Во Христе, добавляет апостол Павел, «все здание… возрастает в святый Храм… жилище Божие Духом» (2:21–22; ср. 1Кор.3:16–17). д. Павел служитель явленной ему тайны. 3:1–13 Через откровение апостолу Павлу была явлена тайна (3:1–4). Она «не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым, чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования» (3:5–6). Благовествовать эту тайну, сокрытую в течении веков, было доверено Павлу, наименьшему из всех святых, «дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» (3:10). е. Молитва . 3:14–21 Первая богословская часть Послания начинается молитвой; молитвой же она завершается. Заключительная молитва имеет тринитарную структуру: ап. Павел преклоняет колени пред Отцом, прося Его, чтобы Он Своим Духом вооружил и укрепил верных, и чтобы Христос обитал в их сердцах, дабы они «могли постигнуть, что широта, и долгота, и глубина, и высота» (3:14–18), а также, чтобы верные могли «исполниться» (πληρωθ) всей полнотой Божией (3:19). Вторая часть. 4:1–6–24 Наставления верующим а. Призыв к единству. 4:1–16 Апостол просит христиан поступать «со смиренномудрием и кротостью и долготерпением (4:2); превыше всего он просит «сохранять единство духа» (4:3); потому что «одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; Отец всех, который над всеми, и через всех, и во всех нас» (4:5–6). Церковь живет благодаря полученным дарам. Каждый член Церкви получил «благодать по мере дара Христова» (3:7). Как сказано: «Восшед на высоту, пленил плен, и дал дары человекам» (Пс. 67:19) (Мы полагаем, что стихи 9 и 10 добавлены комментатором). Дары Христовы перечислены: «И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями» (4:11), для того, чтобы устроять, возводить Тело Христово (4:12),чтобы все были едины в вере и знании Сына Божия, чтобы стать «мужем совершенным (Церковью), в меру полного возраста Христова» (4:13).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

Узришь, и возрадуется сердце твое, и радости твоей никто не возьмет (Ин. 16:22) у тебя. Узришь славу Божию, и возрадуется сердце твое. Узришь Христа, Сына Божия, Который за тебя пострадал и умер; узришь во славе, и возрадуется сердце твое. Узришь лики Ангелов и Архангелов, и избранников Божиих, и возрадуется сердце твое. Узришь прекрасный горний Иерусалим, и неизреченную красоту его, и возрадуется сердце твое. Узришь дом Небесного Отца и Его многие обители, и возрадуется сердце твое. Узришь там все другое, несравненно лучше и прекраснее, чем здесь видишь, и возрадуется сердце твое. Узришь блага, какие око не видело и ухо не слышало, и на сердце человеку не приходило, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2:9). Узришь – и возрадуется сердце твое. Узришь дивное, преславное и ужасное, чему нет числа, и возрадуется сердце твое. Скажешь: «Я недостоин небесного Царствия?» Ответ: подлинно, никто из людей недостоин его. Но Христос, Господь наш, достоин, Который ценою бесценной Крови Своей заслужил нам его. От Его достоинства и наше достоинство зависит. Он Своим достоинством и нас, недостойных, достойными соделал, и Его благодатью Благой и человеколюбивый Отец Небесный, по неизреченной Своей милости, удостаивает. Он, как всем верным, так и тебе, Отец, и открывает двери царствия Своего, и подает наследие вечной жизни. Скажешь: «Я грешник?» Ответ: Христос Иисус пришел в мир спасти грешников (1 Тим. 1:15). Это и есть оправдание наше, Он сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением (1 Кор. 1:30). «Я многие грехи совершил? » Ответ: А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать (Рим. 5:20). Многие грехи по множеству щедрот Божиих очищаются. «Я боюсь суда?» Отвечает Христос: Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое, и верующий Пославшему Меня, имеет жизнь вечную, и на суд не придет, но перейдет от смерти в жизнь (Ин. 5:21) «Боюсь погибнуть?» Отвечает псаломник: Бог спасений наших, Бог наш – Бог спасает (Пс. 67:20–21). «Боюсь ада и вечного мучения?» Ответ: Христос Господь смертью и Кровию Своею искупил нас от него. И Церковь поет: «Из чрева адова избави нас».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАНОН термин, широко используемый в различных сферах церковной науки: 1) в библеистике - см. Канон библейский ; 2) в литургике - см. Канон (жанр визант. гимнографии), Канон мессы ; 3) в каноническом праве - см. Каноны (правила); 4) в церковном искусстве - канон иконописный. История термина Греческое слово κανν родственно существительному κννα - тростник; тростниковая ограда. Последнее в свою очередь представляет собой заимствование из семит. языков. В ВЗ неоднократно употребляется существительное   означающее «тростник», отсюда производные значения «трость», «брус для измерения». В первоначальном, букв., значении слово   употреблено в 3 Цар 14. 15: «...как тростник (  ), колеблемый в воде»; в Ис 19. 6: «...камыш (  ) и тростник завянут»; в Пс 67. 31: «Укроти зверя в тростнике» (     букв.- «зверь тростника») и в ряде других библейских текстов, а также слово   в значении «трость (для опоры)» - в 4 Цар 18. 21 (=Ис 36. 6). Производные значения слова   в древнеевр. языке можно разделить на 2 группы: связанные с идеей ответвления; связанные с идеей меры и измерения. В кн. Исход слово   24 раза употреблено в значении «ветви семисвечника» (Исх 25. 31, 32, 35; 37. 17-18 и др.); в Иезекииля пророка книге слово   регулярно используется в значении измерительного инструмента: «...и в руке того мужа трость измерения (    ) в шесть локтей, считая каждый локоть в локоть с ладонью; и намерил он в этом здании одну трость (  ) толщины и одну трость вышины... И в каждой боковой комнате одна трость длины и одна трость ширины... и в пороге ворот у притвора... одна... трость» (Иез 40. 5-7; т. о., слово   ситуативно используется не только в значении измерительного инструмента, но и в значении меры длины. См. также: Иез 40. 3; 42. 16-19). Древнейшие зафиксированные контексты употребления греч. κανν соответствуют значению «трость»: у Гомера упоминаются прутья (καννες) щита, служившие его каркасом и рукоятью («...Несторов щит, о котором слава до неба восходит, будто из золота весь он - и круг, и его рукояти (καννας)» ( Homer.

http://pravenc.ru/text/1470223.html

Современные чудеса Киево-Печерских святых В великий праздник Успенской Киево-Печерской Лавры – памяти преподобных отцов Печерских Ближних пещер, наместник Лавры митрополит Павел рассказал о чудесной помощи святых угодников Божиих. 12 ноября, 2014 В великий праздник Успенской Киево-Печерской Лавры – памяти преподобных отцов Печерских Ближних пещер, наместник Лавры митрополит Павел рассказал о чудесной помощи святых угодников Божиих. На протяжении всей истории святой Лавры собиралось множество свидетельств, подтверждающих дерзновение печерских святых пред престолом Божиим. Часто эти чудеса по смирению, или каким-либо другим причинам скрывались. Поэтому буквально по крупицам люди собирали свидетельства очевидцев, соприкоснувшихся с милостью Бога, дивного «во святых Своих» (Пс. 67:36). В великий праздник Успенской Киево-Печерской Лавры – памяти преподобных отцов Печерских Ближних пещер, наместник Лавры митрополит Павел рассказал о чудесной помощи святых угодников Божиих. По словам Его Высокопреосвященства, «До сего дня святые угодники Божии, почивающие нетленными мощами в лаврских пещерах привлекают к себе и безмолвно дают уроки наставления. Своим житием они подают пример терпения и стояния за веру. Испытания они принимали с радостью… Молитвы святых о нас сильны перед Богом.  Они не  отделяются от нас расстоянием земли и Неба, но мы сами от них удаляемся безверием и леностью ко спасению. Если придёте в пещеры, станете с молитвой у любой раки со святыми мощами преподобных отцов печерских —  свидетельствую о совершении многих чудес, которые творит Господь по их молитвам. Когда мы надеемся только на себя и гордимся, Господь не слышит нас. Но Он помогает нам всегда, когда это необходимо, если осознаем, что без Бога не можем ничего…». На святых угодниках Божиих исполнились слова Господни: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин.14:21). По этой причине, по словам прп. Иоанна Дамаскина, святые «сделались сокровищницами и чистыми жилищами Бога». Почитая святые мощи, мы поклоняемся Духу Святому, Который почивает в телах святых как в храме (см.: 1 Кор. 6, 19).

http://pravmir.ru/sovremennyie-chudesa-k...

Любовь как исполнение свободы всегда предполагает доверие. Если доверия нет, значит, нет и любви. Оттого-то Господь, никого не удерживая, повернулся и у оставшихся учеников спросил: «не хотите ли и вы отойти?»(Ин. 6:67). «Господи! К кому нам идти?»(Ин. 6:68), – ответил Петр. В этом и состоит для многих сложность христианства – так как это постоянный добровольный выбор следования за Христом и возрастания в любви. «Бодрствуйте и молитесь»(Мк. 14:38), – чтобы никто не похитил дара любви ко Христу, как залога единения с Ним, а значит, и условия спасения. «Симон Ионин! любишь ли ты Меня?»(Ин. 21:15) – будет трижды спрашивать потом Воскресший Господь у Петра. Удостоверение в любви к Богу верующему необходимо на каждом шагу! Но и взамен подаются откровения: в любви, в ее способности развиваться, приходить от силы в силу (Пс. 83:7), приносить плоды: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание»(Гал. 5:22–23). Однако автоматически без свободного волеизъявления человека, без его потребности, жажды, просьбы в христианстве ничего не происходит. Уже в этом смысле человек должен быть живым – то есть чутким и свободным в своих проявлениях. Потому что отношения со Христом – это отношения доверия и ответственности. – А в чем наша ответственность, если всю ответственность за наши грехи уже взял на Себя Христос? – «Не бо врагом Твоим тайну повем…» – какую тайну и каким врагам? В этих словах Церковь исповедует, что любой грех – это предательство против Тайны любви. И не раскаявшись в этом, мы наивно будем полагать, что, подходя к Чаше, становимся причастниками Тела и Крови Христовых. «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись… – пишет апостол Павел,– нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе»(Гал. 3:26–28). Из этих колоссальных по важности слов очевидно, что значение веры сказывается, во-первых, в том, что верующие по вере во Христа усыновляются Богу. Все человеческие различия стираются, и все верующие становятся едины во Христе. В ст. 28 русский перевод: «вы одно во Христе», по замечанию исследователей, не совсем точно отвечает подлиннику. Лучшие рукописи имеют: «вы один человек». Этот один человек есть Христос.

http://pravoslavie.ru/138354.html

Но факт тот, что не все религии содержат представление о рае; а чтобы предлагать путь в рай (истинность которого мы могли бы оценивать), нужно в него хотя бы верить. «Ныне же будешь со Мною в раю» В Рио-де-Жанейро есть огромная статуя Христа, Который, распростирая руки, стоит над городом. Её невозможно не заметить; это первое, что мы увидим, приближаясь к бразильской столице. Так и над миром религий возвышается фигура Христа – и, говоря о рае и поисках вечной жизни, мы не можем не увидеть Его. Не просто потому, что Христианство – это мировая религия, сформировавшая культуру нашей страны и многих других стран и изменившая всё лицо мира. Но прежде всего потому, что притязания Христа носят уникальный характер. Господь Иисус, Которого мы встречаем в Евангелии, не дает нам возможности видеть в Нём всего лишь «одну из» почитаемых религиозных фигур. Он говорит о Себе не просто как о Божьем посланнике, открывающем нам истину – Он категорически утверждает, что Он и есть истина: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» ( Ин.14:6 ). Более того, Он постоянно – прямо и косвенно – отождествляет Себя с Богом. Например, Библия говорит, что ключи от смерти – в частности, в смысле возможности избавлять от неё людей – принадлежат Богу: «Бог для нас – Бог во спасение; во власти Господа Вседержителя врата смерти» ( Пс.67:21 ). Иисус утверждает, что эта власть принадлежит Ему: «Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти» ( Откр.1:17:18 ) Он есть «Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет – и никто не затворит, затворяет – и никто не отворит» ( Откр.3:7 ). Как Он обращается к Апостолу Петру, «и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» ( Мф.16:18:19 ). Христос обладает ключами от Царства – и вверяет их Петру, который исповедал Иисуса Христом и Сыном Божьим, и, таким образом, Церкви, основанной на этом исповедании.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братия их, которые будут убиты, как и они, дополнят число. Слова дондеже скончаются и клеврети их указывают на то, что святые являются как будто молящими о кончине мира, поэтому им и повелено терпеть до скончания братии, дабы, по апостолу, не без них достигли они совершенства (Евр. 11,40). Белая одежда означает процветающую среди них светлость добродетелей, в которую они облекаются, еще не получив обещанного. Как свободные от всякой скверны, они упокояются на лоне Авраама и истинно блаженствуют в надежде получить то, что видят еще как бы в духовном зерцале. Так и многие святые отцы говорят, что каждый из делателей добродетелей унаследует достойное место, в чем он уверяется на основании известных признаков и уже думает о будущей славе. Статья восемнадцатая Снятие шестой печати, означающее язвы, наводимые при кончине И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь. И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои. Эти слова некоторые относили к разорению при Веспасиане, принимая их в переносном смысле. Но мы думаем, что здесь говорится о переходе от периода гонений ко времени пришествия антихриста, в которое, согласно пророчествам, имеют быть эти и подобные язвы для того, чтобы, размышляя о них, люди не отреклись от казней, наводимых на них антихристом, которых, как мы знаем, еще никогда не было. Землетрясение, о котором часто говорит Писание, означает перемену дел, потому что выражение еще единою Аз потрясу (Агг. 2, 7) означает, как говорит апостол, изменение колеблемого (Евр. 12, 26–27). И в Ветхом Завете о шествии Израиля говорится: земля потрясеся, ибо небеса кануша (Пс. 67, 9). Чернота солнечная и темно–кровавый вид луны означают, по объяснению блаженного Кирилла, душевный мрак постигнутых гневом Божиим. Пали звезды — это, как то было писано и про обольщенных Антиохом, означает, что падут и считающие себя светилами мира, пораженные и сокрушенные событиями того времени, когда, по слову Господа, же причине множества скорби прельстятся, насколько возможно, и избранные (Мф. 24,24). Поэтому, может быть, здесь и указывается на смоковницу, которая при колыхании от диавольского ветра роняет плоды, еще недоразвившиеся, еще не дозревшие в зное искушений и не получившие сладости благодати. Ибо смоковница понимается в двух смыслах — добром и дурном. Так, это можно заключить из двух кошниц смокв хороших и дурных, показанных Иеремии (24,1–2), из смоковницы, засохшей по слову Христа (Мф. 21,19; Мк. 11, 13–14) и из износящей цвет в книге Песни песней (2, 13). Сбудется ли это видимым образом при втором пришествии Христа — Судии во славе, это известно лишь Ему, имеющему тайные сокровища премудрости и ведения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Так нас любит Благодетель наш Бог! Бог спасения нашего, Бог наш – Бог во спасение (Пс. 67:20–21). Итак, кого же и любить нам, как не Его, такого Благодетеля, так нас любящего? Хотя и весь мир свидетельствует о Боге, и все в мире приводит к познанию Его, и безгласно увещевает нас, какое почитание разумная тварь должна отдавать Творцу своему, однако ум наш, тьмою греха помраченный, слеп в познании Бога, и истины, и святейшей Божией воли. Поэтому Преблагой и Человеколюбивый Создатель наш подал нам через избранных рабов Своих слово Свое святое. Оно, как светильник, светит нам и открывает Бога и Божественные свойства Его, и святую волю Его, и небесные тайны Его; и показывает нам, что есть добро и что есть зло, что есть истина и прелесть, что есть добродетель и порок, что мы Господу Богу нашему и друг другу должны, и так нас к совершенству и блаженству нашему ведет. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен (2 Тим. 3:16–17). Держащиеся этого богодухновенного светильника и ему внимающие во свете ходят. Удаляющиеся от него во тьме пребывают и блуждают, как слепые. Ибо непременно будет во тьме тот, кто от света удаляется. Божие слово учит нас любить Бога от всего сердца нашего, и ближнего, как себя (Лк. 10:27). Кого же любить нам, как не Его, так о нас промышляющего и пекущегося? Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3:16). Погибли, мы, о люди! Бог, Милосердный Создатель наш, так нас возлюбил, нас, недостойных любви, и так чудный о нас Промысел показал, что Сына Своего Единородного послал к нам, взыскать и спасти нас. Слава человеколюбию Его! Эта Его любовь к нам убеждает нас Его любить. Кого же нам любить, как не Его? Бог – Отец наш. Он с нами, как с чадами Своими, в слове Своем святом беседует; и в сердцах наших чувствуем сладчайшую беседу Его; и мы к Нему молимся и вопием: Отче наш, Иже еси на небесех, – и прочее.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

. Востани, востани, іерлиме, и блецыс во крпость мышцы твое, востани к въ начал дн, к родъ вка: не ты ли єс побдилъ гордаго и расторгнлъ 9 Восстань, восстань, облекись крепостью, мышца Господня! Восстань, как в дни древние, в роды давние! Не ты ли сразила Раава, поразила крокодила? Ст. 9: въ начал дн, т. е., в начале еврейской теократии, во время избавления евреев от египетского рабства, гордаго – рагава, зміа – крокодила: это суть эпитеты египетского фараона – за его гордость ( Исх.5:2 ) и обладание нильским бассейном (ср. Иез.29:3 ); в таинственном же смысле это эпитеты сатаны и клевретов его, которых поразила мышца Господня, устрояя спасение людей ( Пс.67:22–24 ). і. Не ты ли єс пстошай море, вод бездны мног; положивый глбины морскі пть прохода изтымъ и избавлєнымъ; 10. Не ты ли иссушила море, воды великой бездны, превратила глубины моря в дорогу, чтобы прошли искупленные? Ст. 10 ср. Исх.14:21–22 . Вместо: вод бездны мног, согл. с евр.-м. т., следует читать: вод бездиы мног. Посл. сл. ст. избавленнымъ взято из начала ст. 11 и прочитано не in statu constructo, как стоит в евр.-м. т., а in statu absoluto: , почему: κα λελυτρωμνος= и избавленнымъ. аі. Гдемъ бо возвраттс и прїидтъ въ сїнъ съ радостїю и со веселїемъ вчнымъ: на глав бо ихъ веселїе и хвала, и радость прїиметъ : бж болзнь и печаль и воздыханїе. 11. И возвратятся избавленные Господом и придут на Сион с пением, и радость вечная над головою их; они найдут радость и веселье: печаль и вздохи удалятся. Ст. 11. Отнесши первое сл. ст. по евр. т. к концу 10, 70 слово читали с предл. () почему: π κυρου= Гдемъ. Слова: и хвала=κα ανεσις, и печаль=κα λυπη не им. соотв. в евр.-м. т. Под Сионом, в который возвратятся избавленные Господом, согласно св. Кириллу Александрийскому , должно разуметь Сион идеальный, т. е., церковь Христову. Ст. 12–14 . Избавленные Господом не будут испытывать страха пред своим прежним мучителем, как они испытывали его во время забвения Бога, – будут выведены своим избавителем из заключения, и не будут нуждаться в хлебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

   Подобно этому говорит Давид: «В собраниях благословите Бога Господа» (Пс. 67:27). Моисей повелел совершать жертвоприношения и благословлять Бога в одном городе и в одном храме, Давид же повелевает не в одной церкви, но во всех собраниях благословлять Бога. Разве противоречит Давид Моисею? Конечно, нет, такая нелепость недопустима! Моисей говорит о том, что должно быть по Ветхому закону, Давид же ясно говорит о том, что должно быть по Новому закону — в Новом законе от востока солнца и до запада, во всех Божественных церквах, по предсказанию Давида, благословят Бога, Отца и Сына и Святого Духа.    Услышим еще Моисея, а через него Бога, взывающего и говорящего: «Не можете совершать пасху нигде, только в Иерусалиме, месте, избранном Богом, в четырнадцатый день первого месяца; также и пятидесятницу, и праздник кущей» (Ср.: Лев. 23). И иудеи нигде не праздновали, кроме Иерусалима, как это показывает Писание, говорящее: «И сказал Господь Моисею: скажи сыновьям израилевым: если находящийся в путешествии не успеет вернуться в Иерусалим в первом месяце, пусть не празднует пасху вне города, но во втором месяце творит пасху, когда вернется в Иерусалим, пусть согрешит против времени, но не против города» (Ср.: 2 Пар. 30).    Божественный Златоуст говорит об этом: «Что скажут творящие пасху вне города, когда и пророки не совершали вне Иерусалима пасху и жертвоприношения?»    Три отрока сказали: «Нет у нас в настоящее время ни князя, ни пророка... ни всесожжения, ни жертвы... ни места, чтобы нам принести жертву Тебе» (Дан. 3:38). Хотя местность была обширна, но ни храма не было, ни города Иерусалима, поэтому иудеи не совершали жертвоприношений.    Так же поступал и Даниил, сказавший: «В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Вкусного хлеба я не ел, мясо и вино не входило в уста мои, и мастями я не умащал себя до исполнения трех седмиц дней. А в двадцать четвертый день первого месяца... я видел видение» (Дан. 10:2—4, 7).    Пойми: он не совершал пасху, потому что в дни опресноков иудеям нельзя поститься. Даниил, начав поститься с третьего дня первого месяца, то есть в дни опресноков, постился 21 день; в четырнадцатый день первого месяца иудеи совершали пасху, — получается, что Даниил постился еще 7 дней и 3 дня после пасхи; но иудейским законом не позволялось совершать пасху, постясь. Почему же эти нечестивые и беззаконные еретики осмеливаются и пасху, и жертвоприношения совершать вне храма и вне Иерусалима?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010