Отличался деспотическим характером, имел склонность к роскоши, часто устраивал пиршества. По выражению Н. С. Лескова , «мог бы постоять за дело веры, но, к сожалению, не оно его занимало» (Святительские тени//ИВ. 1881. Июнь. С. 424). Соч.: Слово на новый 1743 г. М., 1744; Надгробное слово при погребении П. К. Хлебникова. СПб., 1744; Указ Варлаама (Скамницкого) духовной консистории об определении казначея архиерейского дома и 2 прошения 1743 и 1746 гг. на его имя//Тр. Вятской учен. арх. комис. 1905 г. Вятка, 1905. Вып. 3. Арх.: РГИА. Ф. 796. Инв. оп. 18, 42, 90, 201. Ист.: ОДДС. Т. 11. 1903. 59; Т. 12. 1902. 232; Т. 14. 1910. 192, 347, 440; Т. 15. 1907. 10, 161, 322, 347, 425; Т. 16. 1906. 24, 33, 114, 120, 129, 130, 135, 141, 234, 246, 255, 321; Т. 19. 1913. 32, 36, 67, 72; Т. 20. 1908. 55, 208, 279, 303; Т. 21. 1913. 1, 169, 328, 615, 622, 628, 659, 702; Т. 22. 1914. 31, 233, 272, 505, 535, 584, 805, 809, 855, 868, 904, 1168. Прил. III; Т. 23. 1911. 26, 76, 135, 151, 331, 378; Т. 26. 1907. 134, 180, 185, 356; Т. 27. 170; Т. 28. 1916. 18, 50, 78; Т. 29. 1913. 68; Т. 31. 1909. 41, 118, 152, 253, 265, 277; Т. 32. 1915. 13, 58; Т. 34. 1912. 115, 161, 350, 408, 413, 424; Т. 39. 1910. 13, 17, 24, 104, 116, 154. Лит.: Платон (Любарский). Иерархии. С. 55; Ардашев В. Летопись 700-летнего существования г. Устюга Великаго//Вологодские ГВ. 1857. 48. С. 352; Суворов Н. Об иерархах бывшей Великоустюжской епархии//Вологодские ЕВ. Приб. 1869. 14. С. 600-603; Иконников В. С. Арсений (Мацеевич)//РС. 1879. Апр. С. 752; Лесков Н. С. Святительские тени//ИВ. 1881. Май. С. 60-61, 66; Июнь. С. 424; Суворов Н. Дела давно минувших дней//Вологодские ЕВ. Приб. 1886. 23. С. 355-363; Титов А. А. Летопись Великоустюжская по Брагинскому списку. М., 1903. С. 14-15; Рудаков В. Рецензия на издание указа Варлаама (Скамницкого)//ИВ. 1906. Янв. С. 325; Потоцкий П. , прот. Заботы рус. пастырей церкви о развитии просвещения и проповедничества среди белого духовенства в эпоху имп. Екатерины II//ПС. 1909. Июль-Авг. С. 211.

http://pravenc.ru/text/154209.html

«Да будут уши Твои внимательны к голосу моления» (Пс. 129:2) раба Твоего, Господи. Пусть «не надмевается сердце мое и не возносятся очи мои» (Пс. 130:1), но да пребываю в смирении, «доколе не найду места Господу, жилища» — Богу «Иакова» (Пс. 131:5). Где Ты «заповедал благословение и жизнь навеки» (Пс. 132:3), там я подниму «руки мои к святилищу и благословлю Тебя» (Пс. 133:2), Который будет «судить народ Свой и над рабами Своими умилосердится» (Пс. 134:14). «Боже богов и Господи господствующих» (Пс. 135:2—3), «плачу» (Пс. 136:1) и «поклоняюсь пред святым храмом Твоим» (Пс. 137:2); «испытай меня и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои и направь меня на путь вечный» (Пс. 138:23—24). «Соблюди меня, Господи, от рук нечестивого, сохрани от притеснителей» (Пс. 139:5). «Да направится Пс. 140:2), Господи. (Пс. 141:7), Господи. «Услышь» меня, Господи, «по истине Твоей и не входи в суд с рабом Твоим. Скоро услышь меня, Господи» , да не изнеможет «дух мой» (Пс. 142:1—2, 7), — так как Ты — Бог мой, «Милость моя, Прибежище мое и Избавитель мой» (Пс. 143:2). Ты «велик и достохвален, и величию Твоему» (Пс. 144:3) нет конца. «Восставь согбенного, разреши узника, открой очи слепому» (Пс. 145:7—8), Созидающий «Иерусалим, Господи» (Пс. 146:2). Когда же «укрепишь вереи ворот» (Пс. 147:2) Твоих, да поселюсь я внутри с сынами Твоими. Как хвалят Тебя «ангелы и все воинства Твои» (Пс. 148:2) в царстве небесном; так и я, веселясь с ними со славою в «собрании святых» (Пс. 149:1), да восхвалю и прославлю «на громогласных кимвалах» (Пс. 150:5) имя Твое святое, славное и царствующее в бесконечные века веков. Аминь. Душеспасительные размышления с молитвенными обращениями к Господу Иисусу Христу и Пресвятой Богородице 1. Призывание Всемогущего Бога для стяжания добродетельной жизни Господи Боже мой, дай, чтобы сердце мое Тебя желало, желая искало, ища нашло, найдя любило; любя, очистило себя от грехов; очистив, уже не повторяло их. Даруй, Господи Боже мой, сердцу моему покаяние, духу сокрушение, глазам источник слез, рукам щедрость к милостыне.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2770...

Уединенная жизнь в пустынях и вертепах способствовала неразвлекаемой молитве поэтому некоторые древние пустынножители, по милости Божией, выучивая наизусть длинные молитвословия (например, целую Псалтирь) использовали их, как непрестанную молитву, в форме непрестанного богомыслия. То есть они не нуждались в том, чтобы их непрестанная молитва непременно была краткой. Но следует признать такое делание труднейшим и приличным только совершенным. В древнейшем иноческом «Уставе Тавенисиотского общежития» говорится, – чтобы заученные тексты Священного Писания не оставались бесплодными, иноки «обязывались ум свой занимать богомыслием, посредством чтения на память Псалтири или других мест Писания. Им предписывалось: в церковь ли идут или из церкви, в трапезу или из трапезы, дома ли сидят за работаю или работают в пекарне, в саду или в поле, идут ли путем куда, или плывут в лодке, – во всех обстоятельствах, – телом дело делать, а ум занимать каким-либо местом Писания (например, псалмами 3, 28, 36 и проч.)». («Древние иноческие уставы», Москва, 1892 г., стр. 130). Из сего видно, что нередко древние делатели молитвы использовали для навыкновения в непрестанной памяти Божией один или несколько избранных псалмов. Особенное же распространение получил древнейший «Чин дванадесяти псалмов». В начале которого сказано, что эти двенадцать псалмов «пояху преподобнии отцы пустыннии во дни, и в нощи». На Русь этот Чин «принесе от Святыя горы преподобный Досифей, архимандрит Печерский». В псалмах сего Чина встречаются стихи прямо выражающие исихастическую традицию, хотя и были написаны они еще в ветхозаветные времена. Но составлены эти псалмы были, безусловно, по наитию того же Духа Святого, который вдохновлял и отцов-исихастов новозаветного времени. Так, в этих псалмах говорится: «Тебе рече сердце мое: Господа взыщу» ( Пс.26:8 ); «Ты оставил еси нечестие сердца моего» ( Пс.31:5 ); «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: воспою и пою во славе моей» ( Пс.107:2 ); «Благословлю Господа на всякое время, выну (т.е. всегда) хвала его во устех моих». ( Пс.33:2 ) – удивительный стих, истинное исповедание непрестанной молитвы; «Воззваша праведныя и Господь услыша их. Близ Господь сокрушенных сердцем» ( Пс.33:18–19 ); «Согреся сердце мое во мне, и в поучении моем разгорится огнь» ( Пс.38:4 ) – это точное описание действия умной молитвы. Заметим, что под «поучением» свв. отцы всегда подразумевали непрестанную молитву (см. еп. Игнатий Брянчанннов, П.с.тв., т. II); «Услыши молитву мою, Господи, и моление мое внуши» ( Пс.38:13 ); «воспою славу Твою, весь день великолепие Твое... весь день спасение Твое» ( Пс.70:8, 15 ); «Еще же и язык мой весь день поучится правде Твоей» ( Пс.70:24 ) – прообразовательное указание на непрестанную молитву.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/bogoob...

125 Ср.: Препп. Варсонуфий Великий и Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни. Вопросоответ 532. 126 Ср.: Преп. Иоанн Лествичник . Райская лествица. 4, 6. 127 Ср.: Препп. Варсонуфий Великий и Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни. Вопросоответ 59. 128 Молитва 2-я святого Антиоха ко Господу нашему Иисусу Христу (из вечернего правила). 129 То есть сбывавшиеся в действительности. Об этом см.: Свт. Афанасий Великий. Житие преп. Антония. 32. 130 Ныне Телль-Рама на территории Иордании. «Город Ливиада, по ту сторону Иордана, отстоит от Иерихона на двенадцать миль; в этой Ливиаде Моисей поразил жезлом камень, и истекли воды; оттуда вытекает большой поток, орошающий всю Ливиаду; там растет большая финиковая пальма Николая, там и Моисей вышел от века сего» ( Архидиакон Феодосий . Топография Святой Земли). 131 То есть недвоедушные, чьи желания и мысли не двоятся. 132 «Пастырь Ерма». Заповеди. 9. 133 Сщмч. Игнатий Богоносец. Послание к Поликарпу. 3. 134 Пс-Климент Римский. Письма к девственницам. I, 10, 5—11, 6. 135 В тексте 70-ти, церковнославянском и синодальном переводах: Он укрепит . 136 Речь идет о работе ювелира. 137 То есть, раскаляясь на огне, начинает жечь и сиять как огонь. 138 Преп. Нил Анкирский. О восьми лукавых духах. 7//PG. T. 79. Col. 1153. 139 Чтобы противнику было трудно ухватиться за волосы. 140 Пс-Климент Римский. Письма к девственницам. I, 11, 5. 141 То есть через возбуждение тщеславия возбуждают прочие страсти и способствуют их порочности, вместо того чтобы обличать их недостатки. 142 Сщмч. Игнатий Богоносец. Послание к магнезийцам. 6. 143 «Пастырь Ерма». Подобия. IX, 32. 144 Не святой апостол Петр, а святой апостол Иуда. 145 «Пастырь Ерма». Заповеди. 2. 146 Преп. Иоанн Лествичник . Райская лествица. 26. 53. 147 Возможно и разночтение: «Утверждающего плоть мышцы Своей». 148 В Синодальном тексте: дикие ослы (Пс. 103:11). 149 Букв.: изменяется. 150 Очевидно, речь идет о приглашении монахов в гости к мирянам и совместном времяпрепровождении — совместной трапезе, беседах и т. п., что хотя и исполняет заповедь о любви к ближним и общительности, однако по сути есть снисхождение монаха к мирянам и может вредить самому монаху по причинам, указанным автором.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

12-е прав. осуждает мнимых подвижников, к-рые, одеваясь в грубые одежды (περιβλαιον), превозносились над священниками, с благоговением облачающимися в торжественные «шелковые одеяния» (τος βρους), и над мирянами, носящими обычную одежду. 13-е прав. осуждает женщин, одевающихся в муж. одежды из соображений мнимого подвижничества (δι νομιζομνην σκησιν), т. е. подразумевает, что в общинах евстафиан не только мужчины, но и женщины носили περιβλαιον (Там же. Т. 2. С. 43). 14-е прав. осуждает женщин, к - рые оставили мужей из-за отвращения к брачной жизни. 15-е и 16-е правила осуждают родителей, оставляющих детей, и детей, оставляющих родителей под предлогом аскетического подвига. 17-е прав. налагает прещение на женщин, к - рые из соображений ложного благочестия стригут коротко волосы, данные им «в напоминание их подчиненного положения» (ες πμνησιν τς ποταγς). 18-е и 19-е правила осуждают обычай поститься в воскресные дни, руководствуясь мнимым благочестием, и несоблюдение установленных в Церкви постов, за исключением случаев телесной немощи. Дополнение к 19-му прав.- ποκυροντος ν ατ τελεου λογισμο, переведенное на слав . язык как «пребывая при том в полном разуме» (Правила ПС с толк. С. 128),- может быть понято иначе: «приписывая себе более совершенное понимание»; в этом случае оно свидетельствует об особенном высокомерии последователей Евстафия, претендовавших на более глубокое понимание христ. догматов, чем проч. христиане. 20-е прав. отлучает от церковного общения тех, кто «по надменному расположению» (περηφν διαθσει) осуждают почитание христ. мучеников, собрания и совершение литургии в их память. Такое поведение последователей Евстафия объясняется тем, что они рассматривали самих себя как святых, превосходящих святостью христ. мучеников, многие из к-рых состояли прежде мученичества в браке ( Hefele, Leclerq. T. 1. Pars 2. P. 1042). Следующий за правилами эпилог, или 21-е прав., обобщает сказанное в предыдущих правилах и предостерегает от неверной их интерпретации: «Сие же пишем, поставляя преграды не тем, которые в Церкви Божией по Писанию подвижничествовать желают, но тем, которые подвижничество приемлют в повод гордости, возносятся над живущими просто и, вопреки Писаниям и церковным правилам, вводят новости (καινισμος εσγοντας)» (Правила ПС. С. 130-132).

http://pravenc.ru/text/161636.html

В дек. 1757 г., перед кончиной, Л. завещал остававшиеся у него 500 р. употребить на похороны и раздачу нищим, а 4 жеребцов, привезенных из Казани, пожертвовать Харьковскому коллегиуму. Синод благословил Переяславскому и Бориспольскому еп. Гервасию (Линцевскому) возглавить погребение Л. «в соборной Белоградской церкви», т. е., вероятно, в Свято-Троицком соборе. Однако в биографических источниках XIX в. о захоронении Л. в этом храме не упоминается. Ист.: ОДДС. Т. 7. 193; Т. 10. 273, 329, 470; Т. 11. 185; Т. 12. 121, 221, 271, 279, 365; Т. 14. 184; Т. 15. 10, 46, 70, 161, 183, 247, 325, 329, 347, 410; Т. 16. Прил. С. 823-834; Т. 19. 14, 97, 526; Т. 21. 183; Т. 23. 116, 493; Т. 26. 60, 130, 153; Т. 29. 326; Т. 31. 3, 7, 8, 42, 189, 239; Т. 34. 334, 431, 450. Лит.: Аскоченский В. И. Киев с его древнейшим уч-щем Академиею. К., 1856. Ч. 1. С. 297; Лука Конашевич, еп. Казанский//ПС. 1858. 8. С. 564-585; 10. С. 232-254; 12. С. 464-500; Пекарский П. П. Путешествие акад. Н. И. Делиля в Березов в 1740 г. СПб., 1865. С. 56-58; Можаровский А. Ход миссионерского дела в Казанской епархии с 1731 г. до кон. XVIII ст. и его результаты//РукСП. 1867. 45. С. 350-367; 47. С. 440-459; 50. С. 569-588; 51. С. 622-636; Суворов Н. И. Об иерархах бывш. Великоустюжской епархии//Вологодские ЕВ. 1869. 13. С. 476-477; Солнцев П., свящ. Краткие сведения о Белгородских Курских иерархах//Харьковские ЕВ. 1871. 21. С. 360-366; 22. С. 418-421; 23. С. 444-452; Лебедев А. С. Белогородские архиереи и среда их архипастырской деятельности. Х., 1902. С. 116-123; Вишневский Д. К. Киевская Академия в 1-й пол. XVIII ст. К., 1903. С. 308-309; Афанасьев М., свящ. Иерархи Белгородско-Курской епархии в XVII-XVIII ст.//Курские ЕВ. 1909. 3. С. 81; Никольский А. И. Описание рукописей, хранящихся в Архиве Св. Правительствующего Синода. СПб., 1910. Т. 2. Вып. 2. 4049; Ислаев Ф. Г. Ислам и православие в Поволжье XVIII ст.: От конфронтации к терпимости. Каз., 2001; Раздорский А. И. Архиереи Курского края XVII-XX вв. Курск, 2004; Кобец О., прот., и др. История Белгородской епархии. Белгород, 2006. С. 84-86; Липаков Е. В. Архипастыри Казанские, 1555-2007. Каз., 2007. С. 144-154.

http://pravenc.ru/text/2110812.html

И ты, о народ, невежда и младенец, сидевший прежде во тьме неведения священных правил, увидь этот великий свет познания и просветись (см. Ис. 9:2 ; Мф. 4:16 ), ибо, говорит Давид, уяснение слов Твоих просвещает и вразумляет младенцев ( Пс. 118:130 ). И, соделывая с ее помощью свое спасение, благодарите непрестанно и прославляйте Бога, по благодати Своей ставшего для вас источником такого блага. А воздевая к Нему в молитве руки, помолитесь за потрудившихся и делом, и словом, и передачей книг, и [их] перепиской, и наблюдением за публикацией, и иным образом участвовавших в работе над этой книгой. Прежде же всех, и во всех, и после всех помолитесь за издавших ее в печати преподобнейших отцов и прочих благочестивых [людей], чтобы они, пройдя через бурное волнение жизни в тишине, любви, согласии и множестве других добродетелей, тихо достигли гавани горнего Царствия и улучили вожделенное спасение. При сем желаем здравствовать. [ 290 ] Предисловие о священных правилах вообще. Что такое правило? «Правило» (κανν), как говорит Зонара в толковании 39-го послания Афанасия Великого , в собственном смысле слова означает деревянный брусок, обыкновенно называемый «правило» (πχυς). Ремесленники пользуются им для того, чтобы делать ровными дерево или камни, которые они обрабатывают: они прикладывают правило к обрабатываемому материалу и, если он оказывается искривленным вовнутрь или наружу, выравнивают его и выпрямляют 291 . А отсюда, в переносном смысле, правилами называются решения и постановления как апостолов, так и Вселенских и Поместных Соборов и отдельных святых отцов, которые содержатся в настоящей книге. Вот почему и они, как прямые и ровные правила, удаляют от священнослужителей, клириков и мирян всякое бесчиние и испорченность нравов и доставляют им всякое благочиние и правильность церковного и христианского устроения и добродетели [ 292 ] . О том, что божественные правила следует всем соблюдать неукоснительно: не соблюдающие подвергаются тяжким епитимиям «Вот что, о епископы, пусть будет установлено нами для вас о правилах! Если вы пребудете в них, то спасетесь и обретете мир, а если выйдете из послушания им, то подвергнетесь наказанию и будете непрестанно враждовать друг с другом, получая подобающее воздаяние за свое непослушание» (апостолы в послесловии правил 293 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

2 . Смиренный и кроткий всегда бывает мирен; горделивый же и величавый всегда бывает взволнован и смущен. Господь «на­ставляет кроткия на суд, научает смиренныя путем своим», – говорит пророк ( Пс.24:9 ); «гордых расточает Господь мыслию сердца, смиренных же и единомысленных вселяет в дом Своея благодати» ( Лк.1:51 ; Пс. 67:7 ). Будь благопокор­лив – да уподобишься ангелам. Не гордись ни пред кем даже самым малым – да не бу­дешь и сам отвергнут от Бога. Не возносись ни в каком случае – да, упавши вниз, не под­вергнешься всякому злу: «падет бо гордый и сокрушится» ( Иер.50:32 ), «и не будет возставляяй его», – говорит пророк ( Иер.8:4 ). «Не ходи в вели­ких, ниже в дивных паче тебе» ( Пс.130:1 ) – да, устрашив­шись от Бога, не впадешь и останешься в се­тях врага (ловителя). 3 . Гордыня рождается от безумия и ду­шевной слепоты; от разума же и познания происходит смирение. Если бы ты истинно познал себя, то не был бы горделив: если ис­тинно познаешь себя, не будешь гордиться. Но так как ты хорошо еще не знаешь себя и – как должно – не разумеешь, то и гордишься несмысленно – гордишься какою-либо ве­щью ничтожною или лучше – ничем. Будучи таким образом горд и высокомерен, познай себя. Познай, что «Господь гордым противится, смиренным же дает благодать», говорит Соломон ( Притч.3:34 , 1Пет.5:5 ). Познай, что Господь кротких принимает, а гордых грешников смиряет до земли; смиренных возносит, а гордых понижает; от смиренного и малое приемлет, а от гордого и великое отвергает: от смиренного мытаря принял одно воздыха­ние, а от гордого фарисея отверг и многие до­бродетели. Пред Богом лучше смиренный грешник, нежели горделивый праведник: " мерзок бо есть пред Богом всяк высокосердый», говорит Соломон ( Притч.16:5 ). 4 . Бог везде отвергает гордых и приемлет кротких: «низлагает сильных со престол и возносит смиренных, алчущих исполняет благами и богатящих отпускает ни с чем " ( Лк.1:52–53 ). Из­брал Господь смиренных апостолов, а гордых фарисеев отверг, отверг премудрых филосо­фов, а избрал самых простых рыбарей, отверг благородных и великих князей, а избрал смиренных и бедных – Иосифа-древоделя и Пре­святую Деву – Матерь. Итак, никто не гор­дись благородием предков, зная, что все мы имеем после Бога одного праотца – Адама; наследие же наше – прах и пепел. Мы взяты от земли, в землю и опять пойдем. Не будем превозноситься друг пред другом, всех нас земля сравняет и каждому даст свою участь.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В важных обстоятельствах и трудностях жизни, пред начатием великих дел, при наступлении великих скорбей святые Божий усугубляли свой пост и свои молитвы. Пример того и другого показал нам Собою Спаситель наш, Господь наш Иисус Христос. (2, с. 129–130) Благодатное действие молитвы Иисусовой в преуспевшем христианине Давид изображает так: Благослови душе моя Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его (Пс. 102, 1). Точно! При обильном действии молитвы Иисусовой все силы души, самое тело принимают участие в ней. Упражнение молитвой Иисусовой святой Давид, точнее же Дух Святой устами Давида, предлагает всем христианам без исключения: царие земстии и вси людие, князи и вси судии земстии, юноши и девы, старцы с юнотами. да восхвалят имя Господне, яко вознесеся имя Того Единаго (Пс. 148, 11–13). Буквальное понимание перечисленных здесь состояний будет вполне непогрешительным, но существенное значение их – духовное. (1, с. 276–277) Молитва рождает добродетели от соединения духа человеческого с Духом Господа. Добродетели, рождающие молитву, различествуют от добродетелей, рождаемых молитвою: первые – душевны, вторые – духовны. (3, с. 91–92) Постараемся отстранять от себя всякое мирское попечение надеждой и молитвой. Если же не возможем исполнить этого, как должно, то будем приносить Богу исповедание в оскудениях; от упражнения же в молитве не попустим себе отступить. (1, с. 171) Полезно упражняться молитвою Иисусовой: она, удерживая ум от рассеянности, способствует ему внимать церковному пению и чтению. (3, с. 107) Трезвитеся в молитвах, говорит святой апостол Петр, повторяя верующим заповедь Господа. Трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити, емуже противитеся тверди верою (1 Пет. 5, 8–9). Повторяя и подтверждая эту всесвятую, спасительную заповедь, святой апостол Павел говорит: Непрестанно молитеся (1 Сол. 5, 17). Ни о чемже пецытеся, но во всем молитвой и молением с благодарением, прошения ваша да сказуются к Богу (Флп. 4,6). В молитве терпите (пребывайте), бодрствующе в ней со благодарением (Кол. 4, 2). Хощу убо, да молитвы творят мужие на всяком месте, воздевающе преподобныя руки без гнева и размышления (1 Тим. 2, 8). Прилепляяйся же Господеви непрестанной молитвой един дух есть с Господем (1 Кор. 6, 17). Прилепляющегося к Господу и соединяющегося с Господом непрестанной молитвой Господь избавляет от порабощения и служения греху и диаволу: Бог же, возвещает нам Спаситель, не имать ли сотворити отмщение избранных Своих, вопиющих к Нему день и нощь, и долготерпя о них? глаголю вам, яко сотворит отмщение их вскоре (Лк. 18, 7–8). (1, с. 216–217)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Книга прор. Ионы вошла в состав сборника книг малых пророков (о к-рых впервые упом. в Сир 49. 12) во II в. до Р. Х. Сборник, как видно по кумран. рукописям, записывался целиком на одном свитке, самый ранний из которых датируется сер. II в. до Р. Х. Порядок расположения книги в евр. Библии и в Септуагинте различен: в МТ она занимает 5-е место после Книги прор. Авдия и перед Книгой прор. Михея; в каноне LXX - 6-е, тоже после Книги прор. Авдия и перед Книгой прор. Наума, поскольку Книга прор. Михея расположена на 3-м месте. В синодальном переводе Книга прор. Ионы занимает место согласно канону МТ. Принципы расположения книг малых пророков в обоих канонах являются предметом исследований и дискуссий. Вероятно, при составлении канона принимались во внимание хронологические указания в заглавиях, тематические ассоциации и ассоциации по сходству ключевых слов в начале и конце книг, а также объем книг ( Limburg. 1993. P. 20-21). Единство Книги прор. Ионы История прор. Ионы. Лист из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. F. 6. Л. 220) История прор. Ионы. Лист из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. F. 6. Л. 220) В XIX - нач. XX в. в рамках классической теории происхождения Пятикнижия господствовало мнение, что текст книги представляет собой компиляцию 2 или даже 4 источников (см. подробный обзор: Bewer. 1999. P. 13-21). Это представление основано на том факте, что Бог называется в книге то именем Яхве (   - Господь), то словом   (Бог). Однако позднейшие исследователи пришли к выводу, что повествовательный текст Книги прор. Ионы обладает внутренним единством. Споры продолжаются только о подлинности псалма. По мнению мн. исследователей (см., напр.: Good. 1981. P. 39; Salters. 1994. P. 30-34; Wolff. 1986. P. 78-79, 128-130), благодарственный псалом, сложенный И. во чреве кита, выглядит неуместным и потому не мог входить в первоначальный текст. Однако соединение мольбы и благодарности характерно для данного жанра: во мн. др. псалмах описание бедственного положения соседствует со словами благодарности Богу за спасение (ср., напр.: Пс 5, 6, 9, 17, 21, 27 и т. п.). Также в качестве аргумента составного характера книги указывают на несоответствие серьезного содержания псалма образу И. Однако основные события книги оказываются созвучными главным темам псалма. Его центральные метафоры, напр. схождение И. во «чрево» Шеола, буквально реализованы в повествовании о попадании пророка во чрево рыбы. Фраза «отринут я от очей Твоих» (Иона 2. 5) соотносится с бегством И. «от лица Господня» (Иона 1. 3). Кроме того, изъятие псалма из текста книги привело бы к нарушению композиционной симметрии, поскольку 2 путешествия И. в нек-рых отношениях параллельны друг другу: за спасением язычников (моряков/ниневитян) в обоих случаях следует молитва И. Псалом И. контрастирует с прозаической молитвой в ст. 4. 2-3: в псалме И. благодарит, в ст. 4. 2-3 упрекает Бога, в псалме стремится к жизни, а в ст. 4. 2-3 - к смерти. Время создания книги

http://pravenc.ru/text/578248.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010