Разделы портала «Азбука веры» ( 4  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 15. Плач Пресвятой Богородицы Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Напоминаю, что мы обсуждаем возможность и способы самостоятельного совершения богослужебных последований. Сегодня мы продолжим разговор о том, что в плане богослужения можно сделать дома в Вел. Пятницу. Вчера мы обсудили варианты совершения «Последования Страстей Христовых», которое необходимо осуществить в течение дня до 17:00. После этого (до ужина) можно прочитать 1 часть вечерних молитв (ибо совершать Вечерню мы еще не научились). А после ужина-вечери (в период с 20:00 до 22:00) рекомендую вам вместо 2ой части вечерних молитв совершить сегодня малое Повечерие с каноном, именуемым «плачевной песнью» Богородицы. Судя по названию, кроме малого есть еще великое Повечерие, совершаемое по большим праздникам. Малое повечерие представляет собой значительно сокращенный вариант великого и включает в себя обычное начало, 3 псалма (50, 69 и 142), и славословие, после которого, читается особый для каждого дня КАНОН. Помните, что каждый день седмицы посвящен кому-то: понедельник – ангелам, вторник, Иоанну Предтечи и т.д. (кстати говоря, в занятии «О седмичной круге богослужения» я оговорился, сказав, что для Иванов особым днем в богослужебном отношении должен стать понедельник. Конечно же не понедельник, а вторник, который посвящен св. Иоанну Крестителю)… В канонике каноны на каждый день изложены сразу же после последования малого повечерия… Отсюда берет начало обычай читать перед Причащением 3 канона: … Впрочем, об этом мы поговорим подробней в другой раз. А сейчас скажем, что окончание Малого повечерия похоже на окончания службы «Часа», к которому добавляются еще 2 молитвы, такие же, какими завершается и великое повечерие. В Великую Пятницу совершается еще более сокращенное повечерие, т.е. после обычного начала и 50 пс. поется тропарь Великой субботы («Благообразный Иосиф»), после которого исполняется упомянутый нами плачевный канон Богородицы. В храмах этот канон часто читается вообще без малого повечерия, сразу по окончания вечерни у Плащаницы.

http://azbyka.ru/video/15-plach-presvjat...

17 декабря — память святой великомученицы Варвары 16 декабря 2008 г. 20:00 Святая великомученица Варвара родилась в г. Илиополе (нынешней Сирии) при императоре Максимине (305-311 гг.) в знатной языческой семье. Варвара — имя древнегреческого происхождения от βαρβαρος, «негреческий, иноземный». Отец Варвары Диоскор, рано лишившись своей супруги, был страстно привязан к своей единственной дочери. Чтобы уберечь красивую девушку от посторонних взоров и вместе с тем лишить ее общения с христианами, он построил для дочери специальный замок, откуда она выходила только с разрешения отца. Созерцая с высоты башни красоту Божиего мира, Варвара часто испытывала желание узнать его истинного Творца. Когда приставленные к ней воспитательницы говорили, что мир создан богами, которых почитает ее отец, то она мысленно говорила: «Боги, которых почитает мой отец, сделаны руками человеческими. Как эти боги могли создать такое пресветлое небо и такую красоту земную? Един должен быть такой Бог, Которого создала не рука человеческая, но Сам Он, имеющий собственное бытие». Так святая Варвара училась от творений видимого мира познавать Творца, и на ней сбывались слова пророка «Поучихся во всех делех твоих, в творении руку твоею поучахся» (Пс 142. 5). Со временем к Диоскору все чаще стали приходить богатые и знатные женихи, прося руки его дочери. Отец, давно мечтавший о замужестве Варвары, решил завести с ней разговор о браке, но, к своему огорчению, услышал от нее решительный отказ исполнить его волю. Диоскор решил, что со временем настроение дочери изменится и у нее появится склонность к замужеству. Для этого он разрешил ей выходить из башни, надеясь, что в общении с подругами она увидит другое отношение к замужеству. Однажды, когда Диоскор находился в длительном путешествии, Варвара познакомилась с местными христианками, которые рассказали ей о Триедином Боге, о неизреченном Божестве Иисуса Христа, о Его воплощении от Пречистой Девы и о Его вольном страдании и Воскресении. Случилось так, что в то время в Илиополе проездом из Александрии находился священник, принявший вид купца. Узнав о нем, Варвара пригласила пресвитера к себе и просила совершить над ней Таинство Крещения. Священник изложил ей основы святой веры и затем крестил во имя Отца и Сына и Святого Духа. Просвещенная благодатью Крещения, Варвара еще с большей любовью обратилась к Богу. Она обещала посвятить Ему всю свою жизнь.

http://patriarchia.ru/db/text/69747.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Память русской души 18.02.2011 1789 Время на чтение 45 минут Татьяна Васильевна Грачёва - политолог, кандидат педагогических наук, доцент. В течение ряда лет была ведущим научным сотрудником Центра военно-стратегических исследований Генштаба ВС РФ. Окончила высшие курсы Военной Академии Генштаба по специальности «Национальная безопасность». Автор многочисленных статей по национальной безопасности России, книг «Мифы патриотов», «Невидимая Хазария», «Святая Русь против Хазарии», «Когда власть не от Бога». По благословению архиепископа Владивостокского и Приморского Вениамина «Русский Вестник» начинает публикацию газетного варианта новой книги Татьяны Грачевой «Память русской души». Часть 1 Память русской души: этот дух Победы Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениях руку Твоею поучахся. (Пс. 142, 5) Память русской души позовёт нас в дорогу, И дожди перемен смоют чёрную пыль. Мы последний приказ получили от Бога, Чтобы сны воплотить в долгожданную быль. Мы вошли в полосу временного закона, И теперь мы свою отвоюем страну. Разбудите скорей нас, любимые жены! Мы вернулись с войны, чтоб уйти на войну. Дмитрий Полторацкий Что такое память души? Какое это непривычное для современного человека сочетание. Обычно мы понимаем память человека как продукт его сознания, вид умственной деятельности, мыслительный процесс, связанный с его способностью к запоминанию и воспроизведению смысловой информации. Для большинства это звучит абсолютно привычно. Широко известно такое сочетание, как «генетическая память». Она хранится в генотипе, который является совокупностью всех генов организма, носителем наследственной информации, передающейся из поколения в поколение. «Генетическая память» является видом биологической деятельности, связанной со способностью к запоминанию и воспроизведению наследственной информации. И для многих этот научный термин - «генетическая память» - тоже стал привычным. Так почему же, как правило, вызывает удивление и звучит непривычно такое понятие, как «память души»? Может, потому что ее не существует - ответят некоторые. Но человек имеет три составляющих - физическую, соотносимую с плотью, ментальную, соотносимую с сознанием и духовную, соотносимую с душой. И, если есть память на самом нижнем физическом уровне и на более высоком ментальном уровне, то ее не может не быть на самом высоком духовном уровне.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Святейший Патриарх Алексий направил приветствие церковно-научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения А.А.Дмитриевского 24 марта 2006 г. 11:15 23 марта в Москве открылась церковно-научная конференция «Историк Православного Востока и Русской Палестины», посвященная 150-летию со дня рождения Секретаря Императорского Православного Палестинского Общества А.А.Дмитриевского. Организаторами конференции выступили Отдел внешних церковных связей и Паломнический центр Московского Патриархата, Императорское Православное Палестинское Общество, Научный совет Российской академии наук «Роль религии в истории». В конференции принимают участие ученые Российской академии наук, богословы, преподаватели церковных и светских вузов, архивисты и другие представители научной общественности. Предстоятель Русской Православной Церкви направил участникам конференции приветственное послание, текст которого приводится ниже: Участникам церковно-научной конференции «Историк Православного Востока и Русской Палестины (к 150-летию со дня рождения Секретаря Императорского Православного Палестинского Общества А. А.Дмитриевского)». Сердечно приветствую участников конференции, посвященной 150-летию со дня рождения Алексея Афанасьевича Дмитриевского (1856-1929) — великого церковного историка-византиниста, основателя школы русской исторической литургики, выдающегося деятеля Императорского Православного Палестинского Общества, исследователя христианского Востока и русско-палестинских духовных связей. «Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих», — сказано Псалмопевцем (Пс.142. 5). Это полностью применимо к научному служению Дмитриевского — профессора Киевской Духовной Академии, члена-корреспондента Академии наук, смиренного труженика Церкви, — духовное наследие которого имеет мировое значение. Одним из первых обратившийся к изучению памятников православного богослужения, которые годами разыскивал в монастырских книгохранилищах и ризницах Афона, Патмоса, Иерусалима и Синая, ученый сумел создать фундаментальное «Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока» и множество других работ в области византинистики.

http://patriarchia.ru/db/text/99593.html

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после молебна в крестовом храме в Патриаршей резиденции, освященного в честь Всех святых, в земле Российской просиявших 26 августа 2016 г. 22:40 26 августа 2016 года в Патриаршей и Синодальной резиденции Данилова ставропигиального монастыря в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Блаженнейшим Митрополитом Чешских земель и Словакии Ростиславом, посещающим Русскую Православную Церковь с официальным визитом. Перед началом переговоров Предстоятели Русской Православной Церкви и Православной Церкви Чешских земель и Словакии прошли в крестовый храм в честь Всех святых, в земле Русской просиявших. В храме был совершен молебен, по завершении которого Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к присутствующим с приветственным словом. Ваше Блаженство, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, досточтимые отцы и братья! Искренне рад сегодня приветствовать в Москве возлюбленного Собрата, Блаженнейшего Митрополита Чешских земель и Словакии Ростислава, прибывшего с официальным мирным визитом в Русскую Православную Церковь. Ваше Блаженство! Вы не первый раз в этих стенах. Три года назад Вам довелось участвовать в торжествах по случаю 1025-летия Крещения Руси во главе делегации Православной Церкви Чешских земель и Словакии. Мне памятны встреча с Вами и совместная молитва у великих святынь в крупнейших исторических центрах Святой Руси: в Москве, Киеве и Минске. На сей раз Вы уже прибыли к нам в новом качестве Предстоятеля Православной Церкви Чешских земель и Словакии, и мы рады видеть в Вас преемника служения и продолжателя трудов череды Ваших предшественников на Митрополичьем Престоле Блаженнейших Митрополитов Елевферия, Иоанна, Дорофея, Николая и Христофора, которые не раз посещали Русскую Православную Церковь и всегда были для нас дорогими и желанными гостями. Духовные связи народов, окормляемых нашими Церквами, уходят корнями во дни древние (Пс. 142:5), и черпают истоки в миссии святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, ученики которых принесли святую православную веру на Русь. Святой равноапостольный князь Владимир, совершая подвиг просвещения своего народа, брал пример со своего равноапостольного предшественника, святого Моравского князя Ростислава.

http://patriarchia.ru/db/text/4599713.ht...

Фото: Пелагия Замятина, " Вечерняя Москва "      Вопрос бессмертия будоражил умы людей на протяжении всей истории человечества. Современный атеист рассуждает прагматично: «Даже если поверю в Бога, не стану бессмертным. Я все равно умру, и никакая вера в «Высшее Существо» не избавит меня от страха смерти». Однако любой человек бессмертен по своей природе, независимо от того, верит он в это или нет. Так не бывает, что после земной кончины христианин обретает нетленное бытие, а атеист подвергается полному уничтожению. Все люди неизбежно перейдут в вечность, но для одних это окажется сюрпризом, а другие верят в это и даже подобно апостолу ожидают, как приобретение (см. Фил. 1, 21). Каждый год в первые дни Великого поста, вчитываясь в строки Великого покаянного канона, мы размышляем над судьбами людей, о которых упоминает его автор — преподобный Андрей Критский. Вспоминая, как они шли к спасению, падали и снова вставали или же окончательно погибали, мы можем точнее уяснить свой собственный духовный путь. Пусть мало кому приходится буквально оказаться в тех же обстоятельствах, что и, например, царь Давид. Но каждый, чувствующий угрызения совести, может научиться у него покаянию. В одном из псалмов он обращался к Господу: «Помянух дни древние, поучихся о всех делех Твоих» (Пс. 142, 5). Вспоминая древние для него события, царь Давид сам поучался в деяниях Божиих и убеждался, что Господь всех людей ведет к спасению. Но одни отзываются на Его призыв, а другие на свою погибель остаются глухими к словам Божиим. С первых строк канона мы вместе со святым Андреем задумываемся о грядущей смерти: «Приближается душе конец, приближается. И не радиши, не готовишься». Верующие сожалеют о своей неготовности к переходу в вечность, а кому-то может показаться излишним всю жизнь готовиться к такому печальному событию, как смерть. «Не лучше ли наслаждаться каждым днем, — думает такой человек, — дышать полной грудью, радоваться, трудиться для себя, для людей, а не мучиться вопросом о том, что там со мной будет после смерти?»

http://pravoslavie.ru/119853.html

Трудные места богослужения: Не мог любви своей представить словом Царь Давид находится в пустыне Иудейской, земле пустой и безводной, вдали от святилища скинии Божией с ковчегом Завета, оттого его душа томится желанием созерцать силу и славу Божию, как он прежде созерцал ее во святилище. Он выражает пламенную любовь к Богу и радостную уверенность, что десница Божия поддерживает и защищает его от врагов, ищущих его погибели. 16 августа, 2013 Царь Давид находится в пустыне Иудейской, земле пустой и безводной, вдали от святилища скинии Божией с ковчегом Завета, оттого его душа томится желанием созерцать силу и славу Божию, как он прежде созерцал ее во святилище. Он выражает пламенную любовь к Богу и радостную уверенность, что десница Божия поддерживает и защищает его от врагов, ищущих его погибели. Мы продолжаем разбирать  трудные места богослужения . Сегодня речь пойдет о 62 псалме, входящем в состав шестопсалмия. Как мы видим, все псалмы шестопсалмия изображают преследование праведника, царя Давида, врагами и его твердую надежду на Бога, лишь растущую (ср. пс. 3, ст. 8; пс. 62, ст. 6) от увеличения преследований (ср. пс. 3, ст. 2, 3; пс. 37, ст. 7, 8 и др.; пс. 87, ст. 4, 5) и в конце достигающую ликующего успокоения в Боге (пс. 102). Они были воспеты им во время преследования со стороны Саула (так, возможно, и в пс. 62; по крайней мере, так считали св. Афанасий Александрийский, блаж. Феодорит и некоторые др. Отцы Церкви) или Авессалома (пс. 3; 142), отображая духовный рост героя в этих бедствиях. Псалом 62 выбран также потому, что некоторыми местами имеет в виду ночь и утро (а шестопсалмие является переходом от вечерни к утрене) (ст. 1: «к Тебе утренюю», ст. 7: «поминах Тя на постели моей, на утренних поучахся в Тя»). Гверчино. «Саул мечет в Давида копьё» О чем поется в 62-м псалме? Царь Давид находится в пустыне Иудейской, земле пустой и безводной, вдали от святилища скинии Божией с ковчегом Завета, оттого его душа томится желанием созерцать силу и славу Божию, как он прежде созерцал ее во святилище (ст. 2-3). Он выражает пламенную любовь к Богу, готовность к прославлению Его, твердое упование на Него и радостную уверенность, что десница Божия поддерживает и защищает его от врагов, ищущих его погибели (ст. 4-9). В конце псалма он предсказывает, что искавшие его смерти сами погибнут, а он, в звании и положении царя, возвеселится о Боге; те же, кто были враждебными ему и распространяли о нем неправду, должны будут умолкнуть (ст. 10-12).

http://pravmir.ru/trudnye-mesta-bogosluz...

  СРЕТЕНСКОЕ ВЫСШЕЕ ПРАВОСЛАВНОЕ МОНАСТЫРСКОЕ УЧИЛИЩЕ         СРЕТЕНСКОЕ УЧИЛИЩЕ   ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИЛАРИОН РОССИЙСКИЙ ЦЕНТР ТУРИНСКОЙ ПЛАЩАНИЦЫ ИЗДАТЕЛЬСТВО СРЕТЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ ПУТЬ В МОНАСТЫРЬ РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ monastery@pravoslavie.ru ГРАФИЧЕСКИЕ НИМБЫ В серии " Церковнославянский язык " вышла очередная книга Н.П. Саблиной " Слова под титлами " [Словник. Надписи на Кресте Господнем и святых иконах. СПб.: Ижица, 2002. 44 с.] , которая представляет собой более глубокое и расширенное описание одного из тематических блоков, приводимых в предыдущем пособии " Буквица славянская " . Рецензируемая монография имеет не только чисто научно-просветительскую задачу, но и, если угодно, миссионерский потенциал. Она помогает " без боязни перед символом и буквой уразуметь, что вещает святый образ " (с. 39). Основное содержание представлено в трех частях: " Надстрочные знаки " (с. 3-19), " Титла Крестные " (с. 20-33), " Надписи на иконах " (с. 34-39). В разделе " Надстрочные знаки " , который разбит на пять частей - " Верхняя сила " (с. 3-4), " Придыхание " (с. 4-5), " Ерок, краткая, кавыки " (с. 6), " Слова под титлами " (с. 7-8), " Словник " (с. 8-19), - Н.П. Саблина перечисляет все диакритические (надстрочные) знаки, применяемые в современных церковнославянских текстах: оксия - острое ударение, вария - тупое ударение, камора - облеченное ударение; придыхание (звательце), исо, апостроф; ерок (ерик, маленький ер), краткая, кавыка, титла (простые и буквенные). Кроме того, предлагаются лапидарные правила их употребления. Сложившись как " знаки священного покрытия слов " (с. 3), надстрочья в разные эпохи выполняли различные функции, и со временем к каждому из них стали предъявляться достаточно жесткие орфографические требования. Графическое указание на ударение (острое, тупое, облеченное) облегчает чтение на церковнославянском языке. И здесь автору надо указать на небольшую неточность. Действительно, отдельные церковнославянские слова (а именно односложные) в силу своей безударности либо неполноударности не имеют акцента. Отсюда довольно распространенная замена варии на оксию. Однако иногда в расчет принимается фразовое, логическое ударение, а значит, появляется соответствующий диакритический знак - тупое ударение. Ср. в соседних стихах (здесь и далее подчеркнуто мною. - Л.М.): изми мя от враг моих (Пс. 142: 9) - научи мя творити волю твою, яко Ты еси Бог мой (Пс. 142: 10).

http://pravoslavie.ru/sretmon/uchil/graf...

Вопрос: Объясните, пожалуйста, значение шестопсалмия. Почему его чтение следует слушать особенно внимательно, хотя при чтении кафизм разрешается даже сидеть? Мне приходилось встречаться с утверждением, что «шестопсалмие – это страшный суд». Что оно означает, и не относится лик околоцерковным суевериям? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Богослужение утрени посвящено молитвенному воспоминанию основных новозаветных событий. Время шестпсалмия символически изображает состояние человечества, погруженного в духовную тьму перед приходом в мир Спасителя мира. Свечи погашены. Горящие лампады напоминают мерцание звезд той Вифлеемской ночи, когда родился в вертепе Богомладенец. Поэтому шестпсалмие (греч. ексопсалмос) предваряется ангельским песнопением, которое слышали в ту ночь пастухи: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение» (Лк. 2, 14). В состав шестпсалмия входят псалмы, равномерно взятые из всех частей Псалтири (3, 37, 62, 87, 102 и 142). «Псалмы выбраны однородного содержания и тона, господствующего в Псалтири; именно все они изображают преследование праведника врагами и его твердую надежду на Бога, лишь растущую (Пс.3:8; 62:6) от увеличения преследований (пс.3:2-3; 37:7-8; 87:4-5) и в конце достигающую ликующего успокоения в Боге (пс.102)» (М.Скабалланович. Толковый Типикон. Всенощная). В силу особой значимости шестопсалмия оно читается всегда в центре храма. Устав предписывает его читать настоятелю. Во время чтения необходимо соблюдать благоговейную тишину. Нельзя ходить или сидеть (кроме больных): «но паче внимати от псаломника глаголемым, руце имуще согбены к персем, главы же преклонены, и очи имуще долу, сердечныма очима зряще к востоком, молящеся о гресех наших, поминающе смерть и будущую муку и жизнь вечную» (Типикон. 49-я гл.). Возможно, именно это строгое предписание устава породило сравнение времени чтения шестпсалмия с грядущим Страшным Судом. Если во время любого богослужения благоговейно и покаянно предстоять перед Лицом Божиим, то сравнение со Страшным Судом не будет казаться суеверием. «Яко на Страшнем Твоем, и нелицеприемнем предстояй Судилищи, Христе Боже, и осуждения подъемля, и слово творя о содеянных мною злых…» (Последование ко святому Причащению. Молитва 4-я). 11 июня 2007 г. Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/6933.html

Патриаршее приветствие организаторам и участникам церковно-научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения А.А.Дмитриевского 24 березня 2006 р. 11:19 Участникам церковно-научной конференции «Историк Православного Востока и Русской Палестины (к 150-летию со дня рождения Секретаря Императорского Православного Палестинского Общества А. А.Дмитриевского)» Сердечно приветствую участников конференции, посвященной 150-летию со дня рождения Алексея Афанасьевича Дмитриевского (1856-1929) — великого церковного историка-византиниста, основателя школы русской исторической литургики, выдающегося деятеля Императорского Православного Палестинского Общества, исследователя христианского Востока и русско-палестинских духовных связей. «Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих», — сказано Псалмопевцем (Пс.142. 5). Это полностью применимо к научному служению Дмитриевского — профессора Киевской Духовной Академии, члена-корреспондента Академии наук, смиренного труженика Церкви, — духовное наследие которого имеет мировое значение. Одним из первых обратившийся к изучению памятников православного богослужения, которые годами разыскивал в монастырских книгохранилищах и ризницах Афона, Патмоса, Иерусалима и Синая, ученый сумел создать фундаментальное «Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока» и множество других работ в области византинистики. Не менее важна и поучительна эпопея, связанная с его службой в Императорском Православном Палестинском Обществе, куда он был приглашен Председателем Общества — великой княгиней Елисаветой Феодоровной, причтенной ныне к лику святых Русской Православной Церковью. «Не умолкну ради Сиона и ради Иерусалима не успокоюсь» (Ис. 62. 1). Этот стих из пророка Исаии стал девизом Общества, созданного для того, чтобы заботиться о русских православных паломниках, о поддержании православия в Святой Земле. И Алексей Афанасьевич, двенадцать предреволюционных лет занимавший ответственный пост Секретаря ИППО, не умолкал и не успокаивался. Да пребудет благословение Божие на трудах вашей конференции. Научный и гражданский подвиг А.А.Дмитриевского, труженика и исповедника, принадлежавшего к той категории людей веры и долга, о ком Священное Писание говорит: «В нем лести несть» (Ин. 1. 47), — да будет высоким образцом и примером для современных ученых, продолжателей дела Императорского Православного Палестинского Общества. +АЛЕКСИЙ ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ   Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1202797...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010