65. Отцы все упование и помощь находили в Боге, говоря: Настави мя на истину Твою (Пс. 24:5), исправи пред Тобою путь мой (Пс. 5:9), скажи мне, Господи, путь, воньже пойду (Пс. 142:8). 66. Как моль одежде, червь дереву, так печаль вредит сердцу человека. 67. Деятельность души сравнивается с мельничным жерновом, который от стремительного течения воды вертится кругом. Он никак не может перестать от движения, будучи движим водою. Но во власти приставника состоит пшеницу молоть, или жито, или куколь растирать. Будем молоть то, что всыпано. Так и ум наш. Где сокровище дел, хотение, самовластие, произволение, внимание, сочувствие наше, там необходимо пребывает и сердце наше (Мф. 6:21). 68. Души умерших не лишаются своих чувств и не теряют расположений своих, то есть надежды, радости и скорби, ожидания всеобщего суда. 69. Цель жизни и трудов христианина – очищение сердца. Эта цель общая всем. 70. В Египте и Фиваиде приучались к труду и содержали себя. Первые монахи в келлии всю ночь проводили в молитве, а днем принимались за рукоделие и занятия. Никто из мона­хов во весь день не выходил из келлии и не оставлял труда своего, никто совсем не разгова­ривал с другим. Если кто работал вне келлии, то пел псалмы или повторял места из Писания. 71. Отречение от мира: 1) телесное оставление богатства и стяжания; 2) оставление прежних нравов и порочных страстей; 3) отвлечение ума своего от всего видимого и насто­ящего, созерцание только будущего и желание невидимого. Ум (при третьем отречении) так далеко входит в область невидимого и до того углубляется в высшие бестелесные предметы, что не чувствует ни своего положения телесного, ни даже облежащего его естества, возно­сится до такого восхищения, что не только не ощущает никаких звуков телесным слухом и не обращает внимания на проходящих мимо людей, но не замечает даже груды деревьев и других огромных предметов, находящихся пред его глазами. 72. Того очи сердечные Господь так отвлекает от всего настоящего, что он считает то не только преходящим, но как бы дымом исчезающим, чем-то разрешившимся в ничто.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4165...

Содержание    Благослови, Отче.            Все Божественное Писание, исполненное благодати Святаго Духа, непрестанно побуждает нас к соблюдению заповедей Божиих. Особенно же к этому нас призывает увещание пророка Давида, ежедневно воспеваемое в псалмах. Ибо книга псалмов воспитывает благочестие, наставляет в вере, учит целомудрию, ведет к страху Божию, повествует о наказании, умилении, воздержании, покаянии, сострадании, любви Божьей, о перенесении скорбей, чистоте, долготерпении, посте и добрых делах. Прилежание и усердие в молитве и чтении Божественного Писания — мать всех добродетелей. По молитве мы получаем исполнение всякого прошения и всякий дар от Бога. «В собраниях, — сказано, — благословите Бога» (Пс. 67:27), и «Посреди собрания воспою Тебя» (Пс. 21:23). Посему пророк, как бы от лица Бога, настоятельно внушает нам иметь непрестанное к Богу прилежание и усердие, говоря: «Научитесь и познайте, что Я Бог» (Пс. 45:11). Ибо без усердия и прилежания в молитвах и чтении Божественного Писания невозможно ни получить исполнения прошений, ни истинно познать Бога.    Если кто-нибудь зачастую долгое время проводит ради овладения каким-либо из земных искусств, чтобы наконец достичь желаемого, то насколько усерднее должен постигать [искусство жизни] в Боге тот, кто желает преуспеть в познании Бога и в благоугождении Ему: он должен жарко и пламенно, вплоть до конца жизни, устремлять к Нему свою душу. Разве ты не видишь, как обладающие временной и преходящей властью, улучив благоприятное время, мечутся и сталкиваются друг с другом, теснимые, как огнем, гордыми своими помыслами? Каждый из них говорит: «Какое благоприятное время для меня! Как я силен! Как много у меня в подчинении и послушании! Как хорошо идут у меня житейские дела! Я буду богат, обустроен, огражден, буду грабить и расширять [свое могущество], буду впереди всех, прежде чем пройдет мое время. Не буду ожидать [конца], не буду тревожиться, ибо не знаю, что принесет завтрашний день». Большинство людей подпадают под власть таких помыслов, когда [постоянно куда-то] спешат, задыхаясь в искушениях и житейских заботах и не достигая цели. Они совсем не заботятся о душе, о смерти, о наказании, о суде.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2680...

    1:59. По закону обрезание должно было совершаться на восьмой день, это было особое событие, и иудейский обычай предписывал воспитывать ребенка по библейским канонам. Евреи обычно давали имя младенцу при рождении; свидетельства о том, что ребенка называли при обрезании, обычно более поздние. Но римляне давали своим детям имена на восьмой или девятый день (девочкам и мальчикам, соответственно), и Лука в данном случае либо переносит в свое повествование греко-римский обычай, либо, что более вероятно, подчеркивает его влияние на палестинских евреев. Возможно, наречение младенца было отложено из-занемоты Захарии, но см.: 2:21.     1:60—62. Детей часто называли в честь дедов, а иногда и отцов. В этом вопросе последнее слово было за отцом, а не за матерью; в римском обществе (в отличие от еврейского) отец даже имел законное право решать, останется ребенок в семье или будет выброшен на помойку.     1:63. Захария написал имя на деревянной дощечке, покрытой воском, — обычном для того времени материале для письма.     1:64—66. Рассказ о пророческом безмолвии и восстановлении речи после исполнения пророчества встречается также в Иез. 33:22.     1:67—79 Пророчество Захарии    В Ветхом Завете лишь тонкая грань отделяет вдохновенную хвалу от «пророчества (напр.: 1 Цар. 10.5:6; 1 Пар. 25:1—3), и часто, как в псалмах, наблюдается переход от одного к другому (45:2,11; 90:1,14).     1:67. Дух Божий в Ветхом Завете чаще всего связывался (хотя и не исключительно) с пророчествованием, и эта точка зрения бытовала в различных еврейских кругах и во времена Иисуса.     1:68. выражение «благословен Господь» встречается в ветхозаветных славословиях (напр.: 1 Пар. 16.36, 2 Пар. 6:4; Пс. 40:14; 71:18) и стало образцовым началом благодарственной еврейской молитвы в ответ на Божьи благословения. О том, что Бог посетил Свой народ, чтобы даровать искупление и совершить суд, говорили и пророки, и позднейшие авторы (ср. Свитки Мертвого моря). Слово «избавление» уподобляет этособытие с освобождением израильтян из египетского рабства, грядущее спасение И новый исход возвещали и ветхозаветные пророки.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Вопросы, по которым дети вспоминали про Тайную вечерю, были следующие: когда была Тайная вечеря, задолго ли до Пасхи (напоминается детям, что в Великий Четверг, когда они причащаются, поется на клиросе: «вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими», – это для большей связности и запечатления сведений о Тайной вечери у детей)? где была вечеря? как найдена горница? для чего она была приготовлена? что совершил Иисус Христос сначала на вечери? как потом установилось таинство Святого Причащения? Попутно детям напоминается и смысл слова «ломимое», для них не вполне ясный. Чтобы связать сведения детей младшего отделения с последующим изъяснением литургии, учитель просит указать и самое место, где совершает священник обедню: на рисунке, изображающем внутренность храма, дети указывают алтарь; учитель исправляет слышанные ими ранее неточные названия. – Таким образом, детям младшего отделения, которым невозможно было пока дать никакой самостоятельной работы по Закону Божию, сообщаются и закрепляются наглядным путем начатки сведений по всем предметам, входящим в состав Закона Божия (после эти сведения будут детям сообщаться полнее, в порядке и связно). Конспект урока по славянскому языку в старшем отделении, данного на педагогических курсах в г. Петрозаводске 21 июля 1908 года 24 Предмет урока – псалом 8-й (выбран псалом, употребляемый на воскресном богослужении, и притом пророческого характера) Сначала учитель предлагает вспомнить детям старшего и среднего отделений, кто был Давид. Дети говорят, что Давид был царь еврейский и пророк, что он предсказывал, как и другие пророки, особенно о Христе. Чтобы показать детям пример предсказаний о Христе из псалмов Давида, учитель указывает начальные слова 67-го псалма: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его!» ( Пс.67:2 ) – слова, столь часто слышимые в Пасху и известные детям. Далее учитель заставляет детей вспомнить, что до помазания на царство святой царь Давид пас овец отца своего Иессея; сообщает, что на востоке и на юге, где дни были очень жаркие, часто пасли стадо ночью (дети вспоминают пастырей вифлеемских); рисует картину неба, освещаемого луною и сияющего звездами, спрашивая, видели ли дети такое небо ночью, любовались ли им и каким оно им казалось; спрашивает, наконец, как называют такую ночь, во время которой на небе светит луна, небо усеяно звездами и так красиво; дети говорят, что называют ее «чудесною»; учитель добавляет: «или чудною – какая, говорят, чудная ночь!» – Всеми этими сведениями дети старшего отделения подготовляются к чтению 8го псалма, а детям среднего отделения сообщается то, что потом будет для них необходимо.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Вместо того чтобы отвергнуть нарушителя, Бог по человеколюбивому домостроительству врачует болезнь предательства соответствующими искушениями. Большинство из глубочайших судов Божиих, посредством которых управляется настоящая жизнь, относятся именно к этому типу примирения. «Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим» ( Пс. 93:12 ). И снова: «прежде страдания моего я заблуждался» ( Пс. 118:67 ) и «строго наказал меня Господь; но смерти не предал меня» ( Пс. 117:18 ). Основные причины нынешнего неустройства падшего человека есть его состояние переменчивости, в котором он пребывает, и его помышления, которые «зло от юности его» ( Быт. 8:21 ). Оттого, что мы не можем убедить себя быть последовательными при исполнении наших обязанностей, мы нарушаем замысел Божественного Промысла и вынуждаем Бога для сохранения равновесия подвергать нас примирительным напастям, которые довольно мучительны. Но это есть наш крест и мы должны нести его. СТРАСТИ, БОЛЕЗНИ ДУШИ 1. Что такое страсти? В начале, когда человек был только сотворен, он, будучи образом Божиим, не допускал ничего неразумного ни в мыслях, ни в жизни. Мысли и движения его были правильны, поскольку он был просвещен Божественной благодатью. Однако после того, как человек был обольщен и оборвал связь с Первопричиной всесовершенства, по его личности тотчас был нанесен сокрушительный удар, и начальной простоте наследовало сложное. Именно таким образом неразумное начало заняло место разумного. С того момента все личностные силы человека через насилие неразумного начала развратились и произвели на свет страсти. И сейчас помыслы и действия человека рождаются не на основе действительной необходимости, но от дурной привычки и навыка в той страсти, что в человеке господствует. Любая неразумная мысль или энергия является страстью, потому что не разумными законами или по необходимости приводится в действие, но рождается от скотской и бесовской похоти. Начало страсти следует искать в неправильном пользовании рассудком, что на практике влечет за собой злоупотребление всем остальным. Такая испорченность есть неразумное по действию начало и подлежит обвинению не только со стороны Правды Божией, но и человеческим правосудием осуждается. Поэтому и существуют суды и тюрьмы.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

11 разодрал одежду свою. Способ выражения скорби по умершим. отверз.. уста мои. Несмотря на предписание закона безусловно исполнять обет, данный Господу ( Втор. 23,21–23 ), Иеффаю не следовало этого делать, ибо запрет на человеческие жертвоприношения был для Израиля абсолютным (см. ком. к ст. 39). Нельзя давать противоречащие божественному закону клятвы и обеты и тем более исполнять их (ср. Мф. 14,1–12 ). Иеффай отдает приоритет своему слову перед словом Божиим. 11 делай со мною то, что произнесли уста твои. Т.е. «принеси меня в жертву» (ст. 30,31). 11 девство мое. В жизни ветхозаветного общества браку придавалось большое значение (ст. 38,39), а умереть, не оставив после себя детей, считалось знаком Божиего неблаговоления. 11 он совершил над нею. Иеффай, по примеру язычников, принес свою дочь в жертву всесожжения. Человеческие жертвоприношения у израильтян считались грехом ( Втор. 12,31 ; Пс. 105,38 ). не познала мужа. См. ст. 37 и ком. Глава 12 12:1–7 Противоборство Иеффая с ефремлянами и непродолжительность его пребывания в качестве судьи (ст. 7) явились наказанием Божиим за то, что он принес в жертву свою дочь. В Пс. 77 (особ. ст. 9–11,67) говорится о неспособности ефремлян сражаться (ср. Суд. 8,1–5 ) и указана причина, по которой Бог «не избрал колена Ефремова». Колено Иуды (в лице Давида) должно было стать во главе Израиля ( Пс. 77,68–72 ). 12 Ефремляне. Как и у Гедеона, у Иеффая возникли осложнения в отношениях с коленом Ефремовым (8,1–5), но на этот раз они привели к гражданской войне. Отсутствие единства среди колен Израиля самым отрицательным образом сказывалось на его благосостоянии. для чего..? Этот же вопрос был задан Гедеону (8,1). 12 среди Ефрема и среди Манассии. Жители Галаада происходили от Иосифа, как Ефрем и Манассия. 12 переправу чрез Иордан. Галаад находился на восточном берегу Иордана, а ефремляне на западном. 12 шибболет... сибболет. Ефремляне, говорившие на другом диалекте древнееврейского языка, произносили в начале этого слова звук «с» вместо «ш».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Когда Хусий беседовал с Авессаломом, тогда и Давид умолял об этом Бога, и что он воспел до победы, то после победы он сложил в торжественный гимн Виновнику победы. Поэтому, „псалом Давиду, его-же воспет Господу». Если „псалом», то как же: „его-же воспет»? Ибо если это псалом, то во всяком случае нужно было бы сказать: „который пел» (как псалом – ψαλλεο), если же песнь, то прилично – „его-же воспет (σεν)». Но в божественном Писании нет ничего двусмысленного или противоречивого. Ибо Отцу принадлежит определения, Богу Слову же законы и Святому Духу – слова. Когда Давид послал Хусия к Авессалому, то он молился о его словах, воспевая и говоря: „Господи Боже мой, на Тя уповах, спаси мя». Когда он воспел и, воспевая, победил так теперь Авессалома, как некогда демона, тогда он, вспоминая о силе псалма, тот же самый псалом воспел после победы, как торжественную песнь. Но так как до войны он его пел, как псалом ( ψαλλεν), а после войны воспел (σεν), то – „псалом, его-же воспет». И я хвалю не инструмент, но тебя, исполнителя; удивляюсь не гуслям, но искусному музыканту. Хотя Хусий посредством слов и речей, как оружия, победил, но я знаю, что „Господь есть даяй глагол благовествующим силою многою» ( Пс.67:12 ). Поэтому, „Господи, Боже мой, на Тя уповах, спаси мя». – „На Тя уповаша отцы наши и спасошася» ( Пс.21:5,6 ). Уповая на Тебя, праотец Авраам спасся от шести языческих царей: четырех Халдейских, пятого – египетского Фараона и шестого гераринского Авимелеха, когда Бог отнял от них Сарру, как голубку от ястребов. Уповая на Тебя, Исаак остался незакланным при приношении в жертву и был принесен в жертву без сожжения; он был принесен в жертву послушанием, но не ударом. Уповая на Тебя, Иаков не убоялся брата своего Исава и не нашел в брате второго Каина, но победил того, кто шел на него с четырестами мужей и победил, будучи как будто ими же обращен в бегство. Уповая на Тебя, Иосиф, проданный рабу в рабство, не сделался рабом греха, но послужил греху, за что и сделался владыкой всего Египта. Уповая на Тебя, Моисей потопил волнами египетское войско и волнами победил гонящегося на колесницах. Ибо он сказал отцам, надеявшимся на Господа: „стойте, и зрите спасение, еже от Господа, еже сотворит нам днесь». Те надеялись на Тебя, и спаслись, и „аз на Тя уповах, Господи Боже мой, спасе мой». Там фараон, здесь Саул; там Амалик, здесь же Авессалом; там египтяне, здесь иноплеменники; там в пустыне Моисей и народ, и здесь в пустыне я и народ: „коль множицею Тебе плоть Моя в земле пусте и безводне» ( Пс.62:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

   Разве знал Второисаия [...] что в плане Божественной Премудрости, сопрягающей весь мир в таинственном единстве и гармонии частей и моментов, — разве он знал, что его пишущая трость (херет), изображающая прообраз, уже чертит картины Голгофы, чеканя готовые речения для будущих Евангелистов, образов сбытие зрящих, очевидцев крестных мук Первообраза? Яко овча на заколение ведеся и яко агнец пред стригущим его безгласен... И со беззаконными вменися... Той же язвен бысть за грехи наша и мучен бысть за беззакония наша... Язвою его мы изцелехом! (см. Ис.53:5—12). Равно, как и псалмопевец — автор 21-го Псалма, разве знал он, что его литературный образ разделиша ризы моя себе, и о одежди моей меташа жребий (Пс.21:19) есть уже прообраз события голгофского? Разве он мог знать, что его начальный стих, в переложении на разговорный арамейский язык — Или, Или! лама савахфани — Боже Мой, Боже Мой, вскую оставил мя еси! — в молитвенном вопле к Отцу будет повторять распятый Сын Божий? Только нам это открылось и раз навсегда поразило нас своим совпадением [...]    Странно и, конечно, не случайно решение тех благочестивых иудейских переводчиков этого места Исаии на греческий язык, которые упорно поставили здесь неожиданное по смыслу для зачинающей женщины и неожиданное вообще для иудаизма слово παρθ?νος «дева», переводя здесь так еврейское слово га-алма. Прямое еврейское слово для обозначения девства и девы — бетула. Слово алма шире по своему значению. Оно означает зрелую девицу брачного возраста и уже состоящую в браке молодую женщину, по-русски молодицу. Из семи случаев употребления в Ветхом Завете слова алма только еще раз в Быт.24греческие переводчики перевели его словом παρθ?νος по требованию ясного смысла речи (речь шла о невесте Исаака, Ревекке). В пяти других случаях они всегда переводили νεανις то есть молодица (по-славянски отроковица, Исх.2:8; Песн.1:2; юнота — Песн.6:8; Притч.30— юность (неточно); Пс.67:26, слав. неточно девы, в греч. νεανιδες). Но вот глаз Евангелистов, читавших Библию уже обычно по-гречески, вонзился в слово παρθ?νος и возвестил нам, что этот смелый неточный перевод не случаен, провиденциален, преобразователен. Недаром весь александрийский перевод, называемый LXX, принят с любовью Церковью, а иудейством, его создавшим, с мистическим ужасом отвергнут и заменен другими (Аквилой, Симмахом).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Разве знал Второисаия [...] что в плане Божественной Премудрости, сопрягающей весь мир в таинственном единстве и гармонии частей и моментов, – разве он знал, что его пишущая трость (херет), изображающая прообраз, уже чертит картины Голгофы, чеканя готовые речения для будущих Евангелистов, образов сбытие зрящих, очевидцев крестных мук Первообраза? Яко овча на заколение ведеся и яко агнец пред стригущим его безгласен... И со беззаконными вменися... Той же язвен бысть за грехи наша и мучен бысть за беззакония наша... Язвою его мы изцелехом! (см. Ис.53:5–12 ). Равно, как и псалмопевец – автор 21-го Псалма, разве знал он, что его литературный образ разделиша ризы моя себе, и о одежди моей меташа жребий ( Пс.21:19 ) есть уже прообраз события голгофского? Разве он мог знать, что его начальный стих, в переложении на разговорный арамейский язык – Или, Или! лама савахфани – Боже Мой, Боже Мой, вскую оставил мя еси! – в молитвенном вопле к Отцу будет повторять распятый Сын Божий? Только нам это открылось и раз навсегда поразило нас своим совпадением [...] Странно и, конечно, не случайно решение тех благочестивых иудейских переводчиков этого места Исаии на греческий язык, которые упорно поставили здесь неожиданное по смыслу для зачинающей женщины и неожиданное вообще для иудаизма слово παρθνος «дева», переводя здесь так еврейское слово га-алма. Прямое еврейское слово для обозначения девства и девы – бетула. Слово алма шире по своему значению. Оно означает зрелую девицу брачного возраста и уже состоящую в браке молодую женщину, по-русски молодицу. Из семи случаев употребления в Ветхом Завете слова алма только еще раз в Быт.24 греческие переводчики перевели его словом παρθνος по требованию ясного смысла речи (речь шла о невесте Исаака, Ревекке). В пяти других случаях они всегда переводили νεανις то есть молодица (по-славянски отроковица, Исх.2:8 ; Песн.1:2 ; юнота – Песн.6:8 ; Притч.30 – юность (неточно); Пс.67:26 , слав. неточно девы, в греч. νεανιδες). Но вот глаз Евангелистов, читавших Библию уже обычно по-гречески, вонзился в слово παρθνος и возвестил нам, что этот смелый неточный перевод не случаен, провиденциален, преобразователен. Недаром весь александрийский перевод, называемый LXX, принят с любовью Церковью , а иудейством, его создавшим, с мистическим ужасом отвергнут и заменен другими (Аквилой, Симмахом).

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Для Него, воспитанного в благочестивом иудейском семействе, было вполне привычно цитировать псалмы, основную часть иудейского молитвослова. Мы можем предположить, что остальная часть псалма, повторенная тихим голосом, затерялась в шуме и хаотической атмосфере, сопровождавших распятие. Как мы уже указывали, тот факт, что Христос произносил эти слова из 22-го псалма ( Пс.21 ), будучи на кресте, смущал многих благочестивых христиан в течение столетий. Некоторые современные толкователи экзистенциалистского направления находят выход из этой сложной ситуации тем, что видят в этих словах выражение отчаяния человеческого положения, утраты надежды и крайнего одиночества во вселенной. Однако Джон Майер отвечает, что мы «можем безбоязненно опустить» современное экзистенциальное толкование этих слов как слов отчаяния. Праведный страдалец испытывает острую тоску и вслух жалуется, хотя Его стенание демонстрирует лишь Его «глубокое чувство близости» и доверие к Богу. «Он находится в столь близких отношениях с Богом, что может возопить к Нему без околичностей. Дерзновенность жалобы призвана склонить Бога спасти верного Ему, который знает, что Его плач будет услышан и что ответом на него станут апокалиптические события в час смерти Христа и Его воскресение. Таким образом, слова Иисуса «обнаруживают как Его реальное страдание, так и сыновнее доверие Отцу» 66 . Карл Ранер следующим образом размышляет над этим словами: «Выразить Твою боль… Ты начал произносить двадцать второй псалом… единственной молитвой, которую Ты желал произносить в этих наиболее горьких мучениях, была молитва , которой молились тысячи и тысячи лет назад. В определенном смысле Ты молился словами литургии, когда Ты совершал Твою собственную Евхаристическую службу, ту, в которой Ты предложил Себя как вечную жертву» 67 . Более того, отцы Церкви полагали, что страдание Христа обогатило 22-й псалом ( Пс.21 ) новым значением. Они отмечали, что Христос прошел через все страдания людей, грех которых отделяет их от Бога. Грешник отрекся от Бога и «возлюбил больше тьму, чем свет» ( Ин.3:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/per...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010