Е.А. Авдеенко Кафизма III Пс.17:5 Объяли меня узы смертные, и потоки велиала напали 141 на меня. «Узы смертные» – также: «болезни» и «свита» (сонм) 142 . «Объяли… потоки». – Душа пророка – во аде, как говорил Иона: «объяли меня воды до души, бездна окружила» ( Ион.2:6 ). «Велиал» белийаал – также: «никчемный, никчемность», непригодность ни к чему. «Велиал» – «негодяй»; имя обозначает пустоту в библейском смысле слова: пустота, которая заполняется злом (в образе текучей жижи –»потока»). «Велиал» – имя нечистого 143 и смертоносного: «слово велиала излилось на него, и он слег – так, что уже не встать» ( Пс.41 /40:9). В Шеоле душа пророка встретилась с велиалом… Подобно Ионе, который вышел из чрева «большой рыбы», Давид приносит весть о грядущем Воскресении. Пс.17:41 И врагов моих Ты дал мне выю 144 , и ненавидящих меня поверг. Тыл врага мы обозначаем как «спину» (LXXc: хребет); в еврейском языке – это задняя часть шеи ниже затылка, «выя» ореф. Именно она упоминается в выражении «жесткая выя», «народ жестоковыйный» – ам-кеше- ореф ( Исх.32:9 ). Это те, кто отказывается преклонить голову пред Яхве; они же суть те, чей взгляд «упорно» устремлен перед собой и вниз – предавшие себя одной этой своей земной жизни и земному интересу. Какое поражение терпят жестоковыйные, объясняется в 4 книге Царств; после взятия Самарии ассирийцами и краха Северного царства (Израиля) – «они (израильтяне) ожесточили выю свою – как [была] выя отцов их, которые не веровали в Господа, Бога их» ( 4Цар.17:14 ). В Псалме говорится, что жестоковыйные повернутся к врагам своим тылом. «Ненавидящих поверг» – корень глагола имеет значение «подавлять, приводить в молчание». В Новом Завете видим, как Иисус привел в молчание – поверг жестоковыйных – иудеев, так что они не смели спрашивать Его ( Мф.22:46 ). Давид пророчески сопоставляет – противопоставляет тех, кто будет послушен Мессии, и тех, кто солжет Ему. Пс.17:42 Возопили, и не было спасающего, |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВОЛЯ [греч. θλημα, θλησις; лат. voluntas, velle], сила, неотъемлемо присущая природе разумного существа, благодаря к-рой оно стремится достигнуть желаемого. В Свящ. Писании понятие В. имело следующие основные смыслы: В. Божия, выражающаяся в промышлении о всем творении и приведении его ко спасению (Пс 32. 11; 39. 9; 142. 10; Ис 53. 10; Прем 9. 13; Мф 6. 10; 12. 50; 26. 39, 42; Мк 3. 35; 14. 36; Лк 11. 2; 22. 42; Ин 4. 34; 5. 30; 6. 38-40; Деян 13. 22 ; Рим 9. 19; 12. 2; Евр 10. 7, 9); В. как сила или свойство человеческой души (Пс 1. 2; Ис 58. 3; Дан 11. 3; 2 Петр 1. 21; Рим 8. 20; 1 Кор 7. 37). У отцов Церкви слово «В.» употреблялось преимущественно в библейском смысле, т. е. для обозначения заповедей и Промысла Божия ( Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 20; Ign. Eph. 1; Clem. Alex. Protrept. XII 120. 4-5 и др.): из послушания В. Отца Сын Божий стал человеком и претерпел страдания ( Meliton. Pasch. 551; Iust. Martyr. I Apol. 63; Clem. Alex. Paed. I 2. 4); В. наделен и человек. Для сщмч. Иринея , еп. Лионского, человеческая В. (θλησις) тождественна способности человеческой души к самоопределению (ατεξοσιος) (Fragmenta deperditorum operum. 5// Iren. Adv. haer. Vol. 2), а для Дидима Слепца она предшествует всякому действию (Fragm. in Ep. ad Rom. (in catenis). 5// Staab K. Pauluskommentar aus der griechischen Kirche aus Katenenhandschriften gesammelt. Münster, 1932). В ходе арианских споров категория В. стала ключевой в полемике свт. Афанасия I Великого с Арием (A. Dihle. P. 116). Последний ставил на один уровень такие действия Отца, как создание мира и рождение Сына, что приводило его к ложному заключению, что Сын сотворен подобно остальному миру. Свт. Афанасий, проводя различие между творением и рождением, привлекал с этой целью категорию В. Сотворение Отцом мира отличается от предвечного рождения Сына тем, что в 1-м задействована В. Отца, а 2-е осуществляется без участия Его В. ( Athanas. Alex. Or. contr. arian.//PG. 26. Col. 72). Свт. Григорий, еп. Нисский , рассматривал В. в связи с учением о стремлении человека к совершенству и полному познанию истины. Хотя совершенство и истина в своей полноте остаются для человека недостижимыми, его не оставляет неутолимое желание достигнуть их. Это желание есть самостоятельная волевая сила. В. для свт. Григория, т. о., является свободным движением (κνησις - Greg. Nyss. Quod non sint tres dei//PG. 45. Col. 128; Adv. Maced.//Ibid. Col. 1317; ατεξοσιος κνησις - In Eccl. 6//Ibid. 44. Col. 725). |
Разделы портала «Азбука веры» ( 2 голоса: 5.0 из 5) Предыдущий Следующий 94. Царская утреня Ктиторские псалмы. Их смысл и современное использование Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! В продолжение начатой прошлый раз темы поговорим сегодня о так называемой Царской утрени. Сейчас под этим наименованием подразумевается чтение двух псалмов (19 и 20) с обычным началом, тропарями Кресту и краткой сугубой ектеньей с 4 прошениями. Всем этим у нас до сих пор предваряется Шестопсалмие, когда Утреня служится отдельно от вечерни. Давайте посмотрим, какова история данного предварения Утрени и в свете этой истории попробуем разобраться какое отношение оно к ней имеет? В начале XII века византийский император Иоанн Комнен за дарование ему победы над персами, скифами, далматами и другими народами и для постоянных молитв о себе и членах его семейства построил в Константинополе монастырь в честь Пантократора (Бога Вседержителя) и по праву ктитора дал ему устав, в котором завещал совершать каждую неделю панихиду. В данном случае, панихидой называется не заупокойное моление, а всеночная служба. Во исполнение данного повеления монахи этого монастыря создали особый чин царской панихиды о здравии императора, путем внесения в него нарочитых тропарей и канонов. Эта панихида начиналась с вечера после повечерия, а точнее в соединении с ним. Откройте чин малого повечерия и посмотрите. После обычного начала там читаются три псалма (50, 69, 142), к которым присоединяется вседневное славословие («Слава в вышних Богу»), такое же как на утрени. Ну, естественно, переделаное сообразно с темой вечернего богослужения, так что вместо слова «утро» стоит слово «нощь»: «На всяку нощь благословлю тя,… сподоби Господи, в нощь сию без греха сохранитися нам»… После прочтения этого славословия полагаются дневные каноны. И вот тут начинали петь два особых канона, запевами к которым служили последний стих 19 псалма и первый стих 20-го. Эти стихи звучат так: “Господи спаси царя и услыши ны, воньже аще день призовем тя” ( Пс. 19 ) и “Господи, силою Твоею возвеселится царь, и о спасении твоем возрадуется зело” ( Пс. 20 ). По 6ой песни канона читалось Евангелие. |
Закрыть itemscope itemtype="" > Святая Варвара: красавица, заточенная в башне 17.12.2012 1108 Время на чтение 5 минут Биография святой Варвары немного напоминает сказку о Рапунцель или Златовласке. Варвара родилась в знатной семье. Она рано потеряла мать, и отец, чтобы уберечь красавицу-дочь от посторонних взоров (а заодно и лишить общения с христианами, ведь сам он был язычник), выстроил замок, в одной из башен которого она должна была жить постоянно и выходить только с его разрешения. Только происходило это все наяву, в городе Илиополе (территория нынешней Сирии) при императоре Максимине (305-311 годы). Созерцая с высоты башни красоту Божиего мира, Варвара испытывала желание узнать его истинного Творца. Приставленные к ней воспитательницы говорили, что мир создан богами, которых почитает ее отец, но Варвара думала иначе: «Боги, которых почитает мой отец, сделаны руками человеческими. Как эти боги могли создать такое пресветлое небо и такую красоту земную? Един должен быть такой Бог, Которого создала не рука человеческая, но Сам Он, имеющий собственное бытие». Так святая Варвара училась от творений видимого мира познавать Творца, и на ней сбывались слова пророка «Поучихся во всех делех твоих, в творении руку твоею поучахся» (Пс. 142, 5). Святая Варвара (Фрагмент картины Рафаэля) Разумеется, о заточенной в башне красавице прослышали женихи. Когда Варвара подросла, они стали часто наведываться к Диоскору и просить ее руки, но Варвара была непреклонна. Отец давно мечтал выдать дочь замуж. Он даже решил выпустить ее из башни, надеясь, что общение с подругами изменит отношение к браку. Разумеется, выйдя на свободу, девушка общалась не только с теми, с кем бы хотел ее видеть отец. Джованни Антонио Больтраффио. Святая Варвара Однажды, когда Диоскор находился в длительном путешествии, Варвара познакомилась с местными христианками. Они рассказали девушке о Триедином Боге, неизреченном Божестве Иисуса Христа, Его воплощении от Пречистой Девы и Его вольном страдании и Воскресении. |
Беседа 52 на псалом 142 115 Пс.142:1 . Псалом Давида, когда его преследовал Авессалом, сын его. Господи! Услышь молитву мою, вонми молению моему во истине Твоей, услышь меня в правде Твоей. Молитва бывает прошением или обетом. – «Во истине Твоей». – С какою молитвою нужно обращаться к Богу и с каким душевным расположением? – Как нужно понимать: «услышь меня в правде Твоей»? – Благодетельность для грешника угрозы судом Божиим. – «Ибо враг преследовал душу мою» ( Пс.142:3 ). – Различные виды смирения и между ними – смирение от несчастий. – Живущие в грехах подобны находящимся во тьме. – Не малое утешение приносит знание раскрытых в Писании дел Божиих. – «Душа моя (стремится) к Тебе, как земля безводная» ( Пс.142:6 ). – Об указании какого пути просит псалмопевец? и в силу чего просит? «В землю правды» ( Пс.142:10 ). 1. Молитва бывает и словесным прошением, бывает и обетом. Поэтому один премудрый и предлагает такое увещание: «не повторяй слова в прошении твоем» ( Сир.7:14 ). Не то внушает и советует он, чтобы мы, прося и моля Бога, не повторяли дважды одного и того же, – нет, нам заповедано даже непрестанно молиться, – но чтобы мы не откладывали обетов, данных нами Богу, а спешили исполнить их. Потому и в другом месте говорится: «когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его» ( Еккл.5:3 ). Будущее неизвестно; или болезнь, или какие-нибудь неожиданно случившиеся занятия могут воспрепятствовать исполнению обета; также если придет смерть и воспрепятствует, ты не получишь прощения. Но здесь Псалмопевец говорит о прошении и молении, почему, объясняя это, он и продолжает: «во истине Твоей, услышь меня». Другой переводчик (Симмах) говорит: «в вере твоей» ( εν τη πστει). Третий (Акила): «в крепости твоей» ( εν τη βεβαιτητι). Т.е. услышь прошение и приведи его в исполнение, утверждая истиною Твоею; употреби силу к исполнению того, о чем я прошу. Посмотрим же, в чем состоит его прошение. У людей, когда кто-нибудь приносит прошение, принимающие рассматривают его и, если оно справедливо и законно, выслушивают. |
Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 134. О великолепии Теперь нам надлежит исследовать великолепие и противостоящие ему пороки. В отношении великолепия наличествует четыре пункта: 1) является ли великолепие добродетелью; 2) является ли оно особой добродетелью; 3) что является его материей; 4) является ли оно частью мужества. Раздел 1. Является ли великолепие добродетелью? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что великолепие не является добродетелью. В самом деле, нами уже было сказано ( ΙΙ– Ι, 65, 1) о том, что обладающий одной добродетелью обладает всеми. Но можно обладать другими добродетелями, не будучи при этом великолепным, поскольку, по словам философа, «щедрый человек отнюдь не всегда великолепен» 141 . Следовательно, великолепие не является добродетелью. Возражение 2. Далее, как сказано во второй [книге] «Этики», нравственная добродетель блюдёт середину 142 . Однако великолепие, похоже, не блюдёт середину, поскольку по своей величине оно превосходит щедрость. Но, как сказано в десятой [книге] «Метафизики», «большое» и «малое», будучи пределами, противолежат друг другу, а их серединой является «равное» 143 . Таким образом, великолепие блюдёт не середину, а предел. Следовательно, оно не является добродетелью. Возражение 3. Далее, добродетель не может быть противной естественной склонности, напротив, она совершенствует её. Но, согласно философу, «великолепный не щедр для самого себя» 144 , что противно естественной склонности заботиться о самом себе. Следовательно, великолепие не является добродетелью. Возражение 4. Кроме того, как говорит философ, «искусство – это некое правильное суждение о том, что надлежит сделать» 145 . Но великолепие, как явствует из самого его имени, связано с тем [великим], что надлежит сделать. Следовательно, оно, пожалуй, является искусством, а не добродетелью. Этому противоречит следующее: человеческая добродетель является причастностью божественной силе. Но великолепие причастно божественной силе, согласно сказанному [в Писании]: «Великолепие Твоё и сила Твоя – до облаков» 146 ( Пс. 107:5 ). Следовательно, великолепие – это добродетель. |
Разделы портала «Азбука веры» ( 4 голоса: 5.0 из 5) Предыдущий Следующий 15. Плач Пресвятой Богородицы Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Напоминаю, что мы обсуждаем возможность и способы самостоятельного совершения богослужебных последований. Сегодня мы продолжим разговор о том, что в плане богослужения можно сделать дома в Вел. Пятницу. Вчера мы обсудили варианты совершения «Последования Страстей Христовых», которое необходимо осуществить в течение дня до 17:00. После этого (до ужина) можно прочитать 1 часть вечерних молитв (ибо совершать Вечерню мы еще не научились). А после ужина-вечери (в период с 20:00 до 22:00) рекомендую вам вместо 2ой части вечерних молитв совершить сегодня малое Повечерие с каноном, именуемым «плачевной песнью» Богородицы. Судя по названию, кроме малого есть еще великое Повечерие, совершаемое по большим праздникам. Малое повечерие представляет собой значительно сокращенный вариант великого и включает в себя обычное начало, 3 псалма (50, 69 и 142), и славословие, после которого, читается особый для каждого дня КАНОН. Помните, что каждый день седмицы посвящен кому-то: понедельник – ангелам, вторник, Иоанну Предтечи и т.д. (кстати говоря, в занятии «О седмичной круге богослужения» я оговорился, сказав, что для Иванов особым днем в богослужебном отношении должен стать понедельник. Конечно же не понедельник, а вторник, который посвящен св. Иоанну Крестителю)… В канонике каноны на каждый день изложены сразу же после последования малого повечерия… Отсюда берет начало обычай читать перед Причащением 3 канона: … Впрочем, об этом мы поговорим подробней в другой раз. А сейчас скажем, что окончание Малого повечерия похоже на окончания службы «Часа», к которому добавляются еще 2 молитвы, такие же, какими завершается и великое повечерие. В Великую Пятницу совершается еще более сокращенное повечерие, т.е. после обычного начала и 50 пс. поется тропарь Великой субботы («Благообразный Иосиф»), после которого исполняется упомянутый нами плачевный канон Богородицы. В храмах этот канон часто читается вообще без малого повечерия, сразу по окончания вечерни у Плащаницы. |
17 декабря — память святой великомученицы Варвары 16 декабря 2008 г. 20:00 Святая великомученица Варвара родилась в г. Илиополе (нынешней Сирии) при императоре Максимине (305-311 гг.) в знатной языческой семье. Варвара — имя древнегреческого происхождения от βαρβαρος, «негреческий, иноземный». Отец Варвары Диоскор, рано лишившись своей супруги, был страстно привязан к своей единственной дочери. Чтобы уберечь красивую девушку от посторонних взоров и вместе с тем лишить ее общения с христианами, он построил для дочери специальный замок, откуда она выходила только с разрешения отца. Созерцая с высоты башни красоту Божиего мира, Варвара часто испытывала желание узнать его истинного Творца. Когда приставленные к ней воспитательницы говорили, что мир создан богами, которых почитает ее отец, то она мысленно говорила: «Боги, которых почитает мой отец, сделаны руками человеческими. Как эти боги могли создать такое пресветлое небо и такую красоту земную? Един должен быть такой Бог, Которого создала не рука человеческая, но Сам Он, имеющий собственное бытие». Так святая Варвара училась от творений видимого мира познавать Творца, и на ней сбывались слова пророка «Поучихся во всех делех твоих, в творении руку твоею поучахся» (Пс 142. 5). Со временем к Диоскору все чаще стали приходить богатые и знатные женихи, прося руки его дочери. Отец, давно мечтавший о замужестве Варвары, решил завести с ней разговор о браке, но, к своему огорчению, услышал от нее решительный отказ исполнить его волю. Диоскор решил, что со временем настроение дочери изменится и у нее появится склонность к замужеству. Для этого он разрешил ей выходить из башни, надеясь, что в общении с подругами она увидит другое отношение к замужеству. Однажды, когда Диоскор находился в длительном путешествии, Варвара познакомилась с местными христианками, которые рассказали ей о Триедином Боге, о неизреченном Божестве Иисуса Христа, о Его воплощении от Пречистой Девы и о Его вольном страдании и Воскресении. Случилось так, что в то время в Илиополе проездом из Александрии находился священник, принявший вид купца. Узнав о нем, Варвара пригласила пресвитера к себе и просила совершить над ней Таинство Крещения. Священник изложил ей основы святой веры и затем крестил во имя Отца и Сына и Святого Духа. Просвещенная благодатью Крещения, Варвара еще с большей любовью обратилась к Богу. Она обещала посвятить Ему всю свою жизнь. |
Закрыть itemscope itemtype="" > Память русской души 18.02.2011 1789 Время на чтение 45 минут Татьяна Васильевна Грачёва - политолог, кандидат педагогических наук, доцент. В течение ряда лет была ведущим научным сотрудником Центра военно-стратегических исследований Генштаба ВС РФ. Окончила высшие курсы Военной Академии Генштаба по специальности «Национальная безопасность». Автор многочисленных статей по национальной безопасности России, книг «Мифы патриотов», «Невидимая Хазария», «Святая Русь против Хазарии», «Когда власть не от Бога». По благословению архиепископа Владивостокского и Приморского Вениамина «Русский Вестник» начинает публикацию газетного варианта новой книги Татьяны Грачевой «Память русской души». Часть 1 Память русской души: этот дух Победы Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениях руку Твоею поучахся. (Пс. 142, 5) Память русской души позовёт нас в дорогу, И дожди перемен смоют чёрную пыль. Мы последний приказ получили от Бога, Чтобы сны воплотить в долгожданную быль. Мы вошли в полосу временного закона, И теперь мы свою отвоюем страну. Разбудите скорей нас, любимые жены! Мы вернулись с войны, чтоб уйти на войну. Дмитрий Полторацкий Что такое память души? Какое это непривычное для современного человека сочетание. Обычно мы понимаем память человека как продукт его сознания, вид умственной деятельности, мыслительный процесс, связанный с его способностью к запоминанию и воспроизведению смысловой информации. Для большинства это звучит абсолютно привычно. Широко известно такое сочетание, как «генетическая память». Она хранится в генотипе, который является совокупностью всех генов организма, носителем наследственной информации, передающейся из поколения в поколение. «Генетическая память» является видом биологической деятельности, связанной со способностью к запоминанию и воспроизведению наследственной информации. И для многих этот научный термин - «генетическая память» - тоже стал привычным. Так почему же, как правило, вызывает удивление и звучит непривычно такое понятие, как «память души»? Может, потому что ее не существует - ответят некоторые. Но человек имеет три составляющих - физическую, соотносимую с плотью, ментальную, соотносимую с сознанием и духовную, соотносимую с душой. И, если есть память на самом нижнем физическом уровне и на более высоком ментальном уровне, то ее не может не быть на самом высоком духовном уровне. |
Святейший Патриарх Алексий направил приветствие церковно-научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения А.А.Дмитриевского 24 марта 2006 г. 11:15 23 марта в Москве открылась церковно-научная конференция «Историк Православного Востока и Русской Палестины», посвященная 150-летию со дня рождения Секретаря Императорского Православного Палестинского Общества А.А.Дмитриевского. Организаторами конференции выступили Отдел внешних церковных связей и Паломнический центр Московского Патриархата, Императорское Православное Палестинское Общество, Научный совет Российской академии наук «Роль религии в истории». В конференции принимают участие ученые Российской академии наук, богословы, преподаватели церковных и светских вузов, архивисты и другие представители научной общественности. Предстоятель Русской Православной Церкви направил участникам конференции приветственное послание, текст которого приводится ниже: Участникам церковно-научной конференции «Историк Православного Востока и Русской Палестины (к 150-летию со дня рождения Секретаря Императорского Православного Палестинского Общества А. А.Дмитриевского)». Сердечно приветствую участников конференции, посвященной 150-летию со дня рождения Алексея Афанасьевича Дмитриевского (1856-1929) — великого церковного историка-византиниста, основателя школы русской исторической литургики, выдающегося деятеля Императорского Православного Палестинского Общества, исследователя христианского Востока и русско-палестинских духовных связей. «Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих», — сказано Псалмопевцем (Пс.142. 5). Это полностью применимо к научному служению Дмитриевского — профессора Киевской Духовной Академии, члена-корреспондента Академии наук, смиренного труженика Церкви, — духовное наследие которого имеет мировое значение. Одним из первых обратившийся к изучению памятников православного богослужения, которые годами разыскивал в монастырских книгохранилищах и ризницах Афона, Патмоса, Иерусалима и Синая, ученый сумел создать фундаментальное «Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока» и множество других работ в области византинистики. |
| |