Слово архимандрита Митрофана (Еврокатова) при наречении во епископа Нефтекамского и Белебеевского 14 лютого 2024 р. 20:40 14 февраля 2024 года в Тронном зале кафедрального соборного  Храма Христа Спасителя  Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения  архимандрита Митрофана (Еврокатова) , клирика  Уфимской епархии , во епископа Нефтекамского и Белебеевского. При наречении архимандрит Митрофан обратился к Предстоятелю Русской Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый отец! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, архипастыри и милостивые отцы! В глубоком смущении стою я перед вами, богомудрые архипастыри, и в трепете переживаю свое недостоинство для несения апостольских трудов, ибо осознаю эту поистине великую ответственность перед Богом и Его Святою Церковью. Меня, духовно малоопытного и грешного, страшит высота предстоящего служения, поэтому со смирением прислушивается сердце мое к словам Божественного псалмопевца: «Покорись Господу и надейся на Него» (Пс. 36:7). Итак, зная, что от Господа исправляются человеку стопы его (Пс. 36:23), приступаю и я к великому епископскому служению, искренне исповедуя свое несовершенство. Только твердая вера в Божественный Промысл о совершающемся надо мной, вера в Божественную благодать, способную исцелить мои душевные немощи и восполнить человеческие недостатки, вселяет надежду, что и через мою немощь возможно совершиться силе Божией. При всех моих слабостях я понимаю, что быть архипастырем — значит переживать за паству, «душу свою полагать за овцы» (Ин. 10:11), отрекаться от себя, от своих привычек и удобств. Мысленно озирая пройденный мною путь, убеждаюсь в том, что всегда и во всем мне сопутствовал Промысл Божий, приведший меня в храм и в горячо любимые Санкт-Петербургские духовные школы , где я провел благословенные годы и начал свое служение Церкви Христовой. С сердечной теплотой я вспоминаю сегодня свою маму, которая благодаря своей любви и мудрости сумела воспитать во мне умеренность, любовь к Святой Церкви, к русским традициям, к истории родного края и всей нашей необъятной Родины.  

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6102846...

Архив Пн Слово архимандрита Клавдиана (Полякова) при наречении во епископа Талдыкорганского, викария Астанайской епархии 6 апреля 2022 г. 19:52 6 апреля 2022 года в Тронном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Клавдиана (Полякова) во епископа Талдыкорганского, викария Астанайской епархии . При наречении архимандрит Клавдиан обратился к Предстоятелю Русской Православной Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыка! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, всечестные архипастыри! Промыслом Божиим, благословением Предстоятеля Русской Православной Церкви и решением Священного Синода ныне призываюсь я на ответственное и важное служение — быть епископом Церкви Христовой. Стою перед вами, преемниками славных и всехвальных апостолов, охваченный противоречивыми чувствами. Сердце мое, наполненное радостью и волнением от призыва Спасителя к новому деланию на Его ниве, испытывает в то же время душевный трепет и смущение от осознания своей немощи, от понимания собственного недостоинства высокой чести, которая мне оказана. Свершившееся воспринимаю как проявление воли Всемогущего Господа, Который «творит все, что хочет, на небесах и на земле» (Пс. 134:6), и от Которого «стопы человеческие исправляются» (Пс. 36:23). Позвольте выразить Вам, Ваше Святейшество, и всем членам Священного Синода глубокую благодарность за оказанное высокое доверие, для оправдания которого мне надлежит употребить все свои силы. На предстоящие архипастырские труды меня вдохновляет Ваше жертвенное служение, Ваше Святейшество. Для огромного числа людей Вы стали ярким примером крепкой веры, горячей любви к Богу и самоотверженной работы в винограднике Христовом. Отдавая все свои силы и таланты Первосвятительскому служению, Вы уверенно ведете вверенную Вам Христом паству по пути спасения, неустанно проповедуя евангельскую правду. Понимаю, что епископство — не только высокий сан и ответственная руководящая должность, но, прежде всего, каждодневный тяжелый труд, подвиг и преуспевание в добродетелях, которые служат главной цели христианской жизни — спасению души.

http://patriarchia.ru/db/text/5914816.ht...

Всеукраинский крестный ход. Фото: Сергей Рыжков Православный и нецерковный, теист и гуманист, верующий и неверующий нередко мало отличаются в бытовом поведении. И те и другие едят, пьют, спят, имеют семью, трудятся, отдыхают. Основные различия зачастую связаны с приоритетами, с предпочтениями, с ударениями, которые сдвигаются на тот или иной предмет. К примеру, два человека – верующий и неверующий. Оба – ответственные, честные, сознательные граждане своей страны. Оба стремятся к улучшению благосостояния семьи и страны. Но при этом благосостояние, новые технологии, политическое устройство государства для атеиста становятся основным смыслом жизни, в то время как для человека верующего это всего лишь временные интересы, связанные с условиями его земного существования, а его основные цели и устремления связаны с вечными предметами. В смысле сказанного показательны два небольших отрывка из беседы Владимира Познера с протоиереем Димитрием Смирновым. В разговоре на тему религии Владимир Познер признается: – Я считаю, что вообще религия это вещь интимная. Чуть позже беседа переходит к теме политики и выборной системы. В. Познер: – Сами вы голосуете, нет? О. Димитрий Смирнов: – Это интимный вопрос. В ответе о. Димитрия есть доля иронии, но есть и вполне серьезная позиция, основанная на церковном мировоззрении. Для человека гуманистического мировоззрения, каким, без сомнения, является Владимир Познер, вопрос веры и неверия есть вопрос второстепенный в сравнении с темой политического устройства и межличностных отношений. Манифестом этого мировоззрения можно принять расхожее выражение: «Неважно, во что ты веришь, лишь бы человек был хороший». В этом случае участие в политических выборах представляется главным инструментом, с помощью которого можно изменить жизнь общества в лучшую сторону, а наличие какой бы то ни было веры становится вопросом личным, несущественным, вопросом, который не терпит публичности, т. е. вопросом интимным. Между тем человек с церковным мировоззрением, признавая значение выборов и их важность для жизни народа, из собственного опыта и из истории знает, что решающее значение имеет не политическое устройство, а Божие благословение. Потому что «от Господа стопы человеку исправляются» (Пс. 36, 23), и «аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии: аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий» (Пс. 126, 1). А Божие благословение привлекают молитва и жизнь по заповедям. И, как в войне никакой человеческий подвиг не приведет к победе, если Бог обрекает на поражение, так и в политической жизни, никакая, даже самая замечательная Конституция не способна не только спасти человека для вечности, но даже и устроить земную жизнь.

http://pravoslavie.ru/133238.html

Слово при в Каменського 16 березня 2012 р. 16:30 16 марта 2012 года в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Сергия (Иванникова) во епископа Каменского и Алапаевского. При наречении архимандрит Сергий обратился к Святейшему Патриарху Кириллу и сослужившим Его Святейшеству архипастырям со ставленническим словом. Ваше Святейшество, высокочтимый наш Первосвятитель и милостивый отец! Досточтимые святители Божии — богомудрые строители Церкви Христовой! Вот я, недостойный и грешный, со страхом и трепетом повинуясь Божественному промыслу и вашему избранию, предстою сейчас пред вами как пред Пречистым Лицем Самого Господа. Спасительный страх Божий всегда утверждает нас в послушании вере и Святой Церкви, ограждая от всякого зла. И «кто даст ми криле, яко голубине? и полещу, и почию» (Пс. 54:7), если не Сам Бог вашими святыми молитвами? Исповедую пред вами немощь свою, страшусь осуждения, но не вижу возможности уклониться от выпавшего жребия будущего высокого архиерейского служения. С самого начала своей церковной жизни находил я руководство во вдохновенных словах Божиего пророка Исаии: «вот я, Господи, пошли меня» (Ис. 6:8) и в словах пророка-псалмопевца Давида: «От Господа стопы человеку исправляются» (Пс. 36:23). Теперь же дерзаю отнести к себе слова Евангелия: «...егда же состареешися, и воздежеши руце твои, и ин тя пояшет, и ведет, аможе не хощеши» (Ин. 21:18). Мы верим и знаем, что жизнью правят не ухищрения человеческие, а воля Промыслителя Бога. Проведя семь лет в духовных школах в обители преподобного Сергия Радонежского, я не только получил богословское образование, но и всем сердцем возлюбил своего духовного покровителя. Для меня грешного высоким идеалом звучат слова его духовного завещания: «Неуклонно в Православии оставаться, единомыслие друг с другом хранить, иметь чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную, от злых и скверных похотей остерегаться, пищу и напитки вкушать трезвенные, а особенно смирением украшать себя, страннолюбия не забывать, от противоречия уклоняться и ни во что ставить честь и славу жизни этой, но вместо этого от Бога воздаяния ожидать, небесных, вечных благ наслаждения».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2084320...

Содержание Глава первая С Богом. Краткое предварительное предуготовление, проясняющее трудолюбцу то, относительно чего следует прежде всего упражнять [свой ум] и обретать ведение.    Прежде всего необходимо вести жизнь досточтимую и стяжать вселение Духа Божиего.    Следует [всем] сердцем познать определения, особенно наиболее нужные.    Необходимо обстоятельно познать образ мыслей [своих] противников и внимательно изучить их сочинения, ибо мы можем часто посрамлять их, исходя из их же собственных произведений.    Вообще нет нужды встречаться [для собеседований с людьми] непосвященными и неразумными, но следует [вступать в общение] с теми, у кого есть эта потребность ради веры, и [встречаться с ними], когда это необходимо и насколько это необходимо.    Следует со страхом Божиим изучать все Писание, но делать это не с каким-либо злым умыслом, а в простоте сердечной.    Нельзя исследовать глубины нашего естества; также нельзя исследовать обойденное молчанием в Священном Писании. Это есть заповедь «не сокрушать кости» (Исх. 12:10, 46; Чис. 9:12, Притч. 23:15; Ис. 33:3; Ин. 19:36), то есть не прикасаться к твердому.    Следует внимательно изучать как сказанное ясно, так и изреченное кое-как, а также в несобственном смысле или простодушно. Например, [к числу последних относятся] слова: «Всяк человек ложь» (Пс. 115:2) и «несть творяй благостыню» (Пс. 13:1).    Схолия. Следует отметить, что некоторые предания Церковь восприняла устно. Например, предание о приобщении [святых Тайн] натощак, о молитве лицом к востоку, о том, что [Святая] Богородица осталась Девой и после родов, а также о том, что Она родила в пещере, и многое другое.    Есть две цели бесед; одна [убеждение] посредством изречений Писания, а другая [убеждение! посредством действительных доказательств; последнее — более сильно и истинно, ибо речения Писания могут подделываться. Должно знать, что если ты приводишь противнику свидетельство [из Писания в качестве доказательства], то он еретик или иудей тотчас приводит другое свидетельство. Поэтому могущий [спорить] посредством действительных свидетельств выступает навстречу противникам более [сильно] вооруженным. Следует знать и хронографов и ведать, в какое время [жил] такой-то отец и когда была та или иная ересь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

ТАЙНЫ РОДОСЛОВИЯ ХРИСТОВА 07.01.2016 22:09:36 Протоиерей Олег Стеняев ТАЙНЫ РОДОСЛОВИЯ ХРИСТОВА «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова» (Мф.1:1). Такими словами начинается Родословие Христово. Это Евангелие, по преданию, писалось для христиан Палестины, и первоначально было написано на арамейском («сирийском») языке. Все евреи происходили от Авраама, посему было важно подчеркнуть, что Иисус и из Дома Давидова. Евреи не признали бы такого Мессию, Который не происходил бы от Давида и Авраама. Евреи знали и о том, что истинный Мессия (Христос) должен был родиться в том самом городе, где и родился царь Давид (Мф.2:6). «Сын» Он для них только по плотскому происхождению. Но есть и скрытый, духовный смысл в этих словах: «сын Давидов», «сын Авраамов». Действительный сын Давида Соломон построил первый в мире Храм, посвященный Богу, и Христос, в Теле Своем, создал ХРАМ Церкви Божией; действительный сын Авраама Исаак был приносим Богу в жертву, но Сам Бог остановил этот акт. А Сын Божий Иисус Христос точно был принесен в жертву и тоже именно Своим Отцом, как и сказано: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16). С другой стороны, само слово «Христос»означает, по истолкованию древних Отцов, и «царя» и «первосвященника» (архиерея) и пророка. Великим царем у иудеев был царь Давид, а великим патриархом-первосвященником Авраам. При этом и Давид и Авраам были пророками Бога. Но царское достоинство Христа выше любого человеческого (царского достоинства). Сказано: «Кто сей Царь славы? – Господь крепкий и сильный, Господь…» (Пс.23:8); и еще: «ибо Господь есть Бог великий и Царь великий над всеми богами» (Пс.94:3). Христос был и истинным пророком, и истинным первосвященником, – ибо, как Само Божественное Слово, Он возвещал будущее и вершил суд. Сказано: «А Господь – во святом храме Своем: да молчит вся земля пред лицем Его!» (Авв.2:20). В Православном догматическом богословии (Макарий), делается акцент на Царском, Первосвященническом и Пророческом служении Господа Христа Иисуса.

http://radonezh.ru/analytics/tayny-rodos...

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен: к столетию со дня его рождения и двадцатилетию со дня блаженной кончины 15 грудня 2010 р. 10:00 Актовая речь преподавателя кафедры библеистики МДА Г.Е. Колыванова, прозвучавшая на торжественном вечере в Московской духовной академии в день памяти святителя Филарета, митрополита Московского. Мероприятие было посвящено памяти Святейшего Патриарха Пимена. В настоящем 2010 году исполнилось сто лет со дня рождения и двадцать лет со дня блаженной кончины Святейшего Патриарха Пимена — четырнадцатого Патриарха Московского и всея Руси. От Господа стопы человеку исправляются (Пс. 36, 23), говорит пророк Божий царь Давид. То же мог бы о себе сказать Патриарх Пимен. В истории его необычной и многотрудной жизни виден особенный путь Божьего о нем и о Церкви нашей Промышления. Жизнь Патриарха Пимена может научить нас вере в ту великую истину христианской жизни, что Господь направляет пути человека, научить беспрекословной покорности святой Его воле во всех обстоятельствах нашей жизни. Следует сказать, что жизнь Патриарха Пимена изучена еще недостаточно. Его официальные биографии полны пробелов. Однако в настоящее время многие пробелы уже можно восполнить благодаря данным, введенным в оборот писателем Алексеем Григоренко, архимандритом Дионисием (Шишигиным), преподавателем нашей Духовной академии Дмитрием Владимировичем Сафоновым. Семья. Школьные годы Будущий Патриарх Пимен (в миру Сергей Михайлович Извеков) родился 10 (23) июля 1910 года в семье благочестивых родителей. Отец Сергея, Михаил Карпович Извеков, работал механиком на Глуховской фабрике Арсения Морозова под Богородском, Московской губернии. В Богородске и жила семья Извековых. Мать Патриарха звалась Пелагея Афанасьевна. В девичестве она носила фамилию Иванова. После рождения старшей дочери Марии все дети Извековых — Анна, Владимир, Михаил, Людмила — умирали в младенчестве. Когда родился сын Сергей, его мать Пелагея Афанасьевна дала обет посвятить дитя Богу. 28 июля ребенка крестили в Троицкой церкви села Глухова Богородского уезда. Крестной матерью стала сестра будущего Патриарха Мария Михайловна. Ко времени рождения Сергея Извекова его матери было 39 лет, а отцу 43 года.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1339332...

Arhiva Cuvântul arhimandritului Feodor (Kazanov) rostit la ipopsifierea în treapta de episcop de Pereslavl i Uglici 26 decembrie 2015 20:40 26 декабря 2015 года, по окончании всенощного бдения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве, в Тронном зале соборного храма Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Феодора (Казанова) , клирика Ярославской епархии , во епископа Переславского и Угличского. При наречении архимандрит Феодор обратился к Предстоятелю Русской Православной Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыка и отец! Всечестные архипастыри! В этот священный и великий для меня день предстою перед вами как перед лицом Божиим со страхом и трепетом. Божественное провидение избирает меня на священное служение святой Матери-Церкви в звании епископа. Страшно и ответственно служение сие. Но помня, что «от Господа стопы человеку исправляются» (Пс. 36:23), верю, что Христос Спаситель не только не даст мне креста не по силам, но и Сам поможет мне прилагать труды к трудам, быть готовым «положить душу свою за овцы» (см. Ин. 10:11). Вглядываясь в прошедшие годы жизни, с благодарностью вспоминаю обильные и богатые милости, которые на меня изливал всещедрый Господь. Хочется высказать благодарность учителям и наставникам как духовным, так и светским. Особое место в моей жизни занимает архиепископ Михей (Хархаров), от рук которого я принял монашеский постриг и благодать священства. Господь сподобил меня быть его келейником и личным секретарем в последние годы его жизни. Свои наставления владыка Михей преподавал мне и словом и делом: из его поступков я учился тому, как надо «смиряться под крепкую руку Божию»(см. 1 Пет. 5:6), как надо любить ближнего и снисходить к его немощам, как нужно трудиться и молиться. Вспоминая светлый образ своего духовного отца, могу лишь процитировать слова преподобного Макария Великого: «Я не монах, но видел монахов» (Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов).

http://patriarchia.ru/md/db/text/4306743...

Arhiva Cuvântul arhimandritului Leonid (Tolmaciov) rostit la chemarea în treapta de episcop de Urjum i Omutninsk 11 noiembrie 2014 21:00 11 ноября 2014 года в крестовом храме Владимирской иконы Божией Матери Патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Леонида (Толмачева)  во епископа Уржумского и Омутнинского. При наречении архимандрит Леонид обратился к Предстоятелю Русской Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый отец! Богомудрые архипастыри Христовой Церкви! В эти знаменательные для меня минуты обращаюсь взором на прошедшие дни своей жизни, и невольно мне приходят на мысль слова пророка Давида: «От Господа стопы человеку исправляются» (Пс. 36:23). Осмысляя прошлое, не могу не исповедовать сердцем и устами исполнения надо мною дивных судеб Божиих. Крещен я был еще во младенчестве, но воцерковление мое произошло только в годы обучения в стенах светского высшего учебного заведения. Помню отчетливо, что первые книги, прочитанные мною в это время, были книгами о монашеских обителях: Киево-Печерской лавре и Оптиной пустыни . Еще тогда моя мысль утвердилась в том, что исполнение заповедей Господних, стремление к христианскому совершенству наилучшим образом возможно реализовать в монашестве. Получив высшее светское образование, я поступил в Перервинскую духовную семинарию, где не оставлял мысли о монашеской жизни в обители. Во время обучения Господь сподобил меня глубже изучить историю Перервинского монастыря, проникнуться духом населявших его иноков. Продолжать заниматься историей этой обители благоприятствовало и мое дальнейшее обучение на заочном секторе Московской духовной академии . Мне приходилось исследовать жизненный путь иерархов, соприкасавшихся с этим древним монастырем и повлиявших на его становление. При изучении жизнеописаний, писем, дневников и воспоминаний этих архипастырей, я отчетливо видел дивное водительство Божие, которое помогало мне сообразовываться свою волю с волей Божией.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3126289...

Αρχεο Слово архимандрита Лукиана (Куценко) при наречении во епископа Благовещенского и Тындинского 7 Οκτωβρου 2011 τος 21:13 Ваше Святейшество, Святейший Владыка и всемилостивый Отец! Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, богомудрые архипастыри! Решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода Русской Православной Церкви я призываюсь к епископскому служению в дальневосточных землях нашего Отечества. Со страхом и трепетом я преклоняю свою голову пред великим Промыслом Божиим, осознавая свое недостоинство и большую ответственность предстоящего служения. С раннего детства я имел искреннее стремление стать монахом и священником. Не помню ни одного момента в своей жизни, когда бы я усомнился в выбранном мною жизненном пути. Я просто любил Бога и Церковь — это было сильным целеустремлением, которое помогло мне пережить сложные времена атеистического прошлого, когда передо мной закрывались двери учебных заведений, где учащихся и студентов принимали по комсомольским и профсоюзным характеристикам; когда отворачивались и испытывали ложный  стыд родные и друзья. С двенадцати лет меня прозвали «батюшкой», им я остался до настоящего времени. Я безгранично благодарен Богу за то, что родился и вырос на Одесщине, в солнечном крае, земле, омытой потом и кровью знаменитых и святых людей Церкви и Отечества. Несмотря на трудные годы советского безбожного времени, юность и молодость моя прошли у священных гробниц великих праведников нашей Церкви — святителя Иннокентия (Борисова), архиепископа Херсонского, святого праведного Ионы Атаманского, священномученика Павла Гайдая, жизнь и труды которых воодушевляют меня до настоящего времени. Имея искреннее желание служить Богу, я никогда не думал быть епископом и не стремился к достижению церковной власти и особых положений, имел и имею единственное желание: как можно больше сделать добрых дел для Церкви и людей, видя как быстро проходит наша земная человеческая жизнь. Веруя, что благодать Всесвятого Духа есть немощная врачующая и оскудевающая восполняющая и «что от Господа стопы человеку исправляются» (Пс. 36:23), я послушно принимаю свой жизненный жребий в надежде на милость Божию, помощь и заступничество Божией Матери, Царицы Небесной.

http://patriarchia.ru/gr/db/text/4524757...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010