XXXII. «Пою Богу моему, дóндеже есмь» Господь Бог создал человека по образу Своему, малым чем «умалил его пред ангелами» ( Пс.8:6 ), и наделил его свободной волей, дабы человек по склонности своего сердца сам свободно избирал доброе или худое, благословение Божие или Его проклятие (ср.: Втор.30:19 ). Так, когда человек исполняет Божии слова и заповеди, тогда благо бывает ему в жизни земной, ибо благословение Божие бывает на нем и на всех делах его. Когда же, по гордыне своей, человек отвращается от исполнения заповеданного Богом, тогда худо бывает ему в жизни, ибо проклятие Божие тяготеет над ним и на всех делах его. «О, человек! сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» ( Мих.6:8 ). Подумай, человек, поразмысли о том, что сделал Господь для спасения мира и лично для тебя. Господь любит «все существующее, и ничем не гнушается, что сотворил, ибо не создал бы, если бы что ненавидел» ( Прем.11:25 ). «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» ( Ин.3:16–17 ). «Так говорит Господь, Искупитель твой» ( Ис.48:17 ), «Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня» ( Ис.43:11 ), «Я Господь, Бог твой, научающий тебя полезному, ведущему тебя по тому пути, по которому должно тебе идти. О, если бы ты внимал заповедям Моим!» ( Ис.48:17–18 ). Господи Иисусе Христе! Слова Твои всегда во всех – обстоятельствах нашей жизни – дают нам благие и любящие указания о том, как нам жить, чтобы спасаться, чтобы святу быть. Посему внимать благодатным словам Твоим, Господи, и с любовью исполнять их всегда бывает радостно для верующих, знающих из Писания, что слова Твои могут умудрять нас «во спасение верою во Христа Иисуса» ( 2Тим.3:15 ). Всем последователям Своим, христианам, Христос заповедал: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» ( Мк.16:15 ), «уча их соблюдать все, что Я заповедал вам» ( Мф.28:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Потому, кто уже втянулся в какую-либо страсть, скорее прибегай с молитвою к Спасителю Богу, дабы победить в себе тяготение к страсти, покаяться пред Богом и, испросив прощение, причаститься Святых Таин, дабы вновь жить, как должно каждому христианину в Церкви Православной. Ибо человек порабощенный страсти, оказывается неспособным к восприятию святости, к верному познанию священного Писания и принятия благодати. Помните слова Писания: «Распутный ищет мудрости, и не находит» ( Притч.14:6 ). «В лукавую душу не войдет премудрость, и не будет обитать в теле, порабощенном греху» ( Прем.1:4 ). «Как юноше содержать в чистоте путь свой? – Хранением себя по слову Твоему» ( Пс.118:9 ). «Источник премудрости – слово Бога Всевышнего» ( Сир.1:5 ). «Если желаешь премудрости, соблюдай заповеди, и Господь подаст ее тебе» ( Сир.1:26 ). «Любовь к Господу – славная премудрость» ( Сир.1:14 ). «Ибо Господь дает мудрость; из уст Его – знание и разум» ( Притч.2:6 ). «Посему – ходи путем добрых и держись стезей праведников» ( Притч.2:20 ). «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа, и удаляйся от зла» ( Притч.3:5, 7 ). Помни: «Со смиренными – мудрость» ( Притч.11:2 ). «Начало греха – гордость, и обладаемый ею изрыгает мерзость» ( Сир.10:15 ). «С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши; и со избранным избран будеши и со строптивым развратишися» ( Пс.17:26–27 ). «Не обманывайтесь: худые сообщества, развращают добрые нравы» ( 1Кор.15:33 ). Грех есть гордое нарушение человеком заповеданного Богом, есть отступление его от Бога, Который есть любовь. Кто поступает в жизни по любви, тот поступает по-Божьи и не грешит. Нам сказано: «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» ( Кол.3:14 ). «Любовь не делает ближнему зла;... любовь есть исполнение закона» ( Рим.13:10 ). Все люди, созданные по образу Божию имеют в сердце своем (во внутреннем человеке) закон духовный, закон Божий, который «свят, и заповедь свята и праведна и добра» ( Рим.7:12 ). «Дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» ( Рим.2:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

От грозного голоса Твоего побегут народы; когда восстанешь, рассеются племена, 4 . и будут собирать добычу вашу, как собирает гусеница; бросятся на нее, как бросается саранча. Слово 4-го стиха вашу относится к слову народы 3-го стиха. Племена и народы бегут и рассееваются от грозного голоса Вседержителя: „враждуйте народы, но трепещите“! (Ис. 7ср. Пс. 67 ). К ним же относится пророчество, что накопленная ими добыча будет разграблена. Это относится не только к войску Сеннахерима, стан которого, после поражения его воинов Ангелом, был конечно до чиста разграблен Арабами 1118 ; полнее всего относится это к разграблению Ассирии, как гусеницей, Скифами, и к беспощадному истреблению Ниневии Мидянами, как саранчи, после прохода которой ничего не остается. 5 . Высок Господь, живущий в вышних; Он наполнит Сион судом и правдою. 6 . И настанут безопасные времена твои, изобилие спасения, мудрости и ведения; страх Господень будет сокровищем твоим. С одной стороны представляется действие Божией справедливости над опустошителем; с другой стороны представляется действие Божией благодати, наполняющей Сион т. е. Церковь Свою, – судом и правдою (см. выше на XXXII, 15 – 17). В Притч. 18имя Господне уподобляется крепкой башне, „убегает в нее праведник и безопасен“. То же самое представляет Сион, место, „которое Господь Бог избрал, чтобы пребывало там имя Его“ ( Втор. 26:2 и ср. молитву Соломона 3Цар. 8 ). То же самое, но в Новом Завете с мировым значением, представляет Церковь Христова, убежище для всех верующих. К ней преимущественно и относятся все пророчества о Сионе и о суде и правде, как мы говорили в предыдущей главе, ибо время правды наступит, „когда изольется на нас Дух свыше“ 1119 . Стих 6-й говорит, что настанут безопасные времена. Это может относиться и к концу царствования Езекии, после поражения Господом Сеннахерима. Но кроме частного применения этого пророчества, мы,-на основании следующих слов об изобилии спасения, о мудрости и ведении, о страхе Господнем, который есть сокровище верующего,-читаем конечно пророчество о жизни Христианского общества на основании начал, положенных Господом и Его Апостолами 1120 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Писании часто разумеется множество бедствий, наподобие вод облегающих и постигающих в жизни людей, причем «рука сынов чуждих» наводит «воды многи» ( Пс.143:7 ), «поток» проходит душу людей от ярости наводящих его ( Пс.123:3–5 ): «Спаси мя, Боже, – молится пророк среди притеснений, угнетений и бесчеловечий врагов, – яко внидоша воды до души моея. Углебох в тимении глубины, и несть постояния; приидох во глубины морския, и буря потопи мя... Спаси мя от брения, да не углебну; да избавлюся от ненавидящих мя и от глубоких вод. Да не потопит мене буря водная, ниже да пожрет мене глубина, ниже сведет о мне ровенник уст своих» ( Пс.68:2–3, 15–16 , Пс.17:17–31 , Пс.8:8 ; Ис.19:3 , Ис.28:2 ; Дан.11:10 ); под землей же в Св. Писании иногда разумеется весь внутренний человек с его душевными и сердечными расположениями, с его нравственно-духовной энергией и с религиозно-нравственным плодоношением ( Мф.13:19–23 ; Мк.4:20 ; Лк.8:15 ; Пс.142:6 ; Ис.35:1 ). Прилагая в изложенном смысле толкования «воды и земли» к народу еврейскому, мы можем понимать таинственно-пророческое слово Апостола Иоанна о «воде», пущенной драконом вслед жены, и о земле, поглотившей собой «воду», следующим образом: народ, испытанный беспримерной историей своего сохранения и существования среди других народов земного шара; народ, «хитрый, яко змий» и имеющий явиться в своем обращении ко Христу «цел яко голубь»; унаследовавший опыт и мудрость в сохранении себя во время многих тысячелетий найдет в себе самом и силы, и средства поглотить «воды», т.е. отвратить и сделать недостигающими своих целей злокозненные и разрушительные для Церкви мероприятия «человека греха и сына погибели». «Вода», пущенная драконом, т.е. угнетательные и бесчеловечные распоряжения «того человека», направленные к тому, чтобы или увлечь народ еврейский в безбожие, или насилием, казнями и бедствиями искоренить этот народ, будет поглощаться землей, т.е. еврейский народ (Земля) всем угнетениям и мероприятиям «того человека» противопоставит себя самого, свою мудрость, свою энергию, свою выносливость, твердость и единодушную сплоченность настолько решительно и действенно, что удары, назначаемые к разрушению и искоренению Церкви на земле, останутся недостигающими своего назначения и безрезультатными в смысле поглощения «водами» жены, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Еврейские слова по их производству и употреблению (Ис. XXXIV. 11. Иер. IV. 23) знаменуют изумляющую пустоту. Сим означается вещество не качествованное положительным и определительным образом и не имеющее тех видов и форм, которые мы соединяем с понятием о вещах сотворенных. То же самое вещество называется бездною в знаменовании пространства, не разграниченного разнообразием вещей. Более тонкие части сего вещества и вообще недостаток постоянных образов, по которому оно из известных родов тел наипаче долженствовало приближаться к свойству жидких, изображаются еще наименованием воды. Ибо вода, в обыкновенном смысле взятая, отделена от всеобщего смешения во второй и третий день творения. Над бездною вещества представляется тьма. Это не есть тень, какова тьма ночная по сотворении солнца, но совершенное отсутствие света, который не был еще сотворен. Над бездною или налице бездны полагает ее бытописатель не потому, чтобы относил ее к некоторой только части веществ, но по применению сего понятия к обыкновенному понятию о свете, который сверху приходит и наипаче является на поверхности вещей. Изъясняя образ творческого действия, Моисей представляет Духа Божия, носящегося над водами, и Бога, глаголющего к тварям не сущим, дабы дать им бытие. Под именем Духа Божия нельзя разуметь Ангела, поелику оное не употребляется в таком знаменовании, ни ветра, как у Псалмопевца (CXLVIIL 7), ибо какой ветер прежде разделения стихий? Не довольно разуметь со Златоустом просто животворящую силу Божества — в изображение действий собственно Божеских Дух Божий, по обыкновенному сего слова употреблению в Св. Писании, знаменует третью ипостась Св. Троицы (VI. 3. Пс. XXXII. 6. Иов. XXXIII. 4. Деян. IV. 25. VII. 51). Действие ипостаси Святого Духа изображается словом Тютя, которым в другом месте (Втор. XXXII. 11) Моисей выражает действие птицы, гнездящейся или сидящей с распростертыми крыльями над птенцами и их согревающей. В приложении к творению сей символ изображает такое действие, которым Творящий ближайшим образом сообщает жизненную силу творимому, не сообщая, однако, ему самого существа Своего и не смешиваясь с ним.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=798...

Страх Божий есть такое расположение духа, по которому христианин, любя Отца Небесного, опасается своею недостойною жизнью лишиться Его отеческой любви и благоволения, а потому всегда старается ходить пред Ним и благоугодить Ему. «Служите Господу со страхом, и радуйтесь пред Ним с трепетом» ( Пс. 2:11 . Ср. Пс. 110:10 ; Притч. 1:7,8,13,9,10; 10:8; 16:6 ; Сир. 2:15–17  и пр.), – говорит псалмопевец. «Будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом» ( Евр. 12:28 . Ср. 2Кор. 7:1; 5:11 ; Ефес. 5:21 ; Флп. 2:12 ; Деян. 9:6 ; 1Петр. 1:17; 2:17  и др.), – говорит ап. Павел. Этот страх, по словам Премудрого, «услаждает сердце» человека, «дает веселие и радость» ( Сир. 1:12 ); потому что он растворяется чувством примирения с Божеством и у христиан даже чувством «усыновления» ( Рим. 8:15 ), а потому некоторыми моралистами отождествляется с благоговением 119 , с сознанием своего ничтожества и радостным чувством неизмеримых милостей Отца Небесного. Впрочем, страх веселящий сердце человека и тождественный с благоговением, принадлежит уже высшим степеням любви человека к Богу. Только на этих степенях, говорят св. Отцы, человек уже не боится Бога первоначальным мучительным страхом, а только любит Его, как и св. Антоний Великий говорил: «я уже не боюсь Бога, а люблю Его» 120 . По словам св. Григория Богослова , правило, «что начало премудрости страх Господень ( Пс. 110:10 ; Притч. 1:7 ), есть как бы первая только пелена; мудрость же, превозмогшая страх и перешедшая в любовь, делает нас Божиими друзьями и из рабов сынами» 121 . Это страх сыновний. Что же касается низших степеней любви и свойственных им видоизменений страха рабского, мучительного, то этот страх, без сомнения, обнаруживает еще несовершенство любви. «Совершенная любовь, – говорит ап. Иоанн, – изгоняет страх; потому, что в страхе есть мучение. Боящийся не совершен в любви» ( 1Ин. 4:18 . Ср. Рим. 8:15 ; 2Тим. 1:7 ). По слову Апостола, мучение, присущее любви, поскольку ей, в свою очередь, присущ страх, говорит о несовершенстве ее: страх, опасение – совершить что-либо нравственно-дурное является началом, мучащим человека и потому лишающим его спокойствия совести (Ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

6 . Конечно, оный божественный отец и человек Божий, воспользовавшись этой просьбой, как находкой, без всякого уклонения и промедления тотчас все ему рассказал и сообщил, не пропустив ничего из того, что он обильно воспринял, обогащённый благодатью. Он даже подробно рассказал, ничего не пропустив, и о том, что обыкновенно случается с вступившими на поприще добродетели и на подвиги ради неё, но подвергающимися нападению со стороны коварных и злых клеветников-демонов и со стороны людей порочных и завистливых, коими, как орудием, пользуется лукавый. Когда Григорий услышал это от божественного мужа, он тотчас встал, вошёл на судно и отправился на гору Афон. Здесь он посетил все местные монастыри, а также и всех пребывавших в безмолвии, коих только нашёл, и даже живших вдали и проводивших безмолвную жизнь в неприступных местах, словом, – он полагал, что никого не должно оставить без внимания, всех нужно увидеть ради молитвы и благословения и воздать им духовное поклонение. Рассказывая (об этом посещении), оный божественный и знаменитый муж говорил, что видел ненемногих людей, в высшей степени отличавшихся маститым возрастом, разумом и всяким достоинством нрава, которые всё старание прилагали относительно делания, но, спрашиваемые относительно безмолвия, или хранения ума и созерцания, говорили, что и по имени не знают об этом. 7 . Хорошо осмотрев и изучив это для своей цели, Григорий с ревностью стал посещать скит, называемый Магула, который находился в виду честного монастыря Филофея. 476 ( Ссылка на прим. 8 ) Здесь он встретился с тремя монахами, коим имена – Исаия, Корнилий и Макарий. Он увидел, что они занимаются не только деланием, но отчасти и созерцанием. Здесь, много потрудившись и занявшись, вместе со своими учениками, трудами и работами, он старательно воздвиг кельи для обитания. Себе же потом, в небольшом отсюда расстоянии, построил исихастирий, для беседы наедине с одним только Богом, положив, как говорит божественный Давид, в сердце своём восхождения к Богу (Пс. LXXXIII, 6), создавшему в отдельности сердца наши (Пс. XXXII, 15), и умилостивляя Бога деланием.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

XXI, 12 – 14, – в Цела в земле Вениаминовой. А. Примечание к главе XXVIII 1-й кн. Царств Верование в загробный мир, как мы видим, существовало в древнейшие времена, и – прибавим мы- не у одних Израильтян, оно найдено и в скрижалях Халдеи и Ассирии, и в Египте. Мы указывали в примечании на Быm. XXXVII, 35 в Св. Летописи о Шеоле, по поводу слов Иакова: «сойду к сыну моему в преисподнюю». Это было место бездействия, но не радости, как мы можем судить по некоторым выражениям ветхозаветных книг. Это место молчания и ожидания и сумрака, озарилось светом и радостью, лишь светом Господа нашего Иисуса Христа, расторгнувшего узы мрака и смерти ( 1Nemp. III, 19 ). Об этом именно светлом радостном воскресении было открыто Давиду, когда он восклицал: «Ибо Ты не оставишь души моей во аде, и не дашь святому Твоему увидеть тление» ( Nc. XV, 10 , ср. Деян. И, 27). Ад или Шеол был отсутствие земной жизни, как бы замирание жизни в Ветхом Завете; он возбуждал ужас ( Пс. 17 , ст. 6). Хотя в Пс. 138, 8 (псалом Давида) признается, что присутствие Божие везде; но в псалме 87 ст. 10–12 (сынов Кореевых) выражается мысль о совершенном забвении, которым подвергаются те, кои находятся в гробах. Конечно надо обращать особое внимание на то, кем сочинен псалом или кому он приписывается надписанием. Есть значительная духовная разница между псалмами, принадлежащими несомненно Давиду и псалмами других песнопевцев. Но и Давид объят этим страхом, хотя не совершенного уничтожения, но полного духовного бездействия, когда он восклицает в Nc. VI, 6 : «ибо в смерти нет памятования о Тебе; в гробе, кто будет славить Тебя?» Такова же мысль, высказанная в молитве царя Езекии, в книге пророка Исаии XXXVIII, 18 и 19. Из преисподней не было возврата, как говорил Давид об умершем ребенке своем (2 Ц. XII, 23); в аде все бессильны, как говорили Исаия (XIV, 10) и Иезекииль (XXXII, 18 и сл.). Все эти верования и представления о месте, где обитали души умерших, сложились издавна. Общее верование относило ад в место, находящееся под землею: это выясняется из выражений книги Иова XI, 8: «превыше небес, глубже преисподней»; из псалма 138, 8, из Амоса IX, 2 и др., ибо во всех этих местах глубина ада противопоставляется высоте небес.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Вообще, в сверхсущем Боге, как мы говорили уже, различаются только три Божественные Ипостаси и, в связи с бытием Троицы, необходимо различать начало личности, сущности и жизни. Но Полнота Божия может открыться в бесчисленных свойствах, посколь–ко они принимают форму различных, но нераздельных образов Божественного бытия… Если бы даже все проявления Божии в идеях или энергиях (действиях) существовали в Боге только ради твари, то все равно они были бы вечны и принадлежали бы существу Бо–жию (хотя и не сущности), т. к. все Божественное вечно и принадлежит единому существу Бога… Впрочем, откровения Божии о Самом Себе можно назвать не столько формами Божественного самопознания (ибо Бог знает Себя некиим «сверхзнанием»), сколько раскрытием или проявлением этого «сверхзнания», как бы «высказыванием» его. В Ветхом Завете мы находим довольно богатое учение о ведении Бога. Бог знает все. «Господь есть Бог ведения и все дела у Него взвешены» (I Цар., II, 3). «Велик Господь наш и велика крепость Его и разум Его неизмерим» (Пс., СХЬУ1, 5). «Господи, Ты испытал меня и знаешь. Ты знаешь, когда я сажусь и когда я встаю; Ты разумеешь помышления мои издали. Иду ли я, отдыхаю ли — Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе. Еще нет слова на языке моем, — Ты, Господи, уже знаешь его совершенно… Дивно для меня ведение Твое, — высоко, не могу постигнуть его!… И тьма не затмит от Тебя и ночь светла, как день: как тьма, так и свет!.. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне… В Твоей книге записаны были все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было. Как возвышены для меня помышления Твои, Боже, и как велико число их! Стану ли исчислять их — они многочисленнее песка!..» (Пс., СХХХУШ, 1–18). «Совет же Господень стоит во век; помышленья сердца Его — в роди род» (XXXII, 11). «Дивно глубоки помышления Твои!» (ХС1, 6). «Совет Божий» предшествовал и творению человека… Бог показывает Моисею образы скинии (Исх., XXV, 9, 40)… В этих текстах замечательно откровение о существовании в Боге «совета» и мыслей, при том бесчисленных. Замечательно также, что говорится одновременно и о том, что Бог знает все наперед и «издали», и о том, что Он знает благодаря тому, что Он «окружает все» и все видит, так что и тьма для Бога, как свет! Таким образом само Писание учит и о непосредственном познании Богом твари.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

1-е заседание. Первоисточники: Tom. synod.//PG. 151. Col. 721С - 723А; Niceph. Greg. Hist. XVIII 6 - XX 4. 3//II 896-977; Theod. Dex. App. 5-7; Arsen. Tyr. Tom. Antioch. 232-300. Заседание состоялось 27 мая, в пятницу ( Niceph. Greg. Hist. XVIII 8. 1//Vol. 2. P. 905; подробное обоснование датировки 27, а не 28 мая: Nikephoros Gregoras. Rhomäische Geschichte. Stuttg., 1994. S. 255-256, Anm. 155). Никифор Григора в сопровождении своих сторонников пришел к 8 ч. утра, но был вынужден прождать до полудня, поскольку император завтракал вместе с паламитами ( Niceph. Greg. Hist. XVIII 6. 1-3//II 896-898). Император не позволил антипаламитам на заседании сесть рядом с ним ( Theod. Dex. App. 5. 7-12; Polemis. 2003. P. XXXII). Посредине зала было положено Евангелие ( Niceph. Greg. Hist. XVIII 6. 3//II 898; Arsen. Tyr. Tom. Antioch. 248; Philoth. Coccin. Antirrh. I - Kaimakis D. B. Ο Πατριρχης Θιλθεος Κκκινος κα τ δογματικ του ργο//ΕΕΘΣ. 1981. Σ. 31. 223). Заседание началось с клятвы императора на Евангелии, призвавшего проклятие Божие на себя и своих детей, если он не окажется беспристрастным ( Niceph. Greg. Hist. XVIII 6. 3-4//II 898), и цитировавшего при этом Пс 15. 8 ( Theod. Dex. App. 5. 18-22). Затем император призвал присутствовавших помириться при условии, что паламитские догматы не будут затронуты; на это Григора и его сторонники заявили, что мира достичь невозможно, пока не будет истреблена «многобожная паламитская ересь» ( Arsen. Tyr. Tom. Antioch. 250-257). Было предложено начать с чтения сочинений Варлаама и Акиндина, специально принесенных в зал заседаний, но антипаламиты заявили, что готовы предать эти книги огню, поскольку собрались здесь из-за ереси Григория Паламы ( Arsen. Tyr. Tom. Antioch. 264-289). Григора начал свою речь с заявления, что только Вселенский Собор имеет право обсуждать новые догматы ( Niceph. Greg. Hist. XIX 1. 2//II 913), а К-польский патриарх не имеет права принимать новые догматы без согласия трех других патриархов. Имп. Иоанн Кантакузин согласился с этим мнением ( Theod. Dex. App. 6. 10-16), хотя продолжал настаивать на авторитете томоса К. С. 1341 г.

http://pravenc.ru/text/2057126.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010