Согласно печатным изданиям литургических книг, амвросианский оффиций состоял из следующих служб: matutinae (букв.- утреня, служба соответствует той части визант. утрени , к-рая включает шестопсалмие и кафизмы), Laudes (букв.- Хвалы, служба соответствует заключительной части визант. утрени), 1, 3, 6 и 9-го часов (лат. horae minores - малые часы), вечерни (vesperae) и повечерия (completorium). Основой служб были псалмы и библейские песни (cantica), помимо этого службы включали в себя молитвы, чтения Свящ. Писания и житий святых, песнопения. Основные певч. жанры служб оффиция А. о.- гимн, антифон и респонсорий (см. Амвросианское пение ). Среди гимнов есть творения, написанные или приписываемые свт. Амвросию, Пруденцию , еп. Венанцию Фортунату , св. папе Григорию I Великому , и множество анонимных. На matutinae пели песнь вавилонских отроков (Дан 3). Каждым будним днем двухнедельного цикла читали одну из 10 декурий (decuria), на к-рые делились Пс 1-108, каждая декурия в свою очередь состояла из 3 ноктурн (ср. Кафизма ). По воскресеньям, Господским праздникам и в пасхальный период эти псалмы заменялись песнями пророков Исаии , Анны , Ионы , в зимнее время - Аввакума (Ис 26, 1 Цар 2, Иона 2, Авв 3). На Laudes пели песнь Захарии (Лк 14; см. Benedictus ) или прор. Моисея (Втор 32), песнь Исхода (Исх 15), Пс 148-150 ( Хвалитные псалмы , лат. Laudes - отсюда название службы). Кроме того, ежедневно читался Пс 50 (по воскресеньям - 2-я часть песни вавилонских отроков из Дан 3, по субботам - Пс 117) и в зависимости от дня недели - дневной псалом (psalmus directus: Пс 112, 53, 66, 69, 113, 142, 89). На этой службе также читались «4 стиха псалма» (psalmi quattuor versus): в обычное время года их брали из Пс 5, 62, 66, 83, 87, 88, 107, в Великий пост - из Пс 98 (по субботам), из Пс 58, 62, 69 и 101 (по воскресеньям). Псалмы 50 и 148-150 являются неотъемлемой частью утрени в большинстве как вост., так и зап. литургических традиций (R. Taft). На малых часах читали разделенный на строфы Пс 118. Кроме того, в состав 1-го и 3-го часов входили Пс 50, 6-го - Пс 53, 9-го - Пс 85 (кроме Великого поста, когда использовался Пс 50).

http://pravenc.ru/text/114338.html

Видел ли кто-нибудь из вас ребенка в тревоге или беспокойстве? Если даже такие дети и попадаются, то, глядя на них, думаешь: «С этим ребенком что-то не то!» Разве можно представить себе обычного ребенка, который просыпается утром и говорит: «Что будет со мной сегодня? Что я сегодня буду есть? Мне так тяжело! Мне страшно, я боюсь завтрашнего дня. Если я испачкаюсь, кто меня переоденет? А если проголодаюсь, кто меня накормит?» Дети полностью доверяют своим родителям и целиком полагаются на них.  И Господь, и Церковь призывают нас захотеть поступать так же – сознательно, добровольно и обдуманно. Чтобы, приняв такое решение, мы поверили и сделали это. Предаться в руки Божии, доверить Ему всю свою жизнь, все свои проблемы – доверить все. И не кому-то, а Богочеловеку, Христу, Который может позаботиться (и заботится) обо всем на свете. Господи, Ты дал нам все и все сделал для нас, как говорится в литургии святителя Василия Великого. И Ты никогда не оставишь нас без Своей помощи. В последний момент, когда ситуация кажется безвыходной, Ты сделаешь за нас все. «Вспоминал я дни древние, поучался деяниями Твоими», – говорит Псалтирь (Пс. 142:5). «Скорее услышь меня, Господи!» (Пс. 142:7). Вспомни, сколько раз Господь спасал тебя, сколько раз защищал и предлагал тебе наилучшее решение проблемы! И вспомнив об этом, можешь ты, наконец, успокоиться и сказать: «Я дитя Божие. Я чувствую Божию любовь. Успокоюсь! Бог показал мне, что Он любит и защищает меня. Пусть исчезнут все мои страхи, моя неуверенность и душевная тревога, которые преследуют меня!» Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно 168 680 Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 29 июня, 2019 1 июня, 2019 4 апреля, 2014 10 апреля, 2014

http://pravmir.ru/zhizn-bez-straha/

В 1858–1859 гг. отец Леонид трудился в Русской духовной миссии в Иерусалиме , а с конца 1859 по 1863 г. подвизался в столь любимой им Оптиной пустыни. В 1863–1865 гг. нес послушание начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме, в 1865–1869 гг. — исполняющего обязанности настоятеля церкви при Российском посольстве в Константинополе, в 1869–1877 гг. — настоятеля Новоиерусалимского Воскресенского монастыря. С 1877 г. и до конца жизни — наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры. ИЕРОМОНАХ ПАФНУТИЙ (Дмитрий Алексеевич Фокин) родился 5 апреля 1976 г. в Уфе. В 2000 г. окончил Московскую духовную семинарию, а в 2004 г. — Московскую духовную академию . Защитил кандидатскую диссертацию на тему «Святоотеческое учение о терпении (по “Добротолюбию”)». Монашеский постриг принял в 2007 г. В 2018 г. рукоположен в сан иеромонаха. Исполняющий обязанности настоятеля храма Преображения Господня — Патриаршего подворья в Звездном городке, заместитель заведующего библиотекой Лавры. ПРИМЕЧАНИЯ 1 Цит. по: Макарий (Веретенников), архим. Во главе Троице-Сергиевой лавры. Доклад на Национальной научной конференции «200-летие со дня рождения архимандрита Леонида (Кавелина)» 3 марта 2022 г. 2 Никольский А. Леонид (Кавелин)//Русский биографический словарь. Т. 10. СПб.: Имп. Рус. ист. о-во, 1914. С. 203. 3 Савва (Тихомиров), архиеп. Хроника моей жизни: Автобиографические записки высокопреосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского: [в 9 т.]. Т. 6. Сергиев Посад: 2-я тип. А. И. Снегиревой, 1906. С. 715. 4 Впоследствии архиепископ Вологодский и Тотемский Никон. 5 РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ч. 15. Ед. хр. 24761. Л. 1 об. 6 Шереметев С. Д. Архимандрит Леонид (Кавелин). М.: Типо-лит. А. В. Васильева и К°, 1901. С. 4–5. 7 «Вспомнил я дни древние, размыслил о всех делах Твоих, о творениях рук Твоих размышлял» (Пс. 142, 5). По словам святителя Иоанна Златоуста, псалмопевец Давид черпал утешение от размышления о древних событиях, от воспоминания о различных действиях промышления Божия. Поступая таким образом, он получал великое утешение и становился ближе к Богу ( Иоанн Златоуст, свт. Беседы на псалмы. На псалом 142).

http://e-vestnik.ru/analytics/arhimandri...

Давид, автор многочисленных псалмов, хотя и употреблял эти жесткие выражения, однако сам показывал много раз великодушие и любовь к своим врагам. Хотя в его жизни были и жестокие моменты, за что Господь прямо сказал, что он хотя и велик перед Богом, но слишком много на нем невинно пролитой крови и он не построит Ему Храм. Было много случаев, когда он мог не проливать эту кровь. Не надо забывать, что это жестокий мир Ветхого Завета. Все люди, которые писали псалмы, безусловно принадлежат к миру ветхозаветного человечества. Поэтому все, что присуще человеку ветхому, к нам не имеет отношения. В Евангелии от Матфея Господь сказал: «Не знаете, какого вы духа», когда ученики просили извести огонь, как извел его Илия. Особый признак — это восхваление блаженства в Псалтири; они в изобилии присутствуют в этой книге. Действительно, один из самых прекрасных псалмов, которые все любят: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых» (Пс.1, 1). Псалмы можно сгруппировать по разной тематике. Мессианские псалмы — 15,21,23,39,67, 68,117. Покаянные псалмы — 6,31,50,101,142 и ряд других. Псалмы хвалебные, или псалмы Аллилуйя — 105,110,111,112,116 и много других. Учительные псалмы — 1,5,7,14, 49, 93,100. Псалмы странствия, или восхождения — 119, 133. Они так называются, т.к. эти псалмы читали священники, входя в Иерусалимский храм, поднимаясь со ступени на ступень. Ступени были очень и очень значительными, большими и их было не просто перешагнуть. При вхождении во храм Божией Матери не случайно упоминается, как трехлетняя девочка сама вошла в храм — это было чудом. Ребенок без посторонней помощи войти туда не мог. Есть еще псалмы, так называемые псалмы чистой молитвы. Их и можно читать, как молитву. Это 16, 85,89,101,141 псалмы. Царские псалмы — с 91 по 99 псалом. Есть псалмы общей молитвы, в которых написано молиться вместе, сообща, всем собранием — это 3,15,40,53,55,60 и ряд других. Есть особые псалмы, которые читались при восходе солнца — утренние псалмы — 3,15,56, 62, и после заката — вечерние — 4,8,142. Есть псалмы «негодующие», где выражены ропот, негодование и другие подобные чувства — это псалмы 2,15,39,96,109 и др. И псалмы исторические, которые повествуют об истории израильского народа, тех или иных событиях — это псалмы 77,104,105.

http://sedmitza.ru/lib/text/432150/

125 Ср.: Препп. Варсонуфий Великий и Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни. Вопросоответ 532. 126 Ср.: Преп. Иоанн Лествичник . Райская лествица. 4, 6. 127 Ср.: Препп. Варсонуфий Великий и Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни. Вопросоответ 59. 128 Молитва 2-я святого Антиоха ко Господу нашему Иисусу Христу (из вечернего правила). 129 То есть сбывавшиеся в действительности. Об этом см.: Свт. Афанасий Великий. Житие преп. Антония. 32. 130 Ныне Телль-Рама на территории Иордании. «Город Ливиада, по ту сторону Иордана, отстоит от Иерихона на двенадцать миль; в этой Ливиаде Моисей поразил жезлом камень, и истекли воды; оттуда вытекает большой поток, орошающий всю Ливиаду; там растет большая финиковая пальма Николая, там и Моисей вышел от века сего» ( Архидиакон Феодосий . Топография Святой Земли). 131 То есть недвоедушные, чьи желания и мысли не двоятся. 132 «Пастырь Ерма». Заповеди. 9. 133 Сщмч. Игнатий Богоносец. Послание к Поликарпу. 3. 134 Пс-Климент Римский. Письма к девственницам. I, 10, 5—11, 6. 135 В тексте 70-ти, церковнославянском и синодальном переводах: Он укрепит . 136 Речь идет о работе ювелира. 137 То есть, раскаляясь на огне, начинает жечь и сиять как огонь. 138 Преп. Нил Анкирский. О восьми лукавых духах. 7//PG. T. 79. Col. 1153. 139 Чтобы противнику было трудно ухватиться за волосы. 140 Пс-Климент Римский. Письма к девственницам. I, 11, 5. 141 То есть через возбуждение тщеславия возбуждают прочие страсти и способствуют их порочности, вместо того чтобы обличать их недостатки. 142 Сщмч. Игнатий Богоносец. Послание к магнезийцам. 6. 143 «Пастырь Ерма». Подобия. IX, 32. 144 Не святой апостол Петр, а святой апостол Иуда. 145 «Пастырь Ерма». Заповеди. 2. 146 Преп. Иоанн Лествичник . Райская лествица. 26. 53. 147 Возможно и разночтение: «Утверждающего плоть мышцы Своей». 148 В Синодальном тексте: дикие ослы (Пс. 103:11). 149 Букв.: изменяется. 150 Очевидно, речь идет о приглашении монахов в гости к мирянам и совместном времяпрепровождении — совместной трапезе, беседах и т. п., что хотя и исполняет заповедь о любви к ближним и общительности, однако по сути есть снисхождение монаха к мирянам и может вредить самому монаху по причинам, указанным автором.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

АЛЧУЩИЕ И ЖАЖДУЩИЕ см. также ЖИВАЯ ВОДА ; МАННА НЕБЕСНАЯ Говорится о тех, кто настойчиво устремляется к духовным ценностям в надежде обрести в них смысл существования, ищет нравственные ориентиры, истину; в шутливом контексте речь идет о людях, в прямом смысле проголодавшихся, испытывающих жажду. В «заповедях блаженства», которыми Христос начинает Нагорную Проповедь, сказано: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» ( Мф.5:6 , ср. Лк.6:21 ). В тексте Б. материальные хлеб и вода, в силу своей первостепенной важности в жизни человека, изначально становятся знаками: образным воплощением благодати Божией. Хлеб (манна) и вода, посланные Господом израильскому народу во времена его исхода из Египта в Землю Обетованную, поддерживают физическое существование людей и одновременно имеют сокровенный смысл. Апостол Павел пишет: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши… все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» ( 1Кор. 10:1-4 ). Двойственное значение хлеба и воды и, соответственно, голода и жажды раскрывается на протяжении всего библейского текста. «Они блуждали в пустыне по безлюдному пути… терпели голод и жажду, душа их истаевала в них. Да славят Господа… Он насытил душу жаждущую и душу алчущую исполнил благами» ( Пс.106:4–5, 8 , см. также Исх.16:4, 13, 17:6 ; Чис.20:10 ; Неем.9:15 ; Пс.77:23–25, 145:7 ; Ис.48:21 ). Неверующему, ропщущему и требующему знамений народу Христос говорит: «…не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру. …Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» ( Ин. 6:32–33, 35 , см. также ст. 47–51). «…Кто жаждет, иди ко Мне и пей» — говорит Господь, ибо «кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» ( Ин.7:37, 4:14 ). Сравни: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому…»; «Простираю к Тебе руки мои; душа моя — к Тебе, как жаждущая земля» ( Пс.41:2–3,142:6 , ср. Ис.44:3,55:1–3 ). На этой же образной системе построено пророчество Иоанна Богослова об исполнении обетований Господних: «Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их» ( Откр.7:16–17 , см. также 21:6, 22:17). Альфа и омега

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

А чтоб кому посидеть при ногу Иисусову, и послушать слово Его, то или одна Мария, или мало с нею кто другой. Теперь, говорю, на месте сем в сем училище меньше для слушания Катехизиса Христианского собралось народа, нежели сколько теперь есть на торжище. В сладость бы я тех спросил, почто бы они лучше хотели миру служить, нежели Богу? Телу, а не душе? Или скажут, что в мире все легче достается? Люди мои, обманываетесь, «весь мир во зле лежит» ( 1Ин.5:19 ), " люди мои, увещевает вас святой Исаия Пророк, хвалящие вас, льстят вы, и стезу ног ваших возмущают» ( Ис.3:12 ). Все такие люди ходят на самых крутых морских берегах, с которых весьма удобно могут упасть в морскую вод бездну. Все такие люди ступают по зубцам стен городских, с которых мало покривясь, должно в прах расшибиться, Ты благодатью Божией Христианин! а никакого о Христианстве не имеешь понятия. Ты от сего времени все силы употреби, чтоб не только называться, но и быть Христианином. Ты не преставай Бога молить, чтобы тебе открыл хотя мало понять Христианское учение, денно и нощно говоря: «Господи! скажи ми путь, в он же пойду» ( Пс.142:8 ). Владыко! дух Твой истинный да наставит мя на всяку истину. Боже! «ущедри ны и благослови ны, просвети лице твое на ны и помилуй ны! познати на земли путь во всех языцах спасение твое» ( Пс.66:2–3 ). Такая молитва поведет тебя в дом премудрых; такое прошение прикажет тебе тереть пороги разумных; такая просьба к Богу посланная заведет тебя и в сие училища, которые, ежели кто назовет училищем благочестия, не погрешит. А ежели ты в сем будешь противошествовать, то время тебе и Христианского имени отказаться. Когда ты Христианин, то ни на что тебе спешить не надобно, как на Христианское учение: а когда отвращаешься, то не называйся Христианин, но Язычник, но Мытарь. Что сие за чудовище! и быть Христианином, и Христианского учения или совсем не слушать, или неохотно слушать. Будь или горяч, или студен; а когда «ни горяч, ни студен, то изблевати тя... имам», глаголет Господь Вседержитель ( Откр.3:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Далее он много рассуждает об оставлении своих хотений и разумений, и даже показывает признак, в каком случае мы должны оставлять их, и как познавать сие. И св. Симеон Новый Богослов (в книге 12 слов) в 6-м слове пишет на 116 странице: «от произволения кийждо, или умилителен и смирен, или жестокосерд и горд бывает» – и приводит в пример двух братий, одного исправившегося, а другого еще более расстроившегося. Посему какой бы мы ни проходили образ жизни, везде предлежит нам брань духовная от духов злобы, возмущающих наши страсти и понуждающих нас к действию греховному, чем и испытуется наше произволение и любовь к Богу – в борении нашем. И если мы не имеем сей борьбы, то не научимся искусству, и не познаем своей немощи, и не стяжем смирения; а оно так велико, что и кроме дел может нас спасти, как пишет св. Исаак в 46-м слове. Как же мы должны бороться со страстями, и против какой именно, очень просто и ясно пишет преподобный Нил Сорский , беседуя в малой своей книжице о восьми страстных помыслах; также и преподобный Кассиан (в 4 глав. Добротолюбия ) изъясняет действие этих помыслов и борьбу против их. И как в сообществе с людьми, так и уединенно живущим непременно должно бороться со страстями: но уединенная жизнь не всякому полезна, особенно же не победившему страстей: высокоумия, гнева, лукавства и подобных. Св. Иоанн Лествичник советует таковым: «ниже след безмолвия видети»; ибо им должно прежде в сообращении с людьми стараться побеждать эти страсти. И многие отцы согласуются с этим учением. Борющихся же с телесными страстями допускает (св. Иоанн) и уединенную жизнь проходить; а и теми и другими страстьми недугующим советует попеременно проходить оба пути жизни, по усмотрению настоятеля. Вы теперь, находясь на поприще служения по ученой части, и сами желаете продолжать оное для пользы других, а преподавая другим полезные наставления в христианской нравственности, кольми паче печетесь и о себе и о своем спасении; ибо в письме Вашем ясно выражается желание сего; а польза доставленная нами другим, есть собственная наша; только да будет все сие проникнуто смиренномудрием, и Бог , взирающий на намерения наши, приведет Вас к благой цели и устроит спасение Ваше, как Ему угодно, в ученом ли звании, или в уединенной келлии инока. Предоставьте Его святой воле, моля Его о сем: скажи мне Господи путь Твой, в оньже пойду ( Пс.142:8 ), и: настави мя, Господи, на истину Твою ( Пс.24:5 ). И тогда, если воля Божия будет на то, чтобы Вам сойти с ученого поприща, то Он покажет Вам и место, для прохождения другого рода жизни, уединенной или общежительной в каком-либо монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Однако далеко не остались теми же Его последователи и Его враги 4 . Времена изменчивы! Сравнивая первые века хр. Церкви с последующими, даже самый холодный темперамент невольно предается какому-то тайному обаянию этой золотой поры христианства, пред которою так бледнеет современное его положение. У множества же уверовавших, – читаем в книге Ап. Деяний, – тогда было одно сердце и одна душа ( Деян.4:32 ). Эти слова дают и краткую и сильную характеристику первенствующей Церкви, переживающей, как видно, подобно человеку различные периоды в своем историческом существовании. То была весна, или, как говорят, заря христианства; весною же и свежее и привлекательнее природа, равно как и в утренние часы, и мы сами чувствуем себя и более сильными и более бодрыми, нежели по окончании дневных трудов. Неудивительно, поэтому, если и православные и инославные так часто обращаются к дням древним и поучаются ( Пс.142:5 ) в них многому, чего пока еще не достает нашему времени, и, наоборот, в рассуждении последнего предаются горьким сетованиям. «Ныне совсем не то, – восклицает св. I. Златоуст. – Уже не три дня прошло и не погибель Ниневии угрожает нам, а много дней протекло с того времени, как на земле Церковь превращена и повержена долу, как все одинаково рабствуют греху, а особенно те, на которых лежит ответственность управления» 5 . И действительно, в особенности теперь, очень многими овладело стремление к достижению материальных целей, за которыми часто забываются высшие духовные интересы. Вследствие этого и умственная энергия человека направилась преимущественно на такие предметы знания, от которых непосредственно зависит материальное благополучие и которые сами поэтому имеют земную и материальную природу. Это одностороннее и потому превратное направление духа времени поддерживается такого же рода и научными трудами. На самом деле, не многие ли науки носят чисто материалистический характер? Даже наиболее отвлеченные, каковы, наприм., философские науки, разве не находятся еще доселе под неотразимым влиянием пантеизма? Так называемые изящные науки не определяют ли своих идеалов по преимуществу с чувственно-языческой точки зрения на красоту, не придавая при этом никакого особенного значения нравственно-христианскому чувству?..

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

134. Серафим (Роуз) , иером. Православное понимание книги Бытия. М., 1998. 135. Серафим (Роуз) , иером. Православный взгляд на эволюцию//Приношение православного американца. М., 1998. 136. Серафим (Роуз) , иером. Приношение православного американца. Изд. 3-е. Платина, Калифорния – Москва: Братство прп. Германа Аляскинского – Российское отделение Валаамского общества Америки, 2001. 137. Серафим Саровский , преп. Поучения. М., 1997. 138. Серафим (Чичагов) , митр. сщмч. Да будет воля Твоя. Ч. 1. Ищите царствия Божия. М.-СПб.: Паломник – Нева-Ладога-Онега, Рюрик, 1993. 139. Симеон Новый Богослов , прп. Творения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. 140. Служба священномученику Илариону, архиепископу Верейскому. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2001. 141. Служебник. Москва: Международный издательский центр православной литературы, 1997. 142. Соколов Николай, прот. Ветхий Завет : курс лекций. – М.: Изд-во ПС-ТБИ, 1998. – Часть 1. – 100 с. – http://pstbi.pagez.ru/chapter.php?id=10 [электронный ресурс]. 143. Сотворение. Альманах. Вып. 1. М.: Паломник, 2002. 144. Сотворение мира. Сб. 1-й. Новозыбков, 2001. 145. Софроний (Сахаров) , архим. Видеть Бога как Он есть. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006. 146. Старец Силуан Афонский . М.: Подворье русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, 1996. 147. Страшный Суд. Путеводитель по иконе. Москва: Фонд ап. Андрея Первозванного, 2013. 148. Стробел Ли. «Создатель под следствием». Симферополь: Христианский научно-апологетический Центр, 2006. 149. Струговщиков Евгений, свящ. Тейяр де Шарден и православное богословие. М.: «Дом Надежды», 2004. 150. Сысоев Даниил , свящ. Кто как Бог ? М.: Благотворительный фонд «Миссионерский Центр имени иерея Даниила Сысоева », 2011. 151. Тальберг Н. История христианской Церкви, М.: Интербук, 1991. 152. Тимофей, свящ. Православное мировоззрение и современное естествознание. М.: Паломник, 1998. 153. Тихомиров Л.А. Религиозно-философские основы истории. М., 1997. 154. Тихон Задонский , свт. Творения. Т. 1–5, М.: Синодальная типография, 1889.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010