Глава 64 В этой главе продолжается и заканчивается та самая молитва , которая составляла и большую часть предшествующей (гл. 63, с 7 ст.). Вот почему нельзя не согласиться с Дилльманном, который находит, что деление этих глав произведено неудачно (übel getrennt). В частности, как мы уже говорили выше (см. наш коммент. на Ис.58:7 ), 64 глава заключает в себе два отдела пророчественно-покаянной молитвы Израиля: один ( Ис.64:1–7 ст.) – историческо-покаянный, другой ( Ис.64:8–12 ст.) – умилостивительно-просительный, 1–4. Молитвенное исповедание Всемогущества и грозной силы Господа. 5–7. Глубокое сознание Израилем своей собственной греховности, навлекшей на него праведный гнев Божий. 8–12. Усердная молитва к Богу о прощении и помиловании Его народа. Ис.64:1 . О, если бы Ты расторг небеса и сошел! горы растаяли бы от лица Твоего, Ис.64:2 . как от плавящего огня, как от кипятящего воду, чтобы имя Твое сделать извест­ным врагам Тво­им; от лица Твоего содрогнулись бы народы. «О, если бы Ты расторг небеса и сошел! Горы растаяли бы от лица Твоего, как от плавящего огня... содрогнулись бы народы.» «Эта речь поэтическая, гиперболическая, изображает высочайшее величие Бога и страшные действия, в которых проявляется святость, правосудие и всемогущество Бога на погубление врагов и спасение избранных, Когда Бог сходит с высоты небес на низшее небо – атмосферное, то, кажется, все приходит в смятение, поднимаются вихри, громы и молнии; когда приближается к земле, то земля колеблется и горы расплавляются, как от огня, от страшного величия Божия». (Еп. Петр. Цитир. сочинение, с. 324). Сам образ «расторжения небес» и снисшествия оттуда Господа для откровения Его воли и проявления суда – один из наиболее употребительных в Библии: с ним мы встречаемся еще в истории вавилонского столпотворения ( Быт.11:5 ) и наказания нечестивых городов – Содома и Гоморры ( Быт.18:21 ), его мы видим в истории самого дарования закона на Синае ( Исх.19:11 ; Исх.20:18 ), о нем читаем у псалмопевца: «наклонил Он небеса и сошел, и мрак под ногами Его» ( Пс.17:10 ), с ним имеем дело и во многих других местах, не только Ветхого, но и Нового Завета. У псаломопевца мы находим яркую параллель и во второй половине этого образа, говорящей о последствиях такого Божественного схождения на землю: «пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его. Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет. Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли. Небеса возвещают правду Его и все народы видят славу Его» ( Пс.96:3–6 ). Стихи эти стоят в ближайшей логической связи с 15-ым и 3–4 стихами предыдущей главы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Именем Твоим спаси меня и силою Твоею суди меня» (Пс. 53:3). «Не скройся от моления моего» (Пс. 54:2) , но «помилуй меня» (Пс. 55:2). «Пошли с небес милость Твою и истину Твою и посрами ищущих поглотить меня» (Пс. 56:4); «сокруши зубы их в устах их и разбей челюсти львов» (Пс. 57:7). Ты — «Бог мой, милующий меня» (Пс. 58:18), «спаси десницею Твоею» (Пс. 59:7), и я укроюсь «под кровом крыльев Твоих» (Пс. 60:5), когда «воздашь каждому по делам его» (Пс. 61:13). «Жаждет Тебя душа моя» (Пс. 62:2), «укрой меня от замысла коварных» (Пс. 63:3). Когда к Тебе придет всякая плоть» (Пс. 64:3), не отврати милости Своей от меня» (Пс. 65:20), но «освети меня лицом Твоим» (Пс. 66:2). «Бог для нас — Бог во спасение» (Пс. 67:21); благополучным сделай путь мой, Боже, «да не поглотит меня пучина, да не затворит надо мною пропасть зева своего» (Пс. 68:16). «Помощью моею будь, Господи, не замедли» (Пс. 69:6), потому что «на Тебя, Господи, уповаю; да не постыжусь вовек» (Пс. 70:1). Когда будешь «судить людей Твоих» (Пс. 71:2) и «удаляющиеся от Тебя погибнут» (Пс. 72:27), да не буду я «угнетенный посрамлен» (Пс. 73:21): ибо Ты — праведный Судия, одного «унижаешь, а другого возносишь» (Пс. 74:8), — «Ты страшен, и кто устоит пред лицем Твоим?» (Пс. 75:8) «Ты Бог, творящий чудеса» (Пс. 76:15). Как Ты напитал народ Свой хлебом в «пустыне» и «желаемое ими дал им» (Пс. 77:20, 29), так меня алчущего да насытит благость Твоя и да встретят меня «щедроты Твои» (Пс. 78:8). «Хлеб слезный» (Пс. 79:6) и горечь печали пошли во время скорби и «меда» сладость произведи из скалы» (Пс. 80:17), чтобы получить мне внутреннюю усладу. «Боже» (Пс. 81:8), рассматривающий (дела) праведных и грешных, «Всевышний над всею землею» (Пс. 82:19), «услышь молитву мою» (Пс. 83:9), помилуй меня и благослови меня: Законоположник; «прости беззаконие» мое, и «покрой все грехи» (Пс. 84:3) мои, и «спаси раба Твоего, Боже мой, уповающего на Тебя» (Пс. 85:2). Боже, утвердивший Церковь Свою «на святых горах» (Пс. 86:2), «приклони ухо Твое к молению моему» (Пс.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2770...

Пс.126:2 . Напрасно вы встаете рано, пробуждаетесь после сидения (долгаго), и ядите хлеб, имея боль, тогда-как Он дает возлюбленным Своим сон. Пс.126:3 . Вот наследие от Господа, – сыны! Награда от Него – плод чрева! Пс.126:4 . Что стрелы в руке сильнаго, то сыны освобожденных, Пс.126:5 . Блажен, кто исполнит желание свое чрез них. Не посрамятся они, когда будут говорить с врагами в воротах. Стихов 13. Псалом 130 Песнь восхождений. Пс.130:1 . Господи! Не превозносилось сердце мое; и не смотрели в даль и в высь очи мои; и не входил я в великое и в дивное, что превыше меня. Пс.130:2 . Если же я не смиренномудрствовал и возгордил душу мою, то как младенцу, отдоенному материю его, воздашь Ты душе моей. Пс.130:3 . Да уповает Израиль на Господа отныне и до века. Стихов 8. Псалом 132 Песнь восхождений. Пс.132:1 . Вот что хорошо и что приятно, – это – житие братьев вкупе! Пс.132:2 . Оно – как миро на голове, стекающее на бороду, бороду Ааронову, стекающее на окраину одежды его, Пс.132:3 . как роса Аэрмонская, падающая на горы Сионския. Ибо там утвердил Господь благословение и жизнь даже до века. Стихов 7. Псалом 133 Песнь восхождений. Пс.133:1 . Вот ныне благословите Господа, все рабы Господни, стоящие в доме Господа, во дворах Господа Бога нашего. Пс.133:2 . По ночам поднимайте руки ваши к святыням и благословляйте Господа. Пс.133:3 . Благослови тебя Господь с Сиона, сотворивший небо и землю. 3-и антифон. Стихов 64, так-что в 18-й кафизме стихов 172. Псалом 136 Давиду. Пс.136:1 . У рек Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали мы о Сионе. Пс.136:2 . На платанах посреди его (Вавилона) повесили арфы наши. Пс.136:3 . Ибо там спрашивали нас пленившие нас: нет ли слов песней? И уведшие нас требовали пения: пропойте нам песни Сиона. Пс.136:4 . Но как мы пропоем песнь Господню на земле чужой? Пс.136:5 . «Если я забуду тебя, Иерусалим, то будь забыта десница моя. Пс.136:6 . Прильпни язык мой к гортани моей, если не буду помнить, если не поставлю Иерусалим во главе веселия моего.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Ис.64:3 . Когда Ты совершал страшные дела, нами неожидан­ные, и нисходил, – горы таяли от лица Твоего. Ис.64:4 . Ибо от века не слы­хали, не внимали ухом, и никакой глаз не видал другого бога, кроме Тебя, который столько сделал бы для надеющихся на него. «Когда Ты совершал страшные дела... горы таяли от лица Твоего.» То, что в двух предшествующих стихах выражалось лишь гипотетически, здесь утверждается уже фактически. О великих и страшных делах Господа Библия, действительно, говорит неоднократно ( Втор.10:21 ; Пс.105:22 и др.). Подтверждает она и тот образ, что Господь есть «огонь поядающий» ( Втор.4:24 ). «Ибо от века не слыхали, не внимали ухом и никакой глаз не видал другого бога, кроме Тебя, который бы столько сделал». Мысль эта совершенно в духе того отдела, который обнимает собой 40–45 гл. кн. пророка Исаии (см. напр., Ис.40:12–13, 17, 22–23, 28 ; Ис.41:22–24 ; Ис.43:9 ; Ис.44:11, 25 ; Ис.45:21 и др.). Заслуживает особенного внимания то, что Апостол Павел, приведя это текст из пророка Исаии, прилагает его к неизреченной тайне воплощения, которая одновременно и превышает собой всякое разумение человека и является откровением высочайшей любви Бога к людям ( 1Кор.2:9 ). Ис.64:5 . Ты милостиво встречал раду­ю­щегося и дела­ю­щего правду, по­мина­ю­щего Тебя на путях Тво­их. Но вот, Ты про­гневал­ся, по­тому что мы издавна грешили; и как же мы будем спасены?: С 5 по 7 ст. включительно идет исповедание божественного благоволения к праведникам и глубокое сознание своей собственной греховности. «Ты милостиво встречал радующегося и делающего правду». Действительно, всякое, хотя бы сравнительное и незначительное, проявление искренней религиозности и действительного послушания Богу не оставалось без награды, как это мы видим на примере многочисленных библейских праведников ( Исх.33:17 ; Исх.34:9 ; Пс.4:8 ; Пс.36:25 ). Как же мы будем спасены? Если мы припомним многочисленные и резкие обличения нечестия, беззакония, ханжества и лицемерия народа израильского, рассеянные по разным местам кн. пророка Исаии ( Ис.1:4, 6, 11–15, 21–23 ; Ис.3:9 ; Ис.58:2–5 ; Ис.59:2–3, 12–13 и др.), то нам не покажется особенно странным и этот вопрос, в котором слышится как будто бы нота отчаяния в спасении от острого и мучительного сознания всей глубины своего падения. Впрочем, LXX и славянский текст отнесли эту фразу к началу следующего стиха и перевели ее несколько иначе: «сего ради заблудихом»

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пс.42:2 . Ибо Ты, Боже, крепость моя. Почему отринул Ты меня? Почему я сетуя хожу, когда оскорбляет меня враг? Пс.42:3 . Пошли свет Твой и истину Твою: им путеводить меня и привесть на гору Твою святую и в селения Твои! Пс.42:4 . И подойду я к жертвеннику Бога, к Богу, веселящему юность мою. Поведаю Тебя на гуслях, Боже, Бог мой. Пс.42:5 . Почто прискорбна ты, душа моя, и почто смущаешь меня? Уповай на Бога. Ибо я поведаю Ему: Ты спасение лица моего и Бог мой. 2-й антифон. Стихов 64. Псалом 52 Пс.52:1 . В конец – Маэлеф. – Для разумения. Давиду. Пс.52:2 . Сказал безумный в сердце своем: нет Бога. Растлились они и омерзились беззакониями. Нет делающаго доброе. Пс.52:3 . Бог с неба посмотрел на сынов человеческих, чтобы видеть: есть ли разумеющий, или ищущий Бога. Пс.52:4 . Все уклонились, вместе сделались непотребными. Нет делающаго доброе, нет ни одного. Пс.52:5 . Не вразумятся все делающие беззаконие, съедающие народ мой, как естся хлеб. Бога не призвали они. Пс.52:6 . Там убоятся они страха, где не было страха. Ибо Бог разсеявал кости человекоугодников. Постыждаемы были они, потомучто Бог уничижил их. Пс.52:7 . Кто даст с Сиона спасение Израилю? Когда возвратит Бог из плена народ Свой, тогда возрадуется Иаков и возвеселится Израиль. Стихов 15. Псалом 78 Асафу. Псалом. Пс.78:1 . Боже! Пришли язычники в наследие Твое, осквернили храм святый Твой. Пс.78:2 . Превратили Иерусалим в овощное хранилище. Положили трупы рабов Твоих в снедь птицам небесным, тела преподобных Твоих – зверям земным. Пс.78:3 . Пролили кровь их, как воду, вокруг Иерусалима; и не было погребающаго. Пс.78:4 . Мы стали поношением у соседей наших, посмешищем и поруганием у окружающих нас. Пс.78:5 . Доколе, Господи, будешь гневаться до конца? Будет пылать, как огонь, ревность Твоя? Пс.78:6 . Пролей гнев Твой на народы, не знающие Тебя, и на царства, кои имени Твоего не призывали. Пс.78:7 . Ибо они пожрали Иакова, и место его опустошили. Пс.78:8 . Не помяни наших беззаконий прежних. Скоро да предварят нас щедроты Твои, Господи. Ибо мы обнищали вельми.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

    Слава и ныне: «Сегодня собрала нас…»     Стихира на литии, гл. 3: «За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, чтобы воззвать из гроба четверодневно умершего Лазаря и возвестить о воскресении. Его встретили жены, Марфа и Мария, сестры Лазаря, взывая к Нему: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы наш брат». Тогда сказал им: «Не говорил ли Я вам раньше: верующий в Меня, если и умрет, оживет; покажите Мне, где вы положили его». И воззвал к нему Творец всех: «Лазарь, иди вон».     Стихиры на стиховне, гл. 8:    1. «Радуйся и веселись город Сион, ликуй и торжествуй Церковь Божия, ибо Твой праведный Царь пришел, восседая на молодом, осле и приветствуемый детьми в песни; «Осанна в вышних, благословен Ты, имеющий множество милостей, помилуй нас.    2. «Носимый на Херувимах и воспеваемый Серафимами, Ты, Благий, воистину воссел на молодом осле, и, согласно пророчества Давида, Тебя боголепно воспевали дети, а взрослые иудеи беззаконно хулили. Сидение на диком осленке прообразовало дикость язычников, которые из неверующих превратились в верующих. Слава Тебе, Христе, Один Милостивый и Человеколюбец».     Тропарь, гл. 1: «В общем воскресении прежде Твоего страдания удостоверяя, Ты, Христе Боже, воскресил из мертвых Лазаря. Поэтому и мы, как дети, нося знамение победы, восклицаем Тебе — Победителю смерти: «Осанна в вышних, благословен Идущий во имя Господне».     Тропарь, гл. 4: «Погревшись с Тобою в крещении, Христе Боже наш, мы Твоим воскресением сподобились бессмертной жизни и в песни восклицаем: «Осанна в вышних, благословен Идущий во имя Господне».     Величание: «Величаем Тебя, Жизнеподатель Христе, и взываем Тебе: «Осанна в вышних, благословен Идущий, во имя Господне».     Стихи из псалмов: «Господи Боже наш, как величественно имя Твое по всей земле. Слава Твоя простирается превыше небес. Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, чтобы сделать безмолвным врага и мстителя» (Пс. 8:2-3). Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого» (Пс. 9:6). «Камень, Который отвергли строители, сделался главою угла; это от Господа и есть дивно в очах наших» (Пс. 117:22-23). «Господь на Сионе велик и высок Он над всеми народами» (Пс. 98:2). «Там сокрушил Он стрелы лука» (Пс. 75:4). «Услышал Сион и возвеселился и радуются дщери иудейские» (Пс. 47:12). «Чтобы возвещали на Сионе имя Господне и хвалу Его во Иерусалиме» (Пс. 101:22). «Ибо спасет Бог Сион, создаст города Иудины» (Пс. 68:36). «Тебе, Боже, принадлежит хвала на Сионе и Тебе воздастся обет во Иерусалиме» (Пс. 64:2). «Благословен Идущий во имя Господне. Бог — Господь и осиял нас; вяжите вервями жертву, ведите к рогам жертвенника» (Пс. 117:26-27). «Во дворах дома Господня, посреди тебя, Иерусалим» (Пс. 115:10). «Господь будет царствовать вовеки, Бог Твой, Сион, в род и род» (Пс. 145:10). «Хвала Ему пребудет вовек» (Пс. 110:10).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Стих: Лицо Твоё будут умолять богатые из народа. Пс 44:11а, 13б четверг Прокимен, глас 8 Во всю землю вышел голос их,/и в концы вселенной речи их. Стих: Небеса проповедуют славу Божию, о творении же рук Его возвещает твердь. Пс 18:5а, 2 Аллилуия, глас 1 Стих: Небеса возвестят чудеса Твои, Господи, и истину Твою — в собрании святых. Стих: Бог прославляем в сонме святых. Пс 88:6, 8а пятница Прокимен, глас 7 Возносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию ног Его,/ибо свято оно. Стих: Господь воцарился: пусть гневаются народы. Пс 98:5, 1а Аллилуия, глас 1 Стих: Вспомни сонм Твой, который Ты приобрёл от начала. Стих: Бог же, Царь наш прежде века, соделал спасение посреди земли. Пс 73:2а, 12 суббота Прокимен, глас 8 Веселитесь о Господе,/и радуйтесь, праведные. Стих: Блажены те, кому прощены беззакония и у кого покрыты грехи. Пс 31:11а, 1 При службе за упокой 2–й прокимен, глас 6 Души их среди благ водворятся. Ср. Пс 24:13а Аллилуия, глас 4 Стих: Воззвали праведные — и Господь услышал их, и от всех скорбей их избавил их. Стих: Много скорбей у праведных — и от всех их избавит их Господь. Пс 33:18, 20 И за упокой Стих: Блажен, кого избрал и приблизил Ты, Господи. И память их в род и род. Ср. Пс 64:5; 44:18а Сборник двенадцати месяцев: Сентябрь 1. Преподобного Симеона Столпника и новый церковный год Прокимен, глас 3 Велик Господь наш, и велика крепость Его,/и разум Его неисчислим. Стих: Хвалите Господа, ибо благо петь псалом, хвала Богу нашему да будет сладостна. Пс 146:5, 1 И преподобному, прокимен, глас 7 Драгоценна пред Господом смерть святых Его. Пс 115:6 Зачало 282 и преподобному зачало 258. Аллилуия, глас 4 Стих: Тебе подобает, Боже, песнь на Сионе, и Тебе воздадут обет в Иерусалиме. Стих: Благословишь Ты венец года благости Твоей, Господи. Пс 64:2, 12а И преподобному, глас 6 Стих: Блажен муж, боящийся Господа, заповеди Его он возлюбит крепко. Пс 111:1 4. Святителя Иоасафа, епископа Белгородского Прокимен, глас 1 Уста мои изрекут премудрость,/и размышление сердца моего — разум.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

Наконец, не то есть истинное блаженство, которое люди по слепому разуму таковым считают и утверждают, но то, которое поставляется и утверждается словом Божиим, которое есть правило и зерцало нашего рассуждения и христианского жития. Послушай же, душа грешная, кому оно приписывает блаженство. Говорит оно: Блажен муж, который не пошел на совет нечестивых, и на путь грешных не встал, и к обществу хулителей не пристал, но в законе Господнем воля Его, и в законе Его поучится день и ночь (Пс. 1:1-2). Блаженны все надеющиеся на Него (Пс. 2:12). Блаженны те, коим отпущены беззакония (Пс. 31:1). Блажен народ, у которого Господь есть Бог его, люди, которых Он избрал в наследие Себе (Пс. 32:12). Блажен помышляющий о нищем и убогом: в день лютый избавит его Господь (Пс. 40:2). Блажен, кого Ты избрал и принял: вселится он во дворах Твоих (Пс. 64:5). Блаженны живущие в дому Твоем, Господи, во веки веков восхвалят Тебя (Пс. 83:5). Блажен муж:, который обрел у Тебя защиту, Господи (Пс. 83:6). Блажен человек, которого Ты наставишь, Господи, и от закона Твоего научишь его (Пс. 93:12). Блаженны хранящие истину и творящие правду во всякое время (Пс. 105:3). Блажен муж:, боящийся Господа, заповеди Его он сильно возлюбит (Пс. 111:1). Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем. Блаженны изучающие откровения Его: всем сердцем взыщут Его (Пс. 118:1-2). И Христос, праведный Судия, ублажает: Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть царство небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (Мф. 5:3-12). Таковые блаженства и подобные и в прочих местах Святого Писания видим. Видишь, что слово Божие не богатых, славных и в веселостях века сего находящихся ублажает, но поучающихся в законе Господнем, надеющихся на Господа, нищих духом, плачущих, алчущих и жаждущих правды, кротких, милостивых, чистых сердцем, миротворцев, изгнанных правды ради, поношение терпящих ради имени Христова, и прочее. Что же остается тебе делать, как, оставив ложное блаженство, которое сыны века сего полагают в чести, славе, богатстве, сласти, искать истинного блаженства, которое нам христианам слово Божие обещает? Если оставишь мир и верою и любовью пристанешь ко Христу, Он тебе это подаст.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Если же во время нашествия Сеннахерима Севна был еще начальником дворца, то, заключает Kuenen, пророчество 22:15–25 могло быть написано после нашествия Сеннахерима – одновременно с пророчеством в 22:1–14, с которым оно стоит вместе (Kuenen 64–66). – Это соображение Киепеп’а основывается на недоказанном предположении об ошибках писателя книги Царств и, кроме того, на другом недоказанном предположении о не подлинности в книге Исаии исторических повествований 36–39 глл.; а потому может получить свою оценку уже при разборе последнего предположения. Пророчество о Тире – 23 гл. «Пророчество о Тире» (23 гл.). – Корабли Фарсийские 140 получают из земли Киттийской (т. е. Кипра с его гаванью Κητιον, Κιττιον, Κιτιον, см. у Негельсб. 251 стр.) горестную весть о разрушении Тира (1 ст.), с которым вели они торговлю. Умолкнуть должны обитатели острова (на котором лежал Тир), с которым (островом) торговали купцы сидонские, в который привозились семена Сихора (т. е. Нила, ср. Иер.2:18 ), и который был «торжищем народов» (2–3 ст.). Как бы напрасны были для Тира труды «рождения», «воспитания» и «возращения» (ср. 1:2; 49:21 и др.) юношей и девиц. «Когда весть дойдет до Египтян 141 , содрогнутся они, услышав о Тире» (4–5). Обитатели острова Тира должны будут переселяться в Фарсис; «ликующий город», которого начало «от дней древних», должен скитаться в «стране далекой» (6–7), идти в Киттим, но и там не будет покоя (12). «Кто определил это Тиру», раздававшему венцы и торговавшему с «знаменитостями земли?» (ср. 10:16), спрашивает пророк и отвечает: «Господь Саваоф определил это, чтобы посрамить надменность всякой славы, чтобы унизить все знаменитости земли» (8–9). Остров Тира сравнен с морем, «Господь дал повеление о Ханаане разрушить крепости его», «прекратить ликование посрамленной девицы дочери Сидона» (10–12). «Вот земля Халдеев 142 . Этого народа (прежде) не было. Ассур отдал ее (землю Халдеям) – жителям пустынь. Они (жители пустынь – халдеи) ставят башни свои, разрушают чертоги его (Тира), превращают его 143 в развалины» 144 (13 ст.). «Рыдайте, корабли Фарсиса, ибо твердыня ваша разрушена» (14 ст.). «И будет в тот день», Тир «забудут» (ср. 40:27; 49:15; 65:16–17; 64:9; 14:20; 26:14 и др.) на 70 лет (время халдейского владычества – начиная от осады Тира Навуходоносором (около 606–604 г.) до Кира Персидского (538 г.). Символическое число 70 приблизительно обозначает указанный период] по мере дней одного царя (15 ст.) [т. е., может быть, по мере дней жизни человеческой, ср. Пс.89:10 : «по мере дней одного царя» сказано потому, что в 23 гл. идет речь о судьбе царств]. После же 70 лет «вспомнят» о Тире подобно тому, как забытая блудница напоминает о себе игрой на цитре и песнями. Господь «посетит» Тир, и хотя будет он получать прибыль свою – блудодействовать со всеми царствами земными, но торговля его будет посвящаема Господу (15–18).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Свидетели вы и Бог, как свято и праведно и безукоризненно поступали мы пред вами верующими». Объясн. Здесь апостол дважды показывает нам образец благочестивой клятвы, говоря: «Бог свидетель». Из многих и других мест видно употребление клятвы в важных случаях: 2Кор.1:23 ; Еф.4:17 ; 2Тим.4:1 ; Евр.6:16 . Сам Господь, будучи вопрошен первосвященником иудейским с клятвой, уважил клятву и дал ему прямой ответ о Божестве Своём: Мф.26:63–64 . Евр.6:16–17 . «Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву». Объясн. Здесь апостол даёт нам истинное понятие о клятве и законности её употребления. Клятва состоит в том, что люди, уверяя один другого, призывают Бога во свидетеля, посредника и поручителя, конечно с той мыслью, что Он будет помощником при исполнении обещания и карателем в случае намеренного нарушения его или уверения ложного. Слова людей могут быть истинными в той мере, в какой они сопровождаются мыслью о Высшем, о всеведущем Боге, Который есть высочайшая Истина, погубляющая говорящих ложь: Пс.5:7 . Отсюда понятно частое призывание апостолом во свидетели Бога, и тем самым свидетельствующего о необходимости в важных случаях клятвы: 2Кор.1:23 ; Еф.4:17 ; Рим.1:9 . Откр.10:5–6 . «И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков; Который сотворил небо и всё, что на нём, землю и всё, что на ней, и море и всё, что в нём, что времени уже не будет». Объясн. Этими словами подтверждается законность употребления клятвы, необходимой в важных случаях: Втор.6:13 ; Мф.26:63–64 ; Евр.6:16 . Быт.13 глава . Здесь говорится об обещаниях Божиих Аврааму дать всю землю Ханаанскую в вечное владение ему и потомству его. Объясн. Обетования Божии, что евреи вечно будут владеть землёй обетованной, были даны Богом под условием исполнения заповедей Божиих: Исх.20:1–17 ; Ис.1:19–20 , а так как иудеи бесчисленно преступали заповеди Божии, то и были лишены обетования. Употребление клятвы Богом между людьми, в важных случаях, засвидетельствовано во многих местах Священного Писания: Быт.24:3–9:25:33 ; Втор.6:13 ; Евр.6:16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010