71. Как солнце, ударяя лучами в стеклянный сосуд, наполненный водою, согревает и его, и воду, так невидимое солнце — Христос Господь, отражаясь в уме, молитвенно созерцающем Его, согревает все естество души. 72. Да будут чресла наши препоясаны и светильники горящи, ибо не знаем, в кий час приидет тать, то есть смерть. Не престанем с сердцем сокрушенным умолять Бога, да избавит нас от всех гонящих нас, да не когда восхитят, яко лев, душ наших, не сущу избавляющу, ниже спасающу (ср.: Пс. 7, 3). 73. Если увидишь мудрого, учащай хождение к нему, и нога твоя да изотрет порог дверей его. Учись у него со тщанием и просвещай ум свой, вникая в силу предлагаемого тебе учения. 74. Прилежи внимательному чтению Божественных Писаний и не ленись часто приступать к нему, понимаешь ли силу слов или не понимаешь, ибо частое поучение в нем разрешит непонятное в начале. Часто, чего не поймем ныне, поймем завтра, благодатию Бога, невидимо разверзающего ум наш разумети Писания. 75. Если желаешь украшаться добрыми делами, украшайся повсюду и всегда. Не место дает силу добродетели, но настроение мысли и нрава. Трезвенному и бодрственному ничто не может повредить и среди города, как в пустыне. 76. Где целомудрие, честность и собор всех добродетелей, там обильно возгорается благодать Духа Святого. Апостол Павел говорит: мир имейте и святыню со всеми (Евр. 12,14). Очистим убо себе от всякия скверны плоти и духа, будем трезвиться и бодрствовать (ср.: 2 Кор. 7, 1; 1 Сол. 5, 6). 77. По трапезе — время благодарения, а не пустословия, не сна, а молитвы. 78. Уготови к исходу дела твои, чтоб без осудительных дел предстать страшному оному престолу. Пока мы здесь, имеем благие надежды, а когда отойдем, уже не будем более иметь времени на покаяние. 79. Испытайте Писаний (Ин. 5, 39), ибо как можно спастись без частого насыщения чтением Писаний? Желающий угодить Богу должен не только читать слово Его, но быть искусным в деле, неленостным, не преданным суете. 80. Подвизаяйся от всех воздержится (1 Кор. 9, 25): от пустословия, осуждения, сквернословия, тщеславия, любостяжания и чревоугодия, хотя иногда случается ему встретить какое искушение совне. Он каждодневно сам себя понуждает к посту, тесноте жития, скудости, ибо иначе нельзя угодить Богу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=853...

72. Селения тьмы, по объяснению Св. Богослова, вероятно, суть то же, что и селения Кидарские (Пс. 119:5). 73. Св. Григорий обращает слово к родителю, присутствовавшему при погребении. 74. Св. Василия Великого. 75. Учение о Божестве Духа Святого. 76. Манну. 77. Василия Великого. 78. В Кесарии. 79. Эти и последующие слова относятся к Анфиму, Епископу Тианскому, который был во вражде с Василием Великим. 80. Речь обращена к Евлалию. 81. Асс — медная монета весом 4 золотника. 82. Это выражение не следует понимать в смысле вещественном; оно, по объяснению Никиты, толкователя слов Св. Григория, означает дыхание жизни, которое Бог вдунул в лицо первосозданного человека (Быт. 2:7), и вместе — образ Божий. 83. В некоторых манускриптах вместо слова Амос написано Михей. 84. Слова эти взяты из постановлений Апостольских. 85. Меркурию, покровителю корыстолюбия. 86. Эмпедокл, Эпикур. 87. Халдеи. 88. Мифологи. 89. Аристотель. 90. Т.е. чтобы дети не учили в присутствии родителей. 91. Т.е. отец Св. Григория, Епископ Назианзский. К нему же Григорий и далее несколько раз обращается в своем слове. 92. Проклятие гор гелвуйских (2 Цар. 1:21) состояло в том, чтобы не сходили на них ни роса, ни дождь. Но здесь Св. Богослов говорит, что горы несут проклятие в противном смысле, то есть проклинаются за то самое, что не сходят на них ни дождь, ни роса. 93. Сочинение Иосифа Флавия под заглавием: Εις Μακκαβαες περι αυτοκρτορος λογισμε («В честь Маккавеев, или о Самовластителе разуме»). 94. Имеет в виду своего отца. 95. Имеет в виду своего отца. 96. Св. Григорий имеет в виду почившего родителя своего. 97. Родитель Св. Григория Богослова. 98. Название «ипсистарии» происходит от слова υφιστος (самый высокий) 99. Мелкая монета. 100.  Бриарей, по языческой мифологии, был сторукий и потому самый хищный гигант. 101.  Слова Гесиода из произведения «Труды и дни». 102.  Крестным знамением. 103.  Св. Богослов имеет в виду здесь то обстоятельство, случившееся с его родителем, что он, по простоте, подписался изложению Веры, составленному прикровенными арианами, в котором слово ομοεσιος (единосущный) с малой переменой заменено было словом ομοεισιοζ (подобосущный).

http://predanie.ru/book/67845-tvoreniya/

73 . Земля обетованная – состояние благодатной жизни, в свободе Христовой. 74 . Три отрока – пленники и рабы – сохранили одну свободу и не поклонились идолу, когда в Вавилоне Навуходоносор собрал все подвластные народы. 75 . Где есть осуждение (совести), там нет свободы. 76 . Свобода , возможная человеку, простирается на то, чтобы противиться диаволу, ибо аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии. Аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий ( Пс.126:1 ). 77 . Свят тот, кто очистился и освятился по внутреннему человеку. 78 . Только святые с земли внутренним оком видят небесное. 79 . Успение святых есть сон. 80 . Душа субботствует, когда избавлена от нечистых помыслов и лукавых дел, покоится же в вечном Господнем покое и в радости и совершает от чистого сердца служение чистое и богоугодное, и совершает праздник Духа Святого. 81 . Упокоение, покой – избавление от зла, греховных страстей и вселение Духа в чистое сердце. 82 . Дух Господень достойные души упокояет, веселит и всякие им утешения и жизнь вечную дарует. 83 . Чадо Божие, войди в тот покой, предтеча о нас вниде Иисус ( Евр.6:20 ). 84 . Воскресение умерших душ бывает еще на земле, а тел – будет в день Господень. Испытывающие блаженство будут подобны разным звездам по светлости и величине. 85 . В месяце ксанфик, то есть апреле, будет день всеобщего воскресения. 86 . Что имеет теперь душа в себе, то обнаружится тогда в теле, и сила Духа будет одеянием христиан, и пищей, и питием, радованием, веселием, миром, облачением, вечной жизнью. 87 . В воскресение тела христиан прославляются и просветятся по мере благочестия души. 88 . Какое сокровище человек собрал в душе своей, то самое откроется в теле его в воскресение. 89 . Небо и земля мимо идут, а человек призван к сыноположению, и как в видимом мире все женихово принадлежит невесте, так и все Господне вверяется тебе. 90 . Сам Бог уготован христианам в честь и достояние. 91 . Бог сподобил людей быть сынами Отца Небесного и братьями Своими. 92 . Как царский и многоценный бисер могут носить только родившиеся от царского семени, так и небесный бисер можно носить только Божиим чадам.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

74 Полный текст стиха Пс. 110, 10 : ρχ σοφας φβος κυρου, σνεσις γαθ πσι τος ποιοσιν ατν. ανεσις ατο μνει ες τν ανα το ανος. Рус. син. пер.: «Начало мудрости – страх Господень; разум верный у всех, исполняющих заповеди Его. Хвала Ему пре будет вовек». 75 Ср. также: Притч.15:33 φβος θεο παιδεα κα σοφα, κα ρχ δξης ποκριθσεται ατ. Слав. пер.: «Страхъ Господень hakaзahie и премудрость, и начало славы отвщаетъ ей же смиреннымъ слава]». 76 Basilius Caesariensis. In illud: In principio erat Verbum (homilia 16)//PG. 31. Col. 473:32–42. 78 См.: Pseudo-Clementina (epitome altera auctore Symeone Metaphrasta) [Sp.] 97:7–12, особо 9–10//Clementinorum epitomae duae/ed. A. R. M. Dressel. Leipzig, 1873. S. 62, 64. «Направляющийся же тем страхом некто, непременно придет к любви, и таким образом будет относиться к ближнему как самому себе». 79 Eusebius. Commentaria in Psalmos LXVI//PG. 23. Col. 677:38–44, особо 38–41. «Ибо поскольку начало премудрости страх Господень, по необходимости как введение в Богопочтение страх Божий становится для всех людей…». 80 Ср. у Марка Монаха (XIII в.) при цитированиипересказе «Лествицы» прп. Иоанна Лествичника : Marcus Monachus. Florilegium 37, 1:63–67//CCSG. 72. P. 90. «Начало покаяния начало спасения – а начало спасения страх Божий». Марк Монах заменяет выражение из «Лествицы» «Начало спасения – намерение благое» (Joannes Climacus. Scala paradisi 26, 13//PG. 88. Col. 1092:20) на «Начало спасения – страх Божий», чем сосредотачивает особое внимание на добродетели страха Божия. 81 Origenes. Fragmenta in Psalmos 1–150 [Dub.] Ps. 84, 10 //Pitra J. B. Analecta sacra spicilegio Solesmensi parata. Vol. 3. Paris, 1883. P. 147. «Если начало премудрости страх Господень, а премудрость наша есть Христос, значит хорошо говорится, что Спаситель находится рядом с боящимися Его». 82 См.: Basilius Caesariensis. Asceticon magnum sive Quaestiones (regulae fusius tractatae) 4//PG. 31. Col. 920:2–12. 83 См.: Gregorius Nazianzenus. In seipsum, cum rure rediisset, post ea quae a Maximo perpetrata fuerant (orat. 26) 14//PG. 35. Col. 1245:38–39. Μαν σοφαν οδα, τ φοβεσθαι Θεν.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

78. Ближайшим и непременным действием сердечной веры в Бога должно быть исповедание самой веры. 79. Исповедовать веру - значит открыто признавать, что мы держимся православной веры, и притом с такой искренностью и твердостью, чтобы ни прельщения, ни угрозы, ни мучения, ни сама смерть не могли заставить нас отречься от веры в Истинного Бога и в Господа нашего Иисуса Христа. 80. Апостол Павел свидетельствует, что исповедание веры нужно для спасения: сердцем бо веруется в правду, усты же исповедуется во спасение (Рим.10,10). 81. Для спасения нужно не только веровать, но и исповедовать православную веру, потому что если бы кто-нибудь для сохранения временной жизни или земных выгод отрекся от исповедания православной веры, то показал бы этим, что не имеет истинной веры в Бога Спасителя и в будущую блаженную жизнь. 82. В Символе веры не сказано: верую в Бога, но с прибавлением во Единаго Бога - для того, чтобы отвергнуть ложное учение язычников, которые, почитая тварь Богом, думали, что богов много. 83. Сами слова учения Священного Писания о единстве Божием внесены в Символ веры из следующего изречения Апостола Павла: никтоже Бог ин (иной), токмо един. Аще бо и суть глаголемии бози (так называемые боги), или на небеси, или на земли, якоже суть бози мнози, и господие мнози; но нам Един Бог Отец, из Негоже вся, и мы у Него, и Един Господь Иисус Христос, Имже вся, и мы Тем (1Кор.8,4-6). 84. Само Существо Божие познать нельзя. Оно выше всякого познания не только человека, но и Ангелов. 85. О6 этом в Священном Писании через Апостола Павла сказано, что Бог во свете живый неприступнем, Егоже никтоже видел есть от человек, ниже видети может (1Тим.6,16). 86. Следующие понятия о Существе и существенных свойствах Божиих можно заимствовать из Откровения Божия: Бог есть Дух Вечный, Всеблагой, Всеведущий, Всеправедный, Всемогущий, Вездесущий, Неизменяемый, Вседовольный, Всеблаженный. 87. Все это можно видеть из Священного Писания. Сам Господь Иисус Христос сказал, что Дух есть Бог (Ин.4,24). О вечности Божией говорит пророк Давид: " Прежде даже горам не быти, и создатися земли и вселенней, и от века и до века Ти еси " (Пс.89,3). В Апокалипсисе читается следующее славословие Богу: Свят, Свят, Свят Господь Бог Вседержитель, Иже бе, и сый, и грядый (Который был, есть и грядет) (Апок.4,8). Апостол Павел говорит, что Евангелие возвещено по повелению Вечнаго Бога (Рим.14,25).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/349/...

78 . Прикосновением Он исцеляет всех, кто Ему верит и любит, прикосновением Он совершил спасение рода человеческого. Не гнушался прикоснуться к мертвому телу человеческому, не стыдился как Бог и Сын Божий и Сам облечься в тело, ходить в теле, общаться с людьми как человек в теле, пострадать и умереть телом. Наичудеснейшее и спасительнейшее прикосновение вечного Божества с миром телесным, материальным! Чтобы осветить этот языческий и опоганенный мир, чтобы тело человеческое соделать святым храмом Божиим, чтобы повергнуть мощь материи перед силой духа и разбить силу адскую силой Божией. 79 . И оставил нам завет, чтобы никогда мы не прекращали наше прикосновение к Нему. Это Новый Завет Его тела и крови – да причащаемся Его, чтобы стать частицей Его. Да приобщаемся Его, чтобы быть подобными Ему, как сказал прозорливый Его апостол, возлюбленный Иоанн: «Возлюбленные! Мы теперь дети Божии, но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему» ( 1Ин. 3:2 ). 80 . Будем подобны Ему, будем как Он – как Христос Бог, вечный Сын Божий, – то есть, будем малыми христами, малыми богами, малыми сынами Божиими. Бессмертными и обожеными благодаря Ему, Его воплощению, Его соединению через Тело и Кровь с нами, грешными и нечистыми, благодаря Его немыслимой любви и жертве. Нас, кто были не людьми, но червями, Он соделал царями и священниками Бога и Отца Своего ( Откр. 1:6 ), чадами света, а не тьмы, соучастниками Его вечной славы и ангельских песнопений в Небесном Царстве. 81 . «Это тавматургия!» 3 – могут заявить нам еретические богословы-уравнители, которые не могут поверить в Радостную весть, потому что для них она слишком радостная. Что ж, назовите как хотите, только не приравнивайте Евангелие к другим книгам, законам, религиям и философиям. Ибо оно не то же, что те, и не может быть тем же. А все, что творит Бог, есть чудо, от края и до края, с начала времен и до конца. Как написано о Всевышнем: «Ты еси Бог, творяй чудеса» ( Пс. 76:15 ). 82 . Еретики говорят, будто Павел не понял Христа и объявил свое Евангелие, отличное от Христового. Какое безумие и какая клевета! Ведь в Павле жил Христос, и Павел был бог и сын Божий, как же мог Христос говорить против Христа и Бог против Бога? Разве он неправильно понял Христа, когда сказал: «Мы же все открытым лицем… взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» ( 2Кор. 3:18 ). Чего же еще хотел Христос, как не увидеть, что мы, взирая на Его славу, преображаемся из поганок и червей в Его лик?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

78 Т. е. все время своей земной жизни. 79 Рот и гортань приводят пищу в желудок, а грехи языка приводят человека во чрево диавола, делают его сатанинской пищей. 80 «Недоумением» — суетною пытливостью, житейским любопытством знать то, что нас не касается и к нам не относится. «Чужую рожь веять — свои глаза порошить», — говорил знаменитый русский старец иеросхимонах Амвросий Оптинский о грехе осуждения ближних. Жажда пытливости побудила наших прародителей вкусить запрещенный плод. При осуждении ближних эта пытливость ведет к «предательству», как выражается прп. Нил, т. е. к нарушению любви к ближнему. 81 Здесь преподобный выражает ту же мысль, какую выразил псалмопевец словами: «Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех» ( Пс.140:4 ), г. е. придумывать извинения и оправдания во грехах своих. 82 Мысль та, что Бог долготерпит великим грехам людей, ожидая покаяния, ср.: «Господь долготерпит нам, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» ( 2 Петр.3:9 ). 83 Это выражение следует понимать в том смысле, что чрез осуждение человек становится орудием диавола. 84 Мысль та, что после избавления от грехов, после победы над страстями не следует впадать в самодовольство, самохвальство, но должно смиренно помнить о своих прежних грехах, иначе, в наказание за самохвальство, прежние грехи вернутся обратно. 85 Слова сии не следует понимать так, будто св. Иаков был вторично по отречении крещен; смысл тот, что чрез покаянные подвиги св. Иаков потщился снова быть достойным благодати, воспринятой им в таинстве Крещения и утраченной чрез грех отречения. 86 Молитва — внутренний, духовный подвиг, но когда она проявляется и во вне, то становится еще и внешним делом, — «рукоделием» (например, перебирание четок, держат в руке). 87 Мысль та, что празднословие и осуждение, не принося никакой пользы празднословам и осуждающим, отнимает драгоценное время от молитвенных подвигов и других добрых дел. 88 Т. е. насладились болтовнёю, празднословием. 89 Т. е. когда приступать к работе.

http://azbyka.ru/apokalipsis/svyatoj-nil...

P. 69-72); в четверг 6-й седмицы (Ibid. P. 78). Кроме того, на праздник Успения Пресв. Богородицы 15 авг. читался отрывок Иов 28. 5-11 (Ibid. T. 2. P. 27). Согласно Типикону Великой ц. IX-XI вв., отражающему соборную богослужебную практику К-поля IX-XII вв., И. к. использовалась только за богослужением Страстной седмицы: паремия Иов 1. 1-12 - на вечерне в Великий понедельник, Иов 1. 13-22 - в Великий вторник, Иов 2. 1-10 - в Великую среду, Иов 38. 1-21 - в Великий четверг, Иов 42. 12-17 - в Великую пятницу (см.: Mateos. Typicon. T. 2. P. 68, 70, 74, 80). В памятниках Студийского (напр., в Мессинском Типиконе 1131 г.; см.: Arranz. Typicon. P. 235, 242) и Иерусалимского уставов (напр., в первопечатном греч. Типиконе 1545 г.), а также в современных греческих и славянских богослужебных книгах, унаследовавших к-польскую лекционарную систему постиконоборческого периода, назначаются те же чтения из И. к., что и в Типиконе Великой ц. Помимо богослужения И. к. также могла читаться во время монастырской трапезы. Об этом говорится, напр., в древнейшей редакции Жития прп. Михаила Клопского (см.: ПЛДР. 2-я пол. XV в. М., 1982. С. 336). Е. Е. Макаров Лит.: Ewald H. Die Dichter des Alten Bundes. Gött., 18542. Tl. 3: Das Buch Ijob; idem. Commentary on the Book of Job. L., 1882; Бухарев А. М. Св. Иов многострадальный: Обозрение его времени, и искушения по его книге. М., 1864; Novakovi S. Apokrifna pria o Jovu//Starine. Zagreb, 1878. Knj. 10. S. 157-170; Polivka G. Apokrifna pria o Jovu//Ibid. 1891. Knj. 24. S. 135-155; Erman A. Der Hiobsstein//ZDPV. 1892. Bd. 15. S. 205-211; Kaufmann H. E. Die Anwendung des Buches Hiob in der rabbinischen Aggadah. Fr./M., 1893; James M. R., ed. Apocrypha Anecdota. Camb., 1897. P. 104-137; Kohler K. The Testament of Job//Semitic Studies in Memory of A. Kohut/Ed. G. A. Kohut. B., 1897. P. 264-338; Wiernikowski I. Das Buch Hiob nach der Auffassung des Talmud und Midrasch: Diss. Breslau, 1902; Юнгеров П. А. Происхождение Книги Иова//ПС. 1906. Ч. 1. 3. С.

http://pravenc.ru/text/578206.html

А в монастыре заперлись и сели насмерть... и стало у них за воровство и за капитонство, а не за веру стоять» (Акты, относящиеся к истории Соловецкого бунта/Изд.: Е. В. Барсов//ЧОИДР. 1883. Кн. 4. С. 80). Сильвестр (Медведев) и А. А. Матвеев называют «капитонов» зачинщиками Московского восстания 1682 г. К нач. XVIII в. «капитоновщина», вероятно, прекратила существование. (А. И. Клибанов считал, что движение исчезло сразу после смерти основателя, растворившись в большом количестве сект.) Какая-то часть последователей К., возможно, присоединилась к беспоповщине, др. часть образовала небольшие секты: в кон. XVII в. были известны вышедшие из «капитоновщины» «волосатовщина» (последователи Василия Волосатого, насаждавшего самоуморение), «кузминщина» (члены секты отрицали «пение и служение церковное») и др. У хлыстов существует предание о том, что легендарный основатель хлыстовства Данила Филиппов являлся учеником К. Однако в источниках кон. XVII в. «лжехристовщина» (хлыстовство) и «непоповщина» («капитоновщина») различаются. Митр. Игнатий (Римский-Корсаков) описал близкую к «капитоновщине» секту «подрешетников» - последователей крестьянина Ефима (Ефрема) Подрешетника, к-рого митр. Игнатий считал учеником К. «Подрешетники» в кон. XVII в. жили «в пределах... Кинешемских, и Решемских, и на Плёсе». В XIX в. «подрешетниками» называли себя хлысты, жившие около Плёса, др. название секты - «купидоны» является испорченным вариантом слова «капитоны». Как и старообрядцы и ученики К., «купидоны» почитали старопечатные книги, но их хлыстовское учение не совпадало с «капитоновщиной». Возможно, предание о связи хлыстов с К. возникло в данном ответвлении хлыстовства, существовавшем в районе, где прежде были сильны традиции «капитоновщины». Ист.: Игнатий [Римский-Корсаков], митр. Три послания//ПС. 1855. Кн. 2. С. 96-99; Шушерин И. Известие о рождении, и воспитании, и о житии Святейшего Никона, Патриарха Московского и всея России. М., 1871. С. 51; [Евфросин, инок]. Отразительное писание о новоизобретенном пути самоубийственных смертей: Вновь найденный старообрядческий трактат против самосожжения. 1691 г./Сообщ.: Х. Лопарёв. СПб., 1895. С. 9-11, 96-97. (ПДП; 108); Денисов С. Виноград российский, или Описание пострадавших в России за древлецерковное благочестие. М., 1906. Л. 46-46 об.; Барсков Я. Л. Памятники первых лет русского старообрядчества. СПб., 1912. 26. С. 160-161; 36-37. С. 78-85; Прил. С. 329-334; Брещинский Д. Н. Житие Корнилия Выговского пахомиевской редакции: (Тексты)//Древнерусская книжность. Л., 1985. С. 62-107.

http://pravenc.ru/text/1470335.html

В самом деле, иконоборческие патриархи не только были анафематствованы как еретики 77 , но и специально названы «чужеепископами» (λλοτριεπσκοποι) 78 , термином, который к другим иконоборческим архиереям не применялся и, очевидно, должен был указывать на нелегитимность тех, кто занимал Константинопольскую кафедру между Германом и Тарасием 79 . Напротив, заслуги Германа в деле защиты православия всячески превозносятся: «ибо славословия Божии в устах его и мечи обоюдоострые в руках его ( Пс. 149:6 ), поражающие не повинующихся церковному преданию» 80 . Произведения Германа привлекаются в качестве святоотеческих свидетельств 81 , причем Тарасий сопровождает их такой ремаркой: «Отец наш святой Герман мыслит одинаково с до него бывшими святейшими отцами» 82 . Д. Штайн высказал мнение, что VII Вселенский собор столь высоко поставил Германа из тактических соображений, чтобы его посланиями можно было воспользоваться против иконоборцев 83 . Однако ясно, что высказывания человека, анафематствованного собором 754 г., не могли иметь ни малейшей убедительности для оппонентов. Гораздо более вероятно, что здесь мы имеем дело со все той же патриаршей пропагандой, развивающей идею преемственности между православными патриархами. Особую страницу в истории Собора составляет его первое заседание. На нем решался вопрос об оставлении в священном сане епископов, проявивших себя активными иконоборцами, но теперь принесших покаяние. Между Тарасием и некоторыми представителями монашества состоялись очень любопытные прения, которые традиционно интерпретируются в том духе, что монахи-ригористы требовали жестких мер, а умеренный Тарасий хотел их избежать и в результате переиграл своих оппонентов 84 . Эта точка зрения молчаливо подразумевает, что интересы Ирины и Тарасия совпадали и что они оба не хотели репрессий против кого-либо из епископов. Между тем, если о намерениях Ирины можно судить более или менее уверенно по позиции на Соборе представителей двора, а также из того, что впоследствии она не дала патриарху низложить даже епископов, виновных в симонии 85 , то каковы были истинные желания Тарасия – скаэать очень трудно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010