«Обратить сердца отцов на детей ( Лк.1:17 )». Так как дети от иудейства перешли к древнему язычеству и отпали от завета Бога своего, посему сказал: обратит сердца их, дабы в истине служили Господу всяческих, как и их отцы. «Приготовит Господу народ совершенный ( Лк.1:17 )». Тем же, очевидно, образом, каким Илия ревно- —26— стью своей многих возвратил к Божественной религии Господа своего. Если же скажут, что сие имеет быть при кончине мира, то отвечаем: уже и ныне не разделены различными мнениями отцы от детей и дети от отцов, и не предаются более служению идолам. 125 И сие говорит: «таилась Елисавета ( Лк.1:24 )», то есть, вследствие печали о том, что приключилось Захарии. Таилась еще и потому, что стыдилась, что уже престарелая перешла к деторождению. Иные говорят, что не по причине старости таилась Елисавета. Ибо не написано ни о Саре, что она скрывала себя, хотя девяностолетнею имела Исаака в утробе, ни о Ревекке, когда она беременна была близнецами. О Елисавете же написано, что она скрывала себя пять месяцев, – до тех пор, именно, пока образовались члены её сына, дабы радостно взыграл пред Господом своим, – и так как благовещение Марии было близко. «В месяц шестый ( Лк.1:26 )»; ибо Евангелист считает время, с которого зачала Елисавета. «Даст ему Господь Бог престол Давида ( Лк.1:32 )», так как было предсказано: «не отпадет властитель и князь у пока не придет ( Быт.49:10 )». И когда Ангел научил её, что для Бога все возможно, говоря: «И Елисавета, сестра твоя, зачала в старости своей ( Лк.1:36 )», тогда Мария сказала: если с ней так случилось, то се, раба Господня да будет мне по слову твоему ( Лк.1:38 ). Хотя вследствие того, что Ангел сказал Марии: «Елисавета, сестра твоя», можно подумать, что Мария была из дома Левина, однако должно сказать, что пророче- —27— ство (о рождении Мессии) дано было только одному роду предков. 126 Род Давида пребыл даже до обручника Марии Иосифа, рождение коего было естественно. Ради рода Давидова была сия слава, поскольку во Христе и семя и род его достигли своего назначения (обетованного им). О роде же Марии Писание умалчивает, так как обыкновенно исчисляет и отмечает род мужа. Если бы было в обычае объяснять и показывать материнский род, то справедливо было бы спрашивать и о роде Марии. Поскольку же вместе с царством Господь должен был отменить и священство, то (Писание) и указывает тот и другой род вместе, – Иудин чрез Иосифа и Левин чрез Марию. 127 Так и Давид в качестве отца, от которого имел произойти Христос, сказал в пророчестве: «Ты священник во век по чину Мелхиседека ( Пс.109:4 )». 128 А если, – на основании слов Писания: «Елисавета сестра твоя», – ты думаешь, что сие сказано для того, чтобы показать, что Мария происходит из дома Левина, то в другом месте тоже Писание сказало, что оба они, Иосиф и Мария, происходят из дома Давидова. 129 Но Ангел не сказал Марии: «ты сестра Елисаветы», а (сказал): «Елисавета сестра твоя». 130

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Тема ночи и утра отчетливо звучит в псалмах 3:62, 87 и 142 и несколько завуалированно – в псалмах 37 и 102 (Об утреннем времени говорится и в других псалмах, например, в псалмах первого часа (5:4, 89:6, 100:8), а также вПс.1:2, 29:6, 48:15, 58:17, 72:14, 118:148, 126:2, 129:57. – Прим. ред.). Однако, если выписать подряд отмеченные Скабаллановичем стихи, то нетрудно увидеть проходящую через все Шестопсалмие “волну” – чередование тьмы и света, идущее по нарастающей и заканчивающееся светлой надеждой на милость Божию. Первый псалом Шестопсалмия открывает эту тему: аз уснух и спах (ночь), востах, яко Господь заступит мя – пробуждение ( Пс.3:6 ). Затем наступает полоса как бы непрерывного мрака: весь день (т.е. всегда, непрестанно) сетуя хождах ( Пс.37:7 ), лъстивным весь день поучахуся ( Пс.37:13 ), которая сменяется радостной, утренней устремленностью к Богу: Боже, Боже мой, к Тебе, утренюю ( Пс.62:2 ). Тема ночной и утренней (т.е. постоянной) обращенности к Богу укрепляется, дважды повторяясь в псалмах 62 и 87: аще поминах Тя на постели моей (ночь), на утренних поучахся в Тя ( Пс.62:7 ), во дни воззвах (утро) и в нощи пред Тобою, и утро молитва моя предварит Тя ( Пс.87:2, 13 ). И, наконец, с особой силой тема ночи и утра, мрака и надежды звучит в псалмах 102 и 142: после скорбных размышлений о кратковременности человеческой жизни, которая отцветает, подобно полевому цветку ( Пс.102:15 ), псалмопевец с новым молитвенным подъемом взывает ко Господу: слышану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тя уповах ( Пс.142:8 ). Обратимся теперь и к другим стихам Шестопсалмия. По наблюдению Скабаллановича, данные псалмы однородны по содержанию и тону. Эта однородность проступает особенно явственно, если рассматривать содержание Шестопсалмия не последовательно – по псалмам, а параллельно – по темам, подобно тому, как мы проследили за движением мрака и света (ночи и утра). Псалмопевец возносит молитвы – Господь слышит Эта тема звучит в четырех псалмах: гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея ( Пс.3:5 ); яко на Тя, Господи, уповах, Ты услышиши, Господи Боже мой ( Пс.37:16 ); да внидет пред Тя молитва моя: приклони ухо Твое к молению моему ( Пс.87:3 ); Господи, услыши молитву мою, внуши (Внуши – прими в уши, то есть услыши.

http://azbyka.ru/shestopsalmie

Я всецело полагаюсь на Твою милость и ничего своего не имею. Я прошу милостыни, так не требуй же от меня за нее платы. Никто не покупает милостыни, все получают ее даром. Так и Ты «спаси меня по милости Твоей». Вспомни Твои слова, сказанные Тобою в Твоих святых Пи­саниях. Вспомни, Господи, что «помышление сердца человеческого – зло от юности его» ( Быт.8:21 ). Вспомни, Господи, что созданный Тобою прах воспламеняется и имеет кровь. Вспомни, Гос­поди, что «человек подобен суете " ( Пс.143:4 ), что «не оправдается пред Тобою никто из живущих» ( Пс.142:2 ). Вспомни, Владыко, что «если... беззакония будешь усматривать, Господи, Господи, кто устоит?» ( Пс.129:3 ). Вспомни, Вла­дыко, что «как человеку быть правым пред Богом, и как быть чистым рожденному женщиною? Вот даже луна, и та несветла, и звезды нечисты пред очами Его» ( Иов.25:4–5 ). Вспомни, Господи, что «вот, я в беззакониях зачат и во грехах родила меня мать моя» ( Пс.50:7 ). Вспомни, Вла­дыко, что и самое небо, и даже силы ангельские не чисты пред То­бою, если уж и с неба ниспали некоторые из них за свой грех . Поэтому, «спаси меня по милости Твоей», меня, просящего у Тебя ми­лости. Ведь нисколько не будет удивительно, если Ты помилуешь достойного; не будет ничего странного, если Ты помилуешь правед­ного, потому что он достоин этого. И если усердного прославишь, ничего не будет особенного: это будет делом простой справедливости. А вот на мне недостойном яви Ты свои удивительные милости, чтобы на мне прославлено было Твое человеколюбие. Так и врач тогда счи­тается искусным, прославляется и восхваляется, когда излечивает неизлечимые и безнадежные болезни; и царь тогда считается добрым, когда дарует жизнь недостойным. Как Творец, Ты знаешь слабость нашей природы; Ты знаешь ее и как восприявший и спасший ее. По­этому и теперь «спаси меня по милости Твоей»; пусть моя злоба не по­бедит Твоего благоутробия, пусть мое нерадение не истощит Твоего неистощимого человеколюбия. За сколько благодеяний должен быть признателен я твоей незреченной благости! Ты произвел меня из небытия в бытие, умножил, возвеличил и все покорил под ноги мои ( Пс.8:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

108 Т. е. не счел достойным так поступить. 109 Скобки принадлежат оригиналу. 110 Т. е. злой умысел, погубивший Первых Людей. 111 Домостроительство — все дело искупления и спасения людского рода. 112 Истощание — т. е. принятие Сыном Божиим человеческой личности. 113 Оригинал « τ ρα ον » — термин не совсем ясный в данном случае. 114 План Божий по спасению человека. См. об этом ниже. 115 Оригинал: «заваленное тем, чем не должно было». 116 Возможная ссылка на Ис. 63, 1 «Кто Сей пришедый из Едома, червлены ризы Его от восора?» Ответ: Спаситель (Канон воскр. Глас 1. Песнь 4). 117 Смысл неясен. Возможно, что ангелы не были оповещены о посольстве к Божией Матери и не знали о Воплощении Спасителя, и эта Тайна была поверена только архангелу Гавриилу. 118 Скобки принадлежат оригиналу. 119 Оригинал: «состязание». 120 «Неиссякаемые». 121 Скобки принадлежат оригиналу. 122 Т. е. не остаться равнодушным. 123 Лк. 1:26. 124 Мф. 11:11. 125 Скобки принадлежат оригиналу. 126 Пс. 45 (44), 3. 127 Оригинал: «если кто иной». 128 Лк. 22:37; 24, 25—27. 129 Т.е. пришло к концу. 130 Мф. 5:17. 131 Окончание фразы переведено в виде парафразы. 132 « παντων καινοτομουμνων », здесь одно слово мы перевели двумя словами. 133 Лк. 1:28. 134 « Ασπασμς » — целование, приветствие. 135 Т. е. каким образом это имело произойти. 136 Т. е. подаваемыми от Бога духовными дарованиями. 137 Скобки принадлежат оригиналу. Смысл сказанного: Пресвятая Дева явила предел Своей любви к Богу, а Он явил предел Своей любви к Ней, возжелав явить Ее Своею Матерью. 138 Оригинал: «Бог положил Тебе предел молитвам о человеческом роде». 139 Т. е. без их заслуг. 140 Скобки принадлежат оригиналу. 141 Оригинал: «после третьего вала», т. е. что у нас называется «девятым валом», самым страшным рядом волн во время морской бури. 142 Т. е.: Пришествие Спасителя, спасение людей и место Божией Матери в плане спасения людского рода. 143 У Схолария Первые Люди именуются «первым семенем». Здесь же имеется в виду второе поколение людей, происходящее от Нового Адама, Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3020...

13 . Веселящиися ни о едином слове благом, глаголющии: не крепостию ли нашею имамы роги. С Евр: „о! восхищающееся не делом! говорящие: не своею ли силою приобрели мы себе рога“? „Так как не дела добрые вас радуют, но гордясь и надмеваясь, своей силе приписываете прежнее свое могущество; то Я, Господь всякого воинства и всякой силы, предам вас народу сильному“ (т. е. Ассирианам). Бл. Феодор. В Римск. и друг. изданиях LXX-mu 153 нет слова благом. Ни единое слово, или ни единая вещь тоже, что: – ничто, а ничто тоже что – языческие божества. (См. Ос. 7:16 ). Т. е. вы радуетесь тому, чего нет на самом деле, восхищаетесь, гордитесь своими идолами, своими божествами. 1Кор. 8:4 . Св. Ефр. Сир. и другие толковники разумеют здесь также идолов. „Веселящиеся ни о едином слове, т. е. о идолах“, поясняет Св. Евр. Сирин. Так как рога животных составляют их крепкое средство для защиты и нападения, а потому служили символом крепости и могущества; (сн. Пс. 43:6 ; Втор. 33:17 ), то слова: не крепостию ли нашею имам роги -значат: не сами ли мы приобрели себе крепость и могущество? 14 . Темже се Аз воздвигну на вы, доме Исраилев, язык, глаголет Господь Бог сил, и сокрушат вас еже не внити во Емаф, и до водотечи западов. С Евр: „ибо вот Я против вас, дом Израилев, говорит Иегова Бог воинств, воздвигаю народ, и будет теснить вас от самого входа в Емаф до потока пустынного“. Посему, за все ваши беззакония. за все нечестие ваше, Я воздвигну, говорит Господь, язык, т. е. Ассириан. которые так сокрушат и стеснят вас, что вы не найдете себе убежища от Емафа до западного потока; по бл. Феод., „изгоню вас из той земли, которую вы возделывали прежде, все пределы ваши предам врагам“. Емаф, сирийский город, и водотечь (поток) западная 154 были. гов. Св. Ефр. Сир., два предела, северный и южный“. Такие пределы были при Иеровоаме втором, который простер свои завоевания до Емафа и Дамаска. См. 4Цар. 14:25 . 129 ) Уничижающими, εξουθενουσι; в Евр: гашшаананим (шаанан tranquillus, securus est) – горе наслаждающимся покоем. Может быть, LXX читали: шаатим от шаат contempsit презрел. Другие и с Еврейского переводят: vae odio habentibus Sion – горе ненавидящим Сион, что согласнее с LXX. В Вульгате весь стих: vae qui opulenti estis in Sion, et confiditis in monte Samariae; optimates capita populorum, ingredientes pompatice domum Israel – горе благоденствующим на Сионе, и надеющимся на гору Самарии, горе вельможам, главам (или начальникам) народов (или колен Израильских) пышно шествующим в дом Израилев, т. е. в собрание Израильтян. С Еврейского, по темноте текста, переводят различно.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

118 Этот псалом, полный горьких чувств человека, неправедно гонимого, заставляет нас вспомнить о лютой ненависти Саула к юному Давиду (см.: 1Цар. 18 и след.). Встающий в псалме образ кроткого, безвинно страдающего человека, окруженного злобой, коварством, насмешками, переносит наш взор на Голгофу, и в словах Псалмопевца мы слышим пророчество о тех глумлениях, которые сопровождали Христа Спасителя на Его пути от синедриона до лобного места. 119 ...Ангел Господень посылается от Бога для наказания злых: таков был тот, который погубил первородных египетских, и тот, который убил 185000 ассирийцев (блж. Феодорит Киррский). 120 Воздали... злом за добро – Давид был благодетелем Саула, когда своей игрой отгонял мучащего его злого духа (см.: 1Цар. 16:23 ), и благодетелем всего народа, когда в единоборстве с Голиафом обеспечил израильтянам победу над филистимлянами (см.: 1Цар. 17 ). Этот стих содержит пророчество о Господе нашем Иисусе Христе, ложными свидетелями оговариваемом на суде архиерейском. 122 Давид говорит о своем отношении к Саулу: в великой скорби о ненавидящем его болящем царе он постился и молился, чтобы умилостивить к нему Господа. 125 В конец – см. примеч. к пс. 4:1. Обличение лжи и лицемерия в этом псалме исторически может быть отнесено к личности Саула, который не перестал преследовать Давида даже тогда, когда сам убедился, что гонит его напрасно, что Давид предан ему и платит добром за зло (см.: 1Цар. 24:18–20; 26 ). 129 Этот стих входит в Великое славословие -молитву, читаемую или поемую в Православной Церкви на утрене. 130 Псалом обращен к тем, кто, видя в мире нечестивых благоденствующими, – соблазняются этим и сомневаются в Божием промысле. Пророк Давид убеждает заботиться не о временных, но о вечных благах, ибо праведных за временное терпение скорбей ожидает благополучие вечное (свт. Афанасий Великий ). 134 Ср.: Притч. 10:31; 15:7 . Ведущий праведную жизнь получит от Господа дар благоразумия и говорит всегда премудро. Он не согрешит в словах и не сможет быть уловлен в них, потому что непрестанно содержит молитву и размышляет о заповедях Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Пс. 29, 46, 69 17. В смятении душевном: Пс. 30 18. В душевном уязвлении: Пс. 36, 39, 53, 69 19. В утешение угнетаемым: Пс. 19 20. От порчи и колдунов: Пс. 49, 53, 58, 63, 139 21. Когда имеешь потребность исповедания истинного Бога: Пс. 9, 74, 104, 105, 106, 107,117, 135, 137 22. О прощении грехов и в покаянии: Пс. 6, 24,50,56, 129 23. В радости духовной: Пс. 102, 103 24. Когда слышишь, что хулят Промысл Божий: Пс. 13, 52 25. Когда видишь, что нечестивые благоденствуют, а праведные терпят скорби, чтобы не соблазниться: Пс. 72 26. В благодарность за всякое благодеяние Божие: Пс. 33, 45, 47, 64, 65, 80, 84, 97, 115, 116, 123, 125, 134, 145, 148, 149 27. Перед выходом из дома: Пс. 31, 28. В дороге: Пс. 41.42, 62, 42 29. Перед посевом: Пс. 64 30. От покраж: Пс. 51 31. От потопления: Пс. 68 32. От мороза: Пс. 147 33. В гонениях: Пс. 53, 55,56, 141 34. О даровании мирной кончины: Пс. 38 35. О желании переселиться в вечные селения: Пс. 83 36. По усопшим: Пс. 118 37. Если одолевает лукавый: Пс. 67, 142 38. О необычайном изменении дел: Пс. 67 39. Покаянные псалмы: Пс. 6, 31, 37, 50, 101, 129, 142 40. Когда одолевает грусть: Пс. 101 41. Мольба о том, чтобы Бог услышал молитву твою: Пс. 140 Псалмы на разную потребу По наставлениям святителя Димитрия Ростовского 1. О победе над злом и восторжествовании правды: Пс. 14, 33, 51, 53, 55, 56, 58 2. Об утешении и помощи: Пс. 58 3. О воспитании в духе веры и благочестия: Пс. 1, 11, 13, 14, 18, 23, 28, 35, 63, 103, 104, 121, 144 4. О воспитании в духе мужества: Пс. 9, 19, 20, 32 5. О воспитании в духе любви к отечеству: Пс. 132 6 . О воспитании в духе справедливости: Пс. 14, 36 7. О покаянии: Пс. 50 8 . Упование на милосердие Божие: Пс. 6, 31, 37, 38, 142 9. Мессианские псалмы: Пс. 51, 56, 58. Псалмы, читаемые при желании исправить человека от недостатков По наставлениям святого праведного Иоанна Кронштадтского Если хочешь кого исправить от недостатков, то возверзи печаль на Господа ( псалом 54 : «Внуши, Боже, молитву мою»; псалом 23 : «Господня земля, и исполнение ея») и помолись Ему, испытующему наши сердца и утробы ( псалом 7 : «Господи Боже мой, на Тя уповах»; псалом 10 : «На Господа уповах») от всего сердца, чтобы Он Сам просветил ум и сердце человека; если Он увидит, что молитва твоя дышит любовью и исходит от всего сердца, то непременно исполнит желание твоего сердца, и ты вскоре скажешь, увидев перемену в том, за кого молишься: «Сия измена десницы Вышняго» (псалом 76: «Гласом моим ко Господу воззвах»; псалом 11 : «Спаси мя, Господи»).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

11, 15, 22, 24, 26, 29, 30, 34, 37, 39, 56, 60, 68. 69, 70, 85, 101, 114, 118. 119, 122, 129 и 141) и еще чаще представляют изведение Адама из ада Спасителем, причем Спаситель всегда является на вратах адовых, как это принято на старинных изображениях воскресения Христова. Для полноты картины нередко присоединяется сюда фигура дьявола, сковываемого ангелом: такая мысль проведена миниатюристами во многих псалмах (пс. 7, 16, 20, 22, 23, 29, 38, 39, 40, 56 и проч.). Идея искупления развита миниатюристами во всех подробностях: мы видим здесь, как Бог Отец посылает Своего возлюбленного Сына на спасение рода человеческого (пс. 18, 19, 26), видим затем благовещение (пс. 30, 39, 44, 66, 84), введение Богоматери в храм (пс. 44), рождество Христово (2, 19, 43, 44, 90, 97, 104, 109), поклонение волхвов (пс. 67, 71), сретенье (пс. 82), бегство в Египет (пс. 111), крещеное Спасителя (пс. 22, 28, 31, 33, 41, 73. 76, 97, 113), преображение (пс. 88), воскрешение Лазаря (пс. 87), вход Господа в Иерусалим (пс. 7, 117), тайную вечерю и причащение (пс. 144), предательство Иуды (пс. 40, 49, 54) и его смерть на сучке, согласно с древними апокрифическими сказаниями (пс.108), суд над Иисусом Христом (пс. 21, 38, 54), поругание Спасителя (пс.54), распятие (пс. 4, 10, 21, 27, 30, 33, 34, 36, 37, 40, 41, 54. 55, 68, 73, 97, 106, 108), воскресение (пс. 7, 16, 20, 22, 23, 29, 38, 39, 40, 55, 65, 66, 92, 97, 106), вознесение (пс. 46, 56, 66, 107) и сошествие Св. Духа на апостолов в виде огненных языков (пс. 18). С иконографической точки зрения отмеченные миниатюры не представляют каких либо оригинальных особенностей: стоя на почве византийско-русского предания, миниатюристы воспроизводят те же самые иконографические формы, которые были приняты как в живописи монументальной, так и в производстве икон – деревянных и металлических. Тем не менее некоторые из миниатюр и с этой стороны представляют значительный интерес своими удачными вариациями и выбором редких сюжетов. Из них заслуживает внимания изображение благовещения в двух различных переводах: в одном Богоматерь представлена в момент явления архангела с веретеном в руках (пс.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Не так молились святые, но с такой ревностью, что преклонялось и все тело. Пророк Илия, готовясь к молитве, искал уединения, а потом, положив голову между коленями и воспламенив в себе великую горячность, таким образом совершал молитвы (см. 3 Цар. 18:42), не рассеиваясь и не зевая, подобно нам. «Воззвах» не звуком голоса, а усердием души (Златоуст, Ефрем, Феодорит). Пс.129:2.   Да будут уши Твои внемлюще гласу моления моего. У говоривших эти слова весь ум тщательно был собран и не рассеивался, подобно не владеющей собою мысли нерадивых. Ибо молитва, прерываемая помыслами и телесными заботами — далека от подобающей молящемуся. Такой не слышит сам себя, туда и сюда носясь мыслию и не помня, какие произносит слова. Но если молящийся таков, то будет ли божественный слух внимать тому, чему по рассеянности не внемлет сам он? И «глас моления» не есть крик говорящего, но напряженное состояние души (Нил). Пс.129:3.   Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит; яко у Тебе очищение есть. «Кто постоит?» — Означает «никто» ; ибо невозможно никогда и никому удостоиться милости, если будут исследованы дела его со всей строгостью. Не в наших подвигах, но в благости Божией зависит избавление от наказания. Об этом говорит Он чрез Пророка: «Аз есмь очищаяй беззакония твоя» (Ис. 43:25), то есть это Мое дело, Моей благости, Моего человеколюбия. Замечательно, что Давид нигде не упоминает о своих добрых делах, но представляет свое спасение человеколюбию Божию: это свойственно сокрушенной душе и смиренному духу. — Отсюда-то и произошло то, что совершивший великие добродетели боялся и трепетал более грешников. Знал он ясно, что мы много должны Богу, и что самые маловажные грехи достойны великого наказания. Повторением слова: «Господи, Господи» — Пророк выражает удивление величию человеколюбия Божия; у Него и «очищение» , а не в наших заслугах (Златоуст, Афанасий). Пс.129:4.   Имене ради Твоего потерпех Тя, Господи, потерпе душа моя в слово Твое: упова душа моя на Господа, Мы не достойны спасения, но «ради имени Твоего, Господи» , ради человеколюбия Твоего, ожидаем спасения; потому что если бы смотрели мы на свои дела — то давно бы отчаялись. Верный человек «терпит» за «Имя» Христово все жизненные невзгоды ради обещания будущих благ; и душа, которая «уповает» на «слово» Господне, достойна всякой похвалы за свое «терпение» (Златоуст). Пс.129:5.   От стражи утренния до нощи. От стражи утренния да уповает Израиль на Господа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Исх.34:6 ). В Шестопсалмии выражена очень важная мысль, что Бог поступает с человеком не по справедливости, а по Своему великому милосердию: не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам. Яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость Свою на боящихся Его ( Пс.102:10—11 ). Как пишет свт. Иоанн Златоуст , “если бы Бог пришел судить не с милостью и человеколюбием, но требовать строгого отчета, то непременно всех бы нашел виновными” 8 . Поэтому псалмопевец и молит Господа: не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый ( Пс.142:2 ), твердо надеясь, что не до конца прогневается Господь ( Пс.102:9 ) (Эта мысль повторяется и в других псалмах. Например, в 50м псалме, на который ссылается апостол Павел ( Рим.3:4 ), она звучит так: яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши, внегда судити Ти ( Пс.50:6 ). О том же говорится и в Пс.129:3 . – Прим. авт.). Основанием для этой надежды служит звучащая в 102 псалме уверенность, что “Бог несравненно более соболезнует и милосердствует о боящихся Его и хранящих заповеди Его, нежели природный отец о сыне” 5 . Приведенный здесь краткий обзор отнюдь не исчерпывает всего содержания псалмов, он лишь иллюстрирует тематическое единство Шестопсалмия. Композиционные особенности Шестопсалмия Композиция Шестопсалмия, по мнению толкователей, характеризуется следующим: — шестопсалмие состоит из двух частей, соединенных малым славословием; — имеет место чередование “радостных” (3:62, 102) и “грустных” (37, 87:142) псалмов (Толкователь называет их соответственно “дневными” или “мажорными” и “ночными” или “минорными” 3 . – Прим. авт.), которое условно можно изобразить в виде схемы: +, -, +, -, +, -. Автор работы “Смысл и композиция Шестопсалмия” замечает, что пик радостного настроения приходится на конец “мажорной нечетной триады” ( Пс.102 ), а пик скорби – на середину четной триады ( Пс.87 ). Благодаря такой несимметричной структуре Шестопсалмие в целом, несмотря на скорбные стенания псалмопевца, воспринимается оптимистично, с чувством надежды на милость Божию ( Пс.142:12 ).

http://azbyka.ru/shestopsalmie

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010