С той же целью к толкованию Пс.126:1 («Если Господь не построит дом, всуе трудились строители») привлекается цитата 1Кор.3:17 : «Храм Божий святой, который есть вы» (En. ps. 126, CSEL 95/5, p. 187–188). В толкованиях на «Песни восхождения» мы встретим и другие яркие примеры расшифровки тропов («процветет святыня моя» в старолатинском переводе Пс.131:18 – En. ps. 131.28, CSEL 95/3, p. 318; «дворы дома Господня», «ночь» из Пс.133 – En. ps. 133.1–2, CSEL 95/3, P. 336–338). Есть здесь случаи многозначного толкования образа (горы как благовестители и горы как ересиархи – En. ps. 124.5, CSEL. 95/3, p. 152–153) и толкования разных знаков в одинаковом смысле ( Церковь как луна в Пс.120 и как жена в Пс.127 – En. ps. 120.12, CSEL. 95/3, p. 76 и En. ps. 127.11, CSEL, 95/3, р. 221). Итак, правила и приемы, описанные в книгах «О христианском учении», действительно применяются Августином на практике. Но определяют ли они своеобразие августиновского экзегетического стиля? Не свойственны ли они и другим толкователям той же эпохи? Пожалуй, будет справедливым признать, что приемы толкования, излагаемые в теоретических сочинениях Августина, отражают практику целого ряда латинских толкователей IV–V вв., принадлежащих к вполне определенной традиции, которая обнаруживает некоторую определенную склонность к аллегорическому методу, хотя и со множеством оговорок 4 . Крупнейшие представители этой традиции – Иларий Пиктавийский и Амвросий Медиоланский – как раз и оказали наибольшее влияние на экзегезу Августина, более того – были важнейшими ее источниками. В некоторой степени не чужд этой традиции и другой источник Августина – Иероним Стридонский (с ним Августина роднит и тот элемент его теории, который можно назвать историко-филологическим и которого больше всего касаются некоторые главы второй книги «О христианском учении», начиная с 11-й, а также первые главы третьей книги). Существенно новым в трактате «О христианском учении» является именно теоретическое обоснование толкования (теория знака) и выделение критериев верного толкования, приемы же толкования вполне соответствуют сложившимся нормам и традициям.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Слова: «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева» — в буквальном смысле относятся, как сказано, к чадородию, о котором святой Псалмопевец упомянул, так как оно у евреев почиталось самым вожделенным благом. В духовном же смысле чрево означает сердце. А мзда плода чревняго есть сыноположение, которое даруется тем, которые блюдут свое сердце от всего неугодного Богу, молясь: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» (Пс.50:12); и непрестанно прибегая к Тому, о Ком сказано (Пс. 109: 3–4): «из чрева прежде денницы родих Тя. Клятся Господь и не раскается». «Сыновья молодые (оттрясенные — слав. перев.), которые, по вышеприведенному толкованию, относятся к Иудеям, в христианском смысле имеют иное значение, то есть, как говорит Никита Стифат, означают людей изнуренных добровольными подвигами и стрясших с себя ветхого человека покаянием, и чрез то получивших силу поражать мысленно врагов, как стрелами. «Блажен, иже исполнит желание свое от них (Блажен человек, который наполнил ими колчан свой»), то есть блажен, кто будет подражать им, то есть стрясшим с себя ветхого человека: и он получит такую же силу от Бога, и не постыдится, когда будет отвечать мысленным своим врагам во вратех, то есть в дверях сердца своего. 3. Изъяснение слов 127-го псалма Что означают слова в 127-м псалме: «Труды плодов твоих снеси?» (ст. 2) Ответ: Слова эти означают следующее: Кто особенно, с самого начала, проводит жизнь добродетельную, со страхом Божиим и хранением своей совести, согласно заповедям Божиим, тот, в свое время, достигает плодов духа, как говорит апостол: «Плод же духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5: 22–23). По достижении таких плодов человек-христианин хотя и несет труды и подвиги благочестия по-прежнему, но эти труды для него легки и отрадны, по причине благой надежды, и по причине помощи свыше от благодати Божией. И с другой стороны, кто живет худо и нерадиво, и вопреки заповедям Божиим, тот стяжавает плоды злые, то есть злые привычки и разные душевредные навыки; после чего, если и захочет обратиться к Богу и жить добродетельно, то злые привычки не дают ему полной свободы, а делают всякое к тому препятствие, и потому для такого человека труды благочестия бывают большей частью тяжелы и до времени безотрадны, по причине сомнительной надежды и по причине противодействия злых навыков.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

На Руси наряду с Мученичеством, составленным прп. Симеоном Метафрастом, бытовал перевод дометафрастовского Мученичества К. (BHG, N 352); этот текст содержится в Волоколамских Минеях-Четьих (1-я четв. XV в.), а также в Великих Минеях-Четьих ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 410). Ист.: Niceph. Callist. Hist. eccl. VII 14; ActaSS. Ian. T. 2. P. 458-483, 460-470; SynCP. Col. 415б, 418; MartRom. P. 32; PG. 114. Col. 816-893 [Мученичество авторства прп. Симеона Метафраста]; PG. 117. Col. 277 [Минологий Василия II]; ЖСв. Янв. Кн. 2. С. 285-315. Лит.: Chabot J.-B. Trois homélies de Proclus, évêque de Constantinople. R., 1896; Eldarov G. Agathangelo e Clemente//BiblSS. 1961. T. 1. Col. 337-338; Janin. Églises et monastères. 19692. P. 91-92; Majeska G. P. Russian Trevellers to Constantinople in 14th and 15th centuries. Wasch., 1984. P. 43, 187, 296-297; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. 19952. Σ. 253; Сергий (Спасский). Месяцеслов. 1997р. Т. 3. С. 35-36; Νικδημος. Συναξαριστς. 19984. Τ. 3. Σ. 127-130. Е. М. Беленькая Гимнография Мученичество святых Климента, еп. Анкирского, и Агафангела. Миниатюра из Минология. 1322–1340 гг. (Bodl. f. 1. Fol. 44v) Мученичество святых Климента, еп. Анкирского, и Агафангела. Миниатюра из Минология. 1322–1340 гг. (Bodl. f. 1. Fol. 44v) Память К. отмечается 23 янв. в древнем иерусалимском Лекционарии V-VIII вв., известном в груз. переводе; назначается общее последование «учителям» ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. P. 32). В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. память К. также отмечается 23 янв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 208); К. назначаются 2 тропаря: плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Κλμα σιτητος κα στλεχος θλσεως (          ) и 4-го гласа Καννα πστεως (    ); прокимен Пс 63. 11, Апостол (Евр 10. 32-37), аллилуиарий, Евангелие и причастен - по усмотрению служащих. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 324), отражающем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, память К. отмечается 23 янв., но без описания богослужебного последования. Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Типикон. Т. 1. С. 397-398), представляющему малоазийскую редакцию Студийского устава , служба К. 23 янв. включает: отпустительный тропарь плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Κλμα σιτητος κα στλεχος θλσεως (          ), кондак, канон плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа, цикл стихир-подобнов, дополнительный подобен на утрене, самогласен и седален; на литургии назначается прокимен Пс 115. 6, аллилуиарий Пс 131. 9, Апостол и Евангелие - дня, причастен Пс 32. 1. В целом такое же последование К. зафиксировано в афоно-италийских студийских Типиконах - Георгия Мтацминдели Типиконе сер. XI в. ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 252) и Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 112).

http://pravenc.ru/text/1841335.html

Прп. Гавриил неск. лет спустя так описывал увиденное им: «От мощей сильно благоухало. Почивший святитель лежал нетленным. Его лик был цвета белого воска. Спереди голова имела большую лысину, но сзади спускались довольно густые прямые волосы каштанового цвета. Длинная такого же цвета с сильной проседью клинообразная борода окаймляла лик усопшего; нос правильный, уста сжаты, глаза покрыты веками, как у спящего, и окружены темноватой каймой сравнительно с цветом лица. Лик усопшего сиял красотой и совсем не представлялся таким морщинистым и старческим, каким он изображен на портрете, хранящемся в настоятельских архиерейских покоях обители. Священные одежды сохранились от тления до колен. Ниже колен останки были обнажены, и здесь на левой ноге я заметил, что у икры нет мягких частей и видна кость. Но остальные части все сохранены, я их видел и утверждаю, что они нетленны и благоухают» (цит. по: Гурий [Степанов]. С. 31). Гроб с телом В. положили в специально приготовленную каменную нишу в стене храма, во время переложения чудесно исцелился местный крестьянин Я. Кадыль. Монастырский собор был разрушен после 1918 г., останки В. утрачены. Арх.: РГИА. Ф. 834. Оп. 1. Т. 1. Д. 1049; Здравомыслов. Словарь иерархов. Ед. хр. 432. Л. 73-73 об. Соч.: Слово на 25-й день мая. М., 1754; Слово в публичном собрании казанской гимназии 1775 г. М., 1775; Соч., принадлежащие к грамматике чуваш. яз. [СПб., 1769]; Увещательное послание пастве//ПС. 1859. Т. 2. С. 205-210; Письмо к Екатерине II от 6 февр. 1775 г.// Платон (Любарский), архиеп. Сб. древностей Казанской епархии. Каз., 1868. С. 113-115; Воззвание к своей пастве с разоблачением Пугачёва//Там же. С. 153-160 (то же//ПС. 1859. Ч. 2). Лит.: Макарий (Миролюбов), архим. История Нижегородской иерархии. СПб., 1857. С. 127-138; Можаровский А. Ф. История КазДС. Каз., 1868; Архангельский М. , свящ. Преосв. Вениамин, митр. Казанский и Свияжский//Странник. 1866. Янв. С. 5-59; Знаменский П. В. Сто лет тому назад//ПС. 1874. Ч. 2. С. 89-99; Харлампович К.

http://pravenc.ru/text/150309.html

Беседа о любви Фарисеи, ничего не имея ответствовать на слова Спасителя, посрамленные замолкли; мы же, многая имея рещи о двух заповедях, на коих весь закон и Пророцы висят, проповедуем преславные величия беспредельной премудрости и безмерного человеколюбия Бога нашего. Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, и ни единое слово довольно к пению чудес Твоих! Твою бесконечную мудрость воистину являют вся дела Твоя, наипаче же дело законоположения Твоего. Закон бо Твой не токмо премудрость бесконечную, но и человеколюбие безмерное содержит. Заключил, братие, Бог все Божеские Свои заповеди в двух, или паче во единой токмо заповеди – в любви. Многие и различные суть Божеские заповеди: законы, повеления, советы, оправдания, наказы; но вся на любви висят, вся от любви произрастают, вся от любви проистекают, якоже вода от источника, – всех матерь есть любовь: «возлюбиши, сказал Бог во святом Своем Евангелии, Господа Бога твоего всем сердцем твоим» ( Мф.22:37 ). Сему же самому научал и в Ветхом Завете, сказав: «сыне, даждь Ми сердце твое» ( Притч.23:26 ). Если послушаешь сего Господня гласа и посвятишь Ему все сердце твое, то «блажен еси, и добро тебе будет» ( Пс.127:2 ): совершилось тогда дело спасения твоего; тогда желание твое ни плотского, ни мира сего не возжелает, но возжелает, якоже желание Давидово, селений Господа сил, возлюбленных и вожделенных, во дворах Господних возжелает привитати душа твоя, и в них обретет радование плоть твоя ( Пс.83:2 ). Тогда гнев твой будет напряжением души твоей, и пременится в ревность ( Пс.4:5 ): гневаешься и не согрешаешь, но великие и чудные совершаешь добродетели, якоже великоименитый Илия, дерзновенно вопивший: «ревнуя поревновах по Господе Вседержителе» ( 3Цар.19:10 ). Тогда никакой случай не ввергнет тебя в удобообстоятельный грех ( Евр.12:1 ), никакое искушение не подвигнет тебя с основания добродетели. Мы видим, что скорбь, притеснение, гонение похищают терпение из сердец человеческих. Иные во время скорби и тесноты своей ропщут на Бога и хульные изблевывают слова; иные же по причине страха гонения отвергают закон Божий и творят беззаконие, к каковому принуждает гонитель его: но тому, кто насадил в сердце своем блаженную добродетель любви, скорби и притеснения соплетают венец, гонения же и страдания не токмо нимало не вредят душе его, но и радость духовную подают ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

4) Продолжая основополагающий тезис «человек сотворен по образу Божию», необходимо констатировать символическое присутствие «образа и подобия Божия» не только в духовной природе, но и в телесности человека. На это указывает прежде всего само Священное Писание, используя для обозначения целого человека как термин «душа» (Быт. 2:7; Быт. 17:14; Иов 7:15; Притч. 6:30; 1 Пет. 3:20; Деян. 3:23), так и «плоть» (Быт. 2:24; Быт. 6:12; Пс. 144:21; Ин. 1:14; Рим. 3:20). Развитие этого положения мы находим в святоотеческой традиции. В частности, читаем у блаж. Августина: «Не будет несообразностью сказать, что даже тело сотворено по подобию Божию» – как в наибольшей степени причастное Премудрости по сравнению с другими материальными сущностями [Цит. по: 2, с. 55]. Святитель Григорий Нисский обратил внимание на связь вертикального положения человеческого тела с «царственным достоинством» и «словесностью» с. 21]. Преподобный Максим Исповедник говорит, что уста человеческие «есть символ разума, в соответствии с которым все сопричаствующие ему [т.е. разуму – прот. О.М. ], как существа разумные, сращиваются с первым и единственным Разумом – Причиной всякого разума» с. 172]. Святитель Ириней Лионский также указывал на то, что «руками Отца, т.е. чрез Сына и Духа человек, а не часть человека создается по подобию Божию… Совершенный человек есть соединение и союз души с плотию, которая создана по образу Божию» с. 455]. О включенности человеческого тела в образ Божий писал святитель Григорий Палама, считавший, что наша плоть «обладает такой близостью с Богом, что смогла даже соединиться с Ним в одну ипостась [во Христе – прот. О.М. ]» [Цит. по: 9, с. 200-201] . Святитель Филарет (Дроздов) в своих «Записках на книгу Бытия» приводит слова св. ап. Павла о теле, «сообразном телу славы» воплотившегося Богочеловека Христа (Флп. 3:21) с. 49]. Преподобный Иустин (Попович), говоря о присутствии образа Божия в теле падшего человека, обращается и к литургическому преданию – стихире восьмого гласа из «Последования погребения мирских человек», где говорится: «Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть, и вижду во гробех лежащую, по образу Божию созданную нашу красоту, безобразну, безславну, не имущую вида» с. 126-127]. Один из ведущих специалистов в области православной биоэтики протопресвитер Иоанн Брек (John Breck) отмечает: «Для восточных отцов (как и для библейской традиции) душа составляет сердцевину личности (Быт. 1: 26-27; 2:7). В строгом смысле следовало бы говорить «я есмь душа», а не «я обладаю душой» с. 196]. Это понимание находит свое отражение и в повседневной речи, когда по-русски используются выражения «нет ни души» (никого), «подушная подать» (налог); напротив, в английском языке акцентируется телесность: nobody, somebody, anybody.

http://bogoslov.ru/article/5998365

В окт. 1761 г. по личному распоряжению имп. Елизаветы И. был уволен от управления епархией, а в Чернигов был назначен новый архиерей - Воронежский еп. Кирилл (Ляшевицкий). С 21 нояб. того же года И. проживал в новгород-северском в честь Преображения Господня мон-ре. В авг. 1762 г. И. отправился в Москву на торжества коронации имп. Екатерины II, но, по сообщению Черниговской летописи, «не успел» прибыть к 22 сент.- дню коронации. 25 окт. 1762 г. Святейший Синод ходатайствовал перед новой императрицей о назначении И. настоятелем Троицкого Ильинского мон-ря, в к-ром архиерей, будучи архимандритом более 20 лет, зарекомендовал себя деятельным пастырем. 5 нояб. того же года епископ возглавил Троицкий Ильинский мон-рь. При этом имп. Екатерина II повелела И. «исполнять должное по узаконениям со тщанием» и обещала первую свободную архиерейскую кафедру (ПСПиР. 1910. Т. 1. С. 54-55). В апр. 1763 г. И. вернулся из Москвы в Чернигов. И. был погребен в соборе Троицкого мон-ря под жертвенником, в склепе-усыпальнице Черниговских архипастырей. Ист.: ОДДС. Т. 23. С. 19-20; ПСПиР. 1912. Т. 4. С. 153-154. Лит.: Маркевич Н. А. Чернигов: Ист. и стат. описание Чернигова. Чернигов, 1852; Никодим [Алешковский], иером. Епископы Черниговские и Новгород-Северские, 18 в.//Черниговские ГВ. 1855. 41. С. 328-332; 42. С. 334-338; 43. С. 341-344; 44. С. 349-353; 45. С. 358-361 (отд. изд.: Чернигов, 1855); Аскоченский В. И. Киев с древнейшим его уч-щем и Академиею. К., 1856. Ч. 2. С. 118; Филарет (Гумилевский), архиеп. Черниговские иерархи//ТКДА. 1860. Ч. 2. С. 169-281; он же. Ист.-стат. описание Черниговской епархии. Чернигов, 1873. Кн. 1. С. 98-99; Кн. 4. С. 57-58, 199; РБС. Т. 8. С. 129; ХЧ. 1902. Дек. С. 979; П[архомен]ко Вл. Дело еп. Черниговского Ираклия и иером. Иеремии Гусаревского//Киев. старина. 1905. Т. 91. 10. Отд. 2. С. 5-7; ПС. 1909. Февр. С. 207; Ефимов А. Н., свящ. Черниговский Св.-Троицкий Ильинский мон-рь, 1064-1911 гг. Чернигов, 1911; Памятники градостроительства и архитектуры Укр. ССР. К., 1986. Т. 4. С. 272-281, 285, 289-308; Апанович О. А. Ще одне джерело з icmopii Украïни XVIII ст.//Украïна: Наука i культура: Щopiчhuk. К., 1989. Вип. 23. С. 213-231; Bipoцьkuй В. Д. Храми Чephiroba. К., 1998. С. 48, 127, 159, 174; Чephiribcьkuй Tpoiцьko-Iллihcьkuй мон-р: Icmopiя та cyчachicmь: Тези наук. читань. Чephirib, 1999; Руденок В. Я. Чephiribcьka Болдиногорська Богородична лавра//Moruляhcьki читания, 2000. К., 2001. С. 252-257; Жук В. Н., Андрушко В. О. akaдeмiя в iмehax: XVII-XVIII ст. К., 2001. С. 270; Коваленко О. Б., Гейда О. С. З icmopiï apxiby Чephiribcьkoï духовноï kohcucmopiï//Cmyдiï з apxibhoï справи та документознавства. К., 2004. Т. 11. С. 204-211; Прокапюк О. Б. Kaфeдpaльhi nucapi в Kuïbcьkiй, Чephiriьkiй та Nepeяcлabcьko-Бopucniльcьkiй enapxiяx у XVIII ст.//Moruляhcьki читания, 2008. К., 2009. С. 99-102.

http://pravenc.ru/text/673851.html

Стр.116 Издатель считает, что под голубем имеется в виду Иосиф, хотя признается, что не знает ни одного использования этого образа. Купцом является Завулон (Быт 49,13). Стр.127-130 Смысл этой строфы не был уловлен, по собственному признанию, издателем. Нам представилось возможным внести корректуру, что позволило восстановить смысл: Иудеи отошли от воли Божией, не уразумев ее. Им вменяется, что они отвергли то, что им было изначально дано Богом: хранить в себе тайны Христа. Они были выбраны для того, чтобы в их народе родился Иисус Христос. Это было решено предвечно. Повторим, что праведность для Исаака состоит в подчинении человеком воли Божией. Но как раз ее-то и не могли вместить иудеи, ибо это заставило бы их принять относительную ценность закона. Еще здесь хотелось бы обратить внимание на указанное уже стремление Исаака использовать слово во всех его значениях. В стр.126-133 одно и тоже слово употреблено 4 раза. Мы переводим его как немощный/чахлый/больной. Особенность употребления слова такова, что в каждом месте оно означает только что-то одно, в другом - другое. Эти значения, хотя и могут быть взаимозаменяемы, нельзя свести к некоторому ,,общему знаменателю " . В каждом месте слово значит ровно столько, сколько оно здесь значит. Не больше и не меньше. Стр.129 Словом развращаться мы переводим сир. глагол hm , который означает ставить на дрожжи, бродить, волновать. Стр.132 Под тайнами подразумевается предвечное избрание колена Иуды как племени, в котором должен родиться Христос. Это тайны в том смысле, что неким непостижимым образом колено Иуды еще до рождества Христова соединено с Богом. Стр.161-164 Пс 109,2 Стр.173-184 Быт 49,8-10 Стр.187 Сир. слово tupsa, которое мы передаем словом образ, является калькой с греческого tipos. Стр.189 Ис 553,2 Стр.191 Быт 49,11 Стр.203 -204 Быт 49,11 Стр.207 В понимании этой строки мы разошлись с издателем. Его перевод: He cleans his cloak which has become red. Но тогда не понятно, что это за красная одежда? Слово, переводимое издателем как становиться/быть красным, мы переводим Адам, так как сирийский текст это позволяет. С такой заменой становится ясен смысл и полнее раскрывается образ. Крестная жертва Иисуса Христа, принесенная для освобождения человека от первородного греха Адама и отменяющая жертвоприношения, была совершена Им таинственным образом под видом хлеба и вина на Тайной Вечере, где было установлено сие творить в Мое воспоминание, что и происходит каждый раз в таинстве евхаристии.

http://pravoslavie.ru/1550.html

Откуда пошло выражение «деньги не пахнут»? Виктор Гай Светоний Транквилл (ок. 75 – ок. 160 по Р.Х.) пишет о римском императоре Веспасиане (9 – 79 гг. по Р.Х.): «Тит упрекал отца, что и нужники он обложил налогом; тот взял монету из первой прибыли, поднес к его носу и спросил, воняет ли она. «Нет», ответил Тит» ( Жизнь двенадцати цезарей. Книга восьмая. 23.3). Возникшая позже поговорка non olet pecunia – «деньги не пахнут» приобрела более широкий смысл, поскольку имеет ввиду любой, в том числе нечестно и преступно полученный доход. Римский поэт Децим Юний Ювенал (ок. 60 – ок. 127) использовал этот случай с императором Веспасианом в 14-м стихе своей сатиры: «Запах дохода хорош, каково бы ни было его происхождение». Святая Библия не только обличает неправедные доходы, но и деньги, полученные от них, называет мерзостью : Не вноси платы блудницы и цены пса в дом Господа Бога твоего ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим (Втор.23:18). Речь идет о профессиональных блудницах и блудниках ( псах ), посвятивших себя этому гнусному занятию. Деньги их запрещено принимать на нужды Храма. История свидетельствует, что общества эпохи упадка бывают особенно сильно поражены двумя болезнями (корыстолюбием и блудной похотью), которые как метастазы захватывают почти весь организм. Это мы видим на примере нашего общества. В результате всепроникающей силы этих пороков у многих людей нравственные принципы и ценности превращаются в труху. Однако Слово Божие говорит о том, что нечестно нажитое не принесет человеку пользы (Прит.10:2). Это алчное желание греховно, потому что оскорбляет Небесного Отца, Который заботится обо всех и дарует каждому все необходимое для жизни (Мф. 6:19-34), но и разрушает любовь к ближнему. Корыстолюбивый человек отрекается от Бога (Пс. 9:24). Св. апостол Павел говорит: А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям (1Тим.6:9-10).

http://pravoslavie.ru/6154.html

Священник Сергий Ульянов, магистр богословия, старший преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии, в докладе «Хлеб печали (panis doloris) в экзегезе Пс. 127:2 блаженного Августина Иппонского» убедительно показал, что понимание данного образа является одним из ключевых условий для верного толкования псалма. Протоиерей Димитрий Симонов, настоятель храма апостолов Петра и Павла при Российском государственном педагогическом университете имени А.И. Герцена г. Санкт-Петербурга, в докладе «Актуальность чтения библейской пророческой литературы в организации просветительской работы на приходе (на примере опыта храма при РГПУ им. Герцена)» поделился методологическими и практическими наработками в области ведения приходского библейского кружка и общения со студентами на непростые темы, затрагиваемые в пророческих книгах и актуальные для молодежи. Четвертая секция конференции включала в себя пять докладов. В.В. Бельский, кандидат богословия, преподаватель Московской духовной академии, представил доклад «Феномен молчания перед Господом в книге Двенадцати», в котором коснулся темы невыразимого в пророческом служении — мистической встречи пророков с Богом. Диакон Иоанн Змиев, аспирант Московской духовной академии, преподаватель Перервинской духовной семинарии, в докладе «Мотив остатка в книгах пророков Амоса, Михея и Софонии» указал на значение данного мотива и его место в пророческих книгах и экзегетической литературе. Священник Алексий Сорокин, кандидат биологических наук, кандидат богословия, старший научный сотрудник Главного ботанического сада РАН, доцент Николо-Угрешской семинарии, в докладе «Кипарис и кедр и вместе певг (Ис. 60:13): проблема ботанической идентификации библейского " певга " » коснулся актуальной проблемы для библейских переводов — адекватности передачи ближневосточных фитонимов. Священник Сергий Шилов, магистр богословия, руководитель отдела дополнительного образования Николо-Угрешской духовной семинарии, в докладе «Проблема идентификации некоторых животных в книгах пророков Исайи и Софонии» указал на существующие расхождения при переводе различных представителей фауны и их интерпретацию в различных языковых культурах.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010