Псалмопевцу Давиду, было предсказано что Мессия (Христос) произойдет из царственных потомков его ( Пс.92:2; 131,11 ). А собственное родословие Девы Марии показывает нам, что ее потомком из сыновей Давида был не царь Соломон, а Нафан ( Лк.3:31 ). Кстати, иудеи в полемике с христианами всегда обращали на это внимание. Ответ на это недоумение достаточно прост: праведный Иосиф, усыновив младенца Иисуса, и сообщил Ему все права своего родословия. Об усыновлении Иосифом Иисуса мы будем читать чуть ниже. Далее мы читаем: Мф.1:19 . «Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее». В этом стихе непонятно, о какой праведности Иосифа идет речь, когда евангелист Матфей пишет: «будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее» . Если речь идет о праведности ветхозаветной, то святой Иосиф, еще не посвященный в тайну беременности Марии, должен был руководствоваться известным текстом из Книги Второзакония, где сказано: «Если будет молодая девица обручена мужу, и кто-нибудь встретится с нею в городе и ляжет с нею, то обоих их приведите к воротам того города, и побейте их камнями до смерти…» ( Втор.22:23–24 ). В той ситуации, в которой оказался Иосиф, праведно было поступить именно так. Значит, когда Матфей пишет: «будучи праведен и не желая огласить…» , он (Матфей) имеет в виду уже не праведность ветхозаветную, но праведность Нового Завета, которая прямо научает нас сносить обиды и прощать оскорбления. В этом и ЧУДО – Христос еще не родился, но свет евангельской праведности уже касается сердца Иосифа, и он проявляет ее в намерении не выдавать Марию на смерть, но тайно отпустить ее. Далее мы читаем: Мф.1:20 . «Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго». По истолкованию Златоуста, сама Мария не оправдывалась перед Иосифом, ожидая оправдания за себя от Бога; и оно не замедлило! Явление Ангела Иосифу перечеркнуло все его возможные сомнения, и с этого момента он, Иосиф, обручник Девы Марии, становится ее защитником и покровителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Откуда у меня такая уверенность? От Господа. Христос Сам предрек: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее» (Мф. 16:18). Аду, конечно, желательно с Церковью разделаться, только ничего у ада не выйдет. И еще эта уверенность опирается на то, что было в истории. Силы ада в свое время зверски ополчились на Христа. И что произошло? Сформировался заговор, прямо на правительственном уровне. Первосвященники-саддукеи, фарисеи, иродиане, всевозможные влиятельные люди и, конечно, управляемая сверху толпа выступили с тяжкими обвинениями против Христа. Шантажом вынули из Понтия Пилата прокураторский смертный приговор для «государственного преступника». Привели желанный приговор в исполнение, порадовались от души и успокоились. «Всё, Христос вместе с Его немыслимым учением похоронен. Новая община уничтожена в зародыше», – так думали они, эти завистливые люди. Рано успокоились. В это время Христос продолжал вести бой с врагами, – с силами ада в самом аду. И смог отбить Своих людей. Их видели на улицах Иерусалима. Это были некоторые праведники, освобожденные Спасителем из адской тьмы и посланные на Святую землю возвестить Господню победу. И победа была великая. Над смертью, над небытием. Его ложно обвиняли, били и убили враги, – Он подставил щеку под удары. У Него забирали жизнь, Он ее отдал и сошел во ад. Но дальше получилось совсем не так, как планировали людоеды. Он поборол врагов, Он воскрес из мертвых. И смерть уже не могла никак приблизиться к Нему. И никогда не сможет. Христос вновь ступил на Свою землю и вошел в вечную небесную жизнь. Он принес жизнь Своим ученикам. На пролитой Своей крови Он основал Церковь. Все больше и больше людей принимали христианство. И это – несмотря на жесточайшие гонения, которые сразу же начались! Конечно, «христианскую секту» старались разогнать на стадии формирования, пока не поздно. А было уже поздно: Господь воцарися, в лепоту облечеся: облечеся Господь в силу… утверди вселенную, яже не подвижится» (Пс. 92:1). Вселенская Церковь получила свое утверждение от Царя-Христа.

http://pravmir.ru/hristos-vse-ravno-pobe...

В более позднем груз. переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику VII-VIII вв., описание служб в В. ч. более детальное: в конце утрени предписывается петь тропарь 3-го плагального гласа «Страшно впасть в руки Бога Живого» и читать Евангелие (Лк 22. 1-6 или 1-46), предваряемое прокимном из Пс 54. Служба 3-го часа (в Лекционарии подчеркнуто участие в ней кающихся; в поздних арм. памятниках она прямо называется службой покаяния) состояла из ектений, молитв, стихословия Пс 101, 103, 142, предварявшихся прокимном из Пс 50 библейских чтений (Ис 1. 16-20; Езек 36. 25-36; Рим 6. 3-10; Лк 15. 1-10). Служба 9-го часа (единственная описанная в арм. переводе Лекционария) представляла собой вечерню с литургией, совершавшиеся в Мартириуме. Вечерня имела тропарь 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа «Долготерпение Господа непревзойденно», а после «Свете тихий» следовали чтения (Быт 22. 1-19, Притч 9. 1-12, Ис 61. 1-6) и прокимен из Пс 54, затем был отпуст оглашенных (т. о., гомилия уже не произносилась, что, видимо, связано с исчезновением института оглашения взрослых). Сразу, с пения того же тропаря, что и на вечерне, начиналась Евхаристия (литургийные чтения: прокимен из Пс 22; Деян 1. 15-26; 1 Кор 11. 23-32; Мф 26. 20-24 (Евангелие в В. ч. читалось без аллилуиария ); тропарь на умовение рук (изменяемое песнопение чина литургии ап. Иакова): «Глас пророческий, в притчах слышанный»; тропарь на перенесение Даров: «Агнец Божий» (см. также Agnus Dei); причастен 3-го гласа «Сегодня Иисус учение» или 2-го гласа «Вечери Твоея»). В конце литургии, после ектении и молитвы, пели прокимен из Пс 22, читали Евангелие (Ин 13. 3-30 или Мк 14. 12-36; по нек-рым ркп. ектения и молитва следовали за Евангелием) и совершался чин умовения ног, имевший особый тропарь (6-го гласа «Благословим Отца» или 2-го гласа «Во всем достоин Ты хваления»). Все чтения В. ч. так или иначе связаны с Тайной вечерей ( Кекелидзе. Канонарь. С. 74-76; Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. [Pars 1.] P. 111-115; [Pars 2] P. 89-92).

http://pravenc.ru/text/150115.html

В более позднем груз. переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику VII-VIII вв., описание служб в Великий Четверг более детальное: в конце утрени предписывается петь тропарь 3-го плагального гласа " Страшно впасть в руки Бога Живого " и читать Евангелие (Лк 22. 1-6 или 1-46), предваряемое прокимном из Пс 54. Служба 3-го часа (в Лекционарии подчеркнуто участие в ней кающихся; в поздних армянских памятниках она прямо называется службой покаяния) состояла из ектений, молитв, стихословия Пс 101, 103, 142, предварявшихся прокимном из Пс 50 библейских чтений (Ис 1. 16-20; Езек 36. 25-36; Рим 6. 3-10; Лк 15. 1-10). Служба 9-го часа (единственная описанная в армянском переводе Лекционария) представляла собой вечерню с Литургией, совершавшиеся в Мартириуме. Вечерня имела тропарь 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа " Долготерпение Господа непревзойденно " , а после " Свете тихий " следовали чтения (Быт 22. 1-19, Притч 9. 1-12, Ис 61. 1-6) и прокимен из Пс 54, затем был отпуст оглашенных (т. о., гомилия уже не произносилась, что, видимо, связано с исчезновением института оглашения взрослых). Сразу, с пения того же тропаря, что и на вечерне, начиналась Евхаристия (литургийные чтения: прокимен из Пс 22; Деян 1. 15-26; 1 Кор 11. 23-32; Мф 26. 20-24 (Евангелие в Великий Четверг читалось без аллилуиария); тропарь на умовение рук (изменяемое песнопение чина Литургии ап. Иакова): " Глас пророческий, в притчах слышанный " ; тропарь на перенесение Даров: " Агнец Божий " (см. также Agnus Dei); причастен 3-го гласа " Сегодня Иисус учение " или 2-го гласа " Вечери Твоея " ). В конце Литургии, после ектении и молитвы, пели прокимен из Пс 22, читали Евангелие (Ин 13. 3-30 или Мк 14. 12-36; по некоторым рукописям ектения и молитва следовали за Евангелием) и совершался чин умовения ног, имевший особый тропарь (6-го гласа " Благословим Отца " или 2-го гласа " Во всем достоин Ты хваления " ). Все чтения в Великого Четверга так или иначе связаны с Тайной вечерей (Кекелидзе. Канонарь. С. 74-76; Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. [Pars 1.] P. 111-115; [Pars 2] P. 89-92).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

По сожжении жертвы и окончании псалма служивший священник с лестницы храмового притвора (Ulam) преподавал благословение народу, который при этом падал ниц, особенно если жертву приносил и благословение преподавал первосвященник 12 . Псалмы дневные и праздничные. Песни субботы Псалом при ежедневном жертвоприношении на каждый день недели положен был особый: в субботу 91, в воскресенье 23, понедельник 47, вторник 81, среду 93, четверг 80, пятницу 92 13 . В особо важных случаях пелись особые псалмы, и псалом пелся не одними левитами, а в пении его принимал участие весь народ, подхватывая концы стихов. Для этой цели некоторые псалмы и составлены так, что каждый стих или отдел оканчивается одним и тем же припевом (например, Пс.135 , где каждый стих имеет припев «Яко в век милость Его»; для ряда же псалмов Пс.105–106 , Пс.112–118 , Пс.134–135 таким припевом служило «аллилуиа»). В Библии указано несколько случаев, когда подобные псалмы пелись с участием народа, причем во всех этих случаях, по-видимому, указывается на одни и те же псалмы – 134 и 135 14 . Псалмы эти и потому подходили у евреев, как и у первых христиан, для богослужения, что они прямо направлены против идолопоклонства 15 . По субботам по время принесения особенной субботней жертвы пелась песнь Моисея: «Вонми небо» (1/6-ая часть ее в каждую субботу по порядку) – при утреннем жертвоприношении, а при вечернем «Поим Господеви». (Отсюда понятно место Апокалипсиса 16 , где говорится, что святые, идя в вечное субботствование, поют песнь Моисея) 17 . В праздник Пасхи и Пятидесятницы пели галлел малый или египетский, т. е. псалмы 113–118, считавшиеся особенно содержательными, так как они прославляют исход из Египта. На Кущи пелся галлел большой, состоявший, по разным мнениям раввинов, из Пс.117–135 , или Пс.119–133 (степенные псалмы), или Пс.134–136 18 . Стихи одного из этих псалмов – 117-го вошли в наше уставное «Бог Господь». (По старым уставам Бог Господь полагалось только в праздники) 19 . По образцу степенных псалмов составлены у нас заменявшие прежде нынешний полиелей степенные антифоны (по старым уставам последние и пелись со стихами этих псалмов) 20 . Значение и характер ветхозаветного храмового пения

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Исследование литературных форм псалмов дает более содержательную классификацию: с этой формальной точки зрения различаются три крупных раздела: гимны, жалобы и песни благодарения. Впрочем, это не исчерпывающая классификация, так как встречаются литературные формы либо отклоняющиеся от нее, либо смешанного характера. К тому же она не всегда соответствует такой группировке псалмов, которая была бы построена с точки зрения их содержания или цели. 1. Гимны. К этому жанру относятся следующие псалмы: 8; 18/19; 28/29; 32/33; 45/46–47/48; 75/76; 83/84; 86/87; 92/93; 95/96–99/100; 102/103–105/106; 112/113; 113:1–8/114; 116/117; 121/122; 134/135; 135/136; 144/145–150. Их структура относительно статична. Каждый гимн начинается с призыва восхвалить Бога. В основной части развивается мотив славы и хвалы, чудес, которые Бог сотворил в природе (прежде всего — самим Своим творением) и в истории (в особенности — в спасении Своего народа). Заключение перекликается с вступительной формулой или выражает пожелание, а также просьбу. С точки зрения содержания здесь можно выделить две подгруппы. Песни Сиона (Пс 45/46; 47/48; 75/76; 86/87) прославляют — с заметным эсхатологическим акцентом — святой город, обиталище Всевышнего и цель восхождения, ср. Пс 83/84 и 121/122. Песни Царя Ягве (особенно — Пс 46/47; 92/93; 95/96–97/98) в стиле, напоминающем пророков, прославляют вселенское Царство Ягве. Поскольку в них употребляются лексика и образы, связанные с интронизацией земных царей, их пытаются поставить в связь с “праздником восхождения Ягве на трон”, который якобы ежегодно праздновался Израилем подобно тому, как в Вавилоне чествовали Мардука. Однако наличие такого израильского праздника — не более чем шаткая гипотеза. 2. Жалобы. В отличие от гимнов жалобы не восхваляют славу Божию, но обращаются к Богу с мольбой. Как правило, они начинаются с обращения, с которым связаны вопль о помощи, просьба или доверительные восклицания. В основной части делается попытка призвать Бога к вмешательству, и поэтому молящие раскрывают перед Господом свои нужды, хотя по большей части и образно; при этом используются образы, которые стали застывшими формулами и лишь редко позволяют определить историческую или конкретно-личную ситуацию мольбы.

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

«Церковнославянский язык, язык богослужебных книг и церковно-учительной литературы, становится идеологическим центром публицистической стилистики и риторики Гоголя» , — пишет академик Виктор Владимирович Виноградов. Особенно ярко это проявилось в «Выбранных местах из переписки с друзьями», на которых мы кратко и остановимся. Во-первых, это касается лексики. Рассмотрим некоторые выражения из книги, явно имеющие своим источником Псалтирь и литургическую поэзию. Гоголь пишет: «облекается величием» (ср. Господь воцарися, в лепоту облечеся. Пс. 92:1); «становясь превыше» (ср . Хвалите Его небеса небес и вода, яже превыше небес. Пс. 148:4); «благодарственная песнь» («воспойте Господеви песнь нову» Пс. 149: 1) и т.д. Гоголь охотно использует приставки воз-, вос-, образуя торжественную, приподнятую лексику, также характерную для библейской поэзии и для гимнографии: «возлет», «возыметь», «не возможет», «возболев духом», «восскорбеть» и т.д. Другой яркой чертой, сближающей стиль «Выбранных мест...» со стилем литургических текстов, является использование однокоренных слов, повторений, тавтологических сочетаний: «может слышать всеслышащим ухом поэзии поэт», «безлюднее самого безлюдья», «живой как жизнь», «выбирая на выбор», «недоумевает ум решить», «дело стоит того, чтобы о нём толково потолковать». Мы бы назвали это плеоназмом или тавтологией , а вот в учебнике иеромонаха Амвросия «Краткое руководство к Оратории российской» этот приём назван фигурой произвождения . Именно по этой книге, скорее всего, Гоголь учился риторике в лицее. Автор пишет в нём следующее: «Надлежит учиться из чтения древних и новейших книг писателей, каковы суть С Отцы греческие, а особливо творцы канонов, панегиристы; более же всего С Писание в повествованиях, песнях, псалмах, пророчествах, нравоучениях...» . Как раз фигура произвождения весьма характерна для церковной гимнографии. Возьмём наугад несколько текстов из литургической поэзии, которые были выписаны Гоголем в свои тетрадки. Например, в каноне святому Иоанну Предтече авторства преподобного Иосифа Песнописца находим такие выражения:

http://bogoslov.ru/article/6174276

Иногда человека одевает Сам Господь. Бог препоясуяй мя силою (Пс. 17, 33); препоясал мя еси силою на брань (Пс. 17, 40), – поет Давид. Побеждающий облечется в белые одежды (Отк. 3, 5), – обещает Христос христианам Сардийской церкви, а также и всем, кто научится превозмогать диавольские козни и свои собственные страсти. А еще одежду у Бога можно купить. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей (Откр. 3, 18), – обращается Господь к Лаодикийской церкви, а через нее и ко всем нам, страдающим от духовной наготы и недостатка добродетелей. Сколько стоит одежда у Бога? Прейскуранта цен у Господа не существует – плати, сколько хочешь, но знай: в зависимости от того, какую цену мы принесем, так мы и оденемся. Отдашь Господу всего себя – оденешься богато, так что одежды надолго хватит. Пожалеешь себя, отдашь мало – оденешься легко, придет зима – замерзнешь. Мотив одевания в новые одежды останется для нас актуальным и после смерти. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (1 Кор. 15, 53), – обещает апостол Павел. Наше тленное тело станет нетленным, и смертная природа унаследует бессмертие, если мы при жизни облечемся в одежды добродетелей, предлагаемые нам Господом. Оденемся тут – нас оденут там. Поэтому в нашу жизнь необходимо призвать Христа, Который облечет нас в новые одежды святости и чистоты, чтобы мы не были с позором изгнаны с царского пира за неподходящее одеяние, но разделили небесное ликование со всеми его участниками. И для этого мы и живем, надеемся, верим, молимся, трудимся, радуемся о Христе Воскресшем, но в то же время и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище (2 Кор. 5,2). Рейтинг: 9.8 Голосов: 528 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  «Поелику Христос, когда был умерщвлен по плоти, не имел, по словам Исаии, вида, ни красоты; то посему по воскресении своем Он оделся в благолепие и несравненную красоту нетления, по словам Феодорита и Аполлинария». Толкование Евфимия Зигабена на Псалом 92,1. Эл.ресурс: http://bible.optina.ru/old:ps:092:01

http://pravoslavie.ru/103093.html

Итак, откуда я покажу вам это? Из самих их восклицаний и восклицаний необыкновенных; если бы они воспевали какие-либо простые песни, то и дома могли бы делать это. Если они называли Его и Спасителем, и Царем, и Господом; то ясно каждому, что они получили откровение свыше. Откуда они знали, что Господь есть Царь? Он не носил мирской короны, не облекался в багряницу, не сопровождали его войска, не шли перед ним кони и колесницы и златокованные седла, не сидел на колеснице, устланной царской багряницей; но Он сидел на простом жеребенке, чужом, малом, ведя за собой двенадцать только учеников. Итак, почему же народ мог знать, что Он Царь, если бы не получил свыше извещения? Поэтому они и не искали на Господе мирской короны, – ибо знали, что Он изначала царствует; не искали багряницы, ибо знали Того, кто сказал – Господь воцарися, в лепоту облечеся ( Пс.92:1 ); не искали множества войска, веруя тому, кто сказал: тысящи тысящ служаху Ему, и тмы тем предстояху Ему ( Дан.7:10 ); не искали у Господа коней и колесниц, ибо знали, что Он есть тот, кто вознес Илию на колеснице, и что за Ним идут кони – евангелисты, веруя пророку, который сказал, что за Ним идут кони рыжи, и враны, и белы, и пестры ( Зах.1:8; 6:2–3 ). Рыжий конь – Матфей, ясно описавший вочеловечение Господне; пегий конь – Марко, разукрашенно написавший евангелие; белый конь – Лука, красноречиво и разнообразно описавший деяния Своего Господа; вороной конь Иоанн, который обличил все еретические заблуждения... Не искали у Господа одра, обложенного жемчугом, устланного багряными одеждами и убранного царским оружием; ибо знали, что Херувимы и Серафимы, шестокрылатые светильники, везут одр, веруя тому, кто сказал: седяй на Херувимах явися ( Пс.79:2 ). Итак, иерусалимский верный оный народ, получив откровение, не соблазнился этим ничтожным жеребенком, но укрепился пришествием Владыки. Поэтому, как только увидел этот верный народ, что Господь воссел на жребя, то немедленно, поддерживаемые пророческими предсказаниями, взявши финиковые ветви, говорили одни другим: Что мы медлим и не идем навстречу духовному Финику? Что медлим? возмем ветви финика: плод его полон бессмертия, листья его – исцеление вселенной, а ствол его – древо крестное.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Стих: От стражи утренней до ночи, от стражи утренней/да уповает Израиль на Господа. Пс 129:6б Отцу собезначальное/и столь же вечное Слово,/от девственного чрева происшедшее непостижимо,/и Крест и смерть за нас добровольно претерпевшее/и воскресшее во славе, воспоем и возгласим:/«Жизни Податель, Господи, слава Тебе,/Спаситель душ наших!» Слава: Стихира из Минеи. И ныне, Богородичен: Всемирно славную,/от людей происшедшую и Владыку родившую/воспоем, – Марию Деву,/небесную дверь, Бесплотных песнь и верных украшение./Ибо явилась Она небом и храмом Божества./Она, разрушив враждебную преграду,/мир водворила и отверзла Царство./Потому держась Её, опоры нашей веры,/имеем мы Защитником от Нее рожденного Господа./Дерзайте же, дерзайте, люди Божии,/ибо Он победит врагов, как Всемогущий. Вход. «Свет отрадный:» Прокимен, глас 6 Господь воцарился,/благолепием облёкся. Стих: Облёкся Господь силою, и опоясался. Стих: Ибо Он утвердил вселенную, и она не поколеблется. Стих: Дому Твоему подобает святыня, Господи, на долгие дни. Пс 92:1, 5б Затем ектения сугубая, «Сподоби, Господи:» ектения просительная. Стихиры на стиховне Страданием Твоим, Христе,/от страстей мы освободились/и воскресением Твоим/от тления избавились./Господи, слава Тебе! Стих: Господь воцарился,/благолепием облёкся. Да возрадуется все творение,/небеса да возвеселятся,/с радостию да рукоплещут народы;/ибо Спаситель наш Христос/пригвоздил ко Кресту грехи наши/и, смерть умертвив, жизнь нам даровал,/падшего Адама со всем родом воскресив, как Человеколюбец. Стих: Ибо Он утвердил вселенную,/и она не поколеблется. Будучи Царем неба и земли, Ты, Непостижимый,/добровольно был распят по человеколюбию./Ад, встретив Тебя в преисподней, ожесточился,/а души праведников, принявшие Тебя, возрадовались;/Адам же, увидев Тебя, Творца, в местах подземных, воскрес./О чудо! Как вкусила смерти Жизнь всех?/Лишь только потому, что восхотел Он мир просветить,/восклицающий и взывающий:/«Воскресший из мертвых Господи, слава Тебе!» Стих: Дому Твоему подобает святыня,/Господи, на долгие дни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=992...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010