И даже в ветхом завете, когда руководились чувственностью, мы видим, что люди, способные к любомудрию, убеждались предметами высшими. Указывая на это, Павел говорит: «все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные» ( Евр.11:13 ). Таким образом, наградою боящимся Бога служит не только это, – наслаждение собственностью, жена, дети, благосостоя­ние дома, – это только избыток и прибавление; а главные и великие блага заключаются, во-первых, в самом страхе Божием, который сам по себе составляет награду, потом – в тех неизреченных благах, «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку» ( 1Кор.2:9 ). «Благословит тебя Господь от Сиона, и увидишь благо Иерусалима во все дни жизни твоей» ( Пс.126:5 ). Другой (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): «и узри в благах Иерусалим» ( ορα εν γαθοις). «Благами» он называет город, богатство, благолепие, победы, почести, благосостояние, плодородие, безопас­ность, мир. 4. «Во все дни жизни твоей». Хорошо пророк прибавил эти слова о днях. Действительно, это – особенный знак дара Божия и доказательство Его промышления, чтобы не терпеть ничего человеческого, не терять и не испытывать превратностей, разве когда Бог во гневе Сам отнимает данное. «И увидишь сынов сынов твоих. Мир Израилю!» ( Пс.127:6 ). Но многие, скажешь, боявшиеся Бога, оста­лись бездетными. Что же из этого? Мы подвизаемся не для настоящих благ, но преимущественно для угождения Богу, а потом в надеждах на будущее. Тогда (в ветхом завете) было это наградою; а теперь – небо и блага небесные. Если ты и при страхе Божием не имеешь детей, то почему знаешь, не дал ли Он тебе других благ, больших этого благополучия? Он, «богатый милостью» ( Еф.2:4 ), не одним способом благодетельствует всем, но различно. Сколь многие, имевшие детей, считали бла­женными не имевших? Сколь многие, имевшие богатство, кон­чили жизнь несчастнее бедных? Сколь многие, наслаждавшиеся славою, как бы пронзены были этим мечом и потерпели же­сточайшие бедствия? Не исследуй же происходящего и не требуй отчета от Бога, но переноси все мужественно и с благодарностью; в особенности не привязывайся ни к чему настоящему.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Тем не менее в нек-рых источниках XI в. и позднейших система суточных псалмов имеет литургическое обрамление, включающее различные молитвословия и христ. гимнографию. При этом такое обрамление могут получать как каждый из псалмов в отдельности, так и их сочетания - двухпсалмия и трехпсалмия. Оформление 24 суточных псалмов в виде 24 отдельных «малых» часов (противопоставляемых здесь 4 «великим») сохранилось в рукописи Athen. Bibl. Nat. 15, XII в., на основе к-рой (с привлечением Paris. gr. 331 и Leimonos. 295) Фундулис предложил свою реконструкцию акимитского Часослова ( Θουντολης. 1994r); каждый из 24 «малых» часов здесь состоит из Трисвятого (здесь и ниже под этим термином понимается комплекс молитв, начиная с Трисвятого и заканчивая «Отче наш»), «Приидите, поклонимся» , псалма, «Аллилуия... Господи, помилуй. Слава... И ныне...», тропарей и богородична, 15-кратного «Господи, помилуй» и молитвы. В Часослове Sinait. gr. 868 система 12 ночных псалмов также оформлена в виде 12 отдельных часов, сопровождаемых полунощницей. Структура этих часов сходна с изложенной в Athen. Bibl. Nat. 15, но в Sinait. gr. 868 на первых 6 часах дано лишь по одному тропарю с богородичном, а на оставшихся часах тропарей вообще нет, и ничего не сказано о многократном «Господи, помилуй» после тропарей. В груз. Часослове Hieros. S. Crucis. Iber. 127 система 12 ночных псалмов представлена в виде 6 двупсалмных ночных часов, каждый из к-рых начинается с вводных молитвословий и «Приидите, поклонимся», за к-рыми следуют 2 псалма, «Слава...», Трисвятое, тропари и 40-кратное «Господи, помилуй»; особых молитв нет. В тех древнейших сохранившихся древнерус. Часословах, к-рые имеют в составе 12 ночных псалмов, они оформлены в виде трехпсалмий, каждое заключается «Слава...», Трисвятым, тропарями и многократным «Господи, помилуй»; молитвы в конце всего последования (см. выше). Практически такой же вид Д. п. ч. имеет и в совр. изданиях - он состоит из 4 трехпсалмий (1-е: Пс 26, 31, 56; 2-е: 33, 38, 40; 3-е: 69, 70, 76; 4-е: 101, молитва Манассии, вседневное славословие, молитва св. Евстратия), каждое заключается Трисвятым (проч. обычные для псалмов вводные и заключительные краткие молитвословия не указаны), серией из 2 тропарей и богородична покаянного содержания (разные для каждого из трехпсалмий) и 30-кратным «Господи, помилуй»; Д. п. ч. открывается обычным началом и заканчивается отпустом.

http://pravenc.ru/text/двенадцати ...

Жизнь и труды святителя Макария… С. 406, 414); 8) “ видит волка градуща, и оставляет овца и бегает ” (Ин 10:12) (Поучение Митрополита Макария о глаголющих и смеющихся в храмах (1547–1551)//Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 395); 9) “ сим образом творя, много поживеши лет, и приложат ти ся лета животу ” (Притч 9:11) (Послание Митрополита Макария царю Иоанну Васильевичу, укрепляющее на брань с казанскими татарами (1552, июля 13)//Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 407); 10) “ узриши сыны сынов твоих ” (Пс 127:7) (Поучение Митрополита Макария царю Иоанну Васильевичу и царице Анастасии Романовне по совершении их бракосочетания (1547, февраля 3)//Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 369); 11) “ ложе несквернено ” (Евр 13:4) (Поучение Митрополита Макария царю Иоанну Васильевичу и царице Анастасии Романовне по совершении их бракосочетания (1547, февраля 3)//Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 368); 12) “ мудрость плотцкая вражда на Бога, закону Божию не повинуетца ” (Рим 8:5–6) (Учительное послание Митрополита Макария в Свияжск к царскому войску (1552, мая 21)//Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 400); 13) “ Жене муж должную любовь да воздает, тако же и жена мужу. Жена своим телом не владеет, но муж; тако же и муж своими телом не владеет, но жена. Не лишайтесь друг друга, точию от согласиа, ко времени; да празнуете в посте и в молитве и вкупе соберайтесь, да не искусит вас сатана, за неудержание ваше ” (1 Кор 7:1–5) (Поучение Митрополита Макария царю Иоанну Васильевичу и царице Анастасии Романовне по совершении их бракосочетания (1547, февраля, 3)//Архимандрит Макарий. Жизнь и труды святителя Макария… С. 368). Таким образом, цитаты, используемые в данном Послании, встречаются также в первом Послании Митрополита Макария царю, написанном им во время казанского похода 13 июля 1552 года (цитаты 1, 2 [эта цитата встречается также в Послании Новгородского архиепикопа Пимена царю], 4, 5, 7, 9), в третьем Послании Митрополита (цитата 3), в его Послании в Свияжск (цитата 12), в речи Митрополита Макария нововенчанному царю 16 января 1547 года (цитата 2; [см.

http://pravmir.ru/k-voprosu-ob-avtorstve...

Старость нарекли возрастом золотым, и этот возраст хранит в себе свои сокровища. Старость обладает своими радостями, своими талантами, как и закат солнца обладает своей неповторимой красотой. Да, это закат, солнце заходит, но как же оно радует глаз. Золотой возраст радует, как и золото осени. Осень – это, прежде всего, обильный урожай, плоды предшествующих трудов, без которых не продержится новое поколение. Листаю страницы своей жизни и замечаю, как я тоскую по своим дедушкам и бабушкам. И вроде бы всё есть: родители, любимая жена и дети. Но не хватает тех, кто был со мною в моем детстве, кто беззаветно любил и во всякой детской проблеме неизменно становился на сторону внука. Кто не был задавлен валунами сиюминутных проблем, но каждый вопрос решал размеренно и степенно. В близости к ним не было собственно и проблем, и тишина их душ передавалась моему сердцу неизъяснимым душевным покоем. Они прошли голод, войну, репрессии, неслыханные по нагрузкам работы в колхозе, они потеряли всё в начале 1990-х годов, но так и не сломались. Потому что их не оставил Бог, а с Богом никто не сломается. Натруженные руки и добрые глаза – вот красота пожилого человека. Жизненный опыт и мудрый совет – вот его сокровище. Уют домашнего очага с гурьбой проворных внуков – вот его счастье: Увидишь сыновей у сыновей твоих (Пс. 127: 6). Но если ты одинок и рядом никто не скажет: «Доброе утро» или «Как твои дела?»? Если нет того, кто будет тебе отрадою и питателем в старости твоей (Руф. 4: 15)? То и тогда с тобой рядом есть твой Небесный Отец, для Которого ты всегда, в любом возрасте милое чадо. Мы бьемся за социальные свободы веками, но что-то их нет и нет, этих свобод. Есть свобода сердца, свобода души. Когда не гнетут тебя оковы греха и узы воспоминаний о нераскаянном прошлом. Когда вместо обид и разочарований ты по-прежнему делаешь свое скромное дело. Что же утешает в старости? Как ни странно, это труд, активность, занятость Что же утешает в старости? Как ни странно, это труд, активность, занятость. Пока ты что-либо делаешь, то старости словно и нет, ее незаметно. А как только сложишь руки и сядешь на месте, то всё, старость завладеет тобой. Она придет как недовольство и ворчание, как саможаление и упреки всех, кто вокруг. Отсутствие дела выразится в активности ненужных помыслов, которые монотонным гудящим роем займут пространство ума, станут беспощадно жалить сердце, высасывать силы души.

http://pravoslavie.ru/114303.html

42 martyrum Amoriensium (9. Jh.)//Klio. B., 1990. Bd. 72. S. 254-269; Ργια Ε. Μα υπθεση πλησης μοναστηριακς περιουσας//Βυζαντιν σμμεικτα. Αθνα, 2008. Τ. 16. Σ. 35-45; eadem. Λτρος, να γνωστο μοναστικ κντρο στη Δυτικ Μικρ Ασα: Με λεπτομερ σχολιασμ των εγγρφων του αρχεου της μονς Θεοτκου του Στλου. Θεσ., 2008. Л. В. Луховицкий Гимнография Память П. Л. фиксируется в греч. списках Иерусалимского устава и Минеях, составленных в соответствии с этим уставом, под 15 дек., вместе со сщмч. Елевферием, но нерегулярно. Самые ранние списки, к-рые включают его последование,- это Типиконы кон. XIII или XIV в. (напр.: Paris. gr. 385. Fol. 96; РГБ. Сев. греч. 35. Л. 55). Последование П. Л. состоит из тропаря 4-го гласа Ως τν σωμτων (    ) и указания на общую службу преподобным на литургии; в более поздних добавляется указание на кондак. Греч. рукописные Минеи XIV-XVI вв. (напр., Paris. Suppl. gr. 701. Fol. 149v, 1549 г.; РГБ. Сев. греч. 29. Л. 63, 1420 г., редко - более раннего времени, см.: Ταμεον. Σ. 126) могут содержать под 15 дек. последование П. Л. из 3 стихир на «Господи, воззвах», тропарь, канон, седален, кондак плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Απ νετητος σοφ (      ) с икосом и ексапостиларий. Иногда последование П. Л. имеет более торжественный характер: к нему добавляются стихиры-самогласны для пения на «Славу», циклы стихир на стиховне и на хвалитех (напр.: Sinait. gr. 585. Fol. 118-127, 1453 г.). В греч. печатные Типиконы и Минеи последование П. Л. не вошло. В слав. переводах последование П. Л. появляется уже в самых ранних южнослав. редакциях Иерусалимского устава: Типиконе архиеп. Никодима 1319 г. ( Миркович. Типикон. С. 67а), серб. Романовом Типике (РГБ. Сев. Слав. 27. Л. 65), с указанием на тропарь и общую службу преподобному на литургии. Более поздние (в т. ч. русские) редакции описывают службу П. Л. подробнее (напр.: ГИМ. Усп. 5. Л. 135), с указанием стихир, тропаря, канона, кондака; на литургии предлагается совершать или общую службу сщмч. Елевферию, или общую службу П. Л. В Типиконах 1610 г. (Л. 455) и 1641 г. (Л. 318 об.) на литургии назначается прокимен (из Пс 115), Апостол (Гал 5.22 - 6.2) и аллилуиарий П. Л. (со стихами из Пс 111), а Евангелие - сщмч. Елевферию (эти же указания внесены в Минею 1645 г., Л. 176 об.). Начиная с печатного издания Типикона 1682 г. (Л. 184), служба на литургии 15 дек. не указывается. В рукописных слав. Минеях (РГБ. Троиц. 32. Л. 79 об., кон. XV в., и др.) последование П. Л. включает 3 стихиры, тропарь, канон, седален, кондак с икосом и светилен, в таком же виде последование входит в печатные издания Миней, вплоть до современных.

http://pravenc.ru/text/2578555.html

«Со страхом и трепетом совершайте свое спасение» (Флп. 2:12). «Страшно впасть в руки Бога живаго!» (Евр. 10:31). «Да убоится Господа вся земля, да трепещут пред Ним все живущие во вселенной» (Пс. 32:8). «Начало премудрости — страх Господень» (Пс. 110:10). «Блажен муж, боящийся Господа, заповеди Его он сильно возлюбит» (Пс. 111:1). «Какой человек бо ит ся Господа? Ему Он даст закон для пути , какой Ему угоден. Душа его среди благ водворится, и семя его наследует землю» (Пс. 24:12—13). «Служите Господу со страхом и радуйтесь [пред Ним] с трепетом» (Пс. 2:11). «С коль велико множество благости твоей, Господи, котор ую Ты с о крыл для боящихся Тебя» (Пс. 30:20). «Вот, очи Господни над боящимися Его... уповающими на милость Его, дабы избавит ь от смерти души их, и пропитать их во время голода» (Пс. 32:18, 19). «Ополчится Ангел Господень вокруг боящихся Его и избавит их» (Пс. 33:8). «Бойтеся Господа, [все] святые Его, ибо нет недостатка у боящихся Его» (Пс. 33:10). «Ты дал боящимся Тебя знамение, чтобы убежа л и от... лука» (Пс. 59:6). «Так, близко к боящимся Его спасение Его» (Пс. 84:10). «Утвердил... Господь милость свою на боящихся Его» (Пс. 102:11). «Милость же Господня от века и до века на боящихся Его» (Пс. 102:17). «Боящиеся Господа упова ли на Господа: Он помощник и защит ник их» (Пс. 113:19). «Блаженн ы вс е боящи е ся Господа, ходящи е в пут я х Его!» (Пс. 127:1). «Волю боящихся Его сотворит, и молитву их услышит, и спасет их» (Пс. 144:19). Святой Златоуст об этом Ничто не может сравниться с имеющим в себе страх Божий (Беседа 3 на Послание к филиппийцам). Через все житие должно иметь страх (Беседа 54 на евангелиста Матфея, гл. 15). Страх возбуждает и приводит к покаянию (Беседа 11 на евангелиста Матфея, гл. 3). Если бы страха не было, все бы погибло (Беседа 60 на евангелиста Иоанна, гл. 10). Без страха Божия невозможно уклоняться от зла, и ничто так грешников к покаянию не приводит, как страх Божий. Страх Божий рождается от рассуждения Божиих свойств, а именно: 1) Что Бог вездесущий, и всякое дело, слово и помышление ведущий.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4025...

Пс.126:5.   Блажен, иже исполнит желание свое от них: не постыдятся, егда глаголют врагом своим во вратех. Всем этим Давид показывает непреоборимость надежды на Бога. Но не в силе телесной, ни в страхе для других, ни во многочадии, ни в безопасности города поставляет их «блаженство» , а в том, что они «не постыдятся» ; не будут скрываться при виде врагов, но мужественно будут встречать их, украшаясь знаком божественного покровительства и помощи Божией. Этим Пророк заканчивает свою речь, научая всех прежде всего искать этого украшения (Златоуст, Феодорит). Песнь степеней, 127 Девятая степень: страх Господень. Пс.127:1.   Блажени вси боящиися Господа, ходящии в путех Его. Всякий «боящийся Господа» отличается исполнением заповедей Христовых, почему и называется в Писании «блаженным» , как сильно желающий «ходить в путях Его» (Никита, Златоуст). Пс.127:2.   Труды плодов Твоих снеси: блажен еси, и добро тебе будет. Добродетель сама по себе питает душу; так что сами богоугодные труды питательны и увеселительны для души. Напротив, замыслы против Праведных обращаются на главы зломышляющих: «убо плоды дел своих снедят» (Ис. 3:10). Божий суд воздает каждому по достоинству. Согрешающий мыслью также не останется ненаказанным — ибо это есть уже половина зла. Итак, «горе беззаконному, лукавая бо приключатся ему по делом его» (Ис. 3:11) (Василий В., Никита). Пс.127:3.   Жена твоя яко лоза плодовита в странах дому твоего: Так как Пророк говорил людям еще не совершенным, то он и убеждает их, как малых детей, предметами чувственными; ибо тогда это признавалось благоденствием. «Жена» — есть душа всякого человека богобоязненного, приносящая плоды добродетелей, подобно виноградной «лозе» . «Кущу» этого виноградника означает тело, в котором обитает Святый Дух: «или не весте, яко телеса ваша храм живущаго в вас Святаго Духа» (1 Кор. 6:19) (Никита, Василий В.). Пс.127:4.   Сынове твои яко новосаждения масличная окрест трапезы твоея. Подобно говорит Пророк чувственным людям и о детях. Духовные мужи под «сыновьями» подразумевают помыслы добрые, наполняющие сердце богоугодного мужа (Златоуст, Никита).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Быт. 12,1–3 ). Наконец, следует помнить, что потомком Авраама по плоти был Иисус Христос, на Котором исполнились полученные патриархом обетования. Заглавие. Песнь восхождения. См. вводные замечания к Пс. 119 . Соломона. См. Введение: Автор. 126 Если Господь не созиждет дома. В первом и непосредственном значении этого стиха речь идет о жилище человека. Но ввиду того, что данный псалом является песнью восхождения, созданной Соломоном, под «домом» следует понимать также и иерусалимский храм. В свете же заключительной части псалма «дом» это еще и семья. если Господь не охранит города. Под «городом» следует понимать, в первую очередь, Иерусалим. Псалмопевец уверен, что безопасность любого города зависит не от того, как он укреплен и охраняется людьми, а от того, хранит ли его Господь. Обращая свое творение к паломникам, псалмопевец, видимо, желал напомнить им о том, что сам по себе Иерусалим не защитит их от нападения врагов и прочих несчастий, ибо оградить от всего может лишь Господь. 126 возлюбленному Своему Он дает сон. Псалмопевец противопоставляет надеющихся на свои собственные силы тем, кто всецело полагается на Бога. 126 дети... плод чрева. Псалмопевец говорит в первую очередь о сыновьях, поскольку в условиях древнеизраильского общества именно сыновья могли защитить и поддержать родителей в старости. 126 когда будут говорить с врагами в воротах. Т.е. не капитулируют перед врагами, безоговорочно приняв их условия. Глава 127 Пс. 127 Причисляется к песням восхождения (см. вводные замечания к Пс. 119 ). Тема многочисленной и крепкой семьи сближает его с Пс. 126 . Заглавие. Песнь восхождения. См. вводные замечания к Пс. 119 . 127 Блажен. См. ком. к Пс. 1,1 . боящийся Господа. См. ком. к Пс. 35,2; 118,63 . ходящий путями Его! Т.е. тот, кто живет в согласии с Божией волей, запечатленной в законе. 127 Ты будешь есть от трудов рук твоих. Адам был вынужден добывать хлеб в поте лица в результате грехопадения ( Быт. 3,17–19 ); автор книги Екклесиаста приходит в отчаяние при виде того, как одни усердно работают, а другие, менее достойные, пользуются плодами их труда ( Еккл. 5,8 6,12). Псалмопевец же говорит о справедливом порядке вещей, при котором собственный труд приносит человеку процветание.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Пс.127:5.   Се тако благословится человек бояйся Господа. Наградой «боящемуся Господа» служит прежде всего сам страх Божий, который сам по себе составляет уже награду и «благословение» Божие (Златоуст). Пс.127:6.   Благословит тя Господь от Сиона, и узриши благая Иерусалима вся дни живота твоего. Это согласно с господствовавшим мнением тогда, ибо думали, что Бог обитает только в «Сионе» , в Сионском Храме, где Он беседовал со священниками. Под «благами Иерусалима» предвозвещает Пророк как благоденствие настоящей жизни, так и блага духовные (Феодорит, Афанасий). Пс.127:7.   И узриши сыны сынов твоих. Мир на Израиля. Пророк определяет благословения согласно с понятием: великим благословением и это почиталось увидеть «сынов сыновей» своих, хотя многие «боящиеся» Бога остались бездетными. А наградою тогда были дети, как ныне — небо и блага небесные. Ибо не одним образом Бог благодетельствует всем, но различно, как богатый. Посмотри, сколько таких, которые имея детей, называют счастливыми неимеющих? «Мир на Израиля» есть «мир» с Богом, так как Израиль есть ум, по своей чистоте видящий Бога. Он достигает «мира» в помыслах и входит при содействии духа в глубины богопознания и успокаивается в Боге (Златоуст, Никита). Песнь степеней, 128 Десятая степень: терпение ради Бога. Пс.128:1.   Множицею брашася со мною от юности моея, да речет убо Израиль: Пс.128:2.   Множицею брашася со мною от юности моея, ибо не премогоша мя. Слова эти указывают на брань с диаволом, которую ведут подвижники. Злые и ленивые этой брани не имеют, потому что они друзья и покорные бесам. Давид этим предсказывает и будущие частые восстания на Церковь, и предсказывает непреодолимость ее (Никита, Василий В.). Пс.128:3.   На хребте моем делаша грешницы, продолжиша беззаконие свое. Говоря: «на хребте» , Пророк показывает, что «грешницы» хотели всю силу его сокрушить, так как «хребет» изображает силу (Златоуст). Пс.128:4.   Господь Праведен ссече выя грешников. «Выя грешных» — гордыня; а так как не смиряются покаянием, то «усечены» будут муками.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Псалом 132 Ст. 1. Восхваление теплоты дружеских отношений (см.: Сир. 25:2 ) истолковывается как призыв к объединению древнееврейского народа вокруг Иерусалима или как прославление единства людей. Ст. 2. Будто миро – о возведении Аарона в сан первосвященника см.: Лев. 8:12 . Образ душистого масла («мира») напоминает о чем-то мягком, приятном, нежном; св. отцы Церкви находят в этом стихе иносказание о благодати Св. Духа. Ст. 3. ...роса Ермонская – гора Ермон на севере Палестины была, возможно, покрыта снегом, и ветры доносили до Сиона ее освежающую влагу.   Псалом 133 Ст. 1. Эта последняя песнь восхождения, возможно, пелась левитами во время ночного бдения; ...рабы Господни – священники-левиты (см.: Втор. 10:8 ); ...во дворах дома Бога нашего – во дворе храма. Ст. 3. ...с высот Сиона – см. примеч. к пс. 127:5.   Псалом 134 Аллилуия – см. примеч. к пс. 104 и пс. 112. Пс. 134 и 135 входили в чин благодарственного богослужения, которое называлось «Великий Аллел» (от Аллилуия –«хвалите Бога») и было приурочено к празднику Пасхи. Ст. 1. ...рабы, Господа – см. примеч. к пс. 133:1. Ст. 2. ...во дворах дома Бога нашего – см. примеч. к пс. 133:1. Ст. 4. ...Иакова... Израиля – имеется в виду древнееврейский народ, с которым Бог заключил Завет, назвав его Своим народом (см.: Исх. 19:5–6 ; Втор. 7:6 ). Ст. 8–9 . Речь идет о бедствиях, которые постигли египтян за то, что фараон не отпускал древних евреев из Египта (см.: Исх. 7–14 ). Ст. 11. Речь идет о первых победах древних евреев над народами, жившими к востоку от р. Иордан, с которыми древние евреи сталкивались во время странствования после исхода из Египта (см.: Чис. 21:21–35 ; Втор. 2:24–3:18 ). Ст. 15–17. Ср.: Пс. 113:12–14 . Ст. 18. Ср.: Пс. 113:16 . Ст. 19–20. Ср.: Пс. 113:18–19 .   Псалом 135 Аллилуия – см. примеч. к пс. 134. Ст. 2–3. ...Бога богов... Владыку владык – формула усиления (ср.: Втор. 10:17 ). Ст. 6–9. Ст.: Быт. 1:1–16 . Ст. 10–16. Вспоминается исход древних евреев из Египта, когда Бог оказал помощь Своему народу (см.: Исх. 11–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010