В горнице святого и славного Сиона, вкусивши со своими учениками ветхозаветную пасху и исполнив Ветхий Завет, Он умыл ноги ученикам, показывая (этим) символ святого крещения и потом, преломив хлеб, дал им, говоря: приимите, ядате, cue есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов (Мф. XXVI. 21). Подобным же образом, взявши и чашу с вином и водою, передал им, говоря: пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы изливаемая во оставление грехов; cue творите в Мое воспоминание (Мф. XXVI, 27 — 28). Елижды бо аще ясте хлеб сей и чашу сию пиете, смерть Сына человеческого возвещаете и воскресение Его исповедуете, дондеже приидет (1 Кор. Xl, 25 — 26)  . Итак, если Слово Божие — живо и действенно (Евр. IV, 32) и вся, елика восхоте Господь, сотвори (Пс. CXXXIV, 6); если Он сказал: да будет свет, и бысть, да будет твердь, и бысть (Быт. 1, 3, 6); если словом Господним небеса утвердишася и духом уст Его вся сила их (Пс. XXXII, 6); если небо и земля, огонь и воздух и все украшение их совершены словом Господним, а также и это благороднейшее живое существо — человек; если Сам Бог Слово, восхотев, сделался человеком и из чистых и непорочных кровей святой Приснодевы бессеменно составил Себе плоть, то ужели Он не может сделать хлеб Своим телом, а вино и воду — Своею кровью? Он сказал в начале: да произведет земля бытие травное (Быт. I, 11), и даже доныне она, по орошении дождем, производит свои прозябения, возбуждаемая и укрепляемая божественным поведением. (Так и здесь) Бог сказал: cue есть Тело Мое; и cue есть Кровь Моя; и cue творите в Мое воспоминание; и по Его всесильному поведению бывает так (и будет), пока Он придет, ибо так сказано: дондеже приидет (1 Кор. XI, 26); и через призывание является дождь для этого нового земледелия, — осеняющая сила Св. Духа. Ибо, как Бог все, что Он сотворил, сотворил действием Святаго Духа, так и ныне действие Духа совершает то, что превышает естество и чего не может вместить ничто, кроме одной только веры. Како будет cue, говорит святая Дева, идеже мужа не знаю (Лук, 1, 34).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

   4-е следствие: помрачение разума: св. Златоуст по этому поводу замечает: „нет ничего хуже греха: вошедши в нас, он (грех) не только наполняет нас стыдом, но и делает безумными людей, прежде разумных и отличавшихся великою мудростию. Смотри, как неразумно теперь поступает тот, кто доселе отличался толикою премудростию, кто самым делом показал дарованную ему премудрость, и даже пророчествовал. Сколько безумие в том, что они стараются укрыться от Бога вездисущего; от Творца, Который все произвел из ничего, Который знает все сокровенное, создал на едине сердца людей, разумевает на вся дела их (Пс. XXXII:15), испытует сердца и утробы (Пс. VII:10), ведает самые движение сердца?» (In Genes, homil. XIII, п, 2).    5-е следствие: извращение воли и преклонность ее более ко злу, нежели к добру. Св. Василий Великий говорит: „вскоре стал Адам вне рая, вне оной блаженной жизни, соделавшись злым не по необходимости, но по безрассудству“ (Бесед. о том, что Бог не вин. зла, в Тв. св, отц. III, 155);    Афанасий Великий: „преступивши заповедь Божию, Адам вдался в греховные помышление, не потому, чтобы Бог сотворил эти помыслы, уловляющие нас, но потому, что диавол всеял их обманом в разумной природе человека, впадшей в преступление и удалившейся от Бога, так что диавол утвердил в естестве человека и закон греха, и смерть, царствующую через грех» (Соптг. Apollin. lib. II. п. 6),    6-е следствие: искажение образа Божия. Эту мысль утверждают:    а) Василий Великий: „человек сотворен по образу и по подобию Божию; но грех исказил красоту образа, увлекая душу в страстные пожелания» (Слово о подвиж., в Тв. св. отц. IX, 68);    б) Макарий Великий: „если монета, имеющая в себе образ царев, бывает испорчена; то и золото теряет цену, и образ ничего не пользует: тоже испытал и Адам“ (Homil. XII);    в) Феодорит: «он (Адам), возжелавши быть Богом, погубил и то, чтобы быть образом Божиим» (In II Paralipom. quaest. I).    7-е следствие – изгнание из рая. Рай был блаженным жилищем для невинного человека, и уготован был для него единственно по бесконечной благости Творца; теперь, когда человек согрешил и прогневал своего Владыку и Благодетеля, виновный соделался недостойным такого жилища, и справедливо изгнан из рая: и изгна его Господь Бог из рая сладости, делати землю, от нея же взят бысть (Быт. UII, 23), мысль, которую весьма часто повторяли учители церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Исидор Пелусиот обобщает характеристическую черту света мира, и относит её не к одним Апостолам, но ко всем пастырям и учителям Веры. Deus lucernam, boc est, sacerdotem, пишет он в XXXII послании, кн. 1. accendit atque candelabro imponit, hoc est, suae lucem ferenti cathedrae, ut et dogmatum et actionum ab omni caligine liberarum, splendorem ecclesiae, fulgetrae instar, afferat: quo nimirum plebs, vivifici fulgoris radius spectans, ad eos sese dirigat, Patrisque luminum gloriam praedicet. е) Солью земли ( Мф.5:13 ), предохраняющей и сберегающей человечество от гниения и порчи нравственной. Феофилакт in Math. V, ргорнетае quidem ad unam gentem missi sunt: vos autem (Apostoli) totius terrae sal estis, astringentes et condienles doctrina et reprehensionibus dissolutos, ne pariant vermes immortales. ж) В практическом отношении превосходно Св. Златоуст изображает характер пастыря-проповедника, именуя его живым, одушевлённым законом – Χμος μψυχος, – архетипом жизни и нравственности, правилом – Κανων – и мерилом благоживотия. Forma fidelium, id est, exemplar vitae atque morum ipse esto, tanquam imago – τπος propositus, tanquam lex viva, veluti regula ac norma bene recteque vivendi; так пишет великий вития о пастыре церкви в Hom. XIII, in 1. Tim. IV. 12. 9 Важнейший в деле спасения акт Христиански нравственного воспитания и усовершенствования человечества, по духу Религии Господа нашего, вообще известен в Писании и в Богословском учении под выразительным названием возрождения. 12 Может быть, странным покажется, что мы, по примеру светского любомудрия, в порядке религиозного воспитания поставляем развитие вкуса, или религиозно-духовного чувства. Но в Писании находится весьма ясное учение о сей высокой способности, и определяется деятельность оной: 1) То, что разумеют под чувством, в Писании выражается словом сердце ( Притч.4:23 ; Евр.13:9 ; Пс.56:8, 50:12, 36:31, 39:9, 72:26, 26:8 ; Ис.51:7 и проч.); 2) выражается буквально чувством – ασϑησις ( Флп.1:9 ; Евр.5:14 ); 3) выражается также буквально вкусом ( Пс.33:9 ; 1Пет.2:3 ; Евр.6:4–5 );

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/c...

Неверие вообще состоит в непризнании истин веры. Оно бывает теоретическое, когда вместе с бытием личного Бога отрицают бессмертие души, свободу, нравственную ответственность, грех и проч., – и практическое, когда живут, не думая о Боге, или так, как бы не было Его. Теоретические безбожники говорят о себе: «случайно мы рождены», как у Премудрого ( Прем. 2:2 ). Практические же безбожники, предаваясь чувственности и страстям ( Пс. 13:1 ), подавляют лучшую часть своего существа и прерывают нить, связывающую их с небом. Они уже, по словам ап. Павла, «не принимают того, что от Духа Божия» ( 1Кор. 2:14 ). Их можно, встречать в великом множестве везде и всегда, и что особенно печально, иногда среди людей, ведущих Бога и не совсем развращенных. Впрочем, некоторые, как например, Куно – Фишер, допускают возможность безбожия лишь в практической жизни и отвергают возможность его в области теоретической, в сфере философского мышления, которое, по самому существу своему, не может обойтись без признания какого бы то ни было абсолютного начала. Вот почему совершенное отрицание бытия Божия, в смысле безусловного принципа всего сущего, по псалмопевцу, свойственно только такому человеку, который не руководствуется здравым разумом: «рече безумец в сердце своем: несть Бог» ( Пс. 13:1 ). Кроме горести ума, «почитающего безумием» ( 1Кор. 2:14 ) все, несогласное с его извращенными понятиями, к греху неверия очень многих приводят «худые сообщества, развращающие добрые нравы» ( 1Кор. 15:33–34 . Ср. Прит. 24:1–2 ). Еще ниже неверия в нравственном отношении вероотступничество: неверующему неизвестна сладость веры – почему он и блуждает во мраке неверия, между тем вероотступник, вкусив этой сладости, добровольно отрекается от нее. Вероотступничеством называется, когда или из страха мучений, если ради каких-либо мирских выгод или по человекоугодничеству, иногда просто по легковерию, оставляют истинную веру Христову, которую прежде исповедывали, и переходят к другой, противной вере. Тяжесть этого греха так изображает ап. Павел: «невозможно, однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и сделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» ( Евр. 6:4–6 ). Вероотступники – люди погибшие; «ибо», – учит тот же Апостол, – «если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи» ( Евр. 10:26 ). Потому-то и надлежит христианам, по словам Священного Писания , быть «твердыми, стоять в вере» ( 1Кор. 16:13 ) и «быть верными до смерти» ( Откр. 2:10 ). XXXII. Надежда

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

530–543. 538 Допускали это мнение, главиым образом, для того, чтобы легче разрешить трудности, которые возбуждают известные места свящ. Писания, как, например, Быт.1:1; 47:31 ; Пс.2:7 ; Ис.53:3–8 ; Ин.11:50 . Главные защитники множественного смысла: Карл Бонфрер (Bonfrere) и те, на которых он ссылается в пользу своего мнения: Мельхиор Канус (Canus), Беллярмин, Салмерон и др. Praeloquia in S. S., c. X. secm. V, y Миня, Cursus S. S., t. I, 1839, col. 211–214. Можно указать еще, как на разделяющего это мнение, – Менохия (Menochius), Prolegomena in S. S., c. XXV. – Янсений (Janssens), Herm. sacra, n° 618; Le Hir, études bibliques, Les prophetcs d’Israel, t. I, p. 83–84, 81–82, 72–74; Рольт (Rault), Cours d’Ecrit. Saints, t. 1, 1871, p. 94, допускают двоякий буквальный смысл, но только для пророчеств с двояким предметом. О противниках этого смысла cm. Patrizi, De interpret. Script., 1. III, c. III, q. 2, t. I, p. 15 sq.; J. Ch. Beelen, Dissertatio theologica qua sententiam vulgo receptam esse Sacrae Scripturae multiplicem interdum litteralem, nullo fundamento satis firmo niti demonstrare conatur, in-8°, Лувен, 1845; Ubaldi, Introductio in S. Script., t. III, 1881, p. 35; Glaire, Introd., t. I, Introd. gen., c. VI, ed. 1839, p. 342; Gilly, Précis d’introduction, 2-e part., n° 4–6, t. II, 1868, p. 18 sq.; Lamy, Introd. in S. Script., c. VII, s. I, art. 1, n° 12, t. I, p. 216–219. 539 Reithmayr, Lehrbuch der biblischen Hermeneutik, 1874, стран. 36. Бл. Августин, – единственный из отцов, допускает много буквальных смыелов в Писании, De Doctr. Christ., III, 27, t. XXXIV,col. 80; Confes., XII, 18, 25, 31, t. XXXII, col. 836, 839, 844. – Естий (Estius) отвергает мнение Рибера (Pibera), который защищает, как двойной буквальный смысл, различный перевод одного места кн. Бытия (47:31), сделанный LXX и Вульгатою. In Hebr., XI, 21, ed. 1679, t. II, p. 1014. 540 „Некоторые весьма строгие монахи, имеющие ревность Божию, но не по разуму, понимая это (изречение Спасителя) просто, сделали себе деревянные кресты и, нося их постоянно на плечах, всем видящим доставили не назидание, но смех“, говорит авва Серен с целью показать, что не все слова Писания должны быть понимаемы в буквальном смысле.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

п. II,52]. Ambigua, PG.91, 1304D, f.221a. 839 Ambigua, PG.91, 1233C, f.192b. Disputatio, PG.91, 320C, p.177. Ep.15, PG.91, 549A, p.316. Quaest. ad Tahl. IX, PG.90, 285C, p.25 [р. п. II,47]. 840 Disputatio, PG.91, 300D, p.167. 841 Ambigua, PG.91, 1108A, f.136a. 842 Ibid. 1149D-1152A,1113D-1117A, f.156a-b,139b-140b; 1133A,1137B-D, f.148a,150a-b; 1157B,1169B,1176B,1204D, f.159a,164b,167a-b,179b. 843 См. выше, гл.«Закон и благодать». 844 Cap. theol. II,28 [р. п. I,239]. 845 Св. Иустин Философ, Apologia II,13,10, PG.6. 465B-C,460C; р. п.(1892), с.119,115. Климент Александрийский, Protrepticus 7, 74, GCS; Clemens Alex. B. I, S.57; р. п., с.134; Stromata I, VII,37, B. II, S.24; р. п., с.46. 846 Quaest. ad Tahl. XV, PG.90, 297B, p.32 [р. п. II,58]. 847 Ibid. XXXII,372B, p.75 [р. п. II,107]; XIII,296C, p.31 [р. п. II,55–56]. 848 Ep.26, PG.91, 616A-617A, p.358–359. 849 Cap. de charitate IV,2 [р. п. I,134]. 850 Ibid. IV,2,6; III,28 [р. п. I,134,135,124–125]. См. выше, гл.«Тайна творения, промысла и суда», прим.26–28. 851 Mystagogia 23, PG.91, 697C, p.515 [р. п. I,175]. 852 Это — то, что в наших догматиках известно под именем»соображений богословствующего разума» 853 Ambigua, PG.91, 1072С. f.120a. 854 Указатель этих мест дан в Приложении к нашему сочинению. 855 Ambigua, PG.91, 1085В–С, f.126a-b (Исх.33:17, 2Тим.2:19, Мф.7:23); 1328C-D, f.231a (Евр.7:10); Ер.6, PG.91, 429С, р.242 (Дан.13:42); Ambigua, PG.91, 1080А, f.123a (Кол.1:6); 1084В, f.125a (Деян.17:28); 1096B-1097A, f.131a–b (Еф.1:17–23, 4:11–16). 856 Представителями его считаются, между прочим, все ветхозаветные святые: Ambigua, PG.91, 1116D, f.140b squ. 857 См. выше, гл.«Таинственное богословие», прим.3–8. 858 Orat. Dom. expositio, PG.90, 905D, p.364 [р. п. I,201]; Ep.12, PG.91, 68C, p.265; Ep.24, 609C [cap. quing. I,42] (2Петр.1:4); Cap. theol. II,25 [р. п. I,238] (Пс.81:1); Ambigua, PG.91, 1092C, f.129a (Еф.1:23, 1Кор.15:28). 859 Сар. quing. I,8 (Евр.13:8); Quaest. ad Tahl. VII, PG.90, 284D, р.24 [р. п. II, 44–45]; Liber ascet.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

Минь. Т. IX. С. 233 Творения Т. IX. С. 287 907. Причина гнева в гордости Беседа XXXII . Каким образом можно исторгнуть злую страсть гнева? Как утолить эту сильную горячку? Посмотрим, откуда она произошла, и уничтожим причину. Откуда же она обыкновенно происходит? От надменности и великой гордости. Уничтожим эту причину, и вместе уничтожится болезнь. А что такое надменность? Откуда она происходит? Оттого, что мы не испытуем себя самих; о свойствах земли, хотя мы и не земледельцы, стараемся узнать, также о свойствах растений, о свойствах золота, хотя мы и не торговцы, об одеждах и обо всем, а относительно нас самих и нашей природы не стараемся этого делать. Минь. Т. IX. С. 238 Творения Т. IX. С. 293 908. Человек и ангел Скажи мне: что такое человек? По собственному настроению, он может быть всем, – и ангелом, и человеком… Малым чим умалил нас Бог от ангел (ср.: Пс. 8:6 ), то есть смертью; но и это мы получили на малое время. Итак, ничто не препятствует нам приблизиться к ангелам, если мы захотим. Минь. Т. IX. С. 238 Творения Т. IX. С. 294 909. Соблазны и польза от них Беседа XXXIII . Если бывают соблазны, то [ученикам Христа] они нисколько не вредят, но приносят пользу. Как мученикам невольно приносят пользу те, которые влекут их на мучение, так и здесь. Минь. Т. IX. С. 243 Творения Т. IX. С. 300 910. Проповедник берет в пример собаку: она приносит на охоте в целости добычу своему господину, препобеждая голод: так наши страсти могут укрощаться волею Беседа XXXIV . Всего прочего мы ищем больше, нежели пользы душевной… Многие держат маленьких птиц, которые не приносят никакой пользы, а только забавляют; и касательно их есть у нас много правил, и ничего не опущено и не забыто; обо всем мы заботимся больше, нежели о самих себе. Так мы сделались малоценнее всего. Если кто в обиду назовет нас псом, мы оскорбляемся; а сами бесславя себя не словом, но делом, и не прилагая попечения о душе даже столько, сколько о псах, не чувствуем никакого огорчения. Видите ли, как все у нас покрыто мраком? Как многие заботятся о псах, чтобы они не были накормлены более надлежащего, чтобы они были быстры и пригодны к охоте, побуждаемые голодом и жаждой, а о себе самих не заботятся и не стараются обуздать своего сластолюбия; бессловесных научают любомудрию, а себя допускают нисходить до дикости животных!...

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

10 О разделении философии на три части см. A. Méhat, Étude sur les Stromates de Clément d’Alexandrie, Paris 1966, p. 77–89, и É. Des Plases, édition d’Atticus, Fragments, Coll. des Univ. de France, p. 32, n.2. 12 Возможно, здесь имелся ввиду Нумений: см. издание Фрагментов Аттика под редакцией Эд. Де Пляса, стр 39. 13 См. H. Lewy, Aristotle and the Jewish sage according to Clearchus of Soli, in Harvard Theological Review, 31, 1938, p. 219–221. 19 Притч. 1, 2–6 . Здесь и далее, в текстах Ветхого Завета мы будем, по возможности, придерживаться привычного Синодального перевода; вместе с тем, принимая во внимание, что упомянутый перевод берет за основу еврейский текст Библии , тогда как в нашем случае все цитаты даны по Септуагинте, чаще всего наш вариант текста будет в большей или меньшей степени отличаться от Синодального. 24 Эта проблематика уже была затронута Оригеном : “Составляют ли имена, как думает Аристотель, результат называния (θσει) или же, как полагают Стоики, они находятся в зависимости от природы (φσει), так что в подражание предметам явились первоначально звуки и от них уже образовались имена – почему Стоики при объяснении значений слов и вводят так называемые корни – или же, как учит Эпикур, имена соответствуют природе вещей, но несколько в ином смысле сравнительно с тем как об этом думают Стоики, а именно, что первые люди уловили будто бы некоторые звуки со стороны предметов.” Против Цельса, I, 24, пер. Л. Писарева . При переводе Кратила учитывался русский перевод Т. В. Васильевой. 29 Пс. 8, 5 .В другом своем произведении – Эклогах, Евсевий по-другому интерпретирует это место из Св. Писания: он применяет эти слова к Спасителю (Eusebius Eclogae propheticae, II, 4 ( p. 74, 5 Gaisford)). 42 Ср.: Св. Иустин Философ , Диалог с Трифоном Иудеем, 113 и Климент Александрийский : “Этот праведник древних времен первоначально отдавался созерцанию явлений, происходящих в воздухе; он любопытным и размышляющим взором следил за движением звезд, катящихся по небу. Вот почему он и назывался Аврам, то есть “величественный отец”.Цит. по: Строматы, Творения учителя Церкви Климента Александрийского . Ярославские епархиальные ведомости. Год XXXII. 29. 1891 год С. 458.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

Судья не обращает внимания на то, что преступник плачет и рыдает пред ним..., следовательно, христианский Бог судит не по мотивам истины, а по лести, но благочестивых отклоняет, так как они не знают такого искусства (Цельс). По христианскому мнению, Бог не принимает к себе ни одного безбожника, который не обращается к добродетели, и не отвергает никого благочестивого и добродетельного. Сострадание никогда не побуждает Бога, чтобы Он умилостивился над теми, которые сознавая свои прежние грехи, не оплакивают их и не считают себя потерянными и ничтожными. Но если они серьёзно желают, чтобы жизнь их улучшилась, Бог вследствие покаяния принимает их, хотя бы они прежде были злыми и порочными, и таким образом добродетель, постепенно возрастающая в душах, изгоняет из них зло, прежде царствовавшее в них. Быть может, они перестают думать о прежних злодеяниях. И хотя добродетель их несовершенна, но довольно и того, что душа получила плодотворную силу по —325— своему улучшению, и чем дальше она пойдёт по этому пути, власть нечестия будет уменьшаться, так что почти ничего не останется и в душе 2060 . Цельс продолжает: судья, желающий произвести праведный суд, не обращает внимания на то, что преступник плачет и рыдает..., христианский же Бог судит не мотивом истины, но по лести (Цельс). ( Ориген ). Но вот, что говорит Священное Писание: „всякий, возносящий себя, унизится ( Лк.18:14 )“, и Платон рассуждает, что благочестивый и добродетельный человек должен быть не иначе, как нравственным и смиренным 2061 , а по отношении к нехристианам говорится: „смиритесь под властной рукой Божией и Он вас возвысит ( 1Пет.6:5 )“. Где тут какая-либо лесть? где тут рыдания и плач? Вот молитва грешника к Господу: „я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония; я сказал: исповедаю Господу грехи мои, а ты снял с меня вину мою ( Пс.31:5 ) Цельс уверяет, что в мире находятся люди, никогда не подпадавшие греху, навсегда принявшие обязанность защищать добродетель и неустрашимо возвышать глаза свои к Богу. Св. Писание утверждает иное. „Что такое человек, чтобы быть ему чистым и рождённым женою праведным, и это бесспорно, что человек склонен к греху ( Ис.16 ) 2062 “ Цельс воображает, что христиане только и заботятся о приобретении грешников и потому широко открывают двери церкви для самых порочных и любострастных людей, не имея возможности призвать к себе добродетельных людей. Но кто беспристрастно рассмотрит христианскую общину, тот найдёт в ней не только людей, живших перед обращением в христианство нечестиво и грешно по сравнению с другими, но отличавшихся совершенно приличным поведением. Этим людям, которых не слишком обвиняет совесть, христиане считают справедливым рассказывать об обещанных Богом благочестивым благах, чтобы скорее приблизить их к христианскому учению, чем отрёкшимся от всякой добродетели и благопристойности.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Писании часто разумеется множество бедствий, наподобие вод облегающих и постигающих в жизни людей, причем «рука сынов чуждих» наводит «воды многи» ( Пс.143:7 ), «поток» проходит душу людей от ярости наводящих его ( Пс.123:3–5 ): «Спаси мя, Боже, – молится пророк среди притеснений, угнетений и бесчеловечий врагов, – яко внидоша воды до души моея. Углебох в тимении глубины, и несть постояния; приидох во глубины морския, и буря потопи мя... Спаси мя от брения, да не углебну; да избавлюся от ненавидящих мя и от глубоких вод. Да не потопит мене буря водная, ниже да пожрет мене глубина, ниже сведет о мне ровенник уст своих» ( Пс.68:2–3, 15–16 , Пс.17:17–31 , Пс.8:8 ; Ис.19:3 , Ис.28:2 ; Дан.11:10 ); под землей же в Св. Писании иногда разумеется весь внутренний человек с его душевными и сердечными расположениями, с его нравственно-духовной энергией и с религиозно-нравственным плодоношением ( Мф.13:19–23 ; Мк.4:20 ; Лк.8:15 ; Пс.142:6 ; Ис.35:1 ). Прилагая в изложенном смысле толкования «воды и земли» к народу еврейскому, мы можем понимать таинственно-пророческое слово Апостола Иоанна о «воде», пущенной драконом вслед жены, и о земле, поглотившей собой «воду», следующим образом: народ, испытанный беспримерной историей своего сохранения и существования среди других народов земного шара; народ, «хитрый, яко змий» и имеющий явиться в своем обращении ко Христу «цел яко голубь»; унаследовавший опыт и мудрость в сохранении себя во время многих тысячелетий найдет в себе самом и силы, и средства поглотить «воды», т.е. отвратить и сделать недостигающими своих целей злокозненные и разрушительные для Церкви мероприятия «человека греха и сына погибели». «Вода», пущенная драконом, т.е. угнетательные и бесчеловечные распоряжения «того человека», направленные к тому, чтобы или увлечь народ еврейский в безбожие, или насилием, казнями и бедствиями искоренить этот народ, будет поглощаться землей, т.е. еврейский народ (Земля) всем угнетениям и мероприятиям «того человека» противопоставит себя самого, свою мудрость, свою энергию, свою выносливость, твердость и единодушную сплоченность настолько решительно и действенно, что удары, назначаемые к разрушению и искоренению Церкви на земле, останутся недостигающими своего назначения и безрезультатными в смысле поглощения «водами» жены, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010