490 Деян. 1:4—8. 491 Ср. Пс. 25:9. 492 I/53 (237)=B82 (580). 493 I/53 (236)=B82 (579—580). 494 II/18,6. 495 II/18,8–9. 496 II/18,10—11. 497 I/48 (213)=B74 (516—517). 498 Исх. 20:21. Подробнее о терминологии «мрака» у Исаака Сирина см. в главе VII нашей работы (раздел «Изумление»). 499 I/48 (213—214)=B74 (517—518). В греч. и рус. переводах текст сильно сокращен. 500 I/89 (420)=B50 (346). 501 I/38 (160—161)=B62 (431—432). 502 II/37,1—2. 503 I/48 (213)=B74 (516). 504 I/89 (421)=B50 (346). 505 Мф. 18:3. 506 Ср. Иоанн Златоуст. Беседы на Матфея–Евангелиста 58,2—3. 507 Пс. 114:5. 508 I/49 (214—215)=B77 (525). 509 Ср. 2 Кор. 12:9. 510 I/61 (333)=B8 (104—105). Ср. Пс. 50:19. 511 Ср. Мф. 19:26. 512 II/27, 1—3. 513 I/48 (212—213)=B74 (515—526). 514 I/56 (282)=B4 (47). 515 Главы о знании I,85. 516 I/48 (206—207)=B74 (508). 517 I/56 (277)=B4 (41). 518 I/57 (294)=B5 (63—64). 519 Ср. 3 Цар. 10:11. 520 I/57 (303—304)=B5 (76—77). 521 I/57 (306)=B5 (79). 522 I/23 (111—112)=B41 (307—308). 523 I/58 (310)=B6 (85—86). 524 Эта ремарка свидетельствует о том, что Исаак начинал свой монашеский путь не у себя на родине. 525 I/11 (50)=B18 (142—143). 526 527 (201)=B73 (502). 528 I/71 (366)=B30 (213). Текст в квадратных скобках отсутствует в восточно–сирийской редакции. 529 (205)=B74 (507). 530 (201)=B73 (502). 531 I/83 (399)=B43 (317). Ср. Мф. 11:28. 532 533 II/10,19. 534 (397)=B43 (315). 535 I/84 (401)=B44 (319). 536 Ср. Григорий Богослов. Слово 39,17. 537 Т. е. кающиеся. 538 Т. е. мученики. 539 Главы о знании I,53. 540 I/51 (228)=B79 (542). 541 I/41 (175)=B65 (463—464). 542 I/89 (419)=B50 (344). 543 Ср. Пс.50:19. 544 545 II/40,13—14. 546 II/40,15—17. 547 Св. Григорий Нисский. Похвальное Слово Ефрему Сирину (авторство Григория оспаривается). 548 I/58 (309)=B6 (83—84). 549 I/22 (98)=B35 (251—252). 550 I/21 (92—93)=B35 (244—245). 551 Букв. «поставил ногу свою». 552 I/65 (343—344)=B14 (125—127). 553 Букв. «умащающие». 554 Букв. «умащают». 555 Притч.15:13. 556 I/21 (93—94)=B35 (245—246). 557 Ср. Мф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=741...

Арх.: НАРТ. Ф. 10. Оп. 1, 2; Ф. 36. Д. 1-165; Ф. 977. Оп. Совет. Д. 8721, 15673. Соч.: История Российская В. Н. Татищева в отношении к рус. церк. истории//ТКДА. 1862. Ч. 1. 2. С. 197-228; Исторические труды Щербатова и Болтина в отношении к рус. церк. истории//Там же. Ч. 3. 5. С. 31-78; Законодательство Петра Великого относительно правосл. духовенства//ПС. 1863. Ч. 2. 7. С. 377-414; Ч. 3. 9. С. 45-77; 10. С. 125-158; 12. С. 372-405; Заметки касательно устройства древней новгородской иерархии//Там же. Ч. 1. С. 172-201, 244-291; Еще статья о новой книге: [Рец. на: Костомаров Н. И. Северно-русские народоправства во времена удельно-вечевого уклада. СПб., 1863. 2 т.]//Время. СПб., 1863. 4. Отд. 2. С. 1-45; Церковные вотчины при Петре Великом//ПС. 1864. Ч. 1. 2. С. 127-152, 247-279; Законодательство Петра относительно чистоты веры и благочиния церковного//Там же. Ч. 3. 10. С. 97-131; 11. С. 201-231; 12. С. 290-340; О способах содержания рус. духовенства//Там же. 1865. Ч. 1. 3. С. 145-188; О борьбе христианства с язычеством в России//Там же. Ч. 2. С. 211-302; Приходское духовенство на Руси//ПО. 1866. Т. 21. 9. С. 1-35; 10. С. 131-169; 1867. Т. 22. 1. С. 62-90; 2. С. 181-221; 3. С. 307-322 (переизд.: Каз., 1867. СПб., 2003); Горные черемисы Казанского края//ВЕ. 1867. 12. С. 30-71; Казанская семинария в первое время ее существования: По бумагам Г. З. Елисеева, именно за 1723-1738 гг.//ПС. 1868. Ч. 2. 8. С. 265-311; Иоанн Неронов//Там же. 1869. Ч. 1. С. 236-282, 325-366; Описание Седмиозерной пустыни//Там же. Ч. 3. С. 212-239, 297-319; Руководство к рус. церк. истории. Каз., 1870. Минск, 2005; То же, изм. загл.: Учебное руководство по истории Рус. Церкви. СПб., 1896; То же, изм. загл.: История Рус. Церкви: Учеб. рук-во. М., 1996, 2000 9; Приходское духовенство в России со времени реформы Петра//ПС. 1871. Ч. 3. 9. С. 52-96; 10. С. 173-228; 11. С. 331-356; 12. С. 419-469; 1872. Ч. 1. 1. С. 79-114; 2. С. 140-203; 3. С. 251-331; 4. С. 406-463; Ч. 2. 5. С. 79-128; 6. С. 148-195; 7.

http://pravenc.ru/text/199943.html

Опасность излишних забот и удовольствий житейских: Семя, упадшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода ( Лк.8:14 ). Смотрите за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот [последний суд] не постиг вас внезапно ( Лк.21:34 ). Будьте благодарны за сохранение вашей жизни: Благослови, душа моя, Господа, и не забывай всех благодеяний Его. Он исцеляет все недуги твои, избавляете от могилы жизнь твою ( Пс.102:2–4 ). Жизнь телесная бывает продолжительна а) за страх Божий: Начало мудрости – страх Господень, и познание Святого – разум; потому что сим образом умножатся дни твои, и прибавится тебе лет жизни ( Притч.9:10–11 ). Страх Господень прибавляет дней ( Притч.10:27 ); б) за повиновение Богу: Ходите по тому пути, по которому повелел вам Господь Бог ваш, дабы вы были живы и хорошо было вам, и прожили много времени ( Втор.5:33 ). Блажен всякий, боящийся Господа, ходящий путями Его! Блажен ты и благо тебе! Благословит тебя Господь! [и ты] увидишь сыновей у сыновей твоих ( Пс.127:1–2,5–6 ); в) за повиновение родителям: Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои ( Исх.20:12 ). Слушай, сын мой, и прими слова мои, и умножатся тебе лета жизни ( Притч.4:10 ). Почитай отца твоего и мать: это – первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле ( Еф.6:2–3 ); г) вследствие отвращения от зла и делания добра: Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо? Уклоняйся от зла и делай добро ( Пс.33:15 ). Кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей. Уклоняйся от зла и делай добро, ищи мира и стремись к нему ( 1Петр.3:10–11 ); д) иногда по молитве: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь ( Иак.5:14–15 ). Умиравшему царю Иезекии, по слезной его молитве, прибавлено жизни на 15 лет ( 4Цар.20:2–6 ; Ис.38:2–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

218. Еккл. 11:9. 219. Tamari M. The Challenge of Wealth. Р. 45. 220. Под влиянием культурного наследия греков и благодаря религиозному гуляшу Ближнего Востока в первых столетиях нашей эры появился христианский «мейнстрим». Если, например, понимать регулярный пост как элемент аскезы, то можно заметить, что он в весьма ограниченной мере присутствует в Ветхом Завете, зато в изобилии — в благочестии христиан (и евреев) первых столетий. 221. Лк. 16:19–25. 222. Ключевым элементом этики Канта (которая и сегодня является достаточно влиятельной школой) является обязанность. «Канта можно считать ключевой фигурой, разделяющей историю морали на два этапа. Пожалуй, в большинстве более поздних философских сочинений этика определяется в кантовских терминах. Многие из тех, кто о философии ничего не слышали, а уж о Канте тем более, ежедневно бессознательно руководствуются учением о нравственности, разработанным именно Кантом» (MacIntyre A. A Short History of Ethics. P. 190). 223. Втор. 10:11–22. 224. Втор. 11:18. 225. Пс. 118:97. 226. Пс. 118:127. 227. Пс. 1:1–2. 228. Зомбарт В. Евреи и экономика. С. 367–368, 370. В действительности речь идет о неточном цитировании, и более того, не из Второзакония 6:5, а на два стиха дальше, 6:7. Как можно видеть, и Зомбарт допустил неточности. (В русском переводе книги Зомбарта неточность цитирования исправлена, а номер стиха оставлен как в оригинале. — Примеч. пер.) 229. В Торе всего упомянуто 613 законов, большинство из них в Книге Левит. 230. См.: Lalouemme C. Ramessova íše. Р. 284. 231. Как уже было упомянуто, слово «экономика» происходит от греческого nomos — «закон» или «дух закона». От nomos происходит суффикс «номия» в словах «астрономия», «экономия», «таксономия» и др. 232. Исх. 23:2. 233. Sokol J. lovk a svt oima Bible. P. 30. Ян Сокол далее приводит аргументы в пользу того, что основатели американского общества так же, как когдато евреи, изначально были кочевниками, отдающими предпочтение свободе. 234. Превращение природного рая в представление о городе на небесах происходит позднее и завершается в последней книге Нового Завета, Откровении Иоанна Богослова, где жизнь после смерти изображена в небесном граде Иерусалиме. «Иерусалим» на иврите означает «город покоя».

http://predanie.ru/book/218870-ekonomika...

Антифоны 1. Возвративший пленников Сионских от блуждания, Спаситель, оживи и меня, избавляя от рабства страстям. 2. Кто в знойное время сеет скорби со слезами и постом, тот с радостью будет собирать колосья, доставляющие вечную жизнь (Пс. 125, 1–5). 3. В Святом Духе — источник Божественных сокровищ; от Него — мудрость, разум, страх; Ему подобает хвала, слава, честь и держава. 4. Если Господь не созиждет жилища души, то напрасно мы трудимся, ибо без Него ни дело, ни слово не совершается (Пс. 126). 5. Святые по вдохновению Духа изрекают отеческие догматы о рождении плода чрева Богородицы. 6. Все имеет свое бытие от Святого Духа, ибо Он прежде всех тварей Бог, Господь над всеми, неприступный Свет, жизнь всех. 7. Боящиеся Господа, найдя путь к жизни, ныне и всегда будут блаженствовать с нескончаемою славою. Слава: Радуйся и веселись, Пастыреначальник, видя кругом Своей духовной трапезы Своих чад, как ветви, и приводя их ко Христу (Пс. 127, 3). И ныне: В Святом Духе — бесконечное множество духовных даров, богатство славы и великая глубина судеб; Он — существо, равночестное Отцу и Сыну и поклоняемое. Ирмосы канона Песнь 1: По Твоему мановению, Господи, вода, по природе прежде легко разливавшаяся, получила твердость земли. Поэтому Израиль, прошедши, как по суше, воспевает Тебе победную песнь. Песнь 3: Господи Спаситель, в начале Своим всесильным словом и всемогущим и Божественным Духом основавший небеса и всю силу их! Утверди меня на непоколебимом камне исповедания Твоего. Песнь 4: Христе Боже, сошедший на землю, но не оставивший недр Своего Отца! Услышал я тайну Твоего домостроительства и прославил Тебя, один Человеколюбец. Песнь 5: Ночь мрачная у неверующих, у верующих же — свет в усладительном учении Твоем, Христе. Поэтому с утра обращаюсь к Тебе и воспеваю Твое Божество. Песнь 6: Меня, плавающего в волнах житейских забот, потопляемого бременем грехов и низвергаемого к душепагубному зверю, из смертоносной пропасти изведи, Христе, взываю к Тебе, как Иона. Кондак: Держава смерти впредь бессильна будет держать в своей власти людей, ибо Христос, сойдя, сокрушил и уничтожил ее могущество. Ад связан; пророки единодушно радуются, восклицая: «Явился Спаситель пребывающим в вере. Выходите, верующие, для воскресения».

http://predanie.ru/book/217397-bogosluzh...

Итак, наиболее часто употребимыми ключевыми словами послания являются «Закон» и «вера». Причем эти понятия во многих случаях идут в паре, а главное, в противопоставлении: Человек оправдывается не делами Закона , а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами Закона; ибо делами Закона не оправдается никакая плоть (Гал. 2, 16). Этот стих можно считать отправным. Это тезис, который в дальнейшем разъясняется и доказывается. Сразу важное уточнение: противопоставляются не Закон и вера, а дела Закона и вера. Что же подразумевает Павел под этими и другими, не менее важными терминами (например, «оправдание») и почему он ведет речь о столь резком противопоставлении? Впрочем, подобное противопоставление мы можем встретить не только у Павла, но и в других новозаветных писаниях, из чего можно сделать вывод о специфически новозаветном значении такой постановки вопроса: Закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа (Ин. 1, 17). Закон — это, конечно, тот Богом данный Закон (евр. torah, греч. no/moj), который получил избранный народ через величайшего (именно поэтому) пророка Моисея во время заключения Завета у горы Синай (см. Исх. 19 слл.). Собственно говоря, Закон — как наставление на истинный путь жизни (см. Втор. 30, 19), как заповеди Бога, — и есть тот дар Божий, благодаря которому можно говорить о конкретном содержании заключенного Завета и о том, в чем счастье и радость быть в Завете с Богом, быть избранным народом, быть Церковью: 5 Вот, я [т. е. Моисей — А.С.] научил вас постановлениям и законам, как повелел мне Господь, Бог мой, дабы вы так поступали в той земле, в которую вы вступаете, чтоб овладеть ею; 6 итак храните и исполняйте их, ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав о всех сих постановлениях, скажут: только этот великий народ есть народ мудрый и разумный (Втор. 4, 5-6). Будучи Словом Божиим, откровением и величайшим даром Божиим, Закон был и остается тем сокровищем, что «лучше тысяч золота и серебра», «слаще меда» (Пс. 118, 72. 103), «паче злата и топазия» (Пс. 118, 127, слав. текст). Счастливый человек («блаженный муж») о Законе «размышляет день и ночь» (Пс. 1, 2).

http://predanie.ru/book/67523-hristos-i-...

С ним и мы да удостоимся наследовать Царство Небесное во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Оглашение 27. О духовном сеянии и о бодрствовании в божественных размышлениях 82 Братия и отцы. Ныне время сеяния вещественных семян – пшеницы и других. В это время мы видим, как люди с утра до поздней ночи находятся у дела, всячески стараясь посеять возможно лучше и достаточно для того, чтобы у них были припасы для тела. Что же? Мы, делатели духовного сеяния, будем ли спать? Останемся ли мы незасеянными, чем должно? Как перенесем вечный голод? Или какое представим оправдание бездеятельности? Поэтому пробудимся еще сильнее сеющих плотски и богаче [их] будем сеять, потому что сеяй скудостию, скудостию и пожнет; а сеяй о благословении, о благословении и пожнет ( 2Кор.9:6 ). Что же будем сеять? Молитвы, моления, прошения, благодарения, веру, надежду, любовь. Таковы семена благочестия. Душа рождена питаться ими. Но в плотском сеянии делатель долготерпит, ожидая, когда пойдет дождь – рано или поздно; в нашем же сеянии мы сами господа дождить и орошать, то есть плакать и сокрушаться, когда хотим и сколько угодно. А так как выбор в нашей власти, то, прошу, будем засевать возможно больше и орошать обильнее, будем умножать плоды нашей праведности, чтобы, когда настанет духовная жатва, мы могли наполнить руки наши и лоно духовными снопами, чтобы мы удостоились услышать: благословение Господне на вы ( Пс.128:8 ), благословихом вы из дому Господня ( Пс.117:26 ), труды рук твоих снеси: блажен еси, и добро тебе будет ( Пс.127:2 ). Таково наше слово об этом. Но я желал бы напомнить вам, братия, что ночи теперь увеличиваются, по мере уменьшения дней. И как бодрствование изнуряет тело, так продолжительный сон утучняет плоть. А когда утучняется плоть, вместе с этим возрастают и страсти. Что же сказать? Кийждо вас псалом имать ( 1Кор.14:26 ), имеет занятие, имеет молитву. Пусть все соразмерно совершается, все к созиданию души, к благо устроению духа, да не искушает вас сатана невоздержанием ( 1Кор.7:5 ). Говорю это не только в отношении ко сну, но и в отношении к пище, питью и всему другому. Ибо то, что бывает с соблюдением правильной меры, прекрасно, потому что сохраняет нас от уклонений в ту или другую сторону здоровыми и невредимыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Это именно та лоза, к которой Отец часто посылал рабов ( Мф.21:33–40 ), чтобы собрать с нее вино, которое увеселяет сердце человека; но так как она обратилась в горечь и напоследок осмелилась даже убить Сына Хозяина дома, принося не виноград, а терние, и вместо праведного суда – крики: «Распни, распни Его», и: «не имеем царя кроме Кесаря» ( Ин.19:6, 15 ); то: «Вепрь из леса вырвал ее с корнем, и дикий зверь объел ее» ( Пс.79:14 ). Под маслиною же легко усмотрит людей синагоги тот, кто будет читать у Апостола ( Рим.11:17 ) об отломленных ветвях, маслины и относительно нас, привившихся от маслины дикой; таким образом мы будем понимать под ветвями множество отрезных иудеев, а под корнями – избрание апостолов, твердо держащееся; привитые к ним мы будем оставаться, если сотворим плод, тогда и будет сказано о нас: «Сыны твои, как молодые отпрыски маслины вокруг трапезы твоей» ( Пс.127:3 ). Многие думают понимать смоковницу, маслину и виноградник в отношении к таинству Троицы, – именно так, что под смоковницею по причине сладости плодов понимается Дух Святый; под виноградником же Сам Господь наш Иисус Христос , который говорит в Евангелии: «Я есмь лоза истинная» ( Ин.15:1 ). Маслина же – Бог Отец всемогущий, от которого просвещается все, и от Которого исходит свет, и Которому мы можем говорить: О маслина! «во свете Твоем мы увидим свет» ( Пс.35:10 ), т.е. в Сыне увидим Духа Святого. К этим обильным плодами древам и изобильнейшему винограднику приходят, – как говорит книга Судей, – древа неплодородные и просят, чтобы они царствовали над ними ( Суд.9:8 ). Но над деревьями лесными, сохраняемыми для огня, никогда не господствуют маслина, смоковница и виноградник; а скорее управляет ими терновник, покрытый шипами, похожий на еретика, который живет в Вавилоне и постоянно находится в оврагах. Это деревцо не только имеет шипы, но заключает в себе и огонь, наносящий раны и пожигающий все, к чему только ни прикоснется. Посему огонь вышел и истребил деревья лесные. Но ты должен знать, – в соответствие с вышеизложенным пониманием, в котором слова: «Смоковница не произведет плода, и не будет отростков на виноградных лозах», мы относим в синагоге, что это говорится не о плодах, а о добрых делах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

95. См.: Ин. 14:10. 96. См.: Ин. 16:13. 97. См.: Ин. 11:41–44. 98. См.: Рим. 1:20; Прем. 13:5. 99. См.: Деян. 16:7. 100. См.: Евр. 1:1. 101. См.: Деян. 9:15. 102. См.: 1Тим. 2:7. 103. См.: spir. s. 2. 143. 104. См.: 1Кор. 12:29–30. 105. Цицерон в своем трактате «Лелий, или О дружбе» (21. 80) (см.: More–schini. Р. 259, not. 23). 106. См. у свт. Афанасия Александрийского: с. arian. 1. 22; у свт. Василия Великого: adu. Eun. 1. 23; у свт. Григория Богослова: hom. 23. 4; or. 6. 13. 107. См.: 2Тим. 1:12; 4:8. 108. См.: 1 Фес. 5:8; Еф. 6:10–17. Cp.: exp. ps. 118, 9. 17; 10. 34; 14. 16; expl. ps. 36, 52–57; 37, 43; 38, 32; 43, 1; Abr. 1. 2. 6; Iacob 1. 36; exp. Luc. 2. 29. 109. См.: Мф. 16:18. 110. См.: 1 Kop. 3:10. 111. Пунктуация в цитате дана в соответствии с латинским текстом «О Святом Духе» и текстом Септуагинты. — Примеч. ред. 112. См.: Ин. 1:32, 34. 113. См.: Мк. 1:10. 114. Ср.: sacr. 6. 2. 5. 115. Ср. у Оригена: com. in Ioh. 2. 11. 85; у Тертуллиана: adu. Marcion. 3. 17. 3; 4.18.4. 116. См.: Ин. 16:28; 1Тим. 1:15. 117. См.:Ин. 15:26; 16:7. 118. Подробнее об этом см.: fid. 5. 94–99. 119. См.: Ис. 48:6. 120. См. у Дидима Слепца: spir. s. 20. 121. Cp.: exp. Luc. 7: 92. 122. См.: Исх. 31:18. 123. См.: Ин. 10:30. 124. Cp.: exp. Luc. 7. 92, а также у Дидима Слепца: spir. s. 20. 125. Animalis (греч. ψυχικς) — душевный. Этот термин характерен для антропологии ап. Павла, подробнее см.: Moreschini. Р. 273, not. 2. 126. См.: 1Кор. 2:13–14. 127. См.: Пс. 117:16. 128. См.: 1 Kop. 1:24. 129. См.: Исх. 15:8. 130. См.: Исх. 14: 21–28. 131. См.: Исх. 13:21–22. 132. Cp.: sacr. 1. 6. 22; myst. 3. 13. 133. Дидим Слепец приводит тот же ряд цитат из Священного Писания (см.: spir. s. 53). 134. Ср.: Ис. 66:2. 135. Морескини вслед за Фаллером видит здесь цитату из Исх. 33:22 (см.: Moreschini. Р. 281, not. 1). 136. См.: Лк. 11:20; Мф. 12:28. 137. См.: Пс. 8:4. 138. Ср.: Иов. 10:8. 139. См.: 3Цар. 3:16–27. 140. См.: Гал. 5:22. 141. См.: Быт. 12:4–20. 142. См.: Числ. 11:25. 143. См.: Евр. 3:7–11.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

 Максим Исповедник. К Марину. Ρ G 91, 281 AB. 105 Правильная атрибуция цитаты: Иоанн Дамаскин. Точное исповедание православной веры, 2, 23. Op. cit., 37, 9–13 (р. п.: С. 101 (173)). Но первая половина фразы дословно содержится также у Евстафия Антиохийского (Sermo catecheticus [Sp.] (fragmentum), 81, Spanneut, M. (editor), Recherches sur les ecrits d " Eustathe d " Antioche avec une, Lille (Facultiis Catholiques), 1948). 106  Максим Исповедник. К Марину. PG 91, 108С. 107  «Οκον διαζεξας λλλων οσαν τε και δναμιν, ν και νργειαν καλομεν, κ μσου των ντων πεποκεν κτερον». 108  Всякая тварная сущность содержит в себе сущностные различия и подлежит изменениям и превращениям, и всякая энергия вызывает в сущности, из которой происходит, пространственное или качественное изменение. Следовательно, и определения «сущность» и «энергия» не должно применительно к Богу понимать так же, как они понимаются применительно к тварным предметам, — примечание издателей. 109  Василий Великий. О Святом Духе, 9, 22. PG 32, 108С (р. п.: Творения. Ч. III. M., 1993. С. 265). 110  Исх. 3, 14. 111  Исх. 20, 2. 112  Ин. 8, 2. 113  Ин. 14, 6. 114  Дионисий Ареопагит. О божественных именах. 2, 4, С. 252 (р. п.: С. 253). 115  Там же, 2, 7. С. 264 (р. п.: С. 265). 116  Дан. 9, 24. 117 Пс. 49, 1; 135, 3. 118 Пс. 135, 2; 1 Тим. 6, 15; Откр. 19, 16. 119 Тим. 6, 15. 120 Рассмотрению перечисленных здесь имен Божиих посвящена глава 12 «О божественных именах». 121  Пс. 81, 1. 122  Слово «богословие» употребляется средневековыми авторами как синоним «Писания», понимаемого расширительно, как вся совокупность богословских творений священных писателей и отцов Церкви. 123  Ефес. 1, 18. 124  Рим. 8, 17; 2 Тим. 2, 12. 125  Рим. 8, 17. 126  Мф. 5, 3; Лк. 6, 20. 127 Максим Исповедник. Κεφλαια θεολογικ, 2, 86, PG 90, 1165AB (р. п.: Главы о богословии и о домостроительстве воплощения Сына Божия//Творения преподобного Максима Исповедника/Перевод, вступительная статья и комментарии А. И. Сидорова. M.: Мартис, 1993. Кн. 1. С. 252). 128

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010