По требованию стихов 16-го и 18-го мысль первых двух предложений 17-го стиха такая: пребывающий в Боге имеет любовь настолько совершенную, что нет уже места страху суда; или, ближе к подлиннику: в том совершенство – высокое достоинство любви пребывающего в Боге, что она дает дерзновение в день суда, – Что мы поступаем в мире сем, как Он (слов: достигает в нас тем, нет в греч. подлинн.) буквально в переводе славянском: Зане якоже Он есть и мы семы в мире сем, т. е. потому дерзновение на суде получает любящий, что пребывание в нем Любви или Бога очищает его душу и сердце, так как Он чист – 3, 3. (см. примеч.); не делает греха тот, в ком семя Божие – 3, 9. (примеч.) (64). Бл. Феофилакт: «что наше дерзновение будет перед Богом вочеловечившимся, Апостол выразил в словах: зане... и пр., т. е. когда уже доказали, что Бог в нас и мы в Нем, то мы сами в себе свидетели о совершенстве любви». – В мире сем: в том собственно величие тайны общения нашего с Господом нашим Иисусом Христом, что хотя Он и на небе уже, но вместе с тем и в нас – в мире сем живущих пребывает как Бог – Любовь (ср. Lange). иі. Страха нсть въ любв, но совершенна любы вонъ изгонетъ страхъ, к страхъ мк имать: бойс же не совершис въ любв. ( Сирах. 1, 11. 21 . Рим. 3, 15 ). 18. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх; потому что в страхе есть мучение. Боящийся не совершен в любви. 18 . В любви нет страха и пр.: здесь разумеется не тот благотворный страх Божий, о котором псалмопевец говорит, как о начале Премудрости ( Пс. 110, 10 . Ср. Иов. 28, 28 .), и который объясняет Сирах – 1, 11–21., – не тихое блаженное чувство благоговения пред Богом, возвышающее дух, не страх, как веселие духа и венец радости ( Сир. 1, 11 ), который на стезях любви ( Сир. 1, 13 .), а страх, как боязнь в собственном смысле, чувство тяжелое, подавляющее, – страх, как мучение. Апостол продолжает здесь речь о высоком достоинстве братской любви: если любящий не боится суда и даже дерзновение будет иметь на суде, совершенно спокойно, свободно и радостно всегда готов предстать пред Судиею, без всякого смущения и стыда (2, 28.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

Возможности человеческой фантазии блаженство Р. заведомо превышает: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9, переосмысленная цитата Ис. 64:4). Новый Завет (в отличие от Корана, где Р. именутся Джанна) не дает чувственных и наглядных образов Р., но или чисто метафорическую образность притч о браке, о брачном пире и т. п. (Мф. 25:1–12; Лк. 14:1624 и др.), или формулы без всякой образности вообще (например, «войти в радость господина своего», Мф. 25:21), дающие понять, что самая природа человека и его бытие «в воскресении» радикально переменятся («в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах», Мф. 22:30; «мы теперь дети Бога, но еще не открылось, что будем; знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть», 1 Ин. 3:2). Еще путь Данте по Р. в конечном счете ведет к узрению Троицы («Р.», XXXIII). Огражденность и замкнутость Эдема, у врат которого после грехопадения Адама и Евы поставлен на страже Херувим с огненным мечом (Быт. 3:24), ощутима тем сильнее, что для ближневосточных климатических условий сад — всегда более или менее оазис, орошаемый проточной водой (Быт. 2:10, срв. проточную воду как символ благодати, Пс. 1:3) и резко отличный от бесплодных земель вокруг, как бы миниатюрный мир со своим особым воздухом (в поэзии сирийского автора IV в. Ефрема Сирина подчеркивается качество ветров Р., сравнительно с которыми дуновения обычного воздуха — зачумленные и тлетворные). Поскольку Эдем — «земной Р.», имеющий географическую локализацию «на востоке» (Быт. 2:9), в ареале северной Месопотамии (хотя локализация эта через понятие «востока» связана с солнцем и постольку с небом, поскольку восток — эквивалент верха), заведомо материальный, дающий представление о том, какой должна была быть земля, не постигнутая проклятием за грех Адама и Евы, мысль о нем связана для христианства (особенно сирийского, византийского и русского) с идеей освящения вещественного, телесного начала.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Я хочу обратить ваше внимание на иное — на ту радость, которой нам (во всяком случае, мне) не хватает. Радость о Боге очень сильна в псалмах и связана — теснее ли, нет ли — с храмом, сердцем иудаизма. Псалмопевцам по сравнению с нами было почти не за что любить Бога. Они не знали, что Он предлагает им вечное блаженство; не знали, что Он умрет, чтобы это блаженство для них отвоевать. Но они так любят Его, так к Нему тянутся, как любят Его и тянутся к Нему только лучшие из христиан или, быть может, только христиане в лучшие свои минуты. Их тяга к «красоте Господней» сильна, как физическая жажда. Без Него их души иссыхают, как земля без воды (см. Пс. 69). Они говорят о Боге: «Ты посещаешь землю и утоляешь жажду ее… Напояешь борозды ее… размягчаешь ее каплями дождя, благословляешь произрастения ее» (64:10–11). Душа их томится, как птичка без гнезда (83:3–4), и «один день во дворах Твоих лучше тысячи» (83:11).   Я назвал бы это именно жаждой или алканьем, а не «любовью». Слова «любовь к Богу» сразу вызывают в памяти слово «духовная» со всеми теми значениями, которыми оно, к несчастью, обросло. В древних стихотворцах было меньше важности и меньше смирения (я бы даже сказал — меньше удивления), чем в нас. Чувство, о котором я толкую, было веселым и простым, как естественное, даже физическое желание. Они радуются и торжествуют (9:3). Они славят Бога на гуслях (42:4), на псалтири и гуслях (56:9), они «радостно поют Богу» и берут для этого тимпан, «сладкозвучные гусли с псалтирью» (80:2–3). Но музыки им мало, им нужен шум. Им надо, чтобы всплескивали руками все народы (48:2), чтобы кимвалы были звучными и громогласными (150:5), чтобы веселились многочисленные острова (96:1) — места чужие и всегда далекие для иудеев, не знавших мореплавания.   Я не предлагаю вам возродить эту буйную жажду. Во-первых, ее возродить и невозможно, потому что она не умирала; только искать ее надо не у нас, англикан, а у католиков, православных, Армии Спасения. Мы слишком привержены хорошему вкусу. Однако бывает она и у нас, у некоторых, иногда.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

И пошлет тогда Господь Ангелов своих с трубою громогласною и соберут избранных Его от четырех ветров, от края до края неба ( Мф.24:31 ). Об этом апостол Павел так говорит: Господь при возвещении при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде, потом мы, оставшиеся в живых (ибо все не умрем, но все изменимся во мгновение ока), – вместе с ними восхищены будем на облаках на воздух в сретение Господу ( 1Фес.4:16, 17 ). О сем, провидя духом, прор. Исаия восклицал: кии суть иже яко облацы летят? А с ним и другой пророк взывал: виждь собранные чада Божии от востока солнца до запада словом Святого, радующася Божиею памятью, несомых со славою, яко сыны Царства. Всяк видяй их, познает, яко сии суть благословении от Бога, и радостью возрадуются о Господе. День бо воздаяния прииде на них, и лето избавления присне, лето Господне приятное; и бысть им во спасение от всякия скорби их. Зане любит их Господь и щадит их, Сам избави их и вознесе их во вся дни века ( Пс.60:8 ; Вар.5:5, 6 ; Ис.61:9; 63:4, 8, 9 ). И собраннии Господом приидут с радостью, и радость вечная над главами их; над главою бо их хвала и веселие ( Ис.35:10 ). О сем преславном изменении праведных Иоанн Богослов говорил так: еще ныне не открылось, что будет; знаем только, что когда откроется, будем подобны Ему ( 1Ин.3:2 ), т. е. самому Господу, Царю славы. Когда же явится Христос, – так писал апостол Павел христианам, – тогда и вы явитесь с Ним во славе ( Кол.3:4 ) – той, которую Он показал ученикам Своим в Своем преображении. Когда Он явится во славе Своей, тогда уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет себе все ( Фил.3:21 ). О, какая слава обымет преподобных Его в день оный, в который придет Господь прославиться во святых Своих и явиться дивным во всех веровавших в Него ( 2Фес.1:10 )! От века не слышахом, ниже очи наши видеша когда яже сотвориша ждущим милости ( Ис.64:10 ). Господь возвестил, что праведники просветятся, яко солнце, в Царствии Отца их ( Мф.13:43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Дан.3:62–63 . Благословите, солнце и луна, Господа, пойте и превозносите Его во веки. Благословите, звезды небесные, Господа, пойте и превозносите Его во веки. В предшествующем стихе призываются благословлять Господа все силы Его, премирные, т.е. Ангелы, и принадлежащие к вещественному миру. Из числа последних здесь упоминаются поименно: солнце, луна и звезды, с целью выразить такую мысль: не дивно, если хвалят Господа разумные существа. Да хвалят Его и неразумные. Дан.3:64–68 . Благословите, всяк дождь и роса, Господа, пойте и превозносите Его во веки. Благословите, вси дуси (ветры), Господа, пойте и превозносите Его во веки. Благословите, огнь и вар (жар), Господа, пойте и превозносите Его во веки. Благословите, студь и зной, Господа, пойте и превозносите Его во веки. Благословите, росы и иней, Господа, пойте и превозносите Его во веки. Исчисляемые в этих стихах явления не всегда бывают благотворны для жизни земных тварей, иногда бывают разрушительны и опустошительны. Например, дождь и роса способствуют плодородию земли, но в излишестве вредят ему. Холод и зной полезны для тварей, если благовременны, и вредны в противном случай. Во всяком случае, все это происходит по воле Господа, свидетельствует о Его милости к тварям, или о гневе, и располагает благословлять Его за милости и за действия гнева Его, смиренно исповедовать, что мы заслужили праведный гнев Его. За все да будет слава Ему от нас. Дан.3:69–70 . Благословите, нощи и дние, Господа, пойте и превозносите Его во веки. Благословите, свет и тма, Господа, и превозносите Его во веки. Смена дня и ночи, света и тмы, устроена Господом с премудрою и благою целью. День есть время труда для человека, ночь с ее мраком – время отдыха для него. С наступлением дня, с восходом солнца, человек, по слову псалмопевца, выходит на работу и спокойно работает до вечера, не боясь диких зверей, укрывающихся на день в своих логовищах и выходящих на добычу ночью ( Пс. 103:19–24 ). Прекрасен солнечный свет, видимый днем; но прекрасна и ночь, открывая зрителю красоту и великолепие звездного неба. За все слава и благословение Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Ис.66:2 . Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Го­с­по­дь. А вот на кого Я при­зрю: на смирен­ного и сокрушен­ного духом и на трепещущего пред словом Мо­им. «А вот, на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего перед словом Моим.» Это – одно из важнейших мест книги пророка Исаии и всей вообще ветхозаветной Библии: оно ясно отмечает ту высоту «этического монотеизма», до которой доходили лучшие представители библейского профетизма. Отсюда с очевидностью открывается, что Господь ищет от человека не наружного, часто только механического, исполнения тех или других обрядовых действий, а глубокого внутреннего настроения – смиренного сокрушения о грехах и благоговейного преклонения пред Его Божественной волей. В этих немногих словах пророк Исаия сильно и метко обрисовал контраст хвастливого обрядоверия со смиренным сокрушением о грехах, который впоследствии более картинно и подробно был раскрыт Самим Господом в известной притче о мытаре и фарисее ( Лк.18:9–14 ). Как некогда, гордость и эгоизм послужили причиной грехопадения людей и отторгли их от Бога ( Быт.3:5–6 ), так теперь только смирение, покаяние и сокрушение о грехах способны снова привлечь к человеку Божественное милосердие и воссоединить его с Богом. Все эти настроения и мысли имеют ряд параллелей, как у самого пророка Исаии, так и у других пророков, в особенности у Псалмопевца ( Ис.29:19 ; Ис.64:5–6 ; Пс.50 ). Ис.66:3 . [Беззакон­ник же,] закола­ю­щий вола – то же, что убива­ю­щий человека; при­носящий агнца в жертву – то же, что задуша­ю­щий пса; при­носящий семидал – то же, что при­носящий свиную кровь; воскуря­ю­щий фимиам [в память] – то же, что молящийся идолу; и как они избрали соб­с­т­вен­ные свои пути, и душа их находит удоволь­ствие в мерзостях их, –: В этих двух стихах заключается самое решительное осуждение лицемерного и бездушного обрядоверия, которое вместо искомого оправдания пред Богом влечет за собой только еще большее осуждение. Место это, по своему содержанию и тону, весьма близко напоминает подобное же место из пролога книги пророка Исаии ( Ис.1:11–15 ). Пророк не щадит здесь красок, чтобы возможно сильнее изобразить всю бесплодность и даже «мерзость» в очах Божественной правды подобного рода жертв: он или сравнивает их с прямыми преступлениями, даже с человекоубийством ( «закалающий вола – то же, что убивающий человека», или ставит на одну доску с тем, что считалось у евреев нечестным и гнусным ( Втор.14:8 ; ср. Мф.7:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ответ на возражение 3. В изначальном состоянии не было слушания чего-либо, сказанного человеком извне, но существовало слушание вдохновляющего изнутри Бога, и именно таким слушанием слышали пророки, согласно сказанному [в Писании]: «Послушаю, что скажет Господь Бог» ( Пс. 84, 9 ). Раздел 2. ОБЛАДАЮТ ЛИ ВЕРОЙ ДЕМОНЫ? Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что демоны не обладают верой. Так, Августин говорит, что «вера принадлежит воле верующего» 62 , а именно свободной воле, посредством которой человек желает верить в Бога. Но коль скоро, как было показано выше (I, 64, 2), любое намерение демонской воли нечестиво, то похоже на то, что демоны не обладают верой. Возражение 2. Далее, вера – это дар божественной благодати, согласно сказанному [в Писании]: «Благодатью вы спасены через веру, и сие... Божий дар» ( Еф. 2, 8 ). Но, как говорит глосса на слова [пророка] Осии: «Они обращаются к другим «богам», и любят виноградные лепешки их» ( Ос. 3, 1 ), демоны, согрешив, утратили свой дар благодати. Следовательно, после своего согрешения демоны более не обладают верой. Возражение 3. Далее, неверие, похоже, является тягчайшим из грехов, поскольку, как говорит Августин, комментируя слова [из евангелия от Иоанна] ( Ин. 15, 22 ): «Если бы Я не пришел и не говорил им, то на них не было бы греха, но ныне им нет оправдания за грех» 63 . Но у некоторых людей грех неверия налицо. Следовательно, если бы демоны обладали верой, то некоторые люди были бы виновны в более тяжком грехе, нежели демоны, каковое мнение представляется неразумным. Следовательно, демоны не обладают верой. Этому противоречит сказанное [в Писании]: «...бесы веруют-и трепещут» ( Иак. 2, 19 ). Отвечаю: как уже было сказано (1, 4; 2, 1), ум верующего дает свое согласие на то, во что тот верит, не сам по себе, не потому, что он это видит и не потому, что может возвести это к первым самоочевидным началам, но потому что ум получает распоряжение на согласие со стороны воли. Затем, то, что воля подвигает ум к согласию, может происходить по одной из двух причин.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

63. «Не сама ли природа учит вас…» (1Кор. 11:14). Научиться бдительности Даже кот, когда он охотится за мышью, может научить бдительности человека, который стремится очистить свое сердце. Даже ребенок, когда он учится ходить, может научить терпению человека, который стремится овладеть молитвой. 64. «Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья [идет] валяться в грязи.» (2Петр. 2:22). Не возвращайся назад Не вноси обратно в свой дом сор, который ты уже выбросил, Не ищи встречи с человеком, который причинил тебе много вреда. Не входи снова в большие долги, если ты уже вернул их, Не возвращайся назад к тому злу, от которого ты уже освободил свое сердце. 65. «Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим.» (Евр. 4:1). К чему вся эта суета? Работаешь от зари до зари, рвешь жилы, приходишь в коммуналку, падаешь на кровать. Не то что ужин приготовить, сил нет голову поднять. Вздыхаешь со стоном: ни семьи, ни своего жилья. К чему вся эта суета? Где найти покой? Деньги текут рекой, на работе повышение за повышением, особо и трудиться не надо. Все важные дела решаются сами собой. Но жена смотрит невесело, дети сторонятся, как волчата, верных друзей не осталось, впереди – пустота. До утра не можешь заснуть. К чему вся эта суета? Где найти покой? 66. «Наблюдай за непорочным и смотри на праведного…» (Пс. 36:37). Разве возможно все это ? Тело легкое, как воздух, Небо синее, как глаза ребенка, Луга как зеленый пух, Цветы как прекрасный ковер, Радуга вдали как улыбка земли, – Разве возможно все это? Да! если ты сам станешь возможным для такого мира. 67. «И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист.» (1Ин. 3:3). Успокой сердце Успокой море – и будешь плыть спокойно, Укроти грозу – и будешь идти ничего не боясь, Останови молнию – и будешь смотреть в небо без страха, Успокой сердце – и все тревоги останутся позади. 68. «…Верующий в Меня не будет жаждать никогда.» (Ин.

http://isihazm.ru/?id=133

Наконец, как благость наша в сравнении с высочайшей благостью будет худостью 25 , так и правда наша в сравнении с правдою Божией будет подобна одежде, замаранной месячным очищением, как говорит пророк Исайя: «вся праведность наша, как одежда во время месячного очищения» ( Ис.64:6 ). Чтобы яснее еще это представить, скажем, что и животворные заповеди самого закона, который преподан через ангелов рукою Посредника ( Гал.3:19 ), о котором апостол говорит: «закон свят, и заповедь свята, и праведна, и добра» ( Рим.7:12 ), – если сравнить с евангельским совершенством, то окажутся менее добрыми, как говорит Сам Бог: «и попустил им учреждения недобрые и постановления, от которых они не могли быть живы» ( Иез.20:25 ). Также и апостол подтверждает, что слава закона помрачается светом Нового Завета, так что он в сравнении с евангельским блеском и не считается славным, говоря: «то прославленное даже не оказывается славным с сей стороны, по причине преимущественной славы последующего " ( 2Кор.3:10 ). Это сравнение также удерживает Св. Писание и с противной стороны, т. е. в оценке заслуг грешников, так что тех, которые гораздо меньше нечестивы, оправдывает в сравнении с худшими, говоря: «и Самария половины грехов твоих не нагрешила; ты превзошла их мерзостями твоими, и через твои мерзости, какие делала ты, сестры твои оказались правее тебя» ( Иез.16:51 ). Так и заслуги всех вышеупомянутых добродетелей, хотя сами по себе хороши и ценны, однако в сравнении с славным созерцанием они затмеваются. Ибо многих святых, занятых упражнением хотя и в добрых делах, однако земных, отвлекают от созерцания высочайшего блага (Бога) и замедляют в стремлении к Богу. Глава 5. Никто не может непрерывно стремиться к высочайшему благу – Богу Кто, похищая беспомощного из руки сильнейших его, бедного и нищего от грабящих его, кто, сокрушая челюсти нечестивых и из зубов их исторгая похищенное, в самом действии заступничества спокойным духом будет созерцать славу Божественного величия? Кто, доставляя пропитание бедным или с услужливым человеколюбием принимая толпы пришельцев, в то самое время, когда озабоченным духом развлекается услужением братьям, будет созерцать безмерность вышнего блаженства? И когда скорбями и заботами настоящей жизни возмущается, будет ли рассматривать состояние будущего века сердцем, возвышенным от земных привязанностей? Потому блаженный Давид, только это считая благом для человека, желает непрестанно прилепляться к Богу, говоря: «а мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование мое» ( Пс.72:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

В день рати Твоей народ Твой готов в благолепии священном. Как роса из чрева зари так у Тебя, юношество твое. Клялся Господь и не раскается; Ты Священник во век по чину Мелхиседека ( Пс.109:3–4 ). По крещении, Спаситель отводится Духом Святым в пустыню, где проводит сорок дней без пищи и пития и попущает злому духу искусить Себя, дабы победа второго Адама над Диаволом могла вознаградить поражение первого; и дабы научить христиан не токмо неизбежной необходимости познать искушение опытом, но и каким еще образом должны они сражаться со врагом, и каким оружием могут они его победить. И окроплю вас водою чистою, и очиститися от всех нечистот ваших, и от всех кумиров ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и Дух Новый дам во внутренность вашу, и отыму сердце каменное от плоти вашей, и дам вам сердце плотяное и Дух Мой дам во внутренность вашу ( Иез.36:25–26 ). 11 . Наконец Мессия начинает проповедовать Божественное учение Свое и открывать высокие истины, которые Он увидел искони в лоне Отца Своего. Он полагал незыблемые основания своей Церкви чрез призвание двенадцати рыбарей и великого множества других учеников. 11 . Дать плачущим в Сионе диадему вместо пепла, елей веселия вместо плача, одежду славы вместо духа унылого: и назовут их сильными правдою, насаждением Господа, в славе Его. И застроят пустыни вечные, и, разоренное издревле, восстановят; и возобновят города опустевшие, разоренные в давние роды ( Ис.61:3–4 ). И положу среди них знамение, и пошлю спасшихся из них к народам языческим, в Фарсис, в Пул и Луд, (и в Мосох), к натягивающим лук, и в Фовел, и в Елладу, и на острова дальние, которые не слыхали слуха о Мне, и не видели славы Моей: и возвестят славу Мою в народах языческих. И приведут всех братьев ваших от всех народов в дар Господу. И из них Я возьму во Священники и Левиты, сказал Господь. Ибо как небо новое, и земля новая, которые творю Я, стоят пред Лицем Моим, вещает Господь; так будет стоять семя ваше и имя ваше. Тогда от новомесячия до новомесячия, и от субботы до субботы, будет приходить всякая плоть, чтобы покланяться пред Лицем Моим, глаголет Господь ( Ис.64:19–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010