Впрочем, не непременно в раздирающем горы и сокрушающем скалы ветр Господь, «не в землетрясении» только или «огне Господь»: Он и в гласе хлада тонка (сн. 3 Цар., XIX, 11:12). В самом деле, «аще не Господь созиждет дом», тем более дом молитвы и иноческих подвигов, разве бы не «всуе, трудишася зиждущии» (сн. Nc. CXXVI, 1 )?! Всуе бы бдели и стражи этого места (сн. там же), коль скоро, полустолетие назад, созданное и доселе невредимо сохраненное ими не было делом Божиим (сн. Деян.5:39 ). – А, ведь, не только «той цели, для которой положено начало основания» монастыря «в Бозе почившим высокопреосвященнейшим Филаретом, митрополитом Московским, то есть быть приютом обращающимся от раскола и ищущим аскетической жизни, и служить вразумлению заблуждающих от истины» (Дух. зав. Архим. Павла), но и цели всякого монастырского устроения, за 50 первых протекших лет жизни, наша обитель не упустила из своего вида. Мало того, временами, как будто, тесным становилось для нее такое младенческое ложе и, в меру Богодарованных сил и талантов, в меру ниспосылавшегося ей «свыше» ( Иак.1:17 ) благословения и оказывавшегося, ближними и дольними, содействия, обитель даже выполняла не одни прежние, но и новые задания. С точки зрения церковного учения, вечное спасение, искание коего породило, между прочим, монастыри и монашествующих, соделывается, по благодати Иисус Христовой, чрез веру и добрые дела. Горел ли огонь религиозной веры в сердцах насельников этой обители? – Несомненно, ибо лишь он один был в силах пробудить жажду веры истинной у тех из них, которые ранее заблуждались, а всех без исключения побудить, самым иночеством, осуществлять высший порядок христианской жизни. Ревность к дому Божию, явно, снедала их (сн. Пс.68:10 ), когда, забывая о собственных немощах, лишь бы излечить недугующих расколом старообрядчества, они бережно охраняли и строго выполняли древний церковный чин, а отдельные из них, не взирая на лица, еще и решительно пресекали естественные или намеренные попытки, хотя несколько, уклониться от принятого богослужебного порядка или совершить дело Божие с известной долей небрежения 12 . Огонь веры, бесспорно, согревал и питал наших насельников в холодных стенах их скудного обиталища, ибо этот монастырь, с самых первых шагов жизни 13 , был всегда богат лишь своею бедностью 14 , попытки же, не роняя достоинства учреждения 15 , скольконибудь обеспечить себя внешне, монастырю, если иногда и удавались, то с значительной трудностью 16 и прямотаки потерей в других отношениях 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kudrya...

Галина Дигтяренко  «Бог вложил в уста твои благовоние, а ты влагаешь в них слова, зловоннее всякого трупа, убиваешь самую душу и соделываешь ее нечувствительною». Иоанн Златоуст «Сквернословие – гнусный порок, который в Священном Писании приравнивается к смертному греху». (Еф. 5, 4-5) «Положи Господи хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих». (Пс. 140: 2,3) «Хочешь быть далеким от скверных слов? Избегай не только скверных слов, но и беспорядочного смеха и всякой похоти».   Свт. Иоанн Златоуст «Цветок розы не издает голоса, а благо­ухание его далеко расходится молча; так надо жить и всем христианам». Свт. Феофан Затворник Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 26 ноября, 2019 30 июля, 2017 3 февраля, 2024 18 февраля, 2023 12 февраля, 2023 25 июня, 2022 10 марта, 2022 3 февраля, 2022 11 ноября, 2021 26 ноября, 2019 30 июля, 2017 3 февраля, 2024 18 февраля, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730)

http://pravmir.ru/imenem-materi/

Говоря «одна плоть», Господь имел в виду постоянный экзистенциальный, а не только эмоциональный союз, а также союз тела, разума, духа и всей жизни. В этом экзистенциальном союзе супруги являются живой иконой Триединого Бога: два человека одновременно единые и разные, сведенные Богом в единстве, предвосхищающем совершенство. 5 . Христос дал нам новое понимание Божьего присутствия в браке, совершив Свое первое чудо на свадьбе в Кане Галилейской (см.: Ин.2:1–11 ) Таким образом, он придал браку новое измерение, не ограничивая его ни древней человеческой целью продолжения рода, ни римской юридической концепцией брака как общественного договора. «Все стало новым» (ср.: Откр.21:5 ) в браке, благодаря присутствию Христа. Таким образом, христианский брак стал святым Таинством, которое наполняет супругов благодатью Святого Духа и делает им доступной «радость спасения» ( Пс.50:14 ) во Христе. 6 . Спасение и радость не приобретаются волшебным образом. Святой Дух не налагает Свою благодать на человека, пренебрегая его свободой, а скорее ожидает, что он добровольно активирует ее, стремясь освободиться от ига греха и возрастать в «полноте Христа» ( Еф.4:13 ). Церковь надеется, что супруги осознают данную им благодать и претворят ее в жизнь, посредством ежедневной молитвы, отказавшись от эгоизма и себялюбия. Таким образом, они могут наполниться любовью ко Господу и к своему ближнему, чтобы Святой Дух мог действовать в них и вести их в странствии от разделения к единению, от двух тел к «одной плоти», странствии, которое олицетворяет жизнь по «подобию Божьему» ( Быт.1:26 ), в жизнь божественной любви, которая принадлежит Отцу, Сыну и Святому Духу. Брак – Таинство любви 7 . Новый Завет описывает Господа Иисуса Христа как Жениха, а Церковь – как Невесту. Апостол Павел утверждает, что в браке мужчины и женщины «есть великая тайна» ( Еф.5:32 ), когда он сравнивает его с тайной брака Христа и Церкви, которая, тем самым, является образом этой божественной любви, явленной в Воплощении и Кресте.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/past...

Ира 24 октября 2018, 21:59 Спасибо редакции за этот вдохновляющий на благие дела материал и за другие статьи, которые заражают позитивным взглядом на мир. Очень этого не хватает в современной публицистике. Андрей Юрьевич 23 октября 2018, 18:25 Красавцы! тамара 23 октября 2018, 15:59 Спаси Господи всех и сохрани за такое Богоугодное дело.Нам это надо,а не Господу.Божией помощи всем... Марина Анатольевна 23 октября 2018, 13:00 Жив Господь! И слава Богу, что открывается взыскующим Его! Что такое эта маленькая часовня, если о единственном на земле Храме, посвященном Единому Живому Богу Он Сам сказал: " не останется здесь камня на камне " - это с р е д с т в о спасения бессмертных душ человеческих. Дерзайте! Уповайте на его помощь, и мы, слабые, тоже, чем сможем - поможем. Ирина_Ч 23 октября 2018, 12:50 Галина, вот сайт " Общего дела " - http://obsheedelo.ru/, переход по кнопке " Пожертвовать " - и Вы получите всю информацию об оплате. Татьяна 23 октября 2018, 12:41 Кратко и в самое сердце )) Мария 23 октября 2018, 08:21 Если что и неприятно удивляет в таких историях, так это то, что в нескольких километрах могут жить люди - в хороших домах с припаркованными рядом хорошими машинами. И им все это «до лампочки». Одному местному, который знает все грибные места, знает, где какую рыбёшку ловить и в каком месте можно встретить медведя объясняла полчаса, где находятся часовня примерно такого же года постройки, как и в статье. Пс ее похоже кто то начал делать, подпер крышу, привёз материалы, сложил и так они и лежат, гниют. Крестовоздвиженская часовня шенкурского района Галина Сергеевна 23 октября 2018, 08:07 Доброе утро! Хочу сказать большое спасибо автору за поднятую тему и реальное дело! Но просьба: пожалуйста, укажите номер карты Сбербанка, чтобы можно было переводить деньги! Это самый быстрый и действенный способ! К сожалению, предыдущая статья прошла мимо меня. Я ее прочла сегодня и там тоже не нашла никаких данных для пожертвования, кроме ссылки на сайт Начинание. Ру. Там мне не удалось ничего найти даже по индексу проекта. Валентин, просто номер карты Сбербанка)

http://pravoslavie.ru/116711.html

Кто избавит нас от сего искушения? Кто нам покажет надежный способ достигнуть оправдания в молитве? – «Сей мытарь», толико презираемый фарисеем. Мытарю поручил сие Христос Спаситель в слове притчи. «Мытарь, издалеча стоя, не хотяше ни очию возвести на небо, но бияше перси своя, глаголя: Боже, милостив буди мне грешнику». Вот молитва, в следствие которой мытарь «сниде оправдан в дом свой» ( Лк.18:13–14 ). Следственно, здесь есть и для нас образец молитвы, которая способна достигнуть оправдания. Мытарь, вошед в церковь , стоит вдали, ближе к дверям храма, нежели к его внутренней святыне. Что сделаем мы по сему образцу? Станем ли тесниться в притворе, оставив церковь пустою? – Сие не было бы сообразно ни с удобством, ни с порядком церковным. Кто может, поколику может, да подражает и видимому образцу оправданной мытаревой молитвы: всякий же да тщится постигнуть дух образа сего, и оным одушевиться! Что значит мытарево стояние вдали? – Страх Божий пред святынею Божиею, чувствование своего недостоинства. И мы да стяжем и да сохраним сии чувствования! – О Боже святыни и славы! Тот, котораго Ты оправдываешь, не дерзает приближиться к святыне Твоей: как же дерзаю я, достойный тысячекратнаго осуждения, входить во внутренность Твоего святилища, прикасаться к святыне Твоей, которой Ангелы со страхом служат, приступать к таинствам Твоим, в которыя Ангелы желают приникнуть? Даруй мне страх и трепет и самоосуждение, да не осудит меня мое дерзновение. Мытарь не хочет и очей возвести на небо. Что сие значит? – Смирение. Итак, имей смирение в молитве: и будешь иметь молитву оправдывающую. Мытарь биет себя в перси. Что сие значит? – Сокрушение сердца о грехах и покаяние. Итак, имей и ты сии чувствования. – «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» ( Пс.50:19 ). Что ознаменовалось видимыми образами молитвы мытаревой: то же выражают и слова: «Боже, милостив буди мне грешнику». Мытарь не опирается на свои дела, подобно фарисею, но уповает на милосердие Божие. С биением себя в перси называя себя грешником, он чрез сие исповедует, что правосудие Божие требует добродетели, и осуждает грех; что он, как грешник, признает себя достойным осуждения, и уже чувствует свое осуждение; что желает избавиться от греха, и вместе сознает свое безсилие избавиться от онаго. Когда же, вместе с сим, просит у Бога милости, не представляя ни права, ни побуждения: то сим исповедует веру в безконечное милосердие Божие и в благодать, по вере оправдывающую и спасающую грешника, возраждающую и возсозидающую человека на дела благая, да в них ходит.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Лк.14:11 . Яко всяк возносяйся смирится, и смиряяйся вознесéтся. (ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.) Эти слова повторены Господом при произнесении притчи о смиренном мытаре и гордом фарисее ( Лк.18:9–14 ). В них заключается весь смысл назидания, т. е. порицание гордости и похвала смирению, – что Господь весьма часто делал, так как гордость есть ужаснейший порок, смирение же – высочайшая добродетель. «И в житейских отношениях, замечает при сем еписк. Михаил, в подобных случаях гордость посрамляется, а смирение возвышается; тем более это будет в нравственном, духовном царстве Мессии, где основной закон – любовь к ближним и необходимая принадлежность таковой любви – смирение.» Самая лучшая жертва Богу дух сокрушен, сказано царепророком Давидом ( Пс.50:19 ). «Смирение составляет хранилище всех добродетелей.» «Не спасет иас и подвижничество, если не будет при сем истинного смирения», учат святые Исаак Сирин и Иоанн Лествичник . Нет порока, который был бы так противен Богу, как гордость, сказано премудрым Сирахом ( Сир.10:7 ). От гордости рождается множество грехов: самолюбие, самоослепление, своенравие и упрямство, презрение к другим, страсть осуждать других, дух клеветы, зависть и зложелательство, лицемерие, неблагодарность к Богу, неподчиненность начальству; наконец гордость, есть мать всех ересей», пишет еписк. Платон. (Нравств. Богосл.) Зач. 75-е. Читается в понедельник 26-й недели по Пятидесятнице. Лк.14:12 . Глагóлаше же и ко звáвшему егó: егдá сотвориши обед или вéчерю, не зови другóв твоих, ни брáтии твоея, ни срóдник твоих, ни сосед богáтых: едá когдá и тии тя тáкожде воззовýт, и бýдет ти воздаяние. Лк.14:13 . Но егдá твориши пир, зови нищыя, маломóщныя, хромыя, слепыя: Лк.14:14 . и блажéн бýдеши, яко не имут ти чтó воздáти: воздáст же ти ся в воскрешéние прáведных. (Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных.)

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Лк.17:19 .  «И рече ему: востав иди, вера твоя спасе тя.» Виждь смиренномудрия наставление! Не Я, говорит, исцелил болезнь твою, но твоя вера. Вера очистила тебя от проказы: «вера твоя спасе тя» ( Мф.9:22 ). Так сказал кровоточивой, то же сказал и слепцу Вартимею, исцелив его ( Мк.10:52 ); то же и жене грешнице, отпустив грехи ее ( Лк.7:50 ). Из сего явствует, что не только Самарянин, но и прочие девять прокаженных веровали Иисусу Христу: ибо, если бы не веровали, не очистились. Но только Самарянин по благодеянии явился благодарным, прочие же девять остались неблагодарными и нечувственными пред Благодетелем своим. Беседа о благопризнательности пред Богом Бог, будучи всемогущий и всесовершенный, без сомнения не требует человеческой признательности и приношений. «Яко благих моих не требуеши» ( Пс.15:2 ), – тако воспевал пред Богом царь и Пророк Давид. Люди являют благопризнательность свою пред благотворителем или устною благодарностию, или чрез приношение даров. Бог никакой не имеет нужды в благодарности и прославлении нашем, поскольку Сам по Себе есть препрославленный: Божественное Его существо естественно имеет немолчную славу и хвалу; не требует делом, или чрез приношение даров приносимой Ему благодарности, поскольку будучи всесовершенным Духом, никакого участия не имеет в телесных и вещественных вещах, Ему приносимых. Но поскольку и словом и делом приносимая Ему благодарность есть неложный знак благонамеренного и благорасположенного сердца, того для сию Бог любезно приемлет: и слов и приношений благодарного человека не гнушается ради благопризнательного его сердца. Ибо благопризнательность есть великая добродетель; сей Бог от нас требует, сия весьма Ему приятна есть, ради сей удостоиваемся мы богатых Его щедрот. Благорасположение есть добродетель вящая паче всех добродетелей. Оно есть соль, вкус услаждающая, и всякую добродетель творящая всесовершенною. Без сего всякая добродетель несовершенна и неблаголепна. Почему Бог узаконил, говоря: «всяк дар жертвы вашея солию да осолится: да не отставите соли завета Господня от жертв ваших, во всяком даре вашем да принесете соль» ( Лев.2:13 ). Где же расположение, там и благопризнательность. Ни един благорасположительный не бывает неблагодарным, и всякий неблагодарный бывает зломышленным. От чего усматриваем мы, что добродетель благопризнательности обитает токмо в сердце святых и праведных мужей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

На великой вечерне: на «Господи, воззвах...» стихиры на 10: три воскресных, Анатолиева одна, и праздника 6. «Слава, и ныне» – стихира праздника (вместо догматика). Вход. Прокимен дня. Паремии праздника. На литии: все стихиры праздника. На стиховне: стихиры воскресные. «Слава, и ныне» – праздника. На благословении хлебов тропарь праздника (трижды). На утрени: на «Бог Господь...» – тропарь воскресный (дважды), «Слава, и ныне» – праздника. По кафизме – седальны воскресные с Богородичными их. Полиелей и тропари: «Ангельский собор...». Прокимен и Евангелие праздника. «Воскресение Христово...», пс. 50-й, «Слава» – «Молитвами Богородицы...», «И ныне» – то же, «Помилуй мя, Боже...», стихира праздника. Каноны: воскресный с ирмосами на 4 и Богородицы из Октоиха на 2, праздника оба канона на 8. Катавасия: «Крест начертав...». По 3-й песни – кондак и икос воскресный, и седален праздника (дважды). По 6-й песни– кондак и икос праздника. По 9-й песни припевы не поем, но «Честнейшую...». Светилен воскресный, «Слава, и ныне» – праздника. Далее – «Свят Господь Бог наш» 12 . На хвалитех: стихиры воскресные – 4 и праздника – 4 с праздничными припевами. «Слава» – праздника, «И ныне» – «Преблагословенна еси...». Славословие великое. Тропарь только воскресный. После отпуста – «Слава, и ныне» с евангельской стихирой. На 1-м часе – тропарь воскресный, «Слава» – праздника, «И ныне» – Богородичен часа. Кондак – воскресный, на следующих часах – попеременно 13 . На литургии: «Блаженны» воскресные на 6 и праздника песнь 3-я на 4. При входе поется «Приидите, поклонимся...», «Воскресный из мертвых...», тропарь воскресный и праздника. «Слава» – кондак воскресный, «И ныне» – праздника. Прокимен, Апостол, «Аллилуия», Евангелие читаем прежде Недели пред Воздвижением, затем – рядовой под одно зачало и Богородицы. Прокимен гласа оставляется. Причастен: «Хвалите Господа с небес...» и праздника: «Чашу спасения прииму...». Особенности попразднства в воскресенье На великой вечерни: на «Господи, воззвах...» стихиры воскресные – три, Анатолиева – одна, праздника – три и святого Минеи – три. Но если случится память святого, имеющего службу шестиричную или полиелейную, то стихиры поются так: воскресные – три, праздника – три и святого Минеи – четыре. «Слава» – святого, если есть, если же нет, то «Слава» – праздника, «И ныне» – Богородичен (т.е. догматик текущего гласа 14 . Вход. Прокимен дня и ектении по обычаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Но быть таким сердце может только тогда, когда оно «чистое» от пороков, страстей, греховных влечений и чувств. Имея в виду такое великое значение сердца в нашей религиозно-нравственной жизни, Господь и заповедал стяжавать сердце чистое, непорочное: блажени чистии сердцем ( Мф.5:8 ). Сердце чисто созижди во мне, Боже, – взывает Пророк и Псалмопевец, – и дух прав обнови во утробе моей; не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене ( Пс.50:12–13 ). 2. Состояние сердца у человека-грешника Отвращение грешника от всего Божественного, духовного. Влияние греховного состояния сердца на деятельность рассудка и воли и на характер всех дел человека. Отсутствие в сердце духовного мира. Если сердце есть точно корень и центр жизни человека и оказывает также влияние на деятельность всех сил души и тела, то, казалось бы, ему следовало отдавать полную власть в управлении жизнью, как это бывает у многих (вполне или отчасти). Но если по естеству, до грехопадения первых людей, сердце и имело такое значение, то вошли в него страсти и все помутили 686 . При них сердце неверно указывает наше состояние и направляет силы души не в должную сторону. Потому для христианина должно быть законом – содержать сердце под контролем и подвергать его чувства, вкусы и влечения строгой критике. Святые Отцы и подвижники, только очистив свое сердце, имея его местом пребывания благодати Святого Духа, руководствовались велениями сердца и открывавшимися в нем откровениями воли Божией. Пока же страсти в силе, давать волю сердцу – значит обрекать себя на всякие ошибки в духовной жизни 687 . Преподобный авва Дорофей говорит: «Будучи страстными, мы отнюдь не должны веровать своему сердцу, ибо кривое правило и прямое кривит» 688 . Рассмотрим, каково состояние сердца у человека-грешника. По отношению к Богу и всему Божественному, духовному у грешника сердце онемело: не имеет симпатии, сочувствия, влечения. Это объясняется тем, что сердце грешника, будучи страстным, всегда услаждается чувственным, греховным.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Но по мере того, как разогревается вера грешницы, вера фарисея постепенно затухает. И вот он уже думает: нет, сей Человек даже не пророк, ибо если бы знал Он, кто прикасается к нему, то вознегодовал бы и прогнал ее, как сделал бы я. Фарисейство Симона настолько сильно, что он даже не понимает смысла причти, рассказанной Ему Христом. И тогда Господь открыто противопоставляет грешницу фарисею. Ведь Симон не оказал Ему даже общепринятых знаков гостеприимства (ср. Быт.15:4 ; Быт.33:4 ; Руф.3:3 ; Пс.22:5 ), а сия грешница исполнила правила встречи гостя во много раз лучше. И грешнице говорит: «Прощаются тебе грехи… вера твоя спасла тебя», и отпускает ее: «Иди с миром» ( Лк.7:48-50 ). Да она уже исполнила то, что должна была, – она уже помазала Мессию. «Если Христос родился в яслях, а главное само откровение о Своем мессианском достоинстве сделал бедной и греховной самарянке, то неудивительно, что и помазание Его было совершено не первосвященником в торжественной обстановке храма, а при самых простых обстоятельствах» (5, с. 281). И, исполнив, она «пошла с миром, именно с тем миром, который дается Христом и не может быть дан миром», – говорит один из исследователей Евангельской истории (7, с. 171). Необходимо отметить, что западное предание отождествляет эту женщину с Марией Магдалиной, из которой Иисус изгнал семь бесов ( Лк.8:2 ), опираясь на то, что число «семь» означает полноту, и по иудейским представлениям, именно семь бесов должны обитать в блуднице. Однако, православная Церковь не поддерживает этого мнения. Заметим также, что православие отличает это помазание от последующих, тогда как относительно Мф.24:6-13 ; Мк.14:3-9 ; Ин.12:1-8 существуют различные мнения. Так, св. Иоанн Златоуст , блаж. Феофилакт, свт. Феофан Затворник говорят о трех помазаньях, причем Феофилакт и арх. Михаил говорят даже о том, что первое и третье помазания были совершены одной женщиной, в одном доме (отождествляя Симона-фарисея и Симона-прокаженного), тогда как св. Ефрем Сирин и св. Иннокентий Херсонский , считают, что помазаний все-таки было два.

http://azbyka.ru/obrazy-zhen-v-evangelii

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010