Ст. 9: в начале дне, т. е., в начале еврейской теократии, во время избавления евреев от египетскаго рабства, гордого – рагава, змия – крокодила: это суть эпитеты египетского фараона – за его гордость ( Исх.5:2 ) и обладание нильским бассейном (ср. Иез.29:3 ) в таинственном же смысле это эпитеты сатаны и клевретов его, которых поразила мышца Господня, устрояя спасение людей ( Пс.67:22–24 ). Ст. 10 ср. Исх.14:21–22 . Вместо: воду бездны многу, согл. с евр. м. т., следует читать: воду бездны многия. Посл. сл. ст. избавленным взято из начала ст. 11 и прочитано не in statu constructo, как стоит в евр. м. т., а in statu absoluto: , почему: αι λελυτρωμνοις=и избавленным. Ст. 11. Отнесши первое сл. ст. по евр. т. к концу 10, 70 слово читали с предл. и (), почему: π υρου=Господем. Слова: и хвала=α ανεσις, и печаль=α λυπη не им. соотв. в евр. м. т. Под Сионом, в который возвратятся избавленные Господом, согласно св. Кир. ал., должно разуметь Сион идеальный, т. е., церковь Христову. 12. Аз есмь, аз есмь утешаяй тебя, разумей, кто сый убоялса еси человека смертна, и сына человеча, иже яко трава изсхоша. 13. И забыл еси Бога создавшаго тя, сотворшаго небо, и основавшего землю: и боялся еси присно во вся дни лица ярости стужающаго тебе: яко бо восхоте взяти тя, и ныне господь ярость стужающаго тебе; 14. Внегда бо спастися тебе, не станет, ниже умедлит: 12. Я, Я Сам – Утешитель ваш; кто ты, что боишься человека, который умирает, и сына человеческого, который тоже, что трава, 13. И забываешь Господа, Творца своего, распростершего небеса и основавшего землю; и непрестанно, всякий день страшишься ярости притеснителя, как бы он готов был истребить. Но где ярость притеснителя? 14. Скоро освобожден будет пленный, и не умрет в яме, и не будет нуждаться в хлебе. Ст. 12–14. Избавленные Господом не будут испытывать страха пред своим прежним мучителем, как они испытывали его во время забвения Бога, – будут выведены своим избавителем из заключения и не будут нуждаться в хлебе. – Пророчество об избавлении человечества от власти сатаны выражено в образах, взятых из истории освобождения евреев из египетского рабства и путешествия по пустыне. Мучителем, пред которым испытывали страх забывшие в Египте Бога отцов своих евреи, был фараон, освободителем же их – Моисей, раб Божий. Мучителем всего вообще человечества, забывшего Бога, Творца неба и земли, был сатана, освободителем же – Христос Иисус, Сын Божий ( Евр.2:14–15 ; Рим.8:15 ; 1Ин.3:8 ), изведший человечество из темницы духовной и давший ему, как древле евреям – манну, хлеб жизни ( Ин.4:31–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

В вышеприведенном 148-м псалме (ст. 2 и 3) ангелы Его и «воинства» Его поставлены рядом, в одном стихе; а о звездах говорится особо, в следующем стихе. Нельзя думать, чтобы под «воинствами» здесь разумелись звезды. «И сказал (Михей): выслушай слово Господне: я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его» ( 3Цар.22:19 ). Что это за воинство? Это решается положительнейшим образом в непосредственно следующих стихах: «и сказал Господь: кто склонил бы Ахава, чтобы он пошел и пал в Рамофе Галаадском? И один говорил так, другой говорил иначе» (ст. 20). Это говорили те, которые составляли «воинство». «И выступил один дух, стал пред лицом Господа и сказал: я склоню его» (ст. 21). Ясно, что «воинство небесное» состояло из духов, окружавших престол Господа на выспреннем духовном небе. Итак, несомненно, что по воззрению евреев существовало воинство небесное, мир духов, ангелы. Отсюда и одно из ветхозаветных наименований Бога – Господь Саваоф, Бог воинств. Утверждать, что евреи под «воинствами небесными» могли разуметь только звезды, значит усвоять торжественному наименованию Бога Господом Саваофом звездо-поклоннический характер, значит думать, что и величайший из пророков – Исаия (24:23) имел не достаточно чистое, полу-языческое представление об Иегове... Теперь, если несомненно, что евреи с словами «воинства небесные» соединяли представление о мире духов, то как должно понимать замечательные слова Ездры в его молитвенном обращении к Боту: «Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней, моря и все, что в них, и Ты живишь все сие, и небесные воинства Тебе покланяются» ( Неем.9:6 ). Прежде всего ясно, что слова эти имеют, так сказать, космогонический характер, имеют отношение к миротворению, представляют сжатое изображение последнего. Далее, здесь обращает на себя внимание двоякое обозначение неба: «небо» и «небеса небес». Выражение «небеса небес» встречаются и в Пс.67:34, 148:4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

Воистину здесь Божие дело! Воистину сила Божия укрепляла их! Воистину Дух Божий как действовал, так и говорил в них, по Писанию: «Не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» ( Мф.10:20 ). Так, возлюбленный христианин, двенадцать препростых и некнижных «буйством проповеди» ( 1Кор.1:21 ) достигли того, что весь свет преклонили под сладкое иго Христа распятого, праведного Царя славы. Рыбаки, мытари и ремесленники сделали то, чего никаким образом сделать не могли мудрецы века сего. Ибо превосходит предприятие и дело это силу человеческую. Отсюда заключаем, что всемогущая сила Божия действовала в них, ибо пишется: «Они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями» ( Мк.16:20 ). И так исполнилось Христово слово, которое прежде страсти Своей сказал: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» ( Ин.12:32 ). Воистину привлек к Себе от востока и запада, и севера и юга рассеянных овец Своих и привел во двор Церкви Своей, как и говорил: «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» ( Ин.10:16 ). А так видим «шествия Божия» следы и от них познаем Самого Бога, Который выступил на спасение людей Своих, как поет Ему пророк: «Ты выступаешь для спасения народа Твоего, для спасения помазанного Твоего» ( Авв.3:13 ). И Псаломник: «Видно было шествие Твое, Боже, шествие Бога моего Царя» ( Пс.67:25 ). Сколько еретиков и хульников восставало и старалось славу распятого и воскресшего Христа помрачать и церковь Его одолеть. Но не могли силы и старания человеческие разорить того, что всемогущая Божия сила и премудрость создала. Утверждена стоит Церковь и до конца будет стоять на камне, ибо «и врата ада не одолеют ее» ( Мф.16:18 ). Камень же есть Христос, Сын Бога живого, от Отца Небесного во основание Сиону положенный, по Писанию: «Вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится» ( 1Петр.2:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Тогда она, как солнце, блистание красоты своей издаст и на теле, с которым здесь служила Богу, красоту свою явит: «тогда праведники воссияют, как солнце, в царстве Отца их» ( Мф.13:43 ). «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему» ( 1Ин.3:2 ). О, какова будет слава чад Божиих, которые ныне, не заботясь о теле своем, о красоте души своей пекутся, а лукавым миром, как мусор, презренными и попранными считаются: Богу подобны будут! «Ибо Бог одевается светом, как ризою» ( Пс.103:2 ), так и чада Его просветятся. Этой красоты желай и ищи, христианин, пока обретается. А что тебе в телесной красоте, которая ныне цветет, а наутро увядает и в ничто обращается? Поэтому как желающие войти в чертог земного царя, и перед лицом его явиться, и к трапезе его приобщиться, очищают себя и одеваются в лучшее и пристойнейшее платье, чтобы негнусными пред очами царскими показаться, так тем более желающий войти в чертог Небесного Царя, и перед светлейшим Его лицом предстать, и к великой той вечери приобщиться, должен очистить себя от скверны и порока, ибо «не войдет в него ничто нечистое» ( Откр.21:27 ), – и достойной того чертога одеждой одеться, дабы не услышать от Царя страшного гласа: «Друг! Как ты вошел сюда не в брачной одежде?» ( Мф.22:12 ), – и с посрамлением не быть изверженным и вверженным во тьму кромешную, «где будет плач и скрежет зубов» ( Мф.22:13 ). § 67. Душу свою украшает тот, кто, по апостольскому слову, «отлагает... ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, обновляется же духом ума своего и облекается в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» ( Еф.4:22–24 ); то есть, кто противится плотским вожделениям, и отсекает их, и прилежит добродетелям, отлагает нечистоту, похоть блудную, гордость, зависть, гнев, злобу, ярость, сребролюбие, невоздержание и прочее злонравие, и облекается в целомудрие, святость, смиренномудрие, братолюбие, терпение, кротость и прочее добронравие.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Звал прежде через пророков, как посланников Своих; а потом Сам в то великое и чудное дело вступил. Сам на земле явился и с человеками пожил, и призвал блудников, разбойников, мытарей и прочих, и им кающимся царствие Свое небесное отворил. Не могли мы к Нему прийти – для того Сам он к нам пришел «взыскать и спасти нас». Отсюда великое утешение грешникам проистекает – Сын Божий пришел их призвать на покаяние! Великая их слепота, если не чувствуют такой великой Божией благодати! 13) Когда Бог казнит некающегося грешника, то не с благоволением казнит его. Смотри, с каким плачем смотрит Христос на будущую погибель Иерусалима, которого никак не мог привести к покаянию, как пишет святой евангелист: «Смотря на него, заплакал о нем» ( Лк.19:41 ). Ибо чуждое для Него дело – казнить, для Него, само естество Которого таково, чтобы благотворить. Чуждое дело для Него – губить, для Него, Которому свойственно спасать. Ибо " Бог наш – Бог во спасение», – говорит Псаломник ( Пс.67:21 ). 14) Хотя и казнит Бог, но не так, как грехи наши заслужили, а с милостью великой. На эту милость уповая, Царь Давид, когда предложены были ему от Бога три казни, то есть: или три года голоду быть на земле его, или три месяца бегать ему перед врагами своими, или три дня мору быть в земле его, – и из этих трех одну он должен был избрать, сказал пророку, объявившему это: «Да впаду... в руки Господни, ибо весьма многи щедроты Его» ( 2Цар.24:14 ). Этими щедротами преклоняемый, Он, хотя и наказывает, но вместе с тем и милует, опечаливает, но и утешает. «За грех... Я мало чем опечалил его, – говорит через пророка, – и поразил его, и отвратил Лицо Мое от него; и опечалился он, и пошел опечаленный в путях своих. Пути его Я видел, и исцелил его, и утешил его, и дал ему утешение истинное» ( Ис.57:17–18 ). 15) Наказывает не ради погибели, но ради спасения, чтобы, исправившись, грешник спасение получил. «Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» ( 1Кор.11:32 ). Так посылаются Богом голод, пожары, болезни и прочее, дабы этим мы вынуждены были искать вечных и небесных благ, видя, что нет ничего в мире этом постоянного.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

7, 11.) Итак, змий есть Христос, Который был в подобии зла (греха), поелику соделался человеком. Но кто будет взирать на Него мысленно, тот будет выше тления, избежит смерти, может пренебрегать укушениями и не заботиться о множестве ядовитых животных. Взирать же мы будем на Христа, если будем правильно разуметь таинство о Нем и твердо веровать, что, будучи Богом по естеству, Он соделался человеком. Но если Он и был в подобии зла (греха), тем не менее пребыл благим; потому что соделался подобен нам не для того, чтобы вместе с нами оказаться злым но чтобы нас соделать добрыми, с помощью Святого Духа преводя ко всякого рода добродетели. Змий был повешен на знамени. Ибо Христос имел вознесен быть на Честной Крест, и об этом сам Он провозгласил иудеям, говоря: когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я (Ин 8. 28). А что (ветхозаветный) прообраз относился к этому таинству Его, о том ты можешь узнать от Него же Самого, ясно говорящего: И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому (Ин. 3, 14). Медный же был змий по причине звучности и благогласия Божественной и евангельской проповеди. Ибо нет никого, кто бы не слышал богодухновенных глаголов Христа; но во всей поднебесной возвещается совершенное Им таинство, и Ему всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Флп. 2, 10–11). Аминь. Толкование на Евангелие от Иоанна ПРЕДИСЛОВИЕ Господь даст глагол благовествующим силою многою (Пс. 67, 12), — прекрасно возглашает Псалмопевец, — и приступать к сему, думаю, подобает не всем вообще, но только просвещенным благодатию свыше, так как всяка премудростъ от Господа, как написано (Сир. 1, 1), и всяко даяние благо, и всяк дар совершен свыше естъ сходяй от Отца светов (Иак. 1, 17; ср. Лк. 21, 15; 1 Кор. 1, 30; Иов. 12, 13; Притч. 2, 6 и др.). И действительно, рассуждение о Высочайшей всех Сущности и Ее тайнах оказывается делом опасным и для многих не безвредным, молчание же о сем свободно от опасностей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

Книги исторические, содержащие в себе преимущественно историю религии и жизни еврейского народа, сохранившего веру в истинного Бога, следующие: Книги учительные содержат в себе преимущественно учение о вере. К ним относятся: 13. Книга Иова. Она посвящена праведному Иову, который перенес страшные бедствия, но не возроптал на Бога. 14. Псалтирь. Состоит из 150 канонических псалмов, или священных песней, написанных по вдохновению Духа Святого. Существует также один неканонический 151-й псалом, которого нет в еврейском подлиннике, он взят из греческого перевода Библии. Считается, что большая часть песней-псалмов написана царем Давидом. Их пение сопровождалось у евреев игрой на музыкальном инструменте, подобном арфе, называвшемся псалтирью, откуда и произошло название книги. В псалмах автор выражает благодарность Богу за Его благодеяния, молится Ему о помощи, просит прощения грехов. Поэтому псалмы, являясь прекрасными образцами молитвы, пелись за ветхозаветным богослужением. Звучат они и сегодня в нашей Христианской Церкви. Кроме того, в псалмах содержатся пророчества об Иисусе Христе; особо замечательны пророчества о том, что Мессия, Спаситель мира, будет Сыном Божиим ( Пс. 2:7; 109:3 ); Истинным Богом ( Пс. 44:7-8; 109:1 ); по человеческой природе Спаситель произойдет из рода Давидова ( Пс. 88:36-38 ); Он будет пророком ( Пс. 21:23; 39:10-11 ), первосвященником ( Пс. 109:4 ) и царем ( Пс. 71:7-8 ); что Мессия будет проповедовать в притчах ( Пс. 77:2 ), будет предан одним из ближайших к Нему лиц ( Пс. 40:10 ), умрет мучительной смертью ( Пс. 21 ), сойдет во ад ( Пс. 15:10 ), воскреснет из мертвых ( Пс. 70:20 ), вознесется на небо ( Пс. 67:19 ) и сядет одесную Бога Отца ( Пс. 109:1 ). Псалмы или их отдельные стихи входят в состав каждого православного богослужения. 15. Притчи Соломона. В этой книге содержатся краткие, мудрые и поучительные изречения Соломона о страхе Божием, о добродетелях и пороках. 16. Екклезиаст. Екклезиаст по-гречески — проповедник. Второе название этого произведения — книга плача. Оно содержит размышления царя Соломона о суетности жизни и раскаяние во грехах.

http://azbyka.ru/deti/zakon-bozhij

       «ходит» не пред Богом ( Быт.5:22 ; Быт.6:9 ) , но изображает праведность в «винах своих ходит» пред диаволом 362 . Только о таком человеке можно сказать, что он «враг Божий». Писание создает зримый и символический образ такого человека: у него именно темя (макушка) головы заросло волосами как бы звериными, такого человека милость Божия не касается. С Христом пришли мир и меч. Псалом говорит, что духовное побоище было ужасным: Пс.67:24             …чтобы сокрушила нога Твоя в крови,                         язык псов твоих – [в крови] паче врагов, паче самого. " Сокрушила 363 нога» – как сказано выше: «Бог сокрушит голову врагов Своих» (ст.22). Поражение сатане мог нанести только Мессия, затем «головы» змеев попадают под «ногу» новому – Мессианскому человечеству. На войне за войском с одной и с другой стороны следуют псы, которые питаются кровью и мертвечиной. Враги Мессии потерпели не просто поражение: они были совершенно обесславлены и лишены прежнего статуса ( Пс.35 /34:4), знаком служило то, что у пораженного кровь лижут псы ( 3Цар.21:19 ). Это будет кровь врагов Мессии и кровь «самого» – диавола, что показывает, что брань была и будет «не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против космократоров тьмы века сего, против духов лукавства в поднебесии» ( Еф.6:12 ). Пс.67:31             Запрети зверю трстника,                         сонму мощных среди тельцов-народов… «Запрети» – относится к духовной сфере; «и сказал Яхве сатане: да запретит Яхве тебе, сатана, и да запретит Яхве тебе» ( Зах.3:2 ). См. Пс.9:6 ; Пс.18 /17:16). «Зверь тростника» – мистический бехемот (скотовище): «он лежит в укрытии тростника и болота» ( Иов.40:21 ) – покрыт жидкой грязью и шелестящей высокой порослью (идеальная маскировка), он невидим и неслышим, действует из «укрытия», он начальник всех «соглядатаев» ( Пс.5:9 ). «Запрети зверю тростника» – «мысленных «зверей», т.е. демонов убивает призыванием имени Божьего» (ПсСвОт) 364 . «Сонм мощных» – упомянут вслед за диаволом-бехемот " ом. Что такое «сонм мощных» видно из Голгофского Псалма 21, где говорится о распятии: «сонм злобствующих – они обступили меня» ( Пс.22 /21:17), «окружили меня быки многие, мощные Васанские обступили меня» ( Пс.22 /21:13). Здесь «мощные» и «быки» (парим ) означает архиереев, восставших против Мессии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Кто же были псалмопевцами, составившими Псалтирь? В частности, о писателях и происхождении псалмов, согласно выработанным современной западной ортодоксальной, католической и протестантской, и русской богословской литературой, обстоятельным доводам, можно дать следующие сведения. Вторым по времени жизни и первым по количеству составленных им псалмов псалмопевцем был Давид, соединявший в общем сознании с своим именем преимущественно наименование псалмопевца. В Новом Завете именем «Давид» нередко называется вся Псалтирь ( Евр.4:7 ; Деян.2:25 ). В надписаниях, существующих в нынешнем еврейском тексте, Давиду приписываются 73 псалма: 3–31, 33–40, 50–64, 67–69, 85, 100, 102, 107–109, 121, 123, 130, 132, 137–144. Кроме того многие псалмы, не надписанные в нынешнем еврейском тексте именем Давида, согласно ясному новозаветному свидетельству (напр., о Пс.2 ­­ Деян.4:25; 13:33 ; о Пс.94 ­­ Евр.4:7 ) и другим ясным указаниям в их содержании и языке, приписываются также Давиду, так что более половины Псалтири принадлежит ему и по этой принадлежности справедлив и ныне термин: «Псалтирь Давида». Кроме того, этот термин справедлив и потому, что и другие псалмопевцы, особенно из современников Давида, излагают свои чувства и мысли очень сходно с Давидом и являются как бы посредниками его в священном псалмопении. Посему, как имя Самуила не несправедливо носят 1–2 Царств, так и имя Давида Псалтирь. Кроме надписания свидетельством происхождения вышеуказанных псалмов от Давида служит весьма нередкое в них совпадение с историческими и биографическими обстоятельствами Давида, известными из ветхозаветных книг (напр., псалмы 3, 7, 8, 17, 18, 21, 50 и др.), и с вызванным ими настроением Давида, ясно отражающимся в псалмах. Происхождение некоторых псалмов от Давида подтверждается ясным на это указанием в ветхозаветных (напр., о Пс.17 ­­ 2Цар.22 гл.) и новозаветных (о Пс.109 ­­ Деян.2 и Мф.22:43 ; о Пс.40 ­­ Деян.1:16–20 ; о Пс.15 ­­ Деян.2:25–28 ; о Пс.31 ­­ Рим.4:6–8 ; о Пс.68 ­­ Рим.11:9–10 ) книгах. Затем, доказательством происхождения от Давида псалмов, надписанных его именем, служит нередко соответствие их частным историческим событиям в жизни Давида, а также и вообще духу, всему духовному облику Давида, как он изображается в ветхозаветных исторических книгах, например Пс.50 и 2Цар.12 гл.; Пс.3 и 2Цар.15–16 и т. п. Согласно также свидетельству ветхозаветных ( 2Цар.7 гл.) и новозаветных книг ( Мф.22:23 ) о мессианских обетованиях, данных Давиду и отражавшихся на его настроении ( 2Цар.7:16–29 ), и о многих мессианских псалмах, приписываемых ему в Новом Завете ( Деян.2:25–31; 4:25 ), можно думать, что и большинство (кроме 71-го) мессианских псалмов от него же произошли (псалмы 2, 8, 15, 21, 39, 68, 109). Все Давидовы псалмы проявляют его глубокую веру в Бога и в Его постоянное промышление о человеке, в особенности среди страданий и опасностей в земной жизни людей богобоязненных.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Псалмопевцы говорят о себе, что они крепко любили закон Господень ( Пс. 118:163, 167 ), вкушали слова закона Божия всем сердцем своим ( Пс. 118:11, 34 , Пс. 111 ), находили в них себе жизнь ( Пс. 118:50 ) и потому считали их дороже золота и слаще меда ( Пс. 18:11, 118:72, 103, 127 ). В догматах ветхозаветного богословия псалмопевцы находили себе утешение и успокоение, во время постигавших их многократных бедствий: страданиями жизни они научались хранить слово Божие ( Пс. 118:67, 71 ). В этих догматах они находили себе источник веры и надежды на Божественный миропорядок, решение всех жизненных вопросов и недоумений ( Пс. 72:1–17 ), цель и смысл земной жизни, объяснение всех событий, как своей собственной личной жизни, так жизни и всякого человека, целых народов ( Пс. 76:6–17 ), всего человечества, всего Мира ( Пс. 103 ), и, наконец, успокоение себе на смертном одре ( Пс. 48:11–21 ). Так, постигая собственным опытом жизни и сердца Богооткровенные истины и видя их постоянное и повсюдное осуществление, псалмопевцы и в своих Богодухновенных гимнах раскрывают вероучительные истины с точки зрения личной жизни каждого верующего человека. Прилагая и перенося собственный опыт на каждого верующего человека, они излагают эти истины в их осуществлении в жизни последнего. Отвлеченные и всеобъемлющие истины ветхозаветного богословия псалмопевцы как-бы приближают к жизни и потребностям каждого отдельного члена ветхозаветной церкви и указывают наглядное исполнение их всюду. Господь Бог – Владыка, Творец, Промыслитель и Спаситель всего Мира, в псалмах воспевается преимущественно как Творец, Промыслитель и Спаситель каждого человека. Изображая, далее, собственную внутреннюю душевную жизнь, под постоянным руководством слова Божия и его истин, псалмопевцы, по сходству человеческой природы, изображают, вместе с тем, и внутреннюю жизнь каждого верующего человека, насколько в последнем отражается непоколебимое упование на Бога. Вследствие этого, настроение псалмопевцев, при чтении их гимнов, естественно передается сердцу читателей их и находит в нем всегда себе прямой отклик. В соответствие этому, псалмопевцы употребляют и особую, отличную от других библейских писателей, форму речи. По замечанию св. Афанасия, псалмопевцы «излагают свою речь, как-бы от лица читателей, сливая свою душу с душей и сердцем читателей. От этого произошло то, что читающий и поющий псалмы читает и поет не чужое, а свое, сказанное от себя и о себе» 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010