Карский Е. Ф. Западнорусские переводы Псалтыри в XV–XVII веках. Варшава, 1896. XIII, 444, факс. 25 с. Олесницкий А. А. Слово о Псалтири. Киев, 1899. 15 с. [Отд. отт. из: ТКДА. 1899.]. Сперанский М. И. Из истории отреченных книг. I. Гадания по псалтири//Памятники древней письменности с искусства. Вып. CXXIX. Изд. Общества любителей древней письменности. М., 1899. 68, 101 с. Исследования и тексты. Некрасов А. Предсказания о Мессии в псалмах царя Давида//ПС. 1900. Т. 3. 12. С. 589–595; 1901. Т. 1. 3. С. 257–264. Рыбинский В. П. К изъяснению Псалтири.//ТКДА. 1901. Т. 3. 12. С. 493–511. (Отд. отт.: Киев, 19 с.) Елеонский Ф. Г. Труды по изучению книг Ветхого Завета//ХЧ. 1902. Ч. 1. С. 52–64. Муретов М. Д. К толкованию текста «Творяй ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный» ( Пс. 103, 4 с Евр. 1, 7 )//БВ. 1902. Т. 3. 10. С. 184–199. Е. А. Л. Бог и природа в Книге Псалмов.//Странник. 1903. 2. С. 169–187. Некрасов А. О едином Боге в трех Лицах по книге псалмов.//ПС. 1903. Т. 2. С. 697–704. Богословский Н. Псалтирь, как священно-художественное произведение.//Странник. 1904. 11. С. 580–595. Сперанский М. Н. Два текста//Изборник Киевский, посвященный Т. Д. Флоренскому. Киев, 1904. С. 39–63. (Отд. отт.: Киев, 25 с.) «Слово об Иосифе Благообразном» и гадательные приписки к Псалтири. Он же. [Рец.:] Jagi V. Ein unedirter griechischer Psalmenkommentar.//Русский филологический вестник. Вып. LIV. 1905. 3. С. 219–221. Воронцов Е. А. К вопросу о цитации 39 (40) псалма в Послании к Евреям.//ХЧ. 1906. 10. С. 517–533. Он же. К изъяснению псалма 103(104), 4: «Творяй Ангелы Своя духи и слуги Своя – пламень огненный».//ХЧ. 1906. 7. С. 23–40. Он же. Псалом 8 и его цитация в Послании к Евреям.//ХЧ. 1907. 5. С. 581–598. Сперанский М. Н. Псалтырь «жидовствующих» в переводе Феодора еврея.//Чтения в Обществе истории и древностей российских при Московском университете. 1907. Кн. 2. С. 172. (Отд. отт.: М., 1907. 72 с.). Никольский Н. М. Царь Давид и псалмы. СПб., 1908 (Религия и церковь в свете научной мысли и свободной критики. Кн. 7). 82 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

  Глава XV. О почитании святых и их мощей Должно почитать святых, как друзей Христовых, как чад и наследников Божиих, как говорит евангелист Иоанн Богослов: елицы же прияша Его. даде им область чадом Божиим быти (Ин.1,12). Почему они уже не рабы, но сыны. Аще же сыны и наследницы: наследницы убо Богу, снаследницы же Христу (Рим.8,17). И Господь во святых Евангелиях говорит Апостолам: вы друзи мои есте. Не ктому вас глаголю рабы, яко раб не весть, что творит Господь его (Ин.15,14-15). Если Творец всяческих и Господь называется Царем царствующих, Господом господствующих и Богом богов (Апок.19,16; Пс.49,1), то несомненно и святые суть боги, господа и цари. Их Бог есть и называется Богом, Господом и Царем. Аз есмь, говорит Он Моисею, Бог Авраамов, Бог Исааков и Бог Иаковль (Исх.3,6). И самого Моисея Бог поставил богом над фараоном. Я называю их богами, царями и господами не по естеству, но потому, что они царствовали и господствовали над страстями и сохранили неповрежденным подобие образа Божия, по которому и были сотворены (ибо царем называется и образ царя), а также и потому, что они по собственному (свободному) расположению соединились с Богом, приняли Его в жилище (своего) сердца и, приобщившись Его, сделались по благодати тем, что Сам Он есть по естеству. Следовательно, как же не почитать тех, которые Получили наименование слуг, друзей и сынов Божиих? Ибо честь, воздаваемая усерднейшим из соработников, указывает на расположение к общему Святые сделались сокровищницами и чистыми жилищами Бога: вселюся в них и похожду, говорит Бог, и буду им Бог (2Кор.6,16). Праведных души в руце Божией и не прикоснется их смерть (Прем.3,1), говорит божественное Писание. Ибо смерть святых скорее есть сон, чем смерть. Они утрудшиася в век и живи будут до конца (Пс.48,9-11) И честна пред Господем смерть преподобных Его (Пс.115,6). Действительно, что может быть честнее, как быть в руце Божией? Ибо Бог есть жизнь и свет, и находящиеся Вруце Божией пребывают в жизни и свете. Что через ум Бог обитал и в телах святых, (об этом) говорит Апостол: невесте ли, яко телеса ваша храм живущаго в вас Святого Духа суть (1Кор.6,19). Господь же Дух есть (2Кор.3,17). И аще кто Божий храм растлит, растлит сего Бог (Кор.3,37). Поэтому, как же не почитать одушевленные храмы Божий, одушевленные жилища Божий? Святые - живы и с дерзновением предстоят пред Богом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/932/...

С добрым человеком Бог, а со злым нет. Справедливо то, что Бог, всемогущею, всесодержащею и всеуправляющею силою Своею, при всяком есть человеке, так же при злом, как и при добром, яко везде сый и вся исполняяй. Якоже бо солнце свое сияет на злые и благие, и дождит на праведные и на неправедные; так и Бог жизнь всех содержит – добрых и злых, праведных и неправедных, вси бо о Нем есмы, живем и движемся. Но благодатию Своею особенною, милосердою, спасающею, помоществующею, покрывающею и соблюдающею, Он не со всяким человеком находится, а только с тем, кто, обратив к Нему умственные очи свои с сердечною любовию и со страхом, выну зрит Его пред собою, по слову Давидову: предзрех Господа предо мною выну (Псал. XV:8), и ради присутствия Его, ради любви и страха, все, что делает, говорит и помышляет, делает богоугодно, говорит право, помышляет благо, часто повторяя себе слова пророка: жив Господь, Ему же предстою (3 Цар. XIV, 1), или, говоря пространнее, жив Господь, пред Его же всевидящими очами хожу, стою, делаю, ем, пию, говорю, беседую, помышляю, и все, что ни творю, творю пред Его взорами и потому не смею что-нибудь худое сделать, или сказать или помыслить...    В разительных чертах изображается в Писании близость Божия к тварям. Бог великолепно одевает каждую из полевых лилий (Матф. VI:29), каждому зерну дает тело, какое хочет, и каждому семени – свое тело (1 Кор. XV:38). Воробей не упадает на землю без воли Его (Матф. X:29), Он слышит крики птенцов ворона, взываюших к Нему о пище (Иов. XXXVIII:41). Не упадает волос с головы человеческой без ведома Его (Матф. X:30). Он слышит каждое слово, произносимое человеком (XII, 35). Он видит каждую чашу холодной воды, подаваемую жаждущему и утомленному (X, 42). Каждый вздох человека предстает пред лице Его (Пс. 11). Каждая слеза человеческая записывается в книге Его (Пс. LV:9), или, как исповедует церковь в молитве пред причащением: не таится Тебе, Боже мой, Творче мой, Избавителю мой, ниже капля слезная, ниже капли часть некая.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

F.I.582. Требник. Третья четверть XV в 2°. 326 л. Сербский. Филигрань: Ножницы, вид: Лихачёв, 2415–2417 (третья четверть XV в.). Содержание: л 231 об.–234 об. – молитвы разрешительные; л. 235–244 – чин исповеди: л. 237 об.–238 – Наставление- вопросник; л. 240 об.–242 об. – поучение о епитимьях. Описание: ПС XV, 3290. F.I.749. Требник. Первая половина XVI в. 2°. 85 л. Сербский. Филиграни: 1) Якорь в круге со звездой, вид: Лихачёв, 1739 (1551 г.), Брике, 485 (1547–1553 гг.); 2) Стрелы, вид: Брике, 6277 (1460–1474 гг.). Содержание: л. 44–44 об. – молитва разрешительная; л. 65 – молитва разрешительная; л. 71 об.–74 об. – молитвы разрешительные. Q. I .235. Сборник. Середина XVIII в 4°. 50 л. Филиграни: 1) Герб Амстердама с подвеской AJ и контрамаркой вензелем AJJA, близкий. Дианова. Герб Амстердама, 432 (1739 г.); 2) Герб Амстердама с контрамаркой лигатурой НР. не отожд. Наклейка: оборот верхней крышки переплёта – «Из библиотеки графа Ф.А. Толстова. Отдел II, 396» Содержание: л. 1–25 – чин исповеди: л. 7–7 об. – вопросник о вере; 7 об.–10 об. – вопросник мужчинам; л. 10 об.–11 об. – вопросник женщинам; л. 12–12 об. – вопросник девицам (Ж-Q.I.235); л. 13 об.–15 – поучение кающимся; л. 19–20 об. – вопросник священникам; л. 21–23 об. – поучение священникам; л. 25–27 об. – епитимийные правила; л. 50–50 об. – чин причащения больного. Издание: Алмазов. Т. 3. С. 169, 285–287 (Ж-Q.I.235, епитимийные правила). Q. I .268. Книга об исповеди. 1715 г. 4°. 295 л. Филиграни: 1) Герб Амстердама с подвеской AJ, вид: Дианова. Герб Амстердама, 400 (1716 г.); 2) Герб Амстердама с контрамаркой LF, вид: Дианова. Герб Амстердама, 401 (1716 г.); 3) Герб Амстердама с подвеской СН и контрамаркой BEAVVAIS, вид: Дианова. Герб Амстердама, 387 (1711–1719 гг.); 4) Герб Амстердама, вид: Дианова. Герб Амстердама. 307 (1709 г.). Записи: л. 9–10 – «Сия книга глаголемая о исповеди от разных книг избранная церкви Рожества Пресвятыя Богородицы и святых чюдотворцов Космы и Домиана» (запись вдоль корешка, XVIII в.); л.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Тело Д. Г. принесли в ц. св. Леонтия, где после отпевания оно находилось 7 дней до приезда в Галич кн. Дмитрия Шемяки. Останки Д. Г. положили в колоду и повезли в Москву, куда траурная процессия прибыла 14 окт. В Архангельском соборе Московского Кремля была отслужена панихида; затем колоду вскрыли, «мняще толико кости обрести», но увидели Д. Г. «всего цела суща, ничим же вредима», также и погребальные ризы, «яко же прежеположени на него», «лице же его бело, яко у спящаго, не имея черности, ниже синеты» (ПСРЛ. Т. 25. С. 261-262). Князь был похоронен в гробнице своего отца. В сент. 1507 г., во время строительства существующего ныне Архангельского собора, останки Д. Г. и его брата кн. Василия Косого были перезахоронены в одном гробу («того ради, что разсыпашася»). Гробница Д. Г. находится в Архангельском соборе, у зап. стены. Кончине Д. Г. посвящено стихотворение К. Д. Бальмонта «Смерть Димитрия Красного». Имя Д. Г. включено в «Описание о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.) (С. 58), описание облика князя встречается в иконописных подлинниках XVIII в. Канонизация Д. Г. совершилась включением его имени в Собор Тверских святых (праздн. установлено в 1979) и в Собор Костромских святых (праздн. установлено в 1981, имя Д. Г. включено в Собор в 2004). Ист.: Житие прп. Паисия Галичского: По списку 1-й пол. XVIII в.//ПС. 1898. 7/9. С. 27-28; ДДГ (по указ.); АСЭИ. Т. 1, 3 (по указ.); ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1; Т. 6. Вып. 2 (по указ.); Т. 8. С. 109-111; Т. 12; Т. 15; Т. 18; Т. 20. Ч. 1; Т. 23-28; Т. 30; Т. 37; Т. 39; Т. 42-43 (по указ.); Каштанов С. М. Очерки рус. дипломатики. М., 1970. Прил. (по указ.). Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 149-152; Экземплярский. Князья Сев. Руси. 1891. Т. 2 (по указ.); Голубинский. Канонизация святых. С. 353; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Сентябрь. С. 153-154; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 556; Скворцов Л. П. Димитрий Юрьевич Красный, князь галичский//Поволжский вестн. Кострома, 1911. Окт. 9-15; Пресняков А. Е. Образование Великорус. гос-ва. Пг., 1918; Черепнин Л. В. Рус. феодальные архивы XIV-XV вв. М.; Л., 1948. Ч. 1. с. 117-120, 122-124, 128; Зимин А. А. Витязь на распутье: Феодальная война в России XV в. М., 1991. С. 18, 32, 40, 60, 67, 70-72, 74, 76, 81, 89; Авдеев А. Г. Галичская земля в XII-XV вв.: (По Житию прп. Паисия Галичского): АКД. М., 2001. С. 10-11, 14.

http://pravenc.ru/text/178195.html

описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 1. С. 429-454; Ч. 2. С. 157, 184-185, 322, 334, 338, 340; он же. Древние церк. обряды в Новгороде по указанию письменного архиерейского Чиновника, или Устава. М., 1861. С. 7, 43-44; Краснянский Г. Месяцеслов (святцы) Новгородских святых угодников Божиих, открыто и под спудом почивающих. Новгород, 1876. С. 153-170; Ключевский. Древнерус. жития. С. 58-64, 140-146; ПДП: Отчет о деятельности Общества с 25. XI. 1879 г. по 1. IV. 1880 г. СПб., 1880. Вып. 2. С. 59-70; Строев. Списки иерархов. Стб. 49. 2; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 79-85; Варсанофий (Охотин), еп. Акафист прп. и богоносному отцу нашему игум. Хутынскому, Новгородскому чудотворцу Варлааму//ПС. 1902. 11. С. 600; Слезскинский А. Г. Хутынский мон-рь: Из экскурсии в окрестностях Новгорода//ИВ. 1903. Т. 94. 12. С. 926-942; Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания. СПб., 1908. С. 13, 21-37, 114-119, 130-136, 144-151; Дмитриев Л. А. Житийные повести Рус. Севера как памятники лит-ры XIII-XVII вв. Л., 1973. С. 13-95, 271-281; он же. Житие Варлаама Хутынского//СККДР. Вып. 1. С. 138-142; он же. Видение хутынского пономаря Тарасия (Прохора)//Там же. Вып. 2. Ч. 1. С. 135-138; он же. Житие Варлаама Хутынского//Лит-ра Древней Руси: Биобиблиогр. словарь/Под ред. О. В. Творогова. М., 1996. С. 60-61; СКСРК, XI-XIII вв. М., 1984. 167. С.187-188; Зализняк А. А. , Янин В. Л. Вкладная грамота Варлаама Хутынского//Russian linguistics. 1993. [Т.] 16. С. 185-202; Водов В. Первые новгородские святыни и святые (до нач. XV в.)//Вел. Новгород в истории средневек. Европы. М., 1999. С. 382-390; Новикова В. К. Прп. Варлаам Хутынский, новгородский святой. СПб.; М., 2003. Л. А. Секретарь Иконография Святые Варлаам Хутынский, Иоанн Милостивый, Параскева Пятница и Анастасия с Богоматерью " Знамение " . Икона. 2-я пол. XV в. (ГРМ) Святые Варлаам Хутынский, Иоанн Милостивый, Параскева Пятница и Анастасия с Богоматерью " Знамение " . Икона. 2-я пол. XV в.

http://pravenc.ru/text/154255.html

Во время всенощного бдения вплоть до великого славословия Крест находится на св. престоле, перед ним горит свеча. На 9-й песни канона утрени стихи библейских песней заменяются 2 праздничными припевами (припевы для 9-й песни В. стали употребляться достаточно поздно, их нет в московских печатных Типиконах и Псалтирях XVII в.). В Русской Церкви с XV в. принято прибавлять к полиелею на праздничной утрене избранный псалом с величанием в качестве припева. В частности, на праздник В., согласно совр. рус. практике, во время пения полиелея духовенство не выходит на середину храма, а остается в алтаре (но св. врата открываются), чтобы 1-й раз величание прозвучало перед Крестом, находящимся на св. престоле. Помазание молящихся освященным елеем, в др. праздники на практике совершаемое после чтения Евангелия, в этот день переносится на конец утрени, после поклонения Кресту ( Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. М., 1993р. [Т. 1.] С. 366). На литургии антифоны и вся служба посвящены празднику (чтения, как в Типиконе Великой ц., состав Апостола и Евангелия отличается: 1 Кор 1. 18-24 и Ин 19. 6b - 11, 13-20, 25-28, 30-35). Чтения суббот и недель до В. и после В. в основном те же, что и в Типиконе Великой ц. (но Евангелие субботы перед В.- Мф 10. 37-11. 1, субботы по В.- Ин 8. 21-30). В воскресенье перед В. предписано петь прокимен из Пс 27 (из числа воскресных) и аллилуиарий из Пс 88. В неделю по В. прокимен и аллилуиарий праздника. Крест остается в храме вплоть до отдания праздника. Согласно совр. греч. Типикону (см.: Βιολκης. Τυπικν. Σ. 73-77), основанному на Иерусалимском уставе, но отражающему упрощенную греч. приходскую практику (см. Виолакиса Типикон ), всенощное бдение под В. не совершается; в конце вечерни трижды поется тропарь праздника Σσον Κριε τν λαν σου (        ). Утреннее Евангелие читается перед каноном (а не по 8-й песни, как в др. случаях совершения праздничной утрени), канон поется на 6. На литургии поют антифоны праздника, входное, к к-рому припевается Σσον μς Υ Θεο σαρκ σταυρωθες (            ), тропарь и кондак В.

http://pravenc.ru/text/155081.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМБИТУС [лат. ambitus - объем], категория григорианского лада (церковного тона - см. Григорианское пение ; Modus ), обозначающая диапазон мелодии, совокупность звуков от нижней до верхней ее границы. В хоральном репертуаре различают узкообъемные мелодии, укладывающиеся в кварту, и мелодии с расширенным объемом. Пожалуй, самый большой А. (2 октавы) имеет офферторий «Tollite portas» (Поднимите врата) на текст Пс 23. 7, 9. В теории григорианских ладов А. является основным определителем разновидности парных ладов с общим заключительным тоном - финалисом. А. нечетного тона (см. Автентический лад ) лежит квартой выше четного (парного) тона (см. Плагальный лад ) (А. дается в совр. буквенной записи) Как термин модальной теории А. стал регулярно употребляться в трактатах XIV-XV вв. (впервые - в анонимной «Summula musicae Guidonis», позже - у Гобелина, Адама Фульдского , Тинкториса и мн. др.), хотя понятие «А.» существовало несомненно раньше. В значении объема мелодии это слово впервые употребил Гвидо д " Ареццо в 15-й главе трактата «Микролог» (ок. 1025). Лит.: Guidonis Aretini Micrologus. Cap. XV/Ed. by J. Smith van Waesberghe//Corpus scriptorum de musica/American Inst. of Musicology. [N. Y.], 1995. Vol. 4. P. 169; PL. 41. Col. 395; Sherr R., Powers H. Ambitus//NGDMM. L., 1980. Vol. 1. P. 11. С. Н. Лебедев, Н. И. Ефимова Рубрики: Ключевые слова: A CAPPELLA alla cappella [итал. - как в церкви (часовне); для хора см. также Капелла] хоровое пение без инструментального сопровождения АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АВТЕНТИЧЕСКИЙ ЛАД термин, применяемый в современном музыкознании к группе из 4 основных ладов в системе осмогласия христианских певческих культур Востока и Запада АГИОС 1) В греческой церковной традиции - обозначение важнейшего лика святости 2) Встречается как устойчивое словосоч. с именами изображаемых святых в надписях на иконах

http://pravenc.ru/text/114324.html

Наибольшей популярностью пользовалась «Притча о единороге», самый ранний пример - рисунок с подкраской на л. 38 об. западнорус. Лаврашеского Евангелия нач. XIV в. (Краков. б-ка им. Черторыйских. 2097 IV), где кроме сюжета притчи изображен и В. Несколько моложе этого изображения клеймо Васильевских врат (1336; юж. портал Троицкого собора в Александрове). В миниатюрах Киевской Псалтири 1397 г. и в повторяющих ее миниатюрах Угличской Псалтири XV в. эта притча иллюстрирует Пс. 143. На иконе из Соловецкого мон-ря «Преподобные Зосима и Савватий в житии» (сер. XVI в., ГММК) одно из клейм под средником написано на этот сюжет. Различные назидательные сцены, почерпнутые из Пролога и Патериков, в XVI-XVII вв. часто изображались на дверях в жертвенник. На левой створке двери в жертвенник Софийского собора в Новгороде (XVII в.) в 2 клеймах представлены «Беседа Варлаама и Иоасафа» и «Притча об инороге». Свидетельством популярности сюжета может служить проникновение его мотивов в декоративно-прикладное искусство: он встречается на изразцах XVII в. (зап. галерея ц. св. Иоанна Предтечи в Толчкове, Ярославль, 1687). Сюжет этой притчи широко использовался и в западноевроп. средневек. искусстве, напр., изображение человека в ветвях дерева встречается среди рельефов баптистерия в Парме (ок. 1300) и собора Сан-Марко в Венеции (2-я пол. XIV в.). В кон. XVII-XIX в. притчи из «Повести» иллюстрируются в составе сборников (преимущественно старообрядческого происхождения) наряду с повестями из «Великого зерцала», причем их число не поддается учету (напр., ГИМ. Муз. 72. Л. 123 об.- 135, нач. XVIII в.,- «Притчи о трех друзех и временном сем веке» (5 миниатюр); там же. 4. Л. 181 об.- 187, 1766 г.,- «Притча о печали житейской» (4 миниатюры); там же. 80. Л. 371-382, 80-е гг. XVIII в.,- «Притча о трех друзех» (11 миниатюр)). В XVII - нач. XX в. иллюстрации к ним получают широкое распространение в лубочной гравюре ( Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 64-66, 561-564, 689. Кн. 4. С. 534, 738-748). Иллюстрированные (полностью или частично) списки текста повести известны на Руси не позднее XV в.

http://pravenc.ru/text/154239.html

Детальное описание монашеского суточного круга содержится в «Плавании Брендана», к-рое датируется VIII или X/XI в. Чин описывается дважды - как служба птиц (в контексте празднования Пасхи и ее октавы) и как служба 3 хоров (мальчиков, юношей и мужей) (см.: Navigatio S. Brendani. 11, 17//Navigatio Sancti Brendani Abbatis/Ed. C. Selmer. Notre Dame (Ind.), 1959. Dublin, 1989r. P. 22-28, 49-53). Первое описание более краткое и может быть восполнено деталями из 2-го описания. В основе каждого из дневных часов лежит структура, состоящая из 3 псалмов, а вечерня и утреня имеют более сложную структуру. 6-й час (Sexta) в службе птиц включает Пс 66, а в службе 3 хоров - Пс 66, 69, 115 и молитву (oratio); 9-й час (ad horam nonam) в службе птиц - Пс 132, в службе 3 хоров - Пс 129, 132, 147. На вечерне (vespertina hora или ad vesperas) в службе птиц поется Пс 64, в службе 3 хоров - Пс 64, 103, 112, потом 15 степенных псалмов (Пс 119-133), к-рые исполняют сидя. Далее 3 хора поют непрерывно ad vigilias matutinas или usque ad tertiam vigiliam noctis (до начала утрени). Утреня и служба на заре в 2 описаниях перечисляются в разном порядке, но сравнение с похожими чинами в др. традициях показывает, что служба на заре должна быть раньше, чем утреня с хвалитными псалмами (т. е. как в службе 3 хоров). В службе птиц утреня начинается в 3-ю стражу ночи (называется in matutinis laudibus или Matutinae) и включает Пс 148. В службе 3 хоров указаны Пс 148-150 и 12 псалмов по порядку Псалтири. Служба на заре (cum aurora refulsisset или cum dies illucessisset) состоит из Пс 89 (в службе птиц) или Пс 50, 62, 89 (в службе 3 хоров). Затем следует 3-й час (ad tertiam), включающий Пс 46 (служба птиц) или Пс 46, 53, 114 с «Аллилуия» (служба 3 хоров). Потом совершается месса. Параллели с этими чинопоследованиями находят как в сочинениях прп. Иоанна Кассиана ( Ioan. Cassian. De inst. coenob. 2. 4; 3. 1-6), так и в ирл. источниках (напр., в позднем Житии св. Колумбы, Dublin. RIA. 23.P.2 (535). Fol. 183, XV в.). Отличительной чертой оффиция в «Плавании Брендана» является отсутствие гимнов. Повечерия (комплетория) в главах 11 и 17 также нет, но оно упоминается в гл. 12 (аббат возглашает «Deus in adjutorium», затем хор поет некое прославление Пресв. Троицы, стих Пс 4. 9-10, и совершается служба часа). См. также: McNamara. 2006.

http://pravenc.ru/text/1684161.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010