Вопрос 65. Какая седьмая заповедь? Ответ. Не прелюбы сотвори ( Исх. 20:14 ). Вопрос 66. Какой смысл сей заповеди? Ответ. Христос Господь наш повелел соблюдать строжайшим образом заповедь сию, когда сказал: Всяк, иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердце своем ( Мф. 5:28 ). Сие прелюбодеяние есть двоякое: одно духовное, другое плотское. Духовно прелюбодействует тот, кто, отвергнув истинную и Православную Веру Кафолическую, вдается в различные расколы; о таковом человеке Писание говорит: Потребил еси всякаго любодеющаго от Тебе ( Пс. 72:27 ). Плотское прелюбодеяние есть сладострастный союз с чужою женою. Сею заповедию запрещается и всякое другое любодейство и сладострастие; она осуждает кокетство, сводничество, соблазнительные песни, непристойные пляски, нескромные игры, как показывает Апостол, говоря: Блуд же и всяка нечистота, и лихоимство, ниже да именуется в вас, (якоже подобает Святым), и сквернословие и буесловие, или кощуны яже неподобная ( Еф. 5:3–4 ). Вопрос 67. Какая восьмая заповедь? Ответ. Не укради ( Исх. 20:15 ). Вопрос 68. Как должно понимать сию заповедь? Ответ. Сия заповедь учит не присваивать себе никакой чужой вещи всяким несправедливым образом, или грабительством, или воровством, или удержанием собственности другого. К сему причисляется и то, когда кто-нибудь похищает у другого честь, когда кто требует от подчиненных своих подати, или оброка, сверх надлежащей меры, или налагает на них работы не по силам. Сюда относится и рост. На все это Апостол произносит такой суд: Ни татие, ни лихоимцы, ни пияницы, ни досадители, ни хищницы Царствия Божия не наследят ( 1Кор. 6:10 ). Здесь также должны быть подразумеваемы все законные договоры, где должна быть соблюдаема верность, и откуда должны быть исключены взаимные обманы. Вопрос 69. Какая девятая заповедь? Ответ. Не послушествуй на друга своего свидетелства ложна ( Исх. 20:16 ). Вопрос 70. Как должно понимать сию заповедь? Ответ. Заповедь сия запрещает всякому говорить на ближнего своего какую-нибудь ложь, или поносить чью честь по злобе и мщению; кратко сказать, велит нам укрощать всякую страсть, дабы не быть сынами диавола, подобно тем, к которым сказал Господь: Вы отца вашего диавола есте, и похоти отца вашего хощете творити; он человекоубийца бе искони, и во истине не стоит, яко несть истины в нем. Егда глаголет лжу, от своих глаголет; яко ложь есть и отец лжи ( Ин. 8:44 ). Сию заповедь особенно должны соблюдать те, которые занимаются судопроизводством, дабы не поступить против справедливости, утверждаясь или на ложных свидетельствах, или письменных донесениях; в противном случае соделаются сынами диавола и геенны вечной.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Для удобства справок приводим таблицу сокращений в обозначении рукописей 67 68 Д – Данилова мон. XVIII в. 14. М – (Мельникова) Гр. Уварова XVI в. 1138 (590). С – Синодальной б-ки XVI в. 926. Т 1 – Толстого около 1624 г. Втор. прибавл. 460. Т 2 – Толстого XVII в. II отд. 296. Тх – Тихонравова XVII в. 255 (преж. 29). У – Ундольского 1662 г. 301. Ув – гр. Уварова XVIII в. 1139 (185). Ун – Ундольского XVIII в. 1026.  Июнь 1908 г.           Проф. С. Смирнов По рукописи Московской Синодальной Библиотеки 926  Повесть о житии преподобнаго старца Данила, бывшаго л.1 архимандрита Горицкия обители, и о составлении Божиим хотением манастыря его, иже в Переаславле. Благослови Отче 69 . Благословен Христос Бог наш, всегда прославляемый присными Своими угодники, творящими волю Его святую 70 , и дивен есть во святых Своих, и не туне прославляя святыя Своя, по реченному: славящая 71 Мя прославлю, слава бо и честь, рече божественный апостол, всякому творящему благое ( Рим. 2:10 ). Сия есть слава, древле Давидом реченам 72 , всем преподобным Его 73 ( Пс. 149:9 ). Достойно и праведно еже честь и слава святым, не света сего 74 об. суетного, и многопрелестнаго, и мимоходящаго, но слава и честь присно пребывающая, еже преже сложения миру от Бога уготована 75 любящим Его, их же око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыде ( 1Кор. 2:9 ), яко же до третияго небеси восхищенный божественный Павел написа. Сию славу искренно работающие Богу получиша, ихже поистинне Бог прослави; и человекы, поелико возможно комуждо противу силе дарованнаго от Бога разума, веселящеся, похваляху и друг друга на ревность сих равноаггелному житию л.2. поощряюще, не 76 яко требуют святии от нас похваления, ихже житию и сами аггели удивишася, но да мы, воспоминающе сих добродетельное по Бозе житие, самую добродетель похваляем, по богословеснейшему Григорию: похваляюще же добродетель, самого Бога похваляем и прославляем. Не яко сия требе от нас Богу, Его же непрестанно хвалят и славословят аггели со Отцем и со Святым Духом, но по благодати Его и человеколюбию, приемляй славу от верных 77 человек, чистыми сердци приносимую Ему, да наставит ны на всяку истину и от грех свободит, и вечнаго блаженства об.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Иер. 50: 26, 27 ): «расхищайте серебро, и с такого времени собранное имение собирайте в добычу. Ибо нет конца богатству, утвари и сосудам, какая в Ниневии, – вы не в силах взять с собою столько, сколько она представляет для расхищения» 65 . Беда за бедой постигают Ниневию: она опустошается, расхищается и пустеет (Саф. 1:15. Ис. 34:1 ); у жителей ее от чрезвычайного страха сокрушается сердце ( Нав. 5:7 . Ис. 13:7, 8 . Ез. 21:7 ), расслабляются колена, судорожно дрожат все чресла (высшая степень слабости 1Пар. 25:31 . Иер. 10:4 . Пс. 28:7,8 . Ис. 21:3 . Ез. 30:4,21:11 . Дан. 5:6 ); у всех багровеют лица от прилива крови, – как котлы обращенные к огню стороной 66 , изменяются, яко пламень (ср. Ис. 13:8 ). Сице расступятся: и где теперь это логовище львов и пастбище львенков, – где эта воинственная столица, в которую никто не дерзал приближаться, боясь ее защитников, – эти города, в которых обогащались сильные Ассириане, никого не страшась? ... Пророк исповедует от имени Божия десницу Господа в судьбе врага; вот как пошлю ярость Мою на тебя, и дымом сильного, далеко и высоко несущегося огня, пожгу множество твое – твои колесницы ( и все воинские орудия, ср. Зах. 9:10 ), не дам более грабить о опустошать землю 67 , так что не услышат более о делах твоих, не будет раздаваться голос надменных послов твоих (ср. Юдиф. 2:7). 3. С силой и стремительностью, подобными быстроте будущих исполнителей воли Божьей – отъемлющих от оскорбления, изобразив совершение бремени над Ассирею, столь вожделенное для народа Божия, пророк как бы невольно останавливался на Божественном правосудии. Более спокойным тоном изображает нечестие города (3, 1–4), служащее виной его падения (5–7), а чтобы вновь уверить в возможности его, указывает на пример другого, тоже сильного города (8–10, 11–13): он пал, так и Ниневия падет (14–19). Увы, город, проливающий кровь невинных (ср. Иез. 24:9 . Авв. 2:11 ), преданный всякого рода лжи и хищению (ср. И. 2:13), и не знающий в нем пределов 68 ! Исполняющее вполне-заслуженный суд Божий войско, дышащее убийством и кровью, уже близко: слышит свист конского бича (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

Святоотеческая интерпретация этого места, опираясь на обороты евангельских текстов, артикулирующие семантический момент сравнения (ς у Мк, σε у Мт, σωματικ εδει ς у Лк), склонна подчеркивать уподобительно-символическую функцию образа горлицы, возражая против его чувственной буквализации. По характерной формуле бл. Иеронима, здесь «показуется не истина, но уподобление» (In Matth. 3, 16: non Veritas, sed similitudo monstratur). Вербального изображения Духа Божия в виде горлицы нет ни в Ветхом Завете, ни в других известных нам документах древнеиудейской веры. Очень важно, однако, приписываемое Бен Зоме уподобление того действия Духа Божия при сотворении мира (Быт 1:2), которое выражено глаголом [мэрах э фэт] «простирался» и передано в Синодальном переводе словами «носился», — действию матери-горлицы по отношению к высиживаемым ею яйцам (Hagiga 15. а). Образ горлицы в иных функциях часто встречается в библейской поэзии, например, как символ народа Божия (Пс 67/68:14: «…Вы стали как горлица, крылья которой покрыты серебром, а перья — чистым золотом»). У Филона Александрийского сказано: «Божественная Премудрость […] символически именуется «горлица» (τρυγν — Quis rer. div. her. 25). В Вавилонском Талмуде (Berakhot За) рассказывается, что рабби Иосе слышал «голос Божий, звучавший, как голос горлицы». На совершенно ином уровне наивной фольклорной мифологизации у арабов, родственного семитского народа, складывается представление о чудесной исполинской птице, имя которой («Рух») и означает «Дух». Вспомнив о подобных играх народного воображения, мы лучше понимаем, против чего предостерегал бл. Иероним.   1:11 Сын Мой Возлюбленный. Эпитет «Возлюбленный» может также означать «Единственный, Единородный» (см. старую статью: С. Н. Turner, О ΥΙΟΣ ΜΟΥ Ο ΑΓΑΠΗΤΟΣ, Journal of Theological Studies 27, 1926, p. 113–129, 362. Ср. Быт 22:2: «…Возьми сына твоего, единственного, которого ты любишь…»; Ис 42:1: «Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа моя…».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Таковы псалмы: 8, 17, 20, 28, 29, 32, 33, 45–47,64–67, 74, 75, 80, 86, 91–92, 94–99, 102–107, 110, 112–117, 121, 123, 125, 128, 133–135, 137, 143–150. К числу их принадлежат все вообще псалмы, носящие в евр. т. названия: шир=торжественная песнь, тегиллаг=хваление, тодаг=исповедание, и галлелуйаг=аллилуиа (см. выше о надпис. стр. 12 и сл.), и все начинающиеся и оканчивающееся приглашениями петь, хвалить, благодарить, прославлять и благословлять Господа (воспойте Господу... Пс.95 и др.; хвалите Господа... 146 и др.; восплещите руками... 46 и др.; воскликните Богу... 65 и др.; воздайте Господу славу и честь... 28 и др.; славьте Господа... 104 и пр.; благослови душа моя Господа... 102 и др.). 2) Псалма преобладающего печально-молитвенного настроения, представляющие излияние более или менее скорбных чувствований псалмопевцев пред Богом и молитвенных воплей к Нему о помощи и заступлении по случаю то собственных их несчастий, то различных бедствий народа Божия, – или выражение глубокой печали о развращении мира, с благочестивым негодованием против нечестивцев и призыванием на них суда Божия, – или же исповедание собственной своей греховности пред Богом с горячею мольбою о прощении и помиловании. Псалмы эти по преимуществу могут быть названы молитвенными псалмами, или молитвами – тефиллаг и обыкновенно отличаются частыми повторениями молитвенных воззваний к Господу: Господи помилуй, Господи спаси, призри, внемли, услышь молитву мою, восстань на помощь, избави, заступи и т. п. Они составляют более трети всей Псалтири. Таковы Псалмы: 3–7, 9, 12, 15, 16, 21, 24, 27, 30, 34, 37–40, 43, 50, 53–55, 58–60, 63, 68–70, 73, 74, 78, 79, 82–85, 87, 89, 93, 101, 108, 119, 122, 129 и 139–142. Из числа их Псалмы: 6, 37, 50, 101, 129, 142, а также 31, впрочем, более поучительного тона, как молитвы о прощении грехов и избавлении от наказания за оные, с первых времен христианства (уже у Оригена Homil. 2 Lev.) принято называть псалмами покаянными (psalmi poenitentiales – у Августина). 3) Псалмы по преимуществу спокойного, рассуждающего тона, представляющие собою благочестивые размышления и наставления псалмопевцев об уповании на Бога, о Промысле Божием, об откровенном законе, о различной судьбе праведных и нечестивых и других предметах веры и нравственности, преимущественно по поводу различных обстоятельств или собственной жизни различных псалмопевцев, или истории народа Божия. Псалмы эти вообще могут быть названы псалмами поучительными и в самой Псалтири, в надписаниях некоторых псалмов, называются маскил=учение, размышление. Таковы псалмы: 1, 2, 10, 11, 13, 14, 18, 19, 22, 23, 31, 35, 36, 41, 42, 48, 49, 51, 52, 57, 61, 77, 81, 100, 11, 118, 120, 124, 126, 127, 130, 131, 132, 136 и 138-й.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Экзегетические труды: На Ветхий Завет: фрагменты толкования на книги Быт., Исх., Иис. Нав., Иудифь, Царств: PG 66, 636–645 (Быт.); R. Devreesse Essai sur Theodore de Mopsueste//StTe 141. Citta dei Vaticano, 1948. P. 5–27; Idem. Les commentateurs grecs de l’Octateuque. P. 174–177. Фрагменты толкования на Быт. на сирийском языке: R. P. Топпеаи Theodore de Mopsueste. Interpretation (du livre) de la Genese/Vat. Syr. 120, fol. 1–5//Le Museon 66 (1953). P. 45–64; T. Jansma Theodore de Mopsueste. Interpretation du livre de la Genese. Fragments de la version syriaque/B. M. Add. 17, 189, fol. 17–21//Le Museon 75 (1962). P. 63–92. Фрагменты толкования на книги Чисел и Второзакония на сирийском языке см.: CPG II, 345. Комментарии на Псалмы: PG 66, 648–696; R. Devreesse Le com­mentaire de Theodore de Mopsueste sur les Psaumes (I–LXXX)//Studi e Testi 93. Citta dei Vaticano, 1939. Фрагменты комментариев на Пс.118, 138–148 на сирийском языке: CSCO 435–436/Scriptores Syri 189–1906 L. van Rompay. Louvain, 1982; G. Mercati. I framenti inediti delP antica versione latina dei commentario di Teodora Mopsuesteno sui salmi//Varia Sacra fase. III (Studi e Testi 11). Citta dei Vaticano, 1903. P. 93–112. Латинский перевод Julianus Aeclanensis см.: CCSL 88a. Turnhout, 1977. Ed. L. Deconinck. Комментарий на Двенадцать пророков: PG 66, 124–632; H. N. Sprenger. Theodori Mopsuesteni Commentarius in XII Prophetas//Göttinger Orientforschungen V. Reihe: Biblica et Patristica 1. Wiesbaden, 1977 (здесь и сирийские фрагменты). Это единственный труд Феодора Мопсуестийского, который сохранился целиком в греческом оригинале. Фрагменты толкования на книгу Иова: PG 66, 697–698 и на Песнь Песней: PG 66, 699–700, с латинским переводом в деяниях V Вселенского Собора (АСО 4,1.1971. 53,66–67 [Иов], 68–69 [Песнь Песней]). Толкование на Екклесиаст (в сирийском переводе, пока не издано) (CPG II, 348). На Новый Завет: фрагмент толкования на Мф.: PG 66, 703–713; J. Reuss. Matthäus-Kommentare, 96–135. Фрагмент толкования на Мк.: PG 66, 713–716. Фрагменты на Лк.: PG 66, 716–728; J. Reuss. Lukas-Kommentare, 12–14. Фрагменты комментариев на Ин.: PG 66, 728–785 и критическое издание R. Deveesse, Essai. P. 289–419; сирийский текст с латинским переводом у J. M. Voste. Theodori Mopsuesteni commentarius in Evangelium Ioannis Apostoli//CSCO 115, 116, Scriptores Syri 62, 63. 1940. Фрагмент толкованиг на Деяния апостолов: PG 66, 785–786 и E. von Dobschütz. A hitherto unpublished Prologue to the Acts of the Apostles (probably by Theodore of Mopsues- tia)//The Amer. Journ. of Theology 2 (1898), p. 353–387.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkova...

ибо не увидите (не может зреть) Его человек и жить (остаться живым): ( Исх. 33:20 ) 55 . страшный делами, Ты обратил (возвратил) человека в тление смертное (неисцельное), ( Втор. 10:17 ; Пс. 66:5; 90:3 ) 56 . ибо Он сокращает (возвращает) и удлиняет дни. () 57 . Сильный крепостью, облекающийся правдою, ( Иов. 37:22, 29:14 ) 58 . кто Бог (могуществен) как Ты долготерпеливый? (( )=μακρθυμος Исх. 34:6 др. ср. 1Пет. 3:20 ; 2Пет. 3:9, 15 ; Иак. 5:7, 8, 10 ) 59 . ненавидящий и отвращающийся грабительства и насилия, ( Ис. 61:8 ) 60 . любящий чистое сердце, Ты внемлешь ищущим блага. ( Пс. 51:12 ср. Мф. 5:8 др.) () 61 . Воспрещающий со властью (прещением) и иссушающий моря, ( Ис. 50:2, 51:10 ) 62 . собравшей, как одежду, все воды в начале: ( Прит. 30:4 ) 63 . спасающий по милости Своей от страшных врагов (букв.: от рогов единорога?), ( Пс. 21:22 ) 64 . разгоняющий грехи (зло) как туман и как облако. ( Пс. 51:11 ; Ис. 44:22 ) () 65 . Создал и сотворил все словом уст Своих, ( Пс. 33:6 ) 66 . ибо все слова Его – правда и суд: 67 . (что) уста Его изрекут, «это делайте и живы будете», ( Быт. 42:18 ) 68 . ибо (говорит Господь) «не хочу смерти грешника» ( Иез. 18:22, 32, 33:11 ) () 69 . Зрящий дали, превознесенный и страшный, 70 . превозносящий престол Свой, и смиренного узнает (увидит): ( Пс. 138:6 ; Ис. 6:1 ) 71 . выступающий с превеликою силою (в величии силы), и носящейся на крыльях орлиных (как орел), ( Ис. 63:1 ; Пс. 18:11 ср. Иер. 48:40 ) 72 . испытующий сердца, и нет пред лицом Его забвения. ( Пс. 70:10 ; Притч. 17:3 др. Притч. 2:17 ) () 73 . Взывающий гласом великим: «Я – Бог и нет еще (другого)» ( Ис 45:6 ), – 74 . «обратитесь ко Мне, и Я обращусь к вам» ( Зах. 1:3 ; Мал. 3:7 ): 75 . «приблизьтесь ко Мне» ( Ис. 48:16 ), – с силою обратится (и) Он, 76 . и уши Его внемлющи ко гласу моления бедняги. ( Пс. 130:2 ; Иов. 34:28 ) () 77 . Милостивый и благосердный, суди нас в милости и оправдай нас в суде, – ( Исх. 34:6 ; Пс. 85:15; 103:8 ) 78 . ибо мы – прах и пепел: ( Быт. 18:27 ; Пс. 103:14 ; Иов. 30:19, 42:6 ) 79 . превознесенный в высоких, Царь в небесах (облаках), 80 . внемлющий с высот воплю бедняков! () 81 . Небеса – престол Его и земля – подножие ног Его, ( Пс. 11:4 ; Ис. 66:1 ) 82 . величие (правда) – панцирь Его и свет – одежда Его: ( Пс. 104:2 ) 83 . имя Его страшно весьма, (но Он) милостив и благосерд, – 84 . во всяком роде и роде пребывает правда Его. () 85 . Правы пути Его, и нет в Нем неправды, – ( Пс. 17:31, 33 ) 86 . в каждое утро дает на свет (являет) суд Свой: ( Соф. 3:5 ) 87 . взвешивающий сердца, великий делами, – ( Притч. 21:2, 24:12 ; Иер. 32:19 ) 88 . кто изречет могущество Господа? ( Пс. 106:2 ) 89 . как написано: «кто изречет могущество Господа, возвестит все хвалы Его?» ( Пс. 106:2 ). Приведенный текст приписываемых Симону Кифе молитв и библейские параллели могут давать следующие соображения по вопросу об отношении этих пийютимов к подлинным творениям ап. Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Такое же отношение к псалмам Давида, особ. 21-му, 39-му, (37-му), 68-му имеют пророчества о «Рабе Господа». Более всего отразилось влияние означенных псалмов на гл. 49-ой, 50-ой, 52 кон., 53-ей. Так слова 49-ой главы, стиха 7-го: «говорит Господь... презираемому () всеми, поносимому народом рабу властелинов» и слова 52:14: «как многие () изумлялись, смотря на Тебя (ср. 53:2 – «мы смотрели на Него»), – столь – обезображен был паче всякого человека лик Его, и вид Его паче всех сынов человеческих» – не суть ли те же самые, что и слова псалма 21:7, 13, 18: «а я червь, а не человек: поношение у людей, презренный () у народа»?.. «Обступили меня множество () тельцов («народов» ср. ст. 29–30 или Пс.67:31 )... смотрят на Меня и делают из Меня зрелище»... А дальнейшие слова стиха 7-го 49-ой главы: «цари увидят и встанут, князья поклонятся ради Господа» (, ср. 52:15) и слова 6-го ст.: «Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» (или паралл. 45:22: «ко Мне обратитесь и будете спасены все концы земли» ) не находятся ли в полном соответствии с Пс.21:28 : «вспомнят и обратятся ко Господу все концы земли , и поклонятся пред лицом Твоим все племена народов, потому что Господу принадлежит царство, Он – Владыка народов. Вкусят и поклонятся все тучные земли» 366 . Слова (7-го) и 8-го стиха 49-ой главы («говорит Господь, который верен»): «во время благоволения Я услышал Тебя и в день спасения помог Тебе» – вполне соответствуют Пс.68:14 367 . – Слова 50:5: «Господь открыл мне ухо, и Я не воспротивился, не отступил назад», – очевидно, суть применение к Рабу Господа слов псалма 39:7, 8, 9: «Ты отверз Мне уши... и потому Я сказал: вот Я иду,.. Я хочу исполнить волю (ср. 53:10 Исаии) 368 Твою, Боже» 369 ; а дальнейшие слова псалма: «в свитке книжном написано о Мне... закон Твой у Меня в сердце... Я проповедую правду Твою в собрании великом», или псалма 21:23, 26 – напоминают слова параллельного места в 8-ой главе Исаии: «завяжи откровение , запечатай закон при учениках Моих» (ср. Евр.2:12, 13 ). Стих 7-ой 50-ой главы Исаии 370 соответствует в псалме 39-м стихам 14-му и 18-му 371 , 11-му, 3-му 372 и стиху 15-му. Ис.51:1 ср. также с Пс.39:3 или Пс.68:3, 15–16 . Изображение страданий в Ис.53:5, 4 и особ. в параллельном месте Ис.1:5–6 ср. с Пс.37:2–8 373 .

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

2. Ивановичь ЕЛРУ. Буква «ч» выносная ОПСТ. 3. посовтовав ЕЛОРТУ, посъветовав П. 4. со ЕЛОРТУ. 5. о[т]цем Ε, отцемь С. 6. Даниилом О. 7. пославша Π, пославше С. 8. честнейшего П. 9. монастыря ЕЛОТ. 10. чюдовьского ЕТ, чюдовьскаго ПС, чюдовского Р. 11. архимандрита ЕОРТУ, архимарита Л, анхимандрита ПС. 12. видети ПС. 13. Нет У. 14. Макария ЕПРСУ. 15. во Л. 16. вочин ЕТУ, отчин ЛР, вотчине ПС. 17. Георгия ЕОПУ, Юрья Т. 18. Доб.: Ивановича Т. 19. во ЕЛОРСТУ. 20 святыа С. 21. Нет ЕРСТ. 22. живоначалныя ЕЛОСУ, живоначялныя Р. 23. приспвшю ЛС, приспевшу П, присытвшу Т. 24. архимариту Л, анхимандриту ПС. 25. Доб.: Ион ЕЛР, Ион У, Ионе ПСТ. 26. обедни П. 27. тои Т. 28. Юрьи ЕПРСТУ. ж. Буква «ч» выносная. 29. Ивановичъ ЕТУ, буква «ч» выносная ЛОПС. 30. молиться С, молитъся У. 31. Троицы ЕЛОРТУ, Троице П. 32. чюдотворцю С, чудотворцу Т. з. Буква «т» выносная, буквы «у» нет. 33. литоргии П. Буква «т» выносная, буквы «у» нет С. 34. стоящю Л, стоащу Т, стоащю С, стоащи Т. 35. архимарит Л, анхимандрит ПС, архиманъдрит Р. 36. во ЕРТУ. 37. церьковь С. 38. стареишаго ПС. 39. Доб.: своего Е. 40 великаго ЕОРСТУ. 40–41. великаго князя Л. 41. Перед словом буква «н» Е. 42. Василия ПРТ, Васильа С, Василья У. 43. Ивановича ЕЛОРСТУ, буква «ч» выносная, окончания нет П. 44. Нет ЕРТ. 45. Митрополи Ε, митрополита ЛОПРСТУ. и. Конечное «т» выносное, окончания нет. 46. Даниила О. 47. приношает ЕРСТУ, приношаетъ П. 48. сеи Е. 49–50. Слова написаны на нижнем поле л. 594 Ρ. Hem Т. 49. архимарит Л, архиманьдрит О, анхимандрит ПС. 50. воспрошает Ε, прашает О. 51. идеже ОПС. 52. тело П. 53. Доб.: его Е. 54. Макария ЕПРУ. 55. вел Л, повеле П. к. Апостроф с верхней петлёй буквы «в» напоминает лигатуру «въ». 56. скрыти Е, вскрыти О, воскрыти Т, въскрыти ЛПРСУ. 57. видеша ПС. 58. аки ЕЛОПРТУ, яко С. 59. помыслив У. 60. соб Ε, себе Л. 61. осяжю ЕЛС. 62. руками С. 63. аки Т. 64–65. поне Т. 66. смяше ЕП, смяше О, смяше РТУ, смеяша С. 67. Описка писца: «н» Е. 68. вопияше ЕЛРУ, вопиаше ОТ въпияше П. 69. со ЕОРТУ.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Не искони ли Ты – Иегова, Бог мой, святый мой? – Мы не умрем» (ст. 12). – «Не искони ли» – с тех самых пор, как существует израиль (мысль та же, что в Пс.73:12 ); «Ты – Иегова» – существо самобытное, и во всех словах и делах всегда себе верное и неизменяемое ( Исх.3:14 ; Исх.6:2 ; Ис.49:7 ; 1Кор.1:9 ), «превысший всего сущего» 67 ? К тому же не «Бог ли Ты» – Израиля, избравший его в свое достояние от среды других народов, вступивший в завет с ним ( Исх.6:4–7 ), неразрушимый ни для какой человеческой силы; защитник его, Которого имя именуется на нем ( Ис.63:19 ) и «Которого милосердием мы существуем доселе 68 »? Не «Святой ли Ты» израилев – Святый, живущий среди славословий Израилевых ( Пс.21:4 ) во святом храме ( Авв.2:20 ), не терпящий зла (сн. ст. 13), не могущий потерпеть того, чтобы уничтожил израиля народ нечестивый, отвергшийся Бога (сн. ст. 11). Святость Божия – ужас для грешника – есть для верующего, для праведника основание упования: мы на святое имя Его уповаем ( Пс.32:21 ). Пророк, очевидно, молится не за себя только, но за весь народ, искони избранный Богом, на что указывается уже ближайшим глаголом и предыдущим словом (искони), которое к частному лицу неидет, подобно как молились Моисей и Самуил ( Исх.32:11 и д. Чис.14:13 и д. 1Цар.12:19–23 ; 1Цар.7:5 ) или впоследствии Иеремия ( Иер.7:16 ; Иер.11:14 ; Иер.15:1 ; Иер.18:20 ); становится он как бы стеной между домом израилевым и Богом его (сн. Чис.16:48 ; Пс.105:23 ; Иез.13:5 ; Иез.22:30 ), и имеет ввиду эти знаменательные выражения: Бог израилев, Святый израилев, встречающиеся особенно у Исаии ( Ис.1:4 ; Ис.30:11 ; Ис.43:3,14 ; Ис.49:7 ; Пс.21:4 ; Пс.77:41 ; и мн. др.). Но в живейшем сознании, что и сам он – пророк принадлежит к народу, которому изречена страшная угроза Божия, и в живейшем чувстве веры в Бога израилева и благоговейной любви к Святому израилеву, – он употребляет выражение частное, не общее: называет Бога своим, а не нашим, – образ речи довольно обыкновенный у святых Божиих ( Пс.21:1 ; Пс.26:1 ; Ин.20:13 ; Гал.2:20 ), которые обобщали себя с народом своим, но и не обезличивались 69 .

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010