Кроме этого братие, в своих молитвах мы должны благодарить Господа. Все, братие, получаем мы от милосердого Господа Бога пищу, одежду, жилище, здоровье, во всем мы пользуемся Его милостию и щедротами. Он всем дает живот, дыхание и вся; о Нем мы живем и движемся и есмы ( Деян.17:25,28 ). Особенная любовь Божия проявилась к нам в том, что Он послал на землю Сына Своего ради нашего спасения. Как же нам не благодарить Господа Бога? Царь Давид, всегда благодаривший Господа за Его благодеяния, призывает и нас благодарить Его, когда говорит: благослови душе моя Господа и не забывай всех воздаяний Его, очищающего вся беззакония твоя, исцеляющего вся недуги твоя, избавляющаю от нетления живот твой, венчающего тя милостию и щедротами, исполняющего в благих желание твое ( Пс.102:2–5 ). Истинный христианин благодарит Бога, братие, за все, даже и за самые скорби и лишения, считая и их необходимыми для своего спасения. Посему и слово Божие научает нас за все благодарить Бога и Отца, ибо такова есть воля Божия о нас во Христе Иисусе ( Еф.5:20 ; Кол.3:17 ; 1Фес.5:18 ). Наконец, братие, нужно нам обращаться к Богу со своими нуждами. У всех нас есть свои нужды, и главнейшая из них – прощение грехов. Кто подаст мир душе нашей? Кто помилует нас от грехов наших? Никто, как только один Господь. Кто подаст нам помощь и благословение во всех наших предприятиях? Один Господь. Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии: аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий ( Пс.126:1 ), учит нас слово Божие. Вот почему и Спаситель научает нас обращаться к Богу Отцу с молитвою о помощи, с твердою уверенностию, что Он подаст нам просимое ( Мф.7:11 ), если только не зле просим ( Иак.4:3 ). Впрочем, братие, мы должны помнить, что обращаемся мы к Богу с своими нуждами не для того, чтобы сделать их известными Ему. Господь знает, что нам нужно. Но молитва нужна для нас самих. В своих молитвах мы, как существа свободные, выражаем желание получить помощь от Бога, идем на встречу ей, и этим самым выражаем свою любовь к Богу, как к Отцу небесному.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

79 (78), 4). Ибо те, кому некогда казался невыносимым один лишь слух о ромеях  , подняли оружие на саму державу их и потрясали руками, разъяренные, в надежде захватить царственный град, словно гнездо (Ср.: Ис. 10, 14). Ведь они разграбили его окрестности, разорили предместья, свирепо перебили схваченных и безнаказанно окружили весь город — настолько превознесенные и возвеличенные нашей беспомощностью, что жители не смели смотреть на них прямым и бесстрашным взором, но из–за чего приличествовало им тем мужественнее вступить с врагом в схватку, от этого они раскисали и падали духом. Ибо кровавые варварские убийства соотечественников должны возбуждать праведный гнев и требовать, положась на благие надежды, поспешить со справедливым возмездием; но спасшиеся, которые должны были отомстить за попавших в беду, струсив и испугавшись, обмякли, воображая в страданиях пленников собственное пленение. Ведь как только внезапный ужас проник в глубины сердца и болезнь воспалилась в язву, поток робости словно от какого–то источника и очага сердечной опухоли стал разливаться по всему телу и сделал парализованными члены тех, на кого возложены военные решения  . Так сделались мы игрушкою варварского племени: угрозу их посчитали неодолимой, замысел — непосрамляемым и натиск — неотразимым. Ибо где гнев Божий, там и рок; и когда Он отвращается, легко прокрадывается погибель, и тот, кого Он предает бичеванию, оказывается разоряем от рук нападающих, и если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж (Пс. 127 (126), 1). 2.  Народ незаметный, народ, не бравшийся в рассчет  , народ, причисляемый к рабам, безвестный — но получивший имя от похода на нас  , неприметный — но ставший значительным, низменный и беспомощный — но взошедший на вершину блеска и богатства  ; народ, поселившийся где–то далеко от нас, варварский, кочующий  , имеющий дерзость [в качестве] оружия, беспечный, неуправляемый, без военачальника  , такою толпой, столь стремительно нахлынул будто морская волна на наши пределы и будто полевой зверь объел   (Пс.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=685...

[Далее:] «Приидите [поклонимся]...»; [псалмы] 26... 55... и 56...; Трисвятое [и после «Отче наш» –] троичны: Несозданное естество..., Полунощи востахом..., Внезапу [Судия]...; «Господи, помилуй» (30 раз). И, подняв руки твои, молись Богу так: Господи Боже Спасителю мой, Ты мя ущедри и спаси мя грешнаго... А когда будильщик воскликнет: «Благословите, святии», немедленно встань, говоря: Благословлю Тя, Господи, от Сиона, сотворшаго небо и землю; Слава Тебе, благий Господи Боже, упование наше, всегда, ныне...; «Царю небесный...»; Трисвятое, [и после «Отче наш» –] тропари: Мудрых дев..., Богородице, не презри мене... [Далее:] «Приидите [поклонимся]...», псалмы 50, 69... 107... Трисвятое, [и после «Отче наш» –] Тропари: Егда приидеши, Боже..., Премудрости наставниче..., Скорое и известное..., Помилуй нас, Господи, помилуй нас... (и прочие). «Господи, помилуй» (45 раз) и молитва: Боже Вседержителю... Также «Приидите [поклонимся]...», псалмы 126... 137... и 99... Трисвятое, [и после «Отче наш» –] троичны: От сна востав... Тя поют херувими... На Тя упование... «Господи, помилуй» (30 раз) и молитва: Господи, Господи, Твой есть день... Когда же исполнишь всё это в келье твоей, отправляйся на церковную службу, имея в устах псалом 83... и 120... и 121... Трисвятое, [и после «Отче наш» –] тропари: Остави ми Господи, остави ми..., Предстояй в молитве..., Господи, мы есмы народ Твой... «Господи, помилуй» (30 раз) и три указанные выше небольшие молитвы, – и так начинай утреню. Здесь за время между пробуждением и началом утрени монаху предписано совершить целых пять небольших последований, каждое из которых включает гимнографические тексты, многократное «Господи, помилуй», молитву и, за исключением самого первого из этих последований, псалмы. И здесь мы находим большинство элементов Кур: в самом начале – молитву Иисусову («...держа в устах память [об] Иисусе...»), славословие (причём с тем же точно инципитом, что и в древнерусских рукописях!), 2 троична, молитву Б ; чуть позднее – «Царю небесный»; Пс. 126 и после него – Трисвятое и тропарь «От сна востав...» 66 ; во время шествия в храм – Пс. 121 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Иноков Каллиста и Игнатия Ксанфопулов Наставления безмолвствующим, в сотне глав 1) О нужде научать друг друга добру Нам, которые, яко чада Света и наследники Божии, сонаследники же Христовы, по обетованию же божественному должны быть научаемы Самим Богом (Ин. 6, 45), носить неизреченно в сердце яснее пламени написанным Новый Завет и управляться благим и правым Духом, надлежало бы жить ангелоподражательно и никакой не иметь нужды, чтоб кто-либо научал нас: познай Господа (Иер. 31, 34). Но как ныне с одной стороны наше с детства отклонение от доброго и уклонение к худому, с другой обольщение и непримиримая вражда против нас лютого велиара, научают нас, отвратившись от спасительных и боготворных заповедей, носиться по душепагубным стремнинам и, что всего плачевнее, возбуждают нас против самих себя и мудрствовать и действовать, до того, что, по слову Божию, несть разумеваяй или взыскаяй Бога, и мы все, уклонившись от правого пути, стали неключимы (Пс. 13, 2, 3), плотяны и безблагодатны: то крайнюю имеем нужду во взаимном друг друга направлении к добру и содействии в том. 2) Указывается, что настоящее наставление пишется по просьбе некоего брата и в исполнение заповеди отеческой; испрашивается помощь Божия себе к написанию, а читающим к уразумению и исполнению того Так как ты, движимый, по Слову Господню, желанием испытывать божественные животворные Писания и посвященным соделаться в таинства их непогрешительно, часто просил и у нас неключимых слова и писанного правила на пользу себе, а, может быть, и другим, как сам говоришь: то мы, если не прежде, то теперь должным сочли исполнить, с Божиею помощию, похвальное желание твое, забыв из любви к тебе и пользы ради твоей о нашей совоспитаннице – лености, и тебе подражая в твоем рвении к добру и твоем неутомимом трудолюбии, чадо наше духовное и возлюбленнейшее, паче же всего устрашившись Божия осуждения, которым угрожается всякому, скрывающему талант свой, а при этом и заповедь отеческую желая исполнить, которую заповедали нам отцы наши и учители духовные, чтоб мы и другим боголюбивым вверяли то, чему от них научились. Бог же, Отец любви, и всех вообще благ всещедрый раздаятель, дававший слово и скотам несмысленным, да дарует нам, нескорым и немотствующим, благопотребное слово во отверзение уст наших, на пользу слышащих, тебе же и прилучающимся, по слову своему, да приложит ухо мудро и разумно слушать сие и, как Ему любезно, неуклонно жительствовать по сему: ибо без Него, как написано, не можем мы делать ничего душеполезного и спасительного (Ин. 15, 5), и: аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждующии (Пс. 126, 1).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

  Неблагодарность   Если делаешь добро, то должно его делать только лишь для Бога. Почему на неблагодарность людей и не должно обращать никакого внимания. — Награду ожидай не здесь, а от Господа на небесех, а если ждешь здесь, то напрасно и лишение терпишь (1, ч. 2, с. 13).   Нечувствие   Если на одном конце деревни будут вешать, на другом конце не перестанут грешить, говоря: до нас еще не скоро дойдут (1, ч. 1, с. 103).   Вот смерть-то не за горами, а за плечами, а нам хоть кол на голове теши (1, ч. 1, с. 103).   Нравственность   Начало премудрости есть страх Господень, от которого бывает хранение заповедей Божиих, а когда страха Божия нет, то и нравственность во многих сословиях в большом упадке, так что при настоящем положении дел мудрено приискать средства положительно действительные к восстановлению нравственности... (2, ч. 1, с. 211-212).   Нужда   Не без причины повторяется поговорка: нужда мудрена! Нужда научит, как калачи есть. Мне случилось слышать от одного опытного человека, который говорил, что все вещи человеческие, которые видим, изобрела или нужда, или прихоть. Что делается по нужде, то бывает или одобрительно, или, по крайней мере, извинительно, а что делается по прихоти, то не всегда бывает извинительно, кольми паче не всегда одобрительно (2, ч. 2, с. 180). Обеты   Пишешь... что ты, по какому-то обстоятельству, дала обещание ежедневно читать акафист великомученице Варваре, а теперь при чтении других акафистов не имеешь времени для этого. По крайней мере, читай ежедневно хоть по три икоса и кондака. Объясни о своем обещании матушке игуменье N. Ежели этого не можешь исполнить исправно, тогда на каждой исповеди объявляй духовнику о своем обещании и неисправности (2, ч. 3, с. 125-126).   Обещание   Неисполненное обещание все равно что хорошее дерево без плода (1, ч. 2, с. 46).   Общественная деятельность   Желание трудиться на благо человечества — весьма благовидное, но поставлено не на своем месте. Царственный пророк святой Давид говорит: «сперва уклонися от зла, а потом уже сотвори благо» (Пс. 33, 15). У нынешних же людей дело выходит навыворот. Все хотят, на словах, трудиться на благо ближним и нисколько или весьма мало заботятся о том, что наперед нужно самим уклониться от зла, а потом уже заботиться о пользе ближних. Широкие затеи молодого поколения о великой деятельности на пользу всего человечества похожи на то, как если бы кто, не кончив курса в гимназии, много мечтал о себе, что он мог бы быть профессором и великим наставником в университете. Но с другой стороны, думать, что если мы не можем двинуть вперед всего человечества, то вовсе не стоит трудиться, — это опять другая крайность. Каждый христианин обязан по силам своим и сообразно своему положению трудиться на пользу других, но с тем, чтобы все это было вовремя и в порядке, как выше сказано, и чтобы успех наших трудов представлять Богу и Его святой воле (2, ч. 1, с. 99).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

Святитель Тихон отличался, при жизни благотворительностью, в своих творениях тоже располагал к благотворению и даже дал образец организованной благотворительности, устроив в городе Ливнах богадельню для престарелых больных. И вот решено было столетний юбилей освящения церкви святителем ознаменовать учреждением при церкви приходского благотворительного общества. Тогдашний приходской священник Н. Н. Делицын, скончавшийся в 1889 году в сане протоиерея, написал к прихожанам воззвание с извещением о предположенном открытии общества. В день юбилея, празднованного, вместо 15, накануне, т. е. 14 сентября J862 года, в цели соединения юбилейного празднества с престольным праздником, говорено было слово о благотворительности и об условиях развития ее в приходе. «Дело любви и милосердия к несчастным братьям нашим, – говорилось в этом слове, – есть наилучшая благодарность к Отцу небесному при радостных и торжественных случаях жизни, равно как самый верный залог упования па милость Божию в будущем. «Милуяй нища и убога взаим дает Богови, в день лют избавит его Господь ( Пс.40:2 ). Милостыню к бедным Господь Иисус Христос относит к Себе Самому: «понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе» ( Мф.25:40 ). Выяснены были преимущества церковной приходской благотворительности пред общественной – гражданской: кто получит пособие от церкви, «как бы от руки Самого Господа», тот невольно будет возбуждаться к трезвенной и трудолюбивой жизни; если при церквах организуется благотворительность, церкви освободятся от предъявляемых в отношении к ним нередко упреков в том, что они учат только словом, а не делом. Прихожане приглашались оказывать деятельное сочувствие предположенному обществу – с любовью, которая все созидает и без которой ничто не стоит крепко. Дело было совсем новое, и естественно, в слове проповедника проскользнула тревога за будущее. «Заложен фундамент дома. А что и как будет строиться на этом фундаменте? Будет ли здесь в самом деле приют для бесприютных, хлеб голодным, одеяние нагим, помощь и отрада безутешным? Или доброе предприятие, подобно многим, останется без успеха, предметом одних благочестивых желаний?... Могут не сбыться надежды на успех, но могут остаться без оправдания и сомнения, опасения, подозрения...» Слово удачно заключалось обращением упования на помощь Всесильного: «аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии» ( Пс.126:1 ), и молитвой к Господу: Дело рук нашим, к славе Твоей начинаемое, Твоим благословением спешно исправи, силою Твоею в совершение скоро приведи (тропарь в чине основания дома).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

125. Если мы с Божиею помощию каждый день приобретаем что-нибудь чрез наше трезвение, то не следует нам без разбора вступать в сношения с другими, чтобы не понести ущерба от каких-либо соблазнительных бесед; но паче надобно презирать все суетное красоты и благотворности ради этой добродетели (трезвения), прелюбезной и пресладкой. 126. Трем силам души мы должны давать движение правильное, сообразное с их естеством и согласное с намерением создавшего их – Бога. Именно: силу раздражительную надобно подвигать против внешнего нашего человека и против змия – сатаны. Гневайтеся, сказано, и не согрешайте (Пс. 4, 5). Это значит гневайтеся на грех, т. е. на самих себя и на диавола, чтобы не согрешить против Бога. Силу желательную надо устремлять к Богу и добродетели, а мысленную поставим госпожою над обеими ими, чтобы с мудростию и благоразумием упорядочивала их, вразумляла, наказывала и начальствовала над ними, как царь начальствует над подданными. И тогда сущий в нас разум по Богу будет управлять ими (т. е. когда будет господствовать над ними, а не им покараться). Хотя страсти и восстают на разум, но мы не перестанем повелевать, чтобы разум правил ими. Ибо брат Господень говорит: аще кто в слове не согрешает, сей совершен муж, силен обуздати и все тело (Иак. 3, 2). Истинно говоря, всякое беззаконие и грех сими тремя силами делаются, и всякая добродетель и правда этими же тремя силами совершаются. 127. Ум омрачается и становится бесплодным, когда монах или поговорит с кем о мирских вещах, или мысленно сам в себе поразглагольствует о них, или когда у него тело с умом суетно займутся чем-либо чувственным, или когда он вообще предается суетности (и суетливости). Ибо в таком случае тотчас непосредственно за тем теряет он теплоту (сокрушение, дерзновение к Богу) и ведение (забывает о Боге и порядках Божиих): так что поколику внимаем мы умом, потолику просвещаемся, и поколику не внимаем, – омрачаемся. 128. Кто повседневно стремится к миру и безмолвию ума и усердно ищет его, тот легко презрит все чувственное, дабы не напрасно трудиться. Если же он какими-либо ложными мудрованиями обманет свою совесть (что не беда быть заняту чем-либо чувственным), то горькою уснет смертию забвения, о неуснутии коею молится божественный Давид (Пс. 12, 4 – да не когда усну в смерть). Апостол же говорит: ведущему убо добро творити, и не творящему, грех ему есть (Иак. 4, 17).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Под Иудою же и Ефремом разумеется весь народ Израильский. Итак сделал как бы луком Иудеев, уверовавших прежде других и пришедших к такому убеждению, что они руководят язычников, от заблуждающихся отгоняют полчища демонов, поражают сатану и вообще противящихся божественным догматам и восстающих против тайноводительства их. Так и божественный Давид негде говорит к Спасителю всех и Богу: «стрелы твоя изощрены, Сильне: людие под тобою падут в сердцы враг царевых» ( Пс.44:6 ); ибо стрелы Сильного, то есть Христа поражают врагов Бога и Отца в сердце и утробы. Стрелы же Его – это наставники заблуждающихся и не знающих действительного и истинного Бога. Поражают они не на смерть, но приводят их к любви ко Христу, дабы они покорялись Ему. Такова именно изображаемая в Песни Песней невеста, ясно говорящая: «яко уязвлена любовью аз есмь» ( Песн.5:8 ). А что божественные ученики сделались весьма мужественными и сильными, в этом удостоверит говорящий о них Духом премудрый псалмопевец: «яко стрелы в руце сильнаго, тако сынове оттрясенных» ( Пс.126:4 ); ибо оттрясенными называет Израильтян, как лишившихся божественной благодати за то, что они нагло поступили против Христа. Но сыновья их сделались как бы стрелами, посылаемыми рукою сильною. Негде и Аввакум как бы самому Еммануилу о святых апостолах сказал: «стрелы твоя пойдут в блистании молний оружий твоих» ( Авв.3:11 ). Зах.9:13 .  И воздвигну чада твоя, Сионе, на чада Еллинска, и осяжу тя яко мечь ратника. Вот теперь ясно называет луком Своим учителей из Иудеев; ибо какие чада Сиона восстали против чад еллинских, если не божественные ученики и впоследствии ставшие предстоятелями церквей «и право правящие слово истины»? ( 2Тим.2:15 ) Ибо под Сионом духовным что другое можно разуметь, кроме Церкви? Подвизаются же они против сынов еллинских и воюют против заблуждающихся, потому что Бог поставил их «как мечь ратника». Оказывается, что и божественный Павел также украшает духовного воина во Христе; ибо он облекает его «в броню правды Христовой и в шлем спасения»; потом дает ему «мечь духовный, иже есть глагол Божий» ( Еф.6:14–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Так, в конце концов, Ливингстон сделался врачом и путешественником, ни от кого не получив для этого ни одного гроша. И когда, впоследствии, знаменитый африканский путешественник в девственной чаще первобытных лесов, среди многочисленных неодолимых препятствий, вёл свой дневник и писал любопытные наблюдения, то ему посчастливилось это исполнить только благодаря раньше приобретённому навыку – заниматься под стук фабричных машин. Замечательна также судьба павшего от предательской руки (в 1881 г.) президента Северо-Американских Соединенных Штатов Джемса Гарфильда. Вся его жизнь служит ясным свидетельством особого Божия промышления об избранном человеке, восходящем от силы в силу, не взирая на множество неодолимых препятствий. И, подлинно, этот человек гигантским шагом от простого блокгауза поднялся на президентское кресло. Поразительная тайна этого восхождения кроется в добросовестном использовании Гарфильдом своих талантов и неустанном трудолюбии в положениях земледельца, моряка, плотника, учителя, и в непоколебимом уповании на благой Промысел. Разумеется, далеко не всякий предназначен к высокому служению; но зато каждый должен помнить непреложные слова: «да будет воля Твоя!». Мудрая пословица учит: «на Бога надейся, и сам не плошай!» К несчастью, многие перетолковывают её в антирелигиозном смысле, предоставляя самому человеку, с его ограниченными силами, устроение своей жизни и нисколько не озабочиваясь всемогущим участием в ней Божественного Промышления. Не таково христианское учение, по смыслу которого каждый должен молиться о небесной помощи, твёрдо уповать на неё и во всём поступать по разуму своей веры, несмотря на всевозможные препятствия. «Бог нам прибежище и сила, Помощник в скорбех обретших ны зело», воспевает Св. пророк Давид. «Сего ради не убоимся, внегда смущается земля, и прелагаются горы в сердца морская» ( Пс.45:1–2 ). По народной поговорке, «всякий – кузнец своего счастья». Смысл её не тот, что человек может обойтись без небесной помощи, потому что, по ещё более достоверному свидетельству, «аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии» ( Пс.126:1 ), а другой: «кузнецом» своего счастья каждый является не потому только, что в старости пожинает посеянное в молодости, но и по другой причине, ибо ковка железа – тяжёлый труд, требующий большого напряжения.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010