Меч же царя вавилонского придет на дракона для того, чтобы Господь мечами сильных или исполинов истребил все множество его, следовавшее за царем египетским. Все они, говорит, непреодолимые или губители из народов, чтобы лютые были преданы для наказания лютейшим, о которых написано: послание аггелы лютыми ( Пс. 77:49 ). И апостол говорит: ихже предах сатане, да накажутся не хулити ( 1Тим. 1:20 ), или во измождение плоти, да дух спасется ( 1Кор. 5:5 ) Но когда чрез такого рода служителей будет уничтожена гордость Египта и истреблено множество его, тогда погибнут все животные его, бывшие при водах весьма многих, и не будет более мутить их нога человека. Ибо если блажен сеющий при всякой воде, идеже вол и осел попирает ( Ис. 32:20 ), то наоборот, несчастен тот, кто еще будет в состоянии удерживать в своем заблуждении, по крайней мере, простецов, так что нога человека не будет попирать среди них, чтобы воды египетские не казались имеющими даже признак мудрости и разума. Тогда не иной, а Сам Господь соделает весьма чистыми те воды, которые были мутными при господстве дракона, так что реки их потекут, как масло, и будут источником истинного света. Сбудется же это тогда, когда Господь соделает землю египетскую пустынной, и истребит множество его, и будут поражены все обитатели ее, чтобы из этого исхода они могли познать, что Он Господь. Что же касается присоединения: это плач, и будут плакать дочери народов об Египте и о множестве его будут плакать, говорит Господь, то очевидно что души всех народов, которые прежде были угнетаемы, или тех народов, которые пребывали не в Египте, а в стране живых, будут плакать о погибели дракона и всего множества его, не в надежде на спасение, но потому, что после такого могущества он по своей вине и вследствие высокомерия был подвергнут вечным наказаниям. Ueз.XXXII:17–32 . И было в двенадцатом году, в пятнадцатый [день] месяца: было ко мне слово Господне, говорящее: сын человеческий! возгласи плачевную песнь над множеством египетским и низринь его самого и дочерей народов сильных во глубину земли вместе с отходящими в ров.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Попытки встроить эти наблюдения в те или иные модели «молодой Земли» оказались безуспешными (см. обсуждение в Части 2 [xxix] ). Все они сводятся к предположению, что помимо реального времени Творец создал иллюзию предшествовавших событий и времени, которых не было в действительности (эта мнимая история мира обозначена фиолетовым овалом на Рисунке 3). В частности, между галактиками, удалёнными на миллионы и миллиарды световых лет, и Землёй был сотворён свет «в пути», содержащий изображения явлений, никогда не происходивших в реальности (вспышки сверхновых звёзд, пульсации яркости звезд-цефеид и др.), а в минералах вместе с материнскими радиоактивными элементами появились в момент творения все дочерние элементы радиоактивного распада в равновесных количествах (см. Часть 2 [xxx] ). Высказывалось даже предположение, что в толщах осадочных горных пород были сотворены окаменелости растений и животных, которых никогда не существовало в качестве живых организмов [xxxi] . Такая интерпретация прошлого Вселенной представляется неприемлемой ни с богословской, ни с естественнонаучной точек зрения (о научной критике см. Часть 2 [xxxii] ). Обманчивое и вводящее в заблуждение творение не совместимо с личностью Творца: «Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны; Бог верен, и нет неправды [в Нем]; Он праведен и истинен» (Втор. 32:4). Представление об иллюзорности и фактически непознаваемости космоса явно противоречит свидетельствам Священного Писания об истинности «книги природы» и адекватности нашего восприятия окружающего мира: « Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс. 18:2); «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы...» (Рим. 1:20). Проблема иллюзорного времени устраняется только в том случае, если оба вектора – время первозданного мира П и время падшего мира Т, исходят из одной точки «начала», как показано в нижней части Рисунка 3. (Следует особо подчеркнуть, что точка «начала» не является интервалом времени, но обозначает пограничный момент между небытием и бытием Вселенной.) Важным объективным аргументом в поддержку именно такой модели, как бы парадоксально она ни выглядела, является тот замечательный факт, что свидетельства Священного Писания о начале первозданного мира совпадают с современными научными представлениями о начале падшего мира,причём в этих представлениях Библия опережает науку на тысячи лет. Давайте сравним, как выглядит этот начальный момент существования Вселенной с точки зрения наблюдателя во времени П (свидетельства Священного Писания) и наблюдателя во времени Т (научные данные).

http://bogoslov.ru/article/4873408

Так, например, пророк Иезекииль, предсказывая поражение египтян от вавилонского царя, говорит, что они положены будут среди необрезанных в самой глубине преисподней (Иезекиил. XXXII, 18–32). Уже из этого видно, что ветхозаветной религии не чужда была идея возмездия в будущей жизни. По самому существу ветхозаветной религии, не могло быть полного раскрытия учения о посмертной судьбе праведников и грешников. Так как все люди, и праведники и грешники, до времени искупления находились под игом первородного греха и над всеми тяготел гнев небесного правосудия, то при этом не могло быть речи о полном блаженстве праведных в будущей жизни. За всем тем посмертная судьба праведных и нечестивых в Ветхом Завете представляется далеко не тождественной. Уже в Пятокнижии Моисея высказывается заботливость законодателя, чтобы нечестивые не умерли во грехах своих; откуда ясно видно, что участь нераскаянных грешников в преисподней, с точки зрения ветхозаветной религии, представлялась гораздо более тяжкой и печальной, чем участь людей умерших с доброй совестью. Пророк Исаия, говоря о посмертной участи людей, отступивших от Бога, замечает: «червь их не умрет и огонь их не угаснет» (Исаии LXVI, 24), давая тем понять, что страдания таких людей отнюдь не кончатся после их смерти (Ср. Ncaл. XLVIII, 17–20 : «Не бойся, когда богатеет человек. Ибо, умирая, не возьмет ничего, не пойдет за ним слава его... Но он пойдет к роду отцов своих, которые никогда не увидят света». Иная участь ожидает праведника в загробном мире; по изображению 72 Пс. (ст. 23–28). Бог, к которому праведник был привязан всею душею во время своей земной жизни, не может оставить его и по смерти; праведник не может быть исторгнут из общения с Богом; это общение должно продолжаться вечно («Я всегда с Тобою, Ты держишь меня за правую руку. Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу. Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле. Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего, и часть моя вовек.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozhde...

Таким образом девство послано людям как полезнейшее и надежнейшее средство. Только ему одному диавол не мог противопоставить подобного способа обольщения, как (он делал) с прочими законодательствами. Глава V. Подражательная во всем злоба диавола. Два рода смоковниц и виноградных лоз. Так как смоковница по сладости плода и красоте своей, как я сказала, принимается за образ райской сладости, то диавол, обольстив человека подобиями ее, уловил его в свои сети, внушив прикрыть наготу тела листьями смоковницы, т. е. сладострастным раздражением, вследствие раздражающаго свойства их. А затем спасшихся от потопа, напоив до опьянения питием подобным винограду духовного веселия, он также подверг осмеянию, обнажив человека от добродетели. Сказанное мною еще яснее будет из следующего. Вражеская сила всегда подражает внешнему виду добродетели и правды, не для исполнения их по истине, а для обольщения и притворства. Дабы увлечь к смерти избегающих смерти, она украшается внешним видом безсмертия. Так, она хочет казаться и смоковницею, и виноградом, производить и сладость, и веселие, принимая вид Ангела света ( 2Kop. XI, 14 ) и подобием богопочтения обольщая многих. В Писаниях мы находим, что есть два различных рода смоковниц и виноградных лоз. Смоквы хорошие весьма хороши, и: смоквы горькие, весьма горьки (πικρ, – Uep. XXIV, 3 ) 90 . Вино, которое веселит сердце человека, (Пс. CIII, 15), и: вино яд драконов и гибельная отрава аспидов (Второз. XXXII, 33). Но как скоро наконец воцарилось над людьми девство, то обольщение обличено и препобеждено, так как Перводевственник Христос низпроверг его; и истинная смоковница и истинная виноградная лоза стали приносить плоды после того, как над всеми приняло власть девство, как возвещает и пророк Иоиль: не бойся земля, говорит он, радуйся и веселись; ибо Господь велик, чтобы совершить это. Не бойтесь животные, ибо пастбища пустыни произрастили траву, дерево принесло плод свой, смоковница и виноградная лоза оказали свою силу. И вы, чада Сиона, радуйтесь и веселитесь о Господе Боге вашем; ибо Он дал пищу в правду ( Uouл. II, 21–23 ) 91 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

Ты слышишь об углах, слышишь о зуде, слышишь о развалинах и пепле, об области смерти и тме, – и хвалишься своею добродетелью и безгрешностью! Далее следует: и до угла ворот. И здесь угол – для того, чтобы показать, что в этом веке нет никакой истинной праведности, нет верной победы. И этот угол хотя есть угол ворот восточных, откуда исходить свет; однако они называются конскими, чтобы показать, что мы нуждаемся в течении и подвиге, и потом уже удостаиваемся услышать с Господом: ,,ты взошел на коней твоих, и езда твоя спасение» ( Аввак. 3,8 ). В воротах восточных, в воротах колесниц находится святилище Господне, и мы тогда можем считать себя совершенными, когда скажем Господу: колесница Божия тмами тем тысяща гобзующих: Господь в них в Синаи во святем ( Пс. 68,18 ). Такое здание, положенное на основании Христовом, о котором говорит и апостол: яко премудр архитектор основание положих ( 1Кор. 8, 10 ), никогда не разрушится, но будет пребывать во век. Темное и трудное нужно раскрывать пространее, о ясном говоря короче. Глава XXXII. Ст. 1–3. Слово, которое сказано было Иеремии от Господа в десятый год Седекии царя Иудейского. Этот год есть осьмнадцатый год Навуходоносора. Тогда войско царя Вавилонского осаждало Иерусалим, и Иеремия пророк был заключен во дворе темницы, которая была в доме царя Иудейского. Ибо заключил его Седекия царь Иудейский говоря: зачем ты пророчествуешь и говоришь: " так говорит Господь». Не только слова, но и дела пророков служат нам побуждением к добродетели. Иеремия мог возвещать благоприятное и пользоваться расположением царя Седекии; но он предпочитал более повиноваться Богу, чем людям, более Тому, кто может и душу и тело погубить в геенне, чем тому, кто мог иметь власть только над телом (Мф. гл. 10). Нужно обратить внимание и на то, что был десятый год царствования Седекии, когда Иерусалим уже был осажден и опустошен мечем, голодом и моровою язвою, и был близок плен, – и тем не менее Седекия упорствует в своем образе мыслей, хотя в некотором отношении обнаруживается его милость, что он приказал заключить Иеремию не в темнице, а во дворе темницы, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на пленарном заседании XXXII Международных Рождественских образовательных чтений Источник: Патриархия.ru 24 января 2024 года в Государственном Кремлевском дворце в Москве состоялось торжественное пленарное заседание XXXII Международных Рождественских образовательных чтений «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего». Мероприятие возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступивший с докладом.      Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемые представители государственной власти! Всечестные отцы! Дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую всех вас — участников XXXII Международных Рождественских образовательных чтений. Тема, которой посвящен нынешний Форум, вводит нас в сложную проблематику историософии, то есть философии истории, побуждая, с одной стороны, осмыслить пройденный исторический путь страны со всеми ошибками и достижениями, победами и поражениями, а с другой — сформулировать ответ, каким мы хотим видеть наше будущее. Готовясь к нашей встрече и размышляя над этими важными и непростыми вопросами, думал: какой же критерий следует избрать при таком историософском подходе? Если история есть зримое выражение опыта народа, то как измерить его глубину и дать правильную оценку, чтобы не погрешить против истины? Очевидно, что история не есть лишь совокупность фактов в их причинно-следственном изложении. Взирая на сложный и полный тяжелых испытаний исторический путь Руси, невольно поражаешься: как же часто происходило так, что наш народ останавливался у края пропасти или даже начинал в нее падать и, как казалось, уже ничто не могло его спасти, — но, словно некоей невидимой Десницей, возводился от рова преисподняго (Пс. 39:3), вновь укрепляясь и возвышаясь! Ученые, конечно, пытаются объяснить те или иные судьбоносные, поворотные события в истории прагматическими причинами, предлагая разные, порой противоречивые интерпретации. Но не может человек, по слову великого царя Соломона, постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца (Еккл. 3:11). Размышляя над этим, остается лишь недоуменно воскликнуть вместе с апостолом Павлом: «О, бездна богатства и премудрости, и вéдения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим. 11:33). Вместе с тем, в этих вдохновенных словах и сокрыт на самом деле истинный ответ, как надлежит нам смотреть на историю и подходить к оценке исторических событий. Только сосредотачиваясь на вечности, мы становимся способными правильно воспринимать врéменное. Но если мы будем оценивать временное, исходя только из нашего времени, мы впадем во многие заблуждения, и как часто мы встречаемся с таковыми в различных исторических исследованиях!

http://pravoslavie.ru/158363.html

1221. Wensinck, цит. соч., p. 310. Ed. Theoloki, LV, p. 325. PG, t. 88, col. 804 AB. О даре слез смотри статью Lot-Borodina. Le mystero du don lo lai " mes dans l " Orient chreticii. Vie spiriluellle, XLVIII, n. 3 (1 sept. 1936), Etudes et documents, p. 65-110. PG, t. 88, col. 816. PG, t. 94, col. 976 A. Wensinck, цит. соч., p. 338. Там же, p. 320; ср. р. 211. Св. Макарий Египетский. Духовные беседы: PG, t. 34, col. 741 и сл. PG, t. 79, col. 1169 АВ [Русск. пер.; Добротолюбие, т. 2, изд. 3, М., 1913, с. 208.] Wensinck, цит. соч., р. 294-295. PG, t. 160, col. 1117 В. Св. Григорий Нисский, De instiluto christiano; PG, t. 46 col. 301 D. Ed Theotoki, XXXV, p. 229; LXIX, p. 402. Wensinck, p. 113. Св. Исаак Сирин, ed. Theoloki, XXXII, p. 206-207. Ed. Theotoki, LXXXV, p. 511. Ed. Theotoki, XXXII, p. 202. Там же. Слово 45, 10. PG, t. 88, col. 1096-1117, 1129-1160. Обе аскетические сотницы св. Психия Синайского опубликованы Минем, PG, t. 93, col. 1479-1544, среди творений Исихия Иерусалимского. См. статью G. Wunderle. La technique psychologiquc de l " Hesychasme bizantin. Etudes Carmelitaines, octobre 1938, p. 61-67. См. также важный источник по исихазму " Сотницы Каллиста и Игнатия " , опубликованный в немецком переводе Ammann, Wurzburg, 1938. Выпуск в свет этих двух работ знаменует начало более углубленных и беспристрастных работ об психазме, сильно недооцениваемом на Западе до наших дней. Священное Писание изобилует выражениями, относящимися к свету, к Божественному озарению, к Богу, Которому прилагается наименование Света. Для мистического богословия Восточной Церкви это не метафоры, не риторические фигуры, но слова, выражающие реальный аспект Божества. Если Бога называют светом, так это потому, что Он не может оставаться чуждым нашему опыту. " Гносис " - познание Божественного на его высшей ступени - это опытное восприятие нетварного света, и это восприятие само по себе есть свет - " во свете Твоем узрим свет " (Пс. 35, 10). Это то, что воспринимается в мистическом опыте, и то, чем воспринимают, будучи в нем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1897...

Wensinck, цит. соч., p. 310. Ed. Theoloki, LV, p. 325. PG, t. 88, col. 804 AB. О даре слез смотри статью Lot-Borodina. Le mystero du don lo lai " mes dans l " Orient chreticii. Vie spiriluellle, XLVIII, n. 3 (1 sept. 1936), Etudes et documents, p. 65-110. PG, t. 88, col. 816. PG, t. 94, col. 976 A. Wensinck, цит. соч., p. 338. Там же, p. 320; ср. р. 211. Св. Макарий Египетский. Духовные беседы: PG, t. 34, col. 741 и сл. PG, t. 79, col. 1169 АВ [Русск. пер.; Добротолюбие, т. 2, изд. 3, М., 1913, с. 208.] Wensinck, цит. соч., р. 294-295. PG, t. 160, col. 1117 В. Св. Григорий Нисский, De instiluto christiano; PG, t. 46 col. 301 D. Ed Theotoki, XXXV, p. 229; LXIX, p. 402. Wensinck, p. 113. Св. Исаак Сирин, ed. Theoloki, XXXII, p. 206-207. Ed. Theotoki, LXXXV, p. 511. Ed. Theotoki, XXXII, p. 202. Там же. Слово 45, 10. PG, t. 88, col. 1096-1117, 1129-1160. Обе аскетические сотницы св. Психия Синайского опубликованы Минем, PG, t. 93, col. 1479-1544, среди творений Исихия Иерусалимского. См. статью G. Wunderle. La technique psychologiquc de l " Hesychasme bizantin. Etudes Carmelitaines, octobre 1938, p. 61-67. См. также важный источник по исихазму «Сотницы Каллиста и Игнатия», опубликованный в немецком переводе Ammann, Wurzburg, 1938. Выпуск в свет этих двух работ знаменует начало более углубленных и беспристрастных работ об психазме, сильно недооцениваемом на Западе до наших дней. Священное Писание изобилует выражениями, относящимися к свету, к Божественному озарению, к Богу, Которому прилагается наименование Света. Для мистического богословия Восточной Церкви это не метафоры, не риторические фигуры, но слова, выражающие реальный аспект Божества. Если Бога называют светом, так это потому, что Он не может оставаться чуждым нашему опыту. " Гносис " - познание Божественного на его высшей ступени - это опытное восприятие нетварного света, и это восприятие само по себе есть свет - " во свете Твоем узрим свет " (Пс. 35, 10). Это то, что воспринимается в мистическом опыте, и то, чем воспринимают, будучи в нем.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

XIV, p. 324; Corblet, Hist. de baptéme, II, 530. Garrucci, tav. I, 2. Martigny, Dict., p. 648. Roller, I, pl. XVIII, 1. Kraus, R. S., Fig. 18, S. 139 (2 Aufl.). Real-Encycl., II, 8. Strzygowski, Iconogr. d. Taufe, S. 3–4. Taf. I, 1. Lefort, p. 16. Pohl, Altchr. Fresco – u. Mosaik – Malerei 7. Grilwitzer, Die bildl. Darstell. in d. röm Katac., S. 33. 1177 Мнения Гарруччи (символический образ освобождения оправданного человека от треволнений мира. Пс. 17:17; 68 . Vol. I, teorica 203) и Мартиньи (спасение ап. Петра от потопления. Dict., р. 648) относятся к числу догадок случайных. 1180 Ср. фрагмент стекл. сосуда, найденный в Риме в 1876 г. De Rossi, Bullet., 1876, tab. 1. Martigny, p. 82. Ниже мы увидим неоднократное повторение этого явления в памятниках византийских. 1181 Strzygowski, S. 4. Последнее замечание не подтверждается фактами: на саркофагах арльском, мадридском и мабильоновом (см. ниже) голубь изображен также не прямо, а в стороне; между тем изображения этих саркофагов не имеют связи с голубем Ноя. 1184 Perret, Les catac., I, pl. LXXX. De Rossi, Bullet., 1872, p. 64–65. Garrucci, XXXIX, 1 (рис. неточный). Roller, pl. XVIII. Martigny, p. 582. Kraus, R. E., II, 10; Fig. 7. Strzygowski, I, 4. 1185 Bullet., 1872, p. 64. Martigny, p. 582. En. Христофор, 111. Kraus, R E., II, 9 и 833. Lefort, p. 22–23. 1195 Aringhi, R. S. II, p. 395. R. de Fleury, I, pl. XXXII, 3. Garrucci, CCCXVI, 1. Roller, II, pl. LXVII, 3. Strzygowski, I, 9. Ficker, S. 138–139, 183. 1200 Aringhi, I, 277. F. Piper, über den altchristl. Bilderkreis (рис. 8-й на таблице). Garrucci, CCCXXII, 2. Jameson, I, p. 12. Kraus, R. S., S. 366, Fig. 64. R. E., II, 266. Strzygowski, I, 12. Martigny, p. 27 и др. 1201 Ciampini, I, tab. LXX: cf. Smith and Cheetham, A dictionary of Christ. antiquities, I, p. 890. Garrucci, CCXXVII, 1. R. de Fleury, I, pl. XXXII, 4. Piper, Bilderkreis, Fig 9. Bayet, L’art byzant., p. 35, fig 7. Ф.И. Буслаев , Общ. понят. о русск. икон. табл., VIII, 1 (сборн. 1866 г.). Strzygowski, I, 14.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Можно предположить, что мессианское сознание этого автора, отрицать которое мы по совокупности рассмотренных признаков не считаем возможным, «приберегло» статус Мессии-страдальца для более безупречного лица, чем исторический Давид. Жертвенности как своего рода жизненному принципу или позиции противостоит иной образ жертвы, когда она является неизбежностью и предшествует всякому человеческому деянию. Первый ребенок Давида от Вирсавии, ради брака с которой он убил ее мужа Урию, стал именно такой жертвой ( 2Цар 12 ). В отличие от жертвоприношения «всего сердца», которое Сирах приписывает царю Давиду, такая жертва невинна, по крайней мере потому, что лишена вполне ставшего самосознания и на ней лежит печать обреченной покорности. Если архаическое сознание, как правило, просто констатирует, что сыновья расплачиваются за грехи отцов, еще ничего не успев совершить или осознать, то более внимательное к личности отдельного человека сознание эпохи эллинизма, не отрицая самого этого принципа, усматривает в нем знак высокого трагизма бытия, в котором человека преследует обреченность. Осмыслить и оправдать ее можно было бы только через признание того, что именно через посредство этой обреченности человек и достигает какимто образом своего воссоединения с Богом. Так, безмолвный в книге Бытия Исаак, приносимый в жертву своим отцом, в Библейских древностях пс.Филона обретает голос и произносит: «Разве не рожден я в мир для того, чтобы стать жертвой Тому, Кто создал меня? ...через меня народы постигнут, что Господь создал душу человека годной для жертвы» (Пс.-Филон. Древн. XXXII. 3) 1804 . Здесь жертва уразумевается как чистое страдание, но не искупительное в смысле принятия на себя чьеголибо греха, поскольку сама человеческая жизнь оказывается предназначенной для жертвы с определенной целью, а именно, чтобы человек «наследовал надежную жизнь и неисчерпаемое время» 1805 . Поэтому Исаак называет себя «блаженным» в связи с перспективой насильственной смерти, которая в дальнейшем заменяется смертью естественной, и вся история с жертвоприношением Авраама оборачивается осмыслением этой последней. Выходом из печальной ситуации обреченности на смерть оказывается сама смерть, поскольку в дыме всесожжения душа восходит непосредственно к своему Создателю. Таково решение проблемы антропо и теодицеи на почве спиритуализма, обходящее стороной завязку библейского сюжета – грехопадение, которым смерть полагается как наказание, а вовсе не способ перехода от временной жизни к вечной. Вопрос об искуплении в этом случае утрачивает свою актуальность.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010