Свистопляска не ограничивается прошлым, она охватывает и настоящее. На хлипком фундаменте из одновременно принятых противоречивых версий истории и обольстительных видений будущего пытаются выстроить здание государственной и общественной жизни. Но Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии (Пс.126:1). Такое «изучение» истории и проектирование настоящего и будущего есть иллюстрация слов Спасителя о слепом, ведущим слепого – оба упадут в яму. Слепые и гордые судьи истории уверены, что человек - полновластный творец современности и, следовательно, истории. Но, как говорил Достоевский, они рассчитывают без хозяина. Не понять смысл и ход истории, не подняться к солнцу смысла и истины, освободившись от пут множества разноречивых фактов, если не понимать, что подлинным Субъектом и окончательным Судией истории является Бог – Творец вселенной и человека. Он – Альфа и Омега. Сколько уж объявлялось «новых» эр и эпох, некто Фукуяма, гуру философов и демократов, объявлял даже конец истории. Эпохи и эры миновали, через конец истории тоже переступили, как через порог... Какие сборники документов и новые исторические теории объяснят нам это и многое другое? Почему Господь попустил гибель Империи во главе со святым Царем, даровал Пасхальную Победу атеистическому государству и опять же попустил его падение? Мы проклинаем Сталина, забывая уроки Священной истории – как Бог наказывал Свой народ, посылая ему для укороту жестоких правителей. Не захотели святого Царя – вот вам железный тиран. Известна история о том, как Шаляпину устроила травлю и обструкцию вся артистическая интеллигенция за то, что во время исполнения гимна в Мариинском театре он встал на колени перед царской семьей. Зато какое ликование вызвала Февральская революция! Если и было покаяние опомнившейся части народа, его не хватило, чтобы отменить Божий суд и наказание. Какие законы истории познают неверы? - Закон Господень непорочен, обращаяй души: свидетельство Господне верно, умудряющее младенцы (Пс.18:8). В 1978-м году в таежном поселке Ижма был открыт аэропорт местных воздушных линий, было построено здание аэровокзала и взлетно-посадочная полоса. Каждый день в Ижму прилетали и улетали самолеты местной авиалинии, в аэропорту работали 126 человек. В 90-х наступили трудные времена, начался закат ижемского авиахозяйства. Самолеты стали летать все реже, сперва пять дней в неделю, затем четыре, затем два. По мере снижения числа рейсов уменьшался и численный состав работников аэропорта. Людей сокращали, многие уходили сами. Из 126 осталось 70, затем их стало 40, потом 8, потом 2.

http://ruskline.ru/analitika/2019/11/18/...

Беседа 36 на псалом 126 92 Пс.126:1–2 .  Песнь степеней. Если Господь не построит дом, напрасно трудятся строители, если Господь не сохранит город, напрасно бодрствует страж. Напрасно вы встаете рано: вставайте, вкушающие хлеб (в) скорби, отдохнувши, после того как Он даст возлюбленным Своим сон. Божественная помощь была необхо­дима иудеям не только для построения храма и города, но и для сохранения построенного; в равной мере она необходима и всем; без этой помощи напрасны самые напряженные усилия трудящихся; при ней же – и покой и многочадие. – «Что стрелы в руке сильного, то сыновья изгнанных» ( Пс.126:4 ). – Блаженство тех, делам которых спо­спешествует вышняя помощь. 1. В этом псалме говорится о состоянии дел по возвра­щении иудеев из плена. Когда они, по освобождении из плена и по возвращении из страны иноплеменников, нашли город разрушенным, стены и башни обращенными в развалины, и начали восстанавливать их, а между тем многие, завидуя благо­получию иудеев и опасаясь их благоденствия, нападали на них с разных сторон и препятствовали делу, то среди таких со­бытий тратилось время, и было потрачено времени столько, что более сорока лет употреблено на построение храма. Это выра­зили иудеи, когда говорили: «сей храм строился сорок шесть лет» ( Ин.2:20 ), разумея не первое построение храма при Соломоне, но последующее, бывшее после освобождения из Персии. Так как много тратилось времени на построение храма, города и стен (построение города потребовало еще больше вре­мени), то пророк, научая их опять прибегает к Богу, объ­ясняет это и показывает, что все будет напрасно и тщетно, если они не приобретут помощи от Бога. Без помощи Божией невозможно не только освободиться из плена, но и восстано­вить стену по освобождении. Что я говорю: восстановить стены и построить город? Даже построенного и оконченного никто не мог бы сохранить, если бы не имел такого содействия. Это говорит пророк для того, чтобы всеми мерами убедить их опять обращаться к помощи Божией, чтобы от спокойствия они не сделались более беспечными.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Псалом 126 Пс.126:1 . Песнь степеней. Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии: аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий. СОДЕРЖАНИЕ Пророк, по случаю возобновления Иерусалимскаго храма, предпринятаго Иудеями по возвращении из плена, научает в сем псалме, что без благословения Божия не можно иметь успеха ни в хозяйстве домашнем, ни в правлении гражданском, и что многочадие есть знак благословения Божия. ТОЛКОВАНИЕ Сии слова относятся к Иудеям, строившим дом или храм Господень ( 2Езд. 2:5 ). И как дело неблагополучно происходило по причине препятствий, чинимых со стороны соседственных народов, сего ради Пророк напоминает, что дела человеческия будут тщетны, ежели не поможет верховный строитель – Бог. И потому увещевает Иудеев, дабы делали не руками токмо, но и сердцем, и устами призывали Бога, уповали наипаче на Его помощь. Пс.126:2 . Всуе вам есть утреневати: востанете по седении ядущии хлеб болезни, егда даст возлюбленным своим сон. Сей стих в Еврейском подлиннике яснее читается так: всуе вам есть рано возставати, продолжати седение, ядуще хлеб болезни: Бог бо даст возлюбленным Своим сон. Понеже сынове Израилевы, будучи в тесных обстоятельствах, с излишним попечением пред разсветом на работу выходили, сего ради Пророк, или паче Дух Святый, паки напоминает им, что они, хотя и прежде света работать начинают, однако ничего не успеют, ежели Господь не поможет им: но ежели Его помощником иметь будут, и на Него надежду свою возложат, то дело благополучный успех возимеет, хотя бы они и по принятии нужнаго покоя к работе приступили. Сие же глаголет не с тем намерением, дабы запретить рано вставать на труды и ничего не делать, как только в праздности поджав руки сидеть, или только спать и есть, но дабы возбудить к молитве и к призыванию Бога, без котораго все обращается в ничто. Хлеб болезни двояким образом толковать можно: то есть, разумея или такой хлеб, который приобретается тяжкими трудами, или такой, который едим с неприятностию, будучи или в печали, или в болезни. Следующия за сим слова: Бог даст возлюбленным Своим сон – не к праздности также относятся, но к милости Бога, труды благословляющаго. Ибо как известно, что люди на тот конец сотворены, чтоб в поте лица своего ясти хлеб ( Быт. 3:19 ), да и в следующем псалме увидим, что те токмо блаженными нарицаются, кои труды рук своих снедают, то нет сомнения, что здесь под именем сна не праздность разумеется, но благословенный труд, Божиею помощию облегчаемый и приятным сном сопровождаемый.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

в Пс.3:6 : «Яко Господь заступит мя» Пс.19:3 : «послет ти помощь от Святаго и от Сиона заступит тя». См. также Деян.20:35 : «Яко тако труждающимся подобает заступати немощныя». Подобный же ошибочный перевод в Пс.40:13 : «мене же за незлобие приял»; Пс.117:13 : «Господь прият мя» (Господь поддержал меня). 13. «Тии же всуе искаша душу мою» – «Тии» – они, т.е. враги мои. – Слово «всуе» может означать, во первых: без достаточного повода, без основания, без причины, без вины; во вторых: без успеха, тщетно, по пустому. В первом значении оно употреблено, напр. В книге Исх.20:7 : «не возмеши имени Господа Бога Твоего всуе»; Ев. Мф.5:22 «всяк гневаяйся на брата своего всуе, повинен есть суду»; Пс.3:8 : «Яко ты поразил еси вся враждующие мя всуе»; Пс.34:7 : «Яко туне скрыша ми пагубу сети своея: всуе поносиша души моей» (Ибо они без вины скрыли для меня яму – сеть свою; без вины выкопали ее для души моей). Во 2-м значении встречается в Мф.15:9 : «Всуе же чтут Мя, учаще учением, заповедем человеческим»; Гал.4:11 «Боюся от вас, еда како всуе трудишася в вас»; Пс.126:1 : «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии: аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий». В котором из этих двух значений употреблено слово «всуе» в рассматриваемом нами месте («тии же всуе искаша душу»), решить трудно. Можно переводить: они без причины (без вины, незаслуженно) старались меня погубить. Но можно переводить итак: они тщетно (безуспешно) старались погубить меня. Еврейский текст не может служить в данном случае пособием, потому что он не вполне ясен. Там читается буквально: «а те – на погибель ищут они моей жизни». Это объясняют, либо подразумевая перед словом «погибель» местоимение «свою», либо – плеоназмом: «они ищут погубить мою душу». 14. «Предадятся в руки оружия» – они, т.е. враги мои, ищущие меня погубить, будут преданы во власть оружия, т.е. погублены оружием (буквально с греческого «будете преданы в руки меча»). Выражение «в руки оружия» в этом же смысле встречается в Иер.18:21 : «даждь сыны их в глад, и собери их в руце меча», т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Samarin/...

Псалом 23. Приготовление верующих к достойному принятию Господа при вступлении Его на Сион Псалом 23 излагает условия достойного восхождения на гору Господню и пребывания на святом месте Божием и возбуждает к благоговейно-торжественному принятию Господа, как всемогущего и славного Царя-победителя, при вступлении его в ворота, ведущие на св. гору. А так как, по библейскому словоупотреблению, под горою Господнею со времени Давида обыкновенно разумелась гора Сион ( Пс.2:6; 47:2–3; 73:2; 77:54:68 ), а святым местом Его называлось место нахождения скинии или храма ( Пс.25:8; 131:5; 75:3; 14:1 ), видимым же образом победоносно шествующего Господа обыкновенно служил ковчег завета ( Числ.10:35 ; Пс.67:2–3, 25–26; 131:8 ); то очевидно, что этот Пс.есть песнь на перенесение ковчега завета на гору Сион в устроенную на ней скинию, и именно на перенесение его из дома Аведдара, когда Господь, предводительствовавший войсками Израиля и даровавший Давиду победу над Сионом, еще в первый раз видимым образом вступал в ворота Сионской крепости и когда, после первоначальной, неудачной попытки перенесения ковчега завета из Кириафиарима ( 1Пар.13:6–14 ), более, чем когда-либо, потребно было преподать израильтянам, и особенно ближайшим к скинии жителям Иерусалима, наставление о благоговейном отношении к святыне, чтобы в противном случае не подвергнуться наказанию Божию, постигшему дерзновенного Озу ( 2Цар.6:7–9 ; 1Пар. 15:12–13 ). А при этом, не может подлежать сомнению и то, что псалом написан был Давидом, которому приписывается надписанием, так как в то время Давид был единственным составителем и учителем священных песней, и ему принадлежало устроение всего торжества перенесения ковчега ( 1Пар.15:16; 16:4:7 ), псалом по духу и по характеру, и по самому образу выражения всего более приличествует именно Давиду (ср. ст. 3–6 с Пс.14 и 100; ст. 8–10 с Пс.9:37; 17:32 и след.; 144:1, 6, 11–12). Древние оо. и уч. Церкви, согласно признавая Давидово происхождение этого Пс., обыкновенно объясняли его в смысле таинственном, – о вознесении Христа Спасителя на небо и восхождении верующих в Него в духовный Иерусалим, в обители Отца небесного 126 ; но этот таинственный смысл не отрицает, а скорее предполагает первоначальный исторический смысл: так как основывается именно на преобразовательном значении события перенесения ковчега завета на Сион.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

В древнем Израиле посредством псалмов люди могли: прославлять Бога (см. Пс 105); говорить о своей печали (см. Пс 13); учить (см. Пс 1); выражать почтение израильскому царю и молиться о том, чтобы он правил мудро и судил справедливо (см. Пс 72); рассказывать о власти Бога над всем творением (см. Пс 47); проявлять свою любовь к Иерусалиму (см. Пс 122) и отмечать праздники (см. Пс 126). Конечно, псалмы могли служить одновременно многим целям. Христос нередко ссылался на псалмы, когда проповедовал и учил. Часто цитировали их и новозаветные писатели. У первых христиан они тоже звучали в песнопениях, наставлениях и пересказах Благой Вести о том, что сделал Бог для мира через Иисуса Христа. Можно заметить, например, что только на один стих из Псалма 118: «Камень, что отвергли строители, краеугольным стал камнем» (118:22) — в Новом Завете дано шесть ссылок как на предсказание об отношении руководителей израильского народа к Иисусу и о Его роли в созидании Церкви.   КНИГА ПЕРВАЯ. (Псалмы 1–41)   ПСАЛОМ 1 1Блажен тот а, кто совету людей нечестивых не следует, на путь грешников кто не встает 3Он — как дерево, что у реки посажено, вовремя плод свой принесет оно, и лист его никогда не увянет. Успешен он во всяком деле своем. 4Не таковы нечестивые, не таковы! Они — как мякина, что ветер повсюду разносит. 5Не устоит нечестивец на Суде Божьем, и грешник — в собрании праведных. а путь безбожника в погибель ведет.   ПСАЛОМ 2 1 К чему это неистовство народов и эти тщетные замыслы язычников? и правители сговариваются 3«Разорвем путы их, — говорят они, — сбросим с себя их оковы».   4Восседающий в небе на престоле посмеется над ними, выставит на посмешище их Господь. 5Скажет Он им во гневе Своем, пылающей яростью Своей их устрашая: 6«Совершил Я уже посвящение Царя Моего   7О воле Господа возвещать Я стану! Он сказал Мне: «Ты Сын Мой, Я ныне Отцом Твоим стал. 8Проси у Меня, и дам Я в наследие народы Тебе и землю от края до края Тебе во владение. и, словно посуду из глины, их разобьешь».   10Будьте ж мудры, цари,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

То, что человек делает сам по себе, – это «человеческое», оно имеет последовательное развитие, конечный пункт которого – «сатана» и «предание старцев» ( Мф.15:2 ) в иудаизме. Иудеи «отменили слово Божие преданием» своим ( Мф.15:6 ). Это – «предание человеческое, а не по Христу» (см. Кол.2:8 ). Об этом предании Господь сказал: «тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеским» ( Мф.15:9 ; Мк.7:7 ). И апостол предостерегает: не «увлекаться всяким ветрам учения по обману 571 человеков» ( Еф.4:14 ). В последние времена явится «число имени зверя», и это – «число человеческое» ( Откр.13:17,18 ). Путь обезбоженной цивилизации (т.н. постхристианского мира) приводит прямо к диаволу. Таково мировоззрение гуманизма в конечной фазе развития. Человек себя от диавола охранить не может: Пс.126:1             Если Господь не охранит город,                         впустую бодрствует охранинник. И строители деятельны, и охранник бдит, а результат – полная духовная катастрофа. Пс.126:2             Впустую – что вы, поднимаясь рано, встаете,                         поздно просиживаете, едите хлеб печалей, –                         тогда как возлюбленному Своему Он дает сон. «Хлеб печалей (ецев)» – «проклята земля в делах твоих, в печали (ицавон) будешь есть ее все дни жизни твоей» ( Быт.3:17 ) 572 . " Печаль» (ицавон) мужа и «печаль» (ецев) жены ( Быт.3:16 ) – страдания, которые нужно нести ради спасения. Далеко не всякий усердный труд пользует:        возможно «есть хлеб печали», трудиться от раннего утра до поздней поры, – «впустую» 573 , то есть нести «печаль» не от Бога, наоборот, трудиться, умножая грех 574 . Человек становится сам от себя печален – себя опечаливает, нагружает себя трудом и страданием – не спасительным. Напротив, «возлюбленный» йадид ( Пс.45 /44:1) у Бога получает благодатный «сон» – отдых от напрасных забот, ибо «довольно для [каждого] дня своей заботы» – (на греч): своего огорчения, своей «злобы» дня ( Мф.6:34 ). Те, кто живет в обезбоженной цивилизации, построили себе «дом» (и то, что в «нем»), бдят, трудятся неустанно – и «впустую», производя и усугубляя свою «печаль».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

1–3). Псалмопевец от имени общины верных просит Его о дальнейшем заступничестве за Израиль (ст. 4–6). Пс. 125 можно было бы отнести к разряду плачей, если бы не громко звучащая нота упования на Господа и веры в Его заступничество. Есть основание полагать, что в псалме подразумевается возвращение народа Божиего из вавилонского плена. Израильтяне возвращались в землю обетованную с великой радостью, хотя и знали, что впереди их ожидает множество испытаний. Заглавие. Песнь восхождения. См. вводные замечания к Пс. 119 . 125 Когда возвращал Господь плен Сиона. Имеется в виду возвращение народа Божиего из вавилонского плена (см. книги Ездры и Неемии). Израиль был отпущен из Вавилона в землю обетованную персидским царем Киром. Псалмопевец сознает, что решение Кира было обусловлено не соображениями политического порядка, а вмешательством Господа. 125 Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью. Участь людей всецело зависит от Божиего соизволения, по которому Он может переменить зло на добро, страдание на благословение (ср. Пс. 29,11.12 ; Ин. 16,20 ). Глава 126 Пс. 126 Эта исполненная мудрости молитва состоит из двух отдельных, но при этом тесно связанных, частей. В первой (ст. 1,2) псалмопевец говорит о тщетности любых человеческих усилий, не поддержанных Богом (эта мысль также пронизывает всю книгу Екклесиаста). Без помощи Господа человек не может ни построить дом (ст. 1), ни защитить от врага город (ст. 1), ни добыть себе пропитание (ст. 2). Поскольку Пс. 126 является песнью восхождения (см. вводные замечания к Пс. 119 ) и к тому же приписывается Соломону строителю храма, под «городом» и «домом» следует понимать Иерусалим и расположенный в нем храм Божий. Вторая часть (ст. 3–5) посвящена созиданию семьи рождению и воспитанию детей, которые являются Божиим даром. В ветхозаветные времена большое количество детей в семье воспринималось как Божие благословение, т.к. потомство рассматривалось в контексте обетования Господа Аврааму, согласно которому Израиль должен был стать великим и многочисленным народом (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Упокой, Господи, многострадальную душу усопшего раба твоего Преосвященного Вениамина. Протоиерей И. Поспелов Корсунский И.Н. Профессор А.П. Смирнов († 1 декабря 1896 г.): [Некролог]//Богословский вестник 1897. Т. 1. 1. С. 126–143 (2-я пагин.) Светильник ногама моима закон Твой, и свет стезям моим Пс.118:105 . —126— Когда заводят речь о каком бы то ни было профессоре или учёном, то, при разговоре о соответствующей его положению деятельности, естественно спрашивают и о том, какие „исследования“ сделал или напечатал он в области своей науки. В самых названиях: „исследования“, „разыскания“ и под. скрывается образ путника, шествующего по чьим-либо и по каким-либо, более или менее заметным следам, или пролагающего новые следы по дороге ещё не пройденной, стремящегося к какой-либо определённой цели, разыскивающего то, что относится и ведёт к этой цели и под. Цель бывает нередко отдалена и путь к достижению её длинен, окутан мраком то сомнения, а то и прямо нощи неведения. Истина, конечно, служит путнику светочем при его более или менее продолжительном шествии, исследовании, разыскании. Но не даром ещё древние недоумевали и вопрошали: что есть истина? ( Ин.18:38 ) и многие, как известно, считавшиеся учёными, не только разно, не редко до противоречия друг другу, понимали и толковали истину, но и извращали её, намеренно или не намеренно 98 . Только закон Божий, Богооткровенное слово Писания есть бесспорная истина ( Пс.118:142 ), и внемлющий сему за- —127— кону, слову, руководимый им исследователь не заблудит от истины, не споткнётся на пути своего следования к цели, на пути исследования. Таким именно исследователем – учёным и был скончавшийся 1 декабря 1896 года заслуженный экстраординарный профессор Московской Духовной Академии Андрей Петрович Смирнов, многочисленные исследования и статьи которого давали ему полное право говорить о себе пред Богом: светильник ногама моима закон Твой 99 , и свет стезям моим ( Пс.118:105 ) и которого шествие по жизненному пути также согласовалось с этим изречением слова Божия, как видно будет из предлагаемого, краткого даже, очерка этого пути почившего.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Работы кон. XX в. демонстрируют целостность Н. п. на тематическом и композиционном уровне. Результаты риторического и хиастического анализа хорошо коррелируют между собой, что подчеркивает риторическую изысканность структурного построения Н. п. Содержание Прор. Моисей учит народ Израиля. Миниатюра из Октатевха. XIII в. (Ath. Vatop. 602. Fol. 126) Прор. Моисей учит народ Израиля. Миниатюра из Октатевха. XIII в. (Ath. Vatop. 602. Fol. 126) Н. п. с учетом ближайшего контекста раскрывает эсхатологический призыв Иисуса: «...покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф 4. 17). Основной ее темой является «праведность» (греч. δικαιοσνη - 5. 6, 20; 6. 1, 33), позволяющая наследовать Царство Небесное. Иисус обращает Свои слова к ученикам, уже принявшим Его весть о Царстве (5. 1), в присутствии народа (7. 28). Перед тем как отправить учеников на миссионерское служение (10. 5-7), Иисус дает им учение о праведности, к-рое они должны принести Израилю и затем всем народам (28. 19-20). Иисус произносит Н. п. сидя на горе (5. 1); внешне это событие представляет собой аллюзию на получение Синайского законодательства; данная деталь подчеркивает характерный для Евангелия от Матфея образ Иисуса как нового Моисея и статус Его учения как Божественного Откровения, раскрывающего и исполняющего учение Торы. Вводная часть Н. п. (Мф 5. 3-16) содержит благословение праведников. Иисус раскрывает сущность праведности, позволяющей наследовать Царство Небесное (5. 3-10), и призвание Его учеников (5. 11-16). I. Заповеди блаженства (5. 3-11). Возвестив о приближении Царства Небесного (4. 17), Иисус объявляет, что его могут наследовать люди с определенными нравственными качествами, и поэтому они блаженны. Понятие «блаженный» (μακριος), означающее «счастливый», «удачливый», в LXX используется для обозначения того, кому даровано Богом спасение ( Stanton. 1993. Р. 298). Эквивалент на иврите - слово  . Подобные выражения широко употреблялись в библейской традиции: напр., «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых…» (Пс 1. 1). Можно выделить 2 разновидности «макаризмов» ( Allison. 1999). Для первой субъект является блаженным в силу имеющихся обстоятельств: «Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты!» (Пс 31. 1), для второй - по причине того, что ожидает его в будущем: «Блаженны скорбевшие о всех бедствиях твоих, ибо они возрадуются о тебе, когда увидят всю славу твою, и будут веселиться вечно» (Тов 13. 14). Блаженства Н. п. относятся ко 2-му типу, они подразумевают буд. награду праведным. Первая часть каждого блаженства описывает настоящее состояние верующих, а вторая представляет грядущее благословение.

http://pravenc.ru/text/Нагорная ...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010