Мученичество Мученичество а) состоит в принятии смерти за слово Божие и свидетельство Христово: Я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели ( Откр.6:9 ). Увидел я души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие ( Откр.20:4 ); б) предсказано Иисусом Христом верующим: поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства пред ними и язычниками. Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына, и восстанут дети на родителей и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется ( Мф.10:18,21–22 ). Будут предавать вас на мучения и убивать вас, и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое ( Мф.24:9 ). Наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу ( Ин.16:2 ). Верующие а) бывают предаваемы мученичеству: За Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание ( Пс.43:23 ; Рим.8:36 ). Я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для ангелов и человеков ( 1Кор.4:9 ). Мы, живые, непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей, так что смерть действует в нас, а жизнь в вас ( 2Кор.4:11 ); б) не должны страшиться мученичества: Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить ( Мф.10:28 ). Не бойтесь убивающих тело, и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам кого бояться: бойтесь Того, Кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, Того бойтесь ( Лк.12:4–5 ); в) должны быть готовы к перенесению мученичества: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною; ибо кто хочет душу [жизнь] свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее ( Мф.16:24–25 ). Я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса ( Деян.21:13 ). Если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам ( Флп.2:17 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Огласительное поучение десятое [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, на слова: И во единаго Господа Иисуса Христа; и также на слова из Первого послания к Коринфянам: Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, – но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им и проч. ( 1Кор.8:5–6 ).] 1 . Те, которые научились веровать во единого Бога, Отца Вседержителя, должны веровать и в Сына Единороднаго, ибо отвергающий Сына не имеет и Отца ( 1Ин.2:23 ). Я есмь дверь, – говорит Иисус ( Ин.10:9 ), – никто не приходит к Отцу, как только через Меня ( Ин. 14: 6 ). Если ты отвергаешь эту дверь, то закрыто для тебя познание Отца. Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть ( Мф.11:27 ). Если же ты отвергаешься Того, Который открывает, то пребываешь в неведении. В Евангелии так сказано: не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем ( Ин.3:36 ). Ибо Отец гневается за отвержение Сына Своего Единородного. Тягостно для царя, когда бесчестят простого воина, гнев его увеличится, когда кто-либо из отличнейших его телохранителей или друзей будет обесчещен. Но если кто оскорбит Единородного Сына Царева, тогда кто умолит Отца, раздраженного за Единородного Сына? 2 . Итак, если кто хочет быть благочестивым почитателем Бога, тот да поклоняется Сыну, в противном случае Отец не принимает служения. Отец от небес возгласил так: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение ( Мф.3:17 ). Благоволение Отца в Сыне; если и твоей любви не будет к Нему, то жизни иметь не будешь. Не следуй иудеям, коварно утверждающим, что един только есть Бог, но, признавая единого Бога, знай, что есть и Сын Божий Единородный. Не я первый сказал это, но псалмопевец от лица Сына говорит: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой ( Пс.2:7 ). Итак, не тому внимай, что говорят иудеи, но тому, что говорят пророки. Ты удивляешься, что они отвергают слова пророков; пророков они камнями побили и умертвили.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Рассуждение шестнадцатое. Об Адаме § I Адам так назван от земли, как пишется в Бытейской книге: и созда Бог человека, персть (взем) от земли ( Быт.2:7 ). Он есть главная причина падения всех человеков. Пал Адам – и все в нём пали. Согрешил Адам – и все в нём согрешили. § II Адама и Христа различие. 1) В рассуждении начала. Адам из земли без семени мужеского сотворён: Христос зачался от Духа Святаго, как говорит Ангел к Марии у Луки Евангелиста: Дух святый найдет на тя и сила вышняго осенит тя: темже и раждаемое свято наречется Сын Божий ( Лк.1:35 ). Оба Адамы удивительное рождение имеют. 2) В рассуждении деяния. Ибо Адам нас лишил древа жизни, как пишется: се, Адам бысть яко един от нас, еже разумети доброе и лукавое. И ныне да не когда прострет руку свою и возмет от древа жизни и снест, и жив будет во век. И изгна его Господь Бог из рая сладости делати землю, от неяже взят бысть ( Быт.3:22–23 ): Христос же сам сделался для нас древом и хлебом, потому-то и говорит у Иоанна: аз есмь хлеб животный ( Ин.6:51 ); и в Апокалипсисе говорится изрядно на сию вещь о Христе: посреди стогны его и по оба полы реки древо животное, еже творит плодов дванадесяте, на кийждо месяц воздая плод свой: и листвие древа во исцеление языком. И всяка анафема не будет ктому; и престол Божий и агнечь будет в нем, и раби его послужат ему ( Откр.22:2–3 ). 3) Адам скотам подобных нас сделал, как говорит Давид: и человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им ( Пс.48:21 ); Христос же нас Ангелоподобных сделал, как говорит о блаженных Лука: ни умрети бо ктому могут: равни бо суть Ангелом, и сынове суть Божии, воскресения сынове суще ( Лк.20:36 ). 4) В Адаме телесно мы умираем, как говорит Павел: якоже единем человеком грех в мир вниде и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде, в немже вси согрешиша ( Рим.5:12 ): во Христе же духовное воскресение получаем, как выражает тот же Апостол: звезда от звезды разнствует во славе: такожде и воскресение мертвых. Сеется в тление, востает в нетлении: сеется не в честь, востает в славе: сеется в немощи, востает в силе: сеется тело душевное, востает тело духовное ( 1Кор.15:41–44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Последование Минеи поется на повечерии в иной день. Литургийные чтения мясопустной субботы: прокимен из Пс 24, 1 Кор 10. 23-28 и за упокой 1 Фес 4. 13-17, аллилуиарий 4-го гласа со стихом из Пс 64, Лк 21. 8-9, 25-27, 33-36 и за упокой Ин 5. 24-30, причастен Пс 64. 5a. Троицкая суббота имеет те же прокимен, аллилуиарий и причастен; чтения из Апостола и Евангелия: Деян 28. 1-31 и за упокой 1 Фес 4. 13-17, Ин 21. 15-25 и за упокой Ин 5. 24-30. В Троицкую субботу на литургии вместо       принято петь тропарь    . В случае совпадения мясопустной субботы с днем памяти полиелейного или бденного святого, предпразднства или отдания Сретения Типикон предписывает переносить последования этих празднований на др. день. В случае же совпадения субботы со Сретением или храмовым праздником, т. е. с теми праздниками, к-рые не могут быть перенесены, заупокойная служба Триоди или совершается не в храме, а в усыпальнице, или поется в др. день - в предыдущие субботу или четверг. Гимнография Триодные последования мясопустной и Троицкой суббот различаются лишь составом стихир на хвалитех и светильнов. Основу последований 2 В. с. составляет следующий набор заупокойных песнопений 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа: тропарь Ο βθει σοφας φιλανθρπως πντα οκονομν (          ); кондак Μετ τν γων νπαυσον (      ), канон, творение прп. Феодора Студита, с акростихом в троичнах и богородичнах Το ναξου Θεοδρου (Недостойного Феодора), ирмос: Αισμα ναπμψωμεν, λαο, τ θαυμαστ Θε μν (            ), нач.: Πντες δυσωπσωμεν Χριστν, τελοντες μνμην σμερον, τν π ανος νεκρν (                  ; канон содержит 2-ю песнь и является, т. о., одним из немногих примеров полных канонов в совр. богослужебных книгах). Корпус стихир В. с. включает 2 цикла подобнов и 4 самогласна (заимствованы из субботних заупокойных последований Октоиха). Использование для последования мясопустной В. с. в совр. и древних богослужебных книгах ряда песнопений Октоиха именно 6-го гласа можно объяснить влиянием последования Троицкой субботы (т. к. в то время как в мясопустную субботу поются тексты Октоиха рядового гласа, в Троицкую - всегда 6-го). В рукописях встречаются и др. заупокойные каноны В. с.: 2-го плагального, т. е. 6-го, гласа, с акростихом в богородичнах Κ[λ]ημεντος (К[л]имента; пропуск «λ» указывает на то, что канон имел 2-ю песнь), ирмос: Ως ν περ παιζεσας Ισραλ (          ), нач.: Ως φοβερ το θαντου (Ибо страшны смерти); 2-го плагального, т. е. 6-го, гласа, с акростихом Τν χριστιανν τος περμχοις μλος ντφιον (Защитникам христиан песнь надгробная), ирмос: Ως ν περ παιζεσας Ισραλ (          ), нач.: Τν κατ φσιν (По природе). Также встречается др. кондак, 3-го гласа, на подобен «Дева днесь»: Εκ γς τν νθρωπον (Из земли человека) ( Quinlan. P. 19-29; Карабинов. С. 249-250).

http://pravenc.ru/text/Вселенские ...

Пс.37:7 Пострадах и слякохся до конца, весь день сетуя хождах. Слякохся до конца значит: «совсем поник, согнулся». В изречениях сего стиха святой Давид продолжает изображать свои страдания, какие претерпевал вследствие тяжких своих грехопадений. Пострадал я, говорит он. И как же было не страдать, когда стрелами гнева Божественного изранено было все тело мое (ст. 3, 4), когда от гниющих и смердящих ран распространялась жгучая боль не только в теле, но и в костях, так что не было покоя ни днем, ни ночью (ст. 4,6), когда грехи и беззакония таким тяжким бременем отяготели на мне, что я совершенно согнулся и готов упасть (ст. 5,7), когда душа моя, удрученная укорами совести, стыдом пред ближними и страхом гнева Божия, предана неутешной скорби, и оттого я повседневно сетуя ходил? «Лишенный всякой радости, непрестанно скорблю, беспокоюсь и не нахожу никакой перемены в скорбном моем положении» (блж. Феодорит с. 175]). Пс.37:8 Яко лядвия моя наполнишася поруганий, и несть исцеления в плоти моей. Лядвь, множественное число – лядвия значит: «брюшные мышцы», лежащие между нижними ребрами и пахами и занимающие центральное положение для всех мышц, в которых сосредоточиваются физические силы человека. Объяснение слова мышцы см. в Пс.9:36 . В переводе с еврейского весь стих читается так «ибо чресла мои полны воспалениями, и нет целого места в плоти моей». Преосвященный Порфирий переводит первую половину стиха так: «ибо чресла мои наполнены поруганиями», и в примечании дополняет: «болезни суть как бы ругательства над здоровьем». Некоторые толковники под поруганиями разумеют беспорядочные движения похоти плоти (блж. Иероним, блж. Феодорит). «Под словом лядвия, – говорит блж. Феодорит, – пророк дает разуметь похотения, потому что в чреслах находятся почки, в которых естественно возбуждаются пожелания» с. 175]. Вообще здесь идет речь о болезненном расслаблении всего тела, происходящем от греховного похотения плоти, и выражается жалоба псалмопевца, подобная той, о которой читаем у апостола Павла в Послании к Римлянам; «В членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?» ( Рим.7:23–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Таким образом, даже столь, казалось бы простое дело, как введение в богослужение чтений из св. Писания на русском языке, т.е. замена церковнославянского Лекционария на русский наталкивается на большие препятствия. Если в отношении Новозаветных чтений особых проблем нет, то обращаясь к Ветхому Завету (а именно он, по преимуществу Псалмы), образует неизменяемую основу Богослужения, мы видим, что Синодальная Библия дает по сути совершенно новую версию Ветхозаветных книг. При этом часто речь идет о местах, важных догматически и литургически. Все это объясняет тот факт, что и после выхода в свет Синодальной Библии в учебных и научных изданиях св. Писание продолжали (и отчасти продолжают) цитировать по церковнославянски. Еще в большей степени это касается и множества прямых и скрытых цитат из св. Писания, которыми преисполнены Богослужебные тексты. Русская Библия дает для многих мест другой, иногда противоположный смысл. Вот немногие примеры: Числ. 24, 7 (2 паримия на вечерне Рождества Христова)  Слав:  Изыдет человек из семени его.  Рус:  Польется вода из ведр его. Ис. 8, 9 (Чин великого повечерие) Слав:  Разумейте языцы и покаряйтеся.  Рус:  Враждуйте народы, но трепещите. Ис. 26, 18 (Из т.наз. «песни пророка Исаии» – образца пятой песни всех канонов) Слав:  И родихом Дух спасения Твоего. Рус:  И рождали как бы ветер, спасения не доставили земле… Пс. 23, 7 (Из службы Вознесения Господня – стихиры 1я на «Господи воззвах», 6я на  литии и мн. др.) Сл:  Возмите врата князи ваша. Рус:  Поднимите, врата, верхи ваши. Пс. 44, 10 (Чин Проскомидии и мн. др.) Слав:  Предста Царица одесную Тебе в ризах позлащенных одеяна, преиспещрена. Рус:  Стала царица одесную Тебя в Офирском золоте. Пс. 67, 36 (Прокимен на литургии в дни памяти некоторых святых) Слав:  Дивен Бог во святых Своих. Рус:  Страшен Ты, Боже, во святилище Твоем. Список этот можно умножить многократно. Причины этих разночтений известны людям образованным, но у «простецов» они до сих пор вызывают смущение, недоумение и даже подозрения в сознательной порче текста Писания. Это конечно, не так, но факт разрыва с традицией, идущей от апостольского века – отдавать предпочтение Септуагинте – налицо.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/amvrosiy_...

Пс.36:13–15; 9:16–17 ; Прем. Сол.12:23:25), и направляя все их действия к благим последствиям (ср. Быт.50:20 ). Так Господь попустил иудеям восставать против Христа Спасителя и осудить Его на крестную смерть; но Своим премудрым Промыслом обратил это восстание в совершении того, что от века предопределено было в Его божественном совете ( Деян.4:28 ), – к совершению спасения мира, к открытию проповеданного Христом всемерного царства Божия на земле, чем враги Христовы были посрамлены и действовавшее чрез них враждебные силы ада, начальства и власти тмы, изведены были в позор ( Кол.2:15 ), или были поруганы (ср.: ад... поруган бысть, огл. сл. Златоуста на Пасху). Так потом попускал Господь восстания на церковь Христову еретиков и гонителей, всегда обращая их к торжеству св. истины ( 1Кор.11:19 ), к распространению и утверждению церкви Христовой па земле и к посрамлению врагов ее. И пред кончиною мира Он попустить последнее восстание диавола в лице антихриста и его служителей, но обратит это восстание к окончательному посрамлению и попранию главного виновника зла и в полному и совершенному торжеству св. церкви Христовой. Тогда возглетъ къ нимъ гнвомъ своимъ и своею смтетъ . 5. Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение: 5 . Когда кроткие меры снисхождения и долготерпения Божия не вразумляют мятежников, возбуждается против них сильный гнев (гнев и ярость, т. е. высшая степень гнева) правосудия Божия (ср. Ис.5:24–25 ; Наум. 1:2–3 ), и Господь произнесёт на них строгий приговор (ср. Прем. Сол.12:26; Рим.2:4–5 ), которым мгновенно приведёт их в смятение, т. е. в такое состояние смущения и страха, что они совершенно потеряются, упадут духом ( Иов.23:15–17 ; 1Д.28:20–21) и обратятся в бегство, сознавая себя бессильными к продолжению своего безумного предприятия (ср. Пс.47:6–7 ). Такое изречение праведного суда Божия над противниками Господа и Христа Его совершается в постигающих их различных бедствиях. Оно совершилось над осудившими Христа на смерть иудеями в разрушении Иерусалима и храма и в рассеянии народа, по всем странам (св.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Б). Хронология. Хронология Св. Климента мало развита. Еще Фотий упреждал его за то, что он не употребляет возвышенных речений о Христе, не упоминает о Его Божестве. Упрек этот отчасти справедлив. Сыном Божиим Св. Климент называет Христа только раз (36 гл.) и то в словах Пс.2,7 ( Евр.1,5 ): «Сын мой еси Ты, Аз днесь родих Тя». При всем том мысль о предсуществовании Христа и о Его Божественном достоинстве выражена у Св. Климента довольно ясно. «Жезл величия Божия, – говорит Св. Климент, – Господь наш Иисус Христос не пришел в блеске великолепия и надменности, хотя и мог бы, но смиренно» (15,2). Христос говорил уже в Ветхом Завете через Духа Святого(22,1). Согласно с Посланием к Евреям, Он есть сияние величия Божия и потому превосходнее ангелов (35). Через Него мы взираем на высоту небес и созерцаем Бога. Ярче оттенено человечество Христа. Он – происходит от Авраама по плоти (32,2) и есть отрок Божий; дело Христа – наше спасение. Из любви к нам по воле Бога Он дал Кровь Свою за нас, Свою плоть за плоть нашу, Свою душу за душу нашу (49,6;31,5) и, т. о., совершил искупление за всех (12,7) и всему миру даровал благодать покаяния (7). Христос – наше спасение. Первосвященник наших приношений, помощник в немощах наших (гл.36). Более развита у Св. Климента эсхатология. Царь будущего суда (20, 34) и воздаяния – часто возникает пред его умственным взором. Весьма красиво и художественно описание будущих благ, зачатки которых имеются на земле. Касается Св. Климент и загробной жизни. Праведные (Ап. Петр и Павел) по кончине в «святое место» (5,7) и оттуда явятся при открытии Царства Божия (50,3). Но особенно раскрывает Св. Климент истину воскресения плоти (24 – 25) и в доказательство указывает не только на Воскресение Христа и места Св. Писания, но и на явления природы, каковы – смена дня и ночи, произрастания растений из согнивающего семени, наконец, птица Феникс, живущая (в одном экземпляре) в Аравии 500 лет, по смерти которой из согнивающегося тела рождается червь, который оперяется и затем относит гнездо с костями предка в Илиополь египетский на жертвенник солнца (гл. 25). Св. Климент учит о близости пришествия Христа (23) в полном согласии с оживленными эсхатологическими ожиданиями 1 века; хилиазма у него нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

В силу различных причин этот двуединый метод, впервые примененный Б. А. Тураевым и другими православными исследователями, не получил еще должного развития в отечественной библеистике. Поэтому учебные руководства, составленные для духовных школ, построены без достаточного учета традиции, идущей от Б. А. Тураева. Предлагаемый краткий курс преследует цель хотя бы отчасти восполнить этот пробел и тем самым воздать должное «первопроходцам русской библейской критики». Археологическое открытия, сделанные уже после смерти Тураева, в принципе не ослабили ценности его концепций; они сохраняют актуальность и сегодня. Библейские руководства пишутся обычно в двух вариантах. Один — содержит последовательный анализ каждой св. книги, в том порядке, как они расположены в Писании. На русском языке последний по времени образчик такого метода изложения — переводной труд аббата Фульхрана Вигуру (1880; русск. незавершенный перевод: М., 1916). Другой способ изложения полагает в основу священную историю как канву для изучения библейских книг. В данной работе предпочтение отдано второму методу, т. к. он с большей наглядностью показывает действие Промысла в Домостроительстве нашего спасения. Раздел I Введение §1 Библия — Священная Книга Откровения и Завета 1.  С первых дней существования Церкви, когда еще не было апостольских книг, Ветхий Завет прочно вошел в ее жизнь. Псалмы были первыми молитвами христиан, в библейских пророчествах раскрывалась для них искупительная тайна Мессии, духовный опыт ветхозаветных предтеч Богочеловека стал той почвой, на которой созидалось здание евангельской веры. В сокровищнице Слова Божия христианство постоянно черпало вдохновение и назидание. Не зная Ветхого Завета, трудно понять многие аспекты церковной жизни. Таинства, богослужение, религиозно-нравственные устои Церкви, ее богословие, взгляд на прошлое, настоящее и будущее — все это тесно связано с Ветхим Заветом. 2.  Углубляясь в него, Церковь идет по пути, указанному Самим Господом, говорившим: «Исследуйте Писания» (Ин 5,39). В дни земной жизни Он Сам не раз молился словами Ветхого Завета, ссылался на него, возвещая Царство Божие. Жители Иерусалима удивлялись Его знанию Писания (ср. Мф 4,4; 21,42; 22,29, 31–32, 36–40; 27,46; Ин 5,47; 7,42; 10,35). Молитва Господня, притчи и вся проповедь Спасителя в целом опираются на дух и букву Ветхого Завета (ср., напр., Мф 5,5 и Пс 36,11; Мф 6,15 и Иер 23,16; Мк 1,1-12 и Ис 5; Мк 13,24 и Ис 13,10 и мн. др.). Потому бл. Иероним говорит, что «неведение Писаний есть неведение Христа» (Толк. на Ис. Пролог).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Так, в списке Типикона Великой ц. Patm. 266 (IX-X вв.) на предпразднство Рождества Христова (23 дек.) указан Е. «Вифлееме, благоукрасися» на подобен «Небо звездами», без указания гласа (Fol. 61), на сам праздник - Е. «Посетил ны есть с вышних Спас наш» (Fol. 64v-65) ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 34, 36). В Святогробском Типиконе по списку Hieros. S. Crucis. 43 (1122 г.), отражающем иерусалимские обычаи ок. X в., смешанные с различными заимствованиями из к-польской практики, Е. ежедневно поются на утрене; они сопровождаются указанием подобна или замечанием «самогласен», иногда с указанием гласа (см.: Παπαδπουλο-Κεραμες. Ανλεκτα. Σ. 14, 38, 141, 196). В качестве мелодической модели подобна здесь часто указывается 1-й воскресный Е., что позволило М. Н. Скабаллановичу предположить существование одного напева для всех 11 гимнов (см.: Скабалланович. Типикон. Вып. 2. С. 298). Состав Е. на дни Страстной седмицы более разнообразен по сравнению с содержащимся в принятой ныне редакции Триоди - каждый из дней имеет собственные Е. (ср.: Дмитриевский А. А. Богослужение Страстной и пасхальной седмиц во св. Иерусалиме IX-X в. Каз., 1894. С. 10, 36, 38, 56, 71, 87, 143, 166, 186, 198, 202, 206, 208, 212, 214). В Синайском Канонаре IX-X вв. (Sinait. gr. 150), описывающем богослужение согласно Типикону Великой ц. с элементами палестинского монашеского богослужения, для пасхальной утрени упоминается канон, но Е. не указан ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 173); в последовании песненной утрени, согласно рукописи Sinait. 973, 1153 г., гимнографический канон, напротив, не упоминается, но перед Пс 50 указано петь кондак, а Е. занимает место после библейских песней, малой ектении и молитвы, затем следуют хвалитные псалмы со стихирами, великое славословие, воскресный тропарь и Евангелие (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 89; Арранц. 1979. С. 104-105, 116). Об окончательном проникновении Е. не только в монастырскую, но и в кафедральную визант. традицию свидетельствует свт. Симеон Фессалоникийский, к-рый в описании песненной утрени не упоминает канон и Е., но ниже пишет: «Прежде на песненной утрени не пели их (канонов.- С.

http://pravenc.ru/text/189659.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010