Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН МАГУЛА [греч. Κωνσταντνος Μαγουλς, букв.- «толстощекий»] (1-я пол. XV в.), доместик г. Фивы, визант. мелург; др. сведений о его жизни не сохранилось. Из произведений К. М. наиболее известен калофонический стих из полиелея «Молнии в дождь сотвори» (Пс 134. 7) 1-го гласа. В рукописной традиции это произведение К. М. наиболее распространено в версии, «украшенной» (καλλωπισμνος) его современником мелургом Мануилом Газисом (Lesb. Leim. 287. Fol. 30-32, ок. 1600 г.; 286. Fol. 49-51v, после 1600 г.; 285. Fol. 63-65, 1-я треть XVII в.; 245. Fol. 94-96v, 1649 г.; 230. Fol. 206-207; 459. Fol. 91v - 92v; 238. Fol. 119v - 120v, все 3 - ок. 1700 г.; 8. Fol. 57-57v, кон. XVIII в.; ГЭ. Ω. 1163. Л. 62-69 об., 1-я пол. XVII в.; РНБ. Греч. 237. Л. 43 об.- 45 об., посл. четв. XVII в.; 130. Л. 85 об., нач. XVIII в.; 132. Л. 121, посл. треть XVIII в.; 711. Л. 76 об., XVIII в.; РНБ. ОЛДП. О. 117. Л. 105 об.- 107 об., 1729-1731 гг.; CPolit. Bibl. Patr. K. Ananiadou. 6. Fol. 15v - 16, 1680 г.; БАН. РАИК. 35. Л. 164 об.- 166 об., кон. 10-х - нач. 20-х гг. XVIII в.; 42. Л. 108 об.- 112, сер. XVIII в.; Athen. O. et. M. Merlier. 12. Fol. 27-28, 30-40-е гг. XVIII в.; Lesb. Ypselou. 40. Fol. 30-32, ок. 1750 г.; транскрипция в нотации нового метода , выполненная в 1819 г. хартофилаксом Хурмузием : Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri. 704. Fol. 17v - 20). В немногих самых ранних списках этот стих приведен без обработки (Ath. Iver. 1120. Fol. 262-276v, 1458 г.; Athen. Bibl. Nat. 2401. Fol. 106-107, посл. четв. XV в.- здесь стих назван аллилуиарием). Будучи одной из самых распространенных калофонических обработок стихов полиелея, произведение К. М. чаще всего встречается в составе полиелеев «Раби Господа» Николая Кукумы (1-я пол. XV в.) и Панайотиса Хрисафа Нового (2-я пол. XVII в.), реже - в др. версиях, напр. в полиелее Петра Берекета (кон. XVII - нач. XVIII в.). Нередко этот стих бывает выписан отдельно, что является примером «превращения» части произведения в самостоятельную калофоническую матиму (Cypr.

http://pravenc.ru/text/2057090.html

К VII в. тесная связь праздников Обновления и В. перестала ощущаться - возможно, по причине нашествия персов на Палестину и разграбления ими Иерусалима в 614 г., повлекшего за собой пленение св. Креста персами и частичное разрушение древней иерусалимской литургической традиции. Так, свт. Софроний Иерусалимский в проповеди говорит, что не знает, почему в эти 2 дня (13 и 14 сент.) «Воскресение предшествует Кресту», т. е. почему праздник Обновления храма Воскресения предшествует В., а не наоборот, и что причину этого могли знать более древние епископы (Ibid. Col. 3305). Впосл. именно В. стало основным праздником и получило широкое распространение на Востоке, особенно после победы имп. Ираклия над персами и торжественного возвращения св. Креста из плена в марте 631 г. (с этим событием связано также установление календарных памятей Креста 6 марта и в Крестопоклонную неделю Великого поста). Праздник же Обновления иерусалимского храма Воскресения, хотя и сохранился в богослужебных книгах вплоть до наст. времени, сделался предпраздничным днем перед В. (см. Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме ). Праздник В. в иерусалимском богослужении IV-X вв. В сохранившемся в арм. переводе иерусалимском Лекционарии нач. V в. главным праздником остается Обновление. На 2-й день праздника (т. е. в день В.), 14 сент., все собираются в Мартириуме, и там св. Крест показывают всем собравшимся; повторяются те же антифон и чтения (прокимен из Пс 64; 1 Тим 3. 14-16; аллилуиарий со стихом из Пс 147; Ин 10. 22-42), что и в 1-й день ( Renoux. Lectionnaire arménien. P. 360-363). В груз. переводе иерусалимского Лекционария V-VII вв. праздник Обновления 13 сент. продолжается 8 дней. 2-й день, 14 сент., уже имеет особое название - «день Воздвижения Креста». В этот день в 3-м часу (9 часов утра по совр. счету, т. е. после утрени) совершается чин воздвижения св. Креста и поклонения ему, после к-рого сразу следует Божественная литургия. На литургии Лекционарий указывает тропарь (видимо, входной) «Христа печать» со стихом из Пс 27; чтения (Притч 3. 18-23; Ис 65. 22-24; Прем 14. 1-7; Иез 9. 2-6; 1 Кор 1. 18-25; аллилуиарий со стихом из Пс 45; Ин 19. 16b - 37) (заимствованы из службы Великой пятницы); тропари на умовение рук и на перенесение Даров (эти моменты в чине иерусалимской литургии ап. Иакова сопровождались особыми песнопениями) - «Глас пророка Твоего» и «Ангелов лики Тебя славят». Также указан прокимен на вечерне в день В. (из Пс 97). Праздник Обновления в Лекционарии является началом нового цикла литургийных чтений, воскресенья вслед за ним носят названия 1-го, 2-го и т. д. по Обновлении ( Кекелидзе. Канонарь. С. 130-132, 147-149; Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. 1240-1246).

http://pravenc.ru/text/155081.html

На Руси наряду с Мученичеством, составленным прп. Симеоном Метафрастом, бытовал перевод дометафрастовского Мученичества К. (BHG, N 352); этот текст содержится в Волоколамских Минеях-Четьих (1-я четв. XV в.), а также в Великих Минеях-Четьих ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 410). Ист.: Niceph. Callist. Hist. eccl. VII 14; ActaSS. Ian. T. 2. P. 458-483, 460-470; SynCP. Col. 415б, 418; MartRom. P. 32; PG. 114. Col. 816-893 [Мученичество авторства прп. Симеона Метафраста]; PG. 117. Col. 277 [Минологий Василия II]; ЖСв. Янв. Кн. 2. С. 285-315. Лит.: Chabot J.-B. Trois homélies de Proclus, évêque de Constantinople. R., 1896; Eldarov G. Agathangelo e Clemente//BiblSS. 1961. T. 1. Col. 337-338; Janin. Églises et monastères. 19692. P. 91-92; Majeska G. P. Russian Trevellers to Constantinople in 14th and 15th centuries. Wasch., 1984. P. 43, 187, 296-297; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. 19952. Σ. 253; Сергий (Спасский). Месяцеслов. 1997р. Т. 3. С. 35-36; Νικδημος. Συναξαριστς. 19984. Τ. 3. Σ. 127-130. Е. М. Беленькая Гимнография Мученичество святых Климента, еп. Анкирского, и Агафангела. Миниатюра из Минология. 1322–1340 гг. (Bodl. f. 1. Fol. 44v) Мученичество святых Климента, еп. Анкирского, и Агафангела. Миниатюра из Минология. 1322–1340 гг. (Bodl. f. 1. Fol. 44v) Память К. отмечается 23 янв. в древнем иерусалимском Лекционарии V-VIII вв., известном в груз. переводе; назначается общее последование «учителям» ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. P. 32). В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. память К. также отмечается 23 янв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 208); К. назначаются 2 тропаря: плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Κλμα σιτητος κα στλεχος θλσεως (          ) и 4-го гласа Καννα πστεως (    ); прокимен Пс 63. 11, Апостол (Евр 10. 32-37), аллилуиарий, Евангелие и причастен - по усмотрению служащих. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 324), отражающем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, память К. отмечается 23 янв., но без описания богослужебного последования. Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Типикон. Т. 1. С. 397-398), представляющему малоазийскую редакцию Студийского устава , служба К. 23 янв. включает: отпустительный тропарь плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Κλμα σιτητος κα στλεχος θλσεως (          ), кондак, канон плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа, цикл стихир-подобнов, дополнительный подобен на утрене, самогласен и седален; на литургии назначается прокимен Пс 115. 6, аллилуиарий Пс 131. 9, Апостол и Евангелие - дня, причастен Пс 32. 1. В целом такое же последование К. зафиксировано в афоно-италийских студийских Типиконах - Георгия Мтацминдели Типиконе сер. XI в. ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 252) и Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 112).

http://pravenc.ru/text/1841335.html

Приидите же и вы, возлюбленные, и на псалтири Богодухновенного Давида воспоем предуказанные слова; воскресни Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея ( Пс. 131:8 ). Подлинно, Святая Дева есть кивот, внутрь и вне позлащенный и принявший в Себя все сокровище освящения. Воскресни, Господи, в покой Твой. Изыди, Господи, из недр Отца, дабы восставить падший род прародителя. Воссылая такое моление и в пророчественном духе обращаясь к лозе, имеющей произрастить цвет прекраснейшего плода, Давид говорит: слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо твое, и забуди люди твоя и дом отца твоего: и возжелает царь доброты твоея, зане той есть Господь твой, и поклонишися Ему ( Псал. 44:11, 12 ). Слыши, Дщи, то, что предсказано о Тебе и собственными очами созерцай самое дело. Слыши меня, благовествуюшего Тебе Архангела, который ясно возвещает Тебе величайшее таинство. Приидите, возлюбленные, и мы, возобновив в памяти прошедшее, прославим, ублажим и возвеличим отрасль Иессея, произрастившую для нас сверхъестественно жезл (Христа). Лука в Божественном Евангелии, свидетельствуя не только об Иосифе, но и о Богородице Марии, повествует о родственном союзе Ее с Давидом. Взыде Иосиф от Галилеи – говорит он – из града Назарета во Иудею, во град Давидов, иже нарицается Вифлеем, зане быти ему от дома и отечества Давидова, написатися с Мариею, обрученою ему женою, сущею непраздною. Бысть же, егда быша тамо, исполнишася дние родити Ей: и роди Сына Своего первенца, и повит Его, и положи Его в яслех; зане не бе им места во обители ( Лук. 2:4–7 ). (Мария) пеленами повила Того, Кто одевается светом, яко ризою ( Пс. 103:2 ), – пеленами повила Того, Кто создал всю тварь, – положила в яслях Того, Кто седит на Херувимах, и Кого славословят бесчисленные сонмы Ангелов. Слово Божие почило в яслях бессловесных животных, для того, чтобы людям, соделавшимся неразумными по своей свободной воле, даровать смысл. На трапезе животных предложен хлеб небесный, чтобы людей, огрубевших, подобно животным, сделать участниками таинственной трапезы. Зане не бе им места во обители. На земле не имел места сотворивший словом небо и землю; и это потому, что Он богат сый, обнища нас ради ( 2Кор. 8:9 ), и по сродной Ему благости к нам, избрал для спасения естества нашего самое крайнее уничижение. Тот, Кто исполнил во всей точности совет домостроительства (Божия), положенный в небе, в недрах Отца, – возлег в вертепе, в ложеснах матерних и в яслях. Сонмы Ангелов окружали Его, воспевая славу на небе и мир на земле. Он сидел на небе одесную Отца, и в то же время почивал в яслях, как бы на Херувимах. Но, поистине, и здесь был тогда престол Херувимский, престол царский, Святое святых, престол единый славный на земле, святейший: на нем почивал Христос Бог наш. Ему слава, честь и держава со безначальным Отцем, со Святым и животворящим Духом, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь 130 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 1. С. 429-454; Ч. 2. С. 157, 184-185, 322, 334, 338, 340; он же. Древние церк. обряды в Новгороде по указанию письменного архиерейского Чиновника, или Устава. М., 1861. С. 7, 43-44; Краснянский Г. Месяцеслов (святцы) Новгородских святых угодников Божиих, открыто и под спудом почивающих. Новгород, 1876. С. 153-170; Ключевский. Древнерус. жития. С. 58-64, 140-146; ПДП: Отчет о деятельности Общества с 25. XI. 1879 г. по 1. IV. 1880 г. СПб., 1880. Вып. 2. С. 59-70; Строев. Списки иерархов. Стб. 49. 2; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 79-85; Варсанофий (Охотин), еп. Акафист прп. и богоносному отцу нашему игум. Хутынскому, Новгородскому чудотворцу Варлааму//ПС. 1902. 11. С. 600; Слезскинский А. Г. Хутынский мон-рь: Из экскурсии в окрестностях Новгорода//ИВ. 1903. Т. 94. 12. С. 926-942; Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания. СПб., 1908. С. 13, 21-37, 114-119, 130-136, 144-151; Дмитриев Л. А. Житийные повести Рус. Севера как памятники лит-ры XIII-XVII вв. Л., 1973. С. 13-95, 271-281; он же. Житие Варлаама Хутынского//СККДР. Вып. 1. С. 138-142; он же. Видение хутынского пономаря Тарасия (Прохора)//Там же. Вып. 2. Ч. 1. С. 135-138; он же. Житие Варлаама Хутынского//Лит-ра Древней Руси: Биобиблиогр. словарь/Под ред. О. В. Творогова. М., 1996. С. 60-61; СКСРК, XI-XIII вв. М., 1984. 167. С.187-188; Зализняк А. А. , Янин В. Л. Вкладная грамота Варлаама Хутынского//Russian linguistics. 1993. [Т.] 16. С. 185-202; Водов В. Первые новгородские святыни и святые (до нач. XV в.)//Вел. Новгород в истории средневек. Европы. М., 1999. С. 382-390; Новикова В. К. Прп. Варлаам Хутынский, новгородский святой. СПб.; М., 2003. Л. А. Секретарь Иконография Святые Варлаам Хутынский, Иоанн Милостивый, Параскева Пятница и Анастасия с Богоматерью " Знамение " . Икона. 2-я пол. XV в. (ГРМ) Святые Варлаам Хутынский, Иоанн Милостивый, Параскева Пятница и Анастасия с Богоматерью " Знамение " . Икона. 2-я пол. XV в.

http://pravenc.ru/text/154255.html

Стр.116 Издатель считает, что под голубем имеется в виду Иосиф, хотя признается, что не знает ни одного использования этого образа. Купцом является Завулон (Быт 49,13). Стр.127-130 Смысл этой строфы не был уловлен, по собственному признанию, издателем. Нам представилось возможным внести корректуру, что позволило восстановить смысл: Иудеи отошли от воли Божией, не уразумев ее. Им вменяется, что они отвергли то, что им было изначально дано Богом: хранить в себе тайны Христа. Они были выбраны для того, чтобы в их народе родился Иисус Христос. Это было решено предвечно. Повторим, что праведность для Исаака состоит в подчинении человеком воли Божией. Но как раз ее-то и не могли вместить иудеи, ибо это заставило бы их принять относительную ценность закона. Еще здесь хотелось бы обратить внимание на указанное уже стремление Исаака использовать слово во всех его значениях. В стр.126-133 одно и тоже слово употреблено 4 раза. Мы переводим его как немощный/чахлый/больной. Особенность употребления слова такова, что в каждом месте оно означает только что-то одно, в другом - другое. Эти значения, хотя и могут быть взаимозаменяемы, нельзя свести к некоторому ,,общему знаменателю " . В каждом месте слово значит ровно столько, сколько оно здесь значит. Не больше и не меньше. Стр.129 Словом развращаться мы переводим сир. глагол hm , который означает ставить на дрожжи, бродить, волновать. Стр.132 Под тайнами подразумевается предвечное избрание колена Иуды как племени, в котором должен родиться Христос. Это тайны в том смысле, что неким непостижимым образом колено Иуды еще до рождества Христова соединено с Богом. Стр.161-164 Пс 109,2 Стр.173-184 Быт 49,8-10 Стр.187 Сир. слово tupsa, которое мы передаем словом образ, является калькой с греческого tipos. Стр.189 Ис 553,2 Стр.191 Быт 49,11 Стр.203 -204 Быт 49,11 Стр.207 В понимании этой строки мы разошлись с издателем. Его перевод: He cleans his cloak which has become red. Но тогда не понятно, что это за красная одежда? Слово, переводимое издателем как становиться/быть красным, мы переводим Адам, так как сирийский текст это позволяет. С такой заменой становится ясен смысл и полнее раскрывается образ. Крестная жертва Иисуса Христа, принесенная для освобождения человека от первородного греха Адама и отменяющая жертвоприношения, была совершена Им таинственным образом под видом хлеба и вина на Тайной Вечере, где было установлено сие творить в Мое воспоминание, что и происходит каждый раз в таинстве евхаристии.

http://pravoslavie.ru/1550.html

4. Песни упования (или веры). Тема упования на Господа так или иначе звучит и в хвалебных гимнах, и в плачах, однако в некоторых псалмах ей принадлежит основополагающее место. Такие псалмы, как правило, бывают краткими и содержат какую-нибудь впечатляющую метафору, посредством которой псалмопевец передает глубину своего упования. Примерами такого рода являются псалмы 22, 120, 130. 5. Царские псалмы. Господь, Царь мироздания, Тот, Кому посвящены псалмы; Давид, царь над людьми, одновременно и создатель многих псалмов, и субъект действия в некоторых из них. Тема царства, таким образом, занимает в Псалтири весьма значительное место. Но в отдельных псалмах мотивы царского достоинства Бога ( Пс. 23; 92 ) и служения земного царя ( Пс. 19; 20; 44 ) получают столь яркое воплощение, что представляется необходимым выделить их в особую группу. 6. Учительные псалмы (или псалмы мудрости). Говоря о библейских учительных писаниях, обычно имеют в виду книги притчей Соломоновых, Иова, Екклесиаста и Песнь песней. В этих книгах прямо говорится о том, как следует жить, дабы быть угодными Господу. Учительные писания занимают важное место и в псалмах. Так, содержащееся в Книге притчей резкое противопоставление праведных нечестивым содержится и в псалме 1. Другими примерами учительных псалмов могут служить 36-й, 48-й. Стилевые особенности. Текст Псалтири имеет поэтический характер. Псалмы состоят из коротких, практически равных по длине поэтических строк. Благодаря этой особенности Псалтирь выделяется на фоне прочих книг Библии. Используя специфический язык, поэт стремится затронуть не только разум, но и воображение, и эмоции читателя. Так, к примеру, слова «Господь Пастырь мой» ( Пс. 22,1 ) не просто передают информацию: они создают зрительный образ, воздействуя тем самым на восприятие человека гораздо сильнее, чем может воздействовать фраза, допускающая одно-единственное, буквальное понимание. Самым распространенным в ВЗ поэтическим приемом является, пожалуй, параллелизм. Суть этого приема в том, что две или более строки связываются воедино наличием в них перекликающихся по смыслу слов. Хорошим примером параллелизма может служить стих 2 из псалма 6: Господи! не в ярости Твоей обличай меня, и не во гневе Твоем наказывай меня. В подобных случаях для истолкования первой строки совершенно необходимо помнить, что содержащаяся в ней мысль продолжается и углубляется в следующей. В приведенном примере псалмопевец молит Господа не наказывать его; если в первой строке речь идет о наказании словом, обличении, то во второй о наказании делом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Прокимен, глас 6 Да уповает Израиль на Господа/отныне и до века. Стих: Господи, не возвеличилось сердце моё, и не превознеслись очи мои. Пс 130:3 , 1А Сподоби Господи в вечер сей: Сподоби, Господи: На стиховне самогласен, глас 2: На стиховне самогласен, глас 2 Очистим себе братие от всякия скверны плоти и духа,/свещи душ наших просветим нищелюбием,/не снедающе друг друга оклеветанием:/приспе бо время, егда Жених приидет/всем воздати по делом их./Совнидем Христу с мудрыми девами,/глас оный разбойника к Нему взывающе:/помяни нас Господи, егда приидеши во Царствии Твоем. Очистим себя, братия,/от всякой скверны плоти и духа,/светильники душ наших засветим любовью к нищим,/не поедая друг друга клеветою:/ведь приблизилось время, когда Жених придет/всем воздать по делам их./Войдем же вместе с мудрыми девами ко Христу,/известным возгласом разбойника взывая к Нему:/“Помяни нас, Господи, когда придешь во Царствии Твоем!” И глаголем стих: К Тебе возведох очи мои, живущему на небеси. Се яко очи раб в руку господий своих, яко очи рабыни в руку госпожи своея, тако очи наши ко Господу Богу нашему,/дондеже ущедрит ны. Стих: К Тебе возвёл я очи мои, живущему на небесах. Вот, как очи рабов – к рукам господ их, как очи рабыни – к рукам госпожи её, так очи наши – к Господу, Богу нашему,/доколе Он не помилует нас. Пс 122:1-2 И паки тойже самогласен. И снова тотже самогласен. Таже стих: Помилуй нас Господи, помилуй нас, яко по многу исполнихомся уничижения: наипаче наполнися душа наша поношения гобзующих,/и уничижения гордых. Стих: Помилуй нас, Господи, помилуй нас, ибо с избытком мы насыщены презрением. С избытком насыщена душа наша поношением от благоденствующих/и презрением от гордых. Пс 122:3-4 И мученичен: Святым мучеником молящимся о нас,/и Христа поющим,/всякая лесть преста,/и человеческий род верою спасается. Мученикам: Когда святые мученики/ходатайствуют о нас/и Христа воспевают,/всякое заблуждение прекращается/и человеческий род верою спасается. Слава, глас 8: Монахов множества,/наставники ныне чтим отцы преподобнии:/вами бо стезею воистинну правою ходити познахом./Блажени есте Христу работавшии,/и вражию низложившии силу,/ангелов собеседницы, праведных сожителе, и святых:/с нимиже молитеся Господеви,/помиловатися душам нашим.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/subbota-s...

Бог противится гордым: Покоритесь Богу, противостаньте диаволу, ибо сказано: Бог гордым противится ( Иак.4:7–6 ). Подчиняйтесь друг другу, потому что Бог гордым противится ( 1Петр.5:5 ). Бог унижает гордых: Дом надменных разорит Господь ( Притч.15:25 ). Так говорит Господь: сокрушу Я гордость Иуды и великую гордость Иерусалима ( Иер.13:9 ). Вот, Я – на тебя, гордыня, говорит Господь Бог Саваоф; ибо пришел день твой. И споткнется гордыня и упадет, и никто не поднимет ( Иер.50:31–32 ). Я уничтожу высокоумие филистимлян ( Зах.9:6 ). Горе за гордость: Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою ( Ис.5:21 ). Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагогах ( Лк.11:43 ). Верные а) свободны от гордости: Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои ( Пс.130:1 ). Любовь не превозносится, не гордится ( 1Кор.13:4 ); б) оплакивают гордость других: Душа моя в сокровенных местах будет оплакивать гордость вашу ( Иер.13:17 ). Увещание избегать гордости: Не величайся пред лицем царя и на месте великих не становись, потому что лучше, когда скажут тебе: «пойди сюда повыше», нежели когда понизят тебя пред знатным, которого видели глаза твои ( Притч.25:6–7 ). По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать ( Рим.12:3 ). Не превозносись один пред другим. Ибо что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил? ( 1Кор.4:6–7 ). Наказание за гордость: Истребит Господь язык велеречивый, тех, которые говорят: «кто нам господин?» ( Пс.11:4–5 ). За гордость Господь посылает страшные наказания и в конец низлагает гордого. Господь низвергает престолы властителей и посаждает кротких на место их. Господь вырывает с корнем народы и насаждает вместо них смиренных. Гордость не сотворена для людей ( Сир.10:16–21 ). Грядет День Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, – и оно будет унижено: и на все кедры ливанские высокие и превозносящиеся, и на все высокие горы и на все возвышающиеся холмы, и на всякую высокую башню. И падет величие человеческое, и высокое людское унизится, и один Господь будет высок в тот день ( Ис.2:11–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Сжигая мир без сожаления, подобно македонскому царю, сжигались собственной совестью. Величайшее заблуждение – достичь счастья, захлебываясь собственной гордостью и тщеславием. К сожалению, с трудом наступает понимание, что гордость, этот краеугольный камень искаженного человеческого естества, ведет не к миру, но взаимному пожиранию. «Гордость заключается в отрицании собственной слабости, в неадекватно завышенной самооценке, в стремлении к соревновательности, закрытости в отношении людей и Благодати. Как гибельный финал – изоляция, ненужность Бога, отрицание факта своей абсолютной зависимости от Него, спасение через само-совершенствование. Итак, чтобы не постигла нас эта участь, будем строить созвучие своей души вслед за Псалмопевцем: «Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое. Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди » (Пс. 130:1-2)» (С.А. Белорусов). Быть кротким означает сохранение истинного достоинства человека, которое заключено в непоколебимом следовании вослед Богу, в Котором полнота Истины, и блажен ищущий Ее. «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5: 6). Достижение Правды возможно только чрез веру во Христа, в которой рождается, по слову Апостола Петра, «добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь» (2 Пет. I, 5-7). Уставшая от цинизма душа жаждала приобщения к истинным ценностям, к евангельскому роднику. Но, как это не странно, но человеку, даже испившему из Святого родника, трудно припадать только к евангельской Правде. Душе еще хочется сохранить в себе бунтарский дух, который кажется сродным творческому порыву. Еще думалось, что с помощью бунта, возможно, разорвать порочный круг человеческой тошноты. Однако вместо прорыва – абсурд, в финале которого не свобода, но смерть без Христа, ибо Сизифов миф не способен человеку дать освобождение, как и не способно искусство, в котором много веков ищем Истину, и не находим (когда-то Альбер Камю сказал, что «дух освобождает только та мысль, которая оставляет его наедине с самим собой, убежденным в своей ограниченности и в предстоящей ему смерти. Никакая доктрина его не соблазняет. Он ждет, чтобы созрели и произведение, и жизнь. Отделившись от него, произведение позволит расслышать еще раз слегка приглушенный голос души, навеки избавившейся от надежды… Таким образом, я жду от абсурдного творчества того же самого, чего я требовал от мысли, - бунта, свободы и многообразия. Затем оно обнаружит свою полнейшую бесполезность творить – значит, придавать форму своей судьбе»).

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/25/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010