Архив Пн Слово архимандрита Иннокентия (Васецкого) при наречении во епископа Магнитогорского и Верхнеуральского 31 августа 2012 г. 18:25 31 августа 2012 года в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Иннокентия (Васецкого) во епископа Магнитогорского и Верхнеуральского. При наречении архимандрит Иннокентий обратился к Предстоятелю Русской Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. Ваше Святейшество! Святейший Владыко и милостивый отец наш! Богомудрые архипастыри Церкви Христовой! Изволением Святаго Духа, избранием Святейшего Патриарха и Священного Синода призываюсь я, грешный и недостойный, на великое и святое дело епископского служения. Новое и многотрудное послушание доверяет мне Святая Церковь, возводя на высокий свешник. Памятуя иноческие обеты послушания, со смирением приемлю это избрание. В этот знаменательный день и час моей жизни предстою я перед вашим священным сонмом и с трепетом сопоставляю свою жизнь, свои немощные силы с тем великим служением, которое мне предстоит нести. Вижу свою неопытность и недостаток знаний, свое несовершенство, понимаю, что далек от того идеала пастырского служения, который показал нам Сам Господь наш Иисус Христос. Верю, что «стопы человеческие от Господа исправляются» (Пс. 36:23). Верю так же, что «Божественная благодать, немощная врачующая», восполнит все мои недостатки и немощи, поможет пронести служение свое так, чтобы быть, по слову святого апостола Павла, образом для верующих «словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (1 Тим. 4:12). Много передо мной стоит новых задач: устроение новой епархии, церковной жизни в непростом регионе. Необходимо уделять максимум внимания социальной, миссионерской, образовательной и катехизаторской деятельности, особенно работе с молодежью в новообразованной епархии. Для этого нужно искать помощников и заинтересованных людей, а чтобы их найти, необходимо самому прилежно и усердно трудиться для блага Церкви. Все это лишь малая доля тех задач, которые надо будет решать.

http://patriarchia.ru/db/text/2439503.ht...

Архив Пн Слово архимандрита Луки (Волчкова) при наречении во епископа Искитимского и Черепановского 24 февраля 2012 г. 19:55 24 февраля 2012 года в Богоявленском кафедральном соборе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Луки (Волчкова) во епископа Искитимского и Черепановского. При наречении архимандрит Лука обратился к Святейшему Владыке и сослужившим Его Святейшеству архипастырям со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыко и многомилостивый Отец! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, богомудрые архипастыри Церкви Христовой! Ныне предстою я перед Вами грешный и недостойный, в трепете и смущении перед высотой епископского служения, на которое призываюсь благим промыслом Божиим, действующим изволением Святейшего Патриарха и решением Священного Синода. Знаю свою душу немощную и слабую; знаю важность епископского служения и великую трудность этого дела. В сердечном сокрушении размышляю: как войдет благодать Божия в неочищенный сосуд? По слову святителя Иоанна Златоуста, душа священнослужителя должна быть светлее солнечных лучей. Высота архиерейского служения так велика, что даже великие учителя, святители Вселенской Церкви страшились принимать этот сан. Осознаю свою скудость и немощность, но твердо верю, что все совершается по благому промыслу Божию. Господь, призвавший меня на высочайшую степень служения, подаст и благодать Всесвятого Духа, «немощная врачующую и оскудевающая восполняющую» . «Сила Божия в немощи совершается» (2 Кор. 12:9), и Господь силен наполнить безводный источник моей души живительной благодатью и сотворить источником «воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:14). Утешаю себя свидетельствами Священного Писания, что «от Господа стопы человеку исправляются» (Пс. 36:23) и «Дух идеже хощет, дышит» (Ин. 3:8). Обозревая свою жизнь, ясно вижу в ней действие Промысла Божия. Первые семена веры заронили в мою душу родители, и особенно бабушка, которая с детства прививала мне любовь к Богу и Церкви, читала и объясняла жития святых. Позднее эти семена веры дали свои всходы после первого самостоятельного прочтения Святого Евангелия. Слово Божие изменило всю мою жизнь и явилось лучом света в темном царстве мирской суеты и порока.

http://patriarchia.ru/db/text/2033143.ht...

Архив Пн Слово архимандрита Пантелеимона (Бердникова) при наречении во епископа Бикинского 17 октября 2023 г. 19:14 17 октября 2023 года в домовом храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом ставропигиальном монастыре в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин архимандрита Пантелеимона (Бердникова) , клирика Хабаровской епархии , во епископа Бикинского, викария Хабаровской епархии. При наречении архимандрит Пантелеимон обратился к Предстоятелю Русской Православной Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом.  Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый отец! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, богомудрые архипастыри!  По представлению правящего архиерея митрополита Артемия определением Священного Синода призываюсь я, недостойный, к епископскому служению, с глубоким осознанием всей немощи своего человеческого естества. Непостижимая высота сего служения открывается нам словами преподобного Симеона Нового Богослова, изрекаемые как бы от уст Божиих: «Епископы, главы епархий, познайте: Вы — образа все Моего отпечаток, поставлены вы говорить предо Мною, в собраниях праведных вы предстоите, зоветесь Моими вы учениками, носящими Мой пребожественный образ. Вы даже над маленьким общим собраньем такую великую власть получили, какой наделен от Отца Я, Бог Слово» (Гимн 58). Однако его же грозные обличения приводят меня в трепет и смущение: «Но кто же из нас, иереев, сегодня сначала очистил себя от пороков и только потом уж дерзнул на священство? Кто мог бы сказать дерзновенно, что славу земную презрел и священство воспринял лишь ради небесной Божественной славы?» (там же). Предстоя перед самым совершением этого Таинства Пятидесятницы, смиренно осознаю свои немощи и недостоинство, но несомненно веруя в благой и премудрый Промысл Божий и исповедуя с Псалмопевцем, что «от Господа стопы человеку исправляются» (Пс. 36:23), дерзаю приступить к этому великому и священному служению.

http://patriarchia.ru/db/text/6068174.ht...

Архив Пн Слово архимандрита Феодора (Малаханова) при наречении во епископа Вилючинского 17 июля 2016 г. 21:11 17 июля 2016 года в Тронном зале Патриарших покоев Свято-Троицкой Сергиевой лавры Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Феодора (Малаханова) во епископа Вилючинского, викария Петропавловской епархии . При наречении архимандрит Феодор обратился к Предстоятелю Русской Православной Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. Ваше Святейшество! Святейший Владыка и милостивый отец! Досточтимые архипастыри! Осознаю, что наивысшим предназначением для христианина является служение Господу нашему Иисусу Христу и Его Святой Церкви. Сегодня Божественная воля через соизволение Вашего Святейшества и Священного Синода призывает меня к епископскому служению. Осознание высоты нового служения соединяет в душе страх Божий, ответственность и благоговение. Верю, что благодать и Промысл Божий восполнят скудость ума моего, очистят сердце и укрепят в предстоящем служении, если только сам я буду неленостно трудиться на новом поприще. Как говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Везде нужны труды: благодать дается не для лености и нерадения, а как пособие нашей немощи» (Дневник Т.1 1856-1858. Книга 1. Мысли при чтении Священного Писания). Вспоминая свою жизнь, повторяю слова Псалмопевца Давида: «От Господа стопы человека исправляются» (Пс. 36:23). Воспитывался я в православной семье и первые семена веры в моей душе взрастили мои бабушка и мама, ныне монахиня Людмила. Господь по Своему милосердию привел меня к добрым пастырям и ревностным служителям Церкви, которые мудрыми советами поддерживали меня среди бушующего житейского моря. Особо хотел бы поблагодаритьдвух архипастырей, которые помогали мне сформироваться как монаху и священнослужителю. Это митрополит Новосибирский и Бердский Тихон и архиепископ Петропавловский и Камчатский Артемий . От рук владыки Тихона принял я монашество и священный сан, под его началомтрудился в Новосибирской духовной семинарии.

http://patriarchia.ru/db/text/4564135.ht...

Архив Пн Слово архимандрита Филиппа (Новикова) при наречении во епископа Карасукского и Ордынского 24 февраля 2012 г. 20:00 24 февраля 2012 года в Богоявленском кафедральном соборе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Филиппа (Новикова) во епископа Карасукского и Ордынского. При наречении архимандрит Филипп обратился к Святейшему Владыке и сослужившим Его Святейшеству архипастырям со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый отец! Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, богомудрые архипастыри Церкви Христовой! В жизни каждого человека бывает момент, когда Промысл Божий особенно ясно показывает ему, что «Господом утверждаются стопы человека» (Пс. 36:23). Вы, облеченные благодатью Духа Святаго, умудренные опытом святительского служения, призвали меня, младенствующего умом, к епископскому служению. Находясь перед Вами — епископами Церкви — осознаю свое недостоинство. Вместе с древним пророком Моисеем вопрошаю: «Кто я, чтобы мне идти… Господи! пошли другого, кого можешь послать» (Исх. 3:11; 4:13). Взираю с трепетом на предстоящее служение, которое может быть лишь жертвенным и бескорыстным. Вечным ответом Господним на этот человеческий трепет, несомненно, являются слова, сказанные Спасителем святому апостолу Павлу: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя в немощи совершается» (2 Кор. 12:9), и действительно, благодатная помощь Божия ни на мгновение не оставляла меня во все дни моей жизни. Ваше Святейшество! Прежде всего, позвольте мне выразить Вам свою глубокую сыновнюю благодарность за то, что Вы обратили на меня свой взор и оказали мне великую честь быть епископом Церкви Христовой. Обозревая свою жизнь, вижу в ней непрестанное присутствие Промысла Божия и попечение о себе. Я искренне благодарен своим родителям, которые дали мне воспитание и образование, и свое родительское благословение на служение Богу и Его Святой Церкви. Сегодня я с любовью вспоминаю своего первого приходского священника протоиерея Сергия Ткаченко, который научил меня любить богослужение и приучил к подлинному благоговению пред святыней.

http://patriarchia.ru/db/text/2033154.ht...

Слово (Куценка) при в Тиндинського 7 жовтня 2011 р. 21:13 7 октября 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в Тронном зале Патриарших покоев Свято-Троицкой Сергиевой лавры возглавил наречение архимандрита Лукиана (Куценко) во епископа Благовещенского и Тындинского. При наречении архимандрит Лукиан обратился к Святейшему Патриарху и сослужившим Его Святейшеству архипастырям со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыка и всемилостивый Отец! Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, богомудрые архипастыри! Решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода Русской Православной Церкви я призываюсь к епископскому служению в дальневосточных землях нашего Отечества. Со страхом и трепетом я преклоняю свою голову пред великим Промыслом Божиим, осознавая свое недостоинство и большую ответственность предстоящего служения. С раннего детства я имел искреннее стремление стать монахом и священником. Не помню ни одного момента в своей жизни, когда бы я усомнился в выбранном мною жизненном пути. Я просто любил Бога и Церковь — это было сильным целеустремлением, которое помогло мне пережить сложные времена атеистического прошлого, когда передо мной закрывались двери учебных заведений, где учащихся и студентов принимали по комсомольским и профсоюзным характеристикам; когда отворачивались и испытывали ложный  стыд родные и друзья. С двенадцати лет меня прозвали «батюшкой», им я остался до настоящего времени. Я безгранично благодарен Богу за то, что родился и вырос на Одесщине, в солнечном крае, земле, омытой потом и кровью знаменитых и святых людей Церкви и Отечества. Несмотря на трудные годы советского безбожного времени, юность и молодость моя прошли у священных гробниц великих праведников нашей Церкви — святителя Иннокентия (Борисова), архиепископа Херсонского, святого праведного Ионы Атаманского, священномученика Павла Гайдая, жизнь и труды которых воодушевляют меня до настоящего времени. Имея искреннее желание служить Богу, я никогда не думал быть епископом и не стремился к достижению церковной власти и особых положений, имел и имею единственное желание: как можно больше сделать добрых дел для Церкви и людей, видя как быстро проходит наша земная человеческая жизнь. Веруя, что благодать Всесвятого Духа есть немощная врачующая и оскудевающая восполняющая и «что от Господа стопы человеку исправляются» (Пс. 36:23), я послушно принимаю свой жизненный жребий в надежде на милость Божию, помощь и заступничество Божией Матери, Царицы Небесной.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1640542...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Митрофану (Баданину), епископу Североморскому и Умбскому 24 ноября 2013 г. 17:13 24 ноября 2013 года за Божественной литургией в храме Сошествия Святого Духа в пос. Первомайское г. Москвы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Митрофана (Баданина) во епископа Североморского и Умбского. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Митрофана на служение и вручил ему архиерейский жезл. Преосвященный епископ Митрофан! Еще слышатся под сводами сего храма отзвуки песнопений, еще исполнен он благоухающего фимиама, еще объединены мы все радостью молитвенного общения с Богом и друг со другом, а ты уже предстоишь перед нами в новом достоинстве, облеченный силою свыше, в архиерейские одежды облаченный и внимающий словам наставления в ожидании вручения тебе архиерейского жезла. Мог ли ты помышлять о том, что сей жребий падет на тебя? Знал ли ты о том пути, который промыслительно был тебе предначертан? Поистине, Господом утверждаются стопы человека (Пс. 36:23). «Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, и ни едино же слово довольно будет к пению чудес Твоих!» (Последование Святого Крещения), — таковы должны быть духовные переживания всякого призываемого и поставляемого на высочайшее на земле служение — служение архиерейское. Прошло немало времени, прежде чем ты, преодолев многие жизненные трудности и испытания, сподобился сегодня неоднократно услышать возглас «Аксиос!» Более 25 лет ты отдал служению Отечеству в Военно-морском флоте. Ныне же начинается твое архиерейское служение, ибо с сего дня ты — епископ Русской Православной Церкви. От сердца, исполненного благодарности и любви к Небесному Отцу, ты можешь ныне вместе с апостолом Павлом сказать: «Благодатью Божией есмь то, что есмь» (1 Кор. 15:10). По личному опыту служения на Северном флоте ты знаешь, что успешное осуществление поставленной задачи зависит от умения командира корабля добиваться слаженной работы всей команды. Тебе надлежит стать кормчим новоучрежденной Североморской епархии, входящей в состав Мурманской митрополии. Тебе предстоит вести епархиальный корабль по бурным волнам житейского моря в тихую гавань Царства Небесного. И именно тебе должно будет дать ответ Господу за душу каждого вверенного твоему попечению человека.

http://patriarchia.ru/db/text/3389387.ht...

Содержание Речь, сказанная наместником Чудова монастыря архимандритом Арсением(Жадановским) при наречении его во епископа Серпуховского, викария Московской епархии.    Над каждым человеком бдит Промысл Божий, вся жизнь человека находится под непосредственным, хотя и незримым водительством промышляющей и руководящей десницы Вышнего. Обыкновенно же, когда человек живет в житейской суете изо дня в день, то не замечает и не вдумывается, почему и отчего именно так течет и складывается его жизнь, а не иначе. Но вот время проходит, человек оглядывается назад и видит, как все совершившееся над ним было чудесно, промыслительно, и в особенности он это чувствует, находясь среди важных и чрезвычайных перемен и моментов своей жизни, часто в конец изменяющих его внутренний и внешний жизненный строй. Тогда ему кажется, что все, что случилось и было с ним раньше, оно-то и вело и подготовляло его именно для этого последнего, решающего момента, и он готов бывает воскликнуть, что воистину «от Господа стопы человеку исправляются...» (Пс.36:23).    Так и теперь со мной. В жизни моей наступил важный момент — возведение меня в сан епископа. И вот, когда оглядываешься на прошедшее, вспоминаешь прожитое, то невольно замечаешь, что многое в моей жизни, обычно казавшееся вполне естественным, промыслительно подготовляло настоящее мое положение, было как бы некиим предуказанием свыше.    Десятилетним отроком родители отдали меня в Харьковское духовное училище. Среди своих товарищей я оказался самым малым по росту. Приехал, вспоминаю, к нам однажды в училище приснопамятный Амвросий, архиепископ Харьковский. Нас — учеников — в актовом зале выстроили в ряды. Владыка-архиепископ, проходя по рядам, обратил внимание на меня как на самого между всеми другими маленького ученика, вывел меня на средину зала и, обратившись к сопровождавшим его лицам, сказал: «Смотрите, вот теперь самый маленький ученик, а будет архиереем». Конечно, на эти слова, как это всегда бывает в нашей жизни, никто тогда не обратил никакого внимания. А вот теперь приходится вспоминать их и приводить их как слова, сказанные устами знаменитого церковного витии-святителя пророчески.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

«Се, Дева во чреве приимет…» 14.08.2015 09:36:51 Протоиерей Олег Стеняев «А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» ( Мф.1:22-23 ). Данная ссылка апостола Матфея на пророка Исаию неслучайна! Мессианские пророчества Ветхого Завета заслуживают особого внимания. Пророкам Божиим открывались тайны, связанные с жизнью грядущего в их дни Мессии. В момент этих прозрений они видели разные события, которые нашли свое исполнение во дни земной жизни Христа Спасителя. Таким образом Ветхий Завет приуготовлял еврейский народ к пришествию Мессии. Апостол Павел писал: «Итак закон был для нас детоводителем ко Христу…» ( Гал.3:24 ). Можно обратить внимание только на некоторые из пророческих предсказаний о Христе. Пророкам было открыто о грядущем Христе, что: Христос выйдет из Израиля ( Чис.24:17-19 ); Христос произойдет от Авраама, Исаака, Иакова ( Быт.12:3 ; 17,19; Чис.24:17 ); Христос будет рожден во дни царя не из дома Иудина ( Быт.49:10-11 ); Христос будет рожден в Вифлееме ( Мих.5:2 ); Христос родится от Девы ( Ис.7:14 ); время Его Пришествия было точно определено ( Дан.9:25 ); Пришествие Христа было возвещено Предтечей ( Ис.40:3-5 ); Христос будет Богом, явленным во плоти ( Ис.9:6 ); Он проведет Свое детство в Египте ( Ос.11:1 ); Он будет страдать и совершит Искупление за грехи рода человеческого ( Ис.53:4-5 ); Он въедет в Иерусалим на молодом осле, сыне подъяремной ( Зах.9:9 ); Ему подадут желчь и уксус в Его агонии ( Пс.68:22 ); ни одна из костей Его не переломится ( Пс.33:21 ); будут бросать жребий о Его одежде ( Пс.21:19 ); Он произнесет в смертной агонии определенные слова ( Пс.21:2 ); Он воскреснет из мертвых ( Пс.15:10 ); Христа предаст «друг» ( Пс.40:10 ); Он будет предан за тридцать сребреников ( Зах.11:12 ); Он будет обвинен лжесвидетелями ( Пс.34:11 ); на Него будут плевать и будут бить Его ( Ис.50:6 ); Его возненавидят без причины ( Пс.34:19 ); Его будут поносить и насмехаться над Ним ( Пс.21:7-8 ) и т. д. В Ветхом Завете содержится более трехсот пророчеств о Христе.

http://radonezh.ru/analytics/se-deva-vo-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЗДНА [Евр.  ,  ; греч. βυσσος], библейское понятие, имеющее в зависимости от контекста разные смысловые оттенки. Основным его значением в ВЗ является «мировой океан» или «подземное собрание вод», из к-рого берут начало реки и источники. В этом качестве Б. сближается по смыслу с «водой, которая под твердью» из повествования кн. Бытия о сотворении мира (Быт 1. 7). В Септуагинте (за исключением Ис 44. 27, Иов 41. 23, Иов 36. 16) слово « βυσσος» служит переводом евр.  . В ряде случаев Б. используется как понятие, параллельное «воде» или «водам» (Быт 1. 2; Иов 38. 30; Иез 31. 4; Иона 2. 6; Авв 3. 10; Пс 76. 17) и «морю» (Ис 51. 10; Пс 105. 9; 134. 6; Иов 28. 14; 38. 16), при этом особенно подчеркивается глубина водного пространства (Пс 70. 20; 106. 26; ср.: Ис 51. 10; Иона 2. 3-6). О Б. как о подземных водах особенно ярко говорится в повествовании о всемирном потопе (Быт 7. 11 и 8. 2 ), где есть сопоставление «источников великой бездны» с «небесными окнами» (ср. Втор 33. 13; Ис 44. 27; Иез 31. 4, 15). Иногда Б. описывается как грозная хаотическая сила, укрощаемая Богом (Пс 76. 17 и Ис 51. 10 ). Но воды Б. могут быть и даром и благословением Божиим (Быт 49. 25; Втор 33. 13; Пс 77. 15). При всем своем устрашающем и подавляющем величии Б. всегда находится во власти и под контролем Творца, к-рый распоряжается ею по своей воле: так, в молитве иудейского царя Манассии есть упоминание о том, что Господь запер и запечатал Б. Своим «страшным и славным именем» (ст. 2; см. 2 Пар 36). В аккад. (ассиро-вавилонской) традиции Вавилон мыслился построенным на «вратах бездны (аккад. apsû - Апсу)», где Б.- это воды Хаоса, предшествовавшего творению. Вавилонская космология называет Апсу муж. началом, «первейшим зачинателем» наряду с «всепорождающей женской праформой» Тиамат, когда они «свои воды воедино смешали» («Энума Элиш» I, 3-5). В 4-м поколении богов появляется Эа (шумер. Энки), буд. владыка Апсу. Движение молодых богов внутри чрева Тиамат приводит к нарушению царящего там безмолвия и покоя: они «взбаламутили ее чрево, своим весельем они омрачили (будни) Небесных Покоев, их крик не приглушал (даже) Апсу» (I, 21-25). Апсу это движение так «опостылело» (I, 37), что он предлагает Тиамат погубить молодых богов. Однако всеведущий Эа разгадывает его планы и проливает Дремоту на «блаженно уснувшего» Апсу и усыпляет его (I, 62-65). Связав его, он предает Апсу смерти. Над ним Эа размещает свои божественные покои (71), к-рым присваивается имя Апсу, определив их как святилище (76). Именно в этом «святилище судеб и чертоге предначертаний» (79) будет зачат буд. верховный бог Мардук, впосл. победитель Тиамат.

http://pravenc.ru/text/77808.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010