В груз. переводе иерусалимского Лекционария, отражающем литургическую практику Св. града V-VII вв., упоминаются и песнопения, исполняемые на «Г., в.» в праздничные и особые дни ( Tarchnischvili. Grande Lectionnaire). Описание всенощного бдения (VII-VIII вв.), совершенного аввой Нилом на Синае, определенно говорит о «Г., в.» как о составной части вечерни, в городских храмах исполнявшейся с прибавлением гимнографических произведений (Il testo integrale. 1965/1966. P. 251-252). Т. о., в ранний период в кафедральном богослужении Иерусалима, а также в палестинской монастырской традиции «Г., в.» как обязательная часть вечерни представляла собой группу псалмов, исполнявшихся с фиксированными припевами. «Правило повседневного псалмопения св. Саввы» указывает следующие припевы: для понедельника, вторника и четверга - Аллилуия ; для среды и пятницы - короткие тропари (напр., «Воззвах к Тебе, спаси мя. Спасе мира, помилуй нас»), к-рые на вечерне под воскресные ( Renoux. 2000) и праздничные дни могли дополняться гимнографическими текстами (созданный на основе древних циклов этих текстов, к VII-VIII вв. получил широкое распространение жанр стихир на «Г., в.»). Именно в такой форме «Г., в.» содержится в палестинском Часослове (древнейшая сохранившаяся греч. ркп.- Sinait. gr. 863, IX в.; см.: Mateos. 1964), к-рый лег в основу круга суточных служб по Студийскому и Иерусалимскому уставам, в послеиконоборческую эпоху постепенно принятым повсюду в правосл. мире. Однако древняя иерусалимская богослужебная традиция знала употребление Пс 140 вне группы из неск. псалмов: согласно арм. и груз. переводам древнего иерусалимского Лекционария, этот псалом использовался в качестве прокимна воскресной вечерни, а согласно «Правилу повседневного псалмопения св. Саввы», стихи из Пс 140. 1-2 пелись в качестве прокимна на литургии Преждеосвященных Даров в пятницу. Своеобразно использованы псалмы 140, 141, 129 и 116 в одной из эфиоп. версий Часослова, имеющей греч. (вероятно, палестинский) прототип. Здесь присутствуют стихи из всех 4 псалмов, но строки из псалмов 129 и 116, с одной стороны, и из псалмов 140 и 141 - с другой, образуют 2 независимые группы, исполняемые вместе с гимнографическими произведениями, причем 1-я из них расположена в начальной части вечерни, а 2-я (т. е. собственно «Г., в.») - в заключительной (Часослов Эфиопской Церкви. С. 73-79). Константинопольская кафедральная традиция

http://pravenc.ru/text/ Господи воззвах ...

Я часто видал женщин, которые за отсутствующего мужа или больного ребенка так молились из глубины души, проли­вали такие потоки слез, что достигали цели молитвы. Если же так пламенно молятся женщины за ребенка и отсутствующего мужа, то может ли получить прощение муж, молящийся без­жизненно, с мертвою душою? Потому мы часто и отходим тщет­ными после молитвы. Послушай, как Анна молилась из глу­бины души, какие проливала потоки слез, как возвышалась посредством молитвы ( 1Цар.1:10 ). Кто молится таким обра­зом, тот еще прежде, нежели получить просимое, получает от молитвы великие блага: укрощает все страсти, смиряет гнев, изгоняет зависть, подавляет похоть, ослабляет любовь к вещам житейским, доставляет душе великое спокойствие, восходит на самое небо. Как дождь, падая на твердую землю, размягчает ее, или как огонь смягчает железо, так подоб­ная молитва, еще сильнее огня и лучше дождя, смягчает и орошает ожестевшую от страстей душу. Душа сама по себе нежна и восприимчива; но как вода Истра часто окаменевает от холода, так и душа наша от греха и беспечности отвер­девает и делается камнем. Поэтому нам нужна великая го­рячность, чтобы размягчить затверделость ее. Это преимуще­ственно совершает, молитва . Итак, когда ты приступаешь к молитве, то заботься не о том только, чтобы получить просимое, но чтобы и во время самой молитвы сделать свою душу лучше, – потому что и это производит молитва. Молящийся таким образом становится выше всего житейского, окрыляет свой ум, де­лает мысль свою легкою, не уловляется никакою страстью. «Из глубины (сердца) я воззвал к Тебе, Господи». Здесь пророк употребляет два выражения: «из глубины» и «воззвал», разумея под воззванием не звук голоса, а расположение души. «Господи, услышь голос мой!». Отсюда мы научаемся двум истинам: во-первых, той, что не­возможно получить чего-нибудь от Бога, если не будет долж­ного с нашей стороны; потому он наперед сказал: «из глубины... воззвал», а потом: «услышь»; во-вторых, той, что молитва напряженная и исполненная слез умиления может с великою силою преклонять Бога к принятию молитвы; потому пророк как бы совершив нечто великое и исполнив должное с своей стороны, продолжает: «Да будут уши Твои внимательны ко гласу моления моего» ( Пс.129:2 ). «Ушами» он называет способность слушать; а под «гласом» опять разумеет не звук дыхания, не крик, а напряженное состояние души. «Если беззакония будешь усматривать, Господи, Господи, кто устоит? Ибо у Тебя (лишь) очищение» ( Пс.129:3–4 )? Дабы кто-нибудь не сказал: я, грешник, исполненный бесчислен­ных зол, не могу приступать, молиться и призывать Бога, про­рок для уничтожения такого недоумения говорит: «если беззакония будешь усматривать, Господи, Господи, кто устоит?» Слово: «кто» здесь означает: никто, потому что невозможно, поистине невозможно, никому никогда удостоиться милости и человеколюбия, если будут исследованы дела его со всею строгостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Ты Господи сохраниши ны, и соблюдены ны от рода сего во век. Окрест ходят нечестивый, но Ты умножил сыны человеческих. Смотря по противоположному понятию нечестивых, пророк под сынами человеческими разумеет здесь племя благочестивых. Сему не противоречит то, что понятие сынов человеческих, как в настоящем псалме, так и в некоторых других ( Пс.4:3, 13:2 ), соединяется с укоризною в суете и нечестии. Ибо, во-первых, понятие сынов человеческих есть общее понятие, в котором совмещаются и праведные и нечестивые (3лат.хр.ч. 1860г. к.1, ст.31. Пс.10:4,5 ). Точно так же, как понятие Израиля иногда означает людей, которые в духовном отношении имеют преимущество пред язычниками ( Мф.8:10 , Ис.43:1,2 ), а иногда противное ( Ис.1:3 ); во-вторых, в тех изречениях, где с понятием сынов человеческих пророк соединяет обличение, он для того употребил его, чтобы усилить свое обличение, напомнив нечестивым, как они далеко уклонились от достоинства, которым в творении облечена природа человеческая, и как не соответствуют благодетельному попечению Промысла о человеке ( Пс.8:5, 143:3 ). С той же целью пророк Исайя в своем обличении к народу ( Ис.1:3 . Злат. во правед. мир.) употребляет понятие Израиля; именно сим он напоминает ему о высоком его назначении и о благодетельном о нем смотрении Господа. В-третьих, сын человеческий, когда приписывается одному лицу, означает верующего и благочестивого (Езек.2:2); следственно, сие понятие, и во множественном числе употребленное, может иметь то же значение (Примечание: Иероним, Августин и Феодорит держатся сего значения; с ним удачно можно согласить и чтение Златоустого, принимая в соображение ст.6. Августин 4, с.66, Иероним 10, ч.I, ст.129 и 7, ч.2, с.34, Феодр. на сие место кал. на сие место). Может быть, в мыслях пророка представился образ Сына человеческого и Его последователей, т.е. верующих в воплощение Сына Божия. И как Сам Сын Божий, Господь Иисус Христос в воплощении именует Себя Сыном человеческим, то и пророк всех благочестивых, по необходимой связи благочестия с верою в воплощенного Сына Божия, именует сынами человеческими, т. е. теми избранными людьми, коих Господь именует Своими братиями и среди коих Он поставляет Себя Первенцем ( Рим.8:29 ). Иероним, изъясняя сие изречение, называет их сынами Божиими. Подобно сему семя собственно означает Христа ( Гал.3:16 ), однако и все благочестивые именуются семенем ( Лк.1:55 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Ternovs...

«Помилуй меня, Господи, ибо я немощен» ( Пс.6:3 ). Такое воззвание должны произносить все мы, хотя бы мы совершили тысячи добрых дел, хотя бы достигли самой высокой правды. Потому и он впоследствии гово­рит: «не оправдается пред Тобой ни один из живущих» ( Пс.142:2 ); и еще: «если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, – Господи! кто устоит?» ( Пс.129:3 )? И Павел говорит: «хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь» ( 1Кор.4:4 ). И другой говорит: «кто может сказать: «я очистил мое сердце, я чист от греха моего?» ( Притч.20:9 ) Итак, все мы имеем нужду в милости, но не все достойны милости, потому что она, хотя и милость, ищет достой­ного, как сам Бог сказал Моисею: «кого помиловать – помилую, кого пожалеть – пожалею» ( Исх.33:19 ). Поэтому, кто сделал что-нибудь достойное милости, пусть говорит: «помилуй меня»; а кто лишил себя возможности получить прощение, тот напрасно будет говорить: «помилуй». Если бы милость прости­ралась на всех, то никто не был бы наказан; но она делает некоторый выбор, ищет достойного и способного принять ее. 2. Часто многие бывали виновны в одних и тех же гре­хах, и получали неодинаковое наказание, потому что различные причины имели на них влияние. Если угодно, остановимся теперь на этом предмете. Согрешили все иудеи, когда поклони­лись идолу, и, однако, не все получили одинаковое наказание, но одни пали, а другие получили прощение. В грехах прини­мается во внимание не только сущность дела, но и душевное расположение, и время, и повод, и действия, следующие за гре­хом, именно: остался ли кто во грехах, или раскаялся, слу­чайно ли согрешил, или по обольщению, или с намерением. И многое другое принимается во внимание – и различие времени, и общественное устройство. Например: грешили жившие в вет­хом завете, грешат и живущие в новом; но те и другие получают неодинаковое наказание, а последние – более тяжкое. Это показывает и Павел, когда говорит: «если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью , то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?» ( Евр.10:28, 29 ) Сло­вами: «то сколь тягчайшему наказанию повинен будет», он выражает уси­ленное наказание.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   Упорство является спасительным средством в нашей духовной борьбе за соблюдение воздержания. Не будем забывать, сколько ложных доводов выдвигаем мы, чтобы не соблюдать воздержание. Пример нашего Господа в пустыне как Наставника поста убеждает в необходимости трудолюбия в подвижничестве. Если и говорит Священное Писание, что наш Господь «взалкал» (Мф. 4:2), Он, тем не менее, не уступил возбуждению чувств якобы жизненной потребности, но остался хранителем аскетического подвижничества. С верой в Божественный Промысел Он справился и с казавшимся непреодолимым голодом. Вот пример, чтобы никогда не иссякал арсенал нашей духовной стойкости.    Как противостоим мы в брани с грехом в чувственном мире, так будем противоборствовать ей и в мире мысленном. Здесь битва бывает не менее тяжкой, но нам здесь оказывает большую пользу опыт святоотеческих трудов, из которых ум черпает силу и обороняется в напряженной и невидимой умственной брани. От этого просыпается память Божия и при­водится в действие вся Его всеблагость, постоянно нас окружающая.    Отсюда берет начало и наше всемогущее оружие — молитва, без которой невозможно достигнуть успеха ни в чем. Преподобные отцы, толкуя слова Давида: «Воутрия избивах вся грешныя земли» (Пс. 100:8), — указывают с похвальной настойчивостью на значение борьбы. Она изначально должна происходить с понуждением, прежде чем ум рассеется на воспоми­нания прошлого по причине грехопадения. Первая обязанность в духовном поприще неви­димой и многообразной брани — это делание в уме, откуда невыразимые мысли исходят из «утрия», то есть от начала. Это достигается памятью Божию «от стражи утренния» (Пс. 129:6) и настойчивым призыванием всесвятого Его имени, чем выявляется расположе­ние к подчинению Его Божественной воле.    В мысленный Иерусалим, к которому стремится внимание ума, еще до того, как он об­ретет безмолвие, входим мы через молчание уст. Второй шаг в этом направлении — воздер­жание в еде. Да устремимся мы посильно к избежанию насыщения. Следующим шагом да будет изучение текстов Священного Писания и творений преподобных Отцов наших, а за этим последует и память смертная.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Проявляя заботу о человеке, Спаситель мира Своими крестными страда­ниями и Воскресением отворил ему двери рая, сделал причастником вечного Своего Царства, также послал Духа Святого, Утешителя, Который вопиет в сердцах верных: «Авва Отче!» ( Гал.4,6 ). Уже одно имя «Отец» должно воз­буждать в каждом человеке огонь любви. И если дети по плоти неизменно любят своего отца, то с какой же любовью должны христиане любить Того, Кого они называют своим Отцом (Там же, с.229). Испытания и скорби возбуждают любовь к Богу Немаловажным средством, возбуждающим любовь к Богу, также служат промыслительно попускаемые скорби, испытания и искушения. И как сын оказывает благодарность отцу, если тот своевременными наказаниями вос­питывает его в благонравии и воздержании и тем самым соделывает достой­ным членом общества, так и христианин должен быть бесконечно благодарен Богу за то, что Он Своими промыслительными действиями не только очищает его от скверны греховной, но и делает достойным жителем Небесного града (Там же). Любовь к Богу должна простираться до бесконечности Любовь человека к своему Создателю должна простираться до бесконечности еще и по той причине, что Он долготерпеливо относится к его грехам и не тотчас наказывает за беззакония, но ждет покаяния. Если бы Бог по Своему правосудию наказывал человека за каждое преступление, то он не смог бы прожить и малое время, о чем еще свидетельствовал пророк: «Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит?» ( Пс.129,3 ). Милосердие Божие к кающемуся грешнику так велико, что если последний возымеет твердое на­мерение больше не возвращаться ко греху, то Господь не только прощает ему грехи, но даже и не вспомнит о них вовеки (7, с.229). Любить Бога побуждает человека Сам Господь К любви Божией побуждает верующего человека Сам Господь, Который дал заповедь (см.: Втор.6,5 ) и привлекает к ней сердца человеческие Своею ответной любовью. «Бог Любы есть, и пребываяй в любви в Бозе пребывает» ( 1Ин.4,16 ). Вот почему всякий христианин должен проявлять любовь к Богу не только на словах, но и своей жизнью (Там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Сначала Он обращает внимание на человека , зовет его к Себе, а дальше говорит очень важные слова (я прочту из перевода М. П. Кулакова, Лк 18:40): Иисус остановился, велел привести его к Себе, и, когда тот пришел, Иисус спросил его: «Что ты хочешь? Что сделать для тебя?» Это — поразительная вещь. В Евангелии мы нередко встречаемся с подобными эпизодами встречи Христа с людьми: казалось бы, совершенно ясно, чего хотят слепой, расслабленный, прокаженный: исцелиться! Человек тридцать восемь лет лежит без движения, а Господь вдруг спрашивает его: «Хочешь ли ты быть здоров?» (см. Ин 5:1–15). То же и с этим слепым: «Что ты хочешь от Меня?» Богу почему-то бесконечно важно, что ты хочешь. Ему почему-то это очень интересно. Да, есть воля Божия, Промысл, призвание… но ты конкретно — что хочешь? Мы смотрели вчера кульминацию фильма «Сталкер» — она о том же. Мои подлинные желание — каковы? Что я хочу не на поверхности, а на глубине? Из глубины воззвах к Тебе, Господи! (Пс 129:1). И такое желание не может быть не исполнено! Если я искреннее, целостно, из глубины своей души слышу и предъявляю миру и Богу свое подлинное желание — оно не может быть не встречено. «Что ты хочешь?» — «Господи, чтобы мне прозреть!» Один из вопросов, который мне хочется поставить и перед собой, и перед вами: а чего я хочу, на своей глубине? И взываю ли я так к Богу? Если Он придет ко мне и спросит, как спросил этого слепца, — найдется ли у меня ответ? Этот ответ — как точка встречи, начало настоящих, личных отношений. Ведь именно так мы общаемся с друзьями, спрашивая их: «Что для тебя важно? Что тебе интересно, что ты хочешь?» Поразительным образом это волнует и Бога. И в этой точке встречи происходят чудеса. Мы это «знаем», конечно! Но хочется на этом задержаться. «Мариночка, верьте!» У каждого, я уверена, есть этот опыт, хотя бы единичный, — когда Господь касается твоего сердца и тебя переполняют свет, радость и любовь. И это богатство невозможно «спрятать под стол» и о нем умолчать, им хочется делиться со всеми. Вспомните самарянку — потрясающий пример! Поняв, что перед ней Мессия, она бросает водонос с водой и бежит в свой город, становясь первым «апостолом» (см. Ин 4:4–42).

http://blog.predanie.ru/article/strannyj...

Вот и могучие стволы… Со временем абстрактное слово « грехопадение » наполняется смыслом. Грех, как замаскированную охотничью яму, нужно распознать издалека, чтобы вовремя свернуть на другую тропку. Грех — это еще и болото, не желающее отпускать своего гостя, затягивающее все глубже. Если уж оказался в яме, в болоте, то «из глубины» (Пс. 129:1) взывай к Богу — у Него одного избавление. Вот и овраги… Христианину грех становится ненавистен, как рабство (Ин. 8:34). Содеянный грех тяжким грузом лежит на сердце, неудобоносимым бременем придавливает к земле, не позволяя и шагу ступить, мешая двигаться к Богу. Раскаиваясь, мы просим Господа снять с нас оковы, освободить от греховного груза и с радостью желаем заменить его на бремя Христово, благое и легкое (Мф. 11:13). А вот и соавторство… А ведь и само слово «грех» — говорящее. Точнее, его греческий аналог «μαρτα», который переводится как «промах», «непопадание в цель». Да и русскому уху несложно уловить схожесть таких слов, как «грех», «огрех», «погрешность». Значит, грехом является всё то, что уводит нас от духовной цели, т. е. от соединения с Богом, от наследия жизни вечной, от правильного результата своего бытия. Вот и многое, многое другое… Надеюсь, эти рассуждения помогут христианам немного сориентироваться — а дальше дело за нами. В галереях своей души мы призваны стать не зевающими экскурсантами, а увлеченными специалистами, которые рано или поздно принесут свои «Третьяковки» в дар. Только уже не Москве, а небесному граду Новому Иерусалиму. Рейтинг: 10 Голосов: 5 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Вероника 3 февраля 2015, 12:17 Очень легко и доходчиво, вроде и читаешь много, а все равно из каждой умной статьи пусть и небольшое просветление ума и понятий, да и ложится в сознание, память, рассуждение. И как это Вы ловко заманили картиной в эти рассуждения, прямо как перспектива художественная затянула идея про аналогию картины и греховного осознания. Здорово!! Вот только детей то как к ней подводить теперь в галерее - не лес уже воспринимается с мишками, а сучки-овраги-стволы непускающие на ум придут:)) а может так и лучше!! Спасибо вам, пытливый батюшка!!!

http://pravoslavie.ru/76868.html

Да постыдятся и обратятся назад все, ненавидящие Сион (Пс. 129, 5), да смирятся, будут наказаны и освобождены от должности все те, кто не хотят ни себя, ни других привести к знанию, кто, при недостатке знания, присваивает себе звание учителей и проповедников, кто любит самого себя и отказывается служить душевному спасению братии в науке. Иные пусть радуются о своих привилегиях. Если же мы не будем отличаться знанием богословия, то Ордена нашего не будет. Желаю вам здравия, Господь мира и любви да будет всегда со всеми вами. Аминь». Кто этот человек, говорящий столь открыто и смело? Джакомо де Вио родился в городе Гаета, в Неаполитанском королевстве. В 15 лет он посвятил себя монашеской жизни в Доминиканском ордене. Имя Фома, или Томас, данное ему при постриге, явилось свидетельством глубокой любви молодого монаха к богословию Фомы Аквинского, на Сумму Теологии которого он впоследствии составит полный комментарий.            В 25 лет Каетан был удостоен научной степени магистра и начал преподавание метафизики в Падуе. Именно здесь он столкнулся с необходимостью в изменившемся контексте философски и богословски отстаивать свои убеждения, основывающиеся на учении Фомы Аквинского. Падуя была центром новой, строго аверроистской интерпретации Аристотеля, благодаря книгопечатанию распространившейся как никогда прежде. Так возникает «интеллектуальное язычество» , в потрясающей интеллектуальной замкнутости воссозданное независимо от христианского Откровения и в полную ему противоположность. При этом Каетану приходится вести и богословскую дискуссию. В Падуе наряду с кафедрой томистской метафизики существовала и кафедра метафизики скотизма, возглавляемая представителем францисканского ордена. Каетану приходится излагать учение Фомы Аквинского, полемизируя с неверной его интерпретацией в свете учения Дунса Скота. Изучение богословия Фомы Аквинского в прочтении Каетана помогает понять истолкование наследия Аквината в новом видоизменившемся контексте, в попытке не просто повторить сказанное Фомой, но прийти к плодотворному синтезу веры и разума (лат. fides et ratio ), богословия и философии 4 .

http://bogoslov.ru/article/414464

Как бо вещи из ничего создать, так созданные переменить может всемогущая Твоя сила. Реки преложить в кровь, воду из камене источить, и огнь в росу преложить, слепого от рождения просветить, мертвого воскресить, и прочая сим подобная дела делать, кому иному, как только всесильной деснице Твоей свойственно есть? О сей всемогущей Твоей силе рассуждая, убеждаюсь трепетать и смиряться пред Тобою, смиряться под крепкую Твою руку ( 1Петр.5:6 ). Како бо не могу трепетать Того и смиряться пред Тем, у Которого в руце вси концы земли, и я? И смерть и живот мой в руце Его. Боже преблагий и милосердый! пощади мене бедного грешника. В слове Твоем вижу я, что всемогущая десница Твоя защищает, сохраняет и спасает боящихся, любящих и почитающих Тебе: своевольных же, не боящихся и нечествующих Тебя смиряет, наказует и казнит; награждает добродетель, казнит грех. И от того познаю правду Твою, которая всем воздает по делам их, и боюсь суда Твоего; и тако убеждаюсь к покаянию за преждебывшие грехи, и понуждаюсь вопить к Тебе из глубины сердца моего: Боже, милостив буди мне грешнику ( Лк.18:13 ), Не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый ( Псал.142:2 ). Аще бо беззакония назриши, Господи, Господи! кто постоит? ( Пс.129:3 ). Сие предостерегает мене и от прочих грехов, к которым слабость моя мене клонит. В слове Твоем вижу я, что Ты всех отвратившихся от Тебе и нечествующих призываеши к Себе; и обратившихся и с покаянием приходящих, и милости от Тебе ищущих и просящих, яко Отец чадолюбивый заблудших сынов, человеколюбовно приемлешь и милость Свою им являеши, и грехов их и беззаконий не поминаеши, и к числу любящих и почитающих Тебе присовокупляеши. От сего познаю благость и безприкладное Твое милосердие к бедным грешникам; и таким образом не отчаяваюсь и сам за грехи мои, но с надеждою в Тебе, благому и милосердому Богу прибегаю и милости прошу. Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое ( Псал.50:3 ). Благость Твою показуют все создания Твои, везде проповедует слово Твое, познают все животные Твои, удивляются Ангели и человецы, лобызают грешники кающиеся, чувствуют праведники, не лишаются и нечувственные грешники, яко благость Твоя их долготерпит, и на покаяние ведет ( Рим. 2:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010