В седьмой день Бог почил от всех дел Своих, но почил здесь не означает, что Бог устранился от дел. Напротив, далее говорится: И благословил Бог день седьмой, и освятил его. Еврейский глагол шават (‘почить, отдыхать’)родственен глаголу яшав (‘сесть, воссесть’).Накануне каждой субботы в ветхозаветном храме левиты пели особый субботний псалом: Господь воцарился, Он облечен величием, облечен Господь могуществом и препоясан, ибо вселенная тверда, не поколеблется, готов престол Твой оттоле… (Пс 92:1–2) 1 . Иными словами, весь мир сотворен как престол Божий, и в седьмой день Господь воцаряется в мире, то есть являет в нем Свою силу и освящает его. Это в первую очередь относится к человеку, который есть венец и завершение творения. Мир, в котором обитает Адам, обозначен словосочетанием Ган Эден (‘сад неги, сад сладости, сад блаженства’); это мир абсолютного здравия, где нет никакой боли или страдания, где нет ни болезни, ни смерти. Известное евр. слово шалом, котороеобычно переводится как ‘мир, полнота’,имеет также значение ‘здоровье’. В мире с богом, в полноте богообщения человек был совершенно здоров, и даже когда ему повелевалось хранить и возделывать Едемский сад, этот труд не имел своим последствием ни усталости, ни утомления. Лишь отпав через грех ослушания от освящающей и восполняющей тварную природу Божественной силы, человек обрекает себя на страдания: в муках будешь рождать детей, обращается Бог к Еве (см. Быт 3:16); в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят — в этих словах отныне заключена участь всякого человека (см. Быт 3:19). Таким образом, болезни связываются со смертью, а и то и другое рассматривается как самый непосредственный результат грехопадения. В современном состоянии мира человек подвержен болезням, телесным страданиям и смерти. Но личная ответственность за болезнь не всегда одинакова. Среди болезней, описанных в Библии, есть такие, которые связаны с процессом старения и дряхления организма: Когда Исаак состарился притупилось зрение глаз его (Быт 27:1); Царь Аса в старости своей был болен ногами (3 Цар 15:23). Упоминаются также врожденные пороки или случайные увечья, например, хромота Мемфивосфея (2 Цар 9:13).

http://pravmir.ru/bibleyskiy-vzglyad-na-...

Времени предшествует не время, но недлящаяся «высота присносущной вечности», celsitudo semperpraesentis aetemitatis, как выражался бл. Августин. Время началось. Но будет некогда, что «времени больше не будет» ( Откр.10:6 ). Прекратится смена. И, разъясняет Дамаскин, «время по воскресении уже не будет исчисляться днями и ночами, или, лучше, – тогда будет один невечерний день» 353 . Временной ряд оборвется, в нем будет последний член. Но этот конец и прекращение смены не означает упразднение того, что со временем началось и во времени было и становилось, – не означает возврата или ниспадения в небытие. Времени не будет, но тварь сохранится. Тварный мир может существовать и не во времени. Тварь началась и не прекратится 354 . Время есть некий линейный отрезок, с началом и концом. И потому оно несоизмеримо с вечностью. Ибо время имеет начало. Но в вечности нет смены, нет и начала. Всевременность не совпадает с вечностью. Полнота времен (omne tempus) не значит еще: всегда (semper), как отметил уже бл. Августин 355 . Бесконечность или нескончаемость не предполагает обязательно безначальности. И тварь можно уподобить геометрической связке лучей или полупрямых, от начала или из некоего радианта простирающихся в бесконечность. Однажды изведенный из ничтожества и небытия, в творческом «да будет!» мир имеет непреложное и окончательное основание и опору своего бытия. «Творческое слово есть как адамантов мост, на котором поставлены и стоят твари, под бездной Божьей бесконечности, над бездной собственного ничтожества, – говорил митр(ополит) Филарет. – Ибо не должно воображать слово Божье подобным произносимому слову человеческому, которое, вышед из уст, тотчас прекращается и в воздухе исчезает. В Боге нет ничего прекращаемого, ничего исчезающего: слово Его исходит, но не проходит: глагол Господен пребывает вовеки ( 1Пет.1:25 ) " 356 . Бог «во еже быти сотвори всяческая» ( Прем.1:14 ). И не на время, но навсегда сотворил, – своим творческим глаголом привел тварь в бытие. «Ибо утверди вселенную, яже не подвижится» ( Пс.92:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

§ I. – Канон синагоги Образование канона еврейской Библии 1 . История канона Ветхого Завета темна и трудна, недостаточна документами, но важные пункты ее, однако, достоверны. 2 . Мы не знаем, no каким правилам различали в Ветхом Завете канонические книги от неканонических. Из первой книги Маккавейской ( 1Мак.4:46 ) можно вывести, что в круг обязанностей пророков входило также и то, чтобы высказываться о божественном происхождении известного писания. Святость авторов большинства книг, их пророческий характер и повеление, которое Бог им давал о писании, должны были также служить к признанию вдохновения книг Ветхого Завета ( Исх.17:14; 34:27 ; Нав.24:26 ; 4Цар.22:11 и сл.; 2Пар.27:9; 34:14 ; 2Ездр.8:8 ; 1Пар.16:40 ; 2Пар.31:3–4 ; Лк.2:23 ; 2Кор.3:6 ; Пс.16:4 ; Ис.30:8; 34:16 ; Иер.30:2; 36:2 ; Авв.2:2 ). 3 . Охранение Писаний было вверено священникам ( Втор.31:9; 17:18 ; сл. Притч.25:1 ; 1Цар.10:25 ; 4Цар.22:8 ). Иисус Навин собрал писания Моисея ( Нав.24:26 ) и присоединил к ним новое писание, вероятно, свою книгу; Даниил говорит нам о книгах ( Дан.9:2 ); первая книга Маккавейская – о священных книгах (1Макк.12:9); вторая Маккавейская – о книгах царей, пророков и Давида (2Макк.2:13); введение к книге Иисуса сына Сирахова – о законе, пророках и других книгах. 4 . Вообще Ездре, называемому „книжником, сведущим в законе Моисеевом“ ( 1Ездр.7:6 ), приписывают первое собрание священных книг. – Неемия также заботился о собирании „деяний царей, пророков и псалмов Давида“ (2Макк.2:13), каковые книги он поместил в составленной им библиотеке. Во времена Неемии канон заключал, следовательно, уже несомненно, кроме псалмов, книги Царств и пророков, которых мы называем этим именем, Патокнижие, Иисуса Навина и Судей, книги, обозначаемые у евреев под именем первых пророков. 92 Это – так называемый второй канон иудеев. – Третий канон образовался мало-помалу и включил в себя все другие книги Ветхого Завета, именно те, которые составляют третью часть еврейской Библии, известную под неопределенным именем писаний, кетубим – по-еврейски, агиографов – по-гречески. Первое упоминание об этом третьем каноне или, лучше, об этой третьей части ветхозаветного канона, находится во введении к книге Иисуса сына Сирахова, где автор Сирах исчисляет, кроме закона и пророков, „остальные книги отцов“ τ λλα πατρα βιβλα, и „остальные из книг“ (τα λοιπ των βιβλων), не давая, однако, точно сведений о том, какие именно были эти книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

И ныне, Богородичен: Всемирно славную,/от людей происшедшую и Владыку родившую/воспоем, – Марию Деву,/небесную дверь, Бесплотных песнь и верных украшение./Ибо явилась Она небом и храмом Божества./Она, разрушив враждебную преграду,/мир водворила и отверзла Царство./Потому держась Её, опоры нашей веры,/имеем мы Защитником от Нее рожденного Господа./Дерзайте же, дерзайте, люди Божии,/ибо Он победит врагов, как Всемогущий. Таже, Свете Тихий: Вход. Свет отрадный: Прокимен, глас 6: Господь воцарися,/в лепоту облечеся. Стих: Облечеся Господь в силу и препоясася. Стих: Ибо утверди вселенную, яже не подвижется. Стих: Дому Твоему подобает святыня Господи, в долготу дний. И прочая по обычаю. Прокимен, глас 6 Господь воцарился,/благолепием облёкся. Стих: Облёкся Господь силою, и опоясался. Стих: Ибо Он утвердил вселенную, и она не поколеблется. Стих: Дому Твоему подобает святыня, Господи, на долгие дни. Пс 92:1 , 5Б Затем ектения сугубая, Сподоби, Господи: ектения просительная. На стиховне стихиры воскресны, глас 1. Стихиры на стиховне Страстию Твоею Христе,/от страстей свободихомся,/и воскресением Твоим из истления избавихомся,/Господи, слава Тебе. Страданием Твоим, Христе,/от страстей мы освободились/и воскресением Твоим/от тления избавились./Господи, слава Тебе! Стих: Господь воцарися,/в лепоту облечеся. Стих: Господь воцарился,/благолепием облёкся. Да радуется тварь, небеса да веселятся,/руками да восплещут языцы с веселием:/Христос бо Спас наш, на Кресте пригвозди грехи наша:/и смерть умертвив живот нам дарова,/падшаго Адама всероднаго Воскресивый,/яко Человеколюбец. Да возрадуется все творение,/небеса да возвеселятся,/с радостию да рукоплещут народы;/ибо Спаситель наш Христос/пригвоздил ко Кресту грехи наши/и, смерть умертвив, жизнь нам даровал,/падшего Адама со всем родом воскресив, как Человеколюбец. Стих: Ибо утверди вселенную,/яже не подвижется. Стих: Ибо Он утвердил вселенную,/и она не поколеблется. Царь сый небесе и земли непостижиме,/волею распялся еси за человеколюбие./Егоже ад срет доле, огорчися,/и праведных души приемша возрадовашася:/Адам же, видев Тя Зиждителя в преисподних, воскресе./О чудесе! Како смерти вкуси всех жизнь;/но якоже восхоте мip просветити зовущий, и глаголющий:/Воскресый из мертвых, Господи, слава Тебе.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/oktoih-vo...

Изготовление покровцев, как и многих других предметов, предназначенных для использования за богослужением, традиционно предваряется и сопровождается молитвой. После изготовления покровцов и воздуха совершается их освящение, для чего произносится соответсвующая молитва из Требника. В ней священник испрашивает у Бога, покрывающего Собою весь тварный мир, Его небесное благословение на малый предмет, принадлежащий этому тварному миру, но покрывающий притом тело и кровь Христовы: «Господи Боже вседержителю, одеяйся светом яко ризою, облагаяй небо облаки, и покрываяй водами превыспренняя своя, призри ныне, смиренно молим тя, на прилежное моление наше, и низпосли небесное твое благословение на покровцы сия [или на покровец сей] и благослови, очисти и освяти я [или его] во еже быти им [или ему] достойным [или достойну] к покровению святых и Божественных таин Тела и Крове Христа твоего, с нимже благословен еси, с Пресвятым, и благим, и животворящим Твоим Духом, ныне, и присно, и во веки веков». Затем священник трижды окропляет покровцы освященной водой, произнося: «Освящаются покровцы сия [или освящается покровец сей] благодатию Пресвятаго Духа, окроплением воды сея священныя во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь. Трижды». Использование при совершении божественной литургии. Литургический символизм. Совершив на проскомидии ряд надлежащих действий, священник поставляет на дискос, над св. хлебом (Агнцем) и частицами, особый предмет – звездицу, а затем последовательно покрывает подготовленные к освящению Святые Дары: дискос (со св. хлебом и звездицей), потир (св. чашу) и, наконец, и то и другое вместе. При поставлении на дискос звездицы священник произносит: «И пришедши звезда ста верху, идеже бе Отроча» (Ср.: Мф.2:9 )». При покровении дискоса со св. хлебом и звездицей священник молится следующим образом: «Господь воцарися, в лепоту облечеся: облечеся Господь в силу и препоясася, ибо утверди вселенную, яже не подвижится. Готов престол Твой оттоле: от века Ты еси. Воздвигоша реки, Господи, воздвигоша реки гласы своя. Возмут реки сотрения своя, от гласов вод многих. Дивны высоты морския, дивен в высоких Господь. Свидения Твоя уверишася зело, дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний» ( Пс. 92:1-5 ).

http://azbyka.ru/pokrovcy

Псалом 92 по греческому тексту, равно как и в Вульгате, называется предсубботним, что указывает на время его богослужебного исполнения. Псалом и теперь в молитвенниках иудейских стоит как утренняя молитва в пятницу. Дальнейшее продолжение надписания – «когда населена земля», – указывающее, по-видимому, на связь содержания псалма с библейским повествованием о пятом дне творения мира, когда появился и венец творения – человек, на самом деле такой связи не имеет. Господь всемогущий и вечный – есть Царь мира, поэтому Вселенная «не подвигнется» (1–2). Реки и моря поднимают свои волны, но они ничтожны пред Богом (3–4). Все обетования Его исполнятся и дом Божий не сокрушится (5). Пс.92:1 .  Господь царствует; Он облечен величием, облечен Господь могуществом [и] препоясан: потому вселенная тверда, не подвигнется. Пс.92:2 .  Престол Твой утвержден искони: Ты – от века. Господь изображается могущественным Царем Вселенной, которая существует и управляется по Его непреложным законам. Никто этих законов, кроме самого Господа, изменить не может, поэтому Вселенная «тверда». Она не может «подвигнуться», никаких изменений на ней не может произвести никакое ограниченное существо, если на то не будет воли Господа, а так как при своем всемогуществе Господь и вечен, то такой порядок строения жизни мира тоже вечен и неизменен (2). Пс.92:3 .  Возвышают реки, Господи, возвышают реки голос свой, возвышают реки волны свои. Пс.92:4 .  Но паче шума вод многих, сильных волн морских, силен в вышних Господь. Под возвышениями волн речных и волн морей нужно понимать враждебные движения во время царя Иосии и которые могли угрожать многими опасностями и военными столкновениями с ними и Иудее. Иосия сознавал слабость своих военных сил для отражения врага и успешной борьбы с ним, но вера в помощь Господа подкрепляла его и эту веру он хотел привить в лице автора псалма всему народу, когда говорил, что Господь «силен... паче шума... волн», что при Божественной помощи евреям нечего бояться многочисленных и сильных врагов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Соч.: Исторические сведения об иргизских мнимостарообрядческих мон-рях до обращения их к единоверию//ПС. 1857. Ч. 1. С. 376-481; Ч. 2. С. 519-590; Обращение иргизских старообрядческих мон-рей к единоверию//Там же. 1858. Ч. 1. С. 231-261; Сведения о секте так называющихся в рус. расколе людей Божиих//Там же. С. 333-364; Аввакум, его мнения и секта Аввакумовщина//Там же. Ч. 2. С. 92-137; Об-во людей Божиих, состав его и богослуж. собрания//Там же. С. 361-407; Диак. Феодор, его соч. и учение//Там же. 1859. Ч. 2. С. 314-346, 447-470; Взгляд рус. раскольников на римскую церковь: (Ответ Гагарину)//Там же. 1860. Ч. 1. С. 297-322; Учение секты людей Божиих о таинственной смерти и таинственном воскресении//ПС. 1860. Ч. 3. С. 391-445; Полемический вопрос по расколу//ПО. 1860. Т. 3. С. 549-576; Критические замечания на кн.: Предтеченский А. О необходимости священства против безпоповцев. СПб., 1860//Там же. Т. 4. С. 395-407; О самосжигательстве раскольников//ПС. 1861. Ч. 1. С. 423-443; Об Арсении Мациевиче как обличителе раскола//Там же. Ч. 3. С. 349-393; Древняя рус. проповедь против пьянства//ПС. 1862. Ч. 1. С. 263-288, 369-388; Рус. раскол в его отношении к церкви и правительству//ПО. 1862. Т. 3. С. 364-392; Дополнительные объяснения к изд. Стоглава//ПС. 1862. Ч. 3. С. 297-339; О браке православных с неправославными: (Против раскольников)//Там же. 1863. Ч. 1. С. 57-86; Каноническая кн. Стоглав или не каноническая: Ответ на замечания об изд. Стоглава в 10 и 11 газ. «День»//Там же. С. 317-336, 421-441; Ч. 2. С. 76-98; Замечания на издание и к изданию Стоглава, сделанному г. Кожанчиковым//Там же. Ч. 2. С. 487-510; Библиогр. заметка о новом издании постановлений Стоглавого собора 1551 г.//Там же. Ч. 3. С. 159-179; Притча в древнерус. духовной письменности//Там же. 1864. Ч. 1. С. 375; О мерах против раскола в Саратовской епархии по обращению иргизских мон-рей к единоверию//Там же. Ч. 2. С. 355-387; Свидетельство грека о перстосложении для крестного знамения из 1-й четв. XVII в.//Там же. С. 76-81; О недостатках рус. народа по изображению Стоглава: (XVII в.)//Там же. 1865. Ч. 2. С. 128-156; Отчеты о заграничной командировке//ЖМНП. 1866. Т. 1. Отд. 3. С. 209-218; Т. 2. Отд. 3. С. 308-320; Т. 3. Отд. 3. С. 4-40; Мнимо-молоканское вероисповедание//Известия и УЗ Казанского ун-та. Каз., 1866. Т. 2. Вып. 2. Отд. 2. С. 149-165; Предмет и метод церковной истории//ХЧ. 1868. Ч. 1. С. 854-880; Борьба и разделение церквей в пол. XI в.//Там же. Ч. 2. С. 698-732, 871-899; Люди Божии: Рус. секта так называемых духовных христиан. Каз., 1869; К вопросу о людях Божиих//ПС. 1870. Ч. 1. С. 15-30; Основания и характер скопческой ереси//Там же. 1875. Ч. 1. С. 151-196.

http://pravenc.ru/text/178677.html

Рождество Христово, фреска. Каппадокия И мы вслед за Златоустом прервем изыскание в сфере невидимой, но начнем говорить о видимом. Тайна Рождества Христова созерцается ангелами и человеками только верою, и «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5: 8). Здесь уместно задать вопрос: а почему Христос рождается в этот мир от Девы обрученной ? Отвечая на этот вопрос, блаженный Иероним Стридонский предлагает четыре возможных ответа. Он пишет: «Во-первых, чтобы показать происхождение Марии через родословие Иосифа; во-вторых, чтобы Она не была побита камнями, как будто прелюбодейка; в-третьих, чтобы во время бегства в Египет Она могла иметь защиту в лице [мнимого] супруга. Мученик Игнатий указывает еще и четвертую причину, по которой Он зачат был от обрученной: это для того, говорит он, чтобы рождение Его было сокрыто от диавола, чтобы диавол считал Его родившимся от замужней жены, а не от Девы» . Все четыре ответа справедливы и верны. Сам блаженный Иероним задает еще вопрос. Он пишет: «Прилежный читатель станет допытываться и скажет: “Так как Иосиф не был отцом, то какое отношение к Господу имеет порядок родов, доведенный до Иосифа?”» Отчасти Иероним ответил на этот вопрос, отметив, что тогда было принято брать жену себе из своего же рода (колена). Но проблема сложнее. Псалмопевцу Давиду было предсказано, что Мессия (Христос) произойдет из царственных потомков его (см.: Пс. 92: 2; 131: 11). А собственное родословие Девы Марии показывает нам, что Ее предком из сыновей Давида был не царь Соломон, а Нафан (Лк. 3: 31). Кстати, иудеи в полемике с христианами всегда обращали на это внимание. Ответ на это недоумение достаточно прост: праведный Иосиф, усыновив Младенца Иисуса (чрез наречение Ему имени), сообщил Ему и все права своего родословия. Об усыновлении Иосифом Иисуса мы будем читать чуть ниже. Но вернемся к Евангелию. «Иосиф же, муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее» (Мф. 1: 19). В этом стихе непонятно, о какой праведности Иосифа идет речь. Если речь идет о праведности ветхозаветной, то святой Иосиф, еще не посвященный в тайну беременности Марии, должен был руководствоваться известным текстом из Второзакония, где сказано: «Если будет молодая девица обручена мужу, и кто-нибудь встретится с нею в городе и ляжет с нею, то обоих их приведите к воротам того города и побейте их камнями до смерти» (Втор. 22: 23–24).

http://pravoslavie.ru/92819.html

Л. К. Масиель Санчес Мозаики Созданные в разные периоды (VII, VIII и XI вв.) мозаики ц. Успения Пресв. Богородицы дают представление о художественно-стилистических процессах в ранне- и средневизант. искусстве. Этимасия. Мозаика свода вимы ц. Успения Пресв. Богородицы. VII в. Этимасия. Мозаика свода вимы ц. Успения Пресв. Богородицы. VII в. До нач. 20-х гг. XX в. в кафоликоне И. м. сохранялись мозаики в апсиде, на сводах вимы, на зап. гранях предалтарных столпов и в нартексе (свод с парусами над центральным входом в кафоликон; мозаика над входом в юж. неф погибла к кон. XIX в.). К самому раннему периоду декорации И. м. относятся мозаики алтарной части - на своде вимы и в конхе апсиды. Из-за разрушения храма источниками для их изучения, в т. ч. анализа стиля, являются зарисовка 1834 г. мозаики в нартексе с образом Богоматери с Младенцем на руках и предстоящими, фотографии 1898 г., сделанные Ф. И. Успенским, фотографии и подробные описания Ф. И. Шмита, акварели (по фотографиям) худож. Н. К. Клюге, сделанные в 1912 г. для Рус. археологического ин-та в К-поле. Отсутствие др. мозаичных ансамблей VII-VIII вв. затрудняет стилистический анализ мозаик. На своде вимы в центре, возможно сразу после строительства церкви, была изображена Этимасия с лежащим на ней закрытым Евангелием, с расположенным за престолом крестом, возвышающимся над кодексом, и с парящим в виде голубя Св. Духом с крещатым нимбом. Тогда же, по одной из гипотез, по сторонам Этимасии на подъемах свода были помещены небесные силы («ΚΥΡΙΟΤΙΤΕΣ» - господства, «ΕΞΟΥΣΙΕ», ξουσαι - власти, «ΑΡΧΕ», ρχα - начала и «ΥΝΑΜΙΣ», δυνμεις - силы) в облике ангелов, одетых в хитоны и далматики, с красными лорами, с лабарумами (надписанным текстом «Трисвятого») и державами в руках. Между сводом вимы и конхой апсиды помещена ктиторская надпись с монограммами основателя мон-ря мон. Иакинфа: «Дому Твоему, Господи, принадлежит святость на долгие дни» (Пс 92. 5). Ниже уровня ног ангелов располагалась надпись: «ΚΑΙ ΠΡΟΣΚΥΝΗΣΑΤΩΣΑΝ ΑΥΤΩ ΠΑΝΤΕΣ ΑΓΓΕΛΟΙ Θ[ΕΟΥ]» («И да поклонятся Ему все Ангелы Божии» - Евр 1. 6). В верхней части конхи был изображен сегмент неба, выложенного концентрическими полукружиями, из к-рого исходят 3 луча. Согласно П. Андервуду и В. Н. Лазареву, первоначально в апсиде была представлена фигура Богородицы с Младенцем и средний луч спускался на Ее главу. Только так может быть объяснено использование в надписи, дугой проходящей через лучи, текста: «ΕΓ ΓΑΣΤΡΟΣ ΠΡΟ ΕΩΣΘΟΡΟΥ ΕΓΕΓΕΝΗΚΑ ΣΕ» («Из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое» - Пс 109. 3). Иконографическая программа апсиды храма уникальна: образы небесных сил по сторонам Этимасии, символизирующей Господа, сопоставлены с образом Богородицы с Младенцем в апсиде.

http://pravenc.ru/text/200147.html

Вопрос о существовании этих вставок, как и об их первоначальном языке в домасоретском евр. тексте Книги пророка Даниила, остается открытым. Исходя из того, что повествовательный фрагмент, находящийся в переводах между поэтическими текстами, вполне «вписывается» в МТ после ст. 23, а ст. 24 относится скорее ко 2-му, чем к 1-му из них, и отчасти дублирует ст. 51, исследователи предположили, что молитва Азарии была вставлена в греч. текст позднее, чем песнь В. о. (напр., Г. Ян в свою реконструкцию первоначального евр. текста (Lpz., 1904) включил стихи 28 и 49-51 по тексту LXX). Вескими аргументами в пользу поздней вставки этих отрывков является отсутствие их в Кумранских рукописях (напр., 1QDanb (1Q72), 50-68 гг. по Р. Х.). Иосиф Флавий излагает историю В. о., не упоминая текстов, содержащихся в греч. версии ( Ios. Flav. Antiq. X 10. 5). Их также нет и в толкованиях на Книгу пророка Даниила у нек-рых отцов Церкви (свт. Иоанна Златоуста, прп. Ефрема Сирина и др.). «Три отрока в пещи огненной». Икона. Нач. XVI в. (НГОМЗ) «Три отрока в пещи огненной». Икона. Нач. XVI в. (НГОМЗ) Если в XIX в. одни исследователи (Й. В. Ротштайн, Г. Б. Суит) считали возможным семит. происхождение песни В. о., а др. (Б. Ф. Уэсткотт, Э. Шюрер, О. Фрицше) предпочитали говорить о греч. истоках этого текста, то совр. исследователи склоняются к мнению, что оба поэтических отрывка в Дан 3 переведены с неизвестных ныне евр. оригиналов (Дж. Коллинз). Молитва Азарии по своей структуре является типичной для ВЗ ( Giraudo C. La struttura letteraria della preghiera eucharistica. R., 1981. P. 132, 156 (AnBibl.; 92)): ст. 26 содержит славословие имени Божия (ср.: 1 Пар 29. 10; Пс 118. 12; Тов 3. 11; 8. 5, 15; 11. 14); стихи 27-32 представляют собой анамнетическую часть с исповеданием праведности путей Господних и покаянием за грехи; стихи 34-45 - эпиклетическая часть, содержащая прошение к Богу не оставлять Свой народ, воспоминание завета с Авраамом (в ст. 36), признание своей ничтожности и прошение принять духовную жертву, избавить страдающих, пристыдить врагов и прославить Свое имя (конечное славословие) (ст. 45). Переход между отдельными частями осуществляется с помощью формулы «И ныне» (стихи 33, 41). По содержанию молитва Азарии напоминает молитвы Соломона (3 Цар 8. 46-51) и Даниила (Дан 9).

http://pravenc.ru/text/153809.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010