" Ибо кто в облаках сравнится с Господом? Уподобится Господу между сынами Божиими?» ( Пс.88:7 ). Го­ворится об ангелах и горних силах. «Уподобится Господу между сынами Божиими», – здесь сравнение со святыми. Конечно, ни ангел, ни святой не может сравниться с Творцом, Который выше всего существующего. Хорошо пророк в отношении к ангелам употребил слово: «сравнится», поскольку и они бестелесны; тем не менее, и они не имеют равенства с Богом, так как находятся в пространстве и имеют очертания, почему их и существует бесчисленное множе­ство. Равным образом в отношении к святым хорошо употребил слово: «уподобится»: хотя бы они и хранили образ и подобие, которое получили от Бога, но последнее дано Богом только отчасти, так что сравнение и в данном отношении не имеет полного подобия. Действительно, каким образом получивший станет подобен дав­шему, имеющему власть и отнять свой дар? " Бог, прославляемый в... сонме святых, велик и страшен... для всех, окружающих Его»( Пс.88:8 ). 2. Хотя Бог находит великую радость в сонме святых и считает его своею славою, тем не менее, Он и страшен им. Свя­тые находятся вокруг Бога, приближаясь к Нему чрез святость жизни; но Бог страшен для них, когда они грешат, так как Он отнюдь не благоволит и к праведникам, если они согрешают. Вернее же сказать, Бог страшен и для несогрешающих, почему Иов и говорил Ему: «удали от меня руку Твою, и ужас Твой да не потрясает меня» ( Иов.13:21 ). Но устрашает Бог не по ненависти, а по любви, потому что " блаженны все, боящие ся Господа» ( Пс.127:1 ). «Господи, Боже сил! Кто подобен Тебе? Силен Ты, Господи, и истина Твоя окружает Тебя» ( Пс.88:9 ). Пророк часто повто­ряет это выражение, не предлагая вопрос Богу, а, изумляясь Его величию и желая показать Его ни с чем несравнимость. Потому он и называет Его не только Господом, но и Богом сил, т.е. анге­лов, архангелов и всех других сил, если таковые существуют неведомо для нас. Если же все они подчинены Богу, то как могут уподобиться своему Владыке? «Силен Ты, Господи, и истина Твоя окружает Тебя».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Рассеяние учеников в ту ночь, когда Господь Иисус был предан в руки нечестивых на суд и мучения, предсказал пророк Захария, когда взывал к мечу: порази пастыря, и расточатся овцы стада ( Зах. 13:7 )! Это, без сомнения, пророчество имел в виду Господь, когда сказал ученикам Своим: вси вы соблазнитеся о Мне в нощь сию ( Мф. 26:31 ). Отречение одного из них в то самое время, когда Господь был судим и мучим, указано в пророческих словах святого псалмопевца: удалил еси от Мене друга и искренняго ( Пс.87:19 ). 126 „Страха ради иудейскаго, друг твой и ближний, Петр, якоже зряше содеваемая тогда, отвержеся Тебе, Господи“. 127 И сам Иисус Христос предрек Петру: аминь глаголю тебе, яко в сию нощь ... трикраты отвержешися Мене ( Мф. 26:34 ). Время события – суда и осуждения Иисуса Христа указано в пророчестве Иакова патриарха, предвозвестившего, что отложенное Израилю чаяние языков – придет тогда, когда оскудеет князь от Иуды ( Быт. 49:10 ). Это пророчество оправдалось голгофским событием: иудеи тогда уже не могли произнесть ни над кем смертного приговора, без суда римского правителя; оттого-то и был судим Иисус Христос Понтием Пилатом. Совокупное участие в суде и осуждении Иисуса Христа иудеев и язычников предрек Давид. Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным? взывал царепророк. Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его ( Пс. 2:1–2 ). „И поистине, собрались во граде Иерусалиме „на святаго Сына Твоего, Владыко Боже, „Иисуса, помазанного Тобой, Ирод и Понтий Пилат, с язычниками и людьми израилевыми ( Деян. 4:25–27 )“. Сам Господь Иисус Христос тоже предсказал ученикам Своим: се восходим во Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет архиереем и книжником: и осудят Его на смерть, и предадят Его языком ( Мф. 20:18,19 ). 2) Предсказаны, затем, свойства и действия на суде виновников осуждения Иисуса Христа. Так, свойства врагов Иисуса Приста, бывших главными виновниками Его осуждения, особенно в разительных чертах изобразил царь-пророк. Обыдоша мя телцы мнози, юнцы тучнии одержаша мя. Обыдоша мя пси мнози, сонм лукавых одержаша мя. Врази же мои живут, и укрепишася паче мене, и умножишася ненавидящие мя без правды и проч. ( Пс. 21:13,17; 37:20 ). Сам Иисус Христос прямо назвал своих врагов – обвинителей и судей – грешниками: приспе конец, прииде час: се предается Сын Человеческий в руки грешником ( Мк. 14:41 ). .

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993. С. 71). Образцом блаженного состояния выступает душевно-плотская счастливая жизнь античных богов. В древнегреч. философии понятие Б. соотносится с развитием учения о природе блага (см. ст. Благо ). «Языческие мудрецы,- говорит свт. Василий Великий ,- пускались в умозрения о цели человеческой [жизни], но они разошлись в понятии о сем. Одни утверждали, что эта цель есть знание, другие же - успешное действование, иные - разнообразное употребление жизни и тела, а другие, став скотоподобными, говорили, что эта цель есть удовольствие» ( Basil. Magn. Hom. in Ps. 48). Платон истолковывает Б. (счастье) как обладание мудростью и правильное пользование ею: «...у кого налицо мудрость, тот не нуждается в другом счастье» ( Plat. Euthyd. 280b). Со знанием, мудростью Б. (счастье) связано у Сократа и сократиков. В стоицизме счастье заключается в добродетели, к-рая противоположна пороку и «есть согласованность предрасположения [с природой]» ( Diog. Laert. VII 89). Для Эпикура Б.- наслаждение, чувственная данность; конечной целью блаженной жизни являются телесное здоровье и душевная безмятежность (Ibid. X 128). Если в античной философии и намечалось представление о духовном Б., то оно предполагало растворение человека в безликом мире умопостигаемого. Так, согласно Порфирию , Плотин перед смертью сказал, что сейчас он «попытается слить то, что было божественного в нем, с тем, что есть божественного во Вселенной» ( Porphyr. Vita Plot. 2). В ВЗ представление о Б. (евр.  ) было связано с Божиим благословением человека. Бог благословляет «ходящего в законе Господнем», «боящегося Господа», «всем сердцем ищущего» Бога и «уповающего на Него» (Пс 118. 1, 2; 127. 1; 2. 12; Ис 30. 18; ср.: Пс 1. 1; 39. 5; 111. 1; Притч 16. 20), т. е. человека праведного, живущего по Закону. Благословение означает покровительство, помощь Бога праведнику как награду за добродетели. Благословенность и есть счастливая, блаженная жизнь, к-рая выражается в многочисленном потомстве, благополучии, долголетии, мире: «Блажен, кому помощник Бог...» (Пс 145.

http://pravenc.ru/text/149367.html

И обратно — возделывая мир, человек меняет себя: ведь, по мысли Экзюпери, только тело землепашца питается тем, что дает ему хлеб; душа же питается тем, что он сам дает хлебу… И хотя труд “в поте лица”, как видно из дальнейшего библей-ского повествования, стал наказанием для Адама (Быт 3:19), все же изначальная радость трудничества так и не была забыта в Библейской традиции: “Ты будешь есть от трудов рук твоих, блажен ты, и благо тебе” (Пс 127:2). Говоря языком христианства, человек своим трудом должен раскрыть душу и мир для действия в них Благодати. А на языке мифологем смысл повеления трудиться в том, что без помощи человека Демиург, оказывается, не может сохранить космос от вторжения хтонически-разрушительных сил. При этом древние религии уточняют, что только ритуальный человеческий труд может защитить космос от возвращения в первобытный хаос и неразличимость. Если человек будет правильно приносить жертвоприношения, если он должным образом исполнит свои священнические обязанности, то он сможет вступить в связь с хранящими силами и вместе они спасут мир от поругания. В этой общерелигиозной идее мне видится след предания, уна-следованного потомками Ноя от общего праотца. Существует церковное предание о том, что время антихриста настанет лишь тогда, когда прекратится на земле совершение Литургии. Литургия — действительно “общее дело”, общее служение, в котором заинтересован весь космос: вся тварь доныне мучается и стенает, ожидая откровения сынов Божиих (см. Рим 8:19,22). Вообще Литургия, жертвоприношение — это разъятие. Избирается нечто, некая часть мира сего, чтобы посвятить ее миру горнему. Из обычного порядка вещей, из обычного употребления изымается нечто, дабы получить иной смысл и стать связью между двумя мирами, а через это — и освятить этот мир горней благодатью. “Возделывание земли” — это ее расчленение. Библейское сознание, как и вообще архаическое мышление, чрезвычайно дорожит конкретной оформленностью мира. Многообразию мира постоянно угрожает хтоническая неразличимость всех вещей.

http://pravmir.ru/zapovedi-edema/

Само слово хесед, которое мы переводим как «любовь», считается выражением божественного «предпочтения» в отношении Мессии из дома Давидова, одним из наиболее явных признаков царского характера Псалтири . Мне доводилось писать об этом и раньше, не побоюсь повториться: «Любовь (по-еврейски хесед) – ключевое слово в книге Псалмов. В общей сложности этот термин встречается в еврейской Библии 245 раз, из них 127 раз – более половины – в Псалтири. Производное от него хасид, «друг» (LXX переводят также как «святой»), появляется в Библии 32 раза, из которых 25 раз – в Псалтири. Поэтому для желающего обрисовать богословие псалмов, достаточно лишь прояснить это основное понятие, поскольку именно оно лучше всякого другого выражает и резюмирует отношение “человек – Бог” в Псалтири» . Однако на сей раз я не хочу ограничиваться гадательными формулировками, но постараюсь остановиться на каждом из наиболее значительных появлений термина хесед в Псалтири, строго в том порядке, в котором он появляется в книге, а не в том, который мог бы быть сконструирован за рабочим столом. Полагаю, что Псалтирь действительно имеет определенный порядок, который сегодня вновь стараются открыть экзегеты, и что этот порядок надо уважать. Имеется, как говорили отцы Церкви, consequentia между одним псалмом и другим, последовательное сцепление терминов и мотивов, которое обязывает и читателя к последовательности, к непрерывности чтения, становящегося некоей чередой (по-гречески аколуфиа). Через чтение сверху донизу всех давидовых псалмов в нас реализуется подлинный мессианский опыт, опыт следования за Мессией. Это исследование ограничивается лишь Псалтирью, оно не систематично и не исчерпывает понятие «любви» в Ветхом Завете. Убежден, данная богословская тема – путеводная нить не только по книге Псалмов, однако именно псалмы освещают ее более любой другой библейской книги. Поэтому внимательное чтение Псалтири открывает нам об этом почти все самое существенное. Более того, в Псалтири вариации на тему любви – самые перспективные во всем Писании, самые богословски чувствительные, исключительно утонченные, самые богатые на оттенки, ассонансы и репризы. Подчеркнем, в псалмах хесед – понятие всегда богословское: говорится о любви Бога, а не о любви к Богу. В Псалтири редко человек говорит Богу «люблю Тебя» (Пс 17:2 прибегает, парадоксальным образом, к необычному глаголу ). В этом значении может быть использована производная форма хасид: друг Божий, Его верный . Однако и в этом случае можно задаться вопросом – кому принадлежит инициатива этой дружбы? Хасид любит Бога или, напротив, он скорее сам объект любви, расположения, благодати Божьей?

http://bogoslov.ru/article/3540495

Пс.14:2 .  Глаголяй истину в сердце своем т. е. кто хранит истину в душе своей и исповедует ее устами. Пс.14:3 .  Иже не ульсти (не льстит) языком своим. И опять: тот, кто говорит истину и не льстит, т. е. кто содержит истину в себе и говорит ее пред другими. Как выражением «в сердце своем» пророк обозначил внутреннее задуманное слово, так выражением языком своим – внешнее (сказанное) слово. И не сотвори искреннему своему зла Все мы искренние между собою, или по природе человеческой, или по единству веры, или по связи родства. Под злом разумеется обида. Пророк упоминает последовательно – сначала о сердце, потом о языке, и наконец о действии, ибо человек первее всего обыкновенно чувствует, затем говорит, наконец действует. И поношения не прият на ближния своя Искренний и ближний – одно и то же. Кто, говорит пророк, не употребляет поношения, как бы некоего оружия, против ближних своих, т. е. кто не подвергал их поношенно, когда они погрешали в чем-нибудь, или подвергались искушениям, или же испытывали какие-нибудь несчастия. Ибо поношение имеет целью осмеяние ближнего, в противоположность обличению, которое имеет целью исправление проступка; и обличение мы не считаем обыкновенно чем-нибудь дурным, тогда как поношение совершенно напротив. Пс.14:4 .  Уничижен есть пред ним лукавнуяй, боящыяжеся Господа славит Он воздает, говорит, каждому должное. Так нечестивого он считает за ничто, хотя бы он был знатен и богатством, и благородством, и славился чем-нибудь другим; а боящихся Господа прославляет, хотя бы они находились и в несчастии. Ибо «блажени вси боящиися Господа» ( Пс.127:1 ). Кленыйся искреннему своему и не отметаяся (не изменяет). (не изменяет). Древние употребляли клятву для подтверждения сказанного; ибо клятва действительно есть ни что иное, как подтверждение речи, при чем мы обыкновенно призываем в свидетели самого Бога. Ветхий Завет клятву допускал, в которой имя Божие произносилось для подтверждения истины, дабы, клянясь идолами, народ не увлекался в идолопоклонство; Новый же завет, заповедуя совершеннейшим более совершенное, клятву совершенно отверг. Ибо хоть и есть некоторые выражения, имеющие вид клятвы, но это не клятва, а некоторый знак почтения для слушающих клятву. «Тако ми здравия Фараона» (т.е. клянусь здоровьем Фараона), говорит Иосиф. Но лучший образец клятвы оставил христианам апостол Павел, говоря: «свидетель мне Бог, которому аз служу духом моим» ( Римл.1:9 ), и еще: «аз свидетеля Бога призываю» ( 2Кор. 1:23 ) и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

9 июня 1720 г. переведен на Смоленскую кафедру с возведением в сан митрополита. Просил Синод приписать к Смоленской епархии во внимание к ее бедности города Торопец и Брянск. Пытался добиться освобождения своих домовых людей от платежа денежного оклада и недоимки, по этому вопросу вступил в конфликт с обер-кригс-комиссаром Поленским. В 1721 г. доносил Синоду, что «смоленские гражданские и уездные жители, как шляхта и приказные, так и посадские, и прочих разных чинов люди, в делах ко управлению под духовный суд обретаются ни мало не послушны, а паче и непокорны». По жалобам из епархии Синоду стало известно, что в смоленском архиерейском доме со священников взимались штрафы в размере 5 р. за венчание без венечных памятей и за допущение младенцам умереть без Крещения. В. погребен в смоленском кафедральном Успенском соборе. В. был образованным архиереем. Оставил после себя значительное имущество, опись к-рого, составленная по распоряжению Синода, занимает 96 листов, и денежные средства на сумму более 6 тыс. р. Значительные пожертвования завещал в киевские мон-ри: Киево-Печерский , Николаевско-Пустынный, Братский в честь Богоявления Господня , Межигорский, а также в иркутский Вознесенский мон-рь, в смоленский Богоявленский собор, в смоленскую ризницу и мн. частным лицам. Обладал значительной б-кой из рукописных и печатных книг (381 книга), из них основная часть (217 названий) - западноевропейские издания. Больше всего книг лат. и польск. (196 названий), есть издания на франц., нем., греч. языках. В их числе - сочинения Гомера, Цицерона, Барония и др. авторов. Келейные вещи и часть б-ки были отданы еп. Феофилакту (Лопатинскому) . Певчие В. перешли к архиеп. Феофану (Прокоповичу) . Ист.: ОДДС. Т. 1. 1868. 37, 103, 105, 127, 267, 274, 355, 425. Прил. XX, XXI; Т. 2. Ч. 2. 1878. 1030, 1102; Т. 3. 1878. 329, 357, 554; Т. 4. 1880. 48. Лит.: Терновский Ф. А. Варлаам Коссовский//ТКДА. 1879. Окт. С. 270-279; Там же. 1888. Дек. С. 294-296; Санковский А. Краткое описание церквей Смоленской епархии. Смоленск, 1898. Вып. 1. С. 14; Рункевич С. Г. Архиереи Петровской эпохи в их переписке с Петром Великим. СПб., 1906. С. 155-156, 163-164; Покровский И. Средства и штаты великорус. архиерейских домов со времени Петра I до учреждения духовных штатов в 1764 г.//ПС. 1907. Июль/Авг. С. 281; Нояб. С. 705; он же. Рус. епархии в XVIII в.: открытие их, состав и пределы//Там же. 1908. Апр. С. 501; Гурий (Степанов), иером. Правосл. миссия среди ламаитов и меры к ее наилучшей постановке по трудам Казанского и Иркутского миссионерских съездов//Там же. 1911. Янв. С. 130; Акишин М. О. Варлаам Коссовский и его б-ка//Книжные собр. рос. провинции: Проблемы реконструкции. Екатеринбург, 1994. С. 97-114.

http://pravenc.ru/text/154191.html

встречается 45 примеров религ. З. б. (по МТ: Втор 33. 29; 3 Цар 10. 8 (дважды); Ис 30. 18; 32. 20; 56. 2; Пс 1. 1; 2. 12; 32. 1-2; 33. 12; 34. 9; 40. 5; 41. 2; 65. 5; 84. 5-6, 13; 89. 16; 94. 12; 106. 3; 112. 1; 119. 1-2; 127. 5; 128. 1-2; 137. 8-9; 144. 15 (дважды); 146. 5; Иов 5. 17; Притч 3. 13; 8. 32, 34; 14. 21; 16. 20; 20. 7; 28. 14; 29. 18; Еккл 10. 17; Дан 12. 12; 2 Пар 9. 7 (дважды)). В LXX помимо этих случаев имеется еще 15 мест с З. б. (Сир 14. 1-2, 20; 25. 8-9; 26. 1; 28. 19; 31. 8; 34. 15; 48. 11; 50. 28; Тов 13. 14 (дважды); Прем 3. 13; Ис 31. 9). Только во Втор 33. 29; в Пс 127. 2; в Еккл 10. 17 используется форма 2-го лица ед. ч., а в Ис 32. 20 - 2-го лица мн. ч. Во всех остальных случаях используется форма 3-го лица. Хотя все эти З. б. отличаются друг от друга, их общий смысл сводится к тому, что «поистине счастливыми» можно назвать тех, кто действуют в согласии с волей Божией: для кого Бог - Господь (Пс 143. 15), кто боится Бога (Пс 111. 1-3; 127. 1-4; Притч 8. 4-12), кто уповает на Бога (Пс 83. 13), кто мудро повинуется Богу, исполняя Его закон (Пс 118. 1-2; Притч 8. 32-34; Ис 56. 2), и т. п. Такие люди достойны восхваления, потому что Бог их обязательно наградит благополучием в этом мире: у них будут сыновья-наследники (Пс 126. 3-5; 111. 1-3), хорошая жена (Пс 127. 1-4; Сир 26. 1), процветание, слава и честь (Пс 83. 11-12; Иов 29. 10-11), жизнь под защитой Бога (Пс 40. 2-3; Сир 34. 15). З. б. в эсхатологических текстах ВЗ встречаются редко (дословно только в Ис 30. 18) и только в поздних сочинениях (Дан 12. 12; Тов 13. 14-16). Обычно З. б. соседствуют с возглашением «горя» или противопоставляются этому возглашению «горя» тем, кто ведут себя иначе (Пс 1. 1, 4; Тов 13. 12, 14; Еккл 10. 16-17). Часто З. б. начинаются или заканчиваются произведения или отдельные их части (Пс 1; Сир 25. 12). Происхождение ветхозаветных З. б. усматривают либо в культовой сфере (прежде всего на том основании, что они встречаются в составе ранних псалмов, к-рые содержат коллективные прошения (напр., в Пс 33. 12) - Lipinski. 1968), либо в литературе премудрости (самый яркий пример сочетания З. б. с речением премудрости - Иов 5. 17). В апокрифической литературе

http://pravenc.ru/text/182595.html

49 Пс 26:9. 50 Мф 19:10—11. 51 Ср.: 1 Тим 5:22. 52 1 Кор 7:37. 53 1 Кор 7:36. 54 Притч 19(по LXX). В Синод. пер.: Разумная жена — от Господа. 55 1 Тим 2:7. 56 1 Кор 7:7. 57 Прем 8:21. 58 Иак 1:14. 59 Рим 12:21. 60 1 Кор 15:56. 61 1 Кор 15:57. 62 Мф 26:41. 63 Притч 3:11. 64 Лк 22:32. 65 Зах 1:3. 66 Пс 79(по LXX). 67 Пс 84:7, 5 (по LXX). 68 Ин 6:65. 69 2 Пар 15:2. 70 1 Пар 28 71 Рим 4:4. 72 1 Кор 15:9. 73 1 Кор 15:10. 74 2 Кор 6:1. 75 1 Кор 15:10. 76 2 Тим 1:8—9. 77 Тит 3:3. 78 Тит 3:4—7. 79 Пс 26:9. 80 Пс 29:7. 81 Пс 29:8. 82 Песн 8:5. 83 Ис 1:18. 84 Ин 15:5. 85 2 Тим 4:6—7. 86 2 Тим 4:8. 87 1 Кор 4:7. 88 Иак 1:17. 89 Ин 3:27. 90 Пс 67:19; Еф 4:8. 91 2 Тим 4:7. 92 2 Кор 3:5. 93 Втор 8:17—18 (по LXX). В Синод. пер.: И чтобы ты не сказал в сердце твоем: «Моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие». но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство. 94 1Кор 15:57. 95 Пс 43:23. 96 Рим 8:36—37. 97 Рим 9:16. 98 1 Кор 7:25. 99 Еф 2:8. 100 Еф 2:9. 101 Ср.: Рим 2:6. 102 Авв 2:4; Рим 1:17; Евр 10:38. 103 Рим 3:28. 104 Т.Е. апостол Павел, ср.: Деян 9:15. 105 Гал 5:6. 106 Иак 2:19. 107 Мф 16:27. 108 Рим 2:6. 109 Рим 4:4. 110 Рим 11:5—6. 111 Рим 6:23. 112 Ин 15:5. 113 Еф 2:8—9. 114 Еф 2:10. 115 Имеется в виду псалмопевец Давид. — Прим. ред. 116 Пс 50:12. 117 2 Кор 5:17—18. В Синод. пер.: Итак, кто во Христе, то новая тварь: древнее прошло, теперь все новое. Все же от Бога. 118 Мф 16:27; Рим 2:6; Пс 61:13. 119 Ин 1:16. 120 Рим 12:3. 121 1 Кор 7:7. 122 Рим 6:23. 123 Пс 102:4. В Синод. пер.: милостью и щедротами. 124 Флп 2:13. 125 Флп 2:12. 126 Рим 3:20. 127 Рим 4:15. 128 Рим 7:6. 129 Рим 7:7—13. 130 Гал 2:16. 131 2 Кор 3:6. 132 Рим 8:12—13. 133 Рим 8:14. 134 Рим 10:3. 135 Флп 3:8—9. 136 Рим 6:14. 137 Гал 5:4. 138 2 Фес 3:2. 139 Гал 2:21. 140 Мф 5:17. 141 Лк 19:10; Мф 18:11. 142 Мф 6:12—13. 143 1 Кор 7:25. 144 Рим 12:3. 145 Еф 2:8. 146 Еф 6:23. 147 Флп 1:29. 148 2 Кор 4:13. 149 Рим 10:14. 150 Пч 94:7—8. В Синод. пер.: О, если бы вы ныне послушали гласа Его: «Не ожесточите сердца вашего».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2772...

Из пападических сочинений И. К. известны стихи 1-й кафизмы «Блажен муж» 4-го плагального гласа (Ath. Iver. 948. Fol. 8-19v, кон. XIV в.; 974. Fol. 25-42v, 1-я пол. XV в.; 987. Fol. 44v; 993. Fol. 17v, сер. XVII в.; Meteor. Metamorph. 317. Fol. 64, сер. XV - нач. XVI в.; Ath. Philoth. 122. Fol. 57-67v; Ath. Xeropot. 307. Fol. 47v - 66v, 1767 г.), в т. ч. из 1-й статии (Пс 1) - «И на седалищи губителей» (БАН. РАИК. 154. Л. 31; Meteor. Metamorph. 192. Fol. 37v et al., сер. XV в.; Lesb. Leim. 259. Fol. 39v), «И в законе Его» (Ath. Iver. 984. Fol. 15-21v, сер. XV в.; Meteor. Metamorph. 192. Fol. 37v; РНБ. Греч. 126. Л. 20 об., 2-я пол. XV в.), «И будет яко древо» (РНБ. Греч. 126. Л. 20 об.), «От лица земли» (Там же. Л. 23), «Сего ради не воскреснут нечестивии» (Там же), «Яко весть Господь» (Meteor. S. Stephan. 127. Fol. 10v, 3-я четв. XVIII в.; Lesb. Leim. 8. Fol. 32), «И путь нечестивых погибнет» (Ath. Iver. 973. Fol. 39v; БАН. РАИК. 154. Л. 34; 42. Л. 21, сер. XVIII в.; Ydra. Iliou 597 (33). Fol. 34v; Lesb. Leim. 459. Fol. 37v - 38; РНБ. Греч. 130. Л. 22 об., нач. XVIII в.; 132. Л. 57 об.; 711. Л. 31 об.), из 2-й статии (Пс 2) - «И князи собрашася вкупе» (Meteor. S. Stephan. 52. Fol. 426), «Работайте Господеви» (Ibid. 127. Fol. 14v), «И радуйтеся Ему с трепетом» (Ath. Iver. 973. Fol. 45v; Ydra Iliou. 597 (33). Fol. 42v; Lesb. Leim. 238. Fol. 50v - 51; 8. Fol. 35; 459. Fol. 43; БАН. РАИК. 42. Л. 29 об.; РНБ. Греч. 132. Л. 63 об.; 711. Л. 36; РНБ. АНЛ. Ю I2. Л. 104 об., нач. XIX в.; в транскрипции хартофилакса Хурмузия в нотации Нового метода: S. Sepulcri. 703. Fol. 156v - 157v, 1818 г.), «Приимите наказание» (РНБ. Греч. 132. Л. 63 об.; 711. Л. 36; РНБ. АНЛ. Ю I2. Л. 105 об.), а также калофоническая стихира «Лик четверодесятосиянный» (Χορς τετραδεκαπρσευτος) 1-го гласа (Athen. Bibl. Nat. 3324. Fol. 1-1v, 1629 г.). Лит.: Στθης. Χειργραφα. Τ. 1-3; idem. Τ χειργραφα βυζαντινς μουσικς Μετωρα Κατλογος περιγραφικς τν χειρογρφων τς Ελληνικς Ψαλτικς Τχνης Βυζαντινς κα μεταβυζαντινς, τν ποκειμνων ες τς βιβλιοθκας τν ερν μονν τν Μετερων. Αθνα, 2006; idem. Αναγραμματισμο κα μαθματα. Σ. 101; Χατζηγιακουμς. Χειργραφα Τουρκοκρατας; Moran N. K. Singers in Late Byzantine and Slavonic Painting. Leiden, 1986; Πολτης Λ., Πολτη Μ. Κατλογος χειρογρφων τς Εθνικς Βιβλιοθκης τς Ελλδος. Αθναι, 1991; Χαλδαικης Α. Τ χειργραφα Βυζαντινς μουσικς Νησιωτικ Ελλς Υδρα. Αθναι, 2005. Τ. 1.

http://pravenc.ru/text/471326.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010