Рассеяние учеников в ту ночь, когда Господь Иисус был предан в руки нечестивых на суд и мучения, предсказал пророк Захария, когда взывал к мечу: порази пастыря, и расточатся овцы стада ( Зах. 13:7 )! Это, без сомнения, пророчество имел в виду Господь, когда сказал ученикам Своим: вси вы соблазнитеся о Мне в нощь сию ( Мф. 26:31 ). Отречение одного из них в то самое время, когда Господь был судим и мучим, указано в пророческих словах святого псалмопевца: удалил еси от Мене друга и искренняго ( Пс.87:19 ). 126 „Страха ради иудейскаго, друг твой и ближний, Петр, якоже зряше содеваемая тогда, отвержеся Тебе, Господи“. 127 И сам Иисус Христос предрек Петру: аминь глаголю тебе, яко в сию нощь ... трикраты отвержешися Мене ( Мф. 26:34 ). Время события – суда и осуждения Иисуса Христа указано в пророчестве Иакова патриарха, предвозвестившего, что отложенное Израилю чаяние языков – придет тогда, когда оскудеет князь от Иуды ( Быт. 49:10 ). Это пророчество оправдалось голгофским событием: иудеи тогда уже не могли произнесть ни над кем смертного приговора, без суда римского правителя; оттого-то и был судим Иисус Христос Понтием Пилатом. Совокупное участие в суде и осуждении Иисуса Христа иудеев и язычников предрек Давид. Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным? взывал царепророк. Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его ( Пс. 2:1–2 ). „И поистине, собрались во граде Иерусалиме „на святаго Сына Твоего, Владыко Боже, „Иисуса, помазанного Тобой, Ирод и Понтий Пилат, с язычниками и людьми израилевыми ( Деян. 4:25–27 )“. Сам Господь Иисус Христос тоже предсказал ученикам Своим: се восходим во Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет архиереем и книжником: и осудят Его на смерть, и предадят Его языком ( Мф. 20:18,19 ). 2) Предсказаны, затем, свойства и действия на суде виновников осуждения Иисуса Христа. Так, свойства врагов Иисуса Приста, бывших главными виновниками Его осуждения, особенно в разительных чертах изобразил царь-пророк. Обыдоша мя телцы мнози, юнцы тучнии одержаша мя. Обыдоша мя пси мнози, сонм лукавых одержаша мя. Врази же мои живут, и укрепишася паче мене, и умножишася ненавидящие мя без правды и проч. ( Пс. 21:13,17; 37:20 ). Сам Иисус Христос прямо назвал своих врагов – обвинителей и судей – грешниками: приспе конец, прииде час: се предается Сын Человеческий в руки грешником ( Мк. 14:41 ). . |
Средства приобрести насущный хлеб для тела: а) прилежная работа, б) бережливость, в) любовь к порядку, г) уповать на милость и помощь Божию: «И усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками, как мы заповедовали вам» ( 1Фес.4:11 ). – «Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом, а кто подражает праздным, тот насытится нищетою» ( Притч.28:19 ). – «И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало» ( Ин.6:12 ). – «Мудростью устрояется дом и разумом утверждается, и с уменьем внутренности его наполняются всяким драгоценным и прекрасным имуществом» ( Притч.24:3–4 ). – «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строители его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж. Напрасно вы рано встаете, поздно просиживаете, едите хлеб печали, тогда как возлюбленному Своему Он дает сон» ( Пс.126:1–2 ). – «И да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй» ( Пс.89:17 ). – «Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его! Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!» ( Пс.127:1–2 ). 3. Хлеб насущный, потребный для нашего пропитания, подается Богом Об этом так говорит св. Димитрий Ростовский : «Когда праотец Исаак проживал в филистимском городе Герарах, он посеял пшеницу на полях, взятых им внаймы у филистимлян, и жатва ему дала сторичный плод. Удивления достойно, что в голодное время, в бесплодное лето, на чужой стороне, Исаак сделал посев на чужих наемных полях и, несмотря на все это, собрал сторичный плод, тогда как у всех других земледельцев герарских нивы произрастили очень скудную жатву. Откуда получили такую силу плодородия нанятые Исааком герарские нивы? Послушаем, что говорит об Исааке Св. Писание: “приобрете в то лето сторичный плод ячменя, благослови же его Бог” ( Быт.26:12 ). Вот где сила плодородия земли – в Божием благословении на Исааке; в том, что Бог благословил его! Видите, сколь благоплодна нива благословения Божия! Поучайтесь от этого примера, христианские земледельцы, в поте лица вкушающие хлеб свой! Старайтесь прежде всего быть достойными Божия благословения, если хотите, чтобы ваши нивы приносили обильную жатву. Земля приносит плод, когда и сама по себе хороша, и хорошо будет возделана, хорошими семенами засеяна, да при этом еще достаточно орошена и согрета теплыми лучами солнца, обвеяна благорастворением воздуха; но если на ней не будет благословения Божия, все это имеет мало значения. |
19 «Это – совет в Самом триипостасном Боге, то есть между лицами Святой Троицы…» (19: 226. Книга 1). 21 Здесь два различных понятия «образ и подобие Божие в человеке» объединены в одно – «подобный Богу образ в человеке», что, по нашему мнению неправомерно. 22 Эти способности присущи душе, как отделенной от тела, так и соединенной с ним, причем во втором случае данные способности души проявляются только при определенном состоянии тела, а именно при его здравии. 32 Мы здесь даем лишь самые общие обозначения ума, сердца и воли, не уточняя содержания (определения) этих терминов и не проводя их анализ в православной антропологии и религиозной философии. Это предполагается сделать в отдельной работе, специально посвященной данной проблеме. 33 «В человеке надо различать душу и дух… О чем ни станешь рассуждать – всегда приходишь к тому заключению, что человек обладает духом, которого истинная жизнь есть жизнь в Боге» (34: 346, 347). 34 «Ибо Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось» ( Пс. 32:9 ); «Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах» ( Пс. 134:6 ); «Я – Господь, сказал – и сделал» ( Иез. 36:36 ); «Запретит Он морю – и оно высыхает и все реки иссякают; вянет Васан и Кармил и блекнет цвет на Ливане. Горы трясутся пред Ним и холмы тают, и земля колеблется пред лицем Его и вселенная и все живущие в ней. Пред негодование Его кто устоит? И кто стерпит пламя гнева Его? Гнев Его разливается как огонь; скалы распадаются пред Ним» ( Наум. 1:4–6 ). 35 Вместе с этим ангелы считаются существами более высшими, чем человек, как по своей природе вообще, так и по своим уму и могуществу, в частности (см. сноску 55). 36 Ниже, в разделе 2. 2. 2 мы опять вернемся к рассмотрению вопроса об определении термина «творить». 44 Это следует из слов святителя о том, что живое тело, созданное из персти земной, имело до вдуновения Божиего душу животную (34: 344. Данные слова приведены ниже в основном тексте). Иначе говоря, душа, оживляющая тело, не была получена от вдуновения Божиего и, следовательно, была создана из праха земного. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) по данному вопросу пишет: «Епископ Феофан Затворник также (имеется в виду также как и преподобный Серафим Саровский – П. Д.) считает, что душа человека, как и души животных и растений, создана из праха земного, и будучи сходной с душами животных, все же в значительной степени превосходит их в силу сочетания ее с Духом , вдунутым в лицо человека Богом при завершении творения» (42: 125, 126). |
Осложнения политические, экономические и общественные. Беды в реках, беды от разбойник, беды от сродник, беды от язык, беды во градех, беды в пустыни, беды в мори, беды во лжебратии , как говорит апостол Павел (2 Кор 11, 26). К сим бедам в наши дни нужно добавить еще ”беды на воздухе и беды с воздуха”, особенно страшные. Но когда перечисляемые апостолом Павлом беды переносил и сам славный первоверховный апостол, у него было великое утешение. Он знал, что страдает за Христа и что Христос вознаградит его за них: я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день (2 Тим 1, 12). Он знал, что Господь, если будет нужно, даст ему силу перенести и еще большие бедствия, и потому смело говорит: Вся могу о укрепляющем мя Иисусе Христе (Флп 4, 13). Для нас же нынешние бедствия так ужасны потому, что они постигли нас не ради нашей твердости в вере и мы переносим их не за Христа. Мы посему не уповаем получить венцы за них. А что гораздо хуже и что делает нас бессильными в борьбе с невзгодами — то, что мы не укрепляемся силой Христовой и уповаем не на Бога, а на силы и средства человеческие . Мы забываем слова Священного Писания: Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения. Блажен, ему же Бог Иаковль Помощник его, упование его на Господа Бога своего (Пс 145, 3, 5). И еще: Аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий (Пс 126, 1). Мы стараемся найти твердую опору помимо Бога , и случается с нами по речам пророческим: “ будет вам грех сей, аки стена падающая внезапу града тверда пленена” , которого вскоре настанет падение (Ис 30, 13). Горе опирающимся на такие стены! Как обрушивающаяся стена губит тех, кто на нее опирались, так с гибелью ложных надежд погибают те, которые на них уповали. Упования те для них бывают “подпорою тростниковою”. Когда они ухватились за тебя рукою, ты расщепился и все плечо исколол им; и когда они оперлись о тебя, ты сломился и изранил все чресла им (Иез 29, 7). Совсем иное бывает с ищущими помощи Божией. |
И даже в ветхом завете, когда руководились чувственностью, мы видим, что люди, способные к любомудрию, убеждались предметами высшими. Указывая на это, Павел говорит: «все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные» ( Евр.11:13 ). Таким образом, наградою боящимся Бога служит не только это, – наслаждение собственностью, жена, дети, благосостояние дома, – это только избыток и прибавление; а главные и великие блага заключаются, во-первых, в самом страхе Божием, который сам по себе составляет награду, потом – в тех неизреченных благах, «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку» ( 1Кор.2:9 ). «Благословит тебя Господь от Сиона, и увидишь благо Иерусалима во все дни жизни твоей» ( Пс.126:5 ). Другой (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): «и узри в благах Иерусалим» ( ορα εν γαθοις). «Благами» он называет город, богатство, благолепие, победы, почести, благосостояние, плодородие, безопасность, мир. 4. «Во все дни жизни твоей». Хорошо пророк прибавил эти слова о днях. Действительно, это – особенный знак дара Божия и доказательство Его промышления, чтобы не терпеть ничего человеческого, не терять и не испытывать превратностей, разве когда Бог во гневе Сам отнимает данное. «И увидишь сынов сынов твоих. Мир Израилю!» ( Пс.127:6 ). Но многие, скажешь, боявшиеся Бога, остались бездетными. Что же из этого? Мы подвизаемся не для настоящих благ, но преимущественно для угождения Богу, а потом в надеждах на будущее. Тогда (в ветхом завете) было это наградою; а теперь – небо и блага небесные. Если ты и при страхе Божием не имеешь детей, то почему знаешь, не дал ли Он тебе других благ, больших этого благополучия? Он, «богатый милостью» ( Еф.2:4 ), не одним способом благодетельствует всем, но различно. Сколь многие, имевшие детей, считали блаженными не имевших? Сколь многие, имевшие богатство, кончили жизнь несчастнее бедных? Сколь многие, наслаждавшиеся славою, как бы пронзены были этим мечом и потерпели жесточайшие бедствия? Не исследуй же происходящего и не требуй отчета от Бога, но переноси все мужественно и с благодарностью; в особенности не привязывайся ни к чему настоящему. |
Затем священник дважды произносит слова ангельского песнопения, которые прозвучали, когда родился Христос: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» ( Лк.2:14 ). Они напоминают о том, что в славословии Бога должны соединиться ангельские силы и голоса людей, а также о добром и мирном настроении, в котором верующие должны приступать к Литургии. Наконец, священник произносит стих из 50-го псалма: «Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою» ( Пс.50:17 ). В этих словах священник вслед за псалмопевцем просит, чтобы Сам Господь был при его устах, наставляя его правильной молитве. Здесь можно вспомнить о том, что, по учению апостола Павла, молитва не является действием, в котором участвует только человек: это совместное действие человека и Бога. Когда мы молимся, говорит Павел, то Святой Дух «подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» ( Рим.8:26 ). Молитвы Евхаристии будут обращены к Богу Отцу, и чтобы их вознести, необходимо принять «Духа усыновления, Которым взываем: “Авва, Отче!”» ( Рим.8:15 ). Называть Бога Отцом могут только те, кто являются Его сынами: «А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: “Авва, Отче!”» ( Гал.4:6 ). Затем диакон тихо произносит: «Время сотворити Господеви. Владыко, благослови». Эти слова нередко понимают в смысле сигнала к началу службы («настало время для служения Господу»), однако действительный их смысл иной: они являются цитатой из псалма и означают «время Господу действовать» ( Пс.118:126 ), то есть закончилось время действия людей, настало время действовать Богу. Таким образом исповедуется вера в то, что совершителем Литургии является Сам Господь, Который действует посредством священнослужителей. Священник в ответ на слова диакона произносит: «Благословен Бог наш, всегда ныне и присно и во веки веков». Диакон отвечает: «Аминь. Помолися о мне, Владыко святый». Священник: «Да исправит Господь стопы твоя». Диакон: «Помяни мя, Владыко святый». Священник: «Да помянет тя Господь Бог во царствии Своем всегда ныне и присно и во веки веков». Диакон: «Аминь». |
Непреложно веруя, что, «если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его» ( Пс.126:1 ), вполне понимая свое собственное бессилие, свою нищету, убожество без Господа Бога, – православный и богобоязненный христианин призывает на место основания созидаемого дома своего служителя Господня, прося его молитв и освящения, прибегает и сам к Зиждителю всяческих с усердною, пламенною молитвою. Боже, в помощь мою вонми! Так Святая Церковь гласом богодухновенного царя-пророка выражает чувствования, волнующие душу христианина при начале основания дома. «Поспеши, Боже, избавить меня, поспеши, Господи, на помощь мне... Я же беден и нищ; Боже, поспеши ко мне! Ты помощь моя и Избавитель мой; Господи! Не замедли» ( Пс.69:2,6 )! Если, братие, приходится строить дом человеку небогатому, у которого мало средств, как трогательно бывает тогда это моление св. псалмопевца! Впрочем, и при богатстве, при великих стяжаниях – разве человек без Бога не есть нищий и убогий?.. Своим молитвенным чином на основание дома Церковь Христова вразумляет христианина, что построение дома должно напоминать земнородному о создании и устроении мира Творцом всеблагим, премудрым, всемогущим: ко Господу Вседержителю возводит она очи и сердце христианина, умоляет Отца небесного, чтобы Он, как при создании неба и земли явил неизреченное могущество и премудрость, так и здесь показал Свою благость и силу в пособие начинающегося дела. «Дело рук наших, к славе Твоей начинаемое, – молит Святая Церковь устами своего священнослужителя, – Твоим благословением спешно исправи, силою Твоею в совершение скоро приведи! Боже Вседержителю, сотворивый небеса разумом и основавый землю на тверди ея, призри на раба Твоего (строителя), изволившаго в державе крепости Твоея воздвигнути дом в жилище себе!» Она желает, чтобы имеющее воздвигнуться здание было твердо и непоколебимо; как храмина евангельская ( Мф.7:24–25 ); «утверди ею, – молится священник ко Господу, – на твердом камени, и основай по Твоему Божественному евангельскому гласу, еюже ни ветр, ни вода, ни ино что повредити возможет». Церковь Христова повелевает, чтобы первое основание дому полагал ее священнослужитель со знамением Креста Господня и с призыванием всемощного имени Святой Живоначальной Троицы: «Основывается дом сей во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа»; место, вещество, работающих – все, относящееся к новосозидаемому дому, она заповедует окроплять св. водою, дабы Господь все сохранил от всякого навета сопротивного, без вреда. Так заботливо и любвеобильно печется о нашем жилище Православная Христова Церковь еще в первые минуты его начатия! |
10) Послушаем, христиане Небесного Царя, пока зовет, Того, Которого непременно слушать должны. Ибо если земного царя слушаем и все исполняем, что повелевает, чтобы милости его не лишиться и гневу его не подпасть, то тем более слушать должно Царя Небесного, Бога, милости Которого лишиться — явная пагуба, и гнев Которого вечной предает казни. И совратившись с погибельного пространства, войдем на спасительную тесноту, да сей теснотой в пространство вечных утешений войдем. О, пора, пора, «время действовать Господу» (Пс 118:126)! Вот путь сокращается, вот близок конец, ближе к концу подошли сегодня, нежели вчера, и не знаем, когда окончим его. Вот «Грядущий придет и не умедлит, и воздаст каждому по делам его» (Евр 10:36; Мф 16:27). Вот Архангельская труба скоро вострубит, вот скоро «мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут, и все изменятся» (Ин 5:25, 28; 1 Кор 15:51). Вот скоро «придет день Господень, как тать ночью», вот «небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Петр 3:10). «Вот, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откр 22:7, 12). Бди и молись, душа моя, «потому что не знаешь ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий» (Мф 25:13). Тогда от лица страха грядущего Судии весь мир вострепещет. Тогда цари и князья, сильные и славные, богатые и все, в мире сем чем-то великим себя почитающие, которые здесь расширяли себя в прихотях сердец своих, пожелают скрыться в пещерах и камнях. Помяни сие, о человек, и встань на путь Христов, и утвердись. Да звенит всегда в ушах души твоей глас оный: «Встаньте мертвые, идите на Суд!» «Настави мя, Господи, на путь Твой: в пути Твоем живи мя»(Пс 85:11; 118:37). Поверь, христианин, Божиему слову. Оно истинно, достоверно, солгать никак не может, так как это слово Истинного и Праведного Бога. Оно, как светильник, показывает нам, что пагубно и что спасительно. Оно достоверно объявляет, что широкий путь ведет в пагубу, а тесный ведет в жизнь, ибо пространный путь есть сатанинский, а тесный путь есть Христов. Итак, лучше тесным путем терпения и низким путем смирения в жизнь, нежели пространным путем прихотей и высоким путем гордости идти в погибель. Лучше все терпеть временно, нежели там терпеть без конца. |
(125, 1) Зенон в свое время великолепно сказал об индусах, что хотел бы он видеть хотя бы одного из них на костре, пожираемого пламенем, чтобы проверить их рассуждения о долготерпении. (2) А мы ежедневно видим множество мучеников, сжигаемых, распинаемых, обезглавливаемых на наших глазах! (3) Страх перед законом привел, как наставник, их всех к Христу (Гал. 3:24.) и внушил им и решимость запечатлевать веру ценой крови. (4) «Бог стал в сонме богов, посреди богов произнесет суд.» Что это за боги? Это победители, торжествующие свою победу над страстью к наслаждениям, понимающие смысл своих деяний, истинные гностики, превосходящие весь мир. (5) «Я сказал: все вы боги и сыны Всевышнего.» (Пс. 81:6.) О ком говорит здесь Господь? О тех, кто в меру сил сбрасывает с себя оковы телесности. (6) И апостол говорит: «Вы уже не во плоти, но в духе.» И снова: «Мы, будучи во плоти, не по плоти воинствуем,» ибо «плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления.» (1Кор. 15:50.) «Вот, все вы умираете, будучи людьми» (Пс. 81:7.), — говорит, обличая нас, Дух. (126, 1) Итак, будем воздерживаться от всего того, что возбуждает страсти. Будем, как делали это истинные философы, избегать кушаний, разжигающих чувственность, и постелей, изнеживающих своей мягкостью, равно как и всякой иной роскоши, и страстей, с ней связанных. Что другие достигают величайшими трудами, для нас как бы не существует. Умеренность есть величайший из даров Божиих. «Ибо сам он сказал: «Не оставлю тебя и не покину тебя».» Этим он как бы говорит нам: «Старайся быть достойным того избрания, которое соединяет тебя со мной.» (3) Итак, надлежит нам, стремящимся вперед, благоговейно и с готовностью принять на себя «легкое иго» Господа. Именно он есть тот единственный, который движет нас к спасению, чтобы каждый, преуспевая «от веры в веру» (Рим. 1:17.), достиг в результате подходящего ему счастья. (4) По словам Гиппократа Кеосского, бывает упражнения как для души, так и для тела, и состояние здоровья есть «умеренность в труде и отсутствие недостатка в пище.» |
(125, 1) Зенон в свое время великолепно сказал об индусах, что хотел бы он видеть хотя бы одного из них на костре, пожираемого пламенем, чтобы проверить их рассуждения о долготерпении. 413 (2) А мы ежедневно видим множество мучеников, сжигаемых, распинаемых, обезглавливаемых на наших глазах! (3) Страх перед законом привел, как наставник, их всех к Христу ( Гал. 3:24 ) и внушил им и решимость запечатлевать веру ценой крови. (4) «Бог стал в сонме богов, посреди богов произнесет суд» 414 . Что это за боги? Это победители, торжествующие свою победу над страстью к наслаждениям, понимающие смысл своих деяний, истинные гностики, превосходящие весь мир. (5) «Я сказал: все вы боги и сыны Всевышнего» ( Пс. 81:6 ). О ком говорит здесь Господь? О тех, кто в меру сил сбрасывает с себя оковы телесности. (6) И апостол говорит: «Вы уже не во плоти, но в духе» 415 . И снова: «Мы, будучи во плоти, не по плоти воинствуем» 416 , ибо «плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления» ( 1Кор. 15:50 ). «Вот, все вы умираете, будучи людьми» ( Пс. 81:7 ), – говорит, обличая нас, Дух. (126, 1) Итак, будем воздерживаться от всего того, что возбуждает страсти. Будем, как делали это истинные философы, избегать кушаний, разжигающих чувственность, и постелей, изнеживающих своей мягкостью, равно как и всякой иной роскоши, и страстей, с ней связанных. Что другие достигают величайшими трудами, для нас как бы не существует. Умеренность есть величайший из даров Божиих. «Ибо сам он сказал: «Не оставлю тебя и не покину тебя» 417 . Этим он как бы говорит нам: «Старайся быть достойным того избрания, которое соединяет тебя со мной». (3) Итак, надлежит нам, стремящимся вперед, благоговейно и с готовностью принять на себя «легкое иго» 418 Господа. Именно он есть тот единственный, который движет нас к спасению, чтобы каждый, преуспевая «от веры в веру» ( Рим. 1:17 ), достиг в результате подходящего ему счастья. (4) По словам Гиппократа Кеосского, бывает упражнения как для души, так и для тела, и состояние здоровья есть «умеренность в труде и отсутствие недостатка в пище» 419 . XXI. Мнения различных философских школ о смысле человеческой жизни |
| |