Пиел, в пс. 91 (по евр.) ст. 16 – – (насыщу его) и Иез.32:4 – – (и насыщу) возводит эти последние писания к очень древнему времени; уверение же Lengerke, что вообще язык и образ стихословия псалма 89 сходен с прочими псалмами, несправедливое в приложении к характеристическим особенностям этого псалма, опровергается уже тем положением, что Моисей есть источник, из которого черпали мудрость и пророки и псалмопевцы. 313 Св. Афанасий в объяснении 80 пс. замечает, что, существовавшему в его время преданию, Моисей, написав молитву сию, передал ее для хранения в тайне, чтобы люди последующих времен знали, как должно им приносить исповедание, когда впадут в напасти… Но чтобы со временем молитва сия не предана была забвению, включили ее в число псалмов. (Тв. Св. Оо. в русск. пер. Т. 22 стр.335). Предание это, не заключающее в себе ничего невероятного, за исключением одного слова в «тайне», может служить подтверждением высказанного нами мнения. 314 Тоже мнение и в Рук. к послед. чт. уч. кн. В.З. – Киев, 1871 стр. 126. Подобное же мнение и у Павского, с тем впрочем различием, что он не говорит о сборнике песней еврейского народа, в котором бы до времени внесения в Псалтирь мог сохраняться рассматриваемый нами псалом, а вообще замечает, что этот пс. «от времен Моисея мог сохраниться в руках благочестивых ревнителей закона и время от времени воспеваем был в сонмищах пророков, каковых образец видим во времена Самуила…» (Обозр. пс. стр. 25–26). 316 S. Hilar. Pictav in Psalm explanat prolegom Opp ed Parisis 1652 p 632–3. Иеронима послание к Кипр по русск. пер. Т. 3 стр. 154–156. Павский в Обозр. Кн. Псалмов мнение это главным образом приписывает бл. Иерониму и св. Илария считает его последователем, замечая: «несмотря на сие (т.е. несообразности в применении означенного мнения к пс. 90–99) Иларий старается подкрепить и оправдать мнение Иеронима» (стр. 26–27). Таким образом он впадает в анахронизм, так как св. Иларий скончался в 368 году, когда бл. Иероним был еще юношей и не выступал на церковно-литературное поприще. Первое самое раннее сочинение Иеронима – письмо к Иннокентию – написано в 370 году, а послание к Киприану, где высказывается приведенное мнение, относят к 418 г. т.е. 50 лет спустя после Илария (см св. Илария жизнь в Истор. уч. об Оо. Ц. Филарета Черниг. Т. 2 стр. 13 и Биограф и хронологич. натал. твор. бл. Иеронима при Тр. К. Д. Ак. 1863 г.) Правильное потому было бы бл. Иеронима назвать последователем и защитником мнения св. Илария, о толковании псалмов которого он упоминает в послании к Марцелле (по р. пер. Т. 1, стр. 176–8), относящемся к 384 году, и в послании к бл. Августину, около 404 г. (Т. 2, стр. 513); но еще вероятнее, что он позаимствовал такое мнение из общего у них с св. Иларием источника – у Оригена , к коему, как толкователю Писания, оба они питали глубокое уважение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий что говорит, продолжает, о строении дома? Если не Господь созиждет его, то напрасно трудятся строящие его, когда и по построении и окончании града, никто не может и сохранить его, если не сохранит Господь его своим промыслом и содействием? (1) (1) Евсевия: Дом оный продолжается дотоле, доколе хранит его Господь; а когда сие хранение удалится когда-либо (как сказано: се оставляется дом ваш пуст), он превратится в пустыню, так что все старание и все пособие человеческое будет напрасно и излишне. Пс.126:2 .  Всуе вам есть утреневати, востанете по седении, ядущии хлеб болезни Итак, вы, Иудеи, строящие Иерусалим и хранящие его, – вы, которые и хлеба не едите без печали и мучения, и вы, которые в скорбях, знайте, что без помощи и содействия Божия напрасно ваше дело, что вы встаете строить очень рано и что вы поднимаетесь вдруг по седении (ибо глагол подниматься, по словам Феодорита, поставлен в неопределенном, а не в повелительном наклонении), т. е. напрасно вам так спешить, чтобы кончить скоро строение Иерусалима и храма, и даже сном не насыщаться ночью, ни днем не иметь покоя. А назвал Иудеев живущими в печали не только потому, что излишне трудились, но и потому, что сражались, как мы сказали, со врагами, и в одно и то же время и строили и вели войну с соседями, препятствовавшими им; и следовательно, несли двойной труд. (1) (1) Златоуста: А если они для восстановления города и стен его столько нуждались в помощи свыше, то тем более мы для совершения пути, ведущего к небу. А Феодотион, сказав (в переводе): ядущие хлеб идольский, сим, по замечанию Евсевия, показал, что место не принесло им никакой пользы; когда они вставали утром и потом отступали и снова обманывали, и по пременам опять прибегали к Нему; а причиною тому то, что они имели служить идолам, что и сбылось. Егда даст возлюбленным своим сон Пс.126:3 .  Се достояние Господне – сынове Когда, говорит, Бог даст возлюбленным рабам своим сладкий и свободный от всякого беспокойства сон, т. е. даст, по словам Феодорита, вам Иудеям покой и свободу от причиняющих вам беспокойство и ведущих брань врагов (а даст тогда, когда сие будет полезно); тогда не только храм и Иерусалим построится легко, но и сыны родятся вам, которые будут наследством и собственным народом Божиим. Последнее поместил Давид, как преимущественное благо; потому что у евреев деторождение было благо самое вожделенное и приятное. Так должно понимать сии слова в частности об Иудеях; а вообще понимать так, что когда Бог даст возлюбленным рабам своим сон, т. е. свободу, как мы сказали, и покой, тогда не только получат конец дела, которыми они занимаются, но сверх сего и непрерывно будут рождаться у них сыны, которые составят данное им от Господа наследство, т. е. будут наследниками ревности и добродетели отцов своих. (1)

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Посему нам нужно иметь адамантовый ум, неусыпное зрение, великое терпение, крепкие стены с ограждениями и запорами, бдительных и доблестных стражей, а прежде всего этого помощь свыше; ибо «аще не Господь сохранит град, всуе бдеша стрегущие его» ( Пс.126:1 ). Как же мы можем приобрести эту помощь? Если мы приложим все со своей стороны, здравые помыслы, великое усердие к посту и бдению, строгое исполнение закона, соблюдение заповедей и, что всего главнее, не будем самонадеянны. Если бы мы успели совершить даже великие подвиги, мы всегда должны говорить самим себе: «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии его» ( Пс.126:1 ); «яко несть наша брань к крови и плоти, но к началом, и ко властем и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным» ( Еф.6:12 ); день и ночь у нас помыслы должны пребывать вооруженными и быть страшными для постыдных похотей; так как, если они немного ослабеют, дьявол приступит с огнем в руках, чтобы поджечь и испепелить храм Божий. Посему мы должны оградить себя со всех сторон. У нас борьба с потребностью природы, подражание жизни Ангелов, соревнование с бесплотными силами; земля и пепел старается сравняться с небожителями, и тление вступает в соперничество с нетлением. Неужели теперь, скажи мне, кто-нибудь дерзнет равнять с таким делом брак и удовольствие? Не весьма ли это безумно? Зная все это, Павел говорил: «Кийждо свою жену да имать» ( 1Кор.7:2 ). Поэтому он уклонялся, поэтому не решался с самого начала говорить коринфянам о девстве, но продолжал речь о браке, желая мало-помалу отвлечь их от брака, и в эту длинную речь вставил краткие слова о воздержании, чтобы слух их не был поражен строгостью этого увещания. Кто составляет всю речь свою всецело из предметов тяжелых, тот бывает несносен для слушателя и часто вынуждает душу, не переносящую тяжести его слов, отвращаться от них; а кто разнообразит речь и составляет ее больше из легких, чем трудных предметов, тот прикрывает тяжесть предмета и, успокоив слушателя, таким образом успешнее убеждает и привлекает его, как поступил и блаженный Павел.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Зачем я это написал, и так кратко, так наскоро рассказал в неосторожной речи, – вы поймете тотчас, если подумаете об Епикурах и Аристиппах. 33. Письмо к Марцелле. О нескольких местах 126 псалма Блаженный мученик Памфил, которого жизнь описана в трех книгах кесарийским епископом Евсевием, желая сравниться с Димитрием Фалерейским и Низистратом в составлении священной библиотеки, и по всем странам отыскивая творения гениев, эти истинные и вечные их памятники, – с особенною заботливостью собрал книги Оригеновы, и посвятил их кесарийской церкви: поврежденную часть их впоследствии Акакий и Евзой, священники той же церкви, постарались восстановить на пергаменте. Хотя бл. Памфил нашел многое и оставил нам указатель найденного, однако ж тем самым, что не вписал в указатель, сознался, что не нашел комментария на сто двадцать шестой псалом и трактата о букве пе. Это не оттого, чтобы таким великим мужем (которого называем адамантом) было что-нибудь пропущено, но от того, что не все дошло до нашей памяти по нерадению потомков. Говорю я это вот к чему: так как ты предложила мне касательно упомянутого псалма вопрос: что такое хлеб болезни в словах: всуе есть вам утреневати, востанете по седении ядущии хлеб болезни ( Пс.126:2 ) – то я хочу показать, что я не знаю из комментариев Оригена , что он об этом думал. Поэтому обратившись к еврейскому, я нашел, вместо хлеб болезни, leem aasabim, что Аквила перевел: αρτον των διαπονηματων , то есть «хлеб трудов», Симмах αρτον κακοπαδουμενον , что значит «хлеб горестный», – пятый перевод и Феодотион, согласный в остальном с семидесятью толковниками, – «хлеб идолов»; шестой перевод – «хлеб πλνς », то есть, «заблуждения». Не должно удивляться, если Аквила поставил διαπονηματα вместо «идолов», потому что они – дела рук человеческих, – и народ пророчески обличается за то, что собирается понапрасну к храму с развратом, и отдохнув устремляется во святилище, – обличается потому, что он почитал идолов как Бога, судя по свидетельству Иезекиля, что в самом храме священники приносили жертвы идолам. К более полному твоему убеждению, скажу, что поставленное в еврейском вместо болезни слово «идолы», это же самое слово, то есть asabim, есть еще и в сто тринадцатом псалме, и переведено семьюдесятью так же – «идолы». Ибо в том месте, где мы читаем: идоли язык сребро и злато, дела рук человеческих ( Пс.113:12 ), – на еврейском находится asarreem, что Аквила переводит – «труды их». Если это так, то, значит, некоторые не напрасно разумеют под хлебом болезни или еретические таинства, или труды этой бедной и горестной жизни, в течение которой мы в поте лица едим хлеб свой, и для непродолжительного поддержания которой родится пища между терниями и волчцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

       «серебро твое стало изгарью» ( Ис.1:22 ) – оно даже не растрачено: на это серебро ничего не куплено, оно все вышло, полностью лишилось ценности, выгорело, – упразднено. «Ты упразднил» (hiphil) – от глагола шават: преставать, почить ( Быт.2:2,3 ); того же корня «суббота». «Нечестивые земли» – те, которых весь интерес – земное. Если учесть, что для переплавки использовались земляные формы, то образ получает завершение: при испытании (переплавке) нечестивого оказалось, что весь состав его души проникнут земным интересом, так что ничего ценного (бескорыстного, праведного) извлечь не удается. Если «серебро» души все выгорело, то бесполезно мучить (испытывать) такого человека. «Свидетельства» Божии, Откровение Божие можно крепче «полюбить», если знать, что возможна такая участь человека, когда в душе не остается ничего ценного. Пс.118:126             Время Господу действовать 555 :                         порушили Учение Твое. " Время» эт – также: срок. Учение-Тора – основание жизни. Когда народ, призванный нести Тору, порушил ее, разорил, удалил из жизни, Сам Бог должен действовать. «Срок» Боговоплощения настал, когда полностью извратили Тору 556 . Пс.118:139             Гнетет 557 меня ревность моя,                         ибо враги мои забыли слова Твои. «Ревность по доме Твоем снедает меня» ( Пс.69 /68:10). Когда человек ревнует о Боге, тогда его врагами становятся те, кто и Богу враг. Тогда же человек начинает видеть тех, кто враждебен до конца – изгладил из памяти («забыл») слова Божии. Пс.118:150             Приблизились охотники за коварством,                         от Учения Твоего – удалились. «Охотники» – «те, кто преследует, гоняется». Ср.: «взыщи мир (шалом) и преследуй его» ( Пс.34 /33:15). Хранение духовного мира требует целеустремленности и неотступности – преследования. Неотступность есть ценнейшее качество религиозной жизни. И такие же неотступные преследователи заняты охотой на праведника. Они даже не на праведника охотятся, они охотятся за коварством, чтобы вполне овладеть им.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

3) Пророк Давид говорил o Израильтянах: егда убиваше я, тогда изыскаху его, и обращахуся, и утренневаху к Богу ( Пс.77:34 ). Как бы так сказал Давид: когда Господь некоторых от Израильтян за беззакония наказывал и убивал, тогда прочие раскаивались, и обращались к Богу, и утренневаху к Нему, то есть рано или ревностно, тщательно и прилежно искали Бога, и молитвы тёплые и горячие проливали пред Ним. Христианине! аще тебе случится видеть, что Бог кого-либо за беззакония или по другим неизвестным каким причинам наказывает: или отнятием жены, или пожаром, или болезнью, или смертью , или гладом, или бедностью, или напастью, или потоплением – сими примерами ты исправляйся, приходи в разум истины и на путь покаяния, и глаголи с Давидом: Боже, ущедри ны и благослови ны; просвети лице твое на ны и помилуй ны, познати на земли путь твой ( Пс.66:2–3 ), и проч. 4) Пророк Давид говорит: аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии: аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий; всуе вам есть утренневати ( Пс.126:1–2 ). Сими словами изъясняет Пророк, что дом или целый порядок экономический, или целое состояние общества, без промысла и содействия Божия, желаемых успехов не получает. Всуе вам есть утренневати, то есть тщетны там людские советы, поты, иждивения, тщетно всякое усилие, тщетны труды, кои человек очень рано предприемлет, идеже Господь промысл Свой отъемлет. Аще не Господь пошлёт детей, жену добрую, фамилию многолюдную, богатство, здравие, честь, достоинства, премудрость, жатву изобильную – тщетно, человече! трудишься, всуе утреннюешь. Кроме того сими словами не то доказывается, якобы уже человеку и трудиться не должно, ибо тот же Давид говорит в вышшем (стр. 133) псалме: труды рук твоих снеси ( Пс.127:2 ); но в рассуждаемом тексте доказывается то, что при всех трудах, советах, намерениях – должно предавать себя промыслу Божию, и испрашивать от Бога благодати Его, содействующей и благословляющей все наши богоугодные дела, и получаемые успехи в делах наших не своим силам приписывать, – но Божиим. Христианине! начиная ты всякое доброе дело, призывай в помощь Бога, и начинай с молитвою, да благословит предприятия твои во благое. И то только старайся делать, что Его благодати, премудрости, и благости не противно. Во всём себя вручай промыслу Божию, который, когда отверзается, всяческие исполняются благости.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

926 См. его Изъясн. на этот Пс. – По мнению же новейших защитников гипотезы о Маккавейских псалмах, 127 псалом относится к обстоятельствам, описанным в 1Макк.12:53–13, 3 и 14, 25 и дал. (См Hitzig Psalmencommentar); но мы не останавливаемся на этом мнении, так как в цитированных местах 1 Макк. незаметно почти никакого отношения к содержанию псалма, да к тому же мнение это опровергает самым положением псалма в числе песней степеней, которые, по всем вероятным основаниям и согласному признанию большинства ученых, находились уже в богослужебном употреблении во времена ближайшие к возвращению из плена (См. песнях степеней Hengst – Comment, Bunsen – Bibelwork, Ehrt – Abfassungszeit Psalters S 103–103 и др., и у нас в Воск. Чт. 1856/7 41, стр. 390–1). 927 Мнение о происхождении 126 пс. от Соломона у нас высказывают: В Преосв. Филарет Митр. Московский (в начертании Библ. Истр. стр. 374 изд. 1819), Арсений М. Киевский (Введ. в св. кн. В. З. Киев 1878, стр. 89), прот. Богословский (Св. Ист. В. З. стр. 419 изд. 4-е), прот. Г. Павский (в Обозр. псалмов стр. 36), архим. Михаил (в Чт. Общ. Люб. Дух. просв., 1872 г. 1, стр.41); из новейших иностранных ученых его защищают: O V Gerlach, Toluck, Hengstenberg, Moll и др. 952 См. Руков. к чтению Свящ. Пис. В. и Н. Завета М. Амвросия: Чт. об истории кн. Св. Пис., Лебедева, М. 1860 стр. 70–71; Ист. кн. Св. П. в перев. Гуляева – предисл. и др. 956 Единственные признаки позднейшего происхождения псалма находят в положении его в конце Псалтири и притом между песнями степеней, – что, как уже выше было замечено, само по себе не ведет еще к желаемому заключению, – и потом в употреблении некоторых грамматических форм и сочетаний, свойственных будто бы исключительно позднейшему периоду священной еврейской письменности, но на самом деле встречающихся и в древних писаниях, каковы по указаниям Гитцига, Ленгерке и отчасти Генсгстенберга; арамейская форма окончания _ в слове в ст. 4 вм. , как напр. в Пс.16:6, 60:13 и уже Исх.15:2 ; употребление суффикса единств при множественном окончании в слове ст. 12, как уже Втор.28:50 , если только еще можно поручиться за правильность нынешней пунктуации, и сочетание in st. c совершенно синонимических слов (в ст. 3 и в ст. 6 ), примеры которого мы видим уже в Быт.49 , Суд.5 ; Пс.18:72 (евр.) и мн. др.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

218 Так, действительно, и принуждены (может быть не без краски стыда) критики объяснять, например, в Пс. 82:7–9 имена Моавитян, Амаликитян, Ассура, так как «при Маккавеях этих народов много столетий уже не существовало» Baethgen. Psal. 258s., – очень любопытны здесь уловки! Обычно Пс.43:14;82:7–9 критики указывают параллели в 1Мак.5 гл…, но почему в этих «параллельных» Псалмах не упоминается о Тимофее и Иуде Маккавее и вообще ни об одной частности из 5 главы 1 Мак.? Почему даже о Сирийцах не упоминается? Их доводиться критикам отождествлять с Ассирийцами, хотя не без смущения… Ibid. 219 Например, Бетген в пс. 44,74,79 и 83, признаваемых им «ясно Маккавейскими» и то не находит таких черт (срав. его Die Psalmen: 123–126,227–231,244–246,254–256ss.). Из приводимого им таргумического понимания некоторых слов этих псалмов видна существенная разность в языке псалмов и таргумов (напр., пс. 74:5–6,19 ст. и др.). О других псалмах и говорить нечего. 220 Позднейшее, нам известное, критическое решение этого вопроса со ссылками на «предшественников и литературу» вопроса у Бэтгена (Die Psalmen 1897r.29–39ss.). В подробный разбор его и его предшественников не входим. 226 В статьях свящ. Боголюбского (Чт. Общ. Люб. дух. просв. 1872–78г.г.): «замечания на текст Псалтири по переводу 70 и славянскому», решается иногда этот вопрос в связи со славянскими чтениями, а также у о. Вишнякова: Объяснение Псалтири (Спб. 1894г.), в отношении к 1–36 псалмам. 229 Более подробные сведения о ранних толковниках см. у Cornely. 123–132. Keil. Einl. 356. Вишняков. О происхождении Псалтири. 1–32 стр. Здесь же обозрена и охарактеризована и русская толковательная литература на Псалтирь. 230 Олесницкий. руководственные сведения… 68–72 стр. Здесь более подробно изложены отеческие суждения о книге Притчей, нами опускаемые. 231 Cornely. 1.с.2,142–149 pp. подробный и прекрасный разбор западных критических гипотез о происхождении кн. Притчей сделан в русской литературе проф. А. Олесницким (в сочинении: Книга Притчей и ее новейшие критики. К. 1884г., 63–110стр.) и арх. Михаилом (Библейская наука. 4:98–112стр.). Так как особого апологетического интереса разбор этот для на не представляет, то и опускаем его, отсылая интересующихся к упомянутым трудам. С другой стороны, как видно из критических трудов, критические возражения не слишком прочны, а скорее имеют сомнительное достоинство и позднейшими критиками не повторяются (Konig. Einl. 1893u/408–410ss.). Позднейший известный нам ученый крайнего критического направления, Франкенберг (Die Spruche. 1898r.7–9ss.), говорит, что в происхождении книги Притчей все «мраком покрыто». А потому, изложим лишь положительные библейские свидетельства не столь мрачные…

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Когда умирает тело, тогда слышится скорбь и отчаяние; а когда умирает душа от смертного греха, тогда часто и не думают об этом. Так мы не знаем достоинства души своей, и, подобно Адаму и Еве, отдаем свою душу за красный по виду плод. Почему же мы, по крайней мере, не плачем, подобно Адаму и Еве? Плач потерявших душу должен быть горестнее плача Иеремии, который, оплакивая бедствия отечества, взывал: «Кто даст главе моей воду и очесем моим источник слез?» ( Иер.9: 1 ). У нас же, большей частью, забота о стяжании благ, только, к сожалению, часто земных и временных, а не небесных. Забываем мы, что земные блага скоропреходящи и неудержимы, тогда как блага небесные – вечны, бесконечны и неотъемлемы. Всеблагий Господи! Помози нам презирать всё скоропреходящее, и пещися о едином на потребу спасении душ наших. 2. ИЗЪЯСНЕНИЕ 126-го ПСАЛМА В ИСТОРИЧЕСКОМ И ДУХОВНОМ СМЫСЛЕ Когда Иудеи, по возвращении из Вавилона, начали строить храм и город свой, то они встретили сильное противодействие со стороны соседственных племен, так что им приходилось в одно время и строить, и отбиваться от неприятелей, и, по словам Неемии, «Строившие стену и носившие тяжести... одною рукою производили работу, а другою держали копье» ( Неем. 4: 17 ). К этим-то Иудеям пророчески обращается святой Псалмопевец и, научая их надеяться не на труды и старание свое, и не на оружие, а на помощь Божию, говорит так: «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии: аще не Господь сохранит град, всуе бдит страж. Всуе вам есть утреневати: востанете по седении ядущие хлеб болезни, егда даст возлюбленным Своим сон» ( Пс.126:1–2 ). Слово «востанете», по изъяснению Феодорита, должно понимать здесь не в значении повелительного наклонения, а неопределенного, то есть вместо «востанете» – «воставати». Пророк говорит, что, без содействия Бога всяческих, всё напрасно, – и утреневати, и, по кратком сидении, скоро вставать для охранения города и для предположенного созидания. А потому вкушающим хлеб с болезнью, по причине восстания врагов, советует иметь надежду на Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

3. Не будем же забывать об этом; и судя по долготерпению Божию к нам, не подумаем, что Он не знает, како­вы мы. Бог для того долготерпит и отлагает наказание, чтоб, обратившись к лучшему, не были мы преданы мучениям. Греша (ненаказанно), не подумаем, что Бог соизволяет грехам нашим, когда не тотчас наказывает; но о том да помышляем, что вот вот изыдем из века сего и в оном отлучены будем от отцев и братий наших, украшенных венцами победы.-Но ведь их и мы иметь можем, если захотим последовать стопам их, побуждая себя к тому тою мыслью, что если Апостол еще здесь отлучает святых от грешников, и согрешающих «предает во измождение плоти, да дух спасется» (1Кор. 5:5); не тем ли паче будет так там? Блажен человек, ко­торый боится Господа, и которого Господь подвергает наказа­нию, чтоб исправился, и научает закону Своему, чтоб ходил в заповедях Его во все дни жизни своей, не испыты­вая мучении совести ни за какой грех. 4. Итак, рассмотрим и мы пути свои и исследуем стези свои; и обратившись ко Господу, воздеем горе-к небу с руками своими и сердце, чтобы в день суда, Он был нам помощником, и чтоб не постыдиться нам, «егда возглаголем врагом своим во вратех» (Пс. 126:5); но паче удостоиться услышать: «отверзите врата, да внидут людие, хранящии правду и хранящии исти­ну, приемлющии истину и хранящии мир, могущие сказать: яко на Тя надянием надеяхомся Господи, во век» (Исаии 26, 2—4). Да памятуем Господа и Иерусалим (горний) выну да восходит на сердце наше. Возревнуем уподобиться тому человеку, о котором написано: «Благословен человек, иже надеется на Господа, и будет Господь упование его: и будет яко древо, насажденное при водах и во влаге пустит корение свое: не убоится егда приидет зной, и будет на нем стеблие зелено, и во время бездождия не устрашится, и не престанет творити плода. Глу­боко сердце человеку паче всех, и человек есть, и кто познает его? Аз Господь, испытуяй сердца, и искушаяй утробы, еже воздати комуждо по пути его» (Иерем. 17:7—10). 5. Будем помнить о себе и не понерадим о грехах, соделанных нами; с заботливым сердцем будем по­мышлять о каждой заповеди Отца нашего, и тех, которые учи­ли нас. Веруя во Христа, будем готовы и все претерпеть ради Его, зная, что тайна жизни-в хождении по заповедям, как написано: «Светильник ногама моима закон твой и свет стезям моим» (Пс. 118:105); и еще: «Слово Твое живи мя» (там же, ст.50); и: «Закон Госпо­день непорочен обращали души... Заповедь Гос­подня светла, просвещающая очи» (Пс. 18:8—9). И Апостол говорит: «Закон свят и заповедь свята и праведна и блага» (Рим. 7:12). Делом все сие изведав, и мы сподобимся того, что говорится о праведниках: «егда падет не разбиется, яко Господь подкрепляет руку его» (Пс. 36:24); и еще: «Седмерицею па­дет праведный и возстанет» (Притч. 24:16).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2920...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010