Иже не прият всуе душу свою Тот, говорит, взойдет на гору Господа, кто не принял от Бога душу свою на пустое дело, т. е. чтобы любить суетные предметы мира сего. Или можно понимать и так: кто не употребил душу свою на злые дела, как созданную, по Апостолу, на дела добрые, иначе чтобы делать дела хорошие 81 И не клятся лестию искреннему своему Кто, говорит, имеет взойти на гору Господа, тот не дает клятв с обманом и ложью. Ибо клянущийся ухищряется обманом, или для того, чтобы освободиться от долга взятого уже, или чтобы взять что-либо у другого за свое, хотя сей ему и не должен. Подобные слова сказал Давид и в 14-м псалме. Почему пространнейшего изъяснения о клятве ищи там на слова: «Клянущийся ближнему своему и не отвергавшийся». Пс.23:5 .  Сей приимет благословение от Господа Хранящий, говорит, вышеизложенное получит от Господа благодать и дар в настоящей жизни, то есть, делающий добрые дела и имеющий чистые мысли, также удаляющийся от суетного и неклянущийся ложно 82 И милостыню от Бога Спаса своего Производящий, говорит, вышесказанное получит милость от Господа в будущей жизни. Ибо и самый праведник, как человек, имеет нужду в милости Божией, потому что если Бог не снизойдет к людям своею милостью и сострадательностью, то не оправдается пред Ним ни один живой человек, как говорит тот же Давид: не оправдается пред Ним всяк живой ( Пс.142:2 ). Какие дела людей сами по себе могут оказаться достойными воздаяния царством небесным? Подлинно никакие. Пс.23:6 .  Сей род ищущих Господа Сей, говорит, род богоугодно живущих и сохраняющих выше-означенные добродетели, сей по истине есть род тех мужей, которые ищут Господа, или которые любят Его, ибо кто любит, тот и ищет. Ищущих лице Бога Иаковля Богом Иакова почитаем был у Евреев Отец, а лицем Отца – Сын: видевший, говорит, Меня видел Отца ( Иоан.14:9 ). Часто Давид в псалмах своих упоминает о Иакове. Это потому, что он был отец 12-ти колен иудейских. Или иначе можно понимать это так: род таковых-то ищет видеть Бога в будущем веке, когда лицем к лицу, как говорит Павел, увидят Бога достойные ( 1Кор. 13:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Это и означает: сначала религиозность (вера), а потом, как ее плод, – праведность. Но никак не наоборот! Сказано: «Ты восшел на высоту, пленил плен, принял дары для человеков, так чтоб и из противящихся могли обитать у Господа Бога» ( Пс.67:19 ). Он, Господь, Сам дает «дары для человеков, так чтоб и из противящихся могли обитать у Господа Бога». Противящиеся, то есть бывшие грешники, чтобы они «могли обитать у Господа Бога». И если кто-то думает, что он сам, без помощи Духа Святаго, без Христа может исполнить Закон Божий, может самостоятельно забраться на Небо, тот подобен дьяволу, который хотел иметь полную автономию от Бога. Если Христос не очистит наше сердце Кровию Своею, если Дух Святой не просветит нас, то сами по себе мы никакими молитвами, никакими постами не сможем найти дорогу в Небеса. Нет никаких автономных святых, которые сами по себе стали таковыми. Все грешники! Давид восклицал: «и не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих» ( Пс.142:2 ); и еще: «Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, – Господи! кто устоит?» ( Пс.129:3 ). Сами свв. апостолы писали о себе: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» ( 1Ин.1:8–10 ). Итак, начало нашего исправления – осознание своей собственной греховности. Блаженный Иероним писал: «Таким образом, мы праведны тогда, когда исповедуем, что мы грешники, и что наша праведность состоит не в наших собственных добродетелях, но в милосердии Божием» . Иными словами, все доброе – от Бога, все злое – от нас! Вот почему Писание и учит нас не придавать значения добрым делам. Это не наше добро, а милость Божия, а мы кающиеся грешники – то есть люди, надеющиеся на Ходатая и Посредника за нас Господа Иисуса Христа. Сказано: «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией» ( Рим.5:1–2 ). Итак, верою – и оправдание, верою – и доступ к благодати, верою – и исправление нашей жизни. Сказано: «…что вера без дел мертва?» ( Иак.2:20 ). А так как и сама вера – дар Божий, то что мы без Бога? Дела, которые рождаются от веры, не есть собственно наши дела. Как следствие дара веры такие добрые дела – дар Милости от Бога, следовательно, непосредственно к нам они не имеют прямого отношения. Они как индикатор показывают нам: перешагнули ли мы порог личной (субъективной) веры и вошли ли мы в мир Веры Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

6 . Все сокровища мира сего суть ничто пред вечным блаженством, которое обещано любящим Бога, блаженством, которого око не видело, ухо не слышало, и которое на сердце человеку не входило ( 1Кор.2:9 ). 7 . Посему, пока есть время, должно стараться, чтобы не тщетно жизнь препровождать, дабы, по отшествии отсюда, наследовать Небесное Царствие, которого не удостоимся, если не будем подобны незлобивым детям. Без любви Божьей, без мира с ближними, лицезрения Божья не сподобимся; но будем осуждены, как немилосердные и Самого Господа не любившие, по реченному: суд без милости не сотворшему милости ( Иак.2:13 ); и: аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть ( 1Ин.4:20 ). Итак, всячески стараться надобно об угождении Богу и о спасении своей души, которая всего мира дороже. « Весь мир не стоит единой христианской души, понеже он преходит, а душа наша есть и пребудет нетленна во веки», – говорит Св. Иоанн Лествичник . И паки: кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит ( Мф.16:26 ). 8 . За дела противные воле Божьей должны будем наследовать червь неусыпающий, огнь неугасаемый, смолу кипучую ( Мк.9:44 ; Ис.66:24 ). Представляя сие в уме нашем, можем побеждать страсти, воюющие на дух наш. 9 . «Не доставят пользы, – говаривал он, – ни вериги, ни вретища, ни пост, хотя бы кто ел по одному разу в неделю, ни продолжительные бдения и стояния, ни множество поклонов, ни все телесные изнурения; ибо телесное обучение, по слову Апостола, вмале есть полезно ( 1Тим.4:8 ), если нет добродетелей духовных. Надобно иметь между собою нелицемерную любовь, быть в послушании, в терпении со смирением. Железо же, голод и поклоны нас не спасут. Бог ищет мира и любви чистосердечной; ибо плод духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание; на таковых несть закона ( Гал.5:22 )». 10 . Духовное завещание отца Феофана. «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Старость, а притом и болезни предвещают мне близкий конец временной моей жизни, переселение уже не на временную, а на вечную жизнь. Юные лета мои, признаюсь, наполнены были греховной горестью. Но Господь дал мне время довольное для покаяния, яко долготерпеливый и многомилостивый, ожидая обращения моего. Но и ныне при последнем конце жизни моей, что могу сказать в оправдание себя пред Праведным Судьей, когда и правоты наши судимы будут ( Пс.74:3 )? Только это: Господи! не вниди в суд с рабом Твоим ( Пс.142:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/starch...

Посвятив себя Господу, Николай продолжал усердно заботить­ся об отце и матери и не расставался с ними до самой их кончины. Его родители встретили смерть с надеждой на милость Отца Не­бесного благодаря великой славе светоча Христова Николая. Так и случилось. За своего ангелоподобного сына они и Богу угодны, и у людей имеют присноблаженную память в веках. После смерти родителей Николай получил большое наслед­ство. Но блестящее состояние не приносило ему радости. Боголюбивый юноша не дорожил скоропреходящим богатством и не заботился о его приумножении, ибо знал: Доброе имя лучше большого бо­гатства, а добрая слава лучше серебра и золота (Притч 22. 21). Святой стремился собрать нетленные сокровища в нерасхищаемых небесных кладовых. Щедрая рука Николая была простерта к нуж­дающимся людям и словно многоводная река изливала на них обильную милостыню. Отрекшись от всяких мирских желаний, сер­добольный юноша попросил Бога указать ему, как наилучшим об­разом раздать наследство бедным: К Тебе, Господи, возношу душу мою. Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой (Пс 24. 1; Пс 142. 10). Вот одно из многих дел его милосердия. В городе Патара в доме по соседству с блаженным Николаем жил знатный и очень богатый человек. Он имел трех дочерей, от­личавшихся необычайной красотой. Вследствие неблагоприятных обстоятельств этот богач разорился и потерял прежнее влияние, ибо жизнь века сего непостоянна. Несчастный отец не смог выдать девушек замуж, так как женихи стали гнушаться их крайней бедно­стью. Постепенно сосед Николая впал в нищету — его семье нечего было есть и не во что одеться. Тогда он задумал превратить свое жилище в дом блуда, отдав дочерей на любодеяние, и таким образом добыть средства к существованию. О горе! До чего только нищета не доводит человека, который отчаялся в уповании на Бога! Уже хотел малодушный отец испол­нить свое злое намерение, но Всевидящий Господь подал благую мысль Николаю спасти разорившееся семейство. Посмотри же, читатель, на доброту души человеколюбивого Николая и сам стань истинным подражателем его милосердия, дабы и тебе быть помилованным по заповеди Христа: Блаженны мило­стивые, ибо они помилованы будут (Мф 5. 7). Мы должны помо­гать бедным, делая это во славу нашего Творца и Создателя, чтобы святилось в нас Его Имя.

http://patriarchia.ru/db/text/70543.html

Смирнов И. Очерк истории духовного просвещения в древней христианской церкви (II-IX вв.). – ЧОЛДП 1871, февр., 17–27 (Клим. Рим.: 23–27); март, 20–26 (Игн. Бог.); апр., 1–4 [пагин. 2-я] (Полик. Смирн.); май, 21–27 (Варнав.); июнь, 13–19 («Пастырь» Ермы). Крутиков Т. Мужи Апостольские. Св. ап. Варнава. – Воронежские епархиальные ведомости 1891, 21 [здесь и далее пагин. 2-я, часть неофиц.], 771–779; Св. Климент, папа Римский. – Там же, 1892, 1, 1–15; Св. Ерм . – Там же, 2, 41–45 и 81–90; 4, 121–126; Св. Игнатий Богоносец . – Там же, 5, 153–161; 6, 201–210; Св. Поликарп Смирнский . – Там же, 8, 297–308; 9, 351–356; Св. Папий. – Там же, 10, 399–406. Отд. оттиск: Мужи Апостольские. Составил преподаватель Воронежской дух. семинарии Т.Крутиков. Воронеж, 1892. Гусев Д. Чтения по патрологии. Вып. 1. Введение в патрологию и век мужей апостольских. Введение [начало]. – ПС 1895, т. 1, 101–124; Введение [окончание]. Св. ап. Варнава и его послание. – Там же, 145–185, 277–289; т. 2, 49–71; Св. Климент Римский и его первое послание. – Там же, 160–214; Св. Игнатий Антиохийский и его послания. – Там же, т. 3, 47–71, 149–161; Св. Поликарп Смирнский и его послание к филиппийцам. – Там же, 301–319; Св. Ерм и его книга «Пастырь». – Там же, 1896, янв., 76–142. – Отд. оттиск: Казань, 1895, 277 с. Писарев Л.И. О руководительных началах христианского ведения по учению мужей апостольских. – ПС 1914, 6, 1026–1081; Христологическое учение мужей апостольских. – Там же, 7/8, 85–136; О спасении по учению мужей апостольских. – Там же, 10, 327–401; Экклезиология мужей апостольских. – Там же, 12, 591–668; Учение мужей апостольских об иерархии. – Там же, 1915, т. 1, 1, 90–188; Эсхатология мужей апостольских. – Там же, 2, 255–277. Эти статьи вошли в кн.: Писарев Л.И. Очерки из истории христианского вероучения патристического периода. Т. 1. Век мужей апостольских (I и начало II века). Казань, 1915. XVI, 673, XXI, II с. Рец.: Еп. Анатолий (Грисюк А.). Отзыв о сочинении (…) Л.И. Писарева (…) «Очерки из истории христианского вероучения патристического периода. Т. 1. Век мужей апостольских» (…) Каз., 1915; митр. Макарий (Булгаков) . [То же]. Казань, 1917. 1–32, 33–42; Пономарев П. Отзыв о сочинении (…) Л.И. Писарева (…) Очерки (…). Казань, 1917. 25 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

6:47). И опять: веруйте в Бога, и в Меня веруйте (Ин. 14:1).    Итак, как полагаю, достаточно представили мы свидетельств о вере из Божественных Писаний. Веру же имею в виду в Отца и Сына и Святого Духа, в Единосущную и Животворящую Троицу, в Которую и веруем. Необходимо также для ясности представить читателям изречения и свидетельства из Святого Писания, о чем говорится. «Мы видим, что посредством всякого богословского размышления Богоначалие священно воспевается или как Монада и Единица — по причине простоты и единства сверхъестественной неделимости, коей, как единящей силой, мы соединяемы… как Троица по причине триипостасного выражения сверхсущественной плодовитости». Мы говорим, что все богоначальные имена богословы относят к Сверхсущной и Единосущной Троице: Бог, Господь, Святой, Благой, Свет, Жизнь, Истина, Вседержитель, Всемогущий, Господь Саваоф, то есть [Господь] воинств (1 Цар. 17:45), и всеми другими [именованиями] от богословов Он священно воспевается, как можно узнать от Самого Богоначалия, Которое Само о Себе учит: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог (Лк. 18:19). И [обращается к] тем, которые в [притче о] винограднике: я добр (Мф. 20:15); Дух Твой Благий (Пс. 142:10); и к Моисею: [Col. 1436] Аз есмь Сущий (Исх. 3:14); и Иоанн: что было от начала (1 Ин. 1:1), и: пришедший (1 Ин. 5:6); и Вседержитель: Господь имя Ему (Ис. 47:4); и: Дух истины, Который от Отца исходит (Ин. 15:26); и к Фоме: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14:6); и: Освяти их истиною Твоею и слово Твое есть истина (Ин. 17:17); Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит (Ин. 15:26). И тотчас же: Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину… Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам (Ин. 16:13-14), и далее: Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам (Ин. 16:15); и далее: как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет (Ин.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Арх.: ГИМ ОР. Воскр. 1010. Л. 1-120; Сим. 31; Увар. 38; Чуд. 295, 296; РГБ ОР. Унд. 424, 658; РНБ ОР. Q 1-917; БАН ОР. П. I. В. 7. Соч.: Путь к вечности. СПб., 1784; Слово о пьяницах//ПС. 1862. Ч. 1. С. 386-398; Плач и рыдание о безвинном страдании//ЧОИДР. 1895. Кн. 4. Смесь. С. 5-10. Ист.: Чистович И. А. Новгородский митр. Иов, его жизнь и переписка с разными лицами//Странник. 1861. 2. С. 83, 85; ОДДС. Т. 1. Прил. 8. С. 17, 84, 92, 95; Белокуров С. А. Мат-лы для рус. истории. М., 1888. С. 550-552; Родосский А. С. Описание 432 ркп., принадлежащих СПбДА и составляющих ее 1-е по времени собр. СПб., 1893. 118, 142, 160, 161; Никольский А. И. Описание рукописей, хранящихся в арх. Св. Правительствующего Синода. СПб., 1910. Т. 2. Ч. 2. С. 624-635. Лит.: Евгений. С. 76-77; Филарет (Гумилевский). Обзор. С. 265-266; Образцов И. Я. Архим. Гавриил Домецкий и иеродиак. Дамаскин//ДБ. 1865. 1. С. 20-31; 2. С. 59-63; 3. С. 83-96; Любимов С. Борьба между представителями великорус. и малорус. направления в Великороссии в кон. XVII и в нач. XVIII в.//ЖМНП. 1875. Сент. С. 74-104; Шляпкин И. А. Св. Димитрий Ростовский и его время. СПб., 1891; Сменцовский М. Н. Братья Лихуды. СПб., 1899; Браиловский С. Н. К лит. деятельности Гавриила Домецкого//ИОРЯС. 1904. Кн. 4. С. 17-96; Кацнельсон Р. Ансамбль Симонова мон-ря в Москве//Архит. наследство. М., 1956. Вып. 6. С. 87-106; Белоброва О. А. Гавриил Домецкий//СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 190-191. Д. Г. Давиденко Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР (Кременецкий Александр Стефанович (1842 или 1843 - 1918 ), архим., духовный писатель, проповедник ИЛАРИОН (Кириллов Иван Андреевич; 1776 - 1851), архим., настоятель Коневского в честь Рождества Пресв. Богородицы и тихвинского Большего в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рей, духовный писатель ИННОКЕНТИЙ (Гизель; † 1683), архим. Киево-Печерского мон-ря, ректор Киево-Могилянской коллегии, духовный писатель ИОАННИКИЙ (Галятовский (Голятовский), ок. 1620 - 1688), архим. Елецкого черниговского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, духовный писатель, полемист, проповедник

http://pravenc.ru/text/161297.html

Ваше Блаженство! Вы не первый раз в этих стенах. Три года назад Вам довелось участвовать в торжествах по случаю 1025-летия Крещения Руси во главе делегации Православной Церкви Чешских земель и Словакии. Мне памятны встреча с Вами и совместная молитва у великих святынь в крупнейших исторических центрах Святой Руси: в Москве, Киеве и Минске. На сей раз Вы уже прибыли к нам в новом качестве Предстоятеля Православной Церкви Чешских земель и Словакии, и мы рады видеть в Вас преемника служения и продолжателя трудов череды Ваших предшественников на Митрополичьем Престоле Блаженнейших Митрополитов Елевферия, Иоанна, Дорофея, Николая и Христофора, которые не раз посещали Русскую Православную Церковь и всегда были для нас дорогими и желанными гостями. Духовные связи народов, окормляемых нашими Церквами, уходят корнями во дни древние (Пс. 142:5), и черпают истоки в миссии святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, ученики которых принесли святую православную веру на Русь. Святой равноапостольный князь Владимир, совершая подвиг просвещения своего народа, брал пример со своего равноапостольного предшественника, святого Моравского князя Ростислава. Русская Православная Церковь никогда не забывала об этой близости, способствуя возрождению святого Православия в Чешских землях и Словакии и 65 лет назад положив начало автокефальному бытию Чехословацкой Православной Церкви. Заботясь о своей возлюбленной Дщери, а ныне Сестре, Русская Православная Церковь многое сделала для того, чтобы святое Православие в Чехии и Словакии не погибло во времена трудностей и испытаний. Ваше Блаженство, возлюбленные собратья-архипастыри! Ваш визит позволит нам утешиться с вами верою общею (Рим. 1:12) и поговорить устами к устам (3 Ин. 14) в теплой доверительной атмосфере. Вас ждет богатая и интересная программа. Вам предстоит посетить Московский Кремль и обители Москвы, а также Свято-Троицкую Сергиеву лавру и Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь, поклониться святыням Санкт-Петербургской митрополии и возглавить торжества по случаю начала нового учебного года в Санкт-Петербургских духовных школах.

http://patriarchia.ru/db/text/4595513.ht...

Духовные связи народов, окормляемых нашими Церквами, уходят корнями во дни древние (Пс. 142:5), и черпают истоки в миссии святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, ученики которых принесли святую православную веру на Русь. Святой равноапостольный князь Владимир, совершая подвиг просвещения своего народа, брал пример со своего равноапостольного предшественника, святого Моравского князя Ростислава. Русская Православная Церковь никогда не забывала об этой близости, способствуя возрождению святого Православия в Чешских землях и Словакии и 65 лет назад положив начало автокефальному бытию Чехословацкой Православной Церкви. Заботясь о своей возлюбленной Дщери, а ныне Сестре, Русская Православная Церковь многое сделала для того, чтобы святое Православие в Чехии и Словакии не погибло во времена трудностей и испытаний. Ваше Блаженство, возлюбленные собратья-архипастыри! Ваш визит позволит нам утешиться с вами верою общею (Рим. 1:12) и поговорить устами к устам (3 Ин. 14) в теплой доверительной атмосфере. Вас ждет богатая и интересная программа. Вам предстоит посетить Московский Кремль и обители Москвы, а также Свято-Троицкую Сергиеву лавру и Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь, поклониться святыням Санкт-Петербургской митрополии и возглавить торжества по случаю начала нового учебного года в Санкт-Петербургских духовных школах. Добро пожаловать в Русскую Православную Церковь!» В ответном слове Блаженнейший Митрополит Ростислав сказал: «Ваше Святейшество, возлюбленный о Господе Собрат и Сослужитель у Престола Божия! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, досточтимые отцы! С неизреченной радостью и благоговейным трепетом, переполняющими мое сердце, ступил я сегодня на благословенную Русскую землю, совершая как Предстоятель Православной Церкви Чешских земель и Словакии мирный визит в Русскую Православную Церковь. Достодолжно поблагодарив Всещедрого Бога за Его безмерную милость и благополучно до зде пройденный путь, выражаю также свою искреннюю благодарность Вашему Святейшеству за приглашение находиться сегодня здесь, в Патриаршей резиденции Русской Православной Церкви, в стенах древнего Свято-Данилова монастыря, чтобы через совместную молитву и братское общение засвидетельствовать наше единство в православной вере, взаимную любовь и уважение.

http://patriarchia.ru/db/text/4595441.ht...

Не берем на себя и мы положительно решать вопрос, было ли это посещение Михаилом Николаевичем Площанской пустыни преднамеренное или нет. Скорее можно, однако, полагать, что оно было преднамеренное, как следствие тайного влечения к жизни иноческой, образовавшегося незаметно под влиянием благодатного призвания, действию которого благочестивый юноша не только не противился, но и всемерно способствовал, благоговейно сохраняя в сердце своем огнь ревности, вверженный в него благодатию Божиею, по сказанному: «Яже Божия сама от себе приходят, нам не ощущающим, но аще место (сердце) будет чисто, а не скверно» 5 . С другой стороны, с достаточной вероятностью можно предположить, что мысль остаться навсегда именно в этом, а не в ином месте созрела окончательно лишь под влиянием благодатных впечатлений на благочестиво настроенную душу юноши при виде иноческого чина и самой пустынно-безмолвной обители. Ибо то и другое вполне соответствовало тому образу жизни, который составился в мыслях Михаила Николаевича от чтения сказаний о подвигах преподобных отцов, просиявших в монашеском жительстве. Такое предположение оправдывается отчасти его собственными словами. Бывши в Оптинском скиту старцем-наставником, он при воспоминании об обстоятельствах своего поступления в монастырь говорил, что, когда прибыл он в первый раз в Площанскую пустынь, имел такое чувство, что не знал, где он находится, «на земле или на небе; и все монашествующие казались ему яко Ангели Божии». А такой чистый взгляд был, конечно, особым действием благодати Божией, явственно указывающей путь тем, кои с верою вопрошают о нем словами Псалмопевца: Скажи мне, Господи, путь в оньже пойду, яко к Тебе взях душу мою ( Пс.142:8 ). В ответ на сие Михаилу и возвещен путь спасения, указано способствующее оному место, преподаны благопотребные средства и способы. Но чтобы показать, к какой духовной семье принадлежал старец Макарий и кто именно имел влияние на его духовное воспитание, необходимо, хоть вкоротке, указать на современных его вступлению в монастырь старцев духовной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010