XXXII. «Пою Богу моему, дóндеже есмь» Господь Бог создал человека по образу Своему, малым чем «умалил его пред ангелами» ( Пс.8:6 ), и наделил его свободной волей, дабы человек по склонности своего сердца сам свободно избирал доброе или худое, благословение Божие или Его проклятие (ср.: Втор.30:19 ). Так, когда человек исполняет Божии слова и заповеди, тогда благо бывает ему в жизни земной, ибо благословение Божие бывает на нем и на всех делах его. Когда же, по гордыне своей, человек отвращается от исполнения заповеданного Богом, тогда худо бывает ему в жизни, ибо проклятие Божие тяготеет над ним и на всех делах его. «О, человек! сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» ( Мих.6:8 ). Подумай, человек, поразмысли о том, что сделал Господь для спасения мира и лично для тебя. Господь любит «все существующее, и ничем не гнушается, что сотворил, ибо не создал бы, если бы что ненавидел» ( Прем.11:25 ). «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» ( Ин.3:16–17 ). «Так говорит Господь, Искупитель твой» ( Ис.48:17 ), «Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня» ( Ис.43:11 ), «Я Господь, Бог твой, научающий тебя полезному, ведущему тебя по тому пути, по которому должно тебе идти. О, если бы ты внимал заповедям Моим!» ( Ис.48:17–18 ). Господи Иисусе Христе! Слова Твои всегда во всех – обстоятельствах нашей жизни – дают нам благие и любящие указания о том, как нам жить, чтобы спасаться, чтобы святу быть. Посему внимать благодатным словам Твоим, Господи, и с любовью исполнять их всегда бывает радостно для верующих, знающих из Писания, что слова Твои могут умудрять нас «во спасение верою во Христа Иисуса» ( 2Тим.3:15 ). Всем последователям Своим, христианам, Христос заповедал: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» ( Мк.16:15 ), «уча их соблюдать все, что Я заповедал вам» ( Мф.28:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

LXXXV, 4). – При умножении скорбей моих в сердце моем утешения Твои услаждают душу мою (Пс, XCIII, 19).    дает покой: так говорил Господь: остановитесь на путях своих, и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим. Но они сказали: не пойдем. (Иер. VI:16). – Возьмите иго Мое на себя, и научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем; и найдете покой душам вашим (Мф. XI:29).    Душа верных должна заботливо хранит себя в правде: путь праведных – уклонение от зла: тот бережет душу свою, кто хранит путь свой (Прит. XVI:17).    убегать от пути злых: в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя (Быт. XLIX, 6).    быть упражняема в терпении: терпением вашим спасайте души ваши (Лук. XXI:19).    надеяться на Бога: душа наша уповает на Господа: Он – помощь наша и защита наша (Пс. XXXII, 20). – Надеюсь на Господа, надеется душа моя; на слово Его уповаю (Пс. CXXIX, 5).    возвышаться к Богу: к Тебе, Господи, возношу душу мою (Пс. XXIV:1). Возвесели душу раба Твоего, ибо к Тебе, Господи. возношу душу мою (Пс. LXXXV, 4).    прилепляться к Богу. Ты помощь моя, и в тени крыл Твоих я возрадуюсь (Пс. LXII, 8).    благословлять Бога: благослови душа моя, Господа, и вся внутренность моя – святое имя Его (Пс. CII, 1). – Да живет душа моя и славит Тебя, и суды Твои да помогут мне (Пс. CXVIII, 175).    радоваться в Боге: моя душа будет радоваться о Господе: будет веселиться о спасении от Него (Пс. XXXIV, 9). – Радостию буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем: ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец, и как невесту украсил убранством (Ис. LXI, 10).    горячо желать Бога: как вожделенны жилища Твои, Господи сил! (Пс. LXXXIII, 2). И на пути судов Твоих, Господи, мы уповали на Тебя; к имени Твоему и к воспоминанию о Тебе стремилась душа наша (Ис. XXVI:8).    находиться в руках Божиих: в Твою руку предаю дух мой; Ты избавлял меня, Господи, Боже истины (Пс.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Потому, кто уже втянулся в какую-либо страсть, скорее прибегай с молитвою к Спасителю Богу, дабы победить в себе тяготение к страсти, покаяться пред Богом и, испросив прощение, причаститься Святых Таин, дабы вновь жить, как должно каждому христианину в Церкви Православной. Ибо человек порабощенный страсти, оказывается неспособным к восприятию святости, к верному познанию священного Писания и принятия благодати. Помните слова Писания: «Распутный ищет мудрости, и не находит» ( Притч.14:6 ). «В лукавую душу не войдет премудрость, и не будет обитать в теле, порабощенном греху» ( Прем.1:4 ). «Как юноше содержать в чистоте путь свой? – Хранением себя по слову Твоему» ( Пс.118:9 ). «Источник премудрости – слово Бога Всевышнего» ( Сир.1:5 ). «Если желаешь премудрости, соблюдай заповеди, и Господь подаст ее тебе» ( Сир.1:26 ). «Любовь к Господу – славная премудрость» ( Сир.1:14 ). «Ибо Господь дает мудрость; из уст Его – знание и разум» ( Притч.2:6 ). «Посему – ходи путем добрых и держись стезей праведников» ( Притч.2:20 ). «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа, и удаляйся от зла» ( Притч.3:5, 7 ). Помни: «Со смиренными – мудрость» ( Притч.11:2 ). «Начало греха – гордость, и обладаемый ею изрыгает мерзость» ( Сир.10:15 ). «С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши; и со избранным избран будеши и со строптивым развратишися» ( Пс.17:26–27 ). «Не обманывайтесь: худые сообщества, развращают добрые нравы» ( 1Кор.15:33 ). Грех есть гордое нарушение человеком заповеданного Богом, есть отступление его от Бога, Который есть любовь. Кто поступает в жизни по любви, тот поступает по-Божьи и не грешит. Нам сказано: «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» ( Кол.3:14 ). «Любовь не делает ближнему зла;... любовь есть исполнение закона» ( Рим.13:10 ). Все люди, созданные по образу Божию имеют в сердце своем (во внутреннем человеке) закон духовный, закон Божий, который «свят, и заповедь свята и праведна и добра» ( Рим.7:12 ). «Дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» ( Рим.2:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Замечательно описание Иисуса сына Сирахова, как он всю жизнь стремился к мудрости (LI, 18–38; см. также VI, 18–37). «Только тот, кто посвящает свою душу размышлению о законе Всевышнего, будет искать мудрости всех древних и упражняться в пророчествах; он будет замечать сказания мужей именитых и углубляться в тонкие обороты притчей» (XXXIX, 1–2)… Мудрость передается не только через чтение, но и в живом предании, из поколения в поколение, через наставления, беседы и обличения мудрых (См., например, Прит. IV и Прем. Сир., IX, 19–20). Предание соединяет в себе знание и опыт праведников всех времен, как и всего избранного народа. Значение личного опыта приводит к тому, что для Ветхого Завета старость есть часто синоним мудрости. «Вспомни дни древние, помысли о летах прежних родов; спроси отца твоего и он возвестит тебе, старцов твоих и они скажут тебе» (Втор., XXXI, 7). «В старцах мудрость и в долголетних — разум!» (Иов, XII, 12). Однако, в той же книге Иова Елиуй возражает на это: «дух в человеке и Дыхание Вседержителя дает ему разумение. Не многолетние мудры и не старики разумеют правду» (XXXII, 8–9). Нравственный путь. Бог есть Источник нравственности и нравственного закона (напр., Ис., XLV, 23–24, XLVIII, 17). Поэтому богопознание невозможно без нравственной жизни (Ис., ШН, Прем. I, 4). Праведность есть признак богоприсутствия (Иис. Нав., XXII, 31); знать Бога значит быть нравственным (Uep.,XXII 16). Напротив, не знать Бога и быть безнравственным — одно и то же (напр., I Цар., II, 12, Иов, XVIII, 21, XXI, 14, 15, Ос. V, 4). Падение Адама и Евы сразу отвратило их от Бога. Бог, как Праведный, пребывает с праведниками (Пс. XXXVI). Праведник как бы водворяется в правде и милосердии Божием (Пс. LXX). Вообще мудрость по преимуществу дается праведным (Пс. СХ) в опыте нравственной жизни и познания Провидения (Ис., XXIX, 13–24). Вера, Основа праведности — вера. В Ветхом Завете нет учения о вере, и слово «вера» не имеет в нем того точного смысла, который оно приобретает в Новом Завете.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

Всемогущество Божие. Свобода в Боге не была бы действенна без всемогущества. Бог есть абсолютная Мощь. Обычно всемогущество связывают с творческой деятельностью Бога, но Бог и Сам по Себе есть совершенная, единая, вечная Мощь. Только потому Бог всемогущ и в отношении к твари… Вечность и абсолютность Божественной мощи исключают всякую последовательность и частичность действий Божиих, всякую временность. Все бытие Божие совершается извечно в единстве, в котором осуществляется все сущее в Боге: рождение Сына, изведение Духа, бытие всех Божественных благ, самооткровение Божие, творение мира. В Ветхом Завете часто говорится о могуществе Божием. «Знаю, что Ты все можешь и нет для Тебя невозможного», говорит Иов (XII, 2). «О, Господи Боже, Ты сотворил небо и землю великою силою Твоею и простертой мышцей; для Тебя нет ничего невозможного… Боже великий и сильный, Которому имя Господь Саваоф! Великий в совете и сильный в делах, Которого очи отверсты на все пути человеческие, чтобы воздать каждому по путям его и по плодам его, Который совершил чудеса и знамения…» (Иер., XXXII,17–20)… Псалмы называют Бога сильным или Господом сил. Бог именуется так же Великим, Твердыней, Крепостью. «Твое, Господи, величие, могущество и слава и победа и великолепие и все, что на небе и на земле. Твое, Господи, царство и Ты превыше всего, как Владычествующий» (Пар., XXIX, 11)… Бог не трудится и не утомляется: Он творит единым словом и действием духа. Он не связан законами природы. Отсюда факт бесчисленных чудес Божиих, прославленных в Библии, как проявление Его могущества и благости. «Боже, в святости путь Твой. Какой Бог так велик, как Бог наш! Ты Бог, творящий чудеса, Ты являешь могущество Твое среди народов!» (Пс., XXVI, 14–15). «Благословен Господь Бог, Бог Израилев, Который один творит чудеса!» (Пс., XXI, 18). Бог «премудр сердцем и могущ силою… делает великое, неис–следимое и чудное без числа. Вот, Он пройдет передо мною и не увижу Его, пронесется — и не замечу Его!» (Иов, IX, 4–11). Потому что Бог действует не внешней, видимой силой, но как бы «изнутри». Все связано с абсолютной мощью и мудростью Бога, но мы не замечаем этого, пока не обратим внимание на неспособность твари к самостоятельному существованию или не встретимся с ислючительными проявлениями творческих или благодатных сил Бога.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

Выслушивая молитвы на самой исповеди, постарайтесь заглянуть в свое внутреннее «я», вслушивайтесь в голос своей совести, обличающей наше отступничество от заповеданного Богом и напоминающей наши тяжкие грехи. Надобно возненавидеть грехи и себя за то, что совершали их. Душа, пишет святитель Василий Великий , «должна возненавидеть прежнюю свою предосудительную жизнь, чувствуя отвращение и омерзение к самому о ней воспоминанию» 153 . Попытайтесь путем смиренного сознания своей греховности создать в своем сердце покаянное настроение, глубоко проанализировав свое недостойное для христианина греховное поведение в жизни. В кающемся христианине должно быть твердое намерение покончить со своими греховным прошлым, не возвращаться ко грехам, не повторять их; принять решение жить по заповедям Божиим и, с помощью призываемого в молитве Спасителя Бога, впредь жить без греха. Не старайтесь перечислить все свои грехи (это ведь невозможно!), но старайтесь смиренно покаянною молитвою испросить прощение грехов от Господа, любящего миловать кающихся грешников. Помните мытаря, умилостивившего Господа одним смиренным своим сокрушенным воплем: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» ( Лк.18:13 ). Вспомним и покаявшуюся блудницу, напутствуемую словами Христовыми: «Иди и впредь не греши» ( Ин.8:11 ). «Не стыдитесь исповедовать грехи свои» ( Сир.4:30 ). «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» ( Сир.28:13 ). Господь – всеведущий. «На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых» ( Притч.15:3 ). «Очи Его над путями человека, и Он видит все шаги его» ( Иов.34:21 ). «Ты разумеешь помышления мои издалеча. Иду ли я, отдыхаю ли, Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе. Еще нет слова на языке моем, – Ты, Господи, уже знаешь его совершенно» ( Пс.138:2–4 ). «Я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои»; и Ты снял с меня вину греха моего» ( Пс.31:5 ). По своей жертвенной любви к нам Христос Своими страданиями и смертью заплатил наш долг перед Богом, который мы должны были бы сами уплатить за грехи наши.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Ибо Господь определил, чтобы это было, огонь или свет которого в Сионе и печь в Иерусалиме. Огонь и свет по-еврейски пишется одними и теми же буквами: алеф, вав и реш, что если читать ur , то это означает огонь , а если or , то – свет . Это сказано потому, что вместо огня, как один только Симмах перевел, Акила и Феодотион перевели свет . А почему у Семидесяти читается: скалою будут окружены, как окопом, и будут побеждены, а кто убежит, того пленят , этого я не могу знать. Разве только то мы можем сказать, что юноши царя ассирийского, которые должны быть побеждены и взяты в плен, так будут окружены скалою, то есть силою Господа, как окружается город окопом. В объяснение же дальнейшего: блажен, кто имеет семя в Сионе и членов семьи в Иерусалиме , мы можем сказать, что согласно со смыслом настоящего места божественная речь увещевает бегущих в Египет возвратиться в Иерусалим и рождать детей. Ему обещается такое блаженство, что он будет защищаться и охраняться помощию Господа. И в другом месте написано о нем: «будет слава сего последнего дома больше, нежели первого» ( Агг. 2 ). Это можно отнести и к церкви, – видению мира и сторожевой башне , о которой написано: преславная глаголашася о тебе, граде Божий ( Пс. 86:3 ). И в другом месте: речная устремления веселят град Божий ( Пс. 45:5 ). Ибо в ней есть огонь и горнило, пожирающее грешников и истребляющее дрова, сено и солому, или свет и печь, означающие славу праведных и наказание грешных. Глава XXXII. Ст. 1 и след. Вот царь будет царствовать по правде и князья будут управлять правосудно. И будет человек как скрывающийся от ветра и прячущийся от бури: как ручьи вод при жажде и тень скалы, возвышающейся в земле пустынной. Не помрачатся глаза видящих, и уши слышащих будут слушать внимательно. И сердце глупых будет понимать знание и язык косноязычных будет говорить быстро и ясно. Не будут более называть неразумного князем и коварного не будут называть великим. Ибо глупый говорит глупое и сердце, его будет делать беззаконие, чтобы совершать притворство и говорить к Господу коварно, и истощить душу голодного и отнять питье у жаждущего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Пчела, пчеловодство Пчела, пчеловодство ( Bmop. I, 44 ). Нет ни одного насекомого, более обширно распространенного, как пчела, которую можно найти в каждой стране света. Ее способности, трудолюбие и ценный продукт ее деятельности с самых отдаленных времен обращали на это насекомое всеобщее внимание. Цицерон и Плиний указывают на одного философа Аристомаха, который посвятил почти 60 лет изучению жизни пчелы, и на другого – Фелиска, который, как говорят, удалился в пустыню, чтобы удобнее производить свои исследования относительно означенного насекомого. В Свящ. Писании находится много указаний на пчел и их образ жизни. Напр., Моисей разительным образом указывает на жестокое мщение, с которым пчелы преследуют своих врагов ( Bmop. I, 44 ). Беспомощность человека перед соединенными нападениями этих насекомых хорошо известна и часто указывается как древними, так и новыми писателями. Выражение в Пс. ( Nc.CXVII, 12 ) окружили меня, как пчелы (сот), объясняет также ту ярость, с которой пчелы нападают на намеченного ими человека. В львином трупе, убитом Самсоном, он нашел рой пчел ( Cyд. XIV, 8 ), следовательно, пчелы водились в Палестине не только в дуплах деревьев и расселинах скал, но и в телах умерших больших хищных животных. Аллегорические выражения в кн. пр. Исаии ( Uc.VII, 18 ) и Захарии ( Зах.Х, 8 ) могут несколько уяснить способ вызывать пчел из их ульев при налете нового роя свистом или бряцанием. О диких пчелах говорится в кн. Второзакония ( Bmop.XXXII, 13 ), Пс. ( Nc.LXXXI, 16 ), что они кладут свой мед в лесах, в дуплах деревьев, равно как в расселинах скал. Премудрый Соломон отзывается о пчеле в следующих замечательных словах: Пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростию почтена ( Npumч. VI, 8 ). Пчеловодство в Палестине издревле составляет значительную отрасль сельского хозяйства. Что евреи тщательно занимались пчеловодством, видно из того, что они производили значительную торговлю медом с тирянами ( Ueз. XXVII, 17 ). Обилие меда и молока в Палестине представляется одним из веских доказательств того, что страна была лучшей и прекраснейшей из всех стран ( Ucx. III, 8 ; Bmop. XXXII, 13 ; Nc. LXXX, 17 ; IЦap. XIV, 25 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Глава XXXII. О мнении тех, которые утверждают, что творение ангелов предшествовало творению мира    Кто-нибудь может затеять спор и начать утверждать, что не святые ангелы разумеются в том месте Писания, где сказано: «Да будет свет. И стал свет»; и будет думать или говорить, что тогда впервые сотворен был какой-нибудь телесный свет; ангелы же сотворены прежде, и не только прежде тверди, созданной между водами и водами и названной небом, но даже прежде того, о чем сказано: «В начале сотворил Бог небо и землю»; и что выражение «в начале» не значит, будто бы здесь речь о том, что сотворено было прежде всего: потому что еще прежде Бог сотворил ангелов, а (значит) то, что Он сотворил все в Премудрости, именно в Своем Слове, Которое и в Писании называется Началом, как и сам Он в Евангелии на вопрос иудеев, кто Он, ответил, что Он — Начало (Иоан. VIII:25).    Но я не стану поддерживать спора защитой противоположного мнения, особенно потому, что вполне доволен, что уже в самом начале священной книги Бытия содержится указание на Троицу. Ибо после того, как говорится: «В начале сотворил Бог небо и землю», — с целью дать понять, что Отец творил в Сыне, как свидетельствует псалом, в котором читаем: «яко возвеличишася дела Твоя Господи: вся премудростию сотворил еси» (Пс. 103:24), — посте этого совершенно уместно упоминается и Святой Дух. Вслед за тем, как упомянуто, какого свойства в начале Бог сотворил землю, или массу, или материю для образования будущего мира, (который) Он назвал именем неба и земли, и прибавлено: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною», — вслед за тем, чтобы закончить упоминание о Троице, говорится: «И Дух Божий носился над водою» (Быт. I:2). Итак, пусть каждый понимает, как хочет. Вопрос столь глубок, что может для упражнения читателей, не уклоняющихся от правила веры, вызывать различные решения. Пусть только никто не подвергает сомнению, что существуют в небесах святые ангелы, хотя и не совечные Богу, тем не менее — непоколебимые и твердые в своем вечном и истинном блаженстве. Уча, что к обществу их принадлежат дети Его, Господь не только говорит: «Как Ангелы Божии на небесах» (Мф. XXII:30), но и показывает, каким созерцанием наслаждаются сами ангелы, говоря: «Говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. XVIII:10).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

д. В са–мооткровении Божием все свойства Его жизни остаются внутренне, необходимо едиными, ибо во всяком явлении и действии Бога мы всегда необходимо найдем все только что перечисленные свойства. Однако, содержание этих свойств будет многообразно, так как в отношении к твари и любовь и знание и могущество Божии различны в зависимости от Божественного произволения и от того, на кого они направлены! Каждое свойство Божие оказывается особым началом бытия: на языке отцов — самой жизнью, самой благостью, самой свободой, самой любовью и т. д. Конечно, все эти начала неотделимы друг от друга, но все же они открываются как особые образы Божественной жизни. Если жизнь Божия есть полнота благ, то она необходимо блаженна… Бог называется в Новом Завете блаженным только два раза (I Тим., I, 11, VI, 15), но неоднократно говорится о радости Божией и главное, Бог во всем Писании рассматривается, как Источник блаженства для людей: если от Бога блаженство, то Он Сам не может не быть блажен… О радости Божией Писание говорит неоднократно. Бог радуется, и благодетельствуя людей и справедливо наказывая их (Втор., XXVIII, 63; Иер., XXXII, 41). Господь «будет радоваться об Иерусалиме и веселиться о народе Своем», когда «не будет слышим в нем более голос плача и голос вопля» (Исх., ЬХУ, 19). Господь «с радо–стью взирает на лицо» кающегося и «возвращает человеку праведность его» (Иов, XXXIII, 26). Бог есть «Бог радости и веселия» (Пс., ХЫ1, 4), — «полнота радости перед лицом Его, блаженство в деснице Его во–век!» (XV, И). Мы уже упоминали, что Премудрость Божия радуется о всем творении Божием, особенно же о людях. В Новом Завете о радости Божией говорится и прямо и иносказательно… В прощальной беседе с учениками Христос, обещая им, что они пребудут в любви Его, если исполнят Его заповеди, заключает: «сие сказал Я вам да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Ио., XV, 11). В первосвященнической молитве Христос говорит: «сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную» (XVII, 13).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010