Установив, что трое посетителей Авраама были ангелами, раввины также подробно обсуждают их личность, природу и роли. В текстах, в которых приводятся имена ангелов, они единообразно именуются Михаилом, Гавриилом и Рафаилом . У трех ангелов также есть конкретная миссия, как описано в Берешит Рабба 50:2: [ ]           (Берешит Рабба 50:2; Теодор-Альбек 19652, 516–517) Тогда пришли два ангела и т.д. (Быт. 19:1). Но Он тверд; и кто отклонит Его? Он делает, чего хочет душа Его (Иов. 23:13). Согласно учению, один ангел не выполняет двух поручений, а два ангела не выполняют одного поручения, но ты говоришь: «два [ангела пришли в Содом]»? Но Михаил принес весть и ушел, Гавриил был послан погубить Содом, а Рафаил — спасти Лота; [как написано]: и пришли два ангела и т.д. (Быт. 19:1). Он послал на них ярость гнева своего и т.д. (Пс. 78:49). Но ты говоришь: «Два [ангела]». Однако Михаил принес весть и ушел, Гавриил был послан погубить Содом, [а] Рафаил — спасти Лота. [Поэтому написано]: Тогда пришли два ангела. В Берешит Рабба 50:2 рассматривается тот факт, что в Содом пришли два, а не три ангела. В тексте говорится, что один ангел может выполнять только одно поручение и что это поручение нельзя разделить с другим ангелом. В этой связи возникает вопрос, почему два ангела пришли в Содом, если на самом деле два ангела не могут выполнить одну и ту же миссию. Этот вопрос касается также и Пс. 78:49, поскольку этот стих свидетельствует о том, что в излияние гнева Божьего может быть вовлечено более одного ангела. В этом стихе говорится о действиях Бога, направленных против Египта, но он связан и с уничтожением Содома через отсылку на его разрушение группой злых ангелов (множественное число) в связи с посланием Божьего гнева: «Он послал на них ярость своего гнева, свою злость, возмущение и враждебность — группу злых ангелов ) )». Раввины отвечают, что на самом деле три ангела в Быт. 18-19 имеют свою конкретную миссию, и после того, как миссия одного из ангелов завершается, он возвращается на небеса. В этом случае Михаил объявил Саре хорошие новости и вернулся на небеса, Гавриил остался для уничтожения Содома, а Рафаил для спасения Лота .

http://bogoslov.ru/article/6028809

1122 г.- это единственный греч. памятник младше X в., сохраняющий мн. особенности древней иерусалимской литургической традиции. Однако в целом этот Типикон основан уже на визант. послеиконоборческой монастырской традиции, отраженной в Студийском и Иерусалимском уставах; система библейских чтений в нем представляет собой синтез древней иерусалимской и послеиконоборческой к-польской (как в Типиконе Великой ц.) систем. Последования служб первых 3 дней Страстной седмицы содержат богатый гимнографический материал (самогласные и подобные стихиры, седальны, светильны, тропари и проч.), количество песнопений почти вдвое превосходит обычное для послеиконоборческих монастырских памятников число песнопений этих дней. Утреня имеет следующие особенности: стихословятся 3 кафизмы; к Пс 50 прибавляются покаянные тропари; поются 2 различных кондака (один перед 8-й песнью трипеснца, др.- после нее); есть стихиры и на хвалитех, и на стиховне; между 1-й и 2-й частями утреннего славословия (т. е. между «Слава в Вышних» и «Сподоби, Господи») читаются паремии (Быт 1. 1-13, Притч 1. 20-32, Ис 5. 1-7 - в Вел. понедельник; Исх 19. 10-18a, Притч 2. 13-21, Ос 4. 1-6b - в Вел. вторник; Притч 3. 27-34, Ос 4. 13 - 6. 4 - в Вел. среду) и утреннее Евангелие (его выбор в целом основан на древней иерусалимской системе чтений: Мф 21. 18-22. 14; Мф 22. 15-24. 2; Ин 12. 17-50 соответственно в каждый из 3 дней); к утрене присоединяется 1-й час, на к-ром прочитывается то чтение, какое в Типиконе Великой ц. указано для тритекти в эти дни. После 1-го часа читается полностью одно из Евангелий (Мф - в Вел. понедельник, Лк - в Вел. вторник, Мк - в Вел. среду, Ин - в Вел. четверг). 9-й час включает начальный вечерний антифон к-польского песненного последования (Пс 85) и те паремии, какие в Типиконе Великой ц. указаны для вечерни этих дней. На вечерне после «Господи, воззвах» и входа читаются паремии соответственно древней иерусалимской традиции (с незначительными отличиями), а после «Свете Тихий» - Евангелие соответственно той же традиции; после Евангелия - «Сподоби, Господи», стиховные стихиры и особые молитвы об оглашенных и просвещаемых (в Типиконе приведен их текст; в Вел. среду Евангелие предваряется паремией (Зах 11. 11-14), читается после стиховных стихир и молитв об оглашенных и просвещаемых и завершается еще одной группой стиховных стихир, затем начинается литургия Преждеосвященных Даров); после отпуста оглашаемых совершается по сокращенному чину литургия Преждеосвященных Даров; каждый из 3 дней имеет особую заамвонную молитву для этой литургии. По окончании литургии служится паннихис с утренним евангельским чтением по иерусалимской системе (2-м из 2 возможных: Мк 11. 12-26, Лк 12. 35-59, Мк 14. 1-11 соответственно для каждого из 3 дней) ( Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. Σ. 28-83). В православном богослужении X-XXI вв.

http://pravenc.ru/text/150085.html

Поэтому не удивительно, что таких конструкций больше всего у Луки, максимально привлекавшего текст Септуагинты. Большая часть аргументов Карминьяка сводится к поиску игры слов и ассонансов, которые якобы могли стоять за греческим текстом (причем лексику он подбирал сам, не указывая при этом никаких критериев). Среди примеров, приводимых Карминьяком, много выражений, которые явно существовали и вне Нового Завета (например, сравнение «камни» и «сыны» в Мф 3. 9 и Лк 3. 8 может быть расхожим выражением или пословицей). Можно подобрать подобные примеры на арамейском: wrchesasthe и eklausate/ekopsasthe в Лк 7. 32/Мф 11. 17 соответствуют raqedton/arqedton. Странное выражение «огнем осолится» в Мк 9. 49 по одной из гипотез может быть смешением двух арамейских слов tbl (приправлять) и thbl (крестить), т. е. иметь значение «каждый будет крещен огнем» (ср. Мф 3. 11; Лк 3. 16) (Baarda T. J. Mk 9. 49//New Testament Studies. 1958/1959. Vol. 5. P. 318–321). Мессианское пророчество в Мк 10. 34 имеет ветхозаветную основу и явно составлено из Ис 50. 6; 53. 3, 5, 8–9, 12 и Пс 21. 7. Выражение «был со зверями» в Мк 1. 13 объясняется отнюдь не «прекрасной игрой слов» (такое выражение явно не подходит для объяснения текста Священного Писания). На самом деле, здесь, во-первых, использованы ветхозаветные образы (Ис 13. 21–22; 34. 13–14; Иез 34. 5, 25; Втор 8. 15 и др.). Во-вторых, подразумевается обещанная Сыну Божию в Пс 90. 11–13 ангельская защита (кстати, бывшая предметом искушения согласно Мф и Лк). Явный анахронизм — толковать выражение 2 Кор 3. 14 в нашем смысле слова «Ветхий Завет», как собрание книг, противостоящих Новому Завету. Его просто следует поместить в более широкий контекст — Иер 31. 31, Евр 8. 13. Примеры можно умножать. Но и так очевидно, что гипотеза Карминьяка не выдерживает критики. Приходится также сожалеть, что переводчики включили в текст книги полемику Карминьяка с Пьером Грело (также ныне покойным), потому что ответы Карминьяка на разумные замечания оппонента потрясают своей развязностью и постоянными переходами на личности, что разрушает образ священника-ученого (к счастью, Грело успел после этого написать более обстоятельный ответ: Grelot P. L’origine des Evangiles: Controverse avec J. Carmignac. P., 1986). Тем не менее, каждая гипотеза имеет право на существование. Выход книги Карминьяка на русском языке дает надежду, что переводческая деятельность и ознакомление русского читателя с современными проблемами и исследованиями в области библеистики будут продолжены. Александр Ткаченко Календарь ← 4 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/37880.html

Для того Господь предал тело Свое на смерть, чтобы мы получили отпущение грехов и освятились, — именно чрез окропление кровию Его. О нем написано иное для народа иудейского, а иное для нас. Относительно нас Писание так говорить: «Он язвлен был за беззакония наши и мучен был за грехи наши: кровию Его мы исцелели. Как овца, Он приведен на заклание, и как агнец пред стригущим его, не отверзал уст Своих» (Ис. 53:5–7). Итак, мы должны весьма много благодарить Бога, что Он и предуказал нам сбывшееся ныне и тем сделал нас мудрыми, — и не оставил нас в неизвестности о будущем. А на счет иудеев Он говорит: «не напрасно простираются сети пернатым» (Прит. 1:17). Говорит же это потому, что праведно погибнет человек, имеющий путь истины — знание, но не уклоняющейся с пути темного. И далее, Господь восхотел пострадать за нашу душу, хотя Он есть Господь всей вселенной которому прежде устроения века Отец говорил: «сотворим человека по образу и по подобно Нашему» (Быт. 1:26). Каким же образом Он подвергся страданиям от людей, внимайте. Пророки, получившие от Него дар, уже предсказали о Нем. И поелику, чтобы упразднить смерть и показать воскресение из мертвых, Ему надлежало явиться во плоти; то Он подвергся этому для того, чтобы исполнить обещание, данное отцам и, приготовляя для Себя новый народ, в продолжение земной Своей жизни показать, что Он, воскресив мертвых, будет судить их. К тому же, Он Сам проповедывал, уча израильский народ и творя столь великие чудеса и знамения, и явил к нему особенную Свою любовь. Но когда избрал Он собственных апостолов для проповедания Евангелия Своего, — людей крайне грешных, дабы показать, что пришел не праведников, а грешников призвать на покаяние (Мф. 9:13), тогда Он открыл Себя Сыном Божиим. А если бы Он не пришел во плоти, то как бы люди могли остаться живыми, взирая на Него, когда и те, которые смотрят на солнце, имеющее некогда уничтожиться, — на дело рук Его, не могут прямо смотреть на его лучи? Итак, Сын Божий для того пришел во плоти, чтобы довершить полную меру грехов тех, кои преследовали пророков Его даже до смерти. Для того Он и пострадал. Ибо Бог говорить, что «рана плоти Его « происходит от них» (Ис. 53:8); и [у другого пророка]: «когда поражу пастыря; тогда рассеются овцы стада» (Зах.13:6). Сам Он восхотел пострадать известным образом; так как Ему должно было пострадать на древе. Ибо пророчествовавши о Нем говорить: «пощади душу мою от меча (Пс. 21:21), пригвозди плоть мою (Пс. 118:120), потому что сонмы злых восстали на меня» (Пс. 21:17). Еще сказано: «вот я отдал хребет мой на бичевание и ланиты мои на поражение, лицо же мое положил, как твердый камень» (Ис. 50:6–7). Глава 6

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

Во втором полустишии 4-го ст. св. Пророк переходит к изображению своего бедственного греховного состояния. «Нет» , говорит, «мира в костях» , — мира — покоя, как бы так: в самых мозгах костей моих чувствую нестерпимые боли, и это лишает меня покоя,— или мира — ладу, согласия. Кости часто понимаются в псалмах (Пс. 6:3; 30:11; 50:10) в значении основ телесного состава, а более в значении сил всего человеческого существа. Слова: «нет мира о костях» дают по сему мысль, что силы внутренние от греха пришли в разлад, распались, стали действовать одна против другой.— «Не стало твердости и благосостояния души и тела» (Зигабен) — И это от лица грехов. Грехи вошли в состав и действуют разрушительно, все расстраивают. «Изнемогла сила души моей,— и это от грехов». (Афанасий Великий). «Образ греха, не выходящий из памяти не оставляет во мне мира и покоя, но смущает кости мои, т. е. помыслы» (Анфим) «Остны совести бодут и распространяют тревогу и вражду во всем существе моем». (Зигабен). Плоть и кости — весь состав, все существо человека. Грешник страждет, по причине греха сверху от гнева Божия, снизу — от самого греха. Гнев Божий прекращает благословение, следовательно прилив живительных сил; а тут грех сам действует, кап ад снедающий. От этого благо не прибывает, а зло растет. И «нет целости» , — в первом отношении; ибо Божие благоволение необходимо для полноты жизни нашей; «нет мира» во втором, — идет разложение, расстройство сил: начинается вражда тела на дух, сердца на ум, страстей на совесть, и проч. Грех зол не тем только, что гнев совне от Бога привлекает; но и тем, что и сам в себе есть ядотворное зло. Несть мира- прямой плод греха в нас. Пс.37:5. Яко беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне . Вторая причина горькости греховного состояния- множество грехов и тягота их. -Множество грехов в словах: «беззакония моя превзыдоша главу мою» . Количество определяется здесь или кучею песка, столь высокою, что она стала выше головы, «или» собранием воды, в которую грешник погряз и с головою, «или» числом волос на голове, в той мысли, что грехов больше, чем волос, как в другом псалме: «умножишася паче влас главы моея грехи моя» (Пс. 59:13). — Грех не приходит один. Как каждое понятие имеет круг сродных себе понятий, кои и привлекает всякий раз, как само вспадает на ум: так и, в деятельной стороне, всякий грех

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2925...

Уму человеческому непонятно, как это Бог дает просящим, обретается ищущими, отверзает толкущим и вместе с тем является не ищущим Его, обретается не вопрошающими о Нем, весь день простирает руки к людям не покоряющимся и пререкающимся, упорных и удаляющихся призывает, не хотящих влечет к спасению; у желающих грешить отнимает случаи к исполнению своих желаний и милостив к неправдам их. Как спасение это принадлежат и нашей воле, ибо говорится: «если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли» ( Ис.1:19 ), и вместе с тем оно есть дело не хотящего, не текущего, но милующего Бога ( Рим.9:16 ); как это Бог воздаст каждому по делам его, и вместе с тем Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению ( Флп.2:13 ), «и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» ( Еф.2:8–9 ); почему это говорится: «никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец» ( Ин.6:44 ); почему повелевается нам сотворить себе новое сердце и новый дух ( Иез.18:31 ), и вместе с тем говорится: и дам вам сердце новое и новый дух дам вам, и возьму сердце каменное от плоти вашей и дам вам сердце из плоти, как это Господь велит Иерусалиму: «смой злое с сердца твоего» ( Иер.4:14 ), а пророк просит самого Господа создать в утробе его сердце чистое и говорит: «омой меня, и буду белее снега» ( Пс.50:9 ); как это говорится: «образумьтесь, бессмысленные люди! когда вы будете умны, невежды?» ( Пс.93:8 ), и: «Господь отверзает очи слепым» ( Пс.145:8 ). Не трудно будет решить эти сомнения, если мы будем помнить, что в деле спасения нашего участвует и благодать Божия, и свободная воля наша, и что человек, хотя может иногда сам желать добродетели, но чтобы исполнить желания свои, всегда нуждается в помощи Божией; подобно как для больного недостаточно одного желания быть здоровым, необходимо, чтобы податель жизни – Бог дал силы для здоровья. Но чтобы совершенно увериться в том, что и от природной способности, данной милосердым Творцом, иногда возникающие добрые расположения можно исполнить только при помощи Божией, для этого довольно вспомнить слова апостола: «желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу» ( Рим.7:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

что создал человека...» (Быт 6. 5-6). В этих и в ряде др. подобных текстов Библия прибегает к антропоморфизмам, к-рые лишь на первый взгляд «могут показаться наивными, но они всегда глубоко выражают одно существенное свойство истинного Бога: сотворив человека по Своему образу, Он может открывать ему Себя в проявлениях, подобных человеческим» ( Guillet J. Бог// Леон-Дюфур. Словарь библ. богосл. Стб. 82). Ветхозаветный Израиль не только знал об этом свойстве Бога, но и понимал его соответствующим образом, о чем свидетельствуют слова прор. Самуила: «...не раскается Верный Израилев; ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему» (1 Цар 15. 29). Сознавая трансцендентность Бога, Израиль знал также и о том, что своими Г. он не может оскорбить Бога в самом Его существе, хотя Бог и скорбит о грешнике, не живущем по закону Господню. «Но Меня ли огорчают они? - вопрошает Бог о тех, кто совершают «возлияние иным богам, чтобы огорчать» Его.- Не себя ли самих, к стыду своему?» (Иер 7. 18-19). Греховность, как и праведность, оказывает воздействие только на человека, но никак не на Бога. «Если ты грешишь, что делаешь ты Ему? - задает Елиуй риторический вопрос Иову.- И если преступления твои умножаются, что причиняешь ты Ему? Если ты праведен, что даешь Ему? или что получает Он от руки твоей?» И отвечает: «Нечестие… относится к человеку... (а не к Богу.- М. И.) и праведность… к сыну человеческому» (Иов 35. 6-8). Вавилон как символ греха (Откр 17. 5). Фрагмент иконы «На реках Вавилонских». XVIII в. (ГТГ) Вавилон как символ греха (Откр 17. 5). Фрагмент иконы «На реках Вавилонских». XVIII в. (ГТГ) Г. «царствовал» «в смертном… теле» (Рим 6. 12) ветхозаветного человека. В нем человек рождался («...я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» - Пс 50. 7); он пронизывал грешника «до мозга костей» («Кости его наполнены грехами...» - Иов 20. 11) и расслаблял его духовные и телесные силы («Изнемогла от грехов моих сила моя, и кости мои иссохли» - Пс 30. 11). «Все... сделались равно непотребными,- жалуется Псалмопевец,- нет делающего добро, нет ни одного» (Пс 13.

http://pravenc.ru/text/Грех.html

Бог противится гордым: Покоритесь Богу, противостаньте диаволу, ибо сказано: Бог гордым противится ( Иак.4:7–6 ). Подчиняйтесь друг другу, потому что Бог гордым противится ( 1Петр.5:5 ). Бог унижает гордых: Дом надменных разорит Господь ( Притч.15:25 ). Так говорит Господь: сокрушу Я гордость Иуды и великую гордость Иерусалима ( Иер.13:9 ). Вот, Я – на тебя, гордыня, говорит Господь Бог Саваоф; ибо пришел день твой. И споткнется гордыня и упадет, и никто не поднимет ( Иер.50:31–32 ). Я уничтожу высокоумие филистимлян ( Зах.9:6 ). Горе за гордость: Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою ( Ис.5:21 ). Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагогах ( Лк.11:43 ). Верные а) свободны от гордости: Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои ( Пс.130:1 ). Любовь не превозносится, не гордится ( 1Кор.13:4 ); б) оплакивают гордость других: Душа моя в сокровенных местах будет оплакивать гордость вашу ( Иер.13:17 ). Увещание избегать гордости: Не величайся пред лицем царя и на месте великих не становись, потому что лучше, когда скажут тебе: «пойди сюда повыше», нежели когда понизят тебя пред знатным, которого видели глаза твои ( Притч.25:6–7 ). По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать ( Рим.12:3 ). Не превозносись один пред другим. Ибо что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил? ( 1Кор.4:6–7 ). Наказание за гордость: Истребит Господь язык велеречивый, тех, которые говорят: «кто нам господин?» ( Пс.11:4–5 ). За гордость Господь посылает страшные наказания и в конец низлагает гордого. Господь низвергает престолы властителей и посаждает кротких на место их. Господь вырывает с корнем народы и насаждает вместо них смиренных. Гордость не сотворена для людей ( Сир.10:16–21 ). Грядет День Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, – и оно будет унижено: и на все кедры ливанские высокие и превозносящиеся, и на все высокие горы и на все возвышающиеся холмы, и на всякую высокую башню. И падет величие человеческое, и высокое людское унизится, и один Господь будет высок в тот день ( Ис.2:11–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

18) Нил Синайский , ч. 3. стр. 338–344: «Вовсе, кажется мне, не знаешь ты (писал он к пресвитеру Хариклию) божественного писания, почему, обратив внимание на одну его сторону, показывающую только гнев Божий, ни мало не знаешь во всем почти писании раскрытого Божия человеколюбия, и под видом пастыря делаешь свойственное врагам, злым демонам предавая овец, доводимых тобою до отчаяния, и не хочешь привести себе на мысль сказанного пророком Иезекиилем: «крови погибшего от рук пастыря взыщу» ( Иез.3:18 )... Не говори, человек, будто бы не приемлет Господь согрешивших делом и исловедающихся только словом. Ибо, говоря это, не далек ты от чистых по имени, но нечистых по делам, невежественных новациан, за исключением того, что они, по преизбытку неразумия и по бесполезной, чтобы не сказать, душевредной кичливости, отрицают всякое покаяние по просвещении крещением, а ты не соглашаешься принимать покаяния, приносимого на словах... устной исповеди не отвергает, и не отвращается, за человеческие грехи, нечестия и всякого рода нечистоты умерший Господь Иисус, а напротив того, приемлет и словесное покаяние, как желанное ему приношение... Ибο какими трудами и усилиями спасся мытарь? Не простыми ли выражениями смирения? За какие подвиги и труды разбойник с креста введен в рай и в жизнь? Не за произнесение ли немногих слов и исповедание царства Христова? Посему прими во внимание, пресвитер, что не строгость только и не один гнев Божий проповедывается в св. Писании, но и человеколюбие неисчетное и неисследимое, как от лица нашего говорит Писание ко Господу: яко милость Твоя велия на мне ( Пс.85:13 )... Не говори невежественного слова, будто бы не приемлет Бог простых устных выражений покаяния... ибо сотворивший нас приемлет от желающих спастись не только чистоту, правду, мученический подвиг и доблестное подвижническое житие, но и сетование о грехопадениях, и ударение в чело, и биение в перси, и слезные капли, и скорбные помыслы, и болезненно взывающий ум, и возведение очей, искренно взирающих к Богу и плачущих... Господь приемлет и уста, изрекающие подобно Давиду: согреших ко Господу ( 1Цар.12:13 ), лукавое пред Ним сотворив ( Пс.50:6 )... И ты, старец, не унижай, но паче приими, возлелей сердце сокрушенное и смиренное, ободри и спаси его, не плодов только полных преспеяниями требуя от падших и взыская их в делах подвижнических, но приемля и слова сокрушающихся о грехе своем, и с великим смирением исповедающих тебе содеянное ими худо».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

4-5. Есть, говорит, Бог истинен в правосудии, то есть справедлив в истине, и без закона не оставил и самих язычников; всякий же человек лжив, говорит, по законам Моисеевым, ибо ни у кого не было силы исполнить их. Если же законы не были даны, то каким образом удостоверяется то, что говорит: да оправдаешься в словах твоих и победишь когда судят Тебя (Пс.50:9), то есть, когда с Тобою спорят? Адам осужден после нарушения закона; сыны его также знали, что без нарушения они не будут осуждены; как и чрез Нафана осудил Давида и победил, ибо написал: не прелюбодействуй, не убивай (Исх.20:13-14). Итак, справедлив Бог в суде Своем, коим полагает наказания на преступающих законы сердца, правосудно данные Богом. Бесстыдные и упорные (грешники) совершали зло и говорили: неправда наша Божию правду совершает и наша ложь - Его истину. Если же лживостью моею истинность Его возвеличивается, то зачем еще осуждать меня, как бы я виновен был пред Ним, говоря это? Поелику, хотя и сказал: победишь в суде твоем, но не для нашего осуждения, а для победы правды написал законы в сердцах наших. Если же это так, то неправда наша правду Его утверждает. 6-8. Но придите и, как люди, исследуем: если это так, то как же Бог судит мир? Должны, говорит, быть законы, хотя бы они и даны были в осуждение тех, которые их приняли. Но Бог не с такою целью дал законы: дом Моисея уверовал и другие, которые были оправданы благодаря этим законам. И это подобно тому, что говорит: и не как злословят нас, говоря: станем делать зло, чтобы пришло добро; ибо имели обыкновение говорить: где увеличился грех, там преумножилась благодать (Рим.5:20). Начали говорить напротив: умножим грехи, и будет многообразная благодать Его к нам. Посему справедливо подвергаются наказанию говорящие это, ибо смеются над благодатью. 9-18. Что пользы нам, если мы преимуществуем? То есть: что за польза нам, если так вам кажется? Осуждаем ли мы Иудеев и язычников, когда говорим то, что написано: что нет праведнаго ни одного, ни ищущаго Бога. Но Он смешал всех и язычников поставил вместе с Иудеями, дабы тех и других объявить состоящими под грехом. Указывая на это говорит: гроб отверстый гортань их, устами своими коварствуют и проч. (Пс.13:1-3). Дабы отвечать (соответственно) законам, ибо весь спор был о них, говорит: мы знаем, что закон, если что говорит, сынам закона говорит, - и тем, кои только хвалятся (им), говорит: уста их да заградятся. Каким образом? Приведенными словами: нет праведнаго ни одного, никто не творит милостыни и другими; ибо пророки предали памяти (потомства) деяния их.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/890/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010