Обстоятельства страданий И. Христа изображаются в псалмах с такою поразительною точностью, что некоторые изречения писаны царственным пророком как бы у самого подножия Голгофы и креста, так что между событием и пророчеством видно иногда не только полное, но даже буквальное соответствие (напр. ср. Пс.21:2, 8, 9 с Мф.27:39, 43, 46 ; Пс.21:19 с Ин.19:24 ). Искупитель представляется в псалмах страждущим не за Себя, но ради нас (68:5; 71:4, 12; 87:8; 137:8), долготерпеливо переносит уничижения и тяжкие страдания (30:10, 11; 21:15, 16; 54:5–6; 68:2–30; 108:22–24), лжесвидетельство (34:11, 12), заушение и бичевания (37:18), посмеяние (108:25), пригвождается ко кресту (67:19; 87:16), напояется желчью и оцтом (68:22), взывает к Отцу (21:2; 141:2–4), умирает (87:5), погребается (21:16; 87:7), одежды Его разделяются по жребию (21:19). Предуказываются в псалмах и последующие события, а именно: сошествие Его во ад (15:10; 29:4; 67:5; 87:6, 16; 106:16), воскресение (15:8–10; 11:6), вознесение на небо и сидение одесную Бога, дабы покорить под ноги Себе врагов Своих ( Пс.23:7; 109:1 ). в) Предсказания пророков. После времен Давида среди народа Израильского сияло подобно светильнику слово пророческое ( 2Пет.1:19 ). Предсказания пророков о Мессии, о Христовых страданиях и о последующей за ними славе ( 1Пет.1:10, 11 ), многочисленны и разнообразны. Приведем главнейшие и очевиднейшие предсказания пророков: 1) о лице Мессии, 2) Его служении, 3) происхождении по плоти и 4) обстоятельствах Его жизни. I. О лице Мессии пророки, подобно псалмопевцами, учили, что Он будет Бог и человек. Учение о божестве Мессии раскрывалось всеми пророками в разных степенях ясности. Так, пр. Исаия усвояет Мессии наименование Еммануил (7:14), что, по объяснению евангелиста ( Мф.1:23 ), значит с нами Бог (евр. Emmanuel составлено из слов: em – с, anu множ. ч. от ani – я и El – Бог). Он же говорит о Мессии: нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий (евр. el gior), Отец вечности, Князь мира ( Ис.9:6 ), Бог и Господь (40:3, 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Д. Четвертая строфа (: ). I. 66 . Кто уподобится с Тобою, 67 . (и) кто сходствует с Тобою, 68 . (и) кто сравнится с Тобою! ( Пс. 89:7 ) II. 69 . Бог великий, сильный и страшный! ( Иер. 32:18 др.) 70 . Господь всевышний, создатель неба и земли! ( Быт. 14:19. 22 др. ср 1Пет. 4:19 (κτστης π. λεγ) 1Пет. 1:5, 2:17 ; 2Пет. 1:3, 3:5, 7, 10, 12, 13 III. 71 . Будем восхвалять Тебя и прославлять Тебя и славословить Тебя, 72 . и благословлять имя святое Твое! 73 . Как сказано у (от) Давида (Давидом): «Благослови душа моя Бога и вся внутренность моя имя святое Его». ( Пс. 103:1; 144:21 ср. Деян. 1:16. 20; 2:25; 4:25 ср. стр. 64) IV. 74 . Сильный во всемогуществе (множ. число) силы Твоей, ( Пс. 68:3 множ. соотв. 1Пет. 1:11 и 1Пет. 2:9 ) 75 . Велики во славе имени Твоего, 76 . Крепкий до конца и страшный в чудесах (ужасных делах, ужасах) Твоих, ( Втор. 10:21 ; 2Цар. 7:23 ; Пс. 139:14 ср. 1Пет. 2:17, 3:14 ) 77 . Царь, восседающий на престоле высоком и превознесенном! ( Ис. 6:1 ср 1Пет. 3:22 ) Строки 66–68, 71–72 и 74–76 имеют в конце одни и те же слова, а 69–70 созвучные. Стр. 60 процитирована в вышеук. местах Талмуда. Е. Строфа пятая (: ). I. 78 . Живый вечно (вечность), Превышний и Святый – имя Его ( Ис. 37:15 ; 1Пет. 1:15, 16, 23, 25 ; 2Пет. 3:18 ) 79 . и (как) написано: «Ликуйте праведники о Господе», «благочестивым подобает хвалить (хвала)» ( Пс. 33:1 ) II. 80 . Устами благочестивых Ты превозносишься, 81 . и словами праведных Ты благословляешься, 82 . и языком преподобных Ты святишься, 83 . и сердцем святых Ты прославляешься. III. 84 . И в собраниях мириад (множеств) народа Твоего ( 1Пет. 2:9. 10 ), дома Израилева ( 1Пет. 4:17 Деян. 2:10. 36 ), в славословии (славословиях) прославляется имя Твое, Царь наш, во всяком роде и роде; ибо таков долг всех созданий пред лицом Твоим, Господи Боже наш и Боже отцов наших, благодарить, восхвалять, прославлять, славословить, превозносить, чествовать, благословлять, ублажать и провозглашать всеми словами песнопений и славословий Давида, сына Иессеева, раба Твоего, помазанника Твоего. ( Пс. 17:1, 51, 88:21 ; 1Пет. 2:16 ; 2Пет. 1:1 ; Деян. 2:30, 36, 3:18, 4:25–26, 13:22 )

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

1:60–62. Детей часто называли в честь дедов, а иногда и отцов. В этом вопросе последнее слово было за отцом, а не за матерью; в римском обществе (в отличие от еврейского) отец даже имел законное право решать, останется ребенок в семье или будет выброшен на помойку. 1:63. Захария написал имя на деревянной дощечке, покрытой воском, – обычном для того времени материале для письма. 1:64–66. Рассказ о пророческом безмолвии и восстановлении речи после исполнения пророчества встречается также в Иез. 33:22 . 1:67–79 Пророчество Захарии В Ветхом Завете лишь тонкая грань отделяет вдохновенную хвалу от «пророчества (напр.: 1Цар. 10.5,6 ; 1Пар. 25:1–3 ), и часто, как в псалмах, наблюдается переход от одного к другому (45:2,11; 90:1,14). 1:67. Дух Божий в Ветхом Завете чаще всего связывался (хотя и не исключительно) с пророчествованием, и эта точка зрения бытовала в различных еврейских кругах и во времена Иисуса. 1:68. выражение «благословен Господь» встречается в ветхозаветных славословиях (напр.: 1Пар. 16.36 , 2Пар. 6:4 ; Пс. 40:14; 71:18 ) и стало образцовым началом благодарственной еврейской молитвы в ответ на Божьи благословения. О том, что Бог посетил Свой народ, чтобы даровать искупление и совершить суд, говорили и пророки, и позднейшие авторы (ср. Свитки Мертвого моря). Слово «избавление» уподобляет этособытие с освобождением израильтян из египетского рабства, грядущее спасение И новый исход возвещали и ветхозаветные пророки. 1:69. Рог символизирует силу, потому что с его помощью животное одерживает победу в схватке с врагом. Выражение «рог спасения» синонимично «скале», «твердыне» и «шиту» в Пс. 17:3 . Таким образом, отрок издома Давидова будет их избавителем (ср.: Пс. 131:17 ). 1:70–75. По завету, заключенному Богом с Авраамом, Бог обещал патриарху и его потомкам избавление от врагов. Этот отрывок целиком построен на образах Ветхого Завета. 1:76. Выражение «приготовить пути Ему» восходит к Ис. 40 (о глашатае нового исхода) и, возможно, к Мал. 3 (вероятно, в связи с Илией в 4:5); ср.: Лк. 3:4 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

64 Впрочем, закон был строг только в отношении выдачи евреек за иностранцев, но евреи в виде исключения могли жениться, например, даже на моавитянках: Руфь, бывшая замужем за евреем, была моавитянка. Строгость закона, запрещающего брачные союзы с иностранцами, усиливалась смотря по политическим обстоятельствам народа Божия; так, например, после плена Вавилонского Ездра и Неемия принудили иудеев изгнать из своих домов иностранных жен и даже их детей ( 1Езд.10 ; 2Езд.9 ). 65 Это Господь говорит именно о египетских и хананейских браках кровосмешения. 67 Описание этого случая в Библии весьма сжато и нужно вдуматься в ее слова, чтобы представить полную картину этого семейного факта. 67 В первый раз эта церемония упоминается в Руфь 3:3 . 68 Расплетенные волосы были привилегией девиц в день брака. 69 Еврейское выражение взять жену дает повод думать, что сущность церемонии брака состояла во взятии невесты. 70 По славянской Библии. 71 Лань (самка оленя) служит в Священном Писании образом деятельности и скорости ( 2Цар.22:34 ; Пс.17:34 ), женской скромности ( Песн.2:7; 3:5 ), неудержимого стремления ( Пс.41:7 ) и материнской привязанности ( Иер.14:5 ). Серна служит образом существа любящего ( Песн.2:9,17; 8:14 ). Большие, дышащие мягкостью, глаза серны особенно ценились на Востоке. 72 В этой главе описывается весь обряд этого суда Божия. 73 Это особенно ясно в Притч 21 и в других местах Притч и книге Сираха. 74 Цитируя книгу Сираха, мы обозначаем счет стихов то по славянской Библии, то по переводу отца А. Сергиевского, потому что счет стихов в той и другом неодинаков. 75 Сикера — род пива или вина, делавшегося, впрочем, не из винограда, а из гранатовых яблок, фиг и прочих плодов. 76 Это мы видим в истории Руфи ( Руфь 3:10–13; 4:1–12 ). Печатается с некоторыми сокращениями по изданию: Протоиерей К. Л. Кустодиев. Опыт истории библейской женщины. Ч. 1, 2. История ветхозаветной женщины. СПб., 1870. Рекомендуемые статьи Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета

http://azbyka.ru/zhenshhina-v-vethom-zav...

65. Итак, следует остерегаться [страсти] памято–злобия, ибо за ней следуют многие ужасные [пороки]: зависть, печаль, злословие. Хотя они и кажутся малыми, но зло, от них [происходящее], смертоносно. Они подобны легким стрелам врага. И часто бывает, что раны, нанесенные обоюдоострым мечом и большим кинжалом, то есть [грехами] блуда, любостяжания и убийства, исцеляются спасительным лекарством покаяния, а гордость, памятозлобие и злословие, которые кажутся малыми стрелами, вонзившись в наиважнейшие части души, незаметно уничтожают [ее]. Они губят не мощью удара, но нерадением пораженных [этими стрелами]. Ибо, презрев злословие и остальные [так называемые малые страсти], как ничего не значащие, [люди часто] бывают постепенно погуб–ляемы ими . 66. Итак, злословие является тяжким и дурным [пороком], но для некоторых людей оно становится пищей и отдохновением. Однако ты не принимай [в уши свои] пустой молвы, чтобы не сделаться вместилищем чужих пороков. Делай душу свою простой. Ведь восприняв зловонную нечистоту речей, ты запятнаешь молитву свою помыслами и возненавидишь без причины тех, кто повстречается [с тобой]. Наслушавшись отвратительных речей от любителей позлословить, ты будешь с подозрением взирать на всех. Это подобно тому, как глаз, постоянно воспринимая [какой–либо] яркий цвет, теряет способность отчетливого представления [всего прочего] . 67. Поэтому должно хранить и язык, и слух, дабы не говорить и не слушать чего–либо подобного с пристрастием. Ибо написано: «Да не приимеши слуха суетна» (Исх. 23, 1) и «Оклеветающего тай искренняго своего, сего изгонях» (Пс. 100, 5). Псалмопевец также говорит: «Яко да не возглаголют уста моя дел человеческих» (Пс. 16, 4) . А мы [только и делаем, что] болтаем об этих делах человеческих. Должно же и не верить сказываемому, и не осуждать говорящих, но делать и говорить согласно Божиему Писанию, глаголющему: «Аз же яко глух не слышах и яко нем не отверзаяй уст своих» (Пс. 37, 14) . 68. Не следует радоваться несчастью человека, даже если он и представляет собой совершенного грешника. Ведь некоторые, видя, [как кого–либо] подвергают бичеванию или сажают в тюрьму, по неведению своему изрекают мирскую поговорку: «Плохо стелящий постель будет мучиться за обедом». Итак, ты, мягко постелившая себе, дерзаешь [думать], будто надлежит тебе отдыхать в жизни [сей]? И что мы сделаем тому, кто говорит: «Случай един праведному и нечестивому» (Екк. 9, 2)? Ибо течение здешней жизни — одно и то же для [всех] нас, хотя и различаемся мы образом жития.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=112...

Мы признаем, что almah этимологически не значит непременно «непорочная дева», «virgo intacta et illibata», но непременно значит «virgo», «дева»; понятие незамужнего состояния непременно требуется этимологией слова almah. Притом, слово almah, как видно из предыдущего, означает не деву вообще, какую бы то ни было, но деву молодую. Совершенно правильно, поэтому, замечает бл. Иероним, что almah «есть не только дева вообще, но дева очень молодого возраста и в годах юности (adolescentiae). Ибо возможно, продолжает Иероним, что дева бывает старая (vetula), эта же (т. е. almah) – дева в юных годах (in annis puellaribus) или такая дева, которая не маленькая девочка (puellula), но уже может познать мужа, уже таким образом, способна к браку (nabilis)» 32 . Таково этимологическое значение слова almah. Если мы обратимся теперь к употреблению этого слова в Библии, то найдем полнейшее подтверждение для указанного значения. Уже бл. Иероним пишет 33 , что, насколько простирается его память, он не замечал, чтобы слово almah было употреблено где-либо о замужней женщине, но всегда и везде употребляется по отношению к молодой деве. И действительно, если мы рассмотрим в Библии все места, где употреблено слово almah, то убедимся, что оно везде означает незамужнюю женщину, feminam innuptam, деву и даже (если не везде, то, как увидим ниже, за исключением во всяком случае не больше одного места) девственницу, деву непорочную. Слово almah встречается, за исключением места Ис.7:14 , еще в восьми следующих местах Библии: Быт.24:43 ; Исх.2:8 ; Пс.68 (по рус. Биб. Пс.67:26 ); Песн.1:3; 6:7 ; Притч.30:19 ; Пс.45:1 и 1Пар.15:20 . Что в первом месте ( Быт.24:43 ) слово almah употреблено по отношению к молодой незамужней и даже непорочной женщине, в этом не может быть никаких сомнений, так как раб и главный управитель имуществом Авраама, во всяком случае, желал и даже должен был избрать в невесты для сына своего господина молодую деву и притом деву чистую, непорочную. И действительно, Ревекка, которая была избрана в жены для Исаака, в 16 ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/predsk...

Нужно, наконец, обратить внимание и на то, что все более или менее известные древние переводчики Библии понимали слово almah в значении «незамужняя женщина» или «дева». Это обстоятельство имеет немаловажное значение, так как понятно, что чем ближе переводчики жили к тому времени, когда еврейский язык был живым языком, живее, яснее и достовернее было предание об истинном значении того или другого еврейского библейского слова. А что древние переводчики Библии слово almah действительно понимали в значении «незамужняя женщина», в этом нетрудно убедиться из их переводов. Для нас в этом отношении преимущественное значение имеет, без сомнения, так называемый, перевод LXX толковников или греческий александрийский перевод, так как он, по общепризнанному мнению принадлежит к числу самых древнейших переводов Библии и притом этот перевод, по общему же согласному мнению, свободен от всяких тенденций. Но что греческие александрийские переводчики Библии слово almah понимали в значении «незамужняя женщина», «virgo innupta», в этом едва ли можно сомневаться. Они перевели это слово в некоторых местах через παρϑνος ( Быт.24:43 ; Исаии Ис.7:14 ) и в некоторых через νενις ( Исх.2:8 ; Песн.1:3 (2); Песн.6:8–7:14 ; Пс.68 , ( Пс.67:26 )). Что оба эти слова, а след., и передаваемое ими еврейское слово almah александрийские греческие переводчики Библии понимали в значении «незамужняя женщина» ими «дева», это ясно из того, что теми же самими словами они переводили и еврейское слово betulah, которое несомненно означает деву и даже девственницу, что согласно признают, можно сказать, решительно все ученые. Так, в Исх.22:16–17 ; Лев.21:13–14 и др. они betulah перевели через παρϑνος, а в 3Цар.1:2 – через νενις. Что касается места Притч.30:19 , то здесь еврейское слово bealmah александрийские греческие переводчики Библии перевели через «ν νετητι». По их переводу, таким образом, в указанном месте совсем нет речи о женской личности; писатель книги Притчей здесь, по их переводу, высказывает только, что он не понимает путей мужчины в (его) молодости, юности.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/predsk...

—67— праведники не увидят тления (15:10), поселятся в земле живых, где будут прославлять Бога ( Пс.26:13; 114:9 ). Такая разница загробного существования опиралась на веру в Божие правосудие, которое строго определяет зависимость состояния человека по смерти от нравственного достоинства его земной жизни: пример Эноха ( Быт.5:24 ) и провал чрез землю Корея с сообщниками ( Чис.16:30–33 ) были на глазах у евреев и удерживали их от особой печали по умершим ( Втор.14:1 ). Однако иудейская мысль не могла точно определить характера загробной жизни праведников, она только постулировала их лучшее состояние, сравнительно с грешниками, и то обстоятельство, что рефаимами называются не все умершие, а только особо грешные, дает возможность установить, что все умершие ( Иов.14:13 ) без исключения идут туда, но праведники не получали имени рефаимов 1490 . Причем проф. Schwally устанавливает различие существования в шеоле погребенных и непогребенных: непогребенные остаются вдали от своих семей и родов, они скитаются, как тени, по шеолу; наоборот, погребенные с соблюдением соответствующего ритуала обитают в шеоле семьями и родами, и здесь находят себе место все умирающие, там израильтяне занимают центральное положение 1491 . Что же такое жизнь в шеоле, по еврейскому представлению? – Жизнь в шеоле рассматривалась, как продолжение земного существования, и умершие там не теряют своего обычного земного вида; так, необрезанный сохраняет свою крайнюю плоть, пророк – мантию (Самуил в Эн – Доре), царь свою диадему и трон, воин – меч, народы не теряют своей национальной физиономии и т. д. Если кто имеет какой-нибудь физический недостаток, мы встречаем его таким и за гробом; воин, убитый рукой женщины, сохраняет это позорное пятно. Мертвые высказывают свободно насмешки над известными личностями: когда вавилонский царь спускается в царство мертвых, обитатели шеола осыпают его градом насмешек за высокомерие и кичливость на земле ( Ис.14:9–11, 16 ср. Иез.32:21 ). Жизнь в шеоле очень —68— бедственная, жалкая. Обитатели его немощны ( Ис.14:10 ), они разбиты, обломки некогда сильной мощи (Иэз.26:20), поэтому, – имя – вполне отвечает их природе ( Ис.14:9 ) 1492 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   Слово «псалмы» относится, в первую очередь, к произведениям, входящим в ветхозаветную Псалтырь (Лк 20:42, Лк 24:44, Деян 1:20, Деян 13:33), но оно может относиться также и к новым богослужебным композициям (1 Кор 14:26, где греческое слово «псалмос» использовано, скорее всего, в значении «гимн»). Прилагательное «духовный» (греч.: «пневматикос»), служит определением к существительному «песня» (которое само по себе может иметь совершенно светское значение) и указывает, что данное произведение преподано Святым Духом или направлено Им (1 Кор 2:6, 1 Кор 15:44—45).    Искупительный подвиг Христа повлек за собой появление множества хвалебных гимнов, созданных Его народом, образцом для которых часто служили песни, входящие в Ветхий Завет (напр., Лк 1:46—53,67—79, Лк 2:14,29—32). У самого Павла был определенный опыт поклонения Богу посредством музыки (Деян 16:25), и уже давно замечено, что в его посланиях содержатся отрывки, по форме напоминающие церковные гимны (Еф 5:14, Флп 2:6—11, Кол 1:15—20, 1 Тим 3:16). Раннехристианские песни хвалы лежат, как представляется, и в основе таких фрагментов Писания, как Ин 1:1—14, Евр 1:3, 1 Пет 1:18—21, 1 Пет 2:21—25, 1 Пет 3:18—22 а «новые песни» книги Откровение сами являются эскизом раннехристианских богослужений (Откр 4:8—11, Откр 5:9—13, Откр 7:10—12, Откр 11:15—18, Откр 12:10—12, Откр 15:3—4, Откр 19:1—8, Откр 21:3—4). Угождение Богу     Хорошо известна истина, что целью жизни каждого христианина должно быть прославление Бога. В этом, собственно, и состоит призвание верующего. Все, что мы говорим и делаем, все наше послушание Божьим заповедям, все наши отношения с другими людьми, все наши дары, таланты и возможности, данные нам Богом, вся наша стойкость, проявляемая в неблагоприятных ситуациях и атмосфере людской враждебности, все это должно служить нам средством почтить и прославить Бога за Его премудрость и благость (1 Кор 10:31 ср. Мф 5:16, Еф 3:10, Кол 3:17).    Равно важна и та истина, что каждый христианин призван угождать Богу. Как Иисус жил не для того, чтобы угождать Себе, так же должны жить и мы (Ин 8:29, Рим 15:1—3). Угождение Богу должно быть нашей целью. Достижению этой цели служит сочетание веры (Евр 11:5—6), хвалы (Пс 68:31—32), благотворительности (Флп 4:18, Евр 13:16), послушания установленным Богом авторитетам (Кол 3:20) и целеустремленности в христианском служении (2 Тим 2:4). Бог делает нас способными к жизни в соответствии с Писанием, и Он доволен, когда мы этим служим Ему Такова природа Бога по Своей произвольно являемой благодати дать людям то, что Он от них требует, и наслаждаться результатом (Евр 13:21 ср. Флп 2:12—13).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

(63). Причастник аз есмь всем боящимся Тебе. Совершенный делается причастником Христовым, по сказанному: причастницы быхом Христу (Евр. 3, 14). А Псалмопевец, как руководствуемый еще к совершенству, говорит о себе, что он - причастник боящихся Господа, однако же, не просто боящихся, но по страху Божию сохраняющих заповеди Божии. Хранение заповедей служить доказательством страха Божия. (64). Милости Твоея, Господи, исполнь земля; оправданием Твоим научи мя. Пророчески предрекает будущее, что вся земля исполнена будет боящихся Господа. И будет это не по иной нужде, но по Твоей милости; ибо Сам милостиво сотворишь это, Себя самого предав на то, чтобы Тебе быть учителем людей. (65). Благость сотворил еси с рабом Твоим, Господи. Наставленному в Божественных заповедях преподается учение - быть небесчувственным к благодеяниям Божиим, потому что не освободился бы он от греха и не был бы сопричислен к рабам Господним, если бы не была тому виною Божественная некая благодать. (67). Прежде даже не смиритимися, аз прегреших. Будучи предан за прежние, мною содеянные, грехи, доведен я до смирены, претерпев это по праведному суду Божию. Поэтому-то, подвергшись вразумлению, прошу научить меня и привести в познание, что смирение, до какого доведен, служит к пользе моей и к вразумлению. (68). Благ еси Ты, Господи. Праведник при всем что ни встречается с ним, хотя бы то было и горестно, говорит Богу: благ еси Ты. Сему подобно сказанное в другом месте: благословлю Господа на всякое время (Пс. 33, 2). И благостию Твоею научи мя оправданием Твоим. Просить, чтобы научил его благий Бог, потому что благи оправдания Божии , соразмеряемые с достоинством каждого. Почему, о них и должно сказать: оправдались судьбы Твои, Боже (Пс. 18, 10). (69). Умножися на мя неправда гордых. До того, говорит, простерли гордость, что сердце в них стало таким, как сказано далее: (70). Усырися яко млеко сердце их. Предан будешь жестоким и тяжким искушения, смиряющим в жизни и научающим умерщвлять и порабощать тело, и ходить не широким и пространным, но тесным и узким путем. Ибо сердце святых утончено, а сердце гордых утучнено.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010