Блаженство Кто, по Святому Писанию, блажен и благословен? Блаженный и единый сильный – Царь царствующих ( 1Тим.6:15 ). Господь Бог благословен ( Пс.67:20 ). И благословенно имя славы Его в век (Пс.71:19). Благословенна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего ( Лк.1:42,45 ). Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля Его, и о законе Его размышляет он день и ночь ( Пс.1:2 ). Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповедь Его ( Пс.111:1 ). Блаженны хранящие откровения Господа, всем сердцем ищущие Его ( Пс.118:2 ). Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его! Блажен ты, и благо тебе! Благословится человек, боящийся Господа; благословит тебя Господь с Сиона ( Пс.127:1,2,5 ). Блажен человек, который всегда пребывает в благоговении ( Притч.22:14 ). Кто вникнет в закон совершенный, в закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слышателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действовании ( Иак.1:25 ). Блажен читающий и слушающий слова пророчества сего и соблюдающий написанное в нем ( Откр.1:3 ). Если будешь слушать глас Господа Бога твоего, благословен ты в городе, и благословен на поле, благословен плод чрева твоего, и плод земли твоей, и плод скота твоего… Благословен ты при входе твоем и благословен ты при выходе твоем ( Втор.28:2–6 ) Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем ( Пс.118:1 ). Соблюдающий закон – блажен ( Притч.29:18 ). Блаженны ваши очи, что видят, и уши ваши, что слышат ( Мф.13:16 ). Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете ( Ин.13:17 ). Блаженны те, которые соблюдают заповеди Божии, чтобы иметь им право на древо жизни ( Откр.22:14 ). Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает ( Рим.14:22 ). Блажен человек, в чьем духе нет лукавства ( Пс.31:2 ). Блаженны все, уповающие на Бога ( Пс.2:12 , Пс.30:14 ). Блажен человек, который уповает на Бога ( Пс.33:9 ). Кто надеется на Господа, тот блажен ( Притч.16:20 ). Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его, сотворившего небо и землю, море и все, что в них ( Пс.145:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Удовольствие, наслаждение (Pleasure) Удовольствие выражается в чувстве радости, восхищения и удовлетворения. В более широком смысле это понятие распространяется также на вещи, вызывающие такое чувство – на так называемые жизненные удовольствия. Для классификации образов удовольствия в Библии нам необходимо задаться вопросом, какие стороны жизненного опыта приносят радость и удовлетворение персонажам и авторам Библии. Хотя образы удовольствия присутствуют во всей Библии, приятные ощущения описываются прежде всего в поэтических книгах. Библия привносит дополнительную сложность в общую картину, проводя различие между добродетельными удовольствиями и дурными, между истинными и ложными. Кроме того, необходимо различать человеческие удовольствия и Божьи. Человеческие удовольствия . Что же в Библии приносит удовольствие персонажам (и авторам)? Одна из основных категорий – красота. Источником удовольствий служит, например, красота природы, как об этом свидетельствуют, в частности, пять псалмов о природе в Псалтири ( Пс.8; 18; 28; 103; 148 ). Рассказ о дожде и о последующем богатом урожае в конце Пс.64 ( Пс.64:10–14 ) настолько выразителен, что сам автор как будто бы сопереживает и радуется вместе с растениями погоде и их росту. В Пс.146–147 поэт перечисляет красоты и богатства природы – звезды, дождь и траву, отборную пшеницу и сезонные изменения, выражая тем самым свое восхищение. Художественная красота тоже доставляет удовольствие персонажам и авторам Библии. Эстетическая красота храма побуждает псалмопевца воскликнуть: «Как вожделенны жилища Твои, Господи сил!» ( Пс.83:2 ). «Сладкозвучные гусли с псалтирью» приносят наслаждение ( Пс.80:3 ). Источником удовольствия может быть и литература: автор Екклесиаста, делясь с нами своими литературными замыслами, заявляет, что он «старался приискивать изящные изречения» ( Ек.12:10 ). Еще одно удовольствие в глазах авторов Библии – семейная жизнь. «Блажен» родитель, наполнивший детьми свой «колчан» ( Пс.126:5 ). Благословляется человек, чья жена, «как плодовитая лоза» в доме, и чьи дети, «как масличные ветви» за столом ( Пс.127:3–4 ). Внуки – тоже источник удовольствия, согласно пожеланию псалмопевца увидеть «сыновей у сыновей твоих» ( Пс.127:6 ). Особое удовольствие родителям доставляют мудрые дети ( Притч.10:1; 15:20; 23:24–25; 27:11; 29:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Е.А. Авдеенко Кафизма I Начало книги Псалмы – противопоставление: кто есть «блажен муж» и кто его полная противоположность. «Блажен муж» – ашере-ха-иш. " Блажен» ашере – неизменяемая часть речи (ее даже принимают за восклицание); по форме – это существительное, которое употребляется только во множественном числе 3 . «Блажен муж» указывает на заповеди блаженств Нагорной проповеди Христа, каждая из которых начинается словом «блаженны»: μακριοι ( Мф.5:3–12 ). Поэтому ашере-ха-иш можно перевести: «блаженства [тебе], муж» 4 . Аналогично: ашере адам – «блаженства [тебе], человек» ( Пс.32 /31:2). Праведнику (который боится Господа) сказано: ашреха ве-тов лах – «блажен ты и хорошо тебе» ( Пс.128 /127:2). Блаженства связаны с тем, что «хорошо» (тов ) в глазах Божиих. В истории сотворения мира повторяется: «и увидел Бог , что это хорошо». Сотворенный мир причастен «доброму» (тов) Творца, также этому «доброму» (хорошему) причастен тот, кто «блажен». Тому, кто стяжал «блаженство» ашер, воздают особую хвалу: его «ублажают» (от глагола ашар ) 5 . У пророка Малахии находим пророчество с обетованием народу Израиля: «ублажат вас все народы» ( Мал.3:12 ); пророчество сбылось на Зачавшемся в Деве Марии; Она стяжала полноту блаженств в зачавшемся Младенце, поэтому Она говорит: «отныне ублажат Меня все роды» ( Лк.1:48 ). Этимологически слово «блаженство» связано с прохождением пути. Это видно по первым значениям глагола ашар: «продвигаться, усердно следовать, преуспевать» 6 – и по значению существительного ашур : «шаг» ( Пс.17 /16:11; Иов.31:7 ). Итак, первое слово книги Псалмы содержит сгусток понятий и положений библейского мировоззрения: – предуведомление о «блаженствах» новозаветной Церкви; – связь с тем, что «хорошо» в глазах Божиих; – указание на особое качество хвалы Богу, которое назвается «ублажать»; – и, наконец, ощущение, что        «блаженство» непременно содержит в себе пошаговое движение и вектор: «блаженство» – динамично и направленно, что соответствует фундаментальному библейскому понятию «путь».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Шляпники. Церковь Власия. По этому же проекту была построена утраченная церковь Николая Чудотворца (1899-1905, арх. А.Б. Турчевич) на Мотовилихе в Перми Карта и ближайшие объекты ВЛАСИЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ, ОРДИНСКИЙ РАЙОН, СЕЛО ШЛЯПНИКИ, деревянная. Построена в 1837 г. Главный (Власиевский) престол освящён 23.05.1838 г. Взамен её 31.05.1909 г. заложена каменная. Архитектор А.Б. Турчевич (за образец взята Свято-Николаевская церковь в Мотовилихе). Построена в 1911 г. Закрыта 3.04.1939 г. Деревянная церковь сгорела в 1921 г. Е. Н. Шумилов. Энциклопедия Пермского края Сведения о церкви из Пермского епархиального адрес-календаря на 1882 год (Сост. Н.Д. Топорков.): 148. Шляпниковск. с. Власиевская, от губ. г. 130 в. у. г. 127 в., благ. 30 в. – Свящ. 1, пс. 1. – Прих. 1175, раск. 3, д. 8, в 1–5 в. – Жал. 164 р. 64 к., добр. руг.; зем. ус. 2 д., пах. 60 д., сен. 6 д., дом. 2. – Свящ. Николай Александр. Савелов, ок. к. с. 2 р. 1850 г., им. скуф.; диак. Василий Прокоп. Конюхов, 2 кл. с 1875 г. церк. Александр Никол. Савелов, 1 кл. П. у. 1878 г. – Стар., кр. Иван Ив. Другов; просф., поп. д. Стефанида Тим. Будрина; от ц. 12 р. и отопл. Пермские епархиальные ведомости 11 июля 1909 года, отдел неофициальный, стр. 432–435. Закладка трехпрестольнаго храма в селе Шляпниках Второй благочиннический округ Осинскаго уезда с 1898 года богат сооружением и расширением новых деревянных и каменных храмов. Так, вновь сооружены были следующие храмы: в деревне Михиной – Медянскаго прихода, Починках или Телесе – Смурыгинскаго, Межевке – Ясыльскаго, Колпашниковой – Стефановскаго; расширены: в Опачевке, Суде двухэтажный, Ключиках, Ашапе; кроме того, идет заготовка материалов к расширению храмов в селах: Смурыгах, Медянке и Овчинниках. Существующий ныне в Шляпниках двухпрестольный храм деревянный, тесный, низкий: в холодном алтаре три, в теплом – около 4 1/4 аршин высоты, от чего при стечении народа по воскресным дням, а особенно в престольные и дванадесятые праздники, страшная духота и теснота. Когда расширялись храмы менее состоятельных приходов, чем Шляпниковский, то шляпниковцы с завистию смотрели на это, о чем лично приходилось слышать пишущему настоящия строки от некоторых уполномоченных по постройке храма. По уходе на покой настоятеля Шляпниковскаго храма, протоиерея Н. С., и с назначением настоящаго настоятеля церкви священника о. Ершова дело построения каменнаго храма быстрее начинает двигаться вперед. О. Ершов не устрашился той тяготы и тех поношений, какия приходится переносить ему от себялюбивых и честолюбивых крикунов.

http://sobory.ru/article/?object=16176

Псалом 111 Блажен человек богобоязненный и милостивый. Аллилуия. То есть: «хвалите Бога». 1–4. Блажен муж бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело. Сильно на земли будет семя его, род правых благословится: слава и богатство в дому его, и правда его пребывает в век века. Воссия во тме свет правым: милостив и щедр и праведен. Блажен человек, чье сердце проникнуто чувством страха – благоговение пред Богом: ибо «страх Господень есть начало премудрости» ( Пс.110:10 ). Такой человеке в заповедех Господних восхощет зело, – от всей души будет желать исполнять заповеди Божии; ибо он знает, что только с этим соединяется полное и совершенное благополучие его жизни. И прежде всего, его семя – потомство будет сильно на земле, ибо будет многочисленно, богато, честно и почтенно. – Род правых, это потомство людей богобоязненных, живущих но заповедям Божиим, благословится и Богом, и людьми (ср. Пс.127 ). – Слава и богатство будут в доме – семействе и хозяйстве его, и правда – праведность будет пребывать всегда, ибо благочестие праведников хранится и в их отдаленных потомках из века в век. – Таким праведникам и во тьме, воссиявает свет, – и при бедствиях Господь посылает утешение и спасение. Так благословляется милостивый и щедрый и праведный. Так были благословенны Авраам, Иов, Давид и многие другие праведники. 5–6. Благ муж щедря и дая: устроит словеса своя на суде, яко в век не подвижится. В память вечную будет праведник. Благ человек, кто щедр и милостив, – дает и взаймы и без возврата: такой всем полезен и от всех почтен. – Он устроить слова свои на суде, – дела, о которых ему придется говорить на суде, он приведешь к доброму решению: ибо он, по своему милосердию, не будет требовать возврата денешь с неоплатных должников, не будет отнимать у них последнего достояния – рабочих животных или самих обращать в рабов, как то делали жестокие заимодавцы, – не будет подкупать судей-лихоимцев в свою пользу, и проч. Напротив, на суде он будет поступаться своим правом, своей собственностью – неимущим, сам будешь ходатайствовать об избавлении немощных от притеснения их сильными. Вот такой праведник во век не поколеблется в своей правде, а вследствие того, и в своем благополучии. В память вечную будет праведник, – потомство такого праведника, сохраняя его веру и благочестие, а также унаследованное от него благословение и благополучие, сохранить и память о нем из века в век.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Псалом 127 Кто боится Бога, того Бог благословляет от Сиона благоденствием. Песнь степеней или восхождений (см. Пс.119 ). 1–2. Блажени вси боящиися Господа, ходящии, в путех Его: труды плодов твоих снеси: блажен ecu, и добро тебе будет. Блажен всякий боящийся Господа, ходящии по путям Его, – живущий по указанию заповедей Его Закона. – Труды плодов твоих снеси, правильнее – ты, боящийся Бога, будешь есть плоды, приобретаемые трудами твоих рук: т. е. всякие труды твои будут увенчаны благословением Господним за твою богобоязненность (ст. 5–7). – «Блажен ты, и благо тебе будете!» – ибо, если, по обетованию заповеди Божией, за почитание отца и матери по плоти, почитающему их сыну благо будет и он долголетен будет на земли ( Исх.20:12 ); то тем более долголетен и блажен будет тот, кто чтит Бога, небесного Отца, и с сыновнею любовью исполняет Его волю, откровенную в Его заповедях. 3–5. Жена твоя яко лоза плодовита в странах дому твоего: сынове твои яко новосаждения масличная окрест трапезы твоея. Се, тако благословится человек бояйся Господа. Благословение Божие за богобоязненность человека выразится, главным образом, в размножении и благоденствии семейства его. – «Жена твоя, говорит псалмопевец человеку богобоязненному, как плодовитая лоза в странах дому твоего, или – между четырьмя стенами твоего дома: т. е. как плодовитая виноградная лоза, постепенно разрастаясь около дома, охватывает его со всех сторон и, куда ни направится взор хозяина, его всюду радуют кисти винограда; так и в благословенном доме, свою мать со всех сторон окружают дети и веселят взор отца, обещая ему в будущем еще большие и большие радости. ( Пс.126:3–5 ). Особенно отрадно родителям видеть всех детей вместе и около себя. – «Сыновья твои, говорит псалмопевец, как новосаждения масличная, или – молодые ветви масличного дерева – когда все они около трапезы твоей здоровы, нежны, радостны... «Так благословится человек, боящийся Господа!» – 6–7. Благословит тя Господь от Сиона, и узриши благая Иерусалима вся дни живота твоего, и узриши сыны сынов твоих: мир на Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ КОНТОПЕТРИС Георгий Контопетрис [греч. Γεργιος Κοντοπετρς], доместик, визант. мелург. Самое раннее упоминание о нем содержится в Пападики 1336 г. (Athen. Bibl. Nat. 2458). Г. К. был учеником прп. Иоанна Кукузеля и, следов., жил не ранее 1-й пол. XIV в. ( Στθης. Αναγραμματισμο κα μαθματα. Σ. 127). В Пападики 2-й пол. XIV в. (Cutl. 457) Г. К. назван «дважды доместиком» (διπλοδομστικος). Из той же рукописи известно, что сын Г. К. Михаил также был доместиком и мелургом: ему принадлежит версия причастна «Чашу спасения» на 4-й плагальный (8-й) глас. В Пападики 1425 г. (Ivir. 985) распев псалма «На реках Вавилонских» надписан как творение Михаила Контопетриса. Распевы Г. К. наряду с творениями др. мелургов составили основу греч. певч. книг Пападики и Матиматарий и широко представлены в рукописях периода калофонического пения, хранящихся в различных собраниях: Cutl. 399 (сер. XIV в.), 456 (1443); БАН. РАИК. 154 (1430), 42 (сер. XVIII в.); Konstamon. 86 (1-я пол. XV в.); РНБ. Греч. 126 (2-я пол. XV в.), 130 (нач. XVIII в.), 132 (посл. треть XVIII в.), 711 (кон. XVIII в.); Ivir. 973 (нач. XV в.), 1120 (1458), 974 (1-я пол. XV в.), 984 (сер. XV в.), 993 (сер. XVII в.); РНБ. Александро-Невская лавра Ю I2 (нач. XIX в.) и др. Чаще всего в рукописной традиции встречаются распетые Г. К. стихи больших (т. е. с мелизматическим мелосом) аниксандариев на 4-й плагальный глас (Пс 103. 20, 24, 29а, 31а, 32, 33а, 34 с особыми припевами, напр.: «Слава Тебе, Святый, слава Тебе, Царю» - Pantel. 978, ок. 1820-1830). Нек-рые из этих стихов имеют двойное авторство: Иоанна Кукузеля и Г. К. (Philoth. 122, 1-я пол. XV в.). На 2-м месте по числу списков стоят стихи 1-го антифона 1-й кафизмы (чаще всего из Пс 2, реже из Пс 1 - Ivir. 949, кон. XVII - нач. XVIII в., и Пс 3 - Ivir. 973) на 4-й плагальный глас с кратимами (отдельный стих часто именуется πρλογος). Из муз. творений Г. К. сохранились стихи полиелея на 2-й плагальный (БАН. РАИК 154), на 1-й (Philoth. 122; Ivir. 973) и на 4-й гласы (Konstamon. 86), антифон на полиелее преподобным, мученикам и иерархам на 4-й глас «Будет праведник» (Пс 111. 6 - Cutl. 457; Philoth. 122; Ivir. 974; 985), антифон на праздники Богородицы «Слово благо» на 1-й глас, псалом «На реках Вавилонских» на 3-й глас (Ivir. 974), мегалинарии (Песнь Богородицы) «Сущую Богородицу» на 2-й плагальный (6-й) глас (Ivir. 993; 1120), причастен «Хвалите» на 2-й плагальный глас (Cutl. 457, Ivir 974), мелизматические вставки-кратимы, часто называемые πρλογος, 4-го гласа (Ivir. 974; 977, кон. XV - нач. XVI в.; БАН. РАИК. 154; Xeropot. 270, кон. XV в.; 287, 1724 г.), иногда имеющие особые наименования (πολυτρισμα, βιλα - Ivir. 976, 1-я пол. XVI в.; ξυλικς - Ivir. 964, 1562 г.; στρτα παλαι - Doch. 336, нач. XVI в.).

http://pravenc.ru/text/164379.html

2.6. Учительные псалмы Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Учительные псалмы содержат в себе размышления по поводу жизненных обстоятельств, наставления о мудрой и ответственной жизни в согласии с законом Божиим. Их характеризуют те же самые признаки, которые отличают в целом учительные книги. Во-первых, это прямые поучительные наставления; во-вторых, – притчи (Пс. 127:3-4) и сравнения, образы, заимствованные из природных явлений. Потом – ряды перечислений. Некоторые из этих псалмов имеют в себе акростих, например 33-й и 118-й псалмы – там каждая строфа по буквам еврейского алфавита расписана. Затем, в таких псалмах часто встречается сравнение со словом «лучше», как в учительной литературе, или указание «блаженны», которые так-то поступают, которые так-то думают, или, наоборот, отвращаются от чего-то. Например, первый псалом: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых». Как раз в первом псалме видна связь между Псалтирью и другими учительными книгами. «Но в законе Господнем воля его, и закону Его он будет поучаться день и ночь» (Пс. 1:2). Псалмы 1, 31, 33, 48 обязательно нужно в этой связи назвать. «Уста моя возглаголют премудрость, и поучение сердца моего разум. Приклоню в притчу ухо мое, отверзу во псалтири ганание мое» (Пс. 48:4-5) – это типичная лексика учительной литературы. Потом псалмы 126, 127 тоже имеют выраженный дидактический характер: «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущие: аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий» (Пс. 126:1). То есть, «если Господь не сохранит город, напрасно бодрствует страж». Это как раз ритмическая форма, очень характерная для учительной литературы – параллельность стиха. «Блажен, кто исполнит желание свое через них, не устыдятся они, когда будут говорить в воротах с врагами своими, блаженны все боящиеся Господа, ходящие путями Его» – 126 и 127 псалмы. Псалом 132 – то же самое сказано в форме поучения: «Се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе» (Пс. 132:1). Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/431336/

Псалом 128 Для той же цели – религиозного воодушевления Израиля и внедрения в него веры в Бога могло служить не только обетование благ в будущем, как то мы видели в 127 псалме, но и указания на факты его прошлой жизни, из которых ясно видно, что Господь награждал евреев за преданность Ему. Поэтому означенный псалом, как дополнение 127, нужно считать написанным тоже во время послепленное, во время деятельности пророков Аггея, Захарии и Малахии, во время или около времени деятельности Ездры и Неемии. Много теснили меня враги, но Господь рассек узы нечестивых и спас меня (1–4). Да будут постыжены и теперь все враги мои, да обратятся они в засохшую траву и пусть не услышат благожелания успеху своего дела (5–8). Пс.128:1 .  Много теснили меня от юности моей, да скажет Израиль: Под «юностью» разумеется здесь прежняя жизнь еврея допленного периода и особенно первоначальная его жизнь после выхода из Египта, когда он, как народ молодой, преданный Богу, часто пользовался Его чудесной помощью в тяжелые минуты жизни. Пс.128:3 .  На хребте моем орали оратаи, проводили длинные борозды свои. «На хребте моем орали оратаи» – образ тяжелых бедствий, которые приходилось переживать еврейскому народу, когда на его хребте сидели враги и гнули его к земле, т. е. заставляли сильно страдать. Можно здесь разуметь и вавилонский плен, время гражданского бесправия евреев. Под хребтом некоторые разумеют гору Сион и Иерусалим, который был разрушен вавилонянами. Пс.128:4 .  Но Господь праведен: Он рассек узы нечестивых. «Рассек узы нечестивых» – вывел из плена. Пс.128:5 .  Да постыдятся и обратятся назад все ненавидящие Сион! «Постыдиться и обратиться назад» – не иметь успеха. Пусть и в настоящее время все преследования со стороны врагов кончатся неудачей. Пс.128:6 .  Да будут, как трава на кровлях, которая прежде, нежели будет исторгнута, засыхает, Пс.128:7 .  которою жнец не наполнит руки своей, и вяжущий снопы – горсти своей; Писатель молит Бога, чтобы Он обратил врагов в засохшую траву на кровлях. На плоских крышах еврейских домов, как и теперь у жителей Востока, часто насыпался небольшой, тонкий слой земли, на котором появлялась трава, быстро выраставшая и быстро высыхавшая, которую, поэтому нельзя было жать. Пусть, как эта трава, будут обессилены враги евреев, пусть они обратятся в порошок и будут развеяны ветром. Пс.128:8 .  и проходящие мимо не скажут: «благословение Господне на вас; благословляем вас именем Господним!» Каждому работающему обычно говорят пожелания успеха его трудам. Пусть деятельность врагов еврейского народа будет настолько неудачна, что никто не выразит им пожеланий и благословений от Господа. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Псалтирь. 190-536 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Алое, алойное дерево Алое, алойное дерево ( ,; у LXX: ακηνα (Числ.), στακτ (Пс.), λθ (Песн.), λη (Ин.); Вульг. tabernacula (Числ.), Gutta (Пс.), Aloe (Песн., Притч. и Ин.); Слав. кущи, стакти, алой): Числ.24:6 . Пс.44:8 . Притч.7:17 . Песн.4:14 . Ин.19:39 . – Алое или алойное дерево, встречающееся в указанных местах Св. Писания, не надобно смешивать с кустарным алойным растением, африканского происхождения, которое разводили в роскошных садах Палестины и разводят в наших оранжереях для украшения, которое имеет толстые и сочные листья и содержит в себе горький, смолистый сок, употребляемый как лекарственное средство. Под алойным деревом, упоминаемым в Св. Писании, большей частью разумеют род некоего душистого индийского дерева, называемого у греков: γλλοχον, у позднейших ξυλαλη, у новейших lignum aloes, lignum paradisi, lignum aquilae. Последнее название есть ошибочный перевод португальцев индийского слова aghil (Санскр. agaru и aguru). Греческое и еврейское название, очевидно, имеют коренное сходство с индийским. Алойное дерево – это большое, крепкое и тенистое дерево, весьма красивое на вид, горькое на вкус, но имеющее сильный и весьма благовонный запах, и потому у всех восточных народов употребляется, как самый драгоценный фимиам, для курения во дни радости, во время пиршеств; алоем также, вместе с другими душистыми веществами, наполняли комнаты, где полагали умерших. В Св. Писании алой, по своему благовонию, поставляется вместе со смирной и кассией ( Пс.44:9 . Притч.7:17 . Песн.4:14 . Ин.19:39 ). Алойное дерево преимущественно растет в Ост-Индии, Сиаме, Кохинхине, и оттуда купцы развозят деревья его по другим местам. Из слов пророка Валаама можно, впрочем, полагать, что алойные дерева росли и в Аравии; по крайней мере, они известны были этому пророку, жившему при Евфрате ( Числ.24:6 . сн. Числ.22:5 ). В греческом тексте слово это переведено здесь: σκηναι, в Вульг.: tabernacula, tentoria, в Слав. кущи. Вероятно, LXX и Vulgata, равно как сирский и самаританский, вместо , читали: , что от значит кущи, палатки, Ges. р. 20. Für. 1. р. 30. Rosenm. Scholia на кн. Числ. стр. 665. Zell. 1. р. 50. Keill и Del. на Числ. р. 335. на Притч. 1 . р. 127. Читать далее Источник: Опыт библейского словаря собственных имен/[Соч.] прот. П. Солярского. - Т. - Санкт-Петербург : Типо-лит. Цедербаума и Гольденблюма, 1879-1887./[Т. 1: А-Е]. - 1879. - II, 666 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010