5:21) и Дух Животворящий (1 Кор. 15:45), Бог есть дух (Ин. 4:24); и: все от Бога, все Им и для Него создано (Кол. 1:16); и: Все чрез Него начало быть (Ин. 1:3); и: послеши Духа Твоего и созиждутся (Пс. 103:30); и: Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их (Пс. 32:6); и кратко говоря, Само Богоначальное Слово о Себе сказало: Я и Отец одно и все Твое Мое и Мое Твое. (Ин. 10:30; 17:10). «И опять же принадлежащее Отцу и Его Сыну обще и Богоначальному Духу, как то: Божественные дела, святыня, источающая и неоскудевающая причина» в том, что сказано: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28:19). Из всего же сказанного видно, что всякое богословие соединительное есть и разделительное. И ни соединительное не позволительно разделять, ни разделительное — сливать. «Итак, объединяющие именования относятся ко всецелой Божественности… Таковы: “Сверхблагое”, “Сверхбожественное”, “Сверхсущественное”, “Сверхживое”, “Сверхмудрое”, а также все выражения отрицания, предполагающие превосходство; и все понятия причинности, как то: “Благое”, “Красота”, “Сущее”, “Порождающее жизнь”, “Мудрое”; и все другие наименования, которые Причина всего благого получает по Своим боголепным дарам. Признаки же раздельности — сверхсущественные имена и особенности Отца, Сына и Духа: они никак не могут быть переставлены или использованы как полностью общие». Приняв же Божественное знание через веру, не пребудем в неведении о данной нам благодати, за которую воистину пострадал Господь. Ибо ради этого и миро принял на главу Господь (Мф. 26:7), чтобы облагоухать Церковь нетлением. Посему никто да не намазывается зловонием неверия князя века [сего], и не отступим с правого пути, чтобы нам было возможно воспринять надежду вечных благ и вечной жизни во Христе [Col. 1437]Иисусе, Господе нашем, Которому слава во веки веков. Аминь.    От веры перейдем к занимающей второе место [по порядку] надежде, ибо вторая, напояемая первой, приносит плод в тридцать, шестьдесят и сто крат (см.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

И если люди, душевно преданные богопознанию, непрестанно стремятся к Богу мыслью, то потому именно, что и сердце их обрело в Боге свое сокровище, по слову Господа: идеже сокровище ваше, ту будет и сердце ваше ( Мф. 6:21 ). Или лучше, истинные христиане пребывают мыслью в Боге, потому что Бог пребывает в их сердце ( 1Ин. 4:17 ). „Всякая богомысленная душа, – говорит св. Ефрем Сирин 6 , – есть храм Его, а сердце – священный жертвенник; здесь Ему приносятся жертвы, здесь Дух Святой присутствует и, как священник, совершает святое служение! Такова душа истинно христианская! А когда душа полна мыслью о Боге и чувством Его вездеприсутствия и благодатного на нас действия, то это не может не выразиться и в словах, и в действиях или в жизнп. 2. От избытка сердца и уста глаголют ( Лк. 6:45 ). Вот почему всякому христианину богомысленному, для которого Бог становится Богом сердца ( Пс. 72:26 ), сладко и говорить о Боге. Принося Ему в дар свои мысли и чувствования, богомудрый христианин посвящает Ему же, Триединому, и дар своего слова. Вечер и заутра, и полудне возвещает он имя Господне ( Пс. 54:18 ). Он точно исполняет заповедь Боговидца, да возглаголеши о них (т.е. о словесах благочестия, о Господе Боге), седяй в дому, и идый путем, и лежа, и состоя ( Втор. 6:7 ). Он со всеми желал бы поделиться тем пребожественным сокровищем, которое наполняет его душу и дарует ей блаженство ангельское. Такова была ревность к благочестивым собеседованиям о Боге и у первенствующих христиан. В первые века, в те богосветлые дни христианства, эта благочестивая ревность одушевляла людей всякого возраста и пола, проявлялась во всякое время, во всех местах. Не только во св. храмах, в церковных собраниях, но и на пути сопровождало христиан слово о Боге. Девы и рабыни, занимаясь домашними работами, рассуждали о Боге. Ни жестокость мучения, ни узы темниц, ни различные роды смерти не могли заставить в те времена верующих прекратить взаимные увещания словом Божьим и собеседования об Отце небесном. 7 Но истинный христианин всегда таков. На всякий случай побеседовать с кем-либо о Боге он смотрит, как на особенный дар, исходящий от Отца светов. Слово о Боге входит во все беседы его; каждая речь Его одушевлена понятием о Боге, освящена именем Божьим!

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Опираясь и прямо цитируя Ареопагитики свт. Мефодий в IX в. говорил об «особом служении первенства» патриархов и об их неподсудности никому, кроме равных им по чину . В этом же ключе следует понимать высказывания о патриаршем служении ученика св. Мефодия свт. Фотия, который, собственно, описал, в чем именно заключатся это «служение первенства» в Исагоге, параграфы которой вошли в Алфавитную Синтагму Матфея Властаря . Вот также характерное место из послания Фотия армянскому католикосу Захарии: «Когда Господь наш исполнил обетования отцам и возшел к Отцу, Он передал дар пророческий святым апостолам и повелел распространить его у всех народов, как написано: Гора Сион на Севере, град царя великого (Пс. 47, 3). Это после Иерусалима осуществилось на самом деле в Константинополе, который есть второй Иерусалим, построенный вторым Давидом, а именно Константином, и где осуществляется то, что было сказано " Бог посреди его и не подвижется " (Пс. 45, 6). Также впоследствии статуя Константина была водружена на колонне со знамением св. Креста в руках посреди имперского града. Но более того, само святое и неприступное Божество, почивающее на живых тетраморфах, как видел Иезекииль, сотворившее мир в четыре дня, разделившее на четыре реки поток из Эдема для орошения вселенной, благоволило утвердить в соответствии с четырьмя евангелистами четыре патриарших кафедры, которыми управляема апостольская кафолическая Церковь, для истинного и постоянного проповедования неизреченного смотрения Господа нашего Иисуса Христа. Это следующие кафедры: Матфей — Антиохия, Марк — Александрия, Лука — Рим, Иоанн — Константинополь, который есть новый Рим, хотя называют также и епископа Иерусалима патриархом ради святых Мест. Вот почему эти пять патриархатов изначала использовали Писания и греческий язык» . Во всех приведенных текстах «служение патриархов» возводятся не к Соборам и не к постановлениям императоров, а наоборот, начиная с речи Агапита Бет-Лапатского, «особое служение первенства» Антиохийского патриарха зиждется именно на примате Петра, с одной стороны, а с другой, вообще отвечает богоустановленному строю Вселенной: « И согласно нашему положению, ученики не имеют власти обращаться против своих учителей и ими управлять.

http://bogoslov.ru/article/1876128

Пс.2:1–5 ), о чем и свидетельствует история Церкви, повествуя о том, какой каре небесной нередко подвергались гонители и другие враги христианства. Поражая главные антимессианские силы (нечестивых царей), Господь сил будет побеждать и целые народы, которые окажутся враждебными Царству Сына Его, праведно осуждая их, еще в настоящей жизни, на истребление, подобно тому, как это совершилось уже с целыми царствами, оказавшимися враждебными духу Царства Божия в Ветхом Завете ( Дан.2:6–45 ), и как будет совершаться до времени Страшного суда Христова ( Дан.7:9–27 ) с теми, которые окажутся также враждебными Сыну Божию. Сокрушит Он и главу диавола, главнейшего виновника восстания царей и народов против Него и Сына Его. Начало победы над ним уже положено твердое. Апостолы с радостию заявили своему Учителю: «Господи, и беси повинуются нам о имени Твоем». И Спаситель, находясь еще на земле, сказал: «Видех сатану, яко молнию с небесе спадша» ( Лк.10:17–18 ), т.е. потерявшего власть. Окончательная победа над ним не дремлет: «Бог мира», по слову апостола, «сокрушит сатану вскоре» ( Рим.16:20 ). Она совершится над ним и над его клевретами тогда, когда истребится и последний враг – смерть ( 1Кор.15:26 ), в тот, следовательно, день, в который закончится существование Церкви воинствующей и начнется существование Церкви торжествующей – Царства славы. К этому моменту все враги Мессии и Господа сил, и оставшиеся в живых, и восставшие из мертвых для «смерти второй» ( Апок.20:14 ), сознают себя побежденными; земля обширная наполнена будет их трупами (исполнит падения). Сыну Человеческому, Мессии-Иисусу, Который явится тогда «с силою и славою великою» ( Мф.24:30 ), «в славе Отца Своего» ( Мк.8:38 ), останется воздать возмездие благочестивым и нечестивым ( Мф.25:34,41 ). Пс.109:7 От потока на пути пиет: сего ради вознесет главу. По-видимому, о маловажном случае в жизни Мессии-Иисуса здесь упоминается, именно, о том, как Он, идя на страдания в Гефсиманский сад, чрез поток Кедрон, от потока на пути пиет.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

И далее мы читаем: Исх.14:6–8 . «[Фараон] запряг колесницу свою и народ свой взял с собою; и взял шестьсот колесниц отборных и все колесницы Египетские, и начальников над всеми ими. И ожесточил Господь сердце фараона, царя Египетского [и рабов его], и он погнался за сынами Израилевыми; сыны же Израилевы шли под рукою высокою». Что значит «сыны же Израилевы шли под рукою высокою»? Это благословляющая рука Бога, которой не может противостоять никакая человеческая или даже дьявольская мощь. Сказано: «Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего. Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня» ( Пс.22:2–4 ). И далее мы читаем: Исх.14:9 . «И погнались за ними Египтяне, и все кони с колесницами фараона, и всадники, и все войско его, и настигли их расположившихся у моря, при Пи-Гахирофе пред Ваал-Цефоном». «При Пи-Гахирофе» означает, что решающие столкновение с египтянами должно произойти «пред Устами свободы». Но это было только начало преодоления рабского чувства евреями! Потребуется, чтобы выросло новое поколение, поколение подлинно свободных людей, и на это уйдет долгих сорок лет скитания по пустыне. Слова «и все кони» в этом стихе создают для нас некоторую проблему. Ранее мы читали, что скот египтян и фараона погиб (см.: Исх.9:6 ), но там же, в Книге Исход, сообщается о богобоязненных египтянах: «Те из рабов фараоновых, которые убоялись слова Господня, поспешно собрали…стада свои в домы» ( Исх.9:20 ). То есть, пал только тот скот, который оставили пастись в поле и не спрятали его в загонах! Представляется, что повторное упоминание о Пи-Гахирофе и Ваал-Цефоне излишне, ведь об этих городах уже говорилось ранее. Но это не совсем так. По-видимому, здесь имеется в виду то, что фараон и его войско уповали на помощь Осириса и Ваала. Как мы уже говорили выше, Пи-Гахироф был центром культа Осириса, а Ваал Цефон – Ваала. Сказано: «…Невежды те, которые носят деревянного своего идола и молятся богу (языческому, – О. С.), который не спасает» ( Ис.45:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

— Сойдем все же с национального вопроса, он ведь не единственный, и сегодня, может быть, даже не самый болезненный. Как нам строить отношения с людьми, которые не хотят видеть Россию православной? Как относиться к тем, кто ненавидит Церковь, намеренно ведет с нею информационную войну, поддерживает кощунства? К тем, кому не терпится перенести на нашу почву западные понятия о «толерантности»? Кому, наконец, по известному выражению Столыпина, великие потрясения нужны, а не великая страна? — Относиться к этим людям нужно с любовью. Но здесь все дело в том, что подразумевать под словом «любовь». В современном обществе под любовью подразумевается некое губошлепство приторное. Все эти валентинки-эсэмэски… На самом деле любовь — самая строгая вещь на свете. Строгость любви к заблуждающимся должна заключаться, во-первых, в том, чтобы называть вещи своими именами. Заблуждение — заблуждением, преступление — преступлением, порок — пороком. Я перенес семь операций, очень страдал после них, потому что очень тяжело идет процесс послеоперационный, но эти хирурги, которые операции делали, — они ведь причиняли мне боль для моей же пользы, правда? Таким образом проявлялась их любовь ко мне. А во-вторых, строгая любовь наша должна заключаться в том, чтобы действовать справедливо и, главное, — не предавать. Ибо сказано: Не давайте святыни псам… (Мф. 7, 6). Действовать, не забывая при этом, что вера наша учит различать грешника и грех, жалея первого и ненавидя второе. И, конечно же, помнить, что нет «национальных» страстей, ибо порок, если можно так выразиться, интернационален. В свое время меня поразили слова епископа Никольск­Уссурийского Павла (Ивановского) из «Краткого устава жизни православного христианина», впервые изданного еще в 1915 году: «Все инородцы — наши братья, хотя и не такие близкие, как единоплеменники и единоверцы. Ведь всех Господь Бог сотворил из одной персти (земли), вдунул одну душу, всех венчал одинаковым достоинством, — малым чем умалив от ангелов (Пс. 8, 6), и всем людям желает спастись и в разум истины приити . Поэтому по заповеди Божией мы обязаны всех людей любить и всем делать добро (см.: Гал. 5, 14), даже врагам и ненавидящим нас (см.: Мф. 5, 44). О любви деятельной ко всем ближним, к инородцам и иноверцам Господь сказал в притче о милосердном самарянине (см.: Лк. 10, 37–37), увещевая нас быть сынами Отца Небесного, Который повелевает солнцу сиять над добрыми и злыми, праведными и неправедными (см.: Мф. 5, 45–48). К сожалению, у нас к инородцам и иноверцам далеко не всегда наблюдается доброжелательное отношение, особенно среди простонародья, причем называют инородцев — “тварями”, “погаными”, стремятся их унизить, оскорбить, причинить им вред. Поступающие так христиане нарушают заповедь Божию о любви ко всем людям и на свою голову собирают гнев Божий»…

http://pravoslavie.ru/78852.html

16. Приступите ко Мне, слушайте это: Я и сначала говорил не тайно; с того времени, как это происходит, Я был там; и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его. (Приступите ко мне и слышите сия, исперва не отай глаголах: егда бываху, тамо бех, и ныне Господь Господь посла мя и Дух Его). Утверждая истинность Божественного откровения, с его внутренней стороны, указанием на исполнение того, что им возвещается, пророк удостоверяет и внешнее достоинство своего слова, как священного, полученного непосредственно от Бога. Народ должен слушать Бога в лице Его пророка, а что пророк говорит истину Божественную, это свидетельствуется тем, что он как прежде говорил, так и теперь проповедует ее не отай – не тайно, а явно, без сомнения, без смущения и страха; и егда бываху, тамо бех, говорит пророк – когда Господь открывал Свою волю, пророк всегда там или при том тогда находился «И ныне послал меня Господь Бог и Дух Его», говорит пророк. Что пророка Исаию послал Сам Бог, это очевидно из его рассказа о своем призвании. Когда Господь спросил Исаию, «кого Мне послать», а Исаия ответил: «вот я, пошли меня»; то Господь сказал: «пойди»! Но в послании Исаии было и непременное участие Духа Божия. Когда Исаия, сознавая свою греховность и нечистоту, сказал: «я человек с нечистыми устами», тогда один из Серафимов взял клещами с жертвенника горящий угль, коснулся уст его и сказал: «вот это коснулось уст твоих и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен» (гл.6). Так, под видом «горящего угля» Исаии был сообщен дар чистого святого слова от Духа Божия и оно горело и пламенело в нем во все время его служения (ср. Иер.20:9 ). Слова пророка Исаии глубоко знаменательны. Прикровенно (тайно) и, однако же, понятно Пророк дает увидеть троичность Лиц Божества: Пророка посылают Господь – Адонай, как в пророчествах называется Сын Божий, потом Бог – Иегова, как именуется Бог Отец ( Пс.109:1 ), и Дух Его или Святой Дух, три Лица с одинаковой властью в одном и том же деле и, поэтому, равносильные и равночестные (достойны одинакового почитания, одинаковой чести). Пророк упоминает здесь об этом потому, что здесь он особенно ясно и торжественно возвещает всем народам величайшие истины откровения – Триипостасного Божества Державу и предвечный совет Его об устроении вечного спасения для всех народов земли (ст.12–14,17,20, ср. гл.45:22–26). 71

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

2018/07/10, 17:04:01 +++Тайна Теологии+++ Догматика-теория,а жизнь-практика И даровала нам её Небесная Галактика. И кто,познав Глагол применит в жизни, Тот станет Богом,служа Иной Отчизне! Херувим Юродивый 2018/07/09, 14:38:40 Да, у меня такой же вывод напрашивается. Трудно ориенироваться без пастыря. Когда сами пастыри блуждают... Александр 2018/07/09, 06:22:08 А кто призывал к морю ощущений и удовольствий? 2018/07/08, 22:31:41 +++Боги и живут в Стране Богов+++ " Я же червь,а не человек, поношение у людей и презрение в народе. " (Псалом Святого Царя Давида как бы страстные слова распинаемого на Кресте Пресвятого Бога богов и Царя царей,Христа,21:7). Очень Богооткровенна,интересна,поучительна,премудра и спасительна Теология Обожения! Давайте из дольней страны грешного и смертного человечества,оторвём очи от земли и подымем их в Горний Мир Святого и Безсмертного человечества!То есть в глубь своего Сердца или в высоту своей Души. И внутри своего Сердца узрим,что Небесное Царство Небесных Граждан-это и есть Божественная Держава Одних Богов по благодати! Во главе её Всецарствующая Пресвятая Троица Истины,Любви,Жизни и Софии,или Триединый Бог,а вокруг Его Божественного Престола одни Боги,Триединого Бога в себе носящие,вмещающие,отражающие и вечно прославляющие! Аллилуиа!Аминь! Херувим Юродивый 2018/07/08, 19:46:45 +++Православная Теология-Наука наук+++ " Я сказал:вы-боги, и сыныВсевышнего-все вы. " (Пс.81:6). Ну,настоящий духовный,православный мастер-класс!.. Здорово!Православная Теология,словно животворящий водопад Софии,стекает со Святой Горы Богородицы в опустыненные долины наших Бога жаждущих сердец!Да ещё на фоне благодатной,летней Афонской природы и воздающего славословие Богу живого мира! По-моему на видео-картинке не хватает какой-либо Святой Иконы Богородицы... Да,много таинственная дилема:стать человеку Богом от Бога Отца Истины или продолжать быть богом,знающим добро и зло,от отца лжи и человекоубийцы,диавола. Думаю,что Библейско-Святоотеческое учение о человеке как Боге по благодати,или обоженом человеке,из всего написанного о нём должно всё же в более кратком,ясном и истинном определении обязательно найти своё место в сознании каждого образованного человека,образуя в нём Высший Божественный Ум Христов и,как благое следствие,определённый уровень понятийного аппарата...

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2925

40 Евр. 13, 8. 94. 41 2 Кор. 12,9. 42 Апок. 2,10. 43 Иов. 1,1. 44 1 Кор. 13, 8. 45 Канонник. Москва, 1986. С. 121. 46 Данные слова Старца нуждаются в пояснении, в противном случае они могут быть поняты неверно. Потому что когда ктолибо не обращается к врачу, «побуждая промысел Божий взять на себя заботу о его исцелении», тогда он действует по отношению к Богу как вымогатель, как искуситель, чего всегда избегал отец Порфирий. Однако когда человек в простоте, ненавязчиво, с полным доверием вручает себя в руки Божии, не прося об уврачевании, как делал и сам Старец, тогда часто благодать Божия производит исцеление. В этом случае больной, полностью доверившись любви Божией, не просит об исцелении, и даже потаенно, глубоко внутри у него нет такого желания. Он принимает любое определение Божие о нем. Хотеть выздороветь и, не обращаясь к врачу, требовать от Бога исцеления — это ошибка. Женщина в приводимом нами примере сказала: «Воля Божия да будет». Она не говорила: «Бог исцелит меня». Именно такой подход к болезни Старец и приводит в пример для подражания. Об этом же говорит и нижеследующая глава «Искренне предоставь свою болезнь на волю Божию». — Прим. греческого издателя. 47 Мф. 19,12. 48 2 Кор. 12, 7. 49 Священник, о котором повествуется в этой главе, был тяжело болен раком, и он просил отца Порфирия помолиться о том, чтобы над ним исполнилась воля Божия. — Прим. греческого издателя. 50 Мф. 17,4. 51 Ср.: Лк. 15, 24. 52 Ср.: Мф. 5,39. 53 Исх. 21,24. 54 Ср.: Пс. 50,19. 55 Ср.: Мф. 5, 44. 56 Лк. 6; 35. 57 Через три с половиной года, согласно принятому в Греции проценту с займа, сумма, с процентов становится равной самой ссуде. — Прим. перев. 58 Лк. 6,35. 59 Главная площадь Афин. — Прим. перев. 60 Никодим — один из членов Синедриона, тайный ученик Христа. См.: Ин. 3,1–21; 7, 32–53; 19, 38–42. Здесь имя Никодим используется в переносном смысле. — Прим. перев. 61 На Афоне всенощные бдения начинаются с заходом солнца и продолжаются всю ночь, до утра. Умилительное богослужение сопровождается торжественным пением и проходит с большим духовным молитвенным подъемом. — Прим. перев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2417...

XI. стр. 768). д) «Подойдите, дочери мои, и слушайте меня внимательно... Кто-нибудь, возведенный на этот престол с общего согласия, без происков и властолюбия, будет моим преемником; покоритесь ему, как бы мне самому, ибо церковь не может оставаться без епископа» (См. у Тьери «Иоанн Злат. и Евдоксия» стр. 247). е) См. выше т. III, 78–80 стр. III. Св. Кирилл Александрийский : а) «Се Сион град, спасение наше... место вам будет, реки и ровенницы широки и пространны ( Ис.33:20–21 ). Толкование. Итак. Сия (св. церковь ), говорит, всегда пребывающая скиния место вам будет, ибо принимаем церковь Христову, как бы за город, образ нынешнего града. Будут в нем реки и ровенницы широки и пространны. Этими словами знаменует св. евангелистов, апостолов, блюстителей в свое время церквей, которые, на подобие речного потока, орошают души уверовавших, исполняют их Божественными словесами и вливают в них изобильное утешение, очевидно, Святым Духом. Но все эти реки и ровенницы (каналы) приемлют Единого Верховного, то есть Христа, о Котором написано: речная устремления веселят град Божий ( Пс.45:6 ) (т. VII, 244 стр.). б) Толков. на 54 гл. пр. Исаии 11–13 ст.: «И положу, говорит, забрала твоя яспис, и врата твоя камения кристала, и ограждение, твое камения избранные, именуя забралами, вратами и ограждением боголюбивый и мудрейший чин святых тайноводителей, которые представляют окопы и врата, ограду и стену святого города. Они сражаются с идущими на войну против него или живущих в нем, т. е. множества спасенных верою: с осмотрительностью выступают против изобретателей нечестивых ересей, сопротивляются ухищрениям дьявольским, старательно не допускают никого из спасенных впадать в опасность и как бы по чину приводить от прелести эллинской к Боговедению, ограждая и окружая их наставлениями и тайно водительством, так что они делаются неприступными для лукавых сил и для плутовства лжеучителей, которые вливают в душу простецов яд лжеименного знания... Итак, святых тайноводителей, блистающих разнообразными достоинствами и красотою духовною, уподобляет самым дорогим камням и говорит, что один положен основанием святого града, другие – забралами, иные исполняют назначение ворот и ограждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010