Подобная аккомодация особенно ярко проведена в надгробном слове св. Амвросия на смерть императора Валентиниана. Под Иерусалимом, который представляется в книге Плача плачущим непрестанно, св. Амвросий, применительно к обстоятельству, разумеет церковь , которая «неутешно во мраке печали плачет, ибо умер тот, кто сообщал ей лучезарный блеск своей твёрдой верой и преданностью». «По её щёкам, – говорит он, – струятся слёзы», т. е. церковь плачет в лице своих пресвитеров, которые – её щёки. К церкви теперь приложимы слова: «пути Сиона сетуют; священники его воздыхают; девицы его печальны, горько и ему самому ( Плач.1:4 )», Обращаясь затем к Валентиниану, он говорит ему от лица церкви словами Песни Песней: «повела бы я тебя, привела бы тебя в дом матери моей; поила бы тебя ароматным вином» ( Песн.8:3 ). И в ответ на это в уста Валентиниана влагает слова Плача «по милости Господа, мы не исчезли, ибо милосердие его не истощилось, – оно обновляется на каждое утро». ( Плач.3:22–23 ) 239 . Такая аккомодация, как она представлена здесь в диалоге между церковью и императором, в толкование Писания не вносит ничего не соответствующего и его духу чуждого. Она введена здесь, без сомнения, с тем, чтобы нагляднее показать, что мысли и любовь всех всецело устремлены к умершему императору и его дому. В видах установки правильного понимания библейских повествований, св. Амвросий не оставляет без объяснения представляющихся ему в Писании недоумений и противоречий. Недоумение, возникающее при сопоставлении изречения Пс.34:13 – «я (Давид) смирял свою душу в посте» – и Пс.130:2 – «если я не смиренномудрствовал, но возносил душу свою» – св. Амвросий устраняет таким соображением: «Давид смирял душу свою постом, с целью научиться отлагать надменность тела, возвышал же душу свою чрез милость Божию» 240 . Противоположением изречения Пс.40:1 – «блажен кто взирает на нищего и убогого», – поступку Иуды, высказавшегося за продажу мира Магдалины и раздачу денег нищим ( Мк.14–5 ), св. епископ старается выяснить и доказать ту мысль, что Иисус Христос делает внушение Иуде только за то, что он имел в виду похитить часть суммы от продажи мира 241 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Поскольку в литературе XI–XIV bb. к Слову относились как к Логосу (Богоданность Слова), воспринимали его умом (духовной сущностью), то и написанное сакральным церковно-славянским языком воспринимали как Истину (Истина есть Бог). «Явление словесъ твоихъ просвещаетъ, и вразумляетъ младенца. Оуста моя отверзохъ, и привлекохъ духъ, яко заповеди твоя желахъ» (Пс.: 118. 130–131). По сути, древнерусские авторы следуют высказанной в Псалтыри доктрине: «Вымыслы человеческие ненавижу, закон Твой люблю» («Законопрестоупныя возненавидехъ, законъ же Твои возлюбихъ») (Пс.: 118. 113). «Помощникъ мой, и заступникъ мои еси, на словеса твоя оуповахъ» (Пс.: 118. 114). Читатель верит автору, автор верит читателю, что тот правильно поймет написанное (для этого нужен такой же путь домостроительства: по Благодати написанное по Благодати же будет воспринято и понято) и его не осудит: «Нъ молю вашю, братие, любовь; не зазрите ми грубости, ничто же бо от своего ума сде въписано», – замечает Кирилл Туровский . «Нъ послушайте, братие, съ всякымъ прилежаниемь и не зазритн грубости моеи» – просит преподобный Нестор. «Молю же вы и почитающа, да любве ради Божия въспоминаите мя и глаголите: «Боже, молитвами преблаженую страстотерпцю Бориса и Глеба, очисти грехы списавшаго си»» . Даже переписчик Святого Евангелия смиренно обращается к читателям: «А исправяче чьтете, блазнь бо не хотию написане (то есть, не по собственной воле, не по своему желанию), нъ дияволею пакостию» . Здесь очень важен подчеркнутый автором аспект смирения: ошибки в переписанный текст вкрались помимо его воли, дьявольскими кознями. Его собственная воля, это даже не вызывает сомнения, направлена на спасение души, иначе бы он не взялся за тяжелый и ответственный труд переписывания Евангелия. 2.1.1.3. Древнерусские творения Историческая (точнее – историко-богословская) тема занимает в древнерусской литературе доминирующее место. Уже в одном из ранних историософских сочинений «Слове о Законе и Благодати», прочитанном пресвитером церкви св. Апостолов в Берестове Иларионом (впоследствии первым из русских митрополитом Киевским) в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы на Золотых воротах в Киеве в ночь с Благовещения на Пасху (с 25 на 26 марта 1038 г.), в первый юбилей крещения Руси, предпринята удачная попытка осознать историческое место Древней Руси в контексте мировой христианской истории .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Слава и ныне: Безбрачная Дева, непостижимо плотию зачавшая Бога, Матерь Бога Вышнего, прими мольбы Твоих рабов, Пренепорочная, подающая всем очищение прегрешений; приняв ныне наши молитвы, молись о спасении всех нас. Тропарь: С небес сошел Ты, Милосердный, и воспринял тридневное погребение, чтобы освободить нас от страданий. Жизнь и воскресение наше, Господи, слава Тебе. Богородичен: Благой Господи, ради нас родившийся от Девы, претерпевший распятие, Своею смертью победивший смерть и, как Бог, явивший воскресение, не презри созданных Твоею рукою, яви Свое человеколюбие, милостивый; прими ходатаицей за нас родившую Тебя Богородицу и спаси, Спаситель наш, людей отверженных. Ипакои: Мироносицы, придя ко гробу жизнеподателя, стали искать Владыку, бессмертного между мертвыми, но получив от ангела радостную весть, возвестили Апостолам, что воскрес Христос Бог, даруя миру великую милость. Антифоны 1. С юности моей враг искушает меня и наслаждениями воспламеняет меня, но я, возложив на Тебя, Господи, всю надежду, побеждаю его (Пс. 128). 2. Ненавидящие Сион да будут прежде исторжения как трава; ибо Христос мучительными ударами рассечет их шеи. 3. Все живет Святым Духом, Он Свет от Света, Бог великий. Прославляем Его вместе с Отцом и Словом. 4. Сердце мое да ограждается страхом Твоим в смиренномудрии, чтобы оно, возгордившись, не отпало от Тебя, Всемилосердный (Пс. 129). 5. Возложивший надежду на Господа на убоится в то время, когда Он будет судить и наказывать огнем. 6. Всякий причастный Божественной благодати Святым Духом видит, предсказывает и творит великие чудеса, воспевая единого в трех лицах Бога, ибо хотя Божество и сияет тройственным светом, но Оно единовластительствует. 7. Я воззвал к Тебе, Господи, внемли мне, приклони ко мне молящемуся ухо Твое и очисти меня прежде, чем возьмешь меня отсюда (Пс. 130). 8. Всякий, возвращающийся к матери своей земле, снова выйдет, чтобы сообразно с жизнью получить наказание или награду. 9. От Святого Духа учение о Боге, Он — Единица Трисвятая, безначальный Отец, от которого вне времени родился Сын, и сопрестольный и соестественный Дух, от Отца воссиявший.

http://predanie.ru/book/217397-bogosluzh...

95. См.: Ин. 14:10. 96. См.: Ин. 16:13. 97. См.: Ин. 11:41–44. 98. См.: Рим. 1:20; Прем. 13:5. 99. См.: Деян. 16:7. 100. См.: Евр. 1:1. 101. См.: Деян. 9:15. 102. См.: 1Тим. 2:7. 103. См.: spir. s. 2. 143. 104. См.: 1Кор. 12:29–30. 105. Цицерон в своем трактате «Лелий, или О дружбе» (21. 80) (см.: More–schini. Р. 259, not. 23). 106. См. у свт. Афанасия Александрийского: с. arian. 1. 22; у свт. Василия Великого: adu. Eun. 1. 23; у свт. Григория Богослова: hom. 23. 4; or. 6. 13. 107. См.: 2Тим. 1:12; 4:8. 108. См.: 1 Фес. 5:8; Еф. 6:10–17. Cp.: exp. ps. 118, 9. 17; 10. 34; 14. 16; expl. ps. 36, 52–57; 37, 43; 38, 32; 43, 1; Abr. 1. 2. 6; Iacob 1. 36; exp. Luc. 2. 29. 109. См.: Мф. 16:18. 110. См.: 1 Kop. 3:10. 111. Пунктуация в цитате дана в соответствии с латинским текстом «О Святом Духе» и текстом Септуагинты. — Примеч. ред. 112. См.: Ин. 1:32, 34. 113. См.: Мк. 1:10. 114. Ср.: sacr. 6. 2. 5. 115. Ср. у Оригена: com. in Ioh. 2. 11. 85; у Тертуллиана: adu. Marcion. 3. 17. 3; 4.18.4. 116. См.: Ин. 16:28; 1Тим. 1:15. 117. См.:Ин. 15:26; 16:7. 118. Подробнее об этом см.: fid. 5. 94–99. 119. См.: Ис. 48:6. 120. См. у Дидима Слепца: spir. s. 20. 121. Cp.: exp. Luc. 7: 92. 122. См.: Исх. 31:18. 123. См.: Ин. 10:30. 124. Cp.: exp. Luc. 7. 92, а также у Дидима Слепца: spir. s. 20. 125. Animalis (греч. ψυχικς) — душевный. Этот термин характерен для антропологии ап. Павла, подробнее см.: Moreschini. Р. 273, not. 2. 126. См.: 1Кор. 2:13–14. 127. См.: Пс. 117:16. 128. См.: 1 Kop. 1:24. 129. См.: Исх. 15:8. 130. См.: Исх. 14: 21–28. 131. См.: Исх. 13:21–22. 132. Cp.: sacr. 1. 6. 22; myst. 3. 13. 133. Дидим Слепец приводит тот же ряд цитат из Священного Писания (см.: spir. s. 53). 134. Ср.: Ис. 66:2. 135. Морескини вслед за Фаллером видит здесь цитату из Исх. 33:22 (см.: Moreschini. Р. 281, not. 1). 136. См.: Лк. 11:20; Мф. 12:28. 137. См.: Пс. 8:4. 138. Ср.: Иов. 10:8. 139. См.: 3Цар. 3:16–27. 140. См.: Гал. 5:22. 141. См.: Быт. 12:4–20. 142. См.: Числ. 11:25. 143. См.: Евр. 3:7–11.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Иоанн Златоуст, Слово о Святом Духе, 11, PG 52, 826. 349 Ин. 3:34–35. 350 Иоанн Златоуст, Беседа 30 на Евангелие от Иоанна, 2, PG 59, 174 (р. п.: Т. 8(1). С. 193). 351 Пс. 44:3. 352 Имеется в виду тело Спасителя. 353 Ин. 1:16. 354 Иоиль 3:1. 355 2 Кор. 1:22. 356 Иоанн Златоуст, Толкование на псалом 44, 2–3, PG 55,185D–186C (р. п.: Т. 5 (1). С. 187–188). 357 Первое антирретическое слово к Евномию, PG 45, 464ВС (р. п.: Творения. М., 1863. Ч. 5. С. 148). 358 Т. е., по аналогии с человеком, который «рождает», то есть произносит слово посредством дыхания. 359 Там же. 360 См. Григорий Нисский, Послание к Авлавию о том, что не три бога, PG 45, 133ВС (р. п.: Творения. М., .1862. Ч. 4. С. 111–132). 361 Его же, К эллинам на основании общих понятий, PG 45, 180С (р. п.: Творения. Ч. 4. С. 183). 362 «τν ν βασιλεσι θεον ικν» — очень красивый греческий оборот, не передаваемый адекватно средствами современного русского языка; по–церковнославянски это читалось бы: «в царех божественнаго песнопевца». 363 Пс. 32:6. 364 Это Слово св. Григория не сохранилось. 365 Т. е., у человека причина бытия каждого заключается в двух лицах, — отца и матери, — равно как и вызванных ими к бытию детей может быть двое или больше. 366 В античную эпоху — третейский судья, посредник (διαιτητς). 367 Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 2, 7, С. 266 (р. п.: С. 267). 368 Григорий Нисский, К Авлавию, PG 45,133В (р. п.: Творения. Ч. 4. С. 130–131). 369 Иак. 1:17. 370 Григорий Богослов, Стихотворения. Песнопения таинственные, 3, 24–28, PG 37, 410А (р. п.: Творения. Т. 2, С. 23). Григорий Нисский, Опровержение исповедания Евномия, 2, PG 45, 469 В (р. п.: Творения. Ч. 5. С. 267). Палама (или его издатель) допускает здесь ошибку в цитате. Вместо «ο γαρ αν Πατρ κεχωρισμνος εφ " εαυτο νοηθεη» он пишет «αφ " εαυτο», в результате чего в новогреческом переводе читаем: «невозможно было бы помыслить Отца отдельно от Себя Самого, если Сын не присоединяется…». 371 Григорий Нисский, Опровержение исповедания Евномия, 2, PG 45, 469В (р. п.: Творения. Ч. 5. С. 267). Палама (или его издатель) допускает здесь ошибку в цитате. Вместо «ο γαρ αν Πατρ κεχωρισμνος εφ " εαυτο νοηθεη» он пишет «αφ " εαυτο», в результате чего в новогреческом переводе читаем: «невозможно было бы помыслить Отца отдельно от Себя Самого, если Сын не присоединяется…». 372

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Грех 3-й Почитание мощей нетленными есть вражда против Бога, так как Сам Бог сказал еще Адаму, нашему прародителю по плоти: прах ты, и в прах возвратишься ( Быт.3:19 ). А потому почитающие умерших, хотя бы и святых, нетленными, делают Бога лживым, потому что не веруют слову Божию, так как в Св. Писании засвидетельствовано во многих местах, что человек, отходящий в вечность, есть прах и тлен. Смотрите в следующих местах Писания, а именно: ( Пс.89:4 ; Ин.11:39 ; Деян.13:36 ; 1Кор.15:50 ; Иер.8:1–2 ). Мы же, будучи потомками прародителя нашего Адама, не должны и думать, что тела человеков могут быть нетленными, ибо Сам Бог сказал Адаму: прах ты, и в прах возвратишься. Сказывая это Адаму, значит Он и нам говорит тоже, как потомкам Адама, происшедшим из чресл его. И слово Божие верно, ибо Он лгать не может ( Чис.23:19 ). Грех 4-й Ходатайство перед Богом поручено единственно только Иисусу Христу, потому что на Нем положили печать Свою Отец Бог ( Ин.6:27 ). И апостол Павел также говорит об этом: ибо Един Бог, Един и Посредник между Богом и человеком – человек Христос Иисус ( 1Тим.2:5 ). А также сказано и в следующих местах Св. Писания, которые обозначены ниже, а именно: ( 1Ин.2:1 ; Ин.14:13–14 ; Рим. —130— 8:26:27:34; Еф.2:18 ; Евр.7:25; 8:6; 9:15:24; 12:24 ; Пс.59:13; 141:5–7 ; Ис.8:19 ; Ос.7:16 ; 1Цар.28:15–1 6). Изложенные выше писания ясно свидетельствуют, что если кто-либо обращается за ходатайством к кому-либо, кроме Иисуса Христа, то тот становится врагом Богу. Даже запрещено обращаться за ходатайством и к святым, которые отошли в вечность. Это видно из ( 1Цар.28:15–16 ). Отсюда ясно видно то, что вопрошающие святых, которые отошли в вечность, тревожат дух их и тем делают себя врагами Богу. Грех 5-й Всякий человек, кто бы он ни был, но если он обращается в молитве к Пресвятой Деве Марии и говорит: Пресвятая Богородице, спаси нас, – то тот человек становится врагом Богу, так как в Св. Писании прямо и ясно сказано: ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись ( Деян.4:12 ). И еще следует читать ниже, а именно: ( Ин.10:7:9; 14:6 ; Деян.5:31; 13:39; 15:11; 10:42–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В проповеднической деятельности И. открыл «новую эпоху» - «жизненно-практическое направление» в отечественной проповеди и «стремление освещать и оценивать в духовной журналистике факты общественной жизни с религиозно-нравственной точки зрения» ( Надеждин. 1906. С. IV). Прот. Г. Флоровский отмечал, что «это был человек крутого нрава и острой мысли, «замечательно образованный, но свирепый человек». В эпоху «великих реформ» он с неожиданной смелостью и откровенностью заговорил о христианском суде и обновлении жизни, о житейской и общественной неправде» ( Флоровский. 1988. С. 225). По подсчетам Н. А. Романского, всего опубликовано 60 бесед И. ( Романский. 1887. С. 135). Из них 30 было собрано во 2-м издании сб. «Беседы, поучения и речи, сказанные смоленской пастве» (1876; в 1-м изд. сборника (1871) помещено 28 бесед; уже современники отмечали небрежность, опечатки и неполноту обоих изданий), остальные напечатаны в журналах «Смоленские епархиальные ведомости» (1880), «Православный собеседник» (1857-1859), «Христианское чтение» (1865, 1866, 1870, 1874) (подробнее см.: Там же. С. 130-135). Первая проповедь была произнесена в Сергиевском посаде (ныне г. Сергиев Посад) (1842), 24 - в С.-Петербурге, 6 - в Казани, остальные - в Смоленске. Мн. проповеди и беседы И. не были опубликованы и известны только по названиям (Там же. С. 135-137). По содержанию проповеди можно разделить на нравственно-догматические и жизненно-практические (или публицистические). Среди нравственно-догматических тем выделяются такие, как значение крестного знамения (Слово в день Воздвижения Честного и Животворящего Креста//ПС. 1857. Ч. 1. 4. С. 945-952), учение об ангелах (Слово в день Собора св. Архистратига Михаила//Там же. С. 953-960), отношение к расколу (Слово в Неделю 5-ю по Пасхе, о самарянине//Там же. 2. С. 482-518), жизнь буд. века (Последние дни Страстной седмицы и первый день Пасхи - образы последних дней и будущего века//ПС. 1858. Ч. 1. 4. С. 407-419), толкование евангельских рассказов о кающейся грешнице и немилосердном заимодавце (Суд Божий и суд человеческий//Там же. С. 567-577) и др.

http://pravenc.ru/text/469548.html

Василий Великий, Письмо 234, 1 — Courtonne 3, 42 — PG 32, 868С–869А. 873 1 Тим. 1:7. 874 Ин 1:18. 875 1 Тим 6:16. 876 См.: 4, 22, 57. 877 напр.: 878 Дан 7:18. 879 Вариант: окончания. 880 1 Сол. 4:17. 881 Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 1, 4 — PG 3, 592ВС. 882 Афанасий Александрийский (псевдэпиграф), О воплощении Бога Слова 4 — PG 28, 96А. 883 Григорий Богослов, Письмо 101 к Клидонию — PG 37, 181 AB. 884 Ср.: 1 Сол. 5:5; Лк. 16:8. 885 Иоанн Златоуст, Увещевательное слово к Феодору, 11 — Dumortier 136–140/PG 47, 291–292. 886 Он же, К молодой вдове, 3 — SC 138, 130/PG 48, 603. 887 Мф. 13:43. 888 Кирилл Александрийский, Толкование на Иоанна, 12 — PG 74, 716D. 889 Лк. 17:21. 890 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 10 — PG 96, 561AB. 891 Ср.: 5, 6, 17. 892 Быт. 3:19. 893 Андрей Критский, Слово на Преображение — PG 97, 932С–933В. 894 Там же, 930CD. 895 1 Петр. 2:9. 896 На самом деле этот отрывок принадлежит Григорию Нисскому: Григорий Нисский, In sextum Psalmum — McDonough, J. (ed.), Gregorii Nysseni opera, vol. 5, Leiden, 1962, p. 189–190. 897 Пс. 44:4–5. 898 Василий Великий, Беседа на псалом 44, 5, PG 29, 400С. 899 Он же, Беседа на 29, 5, PG 29, 317В. 900 Григорий Нисский, Надгробное слово Василию Великому — PG 46, 793С. 901 Деян. 9:3. 902 2 Кор. 12:2. 903 Схолия: «воссиянием по ипостаси здесь он называет воссияние духа, как пребывающее [неизменным]. Ибо [осияние, бывающее] посредством [открытия] смыслов, подобно молнии, бывает мимолетно, как и Григорий Богослов говорит». 904 Макарий Египетский, О свободе ума, 23 — PG 34, 957АВ. 905 Он же, О возвышении ума, 1 — PG 34, 889С; Беседа 5, 11–12 — PG 34, 516В–517В. 906 Он же, О свободе ума, 21 — PG 34, 956ВС. 907 Григорий Богослов, Слово 39, 9 — PG 36, 344В. 908 Пс. 17:12; 2 Цар. 22:12. 909 Григорий Богослов, Слово 32, 15 — PG 36, 189D–192A. 910 Иоанн Синайский, Лествица, 7, 55 — PG 88, 813АВ. 911 Мы исходим здесь из значения «τμνω» как «вырезывать». В русском переводе Исаака Сирина это место читается: «Молитва есть чистота ума, которая одна, при изумлении человека, уделяется от света Святой Троицы» (Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина слова подвижнические, М., 1993, с. 67.), а в английском: «…, and it is terminated only by the light of the Holy Trinity» (The Ascetical Homilies of Saint Isaac the Syrian, Holy Transfiguration Monastery, Boston, Massachusetts, 1984); а новогреческий переводчик Паламы: «…πο μνο ατη αποσπται απ τ φς της αγας Τριδος» (которая только одна отрывается от света Святой Троицы). 912

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Другие, близкие к СПб 216, псалтыри: а) Синод. Библиот. гр. 356 (X в.), б) СПб гр. 214 (XI в.), царевича Константина, сына Еммануила VIII (слово καθισμα не находится перед Пс. 1 , а после Пс. 8 , указывая место, где полагается сидение, пока исполняется «седален», между тем как псалмы читались стоя («статья» – στασι? – statio). в) СПб гр. 663 (XII в.), где нет самого слова «кафисма», но после каждых трех «слав» читается Трисвятое и Отче наш, что указывает, что Псалтырь читалась вне служб. 2) – Современный Часослов 133 См. историческое введение к Часослову: «La priere des Heures» (Молитва часов), Chevetogne, 1975: общее и частичные предисловия отца Николая Эгендэра (N. Egender); см. Каратаев, «Библиографические заметки о старославянских печатных изданиях», СПб, 1872. Часослов является в разных объемах: 2 . Малый Часослов,  содержащий: а) Все суточные службы (часы, вечерня, повечерие и т. д.), б) Тропари и кондаки праздников и наиболее чтимых святых, в) Некоторые каноны и акафисты г) Молитвы на разные случаи. Рукописи: Афон, Ватопеди 1248 (XI в.); см. А. Никольский , Описание слав. рукописей. в архиве Синода, 1, NN 127, 128, 130. Издания: Москва, 1901, 1961. 3 . Большой Часослов  (Иерейский Молитвослов): а) Все суточные службы с иерейскими молитвами и диаконскими ектениями (из Служебника), б) Полный календарь с тропарями и кондаками каждого дня, в) Каноны и акафисты, г) Пасхалия и прочее. Славянские издания: Краков, 1491 (Часословец); Венеция, 1493; Москва, 1913; Рим, 1950 и др. Греческие издания: Каллиергис, Венеция, 1509; Да Сабио, Венеция, 1523; Варфоломея Кутлумусия с благословением Константинопольск. патриарх., Венеция, 1832; кард. Питра, Рим, 1876, Константинополь, 1900. 4 . «Псалтырь с восследованием»  (Следованная Псалтырь): а) Полная Псалтырь с песнями, с указаниями для келейного чтения, б) Все суточные службы и т. д., как Большой Часослов.. Рукописи: Синод. Библ. 431 (см. Описание., III, 1, 537). Издания: Краков, 1491 (16 изданий до 1600 г.); Москва 1906. 5 . Анфологий  (A­ νθολγιον) 134

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Жизнь была свет человеков. Слова свет и жизнь — одни из самых характерных в четвертом Евангелии. Дальше Сам Иисус говорит, что Он есть Жизнь (11:25; 14:6) и что Он есть Свет миру (8:12; 9:5; 12:46). Пролог здесь ничего не прибавляет к содержанию остальной части Евангелия, но лишь указывает на космологический смысл того, о чем затем говорится в плане сотериологии. Эти слова Иоанна глубоко укоренены в учении ВЗ: Бог есть податель жизни (о воскресении мертвых см. Иез 37:1–14; Дан 12:2), источник света и премудрости (Пс 118:130), ср. в особенности Пс 35:10 ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет — отрывок, который почти несомненно имеет здесь в виду Иоанн. Премудрость Божия есть отблеск вечного света (Прем 7:26), она говорит: Кто нашел меня, тот нашел жизнь (Притч 8:35), через нее человек достигает бессмертия (Прем 8:13,17). Источником жизни является также закон — дал им в наследство закон жизни (Сир 17:9); человек имеет в себе столько жизни, сколько он изучает закон — изречение, приписываемое Гиллелю. По учению законников, слова Торы — свет миру; мир сей — время ночи, мрака и смерти, мир грядущий озарит великий свет, в нем верным уготована вечная жизнь и непрестанный день (2 Варух 48:50; Псалмы Соломона 16:6). Слова свет и жизнь играют почти такую же ключевую роль в эллинистической религиозной и философской мысли. Многие популярные верования опирались на мифы, говорившие о борьбе света с тьмой. В первом и тринадцатом герметических трактатах 8 говорится о жизни и свете: бог Нус (разум) характеризуется как Свет и Жизнь, и те же атрибуты присваиваются архетипическому человеку (“от жизни душа, от света разум”, 1:17). Человек, получивший спасение, свидетельствует о жизни и свете (1:32). Вообще одно из ключевых положений гностической мысли заключается в том, что только причастность свету, то есть познанию, может даровать жизнь, то есть спасение. В большей степени, чем ветхозаветный или эллинистический фон, для Евангелиста имеет значение первоначальное Предание, согласно которому Иисус Христос в Своих чудесах, Воскресении и неизменном пребывании среди учеников открывает Себя как Жизнь мира. О символике света в синоптической традиции см. Мф 5:14; Мк 4:21–22; Лк 17:24. Иисус Сам в Себе есть свет и жизнь, и через Него свет и жизнь приходят в мир: Ин 3:15–16; 4:14; 5:24–30; 6:35,63; 8:12; 9 (вся глава об исцелении слепого); 10:10; 12:35–36; 17:3.

http://pravmir.ru/referat-barret-ch-k-ev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010