Завета, говорящие о шеоле и посмертии: Иов 17, 13-16; 21, 21; 38, 17; Пс. 6, 6; 29, 10; 38, 14; 48, 20; 93, 17; 113, 25; 142, 3; Ис. 24, 22; 26, 19; 38, 18; 63, 16; Дан. 12, 2; Сир.14, 12-17; 17, 24-29. Кроме того «Пятикнижие, Иосия и книги Царств не знают никакого различия между людьми в том, что касается их участия в запредельном» (U. von Balthasar. Paques. Le mystere. — Paris, 1981, p. 153-154). 76 Св. Феофан Затворник. Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться. — М., 1914, с. 82. 77 О сошествии Христа во ад и о спасении им прежде умерших людей (души которых, как оказалось, все-таки не уничтожались со смертью тела!) см. 1 Петр. 3, 19; 4, 16; Еф. 4, 9; Рим. 10, 7; Мф. 12, 40; Деян. 2, 27-31. 78 «До Христа Авраам в аду; после Христа разбойник в раю» (блаж. Иероним. Письмо 56. К Илиодору.//Творения блаж. Иеронима. ч. 2. Киев, 1894, с. 144). 79 Осторожность здесь необходима потому, что по своему ближайшему смыслу это пророчество о собирании Израиля из рассеяния, и лишь затем пророчество о воскресении тел. Именно поэтому этот образ, который в доновозаветный период был образом собирания израильской диаспоры, с наступлением евангельских времен стал символом собирания Церкви, причем символом именно евхаристического собирания. «Учение двенадцати Апостолов» (текст II века) свидетельствует, что евхаристическая молитва содержала ту же мысль, что и видение Иезекииля: «Как этот преломляемый хлеб, быв рассеян по холмам и будучи собран, сделался единым, так да соберется Церковь твоя от концов земли в Царствие Твое» (Дидахе//Ранние отцы Церкви. — Брюссель, 1988, с. 21). В литургии Сарапиона Тмуитского (сер. IV века) встречается тот же образ собирания: «как хлеб этот был рассеян по горам и составил единое целое, так и Церковь Свою собери из всякого народа и сделай ее единой, живой, кафолической Церковью… Соделай нас живыми людьми, даруй нам Духа Святого» (цит. по: Н. Успенский. Анафора.//Богословские труды. М., 1975, с. с. 57. и 75). При этом Н. Успенский указывает на прямой параллелизм этих литургических молитв иудейскому молитвословию утреннего киддуша, просящего «Собери нас благополучно с четырех концов земли и поведи нас бодрыми в землю нашу» (с. 57). Несложно заметить, что если иудейские молитвы просят о возвращении в Отечество, под которым подразумевается Палестина, то христианские молитвы лишены ограниченно-национального привкуса и Отечеством христиан полагают «Твое Царство», то есть Царствие Божие. 80

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

п. (76), и, наконец, из того, что пророчества о рождении от Девы нельзя относить к Езекии, а только ко Христу, Которому ещё, как и младенцу, действительно поклонялись волхвы (77–78) и Который победил лукавого духа, падшего ангела (79) («Ассирийского царя»), Кроме первого пришествия Христа во плоти, будет и второе. Тогда Христос исполнит для уверовавших в Него все древние обетования Божии и дарует им блаженство в тысячелетнем царстве, о котором говорится у Исаии ( Ис. 65:17–25 ) и в Апокалипсисе ( Апок. 20:4–6 ), и залогом которого являются пророческие дарования среди христиан (80–82). О прославлении и вознесении Христа говорится в Пс. 109 и 23 (83), о рождении от Девы – у Исайи ( Ис. 7 ) (84). После чего [от исследования вопросов] о божестве и Воплощении Христа, Иустин переходит к доказательству положения о страданиях Его. Прежде всего он приводит все места из Библии, где говорится о древе, видя в них символы распятия Христова (86) и, между прочим, решает недоумение Трифона, – почему о Христе, если Он Бог, говорится, что на Нём почиют дары Святого Духа ( Ис. 11:1–3 ), решает в том смысле, что с пришествием Христа эти дары почти прекратись в народе Израильском, сосредоточившись на Христе, а через Христа перешли к верующим в Него (87–88). Так как Трифон сомневался в том, что Христос по ветхозаветным пророчествам должен был пострадать именно через распятие, когда сказано: «проклят всякий распятый» ( Втор. 21:23 ), то Иустин говорит о таинственных прообразованиях Креста в распростёртых руках Моисея, в благословении Иосифа, в медном змие (89–94), поясняет, что в смерти Своей Господь воспринял на Себя проклятие, лежавшее на роде человеческом (95–96) и изъясняет в приложении ко Христу и Его крестным страданиям 21-й псалом (97–106). В доказательство Воскресения Христа Иустин приводит историю Ионы пророка (107–108). 3 . Третья часть посвящается доказательству той мысли, что христиане являются истинным Израилем. Об обращении ко Христу язычников было предсказано пророком Михеем ( Мих. 4:3–7 ); о том же таинственно было предуказано в разного рода ветхозаветных событиях, которые, как и медного змия, нужно понимать в таинственном смысле (111–112): Иисус Навин означает Христа, введшего язычников в землю святую (113) и давшего им духовное обрезание от греха (114); подобным образом первосвященник Иисус в видении Захарии ( Зах. 2:10, 3:2 ) борющийся с диаволом, означает всех уверовавших во Христа язычников, приносящих Ему чистую жертву (115–116), то есть Евхаристию, о которой предсказал Малахия ( Мал. 1:10–12 ), как прославлении имени Божия среди народов (117).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

Рим. 12,20. 70 Пытался. 71 Святитель Тихон скончался действительно в день недельный, воскресный: 13 августа 1783 г. 72 Из крашеного лощеного холста. 73 При жизни. 74 Доски. 75 Будто. 76 Соблюсти. 77 Предшественнику. 78 Плис – хлопчатобумажный бархат. 79 Тесьмой. 80 Это желание преосвященного Тихона подробнее можно объяснить словами самого Святителя. В «Кратком увещании, како подобает в святые храмы входить на славословие» Святитель между прочим пишет: «Приходя к церкви, видиши гробы братии твоея и того для помяни, что и ты в тыяжде недра земли вселишися, и которую персть топчеши ногами, тая покрыет лице. И потому воздохни к Богу о преставльшихся, да помилует их. Сие бо не токмо им, но и тебе будет полезно: ибо к ближним любовь показуеши, и, видя их умерших, помяни и о своей смерти, да тако усерднее Богу помолишися». 81 Повод к смущению, искушению. 82 Ср.: Пс. 34, 9; Ис. 61, 10; Лк. 15, 6, 24. 83 Имеется в виду исследование протоиерея Андрея Иоаннова «Полное историческое известие о древних стригольниках и новых раскольниках» (СПб., 1799). В этой книге автор говорит между прочим, что раскольники «отправляли из Москвы к преосвященному Тихону Воронежскому одного саратовского купца с прошением, не согласится ли он к ним? Но он отозвался, что, оставя епархию, к чему приступить? Вы-де и сами пусты» (С.362). 84 Негр, арап. 85 Букли и кудри. 86 Не принявшим монашеского пострига. 87 Покое. 88 В одном из своих писем Святитель так описывает это «слышание». «В подтверждение Вашего малодушия пишу, что одному на сей неделе послышалося в нашем монастыре, когда он в самой полночи забылся только, легши спать, а именно, послышал такое пение над верхом себя, что сердце его, от радости и сладости, как воск, таяло; и как только окончилось пение тое, он проснулся и тую радость и сладость чувствовал в сердце своем, которая несколько времени была у него и скоро от него отшла; и потом нашла великая на него печаль, что тая радость отшла от него...». 89 1 Фес. 5, 3. 90 Считать, почитать. 91 Ошибся. 92

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

Схолия: “Эти слова относятся ко Христу и Церкви”. Почему [Писание] гласит, что Бог “привел ее к Адаму” (Быт 2:22) ? Не должны ли мы понимать “привел” следующим образом: то, что Бог взял от Адама, когда тот впал в сон греха и испытал исступление из нетления и бессмертия, это же Он вновь привел к Адаму и восстановил в нем жизнь, пришедшую и прибывшую к нему на землю? И потому Бог создал тело [человека] “от земли”, а не из воды или огня, что намеревался соединиться с землей и прийти на нее. И опять же, Он постольку образовал это тело из четырех элементов и вдохнул в него Свое дыхание, поскольку Жизни Божией надлежало проникнуть во [все] четыре края [земли]. Или же, если позволено будет благочестиво изречь это: [Бог] потому устроил плоть из четырех [стихий], что после слова о Троице пришло четвертое таинство Воплощения Одного от [Святой] Троицы, ибо у Бога не случается ничего необдуманного, поскольку Он “вся премудростью сотворил” (Пс 103:24) 77 . Отсюда Он и все творение исполнил в семь дней, дабы была явлена нетварная Троица; ибо [число] семь твари и три Нетварных [Лица Троицы] составляют вместе полноту числа десяти 78 . Но, возвращаясь к предшествующему, мы [можем сказать], что устроение и состояние человека обнаруживает [создание его] по образу и по подобию Христа, а образование человека в [материнской] утробе ясно указывает нам на ипостасное единение Христа. Ибо когда происходит зачатие человека, то в материнской утробе сочетаются душа и тело в неизреченном и необъяснимом, двояком и обоюдосуществующем соединении и слиянии. И ни тело не образовывается и не устрояется раньше, чем душа, ни душа не упреждает тело и не предсуществует ему; Схолия: “Следует заметить, что души не предсуществуют телам, как то болтает суетный Ориген” 79 . но смертное и бессмертное, словно две инородные сущности, взаимосочетаются, [образно] являя ипостасное единение двух инородных сущностей Христа — бессмертного Божества и смертного человечества Его. Если кто-нибудь поймет божественное изречение: “Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему” как относящееся к внутреннему и незримому человеку нашему, то он вряд ли погрешит [против истины] 80 .

http://pravmir.ru/tri-slova-ob-ustroenii...

Пс. 78. Да защитит Господь деревни от грабежа неприятельским войском. Пс. 79. Да исцелит Господь больного водянкой. Пс. 80. Да не оставит Господь бедных в нужде и горе – тех, кто впал в отчаяние от бедности. Пс. 81. Чтобы люди покупали товары у крестьян и те не впадали в горе и отчаяние. Пс. 82. Да запретит Господь злодеям, замыслившим убийство. Пс. 83. Да охранит Господь домашнюю утварь, скот и плоды трудов. Пс. 84. Да исцелит Господь раненых разбойниками и страдающих от испуга. Пс. 85. Да спасет Господь мир, когда приходит чума и люди умирают. Пс. 86. Да продлит Господь жизнь тех членов семьи, без которых не могут обойтись другие. Пс. 87. Да защитит Господь беззащитных, страдающих от жестокосердных ближних. Пс. 88. Да укрепит Господь болезненных и слабых, чтобы не изнемогали они на работе и не впадали в уныние. Пс. 89. Да пошлет Господь дождь в засуху, и да наполнятся пересохшие источники. Пс. 90. Да исчезнет бес, являющийся перед человеком и пугающий его. Пс. 91. Да даст Господь людям благоразумие, чтобы возрастали они духовно. Пс. 92. Да защитит Господь корабль, находящийся в опасности (преподобный также советовал кропить корабль с четырех сторон святой водой). Пс. 93. Да просветит Господь смутьянов, что сеют раздоры в народе и вызывают беспорядки и разделения. Пс. 94. Да не подпадут супруги влиянию чар, что заставляют их ссориться и препираться. Пс. 95. Да исцелит Господь глухих. Пс. 96. Да рассеются чары. Пс. 97. Да утешит Господь удрученных горем. Пс. 98. Да благословит Бог молодых, что хотят оставить все и последовать Ему, и да подаст им благодать (по-видимому, речь идет о собирающихся принять монашеский постриг. – Прим. пер.) Пс. 99. Да благословит Господь творящих волю Его и да исполнит желания их. Пс. 100. Да подаст Господь дары и таланты добрым и простосердечным людям. Пс. 101. Да благословит Господь власть имущих, чтобы они были добры и сострадательны и помогали людям. Пс. 102. При задержке месячных у женщин. Пс. 103. Да благословит Господь имения людей, чтобы не впадали они в уныние, но прославляли Бога.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

76:11 Один из возможных переводов этой фразы. Оригинал труден и дает простор различным толкованиям. 368 77:9 Букв.: окончилось ли слово (обещание) Его от поколения к поколению. 369 77:10 Букв.: забыл Бог быть милостивым. 370 а 77:11 Букв.: правая рука Всевышнего. 371 б 77:11 Друг. возм. пер.: больно мне, но ( помню я) годы милости Всевышнего. 372 77:14 И ли: в святости. 373 77:21 Букв.: рукою Моисея и Аарона. См. в Словаре Моисей. 374 78:1 С м. примеч. «а» к 32:1. 375 78:35 Букв.: их скала. 376 78:54 Букв.: правой. 377 78:55 Букв.: он изгнал язычников пред ними. 378 78:61 Букв.: силу Свою. 379 78:65 Друг. возм. пер.: воин, после (выпитого им) вина протрезвевший; или: после вина кричащий. Сравнение, странное для нашего западного мышления, было вполне нормальным в той древней культуре. 380 78:67 См. в Словаре Колена Израиля. 381 78:71 Букв.: кормящими ( матками овчими) . 382 79:7 Букв.: место обитания его (Иакова); или: пастбище его. 383 79:11 Букв.: сыновей смерти. 384 80:4 И ли: восстанови нас вновь; то же в ст. 8 и 20. 385 а 80:16 Слово, переведенное здесь как «виноградник», встречается в Библии всего один раз, отсюда и трудность в определении его значения. 386 б 80:16 Букв.: правая. 387 80:17 Перевод этой строки предположителен, сказанное в ней может относиться как к Израилю, так и к врагам его. 388 81:1 См. примеч. к 8:1. 389 81:6 Друг. возм. пер.: услышал я язык, мне незнакомый. Местоимением в первом лице здесь, очевидно, представлен народ израильский, который должен был услышать обращенное к нему слово Самого Бога (см. ст. 8, 12, 14). 390 81:7 Букв.: его; здесь и ниже в этом стихе. 391 81:16 Букв.: их время было бы навеки, т. е. притеснители были бы навеки усмирены. Друг. возм. пер.: время ( благоденствия) Израиля было бы вечным. 392 81:17 Букв.: тебя, т. е. Израиль (ср. ст. 7–10). 393 82:1 Или: сильных мира сего, ср. Пс 58:2. Здесь еврейское слово «элохим» ( боги, божественные существа, властители), вероятно, используется в значении «судьи»; таковые были поставляемы Богом в израильском народе для осуществления правосудия. 394

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Ни одна из рукописей не содержит «Первую палестинскую катену» полностью. В прямой рукописной традиции она передавалась в 2 изданиях: в 3 томах (Пс 1-50, 51-100, 101-150) и в 2 томах (Пс 1-76, 77-150). Первый том 1-го издания (Пс 1-50) сохранился в катене типа VI, согласно классификации Каро-Лицмана (CPG. C. 19), представленной 6 рукописями: Bodl. Baroc. 235, X в.; Vat. gr. 1789, X-XI вв.; Monac. gr. 359, X-XI вв.; Ath. Ivir. 597, XI в.; Bucur. Acad. Romana. gr. 931, XI в.; CPolit. Bibl. Patr. Panag. 9, XI в. По мнению Ришара, прототипом данного типа является Bodl. Baroc. 235, от к-рого зависят остальные рукописи ( Richard. 1973). Лакуны этого кодекса (Пс 7-8, 27-28, 32-33, 35-38) восполняются др. манускриптами, поэтому возможно восстановить текст катены полностью. Благодаря типу VI сохранились комментарии нек-рых авторов, текст к-рых иначе оказался бы утерянным: напр., полное толкование Евсевия Кесарийского на Пс 37 (PG. 30. Col. 81-104, под именем свт. Василия Великого). Комментарий на псалмы Феодорита Кирского (PG. 80. Col. 857-1997) в части, касающейся Пс 9-50, является коллекцией извлечений из катены типа VI, изданных по рукописи Monac. gr. 359 (см.: список схолий на Пс 1-50: M ü hlenberg. 1978. Bd. 3. S. 133-203). Второй том 1-го издания (Пс 51-100) почти полностью утерян вслед. гибели единственной рукописи X в., содержавшей его текст - Taurin. 300 (C. II. 6). Рукопись сгорела во время пожара в Турине 26 янв. 1904 г. (фотокопии нек-рых листов, хранящиеся в Ин-те истории текстов в Париже, фактически не поддаются расшифровке). За несколько лет до пожара Дж. Меркати исследовал рукопись (Fol. 1-21=Пс 50-55; Fol. 208-229=Пс 83-86; Fol. 291-323=Пс 95-100) и составил описание ее содержания, к-рое впосл. использовал Деврес ( Devreesse. 1970). Третий том 1-го издания (Пс 101-150) и 1-й том 2-го издания (Пс 1-76) полностью утрачены. Второй том 2-го издания (Пс 77-150) сохранился в составе катены типа XI, по классификации Каро-Лицмана (CPG. C. 24). Начало этого тома (Пс 77. 1 - 78. 3) содержится в рукописи Vindob. Theol. gr. 59. Fol. 317-332, XIII в. Вероятно, полностью он находился в рукописи Ambros. F 126 sup., XIII в., к-рая в наст. время содержит лакуны в начале и в конце и сохранила лишь комментарии на Пс 83. 4 - 150. Благодаря др. свидетелю текста (Patm. 215, XII-XIII в.=Пс 78. 3 - 150) возможно восполнить лакуны остальных рукописей ( Dorival. 1986. T. 1. P. 163-230; см. индекс схолий на Пс 77-150: M ü hlenberg. 1978. Bd. 3. S. 205-284).

http://pravenc.ru/text/1681377.html

Писания. 78 Таковы напр. сведения о писателях псалмов, ограничивающиеся голословным и весьма сбивчивым перечнем их по евр. и греч. надписаниям пс., мнениям некоторых Св. Оо и талмудическим преданиям (стр. 42–44), из которого трудно, особенно для учащихся, вывести определенное заключение, какие из свидетельств о писателях Пс. заслуживают вероятия и кого именно следует считать действительными писателями. Недостаток полноты и ясности замечается также в главе о надписаниях над псалмами (стр. 48), где недостает указаний самых надписаний, о которых идет речь, между тем как такие указания тем необходимее, что и после, при обозрении отдельных псалмов, о многих надписаниях вовсе не упоминается, – каковы напр. надписания: Пс.7:1 ; Псал. 46 (Слав. 45, Пс. 60 (59); Пс. 88 (87)). В таком же роде и некоторые из предварительных замечаний при обозрении отдельных псалмов, особенно те, в которых автор в объяснении надписи или происхождении псалма ограничивается лишь недостаточно определенными выписками из толк. Бл. Феодорита, как напр. на Пс. 62, 64, 70, 126, 136, 138 и проч. 79 Так напр. на стр. 43 говорится, будто Ефан, один из начальников хора при Давиде, принадлежал к потомству Корея; на стр. 96–будто сыны Кореевы сделались певцами только во времена Иосафата; на стр. 64, что встречающееся в надп. Пс. 53 и 88 слово махалот (?) – – в Слав Маелеф, по снес с 1Цар.10:5 и Пс.5:12 «несомненно означает музыкальное орудие, по переводу 70 свирель», между тем как в цитированных местах это слово и не встречается; на стр. 42, – что Давиду, по указанию 1Пар.16:23 , принадлежат не надписанные псалмы 95 и 96, между тем как в цит. месте 1Пар. о Пс. 96 вовсе не упоминается, а Пс. 95 на стр. 120 приписывается ко времени после плена. Подобное же противоречие себе во мнении о происхождении Псалмов 104 и 105, ср стр. 43 и 132 по 1-му изд. 80 Более подробный разбор этого обозрения с указанием достоинств и недостатков – в Журнале учебн. комитета при Св. Синоде от 10 ноября 1871 г за 208 (См. Церк. Лет. при Дух.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Как мало вероятна эта или подобные ей теории происхождения Псалтири, достаточно можно видеть из предложенных далее общих замечаний, а еще более из очевидной произвольности всей этой теории, и потому мы считаем излишним останавливаться на ее разборе. 1766 Так, напр. в группе Асафовых псалмов 72–82 сопоставляются между собою псалмы 72, 77, 80 и 81 из Давидовы времени, 73 и 78 из времени разрушения Иерусалима Халдеями, 74 и 75 из времени Езекии, 76 и 79 из времени пред наступлением плена, и 82 из времени Иосафата. Вероятные признаки сродства этих, равно как и других псалмов, на основании исследований разных ученых указаны в сочинении Делича: Symbolae ad Pss illustrandos isagogicae p 57 sq. 1780 См. изд. Св. Синод. Руков. к чт. Св. Пис. В. и Н. Зав. – митр. Амвросия (по 4 изд. стр. 101) и Начерт. Церк. Библ. Ист. Филарета (по 2 изд. стр. 374). Может быть в виду несомненной уверенности нашей Церкви в достоверности этого предания, Прот. Павский (в Обозр. Пс. стр. 15) и не считал нужным останавливаться на вопросе о времени заключения Псалтири, ограничившись только двумя словами: «во время Ездры она довершилась». (См. выше в введ. к исслед.). 1781 Иос. Флав. с Apion lib пар. 7–8. См это свидетельство выше в заключении истории псалмопения, стр. 85–86, прим. 2. 1783 В Преосв. Филарет Митр. Моск., игнорируя заключительные славословия частей Псалтири и считая признаками пятичастного разделения ее только лишь заключительные восклицания: аминь и аллилуия, находит такое разделение Псалтири произвольным и полагает, что оно тем же признакам правильнее было бы разделить ее на семь частей: 1) Пс. 1–40 с заключ. восклицанием: аминь и аминь; 2) Пс. 41–71 – аминь и аминь; 3) Пс. 72–88 – аминь и аминь; 4) Пс. 89–105 – аминь, аллилуиа; 5) Пс. 106–116 – аллилуиа; 6) Пс. 117–134 – аллилуиа и 7) Пс. 135–150 – аллилуиа. Между сими пределами разделения – замечает он далее, – видно точное и тонкое соответствие. Аминь заключает три первые книги; аллилуиа оканчивает три книги последние; средняя книга, как связь двух троичностей, соединяет оба признака разделения: аминь, аллилуиа (Руков. к позн. Кн. Пс. в Чт. Общ. люб. Дух. просв. 1872, 1. Стр. 9. Тоже в Введ. в Св. Кн. В. Зав., В. Преосв. Арсения, стр. 92–93). – Не трудно однако заметить, что предлагаемое седмичастное деление Псалтири, при кажущейся с первого взгляда его правильности, не более как схоластическая тонкость, не имеющая основания в самой Псалтири и даже не отличающаяся логическою последовательностью: так как, если из одного окончания псалмов словом: аллилуиа заключать об указании им особой части Псалтири, то логически следовало бы признать подобные же указания отдельных частей и в псалмах: 112, 113, 115, 145, 147, 148 и 149, которые все, точно также как и 116, 134 и 150 оканчиваются словом аллилуиа, и вообще никак не менее последних псалмов годятся быть заключительными псалмами отдельных частей Псалтири.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Все они отличаются поучительным пророчественно-увещательным тоном – не только там, где псалмопевец прямо поучает или обличает своих современников (как в Пс.49, 72, 77:81 ), но и там, где он славит и благодарит Бога за явленные Им милости и благодеяния своему народу (как в Пс.74, 75:80 ), или умоляет о помощи и избавлении от постигших его несчастий (как в Пс.73, 76, 78, 79:82 ). Впрочем, только 5 псалмов: 49, 72, 77, 80 и 84, судя по их содержанию, могут быть приписаны пророку Асафу, современнику Давидову, остальные же должны быть отнесены к различным позднейшим временам, частью Иосафата ( Пс.82 ) и Езекии ( Пс.74 и 75), частию к последним временам существования царства иудейского от Манассии до Седекии ( Пс.76 и 79) и времени халдейского нашествия и разрушения Иерусалима ( Пс.73 и 78). Неизвестные по имени певцы из межени Асафа старались подражать ему в своих песнях и скрыли сбои имена под его именем, подобно как певцы из племени Кореева скрывали свои имена под общим фамильным названием сынов Кореевых. 5) Ефам, иначе называемый Идифумом (ср. 1Пар.6:31–32 и 44; 15:17, 19; 25:1–6 и 2Пар. 25:15 ), левит из племени Мерари, по устроении богослужения при Давиде и после него при Соломоне, подобно Асафу и Еману, состоял в звании одного из трёх главных начальников священного хора, управляя свящ. музыкою и пением при Моисеевой скинии в Гаваоне ( 1Пар.16:39, 41 и 42), с 6-ю чредами певцов и музыкантов, состоявших под управлением 6 сыновей его ( 1Пар.25:3 ). История отличает его именем царского прозорливца и мудреца, соперничествовавшего в мудрости с премудрым царём израильским, и точно также как Емана, вероятно по месту жительства, прозывает «Езрахитом» ( 3Цар.4:31 ). – В Псалтири Ефаму приписывается один псалом 88-й, который, судя по содержанию, надобно полагать, написан был им уже в глубокой старости в последние смутные годы царствования Соломона, или в первые годы царствования Ровоама. 6) Сыну и преемнику Давида, премудрому Соломону, по свидетельству надписаний, принадлежат два псалма 71 и 126, из коих первый, по всей вероятности, составляет вдохновенно-поэтическое изложение его молитвы к Богу в Гаваоне о даровании ему премудрости, а последний представляет поучительное выражение благодарности его к Богу за успешное окончание построения храма и вообще за благополучие своего царствования.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010